Скачать epub pdf Житие святого Стефана Дечанского, краля Сербского 7287 Память 11 ноября Стефан Урош III Дечанский был Сербский краль (король), из числа благочестивых кралей и царей древнего православного Сербского государства. Он был сыном св. краля Стефана Уроша II Милутина 7288 , внуком Стефана Уроша I 7289 и правнуком св. Стефана, первовенчанного краля Сербского 7290 , брата святого Саввы, первого архиепископа Сербского и сына Великого Сербского Жупана св. Стефана (в иночестве Симеона) Неманя 7291 , основателя древнего Сербского государства. Матерью его была первая жена Милутина, Елисавета, дочь Венгерского короля Стефана V. Принадлежа к благочестивой Сербской королевской семье, Стефан с детства был воспитан в христианском благочестии. С ранних лет Стефану пришлось видеть и пережить много тяжких бедствий. В Сербии в те времена бывали частые смуты и междоусобия среди королевского рода, восстания и крамолы вельмож, постоянные войны с соседями – Болгарами, Греками и Татарами. Враги православного восточного христианства, татары, разгромивши и покоривши православную Русь, разоряли и прочие славянские православные государства, угрожали Болгарии и Сербии. Особенно сильная опасность грозила славянским государствам Балканского полуострова со стороны Крымского хана Ногая. Татарские войска, высылаемые Ногаем, опустошали Болгарию и Македонию, вторгались и в Сербию. Болгары на время подпали даже зависимости от Татар, та же участь угрожала и Сербии. Но Сербский король Милутин принял решительные меры. Не будучи в состоянии силой сопротивляться могущественному татарскому хану, он вступил с ним в переговоры, отвратил нашествие татар, но вынужден был отправить молодого сына в татарский лагерь в качестве заложника вместе с несколькими знатными сербскими боярами. Но Бог помогал благочестивому Стефану в его несчастьях. Возникшия вскоре среди татар междоусобия кончились убийством Ногая. Воспользовавшись сими смутами среди татар, Стефан возвратился на родину. Ради совместной борьбы с Татарами болгарский царь Смилец вступил в союз с сербским кралем Милутином; союз этот сопровождался браком сына Милутинова, Стефана Уроша, с дочерью Болгарского царя Смильца.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

(965 или 967 - 17.06.1025), старший сын польск. кн. Мéшко I, с 992 г. польск. князь, с 1025 г. (вероятно, с Пасхи) король, один из создателей средневек. Польского гос-ва, организатор независимой от Германской империи Польской Церкви. Для 1-го десятилетия правления Б. X., к-рое в целом отличалось внешнеполитической активностью Польского гос-ва, было характерно тесное сотрудничество с герм. имп. Оттоном III († 1002), строившим планы обновления империи на Западе (renovatio imperii Romanorum). Политико-юридический статус Польши внутри такой обновленной империи был не вполне ясен, но можно с известной определенностью утверждать, что ей отводилась роль оплота миссионерской работы по обращению к христ. вере языческих народов к северу и востоку от тогдашних польск. границ, т. е. прежде всего поморских славян и балтских пруссов и ятвягов. Наиболее известными эпизодами такой работы явились поддержанная Б. X., но неудавшаяся миссия к пруссам св. Адальберта , еп. Пражского, в 997 г. и создание на польско-поморском пограничье, в Мендзыжече, мон-ря, к-рый должен был стать базой буд. миссии. Первыми насельниками мон-ря стали монахи-пустынножители из окружения блж. Ромуальда , основателя конгрегации камальдулов . Согласно древнейшей польск. хронике Галла Анонима (нач. XII в.), к-рая в данном случае опирается, вероятно, на текст утраченного первоначального повествования о мученичестве св. Адальберта, Оттон III уступил Б. X. права империи по церковной организации в самой Польше, а также в завоеванных или еще только подлежащих завоеванию «варварских» землях ( Gall. I. 6). В рамках этого польско-нем. сотрудничества следует рассматривать и учреждение в марте 1000 г. в присутствии самого Оттона III в Гнезно, одном из стольных городов Б. Х., где покоились выкупленные им у пруссов мощи св. Адальберта, самостоятельного (т. е. подчиненного непосредственно папскому престолу) архиеп-ства, к-рому были подчинены учрежденные тогда же польск. еп-ства в Кракове, Вроцлаве и Колобжеге. Это был крупный церковно-политический успех Б. X., впрочем, польск. средневек. историческая традиция была склонна его преувеличивать, неосновательно приписывая Гнезненскому съезду еще и королевскую коронацию Б. X. В Гнезно Оттон III вручил Б. X. копию копья св. Маврикия , палладиума империи (аналогичную копию в 1001 получил венг. кор. св. Стефан I ), как символ вхождения польск. князя в идеальную «семью государей», возглавляемую императором.

