Уральские паломники посетили главную православную святыню Косова - Высоко- Дечанский монастырь Екатеринбург, 7 августа 2007 г. В ходе поездки по святыням Сербии, уральские паломники во главе с духовенством Екатеринбурга посетили главную православную святыню, находящуюся в самом центре Косово, где зверствуют албанские экстремисты - комплекс Дечанского монастыря, сообщает " Информационное агентство Екатеринбургской епархии " .           Высоко-Дечанский монастырь находится в сердце древней Сербии, у самой албанской границы. Расположенный в живописной долине реки Быстрицы в окружении высоких гор и густых лесов, он заслуженно носит название Царской Лавры. Монастырь этот построен в XIV веке, территория вокруг монастыря считается особо охраняемой зоной, и находится под присмотром итальянских миротворцев, обитель включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.            В 1330 году сербский король Стефан Дечанский II одержал победу над греками и болгарами, и по возвращении из похода решил построить храм во славу Христа Спасителя. Посоветовавшись с сыном и духовенством, он выбрал место на реке Быстрице в двух километрах от Дечан и заложил церковь Вознесения Господня.            Этот храм имеет два придела: во имя Святого Николая и во имя Святого Димитрия, и отличается сложной архитектурой. Его наружные стены покрыты плитами шлифованного разноцветного мрамора, создающего впечатление многоцветности. Стены обители на десятки метров вверх расписаны бесценными фресками. Эта роспись, является самым большим сохранившимся памятником средневековой монументальной живописи в Сербии.           Эта обитель стала самым величественным монастырем средневековой Сербии. Исторически она являлась важнейшим центром сербской государственности, символом борьбы сербского народа за независимость родины.            Лавра была построена святым королем Стефаном, как монастырь, в котором, по завещанию, он должен был найти последний приют. И сейчас основанная им обитель хранит главную святыню - мощи святого Стефана Дечанского, который почитается сербским народом как великий целитель. За всю свою историю Дечанский монастырь не раз подвергался разорению, так, например, замечательный иконостас Вознесенского храма был уничтожен турками.

