После Милутина прибегали к средству того же притворства перед папой два непосредственные его преемника – Стефан Дечанский и Стефан Душан. Стефан Дечанский в начале своего правления должен был бороться с двумя соперниками – младшим братом своим (от другой матери) Константином и с двоюродным братом, сыном Драгутина, Владиславом. Нуждаясь против них во внешней помощи, он искал вступить в брак с дочерью одного итальянского владетеля (тарентского князя Филиппа); он давно был женат и имел детей, но, вероятно, он предполагал развестись с женой (что у сербских, и болгарских государей было нередко); так как отец невесты, по внушениям и требованиям папы (того же Uoahha XII ), изъявлял свое согласие не иначе как под условием, если государь сербский присоединится к римской церкви, то последний и не затруднился тотчас же изъявить на это свое притворное согласие и потребовать присыла к себе папских легатов. Дело кончилось на приготовлениях в дорогу сих последних, потому что пока они сбирались, Дечанский уже успел счастливо отделаться от своих соперников (у Райнальда ап. 1323, n. 14 sqq, у Acceмahu V, 53 fin. sqq; Райнальд смешивает Дечанскаго или Уроша 3-го с Милутином или Урошем 2-м). Стефан Душан в продолжение своего правления два раза прибегал к способу выпутываться из затруднений посредством обмана папы, – в первый раз в 1347, во второй раз в 1354 году; в оба раза по поводу войн с одними и теми же венграми. Перед 1347 г., пользуясь бывшей тогда у венгров войной с венецианцами, Душан успел захватить некоторую часть их владений, но затем на него напал страх не устоять в предстоявшей войне при защите сделанных завоеваний; в 1354 году, пользуясь подобными же затруднениями венгров, он успел сделать от них новые (на сей раз весьма значительные) приобретения, а затем на него опять напал тот же страх подвергнуться жестокой расплате. Чтобы склонить папу стать своим защитником и оборонителем против венгров, Душан и обращался к нему в оба раза (в первый раз к Клименту VI, – во дорой – к Uhhokehmuю VI) с изъявлениями своей притворной готовности признать его церковную власть. В оба раза дело прекращалось в самом начале, потому что в оба раза Душана без папы выручали благоприятные обстоятельства (у Райнальда ап. 1347, n. 30 и ап. 1354, n. 26 sqq, у Ассеманн V, 57sqq, см. также Фeccлepa Geschichme von Ungarn, изд. 2-го т. 2, стр. 133 sqq). Подобно как при Милутине, папа старался отмстить за эти обманы тем, что когда после смерти Душана (в 1356 г.) венгры начали войну против сербов, он объявил ее настоящим крестовым походом (у Райнальда ап. 1356, n. 24 sqq, у Acceмahu V, 59, Фeccлepibid. т. 2, стр. 142. – Известное на сербско-славянском языке, как кажется, не подлинное послание папы Иннокентия к Душану см. в Глachuke VIII, 147).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Брат Вулк восстал против Стефана. Дав обещание Сулейману быть данником его, он с его войском пошел опустошать Сербию. Стефан разбил его. Вулк привел более грозные полчища магометанские. Стефан, не находя себя в состоянии бороться с столькими врагами, с горестию говорил в молитве Господу: «Ты видишь,   18) Гласник V, 94. Об исправлении Дечанской обители грамата у Миклошича 248. 492. В грамате Стефана Лазаревича 2 дек. 1405, данной Дубровнику, мать Стефана называется почившею кира Евфросиниею. Запись на Вулковом хиландарском типике: «м. ноеврия 11 дьнь престави се монахи Евфросини, подружие светаго кнеза Лазаря». В хиландарских граматах: «аз благовернаа монахы Евгениа и с богодарованными сынови моими» (Миклошича Monum. 246-251). По этим памятникам кн. Милица пред смертию приняла великую схиму и с тем вместе имя крещения своего, имя Евфросинии; а по кончине супруга была монахинею Евгениею. О мон. Любостинии Хр. Чт. 1865 г. 2, 141. 142. 19) Монеты его в Зап. археол. общ. 1, 367. IX, 176. 177; в Гласнике V, 215. Сл. заметку современника в прим. 22. 20) Раича III, 106. 107. 