В. М. Сорокатый в своей статье " Некоторые надгробные иконостасы Архангельского собора Московского Кремля " дает краткую, но очень емкую характеристику развития традиций надгробных изображений и выделяет несколько этапов, предшествовавших появлению фрескового цикла Архангельского собора. Над гробницей такая икона не только выполняла функции надгробной, но и сохраняла значение местной, поклонной (то есть существовала как моленный образ). Как указывает Л. И. Тананаева, связанные с заупокойным культом иконные доски с " портретным " изображением канонизированного святого клались на гроб умершего, а затем могли использоваться как моленные образы и находиться в других местах. Функции таких произведений заключались прежде всего в том, чтобы сохранить портретные черты погребенного, причисленного к лику святых. Созданный автором иконы из вологодского музея образ - это нечто большее по глубине и выразительности, чем простое описание внешности святого, которое предлагает иконописный подлинник. Иконописец придает лику преподобного Сергия сосредоточенное, освященное напряженной мыслью выражение. В нем присутствуют и душевная строгость, и интеллектуальная сосредоточенность, и духовная пронзительность. Все эти особенности надгробной иконы соответствуют тому, что мы знаем о Сергии Нуромском. Преподобный Сергий принадлежал к поколению замечательных русских подвижников XIV века. Среди них были Сергий Радонежский, Стефан Пермский, Кирилл Белозерский, Ферапонт Можайский и многие другие. Современниками, а часто и учениками этих людей были видные деятели культуры того времени - Андрей Рублев, Дионисий Глушицкий, Епифаний Премудрый. Кажется, что иконописец творил портрет преподобного Сергия, исходя из преданий о нем. Мастера как бы поддерживала более старая традиция, а возможно, и прототип, более древняя икона, легшая в основу этого произведения. Икона " Преподобный Арсений Комельский " Преподобный Арсений, игумен Комельский, - основатель Арсениева монастыря на реке Леже. Происходил из рода бояр Сахарусовых.

http://sobory.ru/article/?object=53930

Это было при Митрополите Данииле и Василии III, то есть около 1522–1533 годов 44 . Ему было явление Богоматери и святителя Николая. В числе его немноголюдного братства нашлись не только необходимые для строительства обители мастера и плотники, а также иконописец Гурий, украсивший церковь святыми иконами. В 1534 году к великой радости пустынников церковь была освящена во имя святителя Николая и все было устроено для общежития. В 1542 году скончался преподобный Стефан, а основанная им обитель вскоре была разорена татарами. При ее возобновлении стали строить новую церковь вместо сожженной, поставив ее уже не на прежнем месте, а над могилой Преподобного, так как многие из благочестивых людей стали видеть над ней свет, как от горевших свечей. Тогда же, по свежей памяти, на гробнице Преподобного написано было его изображение, а другой образ его был поставлен в новоустроенном храме 45 . В Белоозерских пределах подвизался ученик Корнилия Комельского преподобный Кирилл Новоезерский (†1532; пам. 4 февр.). Он был пострижен в монашество в пятнадцать лет, а за ним вскоре и родители его приняли монашество. Затем подвижник обошел многие северные монастыри Московской Руси. В Тихвинском монастыре он провел три дня в непрестанной молитве, после чего ему было явление Богоматери. Повинуясь Ее голосу, он направился к месту своих подвигов, и небесный свет указал ему место на Красном острове Новоозера, где он основал Новоозерский монастырь. Здесь он в 1517 г. построил храм в честь Воскресения Христова и Богоматери Одигитрии в 30 км к юго-западу от Белоозера 46 . Учеником преподобного Корнилия Комельского был преподобный Филипп Ирапский (†1537; пам. 14 нояб.). Он с детства был сиротой и жил подаянием недалеко от Комельской обители. Около 12 лет его принял в монастырь преподобный Корнилий и через три года постриг в монашество. Позднее, уже став иеромонахом, он, благодаря содействию князя Шелешпанского, основал в 1517 году к северо-западу от Череповца на реке Андоге Красноборскую пустынь во имя Святой Троицы 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