http://pravenc.ru/text/149681.html

[Румын. ara Moldovei] (сер. XIV в.- 1862), включало часть территории совр. Румынии и большую часть территории совр. Молдавии. Столицы - Бая (1359-1365), Сирет (1365-1385), Сучава (1385-1572), Яссы (1572-1862). Название М. к. происходит от наименования р. Молдовы, в долине к-рой оно возникло. В основе этимологии, по мнению ряда ученых, находятся гот. слово mulda, обозначающее «песок», «измельченный», или тайфальское muldah(u)a - «река с пологими берегами», перенятое и незначительно видоизмененное саксон. колонистами (ср. саксон. название Влтавы в Чехии, которое встречается в лат. транскрипции как Muldavia или Moldavia). Эта же этимология заложена в основанном готами городе на р. Молдове - Civitas Moldaviae (ныне Бая) ( Spinei. 1982. P. 56-57). География. В кон. XIV в. М. к. занимало территорию, ограниченную на востоке р. Днестр, на юге и юго-западе - Чёрным м. и низовьями рек Дунай и Милков, на западе - Вост. Карпатами, верховьями рек Милков, Путна, Тротуш, Бистрица, Молдова, на севере - р. Черемош (выше совр. г. Черновцы). В 1408-1412 гг. в состав М. к. был включен порт Килия на Дунае, при господаре св. Стефане III Великом (1457-1504) - уезд Путна на границе с Валашским княжеством. В 1484 г. М. к. лишилось портовых городов Четатя-Албэ (ныне Белгород-Днестровский) и Килия, захваченных османами. Со времени правления св. Стефана III молдав. господари получили от венгерского короля домены в Трансильвании: Родна, Чичеу и Четатя-де-Балтэ. Договором от 1499 г. была установлена граница с Польшей по р. Черемош, в кон. 1502 г. св. Стефан III вступил во владение обл. Покутье (утрачено в качестве свадебного дара несостоявшегося брака Богдана III; при господаре Петру IV Рареше попытки вернуть Покутье не увенчались успехом). В 1538 г. в результате похода османского султана Сулеймана I Великолепного М. к. потеряло крепость Тигину, затем юго-вост. часть Пруто-Днестровского междуречья, которое заселили вассальные Порте татары. В 1713 г. Османской империей был аннексирован Хотинский у. Значительные территориальные потери М. к. понесло в посл. четв. XVIII - первых десятилетиях XIX в., когда Буковина (1775) и Бессарабия (1812) вошли в состав Габсбургской монархии и Российской империи. После Крымской войны, с 1856 по 1878 г. (Берлинский конгресс), М. к. (в 1859 объединенное княжество Молдовы и Валахии, в 1862 Румыния) временно были возвращены южные уезды Бессарабии. Население

http://pravenc.ru/text/2564044.html

Глава третья. Св. Иустин Мученик 92 Почти за двести лет до появления «Церковной Истории» Евсевия апологии и противу-еретические сочинения св. Иустина читались и перечитывались и в Риме, и в Антиохии, и в Лионе, и в Карфагене. Ими пользовались многие апологеты и христианские писатели II-ro и III-ro вв. св. Ириней, Ипполит, Эгезипп, Минуций Феликс , Тертуллиан , Феофил Антиохийский , Афинагор, Мелитон, автор псевдомелитоновой апологии, автор «Малого Лабиринта», Татиан и св. Мефодий, епископ Тирский. (Последний стоит на рубеже III-ro и IV в.) 93 . Но у всех этих писателей мы не находим почти никаких сведений о жизни и литературной деятельности наиболее знаменитого апологета II-ro в.: все они ограничиваются либо названием сочинений св. Иустина, либо краткими выдержками из этих сочинений, либо молчаливым заимствованием из них. Понятно, поэтому, как мало мог Евсевий возпользоваться трудами своих предшественников для изображения жизни и деятельности св. Иустина. Несмотря на это, сведения Евсевия об Иустине превосходят в своей сложности сумму сведений об этом апологете всех, перечисленных выше, до-евсевианских писателей. Св. Иустин – любимый Евсевием апологет. Евсевий сообщает нам