21) Летоп. у Шафарика в Памятниках стр. 61. несправедлив ли я» и уступил Вулку половину Сербии. Вулку не прошли даром неправды его. Вскоре между тремя сыновьями Баязета закипела упорная борьба. Старший сын Муса, не столько жестокий, сколько пьяный, после 5 лет правления прогнан был с ковра султанского; Солиман остался полновластным. Но Муса нашел помощь у валахов. Младший брат Мхоммед также поднялся против Солимана. По совету византийского императора Бранковичи и Лазаревичи, за исключением одного Стефана, перешли к Сулейману. Муса был разбит в Азии; но в Адрианополе попались ему в руки изменившие ему и они все, кроме Юрия Вуковича, преданы были смерти. Муса восторжествовал над Сулейманом; но сын убитого им брата Оркан поднялся с местию за отца. – Муса стал изливать жестокости над теми, в коих видел неверных ему. Наместник болгарский Юсуф и Юрий Бранкович бежали под защиту Стефана. – В 1413 году Муса поднялся на Сербию, с тем, чтобы все истребить в ней. Махмуд и Оркан спешили на помощь к Стефану, венгерцы также. Произошла страшная сеча, подобная Косовской; Муса был разбит и пойманный казнен. Стефан утвержден был в звании деспота Махмудом22).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

24) Дечанская грамата. Заметка современника в прим. 38. 25) У Даниила Дечанский говорит собранию: " видите и дивитеся, яко слеп был и се ныне вижу " . Раич 2, 537. Сын гречанки Симониды Константин собрал войско, чтобы отнять престол краля для себя. Стефан писал к нему: " Стефан Божиею милостию краль сербский, любезнейшему брату державы нашей Константину желаю здравствовать. Ты слышал, что случилось со мною, по устроению промысла Божия, строящего все во благое. Помилованный Богом наследовал я жребий родительский, чтобы владеть людьми со страхом Божиим и правдою, по примеру предков. Удержись от своих предприятий, приди, увидимся друг с другом; прими второе место в кралевстве, как второй сын; а не восставай с иноплеменными на свое отечество; обширной земли нашей довольно и для меня и для тебя. Я не Каин братоубийца, а друг братолюбивому Иосифу. Словами последнего говорю тебе: не бойся: я - Божий; вы совещали о мне злое, а Бог устроил доброе " 26). - Константин не захотел послушаться призыва любви. Поизошла жаркая битва. Сражение проиграно Константином; он был убит вместе со многими; иные из сторонников рассеялись, другие покорились Стефану27). Являлся и другой претендент на сербскую корону и также без пользы для себя. Это - двоюродный брат Владислав, сын краля сремского Драгутина. Другой сын чудного Драгутина, Урошич, сохранявший целомудренную чистоту и в супружестве и скончавшийся молодым, " толико угоди Господеви, говорит древнее известие, яко от гроба его миро истекает " 28). - Владислав должен был покориться Стефану, когда увидел, что Сербия не за него, а против него29).   26) Письмо Дечанского (у Цамблака) к Константину, ясно говоря р крзнях гречанки Симониды, оказывает и то, что Константин был законный сын Милютина и гречанки; то же говорит о Константине житие Милютина и летописи (Гласник V, 59). Майкову хочется считать и Константина и Стефана незаконными детьми (Ист. серб. яз. 231). Но он сам же показывает, что это доселе никому не приходило и в голову. Странная же страсть у него придумывать небылицы! Ведь, история - не то, что сказка какой-нибудь нянюшки!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Составитель «Хронографа» искусно переработал свои обширные по объему источники – библейские книги, «Летописец Еллинский и Римский», византийскую «Хронику» Константина Манассии, русскую летопись, жизнеописания сербских королей и князей. Он сокращал, пересказывал их, упрощая при этом лексику и синтаксическую структуру, но сохраняя литературные достоинства оригиналов – их образность и эмоциональность. Именно поэтому язык хронографического повествования приобрел большую популярность у древнерусских книжников, охотно подражавших ему в своих оригинальных произведениях вплоть до начала XVII в. Фрагменты из «Хронографа» были включены в самый авторитетный летописный свод XVI в. – Никоновскую летопись и в многотомный летописно-хронографический Лицевой (то есть иллюстрированный) свод. Сам «Хронограф» в своих