Cabba III вскоре после того умер. На его место, однако, по неизвестным причинам избран был не Даниил, а его ученик хиландарский игумен Никодим, Даниил же получил епархию Холмскую [ 8 ]. 20 октября 1320 г. скончался благочестивый сербский краль Стефан Ypoш II Милутин, правивший Сербией тридцать лет, расширивший ее пределы и доставивший ей большую славу. Даниил был извещен о болезни краля и присутствовал при его кончине и погребении, которое совершалось в задушбине Милутина, в Баньском монастыре св. Стефана, где Даниил ранее был епископом. На Сербский престол вступил сын Милутина, святой Стефан Ypoш III Дечанский [ 9 ]. Сейчас же после своей коронации, он вызвал и приблизил к себе епископа Даниила, которого с юных лет привык любить и ценить как мудрого советника в течение многих лет при его отце, а особенно как своего помощника и защитника в тяжелых несчастиях. Заступничеству и ходатайству Даниила Стефан Дечанский был обязан своим освобождением из заточения в Царьграде и окончательным примирением с отцом. Даниил, таким образом, стал теперь постоянным учителем, советником и помощником сербского краля. В начале правления Стефана Дечанского встретились затруднения, как внутри страны, так и извне. Нужно было новому кралю защищаться против врагов внутренних, его соперников, поднявших восстание, именно против двоюродного брата Владислава, сына краля Драгутина, и против брата родного по отцу Константина. Нужно было также охранять себя и Сербию и от врагов внешних. Болгарский царь Михаил удалил от себя жену свою Неду, сестру Стефана Дечанского, и искал сближения и союза с греками против сербов. Стефану Дечанскому приходилось и оружием защищаться и прибегать к мирным соглашениям и переговорам. Для таких переговоров не было тогда человека более способного, как епископ Даниил, обладавший разнообразным житейским опытом и необыкновенным красноречием, особенно же уменьем говорить перед царями. И вот, по просьбе и поручению краля Стефана Дечанского, Даниил выполняет с полным успехом посольство к болгарскому царю Михаилу и цареградскому царю Андронику Младшему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Первый – путь Православия , второй – путь безверия. Первый созидает, второй разрушает, первый лечит, второй разлагает, первый ясен, второй мрачен, первый ведет в жизнь, второй – в смерть. Первым путем шли наши святые: Симеон Мироточивый, Савва, «светильник, подобный солнцу», Стефан Первовенчанный, Владислав, Арсений, Савва Второй, Милутин, Стефан Дечанский, «предивный в страданиях, сияющий адамант», Урош, Анастасия, Елена и Ангелина, Никодим, Даниил, «звезда утренняя, которая тьму неведения разгоняет», первый патриарх Иоанникий, великомученик князь Лазарь, «который пролил кровь свою за веру и отечество», страстотерпец патриарх Гавриил, Стефан Пиперский, Василий, чудотворец Острожский, Петр, чудотворец Цетиньский. Вторым путем шли и идут разрушители веры, народности и семьи, те, кто не почитают нравственность, не соблюдают благочестивые семейные традиции в день небесного покровителя, не кладут рождественских подарков беднякам, не красят пасхальных яиц, в своих домах не имеют икон и не кропят дома богоявленской водой, те, кто не посещают храмы и монастыри, не признают кумовство и дружбу, для которых гостеприимство и данное слово – не святыня. Потрудимся же всеми силами ума, сердца и воли, чтобы в своей жизни избежать пути безверия, а идти путем Православия. О посещении больных Окружное послание священникам епархии Одной из основных обязанностей пастыря является посещение больных. Эту обязанность Спаситель повелел священнику, когда словами «Болен был, и вы посетили Меня» (Мф. 25: 36) указал на посещение в болезни как на одно из главных дел милосердия. Больной во дни своих мук и несчастий ничему так не радуется, как посещению своего духовного наставника, ибо, если хотя бы немного есть надежда на выздоровление, мудрое пастырское слово претворяет ее в твердую и великую веру на продолжение земной жизни. Если же это действительно конец земной жизни, то священник снабдит больного духовным щитом, духовной поддержкой и храбростью, дабы спокойно предстал перед Праведным Судией, своим Спасителем, а если наступит час покаяния, то дабы не остался без надежды на прощение грехов.