2 . г. воскресный день падает на 1389 г.). Землю под строительство дали местные «христолюбци» Илья и Исидор, по прозвищу Выпряг. Преподобный предсказал смерть великого князя Дмитрия (19 мая 1389 г.), сам же преставился 11 февраля 1392 г. Сходная судьба оказалась и у Стефана Махрищского. По сбивчивому рассказу его жития (составленному во второй половине XVI в.), Стефан был постриженником Киево-Печерского монастыря, пришел в Северо-Восточную Русь при великом князе Иване Ивановиче и митрополите Феогносте (?), получил разрешение поставить монастырь (во имя Св. Троицы) на Махрище, в пределах Переяславского княжества. Но выше мы видели, что Стефан реально жил в середине 60-х годов XIV в. и был одним из «собеседников» Сергия Радонежского. Вражда соседей-вотчинников Юрковских вынуждает Стефана уйти вместе со своим учеником Григорием в северные леса, где он основывает Ав- нежский Троицкий монастырь (в 60 верстах к северо-востоку от Вологды, близ реки Сухоны). По призыву великого князя Дмитрия Стефан возвращается на Махрище, оставив в созданной обители игуменом Григория, а келарем Кассиана. По одной редакции жития, Григорий и Кассиан Авнежские были впоследствии убиты «безбожными татарами», а по другой (более ранней) – местными крестьянами 243 . Сам Стефан скончался 14 июля 1406 г. Учеником Сергия Радонежского был Сергий Нуромский, пришедший в Троицкий монастырь с Афона. Желая пустынного уединения, Сергий Нуромский отправляется в Вологодские края, где основывает Спасо-Преображенский монастырь на реке Нурме, притоке Обноры. Житие святого составлено в конце XVI в 244 Умер Сергий Нуромский 7 октября 1412 г. Предание называет учеником Сергия Радонежского также Сильвестра Обнорского, основателя Воскресенского монастыря на Реке Обноре. Глухие записи о преподобном сохранились от второй половины XVII в 245 Считается, что Сильвестр скончался 25 апреля 3 . г 46 К ученикам Сергия Радонежского причисляют знаменитого Павла Обнорского, проведшего в Троице-Сергиевом монастыре 15 лет. По его житию, изучение которого еще далеко от завершения 246 , Павел, стремившийся к молчанию и уединению, отпросился уйти в пустынные места. После долгих странствий он остановился в Комельском лесу, на реке Грязовице, где прожил еще три года в дупле липового дерева. Оттуда перешел на берег реки Нурмы, в четырех верстах от Спасо-Нуромского монастыря. Здесь его нашел Сергий Нуромский в ситуации, весьма впечатляющей: Павел кормил птиц, сидящих у него на голове и плечах, а по соседству мирно сидели медведь, лисицы, зайцы и другие звери, ожидая своей пищи. В 1414 г. Павел, по благословению митрополита Фотия, основал в долине Нурмы Троицкий монастырь по общежительному уставу. Преподобный преставился 10 января 1429 г. в возрасте 112 лет. 247

