Преподобный Арсений Коневский основал обитель на Коневском острове Ладожского озера. Жил он в XV столетии. Происходил из Новгорода от благочестивых и трудолюбивых родителей. Постригся в иноки в обители на Лисьей горе, близ Новгорода. Отсюда путешествовал на Афонскую гору, где обошел все монастыри, трудясь безвозмездно над ковкой сосудов из меди, чему он был научен еще в родительском доме. Стосковавшись по родине, св. Арсений возвратился снова в Новгород и возымел намерение устроить собственную обитель. С Афонской горы он принес монашеский устав и икону Пресвятой Богородицы (празднование иконе 10 июля). Чтобы отыскать место для обители, св. Арсений отправился в лодке по Ладожскому озеру. Во время путешествия поднялся сильный ветер и пригнал лодку к Коневскому острову. Св. Арсений увидел в этом указание свыше и поселился здесь на высокой горе, в устроенной им небольшой келье. На острове был большой утес, называемый Конь-камень, который язычники признавали за божество и ежегодно приносили ему в жертву коня, чтобы оставался в целости их скот (отчего и произошло название острова Коневским). Св. Арсений молитвой прогнал демонскую силу с острова. Когда узнали о св. подвижнике в окрестностях, то стали собираться к нему ученики. Поставлены были кельи, устроена церковь Рождества Богородицы, и таким образом положено основание обители. Новгородцы любили святого, часто посещали его обитель и помогали ее благосостоянию. Св. Арсений принимал радушно всех своих посетителей. В трудах и подвигах преподобный достиг глубокой старости и скончался в 1447 г. После кончины он еще более прославился, творя много разнообразных чудес. Святые Иоанн, Андрей, Иракламвон (Ираклемон) и Феофил подвизались в Египте в IV веке. Преподобный Стефан происходил из рода Ярославских князей. Родители готовили его в придворные вельможи, но он, увлекшись рассказами св. Дионисия Глушицкого (память 1 июня) о строгой подвижнической жизни, тайно ушел из дома родителей и постригся в Глушицком монастыре. Отправившись странствовать, он остановился при истоке реки Комели, на восточном берегу Комельского озера, в 35 верстах от г. Вологды. Здесь построил себе келью и начал подвизаться в безмолвии. Много всяких лишений перенес здесь св. подвижник. Страдал он и от рыболовов, которые боялись, что он завладеет рыбной ловлей на озере. Но Господь утешал подвижника. Однажды Сама Пресвятая Богородица и святитель Николай, как живые, предстали пред ним, и Пресвятая Богородица повелела ему соорудить обитель на месте его подвижнической жизни. Так скоро и устроилось, когда стали селиться вокруг его кельи иноки, в 1534 г. Перед смертью, облачившись в погребальные ризы при помощи своих учеников и приняв св. таин, он лег на одр и скоро скончался. В 1860 г. монастырь св. Стефана был восстановлен и обращен в женскую обитель. Здесь под спудом почивают его мощи. От места устроенной обители св. Стефан называется Комельским, или Озерским чудотворцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Это Георгиевская пустыня, давно прекратившая свое существование (в настоящее время- село, называемое Георгиевской Слободкой, в 16 верстах от Гороховца вверх по Клязьме, с деревянною церковию, которая, быв относима ко временам преподобного Сергия, во всяком случае очень старая, ибо уже в 1782 году была капитально ремонтирована). Ученики и собеседники преподобного Сергия, которые при его жизни или после его смерти построили общежитные и не только удаленные от мирских жилищ, но по большей части и прямо пустынные монастыри (быв перечисляемы в порядке не хронологическом, который ненадежен, а топографическом), суть следующие: преподобный Мефодий Песношский, преподобный Савва Сторожевский, преподобный Сильвестр Обнорский, преподобный Павел Обнорский, или Комельский, преподобный Сергий Нуромский, или Обнорский, преподобный Аврамий Галичский, или Чухломский, преподобный Иаков Железноборовский, преподобный Никита Серпуховско-Боровский, преподобный Стефан Махрищский, преподобный Димитрий Прилуцкий, святитель Дионисий Суздальский , преподобный Евфимий Суздальский, преподобный Кирилл Белозерский, преподобный Ферапонт Белозерско-Можайский и святитель Стефан Пермский. Восемь первых из поименованных суть ученики, а семь последних- собеседники преподобного Сергия 80 . Преподобный Мефодий, о котором не известно ничего биографического, кроме года его смерти, изшел от преподобного Сергия для основания собственного монастыря, как нужно думать, более или менее задолго до его кончины, ибо, построив собственный монастырь, умер в одном с ним году, если только запись о годе достоверна (4 июня) 81 . Монастырь, построенный им во имя чудотворца Николая и существующий до настоящего времени, находится в Московской губернии, в 65 верстах на северо-запад от Троицкой лавры и в 25 верстах на тот же северо-запад от своего уездного города Дмитрова, при впадении речки Песноши в реку Яхрому. Преподобный Савва, неизвестный по происхождению, пришел к преподобному Сергию более или менее задолго до 1381 года, ибо в сем году, перед поставлением в игумены Дубенского Шавыкинского монастыря, он был в его монастыре духовником всего братства.