http://pravoslavie.ru/30733.html

Д. поселился в Карее, в келье св. Саввы Сербского, но вскоре кор. Милутин направил его с дипломатической миссией к своему брату кор. Стефану Драгутину (см. Феоктист , прп.), в г. Дебрц в Среме, по словам Д., «ради неких дел» (возможно, для примирения враждовавших в тот период родственников). Д. успешно выполнил миссию и был щедро одарен Драгутином и его супругой Кателиной. По возвращении он был избран епископом Баньской епархии , но согласился управлять епархией при условии, что ему будет разрешено жить на Афоне. В периоды пребывания на Афоне был тесно связан с рус. мон-рем вмч. Пантелеимона (большинство насельников к-рого в то время были сербами), имел там духовного отца. Присутствовал у смертного одра кор. Елены и участвовал в ее погребении (1314). Вернувшись на Афон, Д. жил в хиландарском пирге, собирался совершить паломничество в Св. землю, но отказался от планов из-за нового вызова в Сербию. Кор. Милутин планировал возвести Д. на архиепископский престол, но его не поддержал церковный Собор. Предстоятелем Сербской Церкви, вероятно по рекомендации Д., был избран игум. Хиландара Никодим. В 1317 г. Д. был назначен на Хумскую епархию . Регулярно посещал Афон. Напутствовал кор. Милутина при его кончине и очень сокрушался о смерти любимого господина. Для сына кор. Милутина, Стефана Дечанского , Д. стал духовником, учителем и советником. Еще ранее он помог Стефану вернуться из ссылки в К-поле и примириться с отцом. Взойдя на престол, кор. Стефан направил Д. с дипломатической миссией к болг. и визант. правителям. После смерти в 1324 г. архиеп. Никодима Д. вновь был приглашен в Сербию. 14 сент. 1324 г. кор. Стефан созвал всесербский Собор, который избрал Д. архиепископом всех сербских и приморских земель. В 1331 г. во время конфликта кор. Стефана с сыном Душаном (см. Стефан Душан ) принял сторону последнего и позже короновал его. Особую заботу Д. проявлял о строительстве церквей. В 1328 г. в Пече он воздвиг ц. Богородицы Одигитрии, объединив ее внешним притвором с храмами св. Апостолов и св. Димитрия в единый комплекс т. н. Печской Патриархии. В описании этого строительства отмечается, что Д. «все здание это в уме измерил от начала и до конца и определил, какова ему будет высота, какова длина и какова ширина». Он, вероятно, составил иконографическую программу настенных росписей комплекса, в т. ч. композиции «Лоза Неманина». Со 2-й четв. XIV в. этот своего рода изобразительный аналог соч. Д. «Жития святых королей и архиепископов сербских» получил распространение в стенописях серб. храмов (первый из известных образцов представлен в росписях собора в Пече, выполненных между 1324 и 1337 по заказу Д.).