подробные сведения о жизни апологета, делает пространный выписки из обеих апологий его и из «Диалога с Трифоном». Он выписал по счету Гарнака, четырнадцатую часть из обеих апологий. В «Хронике». Евсевий под 2154 г. (140 г. по P. X.) пишет: «получил известность Иустин философ , который подал Антонину апологетическое сочинение о правильном понимании нас” 94 . Это первое по времени известие Евсевия об Иустине. Год крещения св. Иустина Евсевию, вероятно, не известен. Ученые определяют этот год гадательно: одни говорят, что св. Иустин крещен в 133 г. (Мёлер), другие указываиот на 137 г. (Чирнер), третьи – на целое четвертое десятилетие II-ro в. (Отто). Во всяком случае, св. Иустин принял христианскую веру ранее 140 г., – того года, в который апологет, по словам «Хроники», «получил известность», подавши апологию Антонину Пию. Впрочем дата подачи первой апологии, как мы увидим впоследствии, не верна.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

III. Учреждение Святейшего Правительствующего Синода Коллегиальное управление. – Феофан Прокопович . – Духовный регламент. – Открытие Святейшего Синода. – Вопрос о патриаршестве. – Патриаршие грамоты. – Прибавление к духовному регламенту. I Петр сам на себе нес всю тяжесть государственного правления и понимал, что с подобною тяжестью не всякому можно справиться одному. Занимаясь делами с четырех часов утра до позднего вечера 463 , он все же жаловался, что множество всевозможных забот не позволяет ему входить во все, и говорил, что «Господь возложил на царей в двадцать раз более дел, чем на всякое другое лицо, и в то же время не дал им в двадцать раз более сил и способностей для выполнения этих дел» 464 . В меньшей мере, но то же было применимо и вообще ко всякому правителю отдельной части в обширном государстве. Необычайная обширность России, при ее первобытности, при отсутствии путей сообщения и способов сношений, при огромной массе дела, поставляемого ею каждому правителю отдельной части, способствовала развитию всевозможных злоупотреблений и делала государство бессильным в их искоренении. Поэтому задачей Петра в его преобразованиях управления и было установить, на место отдельных правителей, такие учреждения, которые бы, во-первых, превышали единоличные силы человека, во-вторых, в себе самих заключали препятствие к развитию злой воли или личного пристрастия. Такому идеалу правительственных учреждений, по тогдашним новейшим воззрениям 465 , и отвечали коллегии. Было уже упомянуто, когда Петр впервые высказал официально мысль о «духовной коллегии». 20 ноября 1718 года на докладе местоблюстителя патриаршего трона, митрополита Стефана, о необходимости разрешения многих назревших церковных дел и вопросов, о запущенности дел во многих епархиях вследствие отсутствия у них архиереев или престарелости владык и неспособности заниматься епархиальными делами, государь написал: «а для лучшего впредь управления мнится быть удобно духовной коллегии, дабы удобнее такия великия дела исправлять было возможно» 466 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Глава III. Беседы о служении Богу в праздничные дни Предисловие Беседы сии, напечатанные отдельными книжками в числе пяти тысяч, разошлись в продолжение года; это заставило повторить и дополнить их изъяснением Литургии как важнейшей части Богослужения. Они вначале говорены были в церкви сельским прихожанам после утрени, чтобы свободное время не терялось в праздных разговорах. Желательно, чтобы назначение их не терялось и при других церквах. Польза от сего и та быть может, что прочитанное пред обедней понудит слушателей во время обедни помышлять более о Боге. Боголюбцы! не упустите случая благоугодить Богу и помочь