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

19       Сергий Радонежский, Павел Обнорский, Кирилл Белозерский, Стефан Озерский, Паисий Угличский, Геннадий Любимский, Феодосий Тотемский, Даниил Переяславский – дети бояр, боярских детей, дворян без обозначения фамилии. Савва Вишерский из рода тверских бояр Бороздиных; родители Кирилла Новозерского были дворяне Белые, Нила Сорского – Майковы, Иннокентия, основателя обители на р. Еде – Охлебинины, Арсения Комельского – Сухарусовы, Корнилия Комельского – Крюковы, Григория Пельшемского – Лопотовы, Ферапонта Можайского – Поскочины, Иона Климецкий – сын посадника Иоанна, Варлаам Шенкурский– посадник Своезенцева. Антоний Леохновский – сын Тверских боярских детей Вениаминовых. Макарий Колязинский – сын боярина Кожина. Отец Пафнутия Боровского был внук крещеного татарина, вотчинник села Кудинова. Внук Литовского выходца Сани, отец Иосифа Волоцкого , владел селом и деревнями. 20       Елеазар Анзерский – сын Козельского купца Севрюкова, Дмитрий Прилуцкий и некоторые другие. 21       Мартиниан Белозерский, Александр Свирский , Александр Ошевенский, Герасим Болдынский в миру был кожевенным мастером, Никодим Кожеозерсий, Леонид Усть-Недумский, Си-мон Воломский (последние трое принадлежат XVII веку). Из священнических семейств вышло также несколько святых. По своему происхождению стоят отдельно три пришельца: Кассиан, основатель обители в 15 верстах от Углича, Тихон Луховской и Серапион Кожеозерский. Первый из них прибыл в Москву в свите Софии Палеолог; второй пришел из Литвы с князем Бельским, которому был дан в удел город Лух; наконец, последний – Серапион, был прежде мусульманин – Мурза Туртас и проживал у боярина Захара Ивановича Плещеева. 23       Чтение вслух одним вельможей жития Симеона Столпника произвело на отрока Димитрия (Даниила Переяславского) такое впечатление, что он побежал к реке и увидел ладью привязанную к берегу канатом, взял этот канат и перетянул им тело. Канат врезался в тело, образовались раны, впоследствии в них завелись черви, пока, наконец, родители, услыхав, что сын их во сне болезненно стонет, открыли ужасные, смрадные язвы на теле отрока. Юное воображение Сергия Радонежского поразил благословивший его старец пустынник.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Переходя с места на место, из леса в лес, преподобный достиг пустынного озера Комельского, окруженного со всех сторон мхами и болотами. Ему понравилось это место, никем не обитаемое и удаленное от мирских селений, и он решился остаться тут навсегда. Поставив себе келлию на восточном берегу озера при истоке реки Комелы и соорудив небольшую часовню для двух икон, принесенных им из Тихвинского монастыря — Божией Матери и Николая Чудотворца, он стал подвизаться в посте и молитве, незнаемый людьми и ведомый только Единому Богу. Невозможно высказать всего того, что должен вытерпеть прп. Стефан в первые годы своей жизни в пустыне, каким подвергнуться искушениям и какие перенести труды и огорчения. Запас хлеба был принесен Стефаном небольшой, и ему грозил совершенный недостаток пищи. Спустя более двух лет нечаянно нашли его два зверолова и разделили с ним свой дорожный запас. От них он узнал тропу, ведущую к Белозерской дороге и деревням: иначе не мог он, и заставляемый крайностью, добраться до жилых мест. После того звероловы стали посещать Стефана, а от них узнали его и другие. Среди таких трудов и искушений благодать Божия не оставляла преподобного своим утешением и помощью. Однажды в летнюю ночь, когда прп. Стефан с великим усердием и слезами молился в своей часовне пред иконами Божией Матери и святителя Николая, внезапно явились ему в чудном свете Пресвятая Дева и Николай Чудотворец. Стефан, объятый священным ужасом, пал пред ними на землю и слышал, как святитель Николай умолял Пречистую Деву благословить место жительства Стефана для обители иноческой. На моление святителя Матерь Божия повелела отшельнику соорудить в пустыне храм во имя угодника Божия Николая и самому быть начальником новой обители. С этими словами дивные посетители стали невидимы, исполнив сердце Стефана несказанной радостью. Еще прежде того, в летнюю ночь, жарко молился он в часовне, дабы Матерь Божия благословила место его для обители молитв; тогда в видении он был извещен, что обитель должна устроиться в честь свт. Николая.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Заметим также его незлобие и постоянную готов­ность избегать всякого повода к вражде; когда брат его Стефан позавидовал его игуменству и начал оскорблять его, он не вступает с ним в пререкания, несмотря на любовь братии, тотчас удаляется и основывает новый рассадник духовной жизни – Махрищский монастырь. Вспомним как он избегал всякого приобретения, почестей, известно­сти. сколько раз отказывался от игуменства, как под ветхим рубищем скрывал свой высокий сан, получая за то оскорбления, которыми питалась смиренная душа его; а от святительства, несмотря на настояния московского святителя Алексия так и отказался, так что никакими доводами не удалось его склонить.. и так до конца дней своих остался первым и трудолюбивейшим работником в основанной им бедной, пустынной, ныне столь прославленной Лавре, сотворив в сердце своем непрестанную и неветшающую обитель Святой Живоначальной Троицы. Скончался препо­добный 25 Сентября 1391 г. на 78 году жизни. Учениками и современниками был целый сонм прославленных святых Божиих угодников, как то обещано было ему в видении. Памятка Друзьями и собеседниками преподобного Сергия были: Стефан Пермский ск. 1396 г., Стефан Махрищский 1406, Афанасий иг. Высоцкий 1401, Дмитрий Прилуцкий 1392, Дионисий Суздальский 1384, Евфимий Суздальский 1405, Михаил Смо­ленский. Учениками преподобного были: любимым Андроник Московский 1404 г., Савва Звенигородский, основавший Сторо­жевский Звенигородский монастырь близ Москвы 1406 г., Павел Комельский 1429, племянник Федор архиепископ Ростовский 1394, Сильвестр Обнорский им и пострижен, ск. 1379, Михей келейник его 1385, Никита Боровский, Ме­фодий Пешновский 1392, Авраамий Галицкий 1375, Иаков Галицкий 1422, Сергий Нуромский, долго подвизался в обители преподобного, затем, удалившись в Вологодские леса по гласу Божией Матери основал свою на р. Нуроме, ск. 1412 г. и многие другие, все прославившиеся святостью и основавшие обители в разных местах России. 26-го сентября И вот, к толпе, шумящей праздно, Подходит муж благообразный.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nastol...

