Савва III вскоре после того умер. На его место, однако, по неизвестным причинам избран был не Даниил, а его ученик хиландарский игумен Никодим, Даниил же получил епархию Холмскую8. 20 октября 1320 г. скончался благочестивый сербский краль Стефан Урош II Милутин, правивший Сербией тридцать лет, расширивший ее пределы и доставивший ей большую славу. Даниил был извещен о болезни краля и присутствовал при его кончине и погребении, которое совершалось в задушбине Милутина, в Баньском монастыре св. Стефана, где Даниил ранее был епископом. На Сербский престол вступил сын Милутина, святой Стефан Урош III Дечанский9. Сейчас же после своей коронации, он вызвал и приблизил к себе епископа Даниила, которого с юных лет привык любить и ценить как мудрого советника в течение многих лет при его отце, а особенно как своего помощника и защитника в тяжелых несчастиях. Заступничеству и ходатайству Даниила Стефан Дечанский был обязан своим освобождением из заточения в Царьграде и окончательным примирением с отцом. Даниил, таким образом, стал теперь постоянным учителем, советником и помощником сербского краля. В начале правления Стефана Дечанского встретились затруднения, как внутри страны, так и извне. Нужно было новому кралю защищаться против врагов внутренних, его соперников, поднявших восстание, именно против двоюродного брата Владислава, сына краля Драгутина, и против брата родного по отцу Константина. Нужно было также охранять себя и Сербию и от врагов внешних. Болгарский царь Михаил удалил от себя жену свою Неду, сестру Стефана Дечанского, и искал сближения и союза с греками против сербов. Стефану Дечанскому приходилось и оружием защищаться и прибегать к мирным соглашениям и переговорам. Для таких переговоров не было тогда человека более способного, как епископ Даниил, обладавший разнообразным житейским опытом и необыкновенным красноречием, особенно же уменьем говорить перед царями. И вот, по просьбе и поручению краля Стефана Дечанского, Даниил выполняет с полным успехом посольство к болгарскому царю Михаилу и цареградскому царю Андронику Младшему.

http://pravicon.com/info-2146

В дикой орде Ногая юный Стефан пробыл около трех лет14). – Вступив в брак с Мариею, дочерью князя болгарского, получил он в управление Зетскую землю15). – Ласковый, добрый, кроткий, щедрый к бедности он располагал каждого любить его искренно. Мачиха, коварная гречанка, желавшая предоставить престол сыну своему, Константину, с женскими ласками внушала супругу королю, что сын Стефан замышляет недоброе на отца; недовольная тем, она наконец со слезами говорила, будто Стефан покушался даже на ее супружескую чистоту. – Стефану давали знать о кознях против него, но вместе коварно расстроивали и его любовь к отцу. – На несчастие, некоторые областные начальники, негодовавшие на замыслы хитрой гречанки, выказали непокорность королю; это поспешили выставить пред королем – отцем, как дело нечуждое замыслов сына. Король явился с войском в Зету и усмирил мятеж. – Сын, обвиненный партизанами мачихи в участии с мятежниками, замедлил явиться к отцу по его требованию, чем усилил подозрения отца против него. Когда явился он с полною сыновнею покорностию, отец сперва принял его ласково, как и обещал.   13) Житие св. Стефана дечанского, описанное Григорием Цамблаком, когда он был иеромонахом дечанским, изд. в Гласнике XI, 43-118. Краткое житие его было напечатано в сборнике, или в общей минее, изд. в Венеции 1538 г. 14) Родослов Даниила у Раича 2, 460-463. Hammer-Purgalt Goldene Horde S. 261 Pesth 1840. 15) Родослов у Раича 2, 260. Но потом партия гречанки до того расстроила доброго отца, что он, не отобрав ответов у сына против обвинений, повелел ослепить его в замке Скопле и отослал его с детьми к императору в заточение16). – На дороге в Овчеполье, где был храм св. Николая, является святитель и говорит: «не теряй духа; вот очи твои на моей длани» и показал ему глаза. Это видение утешило страдальца и облегчило боль страшной операции. Когда прибыл страдалец в Царьград, то заперт был во дворце, с строигм приказанием не допускать никого до него. Потом заключили его в монастырь Вседержителя, под строгий надзор настоятеля.