ближним в деле спасения. Если и чаша холодной воды, по слову Господню, поданная ради имени Его, не останется без награды, то тем более не останется без всякого воздания дело душеспасительное. Здесь не чаша студеной воды, но собрание слов, могущих просветить ум и привести душу к источнику жизни вечной. Братие, – говорит нам апостол, – аще кто от вас заблудит от пути истины; и обратит кто его, да весть, яко обративый грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти, и покроет множество грехов. И справедливо – если будет от Бога милость тому, кто ради Его насытит алчущего, поможет больному, посетит заключенного в темнице, то не большей ли милости удостоится тот, кто поможет больному душой, возвратит к жизни умершего духом! «Пусть кто раздает тысячи, – говорит Златоуст, – он не столько сделает, сколько тот, кто спасет душу от погибели». Значит, награда будет тому великая, кто поможет другому во спасении, отвратит его от пути зла; и если сам что сделал подобное, получит прощение, – покрыет множество грехов. И даже – что еще? – чего не может сделать пост, молитва, милостыня, ни иное что, то делает спасение заблудшего; это одно может сделать человека чистым от всех грехов, святым, как уста Божии. И это Не другой, кто говорит, а Сам Бог: аще изведеши честное от недостойного, яко уста Моя будеши. Вот как может эта добродетель очистить, освятить возлюбившего ее! О соблюдении праздников

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Глава вторая. Диспут Язона и Паписка Под именем апологий христианства должно разуметь не одни только судебно-защитительные речи но и все те сочинения, в которых доказывается превосходство христианства пред язычеством и иудейством. К последнему роду апологий относится антииудейское сочинение „Диспут Язона и Паписка» 64 . Этот диспут до нас не дошел. Не смотря на это, мы имеем о нем довольно удовлетворительные сведения. „Диспут Язона и Паписка» – это разговор Еврея-христианина Язона с александрийским иудеем – Паписком написанный на греческом языке, в период от 135 до 165 г. и очень распространенный в древней церкви. По своему объему это сочинение небольшое 65 . Содержаниие его христологическое. Здесь доказывается что пророчества ветхозаветных книг относятся ко Христу. „Диспут” носит аллегорический характер, но свободен от крайностей аллегорического направления. – Более полное и ясное понятие о характере и содержании „Диспута Язона и Паписка» может дать „Диспут Симона и Феофила», который, как доказал Ад . Гарнак, есть не более как рабское подражание „диспуту Язона и Паписка», сделанное в начале V в. галльским теологом Евагрием 66 . Бл. Иероним упоминает о „Диспуте Язона и Паписка» два раза. Так в комментариях на III гл. (13 ст.) послания ап. Павла к Галатам бл. Иероним пишет: „в Диспуте Язона и Паписка», написанном на греческом языке, так выражено: Λοιδορα Θεο κρεμμενος, то-есть: „проклятие Бога, который повешен” 67 . Из этих слов бл. Иеронима можно заключать, что автор „Диспута» пользовался не переводом 70-ти, но каким-либо другим, именно – переводом Акилы, по мнению Гарнака 68 . В толковании на I гл. книги Бытия бл. Иероним говорит по поводу слов „в начале Бог сотворил небо и землю»: „Многие думают, как это написано и в „Диспуте Язона и Паписка» и как это утверждает Тертуллиан в книге против Праксея и Гилария в изложении какого-то псалма, – будто в еврейском тексте написано: „в Сыне Бог сотворил небо и землю.” Что хотел сказать бл. Иероним в этих словах? То ли, что автор диспута объяснял выражение „в начале» выражением: „в сыне», или то, что он переводил еврейское слово: «bresith» словом: „в сыне»? „Много, говорит Гарнак, потрачено было труда, чтобы объяснить это место.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