http://pravenc.ru/text/171272.html

Упокоился в Царьграде в 826 году, достигнув 68-летнего возраста. 6. Св. Урошица, князь Сербский . Сын короля Драгутина. И в браке соблюл чистоту и целомудрие. Из его гробницы истекло миро. Рассуждение Если когда и восседал на престоле земного царства святой царь, то [это] был благоверный сербский король Стефан Дечанский. Греки, обычно считавшие славян варварами, дивились красоте души святого Стефана как редчайшему чуду той эпохи. Когда император Кантакузин послал к королю Милутину игумена монастыря Пантократора по неким государственным делам, король Милутин помимо прочего спросил и о своем сыне Стефане. «Ты спрашиваешь меня, король, о втором Иове, – ответил ему игумен, – будь уверен, что его убогость стоит выше твоего королевского величия». Византийский император на первых порах относился к слепому Стефану весьма сурово: сначала заключил его в одном из покоев дворца, запретив всякий к нему доступ, а затем передал его в монастырь Пантократора – с тем чтобы там, неся тяжкие монашеские подвиги, ослабел он и погиб. Однако Бог хранил блаженного Стефана, и тот переносил подвиги поста и молитвы как самый лучший монах. О его мудрости [и рассудительности] стали говорить во всем Царьграде. И царь стал его уважать, всё чаще испрашивая у него совета. Так, например, святой Стефан посодействовал развенчанию и ниспровержению известной ереси Варлаама, с которой боролся святитель Григорий Палама (см. Синаксарь второй недели Великого поста). Варлаам в то время находился в Царьграде и ловкими интригами склонил к своему мнению многих вельмож и сановников в Церкви и при дворе. Пребывая в недоумении, царь вызвал Стефана и спросил его, что ему делать с Варлаамом. Мудрый Стефан ответил ему словами Псалмопевца: Не ненавидящий ли Тя, Господи, возненавидех ? И еще добавил: «Опасных людей следует изгонять из общества». Выслушав сие, император Кантакузин немедленно с бесчестьем прогнал Варлаама из столицы. 1. Св. Иоанн Милостивый . Патриарх Александрийский. Родился на острове Кипр в княжеской семье.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Мачиха, коварная гречанка, желавшая предоставить престол сыну своему, Константину, с женскими ласками внушала су­пругу королю, что сын Стефан замышляет недоброе на отца; недовольная тем, она наконец со слезами говорила, будто Стефан покушался даже на её супружескую чистоту.– Стефану давали знать о кознях против него, но вместе коварно разстроивали и его любовь к отцу. – На несчастие, некоторые областные начальники, негодовавшие на замыслы хитрой гречанки, выказали непокорность королю; это поспешили выставить пред королём-отцом, как дело нечуждое замыслов сына. Король явился с войском в Зету и усмирил мятеж.– Сын, обвинённый партизанами мачехи в участии с мятежниками, замедлил явиться к отцу по его требованию, чем усилил подозрения отца против него. Когда явился он с полною сыновнею покорностию, отец сперва принял его ласково, как и обещал. Но потом партия гречанки до того разстроила доброго отца, что он, не отобрав ответов у сына против обвинений, повелел ослепить его в замке Скопле и отослал его с детьми к императору в заточение 699 .– На дороге в Овчеполье, где был храм св. Николая, является святитель и говорит: «не теряй духа; вот очи твои на моей длани» и показал ему глаза. Это видение утешило страдальца и облегчило боль страшной операции. Когда прибыл страдалец в Царьград, то заперт был в дворце, с строгим приказанием не допускать никого до него. Потом заключили его в монастырь Вседержителя, под строгий надзор настоятеля.– В это время хитрый сторонник запада Варлаам тревожил Царьград своими схоластическими выходками о свете фаворском. Блаж. патр. Афанасий осудил Варлаама на соборе, но пронырливый Варлаам нашёл себе сторонников при дворе и волновал столицу. Император, узнав терпение Стефана и его искреннюю любовь к вере, оказывал ему ласки. При одном свидании Кантакузен спросил мнения Стефана о Варлааме.-Ненавидящия тя, Господи, возненавидех,– отвечал умный страдалец и прибавил:- вредных людей надобно выгонять из общества. Кантакузен поступил по его отзыву 700 .– Упражнения в церковной молитве, посте, слушании книг, смирении так любил Стефан, что приводил иноков в изумление и они с любовию выслушивали советы его о духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