нескольких редакциях XVI–XVII вв. усердно переписывался. Для данной публикации избраны фрагменты из 197, 198, 201–204 и 206-й глав «Хронографа», в которых повествуется об истории Сербии с конца XIII и до середины XV в. Это было тяжелое время для сербского народа: страну раздирали междоусобицы, она познала горечь военных поражений, тщетность попыток противостоять турецкой экспансии. Несмотря на героизм и государственную мудрость таких деятелей сербской истории, как Стефан Дечанский, Стефан Лазаревич, Георгий Бранкович, несмотря на героическое сопротивление народа, Сербия в 1459 г. полностью оказалась под турецким господством. Шестью годами ранее турки захватили Константинополь, и прекратила свое существование когда-то могущественная Византийская империя (древнерусская повесть о взятии Константинополя опубликована в наст. изд., т. 7). Источниками рассказа о сербской истории в составе «Хронографа» были в основном два сербских жизнеописания: «Житие краля Стефана Дечанского», написанное в начале XV в. выдающимся болгарским писателем Григорием Цамблаком, и «Житие деспота Стефана Лазаревича», написанное в 30-х гг. XV в. другим болгарским писателем – Константином Костенечским, учеником крупного деятеля болгарской культуры Евфимия Тырновского. Оба жития едва ли укладывались в рамки агиографического канона: хотя в них и говорится о благочестии, нищелюбии и «мнихолюбии» сербского краля и деспота, основное внимание этих обширных произведений уделено сложной политической жизни Сербии, описанию борьбы сербского народа против турецкой экспансии. Поэтому оба жития являются ценнейшими историческими источниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Завоевательная политика Милутина способствовала значительному территориальному расширению Сербии, в основном за счет визант. земель и после присоединения обл. Македония. После смерти Драгутина Милутин заточил в темницу его сына, Владислава, желая сделать наследником кого-то из своих детей. Но после его внезапной смерти началась борьба за престол среди сыновей, рожденных от разных браков,- правителя Зеты Константина (ок. 1282 - ок. 1322) и св. Стефана Уроша III Дечанского († 1331) и с бежавшим из заточения их двоюродным братом, Владиславом. Урош одержал победу над Константином, к-рый вскоре был убит, и в 1322 г. коронован вместе с младшим сыном, Душаном (ок. 1308-1355; см. Стефан IV Душан ). В 1324 г. Урош разбил войско Владислава, собранное при поддержке венгров и боснийского бана Стефана II Котроманича. В 1331 г. Урош, согласно одним источникам, умер естественной смертью, а по другим - был убит сыном Душаном, т. к. планировал передать престол младшему сыну, Симеону (Симеон Синиша Урош Палеолог Неманич; 1326-1371). При Стефане IV Душане Сербское гос-во достигло наивысшего расцвета, как в территориальном (он присоединил обширные области на Балканах и в Сев. Греции, в т. ч. Св. гору), так и в экономическом отношении. В апреле 1346 г. Сербский архиеп. Иоанникий II был наименован патриархом Сербским, а Душан провозглашен «царем сербов и греков». Но его сын, св. Стефан Урош V (1336/37-1371), после смерти отца не смог сохранить всю полноту власти. В 1359 г. его дядя, Симеон (Синиша), в Костуре объявил себя царем. Он попытался опереться на братьев Мрнявчевичей и провозгласил в 1365 г. прилепского властителя Вукашина Мрнявчевича соправителем, но тот вскоре объявил себя самостоятельным правителем. По др. версии, Вукашин был возведен в королевское достоинство, т. к. Урош желал найти опору в лице сильных правителей сев. части царства его отца. В 1366 г. власть Уроша отказались признавать зетские правители Балшичи. Еще до смерти бездетного Уроша Сербское гос-во фактически перестало существовать, т. к. во мн. областях правители обрели полную независимость и вели междоусобные войны. В этот период в Центр. Сербии окрепла власть кн. мч. Лазаря . В 1377 г. боснийский бан Твртко I (ок. 1338-1391; внук Драгутина по жен. линии) в мон-ре Милешева короновался как король Сербии, Боснии и приморских земель, но добиться реальной власти не смог.