(Ответ профессора Голубева профессору Титову и беседы его с разными лицами по вопросам ученым, учебным и житейским). Содержание I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV. XVI. XVII XVIII XIX Беседа профессора Голубева с академиком А. А. Шахматовым Беседа профессора Голубева с академиком E Е. Голубинским XXI XXII XXIII Действие первое Явление 1-е Явление 2-е Явление 3-е Явление по счету 4-е, но по времени немного предшествовавшее 3-му Явление 5-е Явление 6-е Явление 7-е Действие второе Явление 1-е Примечание к сему явлению Явление 2-е Явление 3-е Действие третье Явление 1-е Явление 2-е Примечание к сему 3-му действию Действие четвертое Явление 1-е Примечание к сему явлению Явление 2-е XXIV XXV XXVI XXVII Post scriptum     По временам, в тех или иных изданиях, я помещаю сравнительно небольшие статьи под следующим общим заглавием: «Объяснительные параграфы по истории западнорусской церкви». Статьи эти имеют задачей сообщать новые сведения из области истории западнорусской церкви (восполнять существующие в литературе пробелы) и исправлять вкравшиеся в сию область ошибочные мнения, неточности и т. п. Последняя моя статья под означенным заглавием, помещенная в декабрьской книжке Трудов киевской духовной академии за прошлый год, имела главной своей задачей сделать документальную и критическую оценку многочисленным библиографическим открытиям профессора Титова, которые, по моему мнению, оказываются открытиями мнимыми, произошедшими, – как я говорил, – с одной стороны, от полной неосведомленности почтенного профессора с предметом, о котором он возымел желание трактовать, а с другой – вследствие отсутствия у него критического отношения к затронутому вопросу, отсутствия даже намека на это. Наряду с этой главной задачей я коснулся и других вопросов, большей частью, так или иначе связанных с библиографическими открытиями проф. Титова (например, вопроса о начале книгопечатания в Киеве и других). Упомянутая моя статья, как основанная на документальных данных, критически проверенных и тщательно продуманных, притом не только устанавливающая вполне верный взгляд на мнимые открытия проф. Титова, но попутно исправляющая вкравшиеся в нашу библиографию и другие ошибочные мнения, – без сомнения, представляет ту или иную научную ценность. Не автору судить о размерах этой ценности, но он смело может сказать, как бы ни мала была лепта, вложенная его статьей в научную сокровищницу, она есть лепта настоящая, а не фальшивая, и библиографы не могут отказать ей в учете.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Енё Гергей СПИСОК ПАП И АНТИПАП Св. Петр, (33)-64(67) Св. Лин, 67–76(78) Св. Клет(Анаклет), 76(78)-88(90) Св. Климент I, 88(90)-97(99) Св. Эварист, 97(99)-105(107) Св. Александр I, 105(107)-115(116) Св. Сикст I, 115(116)-125 Св. Телесфор, 125–136 Св. Гигин, 136–140 Св. Пий I, 140-(154)155 Св. Аникет, (154)-(165)166 Св. Сотер, (165)166-(174)175 Св. Элевтерий, (174)175–189 Св. Виктор I, 189–199 Св. Зефирин, 199–217 Наталис (антипапа) (199-[?]) Св. Каликст I, 217–222 Ипполит (антипапа), (217–235) Св. Урбан I, 222–230 Св. Понтиан, 230.VII.21–235. IX.28 Св. Антер, 235.XI.21–236.I.3 Св. Фабиан, 236.I.10–250.I.20 Св. Корнелий, 251.III-253.VI Новациан (антипапа), (251–268) Св. Луций I, 253.VI.25–254.III.5 Св. Стефан I, 254.V.l2–257.VIII.2 Св. Сикст II , 257.VIII.3O-258.VIII.6 Св. Дионисий, 259.VII.22–269. XII.26 Св. Феликс I, 269. I.5–274. XII.30 Св. Евтихий, 275.I.4–28З.XII.7 Св. Гай, 283.XII.17–296.IV.22 Св. Марцеллин, 296.VI.30–304.X.25 Св. Марцелл I, 308.V.27–309.I.16 Св. Евсевий, 309(310)IV.18–309(310) VIII.17 Св. Мильтиад (Мельхиад), 311.VII.2–314.I.11 