Местоблюститель патриаршего престола, митрополит Рязанский и Муромский Стефан Яворский (1658–1722) в русской критике традиционно рассматривался как фигура переходная, связующая эпоху патриаршества, отошедшую в прошлое со смертью патриарха Адриана (16 окт. 1700 г.), с началом нового, синодального периода в истории русской церкви, который ведет свой отсчет с момента учреждения Духовной коллегии (Святейшего Правительствующего Синода) 19 февраля 1721 г. Этому выдающемуся православному иерарху выпала тяжелейшая миссия возглавлять русскую церковь в эпоху безначалия, в смутное время перемен и реформ, в пору брожения умов, всеобщего упадка нравов и «изнеможения веры». Переходный характер этого времени подавал соблазнительный повод для историков и критиков усматривать и в Яворском такую же двойственность и говорить о нем как о человеке, совмещавшем начала новой европейской цивилизации, западной образованности 1 и старых, традиционных убеждений, человеке, не сумевшем разделить преобразовательские планы Петра I и ответить на новые требования и вызовы времени. Со времени выхода известной диссертации Юрия Самарина в 1844 г. 2 стало общим местом противопоставлять Стефана Яворского как представителя старины и консерватора просветителю Феофану Прокоповичу , соратнику и единомышленнику царя, идеологу церковных реформ. В эту удобную схему не вписывается множество фактов, о которых, по-видимому, не мог знать Ю. Самарин в 40-е гг. XIX столетия, – и, в первую очередь, существование целого цикла ранних панегирических проповедей Яворского, в которых он выступал как безусловный апологет Петра I, прославляя как его военные победы, так и государственные преобразования: основание Петербурга, создание флота и армии, расширение границ и укрепление мощи Российской державы. Предметом особого восхваления в проповедях Яворского были и личные качества «труженика на троне». Однако большинство этих проповедей во времена Самарина не были напечатаны. Да и вообще при жизни митрополита вышла в свет всего лишь одна его проповедь киевского периода 3 . Вплоть до нынешнего времени опубликована лишь очень небольшая часть литературного наследия Стефана Яворского – в единственном издании, давно уже ставшем библиографической редкостью 4 . В трехтомнике сочинений писателя были помещены 35 проповедей и торжественных слов. На это издание преимущественно и опирались первые исследователи его творчества (Ю. Самарин). Между тем, в этом трехтомнике практически не представлен цикл общественно-политических проповедей Яворского. Часть проповедей этого жанра позднее, в 1860–1870-х гг., была напечатана в Трудах Киевской духовной академии 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

О. А. Крашенинникова. Неизвестная проповедь митрополита Стефана (Яворского) о «константиновом» кресте   В цикле торжественных панегириков митрополита Стефана (Яворского) (1658–1722 гг.) раннего периода его творчества важное место занимает проповедь, озаглавленная «Знамение благо крест пресвятый», датированная 13 июля 1705 г. В подзаголовке указан повод ее создания: «В Сретение креста Господня пред градом Москвою, егда животворящий Крест Господень от пленения свейского возвращашеся в Москву. Лета 1705 иулия 13 дня». Проповедь входит в состав двух, наиболее представительных списков торжественных слов Стефана (Яворского) XVIII в.: список РГАДА, ф. 188 (Рукописное собр.), ч. 1, оп. 1, 1029 (середина XVIII в.) и список ОР РГБ, ф. 173/II, 112 (вторая половина XVIII в.). В киевском списке J 7.7, принадлежавшем в XIX в. Киевской академической библиотеке, с которого осуществлялось издание проповедей митрополита Стефана в «Трудах Киевской духовной академии» (ТКДА) в 1870-х гг. , она отсутствует, и потому текст ее в ТКДА, в отличие от других похвальных Слов митрополита Стефана, не был напечатан. К сожалению, оба сохранившиеся списка (РГАДА и РГБ) дефектные: проповедь обрывается на одной и той же незавершенной фразе, концовка текста утрачена. Как следует из заглавия, проповедь была произнесена митрополитом Стефаном в июле 1705 г. во время встречи в пригороде Москвы процессии, несущей святыню – некий крест, возвращающийся из шведского плена. В самой структуре Слова запечатлены главные этапы этой торжественной церемонии: вступительная часть проповеди была произнесена проповедником перед выходом процессии из московского Успенского собора для встречи креста, что следовало из ее заглавия («Предглаголание в церкве соборной Успенской, идуще в стретение животворящего креста Господня») и концовки («Изыдем в стретение кресту святому вне врат градских»). Основная же часть проповеди – собственно похвальное слово кресту – произнесена митрополитом Стефаном непосредственно на месте встречи крестного хода на окраине Москвы: «А похвальное слово о кресте святом тамо услышите».