Преставися на память святого Екипсима»; ноября 6 – Варлаам Хутынский; ноября Ииавгуста 13 – Макснм юродивый Московский; ноября 17 – Никон, ученик Сергия Радонежского; ноября 22 – Михаил князь Тверекой; ноября 23 – Александр Невский и Амфилохий преподобный Глушицкий; ноября 26 – освящение церкви великомученика Георгия в Киеве; ноября 27 – Иаков епискоа Ростовский; ноября 28 – Феодор архиепискоть Ростовский; декабря 3 – Савва Сторожевский; декабря 21, июля 2 и августа 24 – Петр митрополит; января 1 – Никита архиепископ Новгородский; января 10 – Павел Комельский; января 12 – Савва Сербский и Симеон Сербский; января 16 – Михаил Клодский; января 24 – «в той же день удушен бысть от своих домочадец священно-мученик Герасим, епископ Перьмскы; февраля 11 – Димитрий Прылуцкий и Всеволод князь Псковской (в крещении Гавриил); февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; февраля 14 – Кирилл, епископ Катанский, учитель словяном и болгаром; марта 2 – Арсений епископ Тверской; марта 5 – Феодор, Смоленский князь; марта 11 – Евфимий, Новгородский архиепископ; марта 17 и мая 26 – Макарий Калязинский; марта 30 – Иона митрополит; апреля 1 – Аврамий, мученик Болгарский и Евфимий Суздальский; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Евстафий и Иоанн; апреля 17 – Зосима Соловецкий; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 1 – Пафнутий Боровский; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 3 – Феодосий Печерский ; мая 7 – Антоний Печерский; мая 14 – Исидор юродивый Ростовский; мая 15 – Исаия Ростовский; мая 16 – Ефрем Перекомский; мая 19 – «Память Углецких князей благоверного князя инока Игнатия и благоверного князя Дмитрия; мощи их положены быша на Прилуце»; мая 21 – Константин князь Муромский и чада его: Михаил и Феодор; мая 23 – Леонтий Ростовский; мая 24 – Никита Переяславский; мая 27 – Киприан, Фотий и Иона митрополиты; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий Глушицкий; июня 9 – Кирилл Белозерский; июня 3 – Сретение иконы Димитрия Прилуц; июня 19 – Корнилий Комельский; июня 20 – Мефодий, «епископ Патриский, брат святому Кириллу, учитель словеном и болгаром»; июня 25 – князь Петр, в иночестве Давид, и княгиня Феврония, в иночестве Евфросиния, Муромские; июля 2 – Иоанн Сочавский; июля 8 – Прокопий Устюжский; июля 11 – княгиня Ольга; июля 15 – князь Владимир; июля 27 – Никола Кочанов; августа 1 и 2 – Василий блаженный Московский