http://pravenc.ru/text/2564902.html

Но все мечты этих деспотов возвратиться в свое отечество для действительного им владения были совершенно напрасны. Стольным городом сербских великих князей или великих жупанов в древнейшее время, по свидетельству Константина Порфирогенита, был город  Δεστινκον (в другом месте Δοστινκα, De administer. Imper. Cap. 32, ed. Bonn. Pp. 156 нач. и 159 fin.), подлинное славянское название которого, по мнению Шафарика, должно быть Десница (Древн. II, 1, 429) я который, по его же мнению (ibid.), нужно полагать в северо-западной Сербии, где-нибудь в окрестностях нижней Дрины 275 . В продолжение второй половины XI века короли Михаил и Константин Бодин имели свою столицу или в городе Скадаре (Скутари), или вообще где-нибудь в области диоклейской. С первых годов XII до конца XIII или до начала XIV века, со времени отца и дядей Стефана Немани до половины правления его внука Милутина, столица сербского государства была в городе Расе, который находился близ нынешнего Нового Пазара 276 . Во вторую половину правления Милутина и в правление Дечанского и Душана были две столицы, именно – в завоеванных у греков городах Призрене и Скопии, из коих при Милутине и Дечанском главною была, кажется, первая, а при Душане наоборот вторая. Урош, сын Душана, оставался после отца в Скопии. Лазарь по летописям и по Раичу (кв. VIII, гл. III, § 5) имел пребывание в Призрене, а по народным преданиям – в том же Крушевце, в котором жил, будучи областным правителем или деспотом при Душане. Стефан, сын Лазаря, учредил новую столицу в приобретенном от венгров Белграде. Юрий Бранкович, после возвращения Белграда венграм, также новую в построенном им самим Смедереве (или Семендрии, на Дунае). Кроме указанных столиц в собственном смысле, у позднейших сербских государей, начиная с Милутина, настроены были «царские дворы», т. е. дворцы или замки во многих других городах и местах государства. I. Христианство в Сербии от первого крещения народа до учреждения особой сербской архиепископии. 640–1219 Более чем вероятно, что на этот первый раз сербам не дано было папой ни одного особого или своего епископа, а что они были поручены ведению ближайших епископов не сербских.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Григорий Цамблак в Румъния и в старата румънска лит-ра. София, 1966; [Служба Стефану Службе, каноне, акатисти. Београд, 1970. 2. С. 305-349; Похвално слово за Евтимий от Григорий Цамблак/Авт.-сост.: П. Русев, И. Гълебов, А. Давидов, Г. Данчев. София, 1971; Житие на Стефан Дечански от Григорий Цамблак/Авт.-сост.: А. Давидов, Г. Данчев, Н. Дончева-Панайотова, П. Ковачева, Т. Генчева. София, 1983; Темчин С. Ю. Гимнографическое творчество Григория Цамблака: Вильнюсский список службы с житием Иоанну Новому Сучавскому, 2 VI//Krakówsko-wileskie studia sawistyczne. Kraków, 1997. T. 2. N 143-203; [Службы Стефану Дечанскому и Иоанну Новому]// Кожухаров С. Проблеми на старобълг. поезия. София, 2004. Т. 1. С. 177-224. Ист.: Codex epistolaris Vitoldi Magni Ducis Lithuaniae, 1376-1430/Coll. A. Prochaska. Cracoviae, 1882; Richental U. , von. Chronik des Constanzer Concils 1414-1418/Hrsg. M. Richard. Tüb., 1882; Acta concilii Constanciensis. Münster, 1923. Т. 2. Лит.: Яцимирский А. И. Григорий Цамблак: Очерк его жизни, адм. и книжной деятельности. СПб., 1904; Киселков В. С. Митр. Григорий Цамблак. София, 1943; Turdeanu E. Grégoire Camblak: Faux arguments d " une biographie//Res. 1946. Vol. 22. P. 46-81; Наумов Е. П. Кем написано второе Житие Стефана Дечанского?