http://sedmitza.ru/lib/text/10181869/

В.М. Ундольский Скачать epub pdf В числи рукописей, принесенных в дар библиотеке Московского Главного Архива Министерства Иностранных дел Управляющим сим Архивом Князем Михаилом Андреевичем Оболенским, находится собственноручное Слово Стефана Яворского , говоренное им в Январе 1698 года в церкви Свято-Троицкой Батуринской, из текста: учителю благий, что сотворю, да живот вечный наследую? Это доселе никому неизвестное сочинение Яворского посвящено было Гетману Ивану Мазепе, и предназначалось, как видно из манускрипта, к печати; но было ли напечатано, или нет, – неизвестно. Слово писано в лист, мелкою и довольно связною скорописью, на 10 листах, рукою самого Яворского. На первой странице рукописи находится рисунок, на котором представлена ограда, среди оной три виноградные лозы; над оградой текст: «человек некий насади виноград и оплотом огради его»; внутри: «Господь даст благодать и земля наша даст плод свой»; над виноградными лозами: «Господи, призри с небеси, и виждь и посети виноград сей, его же насади десница Твоя». Вверху изображена Святая Троица; над самою среднею лозою нарисован герб Обидовского: одноглавый орел с распростертыми крыльями, сидящий на шаре, украшенном тремя клейнотами; над ним три надписи из Песни песней. Внизу развернутая хартия, на ней написано: «виноград трема летораслями девствующих, вдовствующих и супружных благолепно процветающий, и тройствений плод в сто, в шестдесят, в тридесят Троици приносящий». Под сими изображениями силлабические трехсложные стихи, числом 12. За тем оглавление: «Виноград Христов, в нем же леторасль едина от трех, си есть: брак честный, един от трех чинов: девствующих, вдовствующих и супружных, в честь Богу в Троицы Святой покланяемому, обретающихся. При благословительном венчании супружества велможнаго, его милости, пана Иоанна з Обедова Обедовского, его Царского и пресветлого Величества Столника и Полковника Нежинского, проповедию церковкою почтеный в церкви Свято-Троицкой Батуринской, от Иеромонаха Стефана Яворского игумена монастыря Свято-Николского пустинного Киевского, року от брака Агнча Слова Божия с плотию 1698, месяца Иануария, в неделю».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

С.Н. Введенский I. Увольнение на покой Рязанского митроп. Авраамия и назначение в Рязань Стефана Яворского О письме к Ф.А. Головину, от 1 апреля 1700 года, Стефан Яворский , объясняя «вины» своего уклонения от епископства, между прочим, говорит: «Та епархия Рязанская, на которую меня хотели посвятить, имеет еще в живых своего архиерея; а правила св. отец отнюдь не повелевают, живу сущу архиерею, иному касатися епархии, ибо таково дело есть духовное прелюбодеяние. Яко же бо жене, пока живет муж ея, не подобает иного мужа имети и искати, тако и епархии единым архиереем довольствоватися подобает» 1 . Смысл этой тирады, при свете известных доселе данных из биографии Стефана Яворского , представляется неясным. В посвященных ему биографических очерках обычно передается, что Рязанская кафедра «освободилась за уходом митроп. Авраамия на покой» 2 . Между тем, сохранились любопытные сведения о том, при каких обстоятельствах произошло удаление на покой митроп. Авраамия. Сведения эти, интересные и сами по себе, в то же время выясняют, к какому именно факту относились приведенные выше строки из письма Стефана Яворского . 2 февраля 1700 года скончался фельдмаршал А.С. Шеин, и на торжественных похоронах его было поручено произнести надгробное слово игумену Киевского Никольского монастыря Стефану Яворскому , незадолго пред тем прибывшему в Москву. Не смотря на недостаток времени для подготовки и другие помехи, проповедник, в присутствии Государя и знати («coram serenissimo Caesare et universo Senatu») сказал слово с таким ораторским талантом, что Петр Великий отдал приказ не отпускать Стефана в Киев, а удержать в Москве и поставить епископом куда-нибудь поближе к столице. В половине февраля царь уехал в Воронеж, а Стефан остался в Москве ожидать епископства. Адмирал Ф. А. Головин, заведовавший Посольским приказом, писал царю: « Никольский из Киева игумен, которого ты, милостивый государь, повелел поставить в епископы, просит о назначении содержания и жалованья ему со старцами, которые при нем, всем им денег до двухсот рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