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Стефан Первовенчанный и его брат св. Савва добились согласия К-польского Патриарха на учреждение автокефальной Сербской Церкви. Это решение вызвало резко негативную реакцию со стороны Охридского архиеп. Димитрия II Хоматиана, обратившегося с посланиями к Патриарху Герману II и новому серб. архиепископу св. Савве, заявляя о неканоничности этого акта. Для нужд новой автокефальной Церкви св. Саввой был организован (вероятно, на Афоне) перевод Номоканона с толкованиями Иоанна Зонары и Алексея Аристина, почти на полтора века определившего нормы серб. канонического права. Номоканон (Кормчая) св. Саввы Сербского с толкованиями. Иловицкий список. 1262 г. (Загреб. Архив ХАЗУ III. C. 9. K. 169) Номоканон (Кормчая) св. Саввы Сербского с толкованиями. Иловицкий список. 1262 г. (Загреб. Архив ХАЗУ III. C. 9. K. 169) Непродолжительное (ок. 1228 - ок. 1233) правление кор. Стефана Радослава, женатого на дочери эпирского деспота Феодора Ангела, отмечено возникновением сербско-эпирского союза (при главенствующей роли Эпира), однако победа болг. царя Иоанна Асеня II и пленение Феодора в битве при Клокотнице (1230) в корне изменили ситуацию и даже привели к смене на серб. престоле. Экспансия Сербии в Сев. Македонии возобновилась при кор. Стефане Уроше I (1243-1276) и принесла заметные плоды в правление его сына Стефана Уроша II Милутина (1282-1321), к-рый окончательно закрепил за собой территории до Скопье и Вельбужда. Мир с Византией был скреплен браком короля с малолетней дочерью Андроника II Симонидой (1299). Но и позднее Милутин выступал и в качестве противника и в роли союзника империи: в 1308 г. он заключил союз с претендентом на визант. престол, номинальным к-польским имп. Карлом Валуа, продлившийся до 1311 г., а 2 года спустя участвовал вместе с византийцами в походе против турок. Кор. Стефан Урош II Милутин. Роспись ц. праведных Иоакима и Анны (Кралевой) в мон-ре Студеница (Сербия). 1314 г. Правление кор. Стефана Уроша III (св. мч. Стефан Дечанский ) (1321-1331) знаменовало мирный период византийско-серб.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Василия Великого «О Тебе радуется». В нише жертвенника представлена редкая композиция «Хлеб жизненный». В центре купола - Господь Вседержитель, вокруг Него - Собор бесплотных сил, между окнами барабана - «Небесная литургия», пророки и фриз с полуфигурами ветхозаветных праведников; ниже - цикл страстей Христовых. В сев. и в юж. певницах изображены евангельские события, мученики и серб. святые: Иоанн Владимир, кор. Милутин (Стефан Урош II), Стефан Урош III Дечанский и Стефан Штилянович. В медальонах на подпружных арках - 40 севастийских мучеников; на стенах храма - святые в рост, композиция «Сотворение мира», а также чудеса и притчи Христовы, к-рые продолжаются в нартексе. На своде нартекса - «Коронование Богородицы», в нижнем ярусе - мученицы, арх. Михаил и Ангел Хранитель. В иконографии и стиле росписи сочетаются традиц. правосл. искусство с т. н. левантийским барокко, сложившимся на юге Балкан ок. 1700 г. Иконы в невысоком иконостасе, вероятно, написаны укр. («русскими») иконописцами Иовом Василиевичем и Василием Романовичем в 1745-1748 гг. В храме, на аналое, слева от царских врат, находится чудотворная Боджянская икона Божией Матери Одигитрии (2-я пол. XVII в.). Сохранилось документальное свидетельство о том, что она была вложена в мон-рь в период с 1733 по 1738 г. Оклад на икону пожертвован Стойко из Варадина и его отцом Гавриилом. Во 2-й пол. XVIII в. возникла похвальная «Песнь Богородице», где икона прославляется как защитница Бачской епархии (первая публикация в сб. Дамиана Каулиция «Песни различныя на господския праздники», 1790). В 1758 г. Захарией Орфелиным было сделано гравюрное изображение с иконы. Известны неск. списков, заказанных приходскими церквами Бачской епархии. С сер. 90-х гг. XX в. мон-рь был жен.; затем переформирован в муж. и с нояб. 2002 г. приписан к мон-рю в Ковеле. К нач. 2003 г. в мон-ре подвизались 2 послушника. Лит.: Л., И. Манастир Београд, 1952; Р. Старозаветне теме у манастиру сликарства и уметности Матице Српске. 