//Слав. архив. М., 1963. С. 60-73; Сп. Творци и дела старе српске Титоград, 1963. С. 175-182; Мечев K. Григорий Цамблак. София, 1969; Holthusen J. Neues zur Erklärung des Nadgrobnoe slovo von Grigorij Camblak auf den Moskauer Metropoliten Kiprian//Slavist. Studien zum VI Intern. Slavistenkongress in Prag. Münch., 1968. S. 372-382; О Cmyдuje. Београд, 1970. С. 316-317; Бегунов J. Y. за бuблuorpaфujy радова о Гpuropujy ucmopuja. Београд, 1974. 4. 24. С. 771-792 [Библиогр.]; Кашанин М. Српска у веку. Београд, 1975 (по указ.); Heppel R. The Ecclesiastical Career of Gregory Camblak. L., 1979; Русев П. Лит. наследие Григория Цамблака: (Общая характеристика, распространение и классификация, худож. мастерство)//Études balkaniques. 1980.

http://pravenc.ru/text/166685.html

19) О годах заточения Дечанского заметка современника в прим. 35. 20) Цамблак Цароставник гл. 203. пришли к королю и просили возвратить отеческую любовь страдальцу сыну. - Добрый отец давно желал видеть сына и теперь рад был, что снимают тяжесть с души его. При свидании отец и сын плакали навзрыд. Король пожелал, чтобы веук Душан оставался при нем на утешение его; а сыну Стефану снова поручил он в управление отдельную область21); это было в 1316 г.22). Когда умер отец, блаженный Милютин (ум. окт. 30 1320 г.) мачиха, явившаяся незадолго пред тем в Сербию из Констинтинополя, подняла бурю при гробе мужа; сторонники сына ее вступили в спор и потом в рукопашный бой с преданными старшему сыну покойного; полилась кровь и начались грабежи. Явившийся архиепископ едва успел своими увещаниями прекратить постыдные сцены при гробе короля23). После погребения блаженного Милютина, все лучшие люди Сербии заявляли вслух, что признают они наследником Милютина старшего сына его и никого другого. - Стефан только тогда, как узнал о расположении к нему Сербии, явился в кафедральную обитель архиепископа, куда собрались и представители народа. " Я был венчан, говорит он сам, богодарованным венцем в один день с сыном моим в 1321 г. генваря 6 д., благословением и рукою преосвященного архиепископа Никодима, всех епископов и всего собора, чтобы называться мне Стефаном, Богом помилованным и Богом просвещенным кралем, Урошем третьим " 24). Повязка с глаз теперь была снята и все уверились, что он видит все так же хорошо, как прочие25). Он принял название Уроша, как чистый потомок Уроша, родоначальника Неманичей.   21) Родослов у Раича 2, 524-533. Цамблак: " в некотором Диоклитинеце граде от царсе купно и отъца с многою чьстыю посылаетьсе пребывати " . 22) См. выше прим. 14 и ниже прим. 37. 23) Симонида, по примирении сына с отцом, удалилась в Константинополь под прелогом свидания с умирающею материю и потом не хотела явиться к мужу. Милютин вынудил тестя выслать ее к нему (Грегорас у Раича 2, 513). О кровавых сценах при гробе Милютина Даниил у Раича 2, 509 и яснее летопись в Гласнике V, 62. 63.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

да не презрете од ових малих да не презрете од ових малих; вам кажем да на небесима стално лице Оца мога небескога. (Мт 18,10)      У 27. 