376 ...святаго Николы... – Николай, архиепископ города Мир в Ликии (области на юге полуострова Малая Азия) в IV в., один из наиболее чтимых христианской православной церковью святых (Никола Мирликийский). 377 ...Душмана нарицаемъ, другий же Душана Стефанъ.Стефан Душан был преемником Стефана Дечанского на сербском престоле (1331–1355, с 1345 г. – царь). 379 ...патриархъ Афанасие дивный соборъ състави... иже Ариева мысляща и Македониева... – Афанасий – константинопольский патриарх в 1289–1293 и 1303–1309 гг. Церковные соборы, осудившие Варлаама и его ученика Григория Акиндина (ум. в 1349 г.), происходили, однако, не при нем, а значительно позднее – в 1341 и 1351 гг. Варлаам – греческий монах из Калабрии, примыкавший к кругам итальянских гуманистов (у него учился греческому языку Петрарка), в 1328 г. приехал в Византию. Он выступил против учения исихастов, утверждавших, что познание Бога и единение с ним не требует богословских знаний. Осужденный иа соборе 1341 г., он вернулся в Италию и умер там в 1348 г. Арий и Македоний – основоположники еретических, с точки зрения ортодоксальной церкви, учений (IV в.). 381 ...зряше якоже и преже. – Прозрение ослепленного Стефана вызывало недоумение уже у современников событий. Предполагали, что палач был подкуплен, ослепление было мнимым, но Стефан скрывал это от окружаюших. 382 ...втормъ Иов... – Иов – библейский персонаж, праведник, подвергшийся тяжким испытаниям судьбы. 383 …Баньско убо мсто именуемо... – Баньский монастырь, упоминаемый в источниках со второй половины XIII в. В 1313–1318 гг. Милутин построил в нем церковь святого Стефана. Расположен севернее г. Косовска-Митровица (Югославия). 384 Коньстянтинъ же, иже того брат ото иныя матери... – Константин был сыном Анны, а не Симониды. В союзе с Константином против Стефана выступил его племянник Владислав. 385 ...не бо азъ есмь Каинъ-братоубица, но Иосифу другъ-братолюбець... – Имеются в виду библейские легенды: о Каине, убившем своего брата Авеля, и о Иосифе, которого хотели убить, а затем продали в рабство родные братья. Впоследствии, когда Иосиф достиг могушества и власти, он не стал, однако, мстить братьям, а обратился к ним со словами ( Быт. 40, 19–20 ), которые почти дословно повторяет Стефан: «Не бойся, Божий бо есмь азъ! ...а мн благая...»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Насколько нам известно, в России почитания св. Петра Черногорского никогда не было. Правда, в его биографии, составленной Л.Поповичем, имеется фраза, что о канонизации святителя Петра «был извещен и русский Правительствующий Синод, который с своей стороны признал почившего владыку черногорского местночтимым святым» 44 . При этом Л.Попович ссылается на книгу П.А.Лаврова 45 , однако Лавров ничего не говорит о почитании святителя Петра в России. Единственное известное нам храмовое изображение святителя Петра Цетинского на территории дореволюционной России находилось в Московском Сербском подворье. Оно появилось при следующих обстоятельствах. Вскоре после освящения в 1874 г. этот храм был заново расписан, в результате чего появилось 11-ти фресок с изображениями святых, почитаемых сербским народом. При этом в описании этих фресок, помещенном в книге о Сербском подворье, прямо говорится, что русские святцы не содержат упоминаний Петра Цетинского. Приведем это описание: «Были еще расписаны живописью по золотому полю (альфреско) стены храма. Из них одиннадцать изображений принадлежат к святым Сербской Церкви (Пять из этих святых приняты и в