Св. Сильвестр I, 314.I.31–335.XII.31 Св. Марк, 336.I.18–336.X.7 Св. Юлий I, 337.II.6–352.IV.12 Либерий, 352.V.17–366. IX.24 Феликс II (антипапа), (355–358; 365.XI.22) Св. Дамас I, 366.X.1–384.XII.11 Урсин (антипапа), (366–367) Св. Сириций, (384.XII.l5–399.XI.26) Св. Анастасий I, 399.XI.27–401.XII.19 Св. Иннокентий I, 401.XII.22–417.III.12 Св. Зосима, 417.III.18–418.XII.26 Св. Бонифаций I, 418.XII.29–422.IX.4 Евлалий (антипапа), (418.XII.29–419) Св. Целестин I, 422.IX.10–432.VII.27 Св. Сикст III, 432.VII.31–440.VIII.19 Св. Лев I (Великий), 440.IX.29–461.XI.10 Св. Иларий, 461.XI.19–468.II.29 Св. Симплиций, 468.III.3–483.III.10 Св. Феликс II, 483.III.13–492.III.1 Св. Геласий I, 492.III.1–496.XI.21 Св. Анастасий II, 496.XI.24–498.XI.19 Св. Симмах, 498.XI.22–514.VII.19 Лаврентий (антипапа), (498,501–505) Св. Гормизд, 514.VII.20–523.VIII.6 Св. Иоанн I, 523.VIII.13–526.V.18 Св. Феликс III , 526.VII.12–530.IX.22 Бонифаций II, 530.IX.22–532.X.17

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Павел I, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1611. P. 116 (РГБ) [Лат. Paulus] († 28.06.767, Рим), св. (пам. зап. 28 июня), папа Римский (рукоположен 29 мая 757). Согласно Liber Pontificalis , Павел и его старший брат Стефан (см. Стефан II (III) ) были сыновьями некоего римлянина Константина. В годы понтификата Григория III (731-741), лишившись отца, братья воспитывались при папском дворе. Папа Захария (741-752) рукоположил Стефана и Павла во диаконов. Вместе с др. рим. клириками диаконы Стефан и Павел присутствовали на Соборе 743 г. (MGH. Leg. Conc. T. 2. P. 27). После кончины Захарии на Папский престол был возведен Стефан II (752-757), который сделал брата своим помощником и доверенным лицом. В июне 752 г. по поручению понтифика диак. Павел и примицерий нотариев Амвросий заключили 40-летний мир с лангобардским кор. Айстульфом (749-756), к-рый незадолго до того захватил визант. владения - Равеннский экзархат и Пентаполь. При помощи этого договора папская администрация надеялась остановить наступление лангобардов на Рим. Однако король не оставил попыток подчинить город: всего через неск. месяцев он потребовал, чтобы римляне платили ему дань, и вторгся на земли, находившиеся под папской властью. Осенью 752 г. диак. Павел вместе с визант. послом силенциарием Иоанном потребовал от короля освободить захваченные им города, но Айстульф отказался (LP. T. 1. P. 441-442). Не получив помощи от византийцев, папа Стефан II отправился к франк. кор. Пипину Короткому . Во время путешествия понтифика во Франкское королевство (753-754) Павел оставался в Риме. В 754-756 гг. франки вторглись в Италию, нанесли поражение лангобардам и заставили их уступить папе Римскому большую часть захваченных городов, в т. ч. Равенну. Благодаря помощи франков Папский престол не только избавился от угрозы со стороны лангобардов, но и получил бывш. визант. владения. После смерти Айстульфа Дезидерий, лангобардский дукс Тусции, попросил папу Стефана II поддержать его в притязаниях на королевскую власть. В нач. 757 г. папские представители Павел и Христофор в присутствии франк. посла аббата Фульрада заключили договор с Дезидерием, который пообещал признать власть папы Римского над Равеннским экзархатом и Пентаполем (Ibid. P. 455). Дезидерий согласился отдать понтифику бывш. визант. города, некогда захваченные кор. Лиутпрандом (712-744),- Имолу, Фаэнцу и Феррару в Равеннском экзархате и Анкону, Нуману и Озимо в Пентаполе ( Noble. 1984. P. 101). Вскоре по требованию Стефана II кор. Ратхис удалился в мон-рь, королем лангобардов стал Дезидерий (756-774).

http://pravenc.ru/text/2578523.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010