2018. године када у цркви славимо други дан Духова, у топчидерском храму Светих Апостола Петра и Павла било посебно свечано. при овом храму имала прилику да угости ученике школе за децу са слухом „Стефан Дечански“ из Београда. четрдесет ученика ове школе причестило се на      Ова образовна установа пуних 120 година. Од почетка се бави предшколским, основним и и деце и омладине слуха и говора. Школу деца из целе са да се у редован систем      Приликом од посета школи оцу Владимиру било посебно драго што и код ученика и код запослених осетио и радост им у посету дошао свештеник. Томе су поред личне вере сигурно допринели и часови веронауке предано држи а можда Свети Стефан Дечански, заштитник ове школске установе носи име. да молитве Господу и сигурно све запослене и директорку Лепосаву да поред професионалног рада тако велику и ревност у раду са децом, а деца и да их и уче.      На су торжественим одговарали чланови певачке дружине „Српски православни Они су након Св. посебно за ученике школе „Стефан Дечански“ отпевали неколико песама и дали допринос лепоти овог сусрета и у Духу Светом.      Након Свете Владимир поздравио сву децу и професоре школе „Стефан Дечански“ и пожелео им добродошлицу у топчидерски храм. Истакао речи у цркви приликом сваког радосног певамо Господу: Данас нас благодат Светога Духа данас када у сабрани Светога Духа да пазимо на речи да смо будни и да се трудимо да не презиремо слабости других него да помажемо, бодримо и друге. Само у добру, у са можемо наше слабости и недостатке у чему нам онда и Бог Након тога за сву децу организован доручак на тераси топчидерског конака а затим обилазак ризнице топчидерске цркве и топчидерског парка и Г. апсолвента ПБФ СПЦ. 29 мая 2018 г. скрыть способы оплаты скрыть способы оплаты Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/113327.html

Председатель: Как кто, например? Спас: Как, например, князь Милош, который взял в плен Али-пашу под Дублей. Князь не только сохранил ему жизнь, но и вернул оружие и отнятую было одежду, накормил его воинов и под охраной конвоя переправил всех их через Дрину в Боснию. Председатель: Когда это было? Спас: В 1815 году. Это лишь один из бесчисленных примеров. Так поступали и король Стефан Дечанский, и царь Душан шестьсот лет назад. Мы поступаем так и сегодня, хотя никто их наших противников этого рыцарского правила не придерживается. Гестаповец скрипнул зубами. Председатель: Правда ли, что ты помог поручику Недичу бежать из лагеря в Банице? Спас: Я был очевидцем, как Недич перелезал через проволочное ограждение, но ничем ему не помогал, да этому исполину и не нужна была ничья помощь. Председатель: Когда в том же самом лагере немецкие охранники били одного коммуниста, ты кричал и на охранников, и ругал коммуниста. Как же ты, как патриот, мог ругать коммуниста? Спас: Я, как человек, а не как патриот, ругал человека, а не коммуниста. А что касается охранников, то в свободной стране строго наказывают даже тех, кто бьет и мучает собак. Гестаповец (в ярости): И мы, немцы, наказываем тех, кто мучает невинных животных. Однако и ты, и тот коммунист – скоты и хуже собак. Понял? Спас: Не понял, господин оберштурмбанфюрер. Гестаповец (грозя кулаком): Поймешь! Председатель: В этом протоколе написано и о другой твоей дерзости. Когда комендант лагеря в Саймиште... Да, но сначала уточним. Ты из лагеря в Банице был переведен в лагерь в Саймиште, так? Спас: Так. Председатель: Значит, когда комендант лагеря в Саймиште приказал сербам часами, без остановки, ползать по грязи, ты подошел к нему, выразительно посмотрел в глаза и крикнул: «Вы, господин, не только враг Господа Бога и сербского народа, но враг и своего немецкого народа, если так бесчеловечно поступаете с людьми. Знайте, – сказал ты, – что из-за ваших преступлений будет жестоко страдать весь немецкий народ». Спас: Все так и было, господин полковник. Упрек жестокий, но заслуженный.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010