русские святцы, именно: св. Савва, первый архиепископ сербский, его преемник св. Арсений I, свв. цари сербские: Стефан Неманя Мироточивый (1158–1195), в иночестве Симеон, Стефан Первовенчанный (1195–1227), в иночестве Симеон, и св. князь сербский Лазарь (1371–1389); другие же шесть святых, имена которых не находятся в русских святцах, как то: св. Максим, митрополит Угровлахийский, по происхождению серб (1503–1517), св. Петр, митрополит и владыка черногорский (1782–1830), нетленные мощи которого обретены в 1849 г. и почивают в Цетинском монастыре, свв. цари сербские: Урош (сконч. 1367 г.), Стефан Дечанский (1321–1336), Милутин (1274–1320) и св. Ангелика (Деспотица)» 46 . Мы специально привели эту цитату, поскольку она является свидетельством образованного сербского клирика начала XX века о том, какие из сербских святых, изображенных на стенах Сербского подворья, воспринимались как чтимые в России, а какие нет. Нужно сказать, что это свидетельство не всегда совпадает с данными, которые приводят современные справочники. Так, например, Ангелика (Ангелина) почиталась в Киевской Западнорусской митрополии уже в первой половине XVII в. (в качестве святой ее упоминает Захария Копыстенский) 47 . То есть формально можно сказать, что в XIX в. на территории Российской империи было почитание св. Ангелины. Однако на практике, как свидетельствует синкел Платон, такого почитания не было. А в житийной справке, изданной в 1982 г. декабрьской Минеи, говорится, что память мученика Уроша в России была установлена в XVII веке 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

2004. С. 206). В лити кафоликона мон-ря Хиландар представлены родоначальники династии серб. королей Неманичей, святые Симеон и Савва Сербские, визант. императоры и серб. правители, при к-рых были созданы росписи, а также их небесные покровители. Н. Тутос и Г. Фустерис приводят одну дату росписей лити - 1321/22 г., Милонас в свою очередь считает, что портреты в юж. части вост. стены Н. (св. Симеон Хиландарский (Неманя), имп. Андроник II, Стефан Урош II Милутин) были написаны до 1319 г., а портреты в сев. части той же стены (Стефан Урош IV Душан, имп. Иоанн Кантакузин, Стефан III Дечанский, имп. Андроник III Палеолог, свт. Савва Сербский) - в 1347 г. ( Милонас. 1995. С. 53). Семья воеводы Молдовлахии Александру Лэпушняну была представлена в лити Дохиара. Росписи лити сохраняли память о периоде преобладания в том или ином мон-ре одной местной «диаспоры». Григорович-Барский отмечал, что в лити мон-ря св. Павла все подписи на фресках болгарские, «ибо в монастири сем жителствоваху изначала Болгаре и Сербы» ( Григорович-Барский. 2004. С. 390). Возможно, функция лити как места моления за упокой погребенных или почитаемых ктиторов, а также связь между афонскими и молдавскими храмами повлияли на появление в традиц. монастырских храмах Молдавии во 2-й пол.- кон. XV в. особого помещения - усыпальницы (наряду с пронаосом) к западу от наоса (собор Нямецкого мон-ря кон. XV в.; Успенский собор мон-ря Кэприана, 1545). К числу самых распространенных фигур в росписях афонских лити принадлежат образы преподобных. Встречаются среди них афониты - Афанасий, Петр, Павел Ксиропотамский, Максим Кавсокаливит (в Хиландаре, Дионисиате, Кутлумуше). Ист.: Макарий (Веретенников), архим. Собор 1554 г. и его решения// Он же. Московский митр. Макарий и его время: Сб. ст. М., 1996. С. 239; Григорович-Барский В. Г. Второе посещение святой Афонской горы В. Григоровича-Барского, им самим описанное. М., 2004. С. 17, 120, 127, 165, 178-179, 185, 196, 222, 253, 275, 291, 300-301, 309, 360, 368, 390. Лит.: Кондаков Н.

http://pravenc.ru/text/2564708.html