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИННОКЕНТИЙ Свт. Иннокентий (Кульчицкий), еп. Иркутский. Икона. Нач. XIX в. (собор Знаменского мон-ря в Иркутске) Свт. Иннокентий (Кульчицкий), еп. Иркутский. Икона. Нач. XIX в. (собор Знаменского мон-ря в Иркутске) (Кульчицкий Иоанн; 1680-1682, Малороссия - 27.11.1731, Иркутск), свт. (пам. 9 февр., 26 нояб., в Соборах Сибирских, С.-Петербургских, Волынских, Галицких святых), 1-й еп. Иркутский, Нерчинский и Якутский. По преданию, сын священника; предки принадлежали к мелкопоместному дворянскому роду. В 1695-1706 гг. обучался в Киево-Могилянской коллегии (с 1701 академия). Учителями И. были знаменитые впосл. церковные деятели: митр. Иоасаф (Кроковский) , митр. Стефан (Яворский) , архиеп. Феофан (Прокопович) . Еще до окончания академического курса осиротел. В 1706 г. в пещерной ц. прп. Антония Печерского был пострижен в монашество с именем в честь прп. Иннокентия Комельского и принят в число братии Киево-Печерской лавры. В том же году рукоположен во диакона, затем во иерея. В нач. 1710 г. митр. Стефан (Яворский) вызвал И. в Москву и назначил на должность учителя словесности Славяно-греко-латинской академии. С 1714 г. префект (инспектор) академии. Одновременно преподавал метафизику, философию и нравственное богословие, а также следил за порядком в академии. В 1719 г. И. в числе 36 монашествующих был вызван в С.-Петербург, в Александро-Невский мон-рь и назначен обер-иеромонахом в г. Або (Турку, Финляндия). По морскому уставу, составленному Петром I, в обязанности обер-иеромонаха входило еженедельное посещение каждого корабля. Под началом И. состояли все флотские иеромонахи, окормлявшие военные корабли рус. флота. В февр. 1721 г. Святейший Синод постановил И. «в архиереи посвятить, но лучше б без титула городов, понеже сии города порубежные к Хине, чтобы иезуиты не перетолковали инако и бедства б не нанесли», т. е. Синод опасался происков иезуитов в Китае. 5 марта 1721 г.

http://pravenc.ru/text/389621.html

В начале XV века в одной из школ города Боровска учился Пафнутий Боровский 130 . В начале следующего века в городе Галиче учился Григорий, игумен Пельшемский 131 . По житию Авраамия Ростовского выходит, что еще в начале XI века была школа в Чухломе Галицкой области 132 . Близ же Галича в поместье своего отца учился в начале XVI века святитель Иона митрополит Московский, хотя наверное не в училище, а у домашнего учителя 133 . Близ Кириллова Белозерского монастыря в XV веке было училище, где учился Мартиниан Белозерский 134 . Около половины XV века 135 в области вологодской, неизвестно точно, в каком месте, учился Стефан Комельский. Житие преподобного Паисия Углицкого свидетельствует о существовании школы если не в таком глухом местечке, как село Богородское Нерехитского стана, то, во всяком случае, в Угличе 136 . В 60-х годах XIV столетия, по свидетельству жития Евфимия Суздальского, была школа вНижнем Новгороде 137 . В том же городе школа существовала и в 50–60-х годах того же века, как об этом свидетельствует житие Макария Желтоводского 138 . В начале XV века была школа в городе Кашине Тверской области или же в близлежавшем селе Грибкове, где учился Макарий Калязинский 139 . Наконец, житийная литература сообщает о ряде школ на окраинах Руси. На севере, в Великом Устюге, впервой половине XVI века учился святитель Стефан Пермский 140 , в селе Толвуй на берегу Онежского озера в начале XV века — Зосима Соловецкий 141 , в Керецкой области, во второй половине XVI века — Варлаам Керецкий 142 , в неизвестном селе близ Белого моря — Антоний Сийский 143 , у того же моря в неизвестной деревне — Александр Ошевенский 144 . На юге, в городе Козельске в конце XVI и на­чале XVII в. учился Елеазар Анзерский 145 , в Курске в первой четверти XI века — Феодосий Печерский, и, если не в то же время, то во второй половине XI века здесь было несколько учителей и школ 146 ; на Волыни во второй половине XIII в. учился святитель Петр, митрополит Московский 147 . Таким образом, житийная литература раскрывает передвзором историка значительную сеть начальных школ, охватывавшую Русь с одного конца до другого.

