299 О саккосе Архиепископов ист. иер. 1, 573. 574. Акт. эксп. 4. 230. О прочем собор. опред. 1675 г. 300 При Патриархе Иове (1589–1605) в первый раз изданы обе триоди (1589 и 1592), октоих (1594), архиерейский чиновник, общая минея (1600) и служебник (1602). При Патриархе Гермогене начали издавать служебные минеи и издали на сентябрь (1607), октябрь (1609) и ноябрь (1610), также издан был устав. О последнем см. § 26; о прочих у Строева в описаниях староп. книг. Новые праздники при Патриархе Иове: а) в 1591 г. написан канон и исправлена служба самим Иовом преподобному Иосифу Волоколамскому, а собор положил праздновать память его во всех Церквах (волокол. ркп. 191. 192); б) в 1600 г. установлено праздновать везде преподобному Корнелию Комельскому (акт. эксп. 2, 222). 301 В послесловиях к книгам того времени говорится только о славянских списках; см. прим. 305–307. 310. 320. При Иове и Гермогене жил в Кремле и совершал службы за упокой почивших князей в архангельском соборе Арсений эллассонский (ист. акт. 2, 422. Акт. эксп. 2, 148. 3, 4–7. Палицын сл. 78); ни послесловия книг, печатавшихся в то время, ни другие памятники не показывают, чтобы поручено ему было исправление книг. Стефан суздальский архиеп. в 1668 писал к Патр. Иоасафу «в мимошедших летах, по нахождении на московское государство и на православных христиан безбожных и богоненавистных Ляхов, благословением Божиим и избранием освященного собора был в Суздали в дому пречистые Богородицы на архиерейском престоле греческие страны Гелассонского града архиепископ Арсений, о немже в житии пр. Сергия (в опис. осады лавры) и в прологе в октябре месяце, на праздник пресв. Богородицы, еже нарицается Казанская, в избавлении вел. града Москвы и всего российского государства от безбожных Ляхов, воспоминается. И будучи он арихепископ Арсений в Суждале, на своем престоле волею Божиею преставися и погребен в соборной Церкви Рождества пресвятыя Богородицы, в прошлом 7133 (1625) году, на левой стране подле столпа». (Ркп.). На соборе 1613 г. подписался Арсений архиеп. Архангельский и Тверский. (Акт. эксп. 3, 4. 7) и Герасим Суздальский. Потом в 1617. 1619. 1622 видим Арсения архиеп. Суздальским (Акт. Ист 1, 369. Акт. эксп. 3, 176. 484). Сл. прим. 305. В ист. иер. 1, 339. 340 ошибки. По словам ключаря Анания, Арсений переведен в Суздаль в 1613 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

49. С. Н. Большаков (Преподобный Нил Сорский. С. 50), опять же непонятно на чем основываясь, пишет, что к Нилу на р. Сору «первым пришел Дионисий, из князей Звенигородских, постриженик Волоколамский. […] За Дионисием пришел другой волоколамский монах, Нил Полев, из князей Смоленских, и другие». 50. Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции… С. 141–144. 51. Бегунов Ю. К. «Слово иное» — новонайденное произведение русской публицистики XVI в. о борьбе Ивана III с землевладением Церкви//ТОДРЛ. М.; Л., 1964. С. 363. 52. Там же. С. 351. 53. См.: Энциклопедия русского игумена вв. Сборник преподобного Кирилла Белозерского… С. 162–164. 54. См.: Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. С. 236- 237. 55. Святитель Стефан Пермский. К 600–летию со дня преставления. СПб., 1995. С. 58–61. 56. См. Прохоров Г. М. «Беседование» Григория Паламы «с хионы и турки» и проблема «жидовская мудрствующих»//ТОДРЛ. Л., 1972. Т. 27. С. 329- 369. 57. Lur " e J. S. Nil Sorskij е la composizione dell’ «Illuminatore» di Iosif di Volokolamsk//Nil Sorskij e l’esicasmo. Atti del II Convegno ecumenico internazionale di spiritualita russa. Comunita di Bose, 1995. P. 103. Я пользуюсь машинописью русского текста статьи, с которой был сделан итальянский перевод. 58. «Соборник» Нила Сорского по этим рукописям издан сейчас в трех томах Т. П. Лённгрен: Соборник Нила Сорского. Часть I. М., 2000; Часть II. М., 2002; Часть III. М.. 2004. 59. Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции… С. 78–79. 60. Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции… С. 188–200. 61. См.: Прохоров Г. М. Житие и чудеса Нила Сорского в списке первой четверти XIX в.//ТОДРЛ. СПб., 1996. Т. 50. С. 558–567; Шевченко Е. Э. Служба и Житие преподобного Нила Сорского, составленное в середине XIX в. иеросхи- монахом Нилом Прихудайловым//Рукописная книга Древней Руси и славянских стран: От кодикологии к текстологии. СПб., 2004. С. 166–186. См. также Приложение к настоящему изданию. 62. См.: Боровкова–Майкова М. С. К литературной деятельности Нила Сорского//ПДПИ. СПб., 1911. Т. 177.