http://pravoslavie.ru/23478.html

Скачать epub pdf Пережив Смутное время, Россия постепенно начинает возрождаться. Свидетельством этого является начавшееся каменное строительство в русских городах. Так, например, в 1620 – 1621 годах в Ярославле строится храм Святителя и Чудотворца Николая, называемый храмом Николы Надеина. Его строителем был купец Епифаний Андреевич Светешников, которого в обиходе называли Надея. Это имя вошло в название выстроенного им храма 1 . Росписи ярославского храма Николы Надеина были выполнены в 1640 – 1641 годах. Возглавлял артель, которая расписывала храм, Иоаким Елепенков. На южной стороне церкви указаны имена фрескистов: «А подписывали стенною иконною подписью сию церковь Николы Чудотворца на стороне юго-западного столпа в храме иконописцы: костромитин Иоаким Агеев сын Селпенков, а прозвище Любимо, да нижегородец Иван Лазарев, сын Муравей, да ярославец Стефан Евфимиев, сын Дьяконов, да москвичи Иван Никитин, Борис Алексеев да Андрей Мартемьянов, Никифор Ульянов, Федор да Борис Тимофеевы, да ярославцы Севастьян Дмитриев, Михайло Сидоров, Данило да Федор Ульяновы, да костромичи Илья Данилов, Василей да Прокопий да Дмитрей Ильины, дети Запокровские, Иван да Иван же Ивановы, дети Поповы, да Матфей Дементьев, сын Бородин и протчих с ними трудившихся о Господе» 2 . Как отмечает А. И. Успенский , «расписывали Николо-Надеинскую церковь лучшие в то время художественные силы Оружейной палаты» 3 . Ниже он замечает: «Николо-Надеинские фрески являются великолепным памятником, характеризующим письмо царских иконописцев первой половины XVII века» 4 . Предполагается, что москвичи во главе с нижегородцем Иваном Муравьем выполнили «росписи нижних ярусов центрального храма» 5 . В 1882 году храмовые росписи были возобновлены артелью палешан. Тематика стенных росписей в Никольском храме – прославление Святителя Николая и его чудес. Наряду с греческими событиями в росписях представлены сюжеты о заступничестве Святителя Николая в славянских землях. «Третий “исторический” ярус открывает история царевича Стефана (Стефан Дечанский, правитель Сербии, живший в XIV веке)» 6 . Представлены здесь и события русской истории. «Наиболее примечательным в третьем ярусе росписи является последний цикл композиций – “чудо о пяти иконах в Ругодиве”. Исторические факты, лежащие в основе Ругодивского чуда, относятся к событиям 1558 года – первого года Ливонской войны» 7 . Можно говорить, что перед началом работ по росписи храма мастера-иконописцы во главе с И. Муравьем несомненно изучали исторические материалы с целью выявления чудес Святителя Николая. О Стефане Сербском они могли узнать из Хронографа, а о нарвских событиях – из Никоновской летописи и Степенной книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОСОГОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ [Македон. Осоговски манастир] (Сарандапорский), во имя прп. Иоакима Осоговского обитель Кумановско-Осоговской епархии непризнанной Македонской Православной Церкви (МПЦ). Находится на крутом склоне горного массива Осогово, под вершиной Калин-Камен, в долине р. Крива, в 3 км от г. Крива-Паланка (Республика Македония). Изначально именовался Сарандапорским по греч. названию р. Крива (Сарандапор), но впосл. получил название Осоговский. Основание обители описывается в поздних списках (старший - XV в.) Жития прп. Иоакима Осоговского (XI - нач. XII в.?). В правление визант. имп. Мануила I Комнина (1143-1180) овдовевший свящ. Феодор родом из обл. Овче-Поле после явления во сне прп. Иоакима пришел в места, где тот подвизался, и возвел ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (часто перестраивалась, по архитектурным особенностям ныне датируется XVI в.). Впосл. свящ. Феодор принял монашество с именем Феофан и возглавил сложившуюся вокруг него монашескую общину. После обретения мощей прп. Иоакима обитель стала центром паломничества. В Карловацком родослове XVI в. ( Стари српски родослови и летописи. Београд; Сремски Карловци, 1927. С. 32) утверждается, что О. м. основал серб. кор. Милутин (1282-1321), но, по мнению С. Душанича, речь идет об обновлении обители ( 1941. С. 27). В 1330 г. в мон-ре серб. кор. Стефан Дечанский молился о победе в предстоящей битве с болг. царем Михаилом III Шишманом (1323-1330). Во 2-й пол. XIV в. при покровительстве воеводы Кюстендилской обл. Константина был отстроен монастырский комплекс. Осоговский мон-рь. Фотография. 2014 г. Осоговский мон-рь. Фотография. 2014 г. После османского завоевания положение О. м. осложнилось: известно решение 1474 г., вынесенное Советом Дубровникской республики, о выделении 50 перперов осоговским насельникам. В июле 1585 г. обитель пострадала при землетрясении. В конце того же или в начале следующего года еп. Кюстендилский Виссарион (см.