http://pravmir.ru/v-vinogradov-zhitiya-d...

Вообще, три ученика преподобного Стефана прославлены в лике святых – Григорий и Кассиан Авнежские, а также прп. Кирилл Белозерский. Собственно, из Авнежского монастыря князь Дмитрий Донской вызывает преподобного Стефана в Москву. Мы можем сделать вывод, что преподобный Стефан был почитаем княжеской властью и ему довольно много жертвовали. Очевидно, во-первых, за ученость, а во-вторых, за подвижничество? В житии на этом особенно не акцентируется внимание. Даже бояре удивлялись, что князь Дмитрий Донской много времени уделял общению с преподобным Стефаном. В Москве происходит еще одна важная встреча: услышав о подвижнической жизни Стефана, к нему приходит Козьма, будущий Кирилл Белозерский, которого Стефан, собственно, облачает в монашеские одежды, нарекает ему новое имя и передает в Симонов монастырь, где его и постригают. Это был такой ход, чтобы обойти влияние его дяди Тимофея Вельяминова, окольничего великого князя Дмитрия Донского. В завершении жития говорится о последних годах жизни Стефана в Махрищской обители.  То есть он вернулся в свой монастырь, который основал? Да, так и происходит. После чего, предчувствуя свою кончину, он причащается, дает наставления своим ученикам и преставляется ко Господу 14 июля по старому стилю 1406 г. Начало XV века. Да-да. То есть он немножко пережил преподобного Сергия. Также совсем кратко в житии говорится о положении дел в Махрищском монастыре после смерти прп. Стефана (спустя какое-то время монастырь сильно пострадал от пожара), а также о разорении Авнежской обители. В XVI веке в Махрищском монастыре появляется молодой подвижник, игумен Варлаам. Монахи тогда жили отдельно, о возобновлении монастырской жизни не было речи, пока не случилось чудо, которое было зафиксировано, – чудо о видении огня на гробе преподобного Стефана. Один монах, столетний старец, как говорится в житии, во время молитвы увидел в окно какой-то свет на гробе преподобного Стефана. Он пригласил тогдашнего игумена монастыря, и они вместе наблюдали это чудо. После этого монастырь посетил Арсений Комельский, тогдашний игумен Лавры: он отслужил на гробе преподобного Стефана первую литургию и установил ему, как говорится в житии, «вселетную память». То есть уже устанавливается местное почитание преподобного Стефана. И, собственно, с этого момента начинается новое возрождение жизни в обители. 