1965. 1. С. 225-232; она же. и Бuблuja Пискатора//Зб. Филозофског фак-та. 1967. Т. 9. 1. С. 279-294; она же. и Бuблuja j. У. Крауса//Зб. сликарства и уметности Матице Српске. 1970. 6. С. 71-84; она же. Црква Богородице манастира (Ukohorpaфuja женске цркве - припрате)//Там же. 1985. 21. С. 206-220; Д. Српски сликари. Нови Сад, 1968. С. 9-15; он же. Српска уметност у XVIII в. Београд, 1980. С. 16-24; П. Доба барока. Београд, 1971. С. 77-95; П. Манастир 1980; Б. - цртежи фресака. Нови Сад, 1988; О. Уметност у Бaчkoj у XVIII и npboj пол. XIX в.: Архитектура. Нови Сад, 1988. С. 25-30. В. И. Косик, М. Тимотиевич, Б. Тодич Рубрики: Ключевые слова: ДЕЧАНЫ муж. мон-рь во имя Христа Пантократора Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) ДЖУРДЖЕВИ СТУПОВИ муж. мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/149633.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковь Будиславского мон-ря в честь Преображения Господня. XIV в. ц. (XIV в.) и жен. мон-рь в честь Преображения Господня, расположенные в 17 км к востоку от г. Печ (Косово и Метохия, Сербия); подворье (метох) мон-ря Печской патриархии Сербской Православной Церкви. Храм имеет в плане крест с легким выносом рукавов, граненую апсиду, купол приподнят на постаменте, в кладке чередуются камень и кирпич; в 1872 г. был пристроен нартекс. Частично сохранившаяся надпись на каменной плите, встроенной в вост. стену апсиды, позволяет приписать ктиторство храма св. кор. Милутину , предание связывает церковь с именем св. Елены Дечанской . в 1568 г. Печским Патриархом Макарием (Соколовичем) здание было отремонтировано, первоначальную роспись заменили новой, о чем говорится в надписи над входом на зап. стене. фрески XVI в. сохранились не полностью, в апсиде представлено Причащение апостолов, ниже - Служба св. отцов, в жертвеннике - Христос во гробе, с ангелами по сторонам, и архидиак. Стефан. В алтаре кроме изображений святителей в рост помещены фигуры святых Даниила Столпника и Параскевы Пятницы. Уникальная деталь росписей - размещение композиции «Сошествие во ад» на сев. стене алтаря. В верхней части наоса представлены композиции Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Распятие, Оплакивание, Жены-мироносицы у гроба Господня; на зап. стене - Успение Богоматери. в нижнем ярусе сохранились поясные изображения святых в медальонах. На зап. стене у входа - архангелы и святые Георгий, Димитрий, Симеон (в миру Стефан Неманя), серб. святители Арсений, Никодим (имя 3-го не сохр.), свт. Николай, архиеп. Мирликийский, Иоанн Предтеча и Богородица, свт. Савва Сербский, апостолы Павел и Петр и Патриарх Макарий, подносящий Христу модель храма и держащий в руке развернутый свиток с молитвой. Роспись выполнена тем же мастером, что работал и в ц. свт. николая, архиеп. Мирликийского, в Дубочице близ г. Плевля (1565). В церкви также сохранились нек-рые фрески и иконы XVII, XVIII и XIX вв., подписанные Максимом Туйковичем, Василием Крстичем Джиновским и его братом Александром. Особую ценность представляет храмовая икона XIV - нач. XV в. В наст. время в Б. 10 насельниц, с июня 1999 г. мон-рь находится под защитой войск KFOR, расположенных на его территории. В июле 1999 г. пропал иером. Стефан (Пурич), служивший в обители; по неподтвержденной информации он был замучен албан. экстремистами и сброшен в колодец. Почитается как новомученик. Лит.: М. Црква у Будисавцима//Старине Косова и Memoxuje. 1961. 1. С. 113-144; Г. Низови портрета српских епископа, архиепископа и nampujapaxa у зидном сликарству (XIII-XVI в.): Сава - Свети Сава//Ucmopuja и Београд, 1979. С. 319-340. Б. Тодич Рубрики: Ключевые слова: ЕЖЕВИЦА муж. мон-рь с ц. во имя свт. Николая Чудотворца Жичской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ)