http://pravenc.ru/text/2581641.html

Скачать epub pdf Житие святого Стефана Дечанского, краля Сербского 7287 Память 11 ноября Стефан Урош III Дечанский был Сербский краль (король), из числа благочестивых кралей и царей древнего православного Сербского государства. Он был сыном св. краля Стефана Уроша II Милутина 7288 , внуком Стефана Уроша I 7289 и правнуком св. Стефана, первовенчанного краля Сербского 7290 , брата святого Саввы, первого архиепископа Сербского и сына Великого Сербского Жупана св. Стефана (в иночестве Симеона) Неманя 7291 , основателя древнего Сербского государства. Матерью его была первая жена Милутина, Елисавета, дочь Венгерского короля Стефана V. Принадлежа к благочестивой Сербской королевской семье, Стефан с детства был воспитан в христианском благочестии. С ранних лет Стефану пришлось видеть и пережить много тяжких бедствий. В Сербии в те времена бывали частые смуты и междоусобия среди королевского рода, восстания и крамолы вельмож, постоянные войны с соседями – Болгарами, Греками и Татарами. Враги православного восточного христианства, татары, разгромивши и покоривши православную Русь, разоряли и прочие славянские православные государства, угрожали Болгарии и Сербии. Особенно сильная опасность грозила славянским государствам Балканского полуострова со стороны Крымского хана Ногая. Татарские войска, высылаемые Ногаем, опустошали Болгарию и Македонию, вторгались и в Сербию. Болгары на время подпали даже зависимости от Татар, та же участь угрожала и Сербии. Но Сербский король Милутин принял решительные меры. Не будучи в состоянии силой сопротивляться могущественному татарскому хану, он вступил с ним в переговоры, отвратил нашествие татар, но вынужден был отправить молодого сына в татарский лагерь в качестве заложника вместе с несколькими знатными сербскими боярами. Но Бог помогал благочестивому Стефану в его несчастьях. Возникшия вскоре среди татар междоусобия кончились убийством Ногая. Воспользовавшись сими смутами среди татар, Стефан возвратился на родину. Ради совместной борьбы с Татарами болгарский царь Смилец вступил в союз с сербским кралем Милутином; союз этот сопровождался браком сына Милутинова, Стефана Уроша, с дочерью Болгарского царя Смильца.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Ту стара школа, амбуланта, оронули соцреалистички дом културе. „Овде су живели свештеник Саво остатке и супруге у се зове Остатке цркве овде нисмо успели да као што десет дана нисмо успели да убедимо избеглог Србина из да нам покаже пут до овог места и Страх пресудио. Златан одселио се одавде пре 40 година, долазио повремено код након очеве смрти, па и 14. априла дошао до Урошевца да узме нека документа. У рату учествовао, ни био ту, али га Башким Нуха „препознао”, показао прстом на и оптужио га за ратне злочине. Спроведен у посебно чувани затвор код Башким се са Златаном протеклих неколико година, су завршавали за превод породица продала породици Нуха осамдесетих година прошлог века. „О исходу поступка заиста не бринем и сигуран сам да Златан бити здравствено У протеклих шест месеци пет пута оперисан”, каже адвокат А. Човек невин и страх произвело разоран као систематско српског У ропствима, ратовима, и обрачунима овде су, ипак, Од двораца Петрича, српских престоница, отворених и лепих места остало локално становништво, снажно свет приче и легенде, писани извори и су месту дали снажну особеност и у Овде испустио душу цркава и уметности код Срба Милутин а десет година 1331, ту су се сукобили син Стефан Дечански и Душан, српски цар. Одатле Дечански одведен у Звечан и Несигурна времена распада државе, и фатални пораз на Марици 1371, а потом, неколико месеци и смрт цара Уроша, великог дали су много повода да се око исплете легенда. Као у витешком роману, се и и смерност, светост и казна. Одговоре на због чега се догодила пропаст делимично давало а после обнове под Мехмед-пашом и чувари државности и наследници Тако двеста година по смрти, запустело наново извести на позорницу у Светог цара Уроша”. Неуморног путника, брижног чувара цркава, писца и дипломату тргао из сна реченицом: „Зашто ме забораву предадосте?” Та реченица повод за настанак драме у а у Вукашин Уроша, се потом као и места. За те 1594. године каже „да и црквено кубе коначно пало, и пребивалиште постаде и зверима, и пуно беше, се нико бринуо о томе”.