http://bogoslov.ru/article/6193079

В бедных русских монастырях у казначеев были совсем другие задачи: не посчитать, а найти деньги и пропитание для братии. Однажды в Пертоминском монастыре наступили голодные времена. За милостыней в Архангельск отправился самый искусный в таких делах инок – казначей Варсонофий. Он очень не хотел идти в город и долго спорил с братией, но в конце концов, за послушание, пошел. Монахи, обрадовавшись, что казначей согласился, стали усердно молиться в часовне преподобных Вассиана и Ионы, чтобы святые послали пропитание для обители. Казначей долго бродил по городу, но безуспешно. Тогда он отправился к одному из благодетелей монастыря Стефану Дмитриеву, но и он отказал ему. «Нет у меня ничего для тебя и не знаю никого, кто мог бы дать», – таким неутешительным был его ответ. На самом деле Стефан хотел поделиться свом достатком, но ему запрещала его скупая жена Мария. «Нет, господин мой», – говорила она мужу, – даже и не мысли дать хлеба из нашей житницы этим чернецам» и всячески ругала иноков и монашеское житие. Днем, когда Мария уснула после обеда, она увидела во сне двух иноков, лица которых ей показались знакомы. Иноки сказали ей: «Мария! Пожалей наших чернецов Пертоминской пустыни и не умори их голодом, не запрещай мужу своему сделать благое дело – дать им хлеба, а Господь Бог наполнит всем вашу житницу». Женщина проснулась, но рядом с ней не было никого. «Почему пустыми отпустили иноков?» – спросила она у своих домашних. Но ей ответили, что никого в доме не было. Тогда она взглянула на икону преподобных Вассиана и Ионы и поняла, кто к ней приходил. Со слезами просила она прощения перед иконой и велела мужу «без скупости снабдить обитель». Стефан дал Варсонофию тридцать мер хлеба. Обрадованный казначей до земли поклонился своему благодетелю, погрузил хлеб в свой карбас и возвратился к братии (РНБ. Сол. 182/182. Л. 204–206 об.). К числу важных монастырских послушаний относились те, которые были связаны с совершением богослужения. Когда преподобный Корнилий Комельский построил первую церковь в своем монастыре, он поставил в ней служителей: священников и диаконов, чтецов и певцов, екклесиарха и весь чин, как принято в великих лаврах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

19.XII. В Лавре. Св. ап. и еван. (Лозинский) умер 29.1.1973г. 44. И-м. 19.XII. В Лавре. Св. ап. и еван. (Бочаров) в Курск. еп. 45. И-м. Андрей 22.III.63 В Лавре. Св.ап.Андрей архим. (Лиханский) умер на приходе первозванный 46. И-д. 22.III.63 В Костромской Св. ап. И еван. (Рослов) епархии Иоанн Богослов 47. И-м. Никанор 29.III.63 В Лавре. Св. ап. Никанор (Краскин) умер на приходе 48. Архп. Антоний 29.III.63 Архп. Виленский. Св. муч. Антоний (Варжанский) Виленский 49. И-д. Амвросий 9.IX.63 В Лавре. Свят. Амвросий (Бородачев) на приходе в Ивановской еп. Медиоланский 50.И-д., Анастасий 9.IX.63 В.Лавре. Муч. Анастасий архим. (Коломийченко) диак. Киевопечерск. 51. И-м. Стефан 30.III.64 В Тульской еп. Преп. Стефан (Ермошин) Махрищский 52. И-м. Герасим 14.V.64 В Переделкино. Преп. Герасим (Прокофьев) В Измайл. ц. († 1987) Махрищский 53. И-м. Георгий 14.V.64 Калининск.еп. Св. вмч. Георгий (Кашкар) Победоносец 54. И-д. Лаврентий 28.V.64 В Лавре Преп. Лаврентий (Постников) Комельский 55. Еп. 26.VI.64 Еп. Астраханский Святит.Иона, (Зырянов) умер 1.6.1975 (Немец. кл-ще.) м-т Московск. 56. И-д. Прокопий 22.VII. В Лавре Прокопий Устюжский схииг. (Красный)Дамаскин 57. И-д. Иероним 15.X.64 Наместник Лавры (1972–1982, Преп. Иероним архим. (Зиновьев) 30.03) погребен в Лавре. Стридонский 58. И-д. Иерофей 15.X.64 В Лавре. Св. муч. Иерофей архим. (Соболев) в Арзамасе. Афинский 59. И-д. Евсевий 15.X.64 В Лавре. Свщмч. Евсевий Епископ (Саввин) Лаодикийский с 1984 г. Псковский с 1993 60. И-д. Меркурий 16.XI.64 В Лавре. Преп. Меркурий (Колбин) на приходе Киевопечерский 61. И-д. , Иоанникий 16.XI.64 В Лавре. Преп. Иоанникий (Кобзев) преп. ОДС; Великий Луганск. с 1991 16.XII. В Лавре. Св. Гурий Казан. (Юдаков) 63. Оси- Гавриил 17.XII. В Лавре. Св. Архангел (Горшков) Гавриил 64. И-м. Сергий 24.XII. В Воронежской епархии. Преп. Сергий (Кузмин) Радонежский Из этого числа в Лавре на 1 января 1985 г. жили только 12 