http://pravenc.ru/text/153575.html

То стыдись и Ангелов – даже когда спишь. Искушений избегай, сам их не проси, Ну а ежели нагрянут – храбро их снеси. Кто к Святым Христовым Тайнам часто приступает, В том Христос как в храме дивно обитает. Реже говори с людьми, будь немногословен, С Богом чаще собеседуй – путь твой станет ровен». Так всеславный Нил Синайский братий поучал И слова свои благие делом утверждал. 4. Преп. Нил Мироточивый . Родом из Мореи. В сане иеромонаха пришел вместе со своим дядей на Святую Гору. Подвизался как отшельник в пустынном месте, именуемом Святые Камни. Когда преподобный Нил упокоился, из его тела источилось миро в таком изобилии, что с вершины горы стекало оно в море. Это чудодейственное миро привлекало больных людей со всех сторон. Ученик святого Нила, утомившись от огромного наплыва посетителей, пожаловался в молитве на своего духовного отца, [то есть на] святого Нила, и мироточение немедленно прекратилось. Преподобный Нил подвизался в полном смысле слова как древние святые. Упокоился в XVII столетии. Рассуждение Многим святым мужам и женам было наперед открыто, когда умрут они и перейдут из сего в иной. Это великий дар неба. Нам же, недостойным, вовсе не ожидая такого дара, подобает каждый день, принося покаяние, готовиться к исходу. От людей можно убежать, а от Бога никогда. Когда святой Иоанн Милостивый спасался от персов, покидая Египет, явился ему на корабле некий светозарный муж с золотым скипетром в руке и сказал: «Царь царей призывает тебя к Себе». Иоанн понял смысл этих слов и начал готовиться к смерти, которая вскоре и наступила. Святому королю Стефану Дечанскому не раз и не два являлся любимый им святитель Николай. Посетил он короля и незадолго до смерти и сообщил ему: «Стефан, приготовься к своему исходу, скоро предстанешь ты пред Господом». По своему милосердию эти два святых были очень похожи друг на друга. Из безмерных богатств, которыми Иоанн располагал как патриарх при Александрийской Церкви, перед смертью имел он лишь треть динария, да и ту приказал отдать нищим. А когда [Стефан] Дечанский пребывал в монастыре Пантократора в Царьграде, некий сострадательный сербский вельможа послал ему тайком значительную сумму денег. «Благодарю доброго господина за любовь, – ответил Стефан посыльному, – но доставит он мне вящую отраду, если предназначенные мне деньги станет раздавать нуждающимся».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

731 О годе смерти надпись в Дечанской обители: «доспеше совсем церковь в л. 6843 (1335), единым летом пред смертию своею». Раича IÏ 581, 596. Тоже Цароставник у Раича IÏ 706, 724. Летопись: «в л. 6844 (1336) престави се краль Стефан, удави бо сын его в граду Звенчану». Гласник 1, 165. Против этого показания воюют (Гласник VII, 98–103), но безуспешно; показания крапивникской летописи неточны и в других случаях. У Цамблака не показан день мученической смерти св. краля; только житие поставлено под 11 ноября (Гласник XÏ 38, 43, 80). В хиландарском типике «ноебра 3 престави се Урошь краль третий (Миклошича Monum. р. 115). При таких показаниях надобно положить, что страдальческая смерть в Звенчане последовала 3 ноября, а нояб. 11 св. тело погребено было в Дечанской обители. 734 Троношская лет. в Гласнике V, 65. На монетах: краль с умеренною бородою и усами, с надписью: «трети Стефан Уроше кр.» Гласник IIU: 220, 221. На наружной стене неродимльскаго храма изображен: «краль сты Стефан». Зап. геогр. общ. XIII, 230. Икона – в Павловом афонском монастыре у Григоровича стр. 101. 