http://pravoslavie.ru/120939.html

  Чиркович  С. История средневековой Сербии. С. 135–162.  К их числу относится битва при Черномене (1371), где, по некоторым подсчетам, может быть преувеличенным, погибло около 60 000 сербов; битва при Билечи, или Топлице (1388), где сербские войска под предводительством князя Лазаря впервые разгромили турок, и, наконец, Косовская битва 15 июня 1389 г., которая по своей ожесточенности и количеству участников, пожалуй, не имела равных среди битв XIV в. на Балканах. Показательно, что первоначально Косовская битва ее уцелевшими участниками – банном Твртко и князем Вуком Бранковичем – осознавалась как победа, в результате чего в соборе Парижской Богоматери даже отслужили благодарственную мессу за победу христиан. См.:  Иречек К.  История на българите. София, 1978. С. 382, 391–393.   Чиркович С . История средневековой Сербии. С. 197. Однако он сам оговаривает причины подобного явления, которые лежали не в общественной психологии, а скорее в социальной структуре общества и экономике: наличие свободных людей, способных приобрести коня и вооружение.   Даничич . Животи кральева и архиепископа српских, написао архиепископ Данило и други. Београд-Загреб, 1868. С. 358.  Там же. С. 124.  Там же. С. 370   Давидов А., Данчев Г., Дончева-Панайотова Н., Ковачева П., Генчева Т.  Житие на Стефан Дечански от Григорий Цамблак. София, 1983. С. 74–76.  Там же. С. 76.   Чиркович С . История средневековой Сербии. С. 136.   Joannes С antakuzenus . Historiae/Ed. L. Schopen//Ioannis Cantacuzeni eximperatoris historiarum libri iv. 3//Corpus scriptorum historiae Byzantinae. Vol. 3. Bonn,1832. P. 315.   Чиркович С . История средневековой Сербии. С. 165–185.  См. о причинах подобного поведения, в частности:  Борисов Н.  Иван III. 2006. С. 79–87.   Солов jeb А . цара Стефана Душана 1349 и 1354 г. С. 87. Перевод дается по изданию: Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и средние века. М., 2000. С. 472. . властелин или властеличич будет уличен как перебежчик или как другой какой (преступник) моего царства и если окрестные села и жупа восстанут на грабеж его дома и его имущества, что он оставил, те, которые это сделают, да будут наказаны как изменники моего (Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и средние века. С. 482). .

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/6...

Баня святого Николы Фотогалерея Неподалеку от города Прибой в самом сердце Сербии находится одна из древнейших сербских святынь – монастырь Баня в честь святителя Николая Чудотворца. Его история восходит ко временам, предшествовавшим правлению династии Неманичей и устроению самостоятельной Сербской архиепископии святителем Саввой. Сегодня монастырь относится к Милешевской епархии, является формально мужским, но в нем есть и женское монашеское сестричество. Главный храм обители посвящен святителю Николаю, а к его южной стене пристроена церковь Успения Божией Матери. На территории монастыря сохранился и фундамент самой древней первоначальной Никольской церкви. Монастырь как памятник особого культурного и исторического значения находится под защитой государства. Точная дата его основания неизвестна, но он существовал уже в XII веке, что установлено благодаря упоминанию его игумена в известном «Студеницком типике» святого Саввы как одного из участников выборов игумена Студеницы. С 1220 года здесь располагалась кафедра Дабарской епархии, и монастырь называли Святой Никола Дабарский (серб. Свети Никола Дабарски). Затем здесь была кафедра Дабро-боснийской митрополии, основанной святителем Саввой. Обитель занимала особое место в державе правителей Неманичей, о чем свидетельствуют могилы выдающихся деятелей периода правления царя Душана и его сына святого царя Уроша (XIV век). В XIV веке здесь также была усыпальница известного рода Войиновичей в период пика их могущества. Сегодняшний монастырский храм во имя святого Николая воздвиг святой король Стефан Дечанский в 1329 году. Во время османских завоеваний и владычества монастырь, как и большинство сербских обителей, неоднократно подвергался разорению, но около 1570 года монастырский храм был значительно обновлен. В XIX веке монастырь более 20 лет лежал в руинах пока в январе 1899 года сербы не получили от султана Абдул Хамид Хана II разрешение на его восстановление. Последние восстановительные работы проводились до 1905 года. В 1974 году в монастыре была открыта богатая ризница, признаваемая одной из наиболее сохранившихся и полных средневековых ризниц на всем Балканском полуострове. В этой древней обители можно увидеть множество предметов церковного обихода прошлых веков – кресты, дискосы, дарохранительницы и др.