http://predanie.ru/book/97568-prepodobny...

В 1600 г. игумен Вологодского Корнилиева монастыря Лаврентий сообщил Патриарху Иову, что от мощей преподобного Корнилия Комельского уже много лет совершаются благодатные исцеления. Игумен прислал в Москву описание этих чудес, Житие преподобного, стихиры и канон, написанные иноком Нафанаилом. Патриарх совместно с собором духовенства обратился к Вологодскому архиепископу Ионе с просьбой подтвердить донесение игумена обители. Преосвященный Иона не только подтвердил достоверность сообщения, но дополнительно рассказал о том, что преподобному Корнилию давно уже совершают службу и в основанной им обители, и в Вологде, и во всей Вологодской земле. После этого Патриарх Иов соборно определил праздновать преподобному Корнилию Комельскому 19 мая. На соборе были рассмотрены Житие, стихиры и канон святому и решено, что они составлены «по образу и по подобию, якож и прочим святым» . По благословению Патриарха Иова в 1591 г. были перенесены из Тверского Отроча монастыря в Соловецкий Преображенский мощи Святителя Филиппа, Митрополита Московского, и установлено местное празднование его памяти 9 января . В 1592 г. были перенесены мощи Святителя Германа, второго Казанского архиепископа, из Москвы, где он скончался в 1567 г. во время моровой язвы и был погребен в церкви Святителя Николая Чудотворца, в Свияжский Богородицкий монастырь, им основанный; празднование ему стали совершать 6 ноября. В том же году, в январе, митрополит Гермоген направил грамоту Патриарху Иову, в которой говорилось, что в Казани не совершалось особого поминовения русских воинов, погибших за веру под Казанью и в ее окрестностях. Митрополит Гермоген просил Святейшего Патриарха установить для этого какой-либо день. В этой же грамоте упоминалось о трех мучениках, пострадавших за веру Христову; один из них, Иоанн, был русским, родом из Нижнего Новгорода, он был пленен татарами; двое других, Стефан и Петр, были из новообращенных татар. Казанский митрополит выражал скорбь в связи с тем, что имена этих мучеников не вписаны в синодик, читаемый в Неделю Православия, и что по ним не совершаются панихиды. 25 февраля Патриарх Иов написал ответную грамоту, в которой указывал, чтобы во всей Казанской митрополии в храмах совершались панихиды по православным воинам, убиенным под Казанью, в субботу после Покрова Пресвятой Богородицы, и их имена вписаны в большой синодик, который читается в Неделю Православия. В этой же грамоте Святителем Иовом повелевалось вписать в упомянутый синодик и трех Казанских мучеников, а день их поминовения благословлял назначить самому митрополиту Гермогену. Казанский архипастырь объявил по всем храмам и монастырям Казанской епархии Патриаршей указ и повелел 24 января поминать на панихидах, литиях и литургиях трех Казанских мучеников — Иоанна, Стефана и Петра .