735 Служба св. Стефану дечанскому в ркп. Гласнике XI, 38. Григоровича стр. 33. «Молебное пение в память св. вм. краля сербскаго Стефана дфчанскаго», Белград 1650 г. Тут две службы, но обе ожидают замены лучшими. 736 Вершинского Месяцеслов стр. 182. Спб. 1852 г. Поклонник свят. горы 336. В греческих минеях назначалось ещё 2 ч. августа днём «памяти об имп. Юстиниане», и именно «в храме св. апостолов», который перестроен был Юстинианом и в котором похоронен был он. 737 Прокопий De bello Vandalico 2, 24. De ædificiis IV, 1. Луккари (Annall. ragusiani lib. 1. p. 1) прибавляет, что сестра Истока была за Селимиром королём далматским и сербским. Бегленица, сестра Управды, была в супружестве за Дульциссином и её сын Юстин был императором, после дяди. О других родственниках Du-Cangë Familiæ byzant. р. 97–101. Кодин: «храм св. Прокопия, называемый Бегленицан, построен на тавре Юстинианом; он построил и много дворцов с именем родной сестры своей Бегленицы. Эта церковь опустошена была огнём и её возсоздала Антонина, супруга магистра Величара, носившая платье имп. Феодоры, по убеждению самой Бегленицы, с которою жила она по смерти мужа своего. De sedif. const, p. 108. ed. Beckeri.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Пред 1371 г. он переводил еще какие-то другие книги, которые в настоящее время остались неизвестными. 3128 – Знаменитый Григории Цамблак был писателем и сербов, для которых он написал: Житие Стефана Дечанского, и Известие о перенесении мощей Параскевы Терновской из Болгарии в Сербию. Таким образом, XIV век был особенно благоприятным временем для развития сербской письменности на Афоне и понятно почему. Ведь в это время Сербия, благодаря завоеваниям Стефана Душана, поднялась на необыкновенную высоту политического могущества. 3129 Внутренняя жизнь её тоже сильно шагнула вперед но пути духовного развития за те 25 лет, когда во главе государства стоял Стефан «милостивый паче меры, кроткий, долготерпеливый, украшенный мужеством и красотою тела», как величает его панегирист, оставивший заметку в одной из рукописей Хиландаря. С другой стороны, Стефан заявил себя щедрым покровителем Афона, богато одарив все его монастыри во время своего посещения в 1347 году. Наплыв сербских монахов на Афон в это время настолько усилился, что Хиландарь не был уже в состоянии вместить всех желающих, почему сербы вынуждены были приобрести другие монастыри (Свято-Павловский, Дохиар. Григориат и др.). Царствование Стефана Душана было самой блестящей эпохой в истории Сербии. По смерти его великое сербское царство распалось, по выражению Кантакузена, – «на тысячу кусков». Но против всякого ожидания значение Афона, как литературного центра для сербской письменности, за это время не только не упало, но, наоборот, оно более усилилось. В самом деле, при всеобщем разорении 3130 —593— страны, Афон, по своей материальной обеспеченности и богатом литературном или книжном запасе, представлял собою единственное место для спокойной и плодотворной книжно-просветительной деятельности в пользу сербской церкви. И действительно, когда деспот Стефан Лазаревич – знаток греческого языка и автор нескольких памятников, 3131 задумал обогатить сербскую литературу новыми переводами, то только на Святой Горе он мог найти способных выполнить эту задачу лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Том также содержит биографии Стефана I, Патриарха Константинопольского, сына императора Василия Македонянина, Стефана I, Антиохийского епископа, противника Первого Вселенского Собора, Стефана II Антиохийского, злодейски убитого толпой монофизитов и ряда других глав Православных церквей. Читателю будет интересно ознакомиться с материалами о Папах Римских с именем Стефан, в том числе о Стефане I, о котором писал Евсевий Кесарийский, Стефане II, известном своими посланиями Пипину Короткому, и далее вплоть до Стефана IX, бывшем ранее германским герцогом Фридрихом Лотарингским. Сердца