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Фундаментальная статья посвящена теме «Страстей Христовых». В ней подробно анализируются события евангельской истории после Входа Господнего в Иерусалим и установления Тайной вечери, от взятия Спасителя под стражу и до Его крестной смерти. Статья «Страшный Суд» рассказывает о предреченном в Священном Писании событии, ожидаемом в конце времен. «Апостольская» тема представлена материалом об апостоле от 70-ти Стахии, византийском епископе, друге апостола Павла. Ее продолжает статья об апостоле Стефане. Отдельные разделы посвящены его проповеди, речи перед Синедрионом, мученической кончине, истории изучения источников, образу Стефана в патристической литературе, храмам, освященным в его честь, а также иконографии святого. Статья снабжена впечатляющей библиографией. Том содержит биографии деятелей Русской Православной Церкви с именем Стефан. Епископ Владимиро-Волынский Стефан известен в основном по «Повести временных лет» и житию преподобного Феодосия Печерского. Широко почитается первый пермский епископ Стефан, первым агиографом которого был Епифаний Премудрый. Далее идут статьи о преподобном Стефане Махрищском, основателе и игумене Стефанова Махрищского во имя Святой Троицы монастыря, преподобном Стефане Комельском, преподобном Стефане Радонежском, старшем брате преподобного Сергия, труднике Стефане, «иже на Осинках у окиана моря беша», преподобном Стефане (Куртееве), основателе Александро-Невского Филейского монастыря. Материал о священномученике Стефане Грачеве, расстрелянном в Брянске, Стефане Ермолине, расстрелянном в Сыктывкаре, Стефане Костогрызе, расстрелянном в Караганде, лишь начинают тему массовых убийств русского священства в 30-х гг. Далее продолжаются биографические статьи о новомучениках, позволяющие создать очень определенное впечатление о том, что означала религиозная политика И.В. Сталина на практике и как она отразилась на русском народе в целом и на Церкви в частности. Особо следует выделить материал о Стефане Яворском, президенте Святейшего Правительствующего Синода. Рассказывается о его преподавательской деятельности в Киево-Могилянской коллегии, архиерействе и об обстоятельствах, приведших к занятию Московского Патриаршего престола. Статья необходима для понимания того, в каких обстоятельствах происходила петровская церковная реформа и как вели себя ее участники.

http://patriarchia.ru/db/text/5960206.ht...