http://sedmitza.ru/lib/text/439785/

У стен этого храма, близ входа в обитель, похоронен еще один Иннокентий - Нерунович. Епископ Иркутский и Нерчинский первой половины XVIII в. Монастырь памятен также тем, что в ночь с 6 на 7 февраля 1920 г. в непосредственной близости от него, у места впадения реки Ушаковки в Ангару, были расстреляны А. Колчак и В. Пепеляев. Памятник А. Колчаку у входа в Знаменский монастырь Иркутска. Скульптор В. Клыков. 8 июля 2013 г. Фото автора Святитель Иннокентий, епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский, малоросс из дворянского черниговского рода Кульчицких, почил (а святых почитают по дню кончины) 27 ноября 1731 г. Но это старый стиль. По-новому церковный календарь дает дату 9 декабря. Когда родился Иоанн Кульчицкий, историки точно не знают, указывают 1680-1682 гг. Был он сыном священника. В 1695-1706 гг. он обучался в Киево-Могилянской коллегии, с 1701 года ставшей академией. Учителя у Иоанна были замечательные, впоследствии знаменитые церковные деятели: митрополиты Иоасаф (Кроковский) и Стефан (Яворский), а также архиепископ Феофан (Прокопович). В 1706 г. в пещерной церкви в честь преподобного основателя Киевской лавры Антония Печерского Иоанн был пострижен в монашество с именем в честь преподобного Иннокентия Комельского, в лавре и остался. В том же году рукоположен во диакона, затем во иерея. Служил в Московской славяно-греко-латинской академии с 1710 г. учителем словесности, а затем префектом, преподавал метафизику, философию и нравственное богословие. Военно-морской флот в жизни святителя обозначился, когда его в числе 36 монашествующих вызвали в столицу Российской империи, в Александро-Невский монастырь (лаврой он станет лишь в 1797 г.) и назначили обер-иеромонахом в город Або (Турку, Финляндия). Под началом о. Иннокентия состояли все флотские иеромонахи, окормлявшие военные корабли русского флота. 5 марта 1721 г. Иннокентий в Троицком соборе Александро-Невского монастыря в присутствии императора Петра Великого был хиротонисан во епископа Переяславского и назначен начальником Духовной миссии в Пекине. Занятное название и не случайное - для епископа земель китайских. Священный Синод опасался, что китайцы расценят как вторжение, если епископа именовать, скажем, Хинским или Пекинским.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Идеалом монастырского природопользования стало не просто освоение ландшафта, а еще и религиозный поиск, путь обожения, восстанавления связи с Богом, и как следствие — преобразование и одухотворение окружающей среды. “Монастырские чудеса” органически вытекали из внутреннего мира человека. Это другое (иное — иноческое) мироощущение, а современная экология ограничивает наше мироощущение геобиоценозом, забывая о том, что есть еще Бог. 1 Ключевский В. О. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства//Православие в России. М., 2000. С. 29. 2 Преподобные Сергий Радонежский, Павел Обнорский, Кирилл Белозерский, Стефан Озерский, Паисий Углический, Феодосий Тотемский, Даниил Переславский, Савва Вишерский, Кирилл Новоезерский, Нил Сорский, Арсений Комельский, Антоний Леохновский, Макарий Калязинский и т. д. 9 Протоиерей Глеб Каледа, Чернышев С. Н. Экология, Православие и нравственность//Экология и Православие. М., 1997. С. 164. 10 Ныне прославлен как священномученик; см. о нем: Патерик новоканонизированных святых//Альфа и Омега. 2003. 1(35). — Ред. 11 Очень редкая и необычайно красивая северная рыба из рода лососей, близкая к форели, Salvelinus lepechini (Gmelin), другое название — мальма. 13 См. Григорьева Е. А. Природопользование Соловецкого монастыря//Природо-ресурсные ведомости. 2001. 10 (27). Июнь. С. 6–7. 14 Геобиоценоз — экологическая система, которая включает сообщества разных видов флоры и фауны в определенных условиях на данной территории. 15 Чернышев С. Н. Экологические проблемы Серафимо-Дивеевского монастыря и Свято-Троице-Сергиевой Лавры как отражение состояния природы в обществе//Сборник докладов VI Международных Рождественских образовательных чтений. М., 1998. С. 256–257. 18 О том, что последствия грехопадения человека проецируются на природу, ясно сказано в книге Бытия: проклята земля за тебя (Быт 3:17). — Ред. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/traditsionnoe-prirodop...