человек и 3 чел. на послушании в Патриархии (1 чел.) и в Переделкино (2 чел.). В 1990 г. – из них в Лавре – 11 чел., в Патриархии – 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделение также следовало преодолеть духовно. Именно грех разделяет, а обращение к Богу сплачивает. В Боге – единство и любовь. Они воплощены в Пресвятой Троице. На нее, как на основу бытия, и указал, подобно равноапостольной Ольге, великий игумен всей Русской Земли Преподобный Сергий. Когда его руками среди непроходимых лесов был заложен первый храм впоследствии столь прославленной обители, то, по словам жизнеописателя Преподобного – Епифания Премудрого , Сергий призывал взиранием на Святую Троицу преодолевать страх перед ненавистной разделенностью мира. Пока еще не идет речь о преодолении самой разделенности, а о преодолении страха, уныния. Веру в победу дарует именно Пресвятая Троица. Жития Сергия и другие памятники, связанные с ним, не передают почти ни одного его слова. Но как много говорят сами дела святого! Его жизнь наполнена не только призывом к духовному возрождению, но сама является первопримером, образцом такого возрождения – истинного Пути Христова. Следуя слову Спасителя, Сергий оставляет все, что связывает его с земным, все, кроме любви к людям, не разрывной от любви к Богу. Оставлено имущество, земные блага, доступные самым бедным людям. Проходят дни величайших аскетических подвигов, духовной борьбы, очищения в полном уединении, в полной сосредоточенности и углубленности, в умной молитве. Святость Сергия свидетельствуется самой природой: к нему приходят звери, слетаются птицы. Он по святости своей вступает в общение с тварью, отделенной от человека тем ярмом, которое человек, по слову апостола Павла, наложил и на нее своим грехом. Но путь Христов – это и путь служения людям, исходящий из действенной любви, заповеданной самой жизнью Спасителя. Не прекращая ни на миг свою великую молитву, Преподобный Сергий устраивает собравшихся к нему монахов и рассылает их потом, уже приобщившихся к Сергиеву пути делания, в отдаленные места Руси. Преподобный Мефодий Песношский, преподобный Савва Сторожевский, преподобный Сильвестр Обнорский, преподобный Павел Обнорский (или Комельский), преподобный Сергий Нуромский (или Обнорский), преподобный Аврамий Галичский (или Чухломский), преподобный Иаков Железноборовский, преподобный Никита Серпуховско-Боровский, преподобный Стефан Махрищский, преподобный Димитрий Прилуцкий, святитель Дионисий Суздальский , преподобный Евфимий Суздальский, преподобный Кирилл Белозерский, преподобный Ферапонт Белозерско-Можайский и святитель Стефан Пермский – вот ученики и собеседники Всероссийского игумена, продолжавшие «осолять» землю своего Отечества...

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

1418–1422; память 12/25 мая); преподобный Никон, игумен Радонежский и всея России чудотворец († 17 ноября 1426 г.); преподобный Авраамий Галичский, Чухломский († 20 июля 1375 г.); преподобный Сильвестр Обнорский († 25 апреля 1379 г.); преподобный Сергий Обнорский, Нуромский († 7 октября 1412); преподобный Павел Обнорский, Комельский († 10 января 1429 г.); преподобный Андроник Московский († 13 июня ок. 1395–1404 гг.); преподобный Савва Московский († ок. 1410–1420; память 13/26 июня); преподобный Александр Московский († после 1427; память 13/26 июня); преподобный Даниил Черный, иконописец, Московский († до 17 ноября 1426 г.; память 13/26 июня); преподобный Андрей Рублев, иконописец, Московский († до 17 ноября 1426 г.; память 4/17 июля и 13/26 июня); преподобный Роман Киржачский († 29 июля 1392 г.); преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Старший († после 1401; память 12/25 сентября); преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Младший († 12 сентября 1395 г.); преподобный Леонтий Стромынский († ок. 1380; память 20 июля» 2 августа); преподобный Савва Стромынский († 20 июля 1392 г.); преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский († 3 декабря 1407 г.; обретение мощей 19 января 1652 г.); преподобный Иаков Стромынский (XIV в.; память 21 апреля/4 мая); преподобный Григорий Голутвинский, Коломенский (XIV-XV вв.; 25 января/7 февраля); преподобный