Фундаментальная статья посвящена теме «Страстей Христовых». В ней подробно анализируются события евангельской истории после Входа Господнего в Иерусалим и установления Тайной вечери, от взятия Спасителя под стражу и до Его крестной смерти. Статья «Страшный Суд» рассказывает о предреченном в Священном Писании событии, ожидаемом в конце времен. «Апостольская» тема представлена материалом об апостоле от 70 Стахии, византийском епископе, друге апостола Павла. Ее продолжает статья об апостоле Стефане. Отдельные разделы посвящены его проповеди, речи перед Синедрионом, мученической кончине, истории изучения источников, образу Стефана в патристической литературе, храмам, освященным в его честь, а также иконографии святого. Статья снабжена впечатляющей библиографией. Том содержит биографии деятелей РПЦ с именем Стефан. Епископ Владимиро-Волынский Стефан известен в основном по «Повести Временных лет» и Житию преп. Феодосия Печерского. Широко почитается 1-й пермский епископ Стефан, первым агиографом которого был Епифаний Премудрый. Далее идут статьи о преподобном Стефане Махрищском, основателе и игумене Стефанова Махрищского во имя Святой Троицы монастыря, преподобном Стефане Комельском, преподобном Стефане Радонежском, старшем брате преподобного Сергия, труднике Стефане, «иже на Осинках у окиана моря беша», преподобном Стефане (Куртееве), основателе Александро-Невского Филейского монастыря. Материал о священномученике Стефане Грачеве, расстрелянном в Брянске, Стефане Ермолине, расстрелянном в Сыктывкаре, Стефане Костогрызе, расстрелянном в Караганде лишь начинают тему массовых убийств русского священства в 30-х гг. Далее продолжаются биографические статьи о новомучениках, позволяющие создать очень определенное впечатление, о том, что означала религиозная политика И. В. Сталина на практике и как она отразилась на русском народе в целом и на Церкви в частности. Особо следует выделить материал о Стефане Яворском, президенте Святейшего Правительствующего Синода. Рассказывается о его преподавательской деятельности в Киево-Могилянской коллегии, архиерействе и об обстоятельствах, приведших к занятию Московского Патриаршего престола. Статья необходима для понимания того, в каких обстоятельствах происходила петровская церковная реформа и как вели себя ее участники.

http://sedmitza.ru/text/10172875.html

Ольга, княгиня 199, 200 Паисий Галичский (предположитель­но) 201 Пафнутий Боровский 202–204 Пермские епископы Стефан и Питирим (предположительно) и неизвестный святитель 205 Петр митрополит Московский 206– 210 Прокопий и Иоанн Устюжские 216–218 Прокопий Устьянский 214 Прокопий Устюжский 215 Ростовские чудотворцы Игнатий, Леонтий и Исаия 219 Ростовские чудотворцы перед Богоматерью 220–223 Русские святые 224–231 Савва Сторожевский 232 Савватий Соловецкий 130 Сергий Радонежский 233–238, 240 Сергий Радонежский молится о родителях своих Кирилле и Марии 239 Сергий Радонежский с монастырем 246, 248 Сергий Радонежский с эпизодами жития 247 Спас на престоле с предстоящими Богоматерью, Иоанном Предтечей, Гавриилом архангелом, Михаилом архангелом, Петром и Павлом апостолами, Николаем Чудотворцем, Василием Великим и припадающими Зосимой и Савватием Соловецкими 127 Спас Смоленский с предстоящим Михаилом Тверским 252 Спас Смоленский с припадающими Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским 249–251 Спас Смоленский с припадающим Паисием (предположительно – Галичским) 253 Спиридон и Никодим Печерские 254 Стефан Пермский 256, 257 Стефан Пермский и Макарий Калязинский 255 Феодор, Давид и Константин Ярославские 259–262 Феодор Ростовский 100 Феодор Ярославич Новгородский (предположительно) 263 Феодосий Печерский 258 Феодосий Сийский 265, 266 Ферапонт Белозерский (предположительно) 267 Филипп митрополит Московский 264, 268, 269 Филипп митрополит, Иоанн Предтеча, Алексий митрополит 270 Чудо Новгородской иконы Богоматери Знамение («Битва новгородцев с суздальцами») 271 Явление Богоматерй Корнилию Комельскому 148 Авраам праотец 273 Алексий человек Божий 274 Анастасия преподобномученица 275 Анастасия Узорешительница 276 Андрей Первозванный 277 Андрей Стратилат и Мария Египетская 278 Антипа священномученик 279 Варвара великомученица 280 Василий Великий 281 Власий священномученик 282, 284 Власий священномученик и Андрей Стратилат в предстоянии иконе Владимирской Божией Матери 283 Георгий великомученик 286

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010