9 и 10. Никифор и Геннадий Вожеозерские, основатели упраздненной Задне-Никифоровой Введенской пустыни, которая находилась в Олонецком уезде Олонецкой губернии, при озере Боже, в 12-ти верстах от Александрова Свирского монастыря, скончавшиеся – первый 9-го Февраля 1550-го года, второй – около 1520-го года. Преосв. Филарет в Русских святых, под 9-м Февраля, которое находится в части сочинения, напечатанной в первый раз в 1861-м году, говорит: «В недавнее время в Задне-Никифоровой пустыне построен каменный храм во имя преп. Никифора и Геннадия, основателей пустыни». 11 . Стефан Озерский или Комельский, основатель упраздненного Николаевского Озерского монастыря, который находился в Грязоведком уезде Вологодской губернии, при истоке реки Комелы из Комельского озера, в 35-ти верстах на юг от Вологды и верстах в 10-ти на запад от Грязовца, скончавшийся 12-го Июня 1542-го года. В V томе Истории иерархии, в котором речь о монастыре, – стр. 364, и который напечатан в 1813-м году, не говорится, чтобы один из престолов в церкви бывшего монастыря был посвящен имени преподобного, но во 2-м издании Словаря исторического о святых, которое напечатано в 1862-м году, говорится, что мощи преподобного почивают (под спудом) в нижней церкви его бывшего монастыря, во имя его устроенной 421 . 12 . Иоанн, юродивый Московский, прозванием Большой колпак, «скончавшийся 3-го Июля 1589-го года и погребенный в Покровском соборе, который обыкновенно называется церковью Василия Блаженного. В 1876-м году Рождество-Богородицкий придел собора, в котором положен юродивый (и в котором покоятся под спудом «его мощи, обретенные в 1672-м году), переименован в честь его (и митр. Филиппа, память которого также 3-го Июля) 422 . 13 . Галактион Вологодский, загадочный по происхождению подвижник и затворник города Вологды, скончавшийся 24-го Сентября 1612-го года, на месте подвигов которого была устроена Галактионова пустыня, названная впоследствии по сооруженной в ней церкви Духовым монастырем 423 . Что до самого конца XVII века не было установляемо Галактиону празднования это известно положительным образом 424 . А так как ничего не говорит о праздновании и о. Верюжский в своей книге, напечатанной в 1880-м году, то отсюда заключаем, что его не было установляемо до сего 1880-го года. Если же это справедливо, то празднование установлено между 1880-м и 1885-м годами, ибо в Описании Духова монастыря, составленном  П. И. Савваитовым , исправленном и дополненном Н. И. Суворовым, которое напечатано в 1885-м году, говорится о существовании в монастыре престола в честь преп. Галактиона.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

398 об.] последи быв Моравский епископ. А греческую альфавиту еллини некрещени погани суще составливали, тако же и пермская грамота лучшы еллиньския, юже сотвори святый Стефан епископ. Русская же грамота сотворена бысть в царство Михаила царя греческаго при Патриарсе Фотеи в лета Бориса князя болгарскаго и Растица князя Моравскаго и Костеля князя Блатенска во княжение великаго князя всея Русии Рюрика погана и не крещена за 120 лет до крещения Руския земли, а от создания миру в лето 6363. Пермская же грамота сотворена бысть Стефаном епископом [Л. 399] от создания миру в лето 6883, в царство Иоанна царя греческаго при Патриарсе Филофи, во время святых отец русских чюдотворцов Алексея Митрополита и Сергия и Кирилла и Дмитрия и Павла Комельскаго, во Орде же и в Сараи над татары тогда Мамай царствова, но невечно да абие и при велицем князи Дмитрии Ивановиче всея Руси. Митрополиту же несущу на Руси в ты дни никому же [а Алексею от жития сего отшедшу] 31 , но ожидающым митрополича пришествия от Царяграда, его же даст Бог 32 . Список сокращений БТ Богословские труды. Государственный исторический музей. СКиКДР Словарь книжников и книжности Древней Руси. Труды Отдела древнерусской литературы. Чтения в Обществе истории и древностей Российских при Московском университете. 1 Х. М. Лопарёв, издатель Летописца, сделал следующее примечание к этому слову: под фониандою (φων) автор понимает систему гласных. 2 Лопарёв Х. Новый памятник русской литературы. Произведение монаха Иосифа 1559 года//Библиограф. СПб., 1888. 2. С. 66–74. 3 Шляпкин И. Ермолай Прегрешный, новый писатель эпохи Грозного//Сергею Федоровичу Платонову ученики, друзья и почитатели. СПб., 1911. С. 567–568. Перепубликацию послания см.: Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси. М., 2002. С. 451–452. 6 Ржига В. Ф. Литературная деятельность Ермолая-Еразма//Летопись занятий Археографической Комиссии за 1923–1925 гг. Л., 1926. Вып. 33. С. 160. 7 Дмитриева Р. П. Иосиф (XVI в.)//СКиКДР.