А.Б. Григорьев Сочинение митрополита Рязанского и Муромского Стефана Яворского «Иго Господне благо и бремя его легко» Источник Данная публикация является вводной статьей к изданию текста обнаруженного произведения митрополита Стефана Яворского , которое будет подготовлено и осуществлено в ближайших номерах Вестника ПСТГУ (Серия: Богословие. Философия). При подготовке работы использованы архивные материалы Отдела рукописей Государственного Исторического музея, Ярославского государственного архива, Отдела рукописей Российской государственной библиотеки. Впервые в литературе проводится научный анализ уникального рукописного текста митрополита Рязанского и Муромского, местоблюстителя Патриаршего престола преосвященного Стефана Яворского . Во вводной статье рассматриваются взаимоотношения между тремя выдающимися иерархами-богословами Русской Православной Церкви Стефаном (Яворским) , Феофилактом (Лопатинским) и Феофаном (Прокоповичем) , анализируются их богословские разногласия и приоткрываются новые страницы в истории русского полемического богословия первой пол. XVIII в. Около 1712 г. царь Петр Алексеевич в одном из частных разговоров задает графу Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину 1 некий вопрос о возможности христианского спасения через исполнение дел закона, т. е. ветхозаветного и/или христианского законодательства, вызванный, вероятно, знакомством царя с протестантской литературой и его собственными рассуждениями о необходимости соблюдения обрядовой составляющей христианской жизни, в свою очередь тесно связанной с православным аскетическим учением и нравственным богословием. Таким образом, восприятие Петром ответа на этот вопрос могло иметь для России весьма далеко идущие последствия. Как был сформулирован вопрос, мы не знаем, но его суть определенно касалась толкования слов апостола Петра об «иге неудобоносимом». Мусин-Пушкин отвечал императору, что «тяжесть толикая в законе была того ради, яко не давал закон места покаянию» 2 , иными словами, с приходом Христа Закон упраздняется, т. к. уступает место благодати. Вопрос этот рассматривался христианским богословием неоднократно.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Сочинения Стефана Яворского и Феофана Прокоповича Главными литературными деятелями во время реформы были митр. Рязанский и местоблюститель патриаршего престола, Стефан Яворский, и Новгородский архиеп. Феофан Прокопович. Стефан Яворский может быть назван представителем русской церковной партии при Петре В. или тех людей, которые хотя сознавали необходимость некоторых реформ и нового образования, но в тоже время боялись их, восставали против их вредных крайностей, особенно против тех нововведений, которые, по их мнению, угрожали православной вере и русскому благочестию, и потому стремились защищать веру и благочестие; его деятельность имеет характер консервативный. Совершенно другою является деятельность Феофана Прокоповича; она имеет чисто реформаторский характер. Вполне сочувствуя всем реформам Петра, он горячо защищал их и сильно преследовал их противников, с сатирическим негодованием раскрывая в разных своих сочинениях все темные стороны в религиозно-нравственной жизни русского народа, все издавна накопившиеся в ней вредные и грубые наросты невежества и суеверия, и указывая новый разумный путь веры и благочестия. Рассматриваемые отдельно, деятельность Яворского и деятельность Прокоповича представляются односторонними; но та и другая естественно и необходимо вызывались тогдашним положением дел и служили