http://pravoslavie.ru/113134.html

Дечани. Монастырь Высокие Дечаны. Высоко-Дечанская лавра Карта и ближайшие объекты Монастырь Высокие Дечаны расположен в живописной долине реки Быстрицы в окружении высоких гор и густых лесов, в нескольких километрах к западу от посёлка Дечаны, в 17 км южнее города Печ. Монастырь был построен в 1327-1335 г.г. святым королем Стефаном Дечанским, названным так в честь основанной им обители, и его сыном царем Стефаном Душаном. Работу осуществляли строители под началом францисканского монаха Вита из приморского Котора. Грамота об основании датирована 1330 годом. В 1331 г. король святой Стефан Дечанский преставился и был похоронен в стенах монастыря, который с того времени превратился в место паломничества. Монастырь был посвящен Вознесению Господню и стал самым величественным в средневековой Сербии - большие размеры и характерный стиль монастырского храма выделяли его среди всех прочих. Высота монастырской церкви дала обители название " Высоких " Дечан. Строительство продолжалось до 1335 г., после чего была выполнена роспись стен. Роспись велась силами многочисленной артели, собранной для этого со всей страны, и была завершена только к 1350 г. В средневековье в Дечанах было создано много выдающихся произведений церковного искусства: фрески и иконы, рукописные книги и церковные стихи. Эпоха реставрации Печской Патриархии во второй половине XVI в. стала самым благоприятным периодом истории монастыря. В это время и на протяжении XVII в. монастырская ризница, библиотека и другие монастырские здания пополнились драгоценными реликвиями. Особенно важной в этот период была работа монастырских книжников, переписывавших богослужебные и богословские книги. Во время Великого переселения сербов и патриаршества Арсения (Черноевича) в конце XVII в. монастырь был разграблен турками. Наступили тяжелые времена, когда монастырь едва сохранял численность своей монашеской братии. В 1836 г. князь Милош Обренович построил вспомогательное здание монастыря, а в 1849 г. князь Александр Карагеоргиевич подарил монастырю мощи святого короля Стефана Дечанского. На протяжении XIX в. были обновлены все монастырские здания. В начале XX в. со Святой Горы Афон в Дечаны был приглашен иеросхимонах Кирилл (Абрамов) с русской братией для возрождения пришедшей в запустение обители. Через некоторое время монастырь вновь начал процветать. Позднее обитель возглавил другой русский подвижник, владыка Митрофан (Абрамов). В предвоенный период в монастыря действовала монашеская школа.

http://sobory.ru/article/?object=40539

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНЧЕВ Георгий (род. 6.12.1932, с. Плаково, близ Велико-Тырнова), болг. литературовед, поэт и писатель. В 1950 г. окончил гимназию в Велико-Тырнове, в 1956 г.- филологический фак-т Софийского ун-та. В 1963-1969 гг. ассистент, в 1969-1980 гг. доцент, с 1980 г. профессор болг. лит-ры Великотырновского ун-та им. святых Кирилла и Мефодия. Специализировался в Белградском ун-те (1966-1967), ИРЛИ (1969-1970) и ЛГУ (1976). В 1968-1970 гг. зам. декана филологического фак-та, в 1971-1981 гг. руководитель кафедры болг. лит-ры, в 1970-1979 и 1986-1987 гг. зам. ректора, в 1987-1991 гг. ректор Великотырновского ун-та. Защитил докт. дис. «Болгарская литература 2-й пол. XV в.» (1977). В 1981-1985 гг. читал лекции по истории болг. языка и лит-ры в Римском ун-те (Италия). В 1978-1981 гг. директор Международных летних семинаров для иностранных болгаристов и славистов в Велико-Тырнове. С 1990 г. директор Научно-исследовательского центра «Тырновская книжная школа». Главный редактор ж. «Проглас», издаваемого филологическим фак-том Тырновского ун-та (с 1992). Главное место в кругу научно-исследовательских интересов Д. занимает тырновская книжная школа 2-й пол. XIV в. и деятельность учеников и последователей патриарха Евфимия - Григория Цамблака , Владислава Грамматика , Димитрия Кантакузина и др. В 1-й монографии, посвященной Владиславу Грамматику, Д. анализировал разные стороны творчества лит. деятеля: переписывание, составление сборников и создание оригинальных произведений (Владислав Граматик: Книжовник и писател. София, 1969). Д. участвовал в издании Похвального слова Григория Цамблака патриарху Евфимию («Похвално слово за Евтимий» от Григорий Цамблак/Текст: П. Русев, И. Гълъбов, А. Давидов. София, 1971), Жития св. Стефана Дечанского по рильской рукописи (Житие на Стефан Дечански от Григорий Цамблак/Текст: А. Давидов, Н. Дончева-Панайотова и др. София, 1983). В монографии «Димитър Кантакузин» (София, 1979) Д., анализируя эпоху, пытался объяснить творчество Кантакузина, создание им «Молитвы к Пресв. Богородице» и др. произведений. Д. был одним из составителей собрания сочинений этого книжника (Кантакузин Д. Събр. съч. София, 1989).