любителей Венгрии согреет подробнейшая статья о святом крестителе этого государства, короле Стефане I (Иштване). Молдаван обрадует повествование о Стефане Великом, создателе национального государства и сподвижнике Влада Цепеша. Особо следует отметить статьи о сербских королях с именем Стефан. Среди них особенно выделяется знаменитый Стефан Душан, провозглашенный императором в Скопье. При нем Сербия достигла максимального расширения своих границ, но быстро дезинтегрировала при его преемнике. В том вошли статьи об отце Душана, короле Стефане Дечанском, названном по имени созданного им монастыря Дечани, последнем выдающемся средневековом правителе Сербии Стефане Лазаревиче, мечтавшем воссоздать Новый Иерусалим в Белграде, ряде представителей династии Неманичей. Сербскую тему продолжает биография выдающегося сербского музыковеда и дирижера Димитрие Стефановича. Том содержит статью о святом покровителе Польши св. Станиславе, епископе Краковском, казненном неправедным королем. Читатели узнают про историю его канонизации и житийные списки. Историков конфессий заинтересует материал о старокатоликах, последователях расколов в период после Первого Ватиканского собора, когда часть католического духовенства ушла из церкви из-за отрицания догмата о непогрешимости папы Римского. Католическую тему продолжает статья о староримском пении, традиции монодийного пения Римской Церкви. География тома также весьма значительна. В нем представлен материал о Старой Ладоге, бывшей долгое время ключевым пунктом трансъевропейских военно-торговых путей. В статье подробно описывается предыстория, освещаются вопросы полиэтничности и скандинавский компонент города. Присутствует также статья о Судане, преимущественно исламском государстве.

http://sedmitza.ru/text/10172875.html

На фресках изображены многочисленные представители Сербской Церкви и гос-ва. Их образы свидетельствуют о том, что и они сами, и серб. народ заслужили имя богоизбранных заботой о становлении правосл. веры и о сохранении ее чистоты. Основатель династии Неманичей св. Симеон представлен у игуменского престола, рядом с ктиторской композицией, вместе со св. Саввой и кор. св. Милутином. Его образ повторен в нартексе, в композиции «Древо Неманичей», включающей портретные изображения членов этой семьи до царя Душана и его сына Уроша. Св. Савва, основатель Сербской Церкви, изображен в алтаре, а также в нартексе вместе с серб. архиеп. Иоанникием и первым дечанским игум. Арсением, рядом с к-рым представлен его соименный небесный покровитель. На юж. стене наоса - ктиторы Стефан Дечанский и Стефан Душан, передающие модель храма Христу и получающие от него благословение. Они еще раз представлены над входом в наос в молитвенных позах перед благословляющим Христом Пантократором в сцене инвеституры. Стефан Душан изображен с сыном Урошем и с женой Еленой на сев. стене нартекса, их портреты включены также в последний кондак акафиста в апсиде юж. парекклисиона. Елена, Урош и Симеон (Синиша), сводный брат Душана, представлены в ктиторской композиции наоса. Росписи включают и портреты др. исторических лиц. Так, над погребением феодала Георгия Пекпала, расположенным в нартексе, изображен он сам и вмч. Георгий, представляющий его Христу, сидящему на престоле; в юж. парекклисионе - образ 2-го дечанского игум. Даниила. Обширные росписи потребовали длительной работы и участия большого количества живописцев, имена к-рых неизвестны. Видимо, сменявшиеся артели придерживались единой схемы размещения сюжетов. Фрески выполнены опытными, преимущественно греч. мастерами, серб. живописцы работали гл. обр. в нартексе. Стилистический анализ позволяет выделить работы отдельных мастеров. Так, в композиции «Страшный Суд», в цикле акафиста, в минологии стиль росписи близок к традициям палеологовского классицизма раннего XIV в.

http://pravenc.ru/text/171794.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010