203 О годе смерти надпись в Дечанской обители: «доспеше совсем церковь в л. 6843 (1335), единым летом предь смертию своею». Раича II, 581. 596. То же цароставник у Раича, II, 706. 724. Летопись: «в л. 6844 (1336) престави се краль Стефан, удави бо сын его в граду Звенчану». Гласник 1, 165. Против этого показания воюют (Гласник VII, 98–103), но безуспешно: показания Крапивникской летописи не точны и в других случаях. У Цамблака не показан день мученической смерти св. краля; только житие поставлено под 11 ноября (Гласник XI, 38. 43. 80). В Хиландарском типике «ноебра 3 престави се Урошь краль третий (Миклошича Monum р. 115). При таких показаниях надобно положить, что страдальческая смерть в Звенчане последовала 3 ноября, а ноября 11 ов. тело погребено было в Дечанской обители. 206 Троношская лет. в Гласнике V, 65. На монетах: краль с умеренною бородою и усами, с надписью: «трети Сгефан Уроше кр.» Гласник III, 220. 221. На наружной стене Неродимльского храма изображен «краль сты Стефан». Зап. геогр. общ. XIII, 230. Икона – в Павловом Афонском монастыре у Григоровича стр. 101. 207 Служба св. Стефану Дечанскому в ркп. Гласнике XI, 38. Григоровича стр. 33. «Молебное пение в память св. вм. краля Сербского Стефана Дечанскаго», Белград 1850 г. Тут две службы, но обе ожидают замены лучшими. 208 «Того же (6942) м. нояб. 22 преставись Максим уродивый». Спб. лет. VIII, 99. Русск. врем. 2, 192. В ркп. Румянцева XVI в. 397 под 21 янв. «преставление св. чудотворца Максима уродиваго». Здесь а) служба ему, которой нет в печ. минее; б) краткое житие, которого нет в прологе. В другой ркп. 364. «о житии и страдании Максима Христа ради юродиваго». Здесь же о обретении мощей, о построении храма в 1698 г. Далее л. 632, м. нояб. 11 д. «сказание вкратце о житии и перенесении мощей св. блаж. Максима Москов. чудотворца». У Толстого (2 368) служба ему на 13 августа, нап. в авг. минее М. 1646 г. По ркп. святцам, «преставися 1433 г. ноябр. 11, мощи обретены 1568 г. мая 13, перенесены авг. 13». О праздновании А. Э. 1. 203: пролог 11 нояб.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Сосипатр, ап. из LXX, 4 января, 28 апреля и 10 ноября. Сессий диак. IV в., 21 апреля. Сосфен, ап. из 70, 4 янв. и 8 дек. София, кн. Слуцкая, † 1617 г. 19 мар. София муч. II в. 17 сентября. София муч., 18 сентября. София и Соломонида † 1542 года, 16 декабря. Софония пророк, 3 декабря. Софроний иерусал. † около 638 года, 11 марта. Софроний затворник, 11 марта. Софроний преп. † около 1510 года, 28 мая. Спиридон Серб. † 1388 г., 30 авг. Спиридон просфорник † не прежде 1448 г., 31 октября. Спиридон Тримиф. † 348 г. 12 дек. Стахий, ап. из 70, 4 января и 31 окт. Стефанида муч. II в., 11 ноября. Стефан архид., 4 янв., 2 августа, 27 декабря. Стефан муч. † 1552 г., 24 марта. Стефан чудотворец, IX в., 28 мар. Стефан Пермск. † 1396 г., 26 апр. Стефан Волынск. † 1094 г., 27 апр. Стефан Комельский † 1542 года, 12 июня. Стефан, ап. из LXX, 15 июня Стефан Савваит, 794 г., 13 июля. Стефан Махрищ. † 1406 г., 14 июля. Стефан Лазаревич Серб. † 1427 г., 19 июля. Стефан папа † 257 г., 2 августа. Стефан Первовенчан. † 1224 г, 24 сентября. Стефан Щилянов. † 1515 г., 4 окт. Стефан Дечанск. † 1336 г., 11 нояб. Стефан испов. † 767 г., 28 нояб. Стефан Бранков. † 1476 г., 10 дек. Стефан Сурожский † 745 г., 15 декабря. Стратоник муч. IV в., 13 января. Стратон муч. (и Евангел), 7 июля. Стратор † мучен., 320 (и Филий), 15 сентября. Сухия, муч. † 123 г., 15 апреля. Симеон, сродник Господень, 4 янв. и 27 апреля. Симеон Нигер, 4 января. Симеон Богоприимец, 3 февраля. Симеон Тверский † 1289 г., 3 февр. Симеон, арх. Новгород., † 1421 г., 10 февраля и 4 окт. Симеон (см. Неемань-Стефан), 1200 г., 13 февраля. Симеон, новый Богослов, 11032 г., 12 марта. Симеон Персидский † 344, 17 апр. Симеон Босой, 19 апреля. Симеон Дивногорец † 596, 24 мая. Симеон Юродивый † около 590 г., 21 июля. Симеон Столпник † 459. 1 сент. Симеон Верхотурский † 1642 года, 12 сентября. Симеон Переяславский † 1239 г., 21 сентября. Симеон метафраст † не позже X в., 9 ноября. Т аисия Александ. † 400 г., 10 мая. Таисия Фиваидская † 340 г., 8 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010