http://pravenc.ru/text/171359.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛЕНА ДЕЧАНСКАЯ [серб. Jeлeha Дечанска], серб. прп. (пам. серб. 21 мая). Ее почитание сложилось в мон-ре Дечаны , где в наст. время находится саркофаг, в к-ром, по преданию, покоятся ее мощи. Согласно преданию, она была сестрой кор. св. Стефана Дечанского , но источники XIV - 1-й пол. XVIII в. ничего не говорят о сестре Стефана с таким именем, но содержат сведения о дочери Елене, к-рая изображена на фресках дечанского собора ( Б., М. 2005. С. 61, 328, 445). Впервые Е. Д. сестрой короля названа в «Троношском родослове», сочинении сер. XVIII в. (не ранее 1746), послужившем источником мн. легендарных сведений. В нем рассказывается о ее помощи при освобождении мон-ря Дечаны от осады отряда Татархана. После поражения в 1691 г. в войне с Османской империей и отступления за Дунай войск Свящ. лиги отряд Татархана в 1692 г. осадил мон-рь, по словам летописца, «была погибель роду сербскому и народу православному». Но чудесный огонь вырвался из гробниц св. Стефана и Е. Д. и убил осквернителей храма. Совр. исследователи считают возникновение почитания Е. Д. «интересной попыткой» братии мон-ря объяснить причины завоевания и последующего освобождения обители (Там же. С. 61). На саркофаге, в к-ром предположительно лежат мощи святой, сохранились следы вскрытия, однако об освидетельствовании мощей и их местонахождении сведения отсутствуют ( Д. Српски владарски гроб у веку. Београд, 1992. С. 104-105; Б., М. 2005. С. 61). Судя по упоминаниям о поклонении мощам Е. Д. сербских иерархов митр. Белградского Викентия (Стефановича) в 1753 г. и митр. Валевского Феодосия (Стефановича-Поповича) в 1757 г., ее почитание возникло во 2-й четв. XVIII в. ( Записи. 2. 3052. 5. 8116). Англ. путешественники 60-х гг. XIX в. свидетельствуют, что местные жители ожидали исцелений от гробницы Е. Д. ( Б., М. 2005. С. 61). В нач. XIX в. в Дечанах было изготовлено 3 ковчега для хранения крестов и мощей (один из них был расписан, вероятно, Симеоном Лазовичем, 2-й - его сыном Алексием), на к-рых были изображены св. Стефан Дечанский и Е. Д., именуемая «святой царицей» ( Р. Сликарска заоставштина Симеона и Aлekcuja у Републичког завода за заштину споменика културе. Београд, 1992. Бр. 24. С. 250; Б., М. 2005. С. 61). В сер.- кон. XIX в. Е. Д. неоднократно изображалась вместе со св. Стефаном Дечанским на гравюрах с видом Дечанского мон-ря, в XIX в. ее изображение было включено в состав дечанского иконостаса. Она также изображена в церкви с. Горни-Матеевац под Нишем.

http://pravenc.ru/text/189753.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010