http://pravmir.ru/neopublikovannoe-proiz...

ГРЯ3ОВЕЦКИЙ-ПЕЧЕНГСКИЙ, муж. в 20 верстах от губернского города Вологды, на реке Печенге; основан в 1492 году Преподобными Авраамием и Коприем; а уничтожен в 1764 году. Здесь находится древнего построения церковь Спаса Преображения (ныне приходская), в которой почивают под спудом мощи основателей, Преподобных Авраамия и Коприя. СЫНЖЕМСКИЙ-СПАСО-ЕВФИМИЕВ, муж. в Кадниковском уезде, в 20 верстах от губернского города Вологды, на реке Сынжеме; основан был в первых годах XV века Преподобным Евфимием, и назывался тогда Спасо-Евфимиевым монастырем. Ныне здесь существует только одна из церквей, построенных Препод. Евфимием, во имя Вознесения Господня, которая, по упразднении, в 1764, обители, превращена в приходскую; в ней почивают под спудом двое мощей: основателя, Преп. Евфимия, и преемника его, Препод. Харитона. ГЛУШИЦКИЙ-ПОКРОВСКИЙ-СТАРЫЙ, муж. в 30 верстах от уездного города Кадникова, на берегу реки Глушицы. Основан в 1395 году Преподобным Дионисием Глушицким, с помощью владетеля сих мест, князя Дмитрия Васильевича Заозерского. Здесь св. Дионисий первоначально построил, в 1403, небольшую церковь Покрова Богородицы, а в 1412 воздвигнул вместо ее новую, гораздо просторнейшую. Число монашествующих в этой обители было впоследствии столь велико, что она имела название Лавры. В это время, по удалении св. Дионисия в Сосновецкий монастырь, был здесь Игуменом Препод. Амфилохий. – В смутное время, при нашествии поляков и литвы, монастырь этот был разорен, вместе с прочими Вологодскими обителями, и два раза горел: в 1614 и 1625 годах. – В XV веке жил здесь св. Григорий Пельшемский, а в XVI в. принял иночество св. Стефан Комельский. – Ныне обитель эта, заключающая в себе деревянные строения, пришедшие уже в ветхость, находится с 1764 года в зависимости от Сосновецкого Предтечевского монастыря, в 4 верстах от нее отстоящего, откуда присылаются сюда иноки временно, для отправления службы. – До 1764 года Покровский монастырь был самостоятельным и игумены его начальствовали и над Сосновецким монастырем.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Еще в уединении прославился он своим учением, которое и привлекло к нему учеников; теперь же в обитель к нему, как некогда к Феодосию Печерскому , идут за советом князья, посадники, бояре и простой народ; и он, подобно великому проповеднику пустыни иорданской, подавал каждому наставление сообразно с его положением: вельможам и судьям внушал творить суд праведный, богатых увещевал подавать милостыню, всех убеждал избегать ссоры и вражды. И так убедительна была речь подвижника, что многие не хотели уходить от него в мир и принимали пострижение в монастыре (см. брош. Н. Сперанск. «Тесн. врата», изд. 1892 г. стр. 66). д) Пр. Арсений Комельский (24 авг.), также после пустынной жизни, основал два монастыря. Живя в Комельской обители, он посещал и другую свою обитель Шилегонскую, отстоящую от первой на 30 верст. На пути он имел обыкновение беседовать со всеми, кто ему встречался, о душевном спасении; иногда нарочно заходил в соседние деревни и оставался по нескольку дней, поучая крестьян (оттуда же). е) Св. Петр, митрополит Московский (21 декабря), быв игуменом Ратского монастыря, привлекал своей жизнью и проповедью многих посетителей в свою обитель, а когда был сделан