Афанасий, Железный Посох, Череповецкий († ок. 1388; память 26 ноября/9 декабря и 25 сентября/8 октября); преподобный Феодосий Череповецкий († ок. 1388; память 26 ноября9 декабря и 25 сентября» 8 октября); преподобный Мефодий Пешношский († 4 июня 1392; память 14/27 июня; преподобный Иаков Железноборовский († 11 апреля 1442 г.); преподобный Никифор Боровский († до 1414; память 9/22 февраля); преподобный Никита Боровский († после 1421; память 1/14 мая); преподобный Ферапонт Боровенский, Калужский (XIV-XV вв.; память 27 мая/9 июня). Собеседники преподобного Сергия: святой благоверный великий князь Димитрий Донской ( † 19 мая 1389 г.); преподобная Евфросиния Московская, в миру святая благоверная великая княгиня Евдокия ( † 6 июля 1407 г.); святитель Стефан, епископ Великопермский ( † 26 апреля 1396 г.); святитель Михаил, епископ Смоленский ( † 6 мая 1402 г.; память 28 ноября/11 декабря); святитель Дионисий, архиепископ Суздальский ( † 15 октября 1386 г.; память 26 июня» 9 июля); преподобный Евфимий Суздальский ( † 1 апреля 1405 г.; обретение мощей 4/17 июля); преподобный Димитрий Прилуцкий ( † 11 февраля 1392 г.); преподобный Стефан Махрищский ( † 14 июля 1406 г.); преподобномученик Григорий Авнежский ( † 15 июня 1392 г.); преподобномученик Кассиан Авнежский ( † 15 июня 1392 г.); преподобный Феодор Ростовский ( † 22 октября 1409 г.); преподобный Павел Ростовский ( † после 1409; память 22 октября/4 ноября); преподобный Ферапонт Можайский, Белозерский ( † 27 мая 1426 г.; обретение мощей 27 декабря 1514 г.); преподобный Кирилл Белозерский ( † 9 июня 1427 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

– Не только люди уважали святого старца, но и самые звери как будто стерегли его в дикой пустыне и смиряли пред ним свою природную жестокость, ибо не только не вредили они преподобному, но никогда не касались и тех, которые приходили к нему внимать из уст его слову жизни. Так в уединении протекла вся его жизнь и, только после блаженной его кончины, устроилась над гробом его обитель иноческая и близ неё град обительный, на месте прежней дремучей дебри, по его предсказанию. Июня 11-го 1492 года, преставился блаженный Варнава, в старости маститой, и в этот день совершается его память, ибо вскоре после его кончины начали истекать многие исцеления от его гроба прибегавшим к нему с верою; можно сказать, что посмертные его благодеяния привлекли к месту его подвига еще более усердствовавших, нежели сколько сходилось при его жизни, ибо тогда избегал он славы человеческой, после же кончины прославил Господь своего угодника. Во имя Пресвятой Троицы соорудилась обитель, с церковью Святителя Николая, которого икону принес он с собою из Устюга. На самом истоке пустыннолюбивой Комелы, на том озере, откуда выходит она, чтобы протекать мимо келий иноческих, к югу от Вологды, преподобный Стефан Озерский, питомец лавры Дионисиевой, поставил сперва свою уединенную хижину и часовню, с иконою Святителя Николая, которая обратилась потом в его обитель. Отец его служил при дворе потомков Князей Ярославских; научившись грамоте в доме родительском, Стефан постригся в монастыре Глушицком; оттоле странствовал по северным пределам и на время останавливался в Тихвинской обители, но любовь к безмолвной жизни привела его опять в родные пределы Вологодские; он водворился на восточном берегу озера Комельского, посреди мхов и лесов, под сению двух чудотворных икон: Одигитрии и Мирликийскаго Святителя. Не много хлеба принес он с собою в запас и одну лишь секиру, чтобы соорудить себе пустынную келью, и там стал подвизаться, неведомый людям, знаемый единым Богом. Много искушений претерпел он от врага душ человеческих, который хотел изгнать его из пустыни, различными страхованиями диких зверей; он возбуждал против отшельника и неприязненных людей: грубого рыболова, который опасаясь, чтобы пришелец не овладел водами пустынного озера, жестоко над ним ругался и, неприличными песнями, хотел возмутить мирную его душу, но все одолел терпением смиренный отшельник, искавший наипаче быть в мире со своею совестью, с Богом и людьми и, не смотря на козни диавольские, утвердился на пустынном озере.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010