святителем, то, несмотря ни на преклонные годы, ни на трудности пути, неутомимо обходил города и селения и всех поучал вере и благочестивой жизни (оттуда же). ж) Святитель Тихон Воронежский (13 августа), ревнуя о благочестии своей паствы, не убоялся с грозным словом обличения явиться среди бесчинствующей толпы; горячей речью он убедил целый город навсегда оставить неприличное христианам празднование в честь Ярила и вообще значительно улучшил нравы жителей Воронежа и их поведение в других случаях, например, на Сырной неделе. Многие письменные труды св. Тихона остались нам незабвенным памятником его учительства (оттуда же). з) Св. Стефан Пермский (†1396 г. 26 апр.), сын бедного дьяка г. Устюга, услышав о душевной темноте жителей пермской земли, язычников, у которых и письменности никакой не имелось, сам, научившийся почти самоучкой, составляет азбуку и книги на их языке и отправляется один, с упованием на помощь Божию, к этим диким народам, населявшим отдаленные северо-восточные окраины России.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Стефан пр. Комельский (озерский) Тарасий пр. Глушицкий Тимофей пр. на Кубенском озере Тихон пр. Крестогорский Филипп пр. Рабангский Филипп пр. Яиковский Харитон пр. Сямженский Христофор пр. Коряжемский Феодор Всеволодович пр. князь Феодосий пр. Глушицкий Феодосий пр. Тотемский Фома Христа ради юродивый Сольвычегодский 236 В древней рукописной книге, принадлежащей Заоникиевскому монастырю и заключающей в себе сказание о явлении иконы Богородицы, о бывших от нее исцелениях, о жизни и чудесах от гроба пр. Иосифа, службы и слова на дни празднования им – путешествие Илариона со св. Космою описано так. И поидоша из церкви со святым и ядоша до деревни Дмитрикова тое же веси и постояв мало под древом липою и рече ему св. Косма: сие место не угодно есть, но идем на иное место, есть место угодное Божией Матери и от того места отидоша. И дошедше в деревню Обухово и в той деревне сташа под древом березою. В то время вышла из дому своего некая жена, именем Варвара, яже бе ему сродница. И рече ему жена: Иларионе, пел ли ты молебное пение Василию великому ? Святый же рече: Иларионе, помолчи мало, он же умолча. И нача та жена поносити Илариона неистово. И рече святый жено: жено, во истину от бе зумных еси безумная. Жена же глас слышавши, а святого невидящи, от страха побеже в дом свой. И святый рече ей: да простит тебе Господь Бог, и поидоша в путь свой до уреченного места, не дошед деревни Лусниково мало, бе бо в том месте малая поляна, мокротою исполнена и мелким лесом поросла и на том месте сташа под древом, древо же то зовомо ель. 237 В описании чудес преподобного на 97 листе написано: 1742 года Заоникиевской…. Без всякого сомнения это описание какого-либо чуда, начатое, но почему-то неконченное, что показывает и место, оставленное для его вписания. Следующее затем чудо записано уже на другом листе. 239 В рук. сборнике москов. дух. академии 1657 года под 217 (святцы 1 исчислены ученики блаженного Иринарха, затворника ростовского Борисоглебского монастыря, подвизашиеся подобно ему в затворах: 1) Иоаким в Николаевском Шартомском монастыре, 2) Дионисий в Переяславль Залесском в Никольском монастыре, 3) схимонах Корнилий в Переяславском Борисоглебском монастыре и 4) Галактион в Вологде.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010