одна для другой необходимым дополнением. В этом отношении самая борьба между этими двумя деятелями сопровождалась полезными результатами, потому что она ослабляла крайности противоположных направлений и послужила поводом к разъяснению многих вопросов в религиозно-нравственной жизни. Сочинения Стефана Яворского 41 . Стефан Яворский (род. 1658, ум. 1722 г.) воспитывался сначала в Киевской академии, а потом в польских училищах в Лемберге или Львове, наконец в Познани выслушал полный курс философии и богословия. По возвращении в Киев, и по принятии монашества, он прежде всего проповедовал при равных церквах, а затем поступил учителем в Киевскую академию, где скоро был назначен префектом оной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Глава I Русская богословская литература XVI–XVIII вв. по вопросам полемики между православием и протестантством, решаемым в «Камне веры». Суждения отечественных писателей-полемистов о лютеранах. Апология православных догматов: о свв. иконах, кресте, мощах, Евхаристии, призывании святых, молитве за умерших, преданиях, литургии, постах и об оправдании. Замечание по вопросу о наказании еретиков. Заключение. «Камень веры», как мы видели выше, в свое время пользовался большим уважением и выдающимся успехом среди читающего русского общества. Эту почетную известность творения митрополита Стефана Яворского должно объяснять отчасти тем, что решаемый в нем вопрос – об отношении православной церкви к протестантам – имел великое жизненное значение для всего русского народа в царствование императора Петра I и ближайших его преемников; но главным образом – действительными – внутренними и внешними – достоинствами самого «Камня веры». Можно справедливо сказать, что он своим появлением на свет составил эпоху в истории нашей богословской литературы против протестантов. Отечественная полемика с ними никогда не принимала таких широких размеров, никогда не захватывала такой массы вопросов – догматических, канонических и церковно-исторических, а вместе с тем никогда не велась с теми научными средствами, равно и с одушевлением и страстностию, с какими свойствами проявилась в «Камне веры». Чтобы выяснить значение, которое принадлежит последнему в ряду отечественных богословских произведений одинакового с ним направления, необходимо обратить внимание на предшествовавшую борьбу православия с протестантством, сделать обзор того, что создано было русскою богословскою мыслию на поприще полемики с протестантами до времени митрополита Стефана Яворского . Взгляд на отечественную литературу против протестантов прежнего времени откроет нам, с какою постепенностию выступали в православном русском сознании особенности догматического учения протестантства; объяснить, насколько верно и глубоко русские богословы понимали и опровергали протестантское учение и какими пользовались приемами полемики. Таким образом, чрез изучение отечественной полемики против протестантов будут положены основания для сравнения «Камня веры» с другими отечественными полемическими сочинениями этого рода, чрез это характеристические особенности его выступят яснее и определение, и обозначится его место в ряду произведений нашей полемической антипротестантской литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Глава VI Исторические сведения о печатании книги «Камень веры». Его издания. Полемическая литература по поводу «Камня веры» – заграничная и русская: Аполоия лютеранской церкви Франциска Буддея, ответ на нее латинского монаха Риберы, Genius Stephani Javorscii, Stephani Javorskii metropolitae Resanensis et Muromiensis Discursum de poena haereticorum… Бюльфингера и «рассуждение о книге «Камень веры». Когда написан митрополитом Стефаном Яворским «Камень веры», точно не известно: но со всею вероятностию время его написания можно отнести к 1713 году. Говорим это на том основании, что в ноябре этого года Яворский представлял свое сочинение Императору Петру I, который милостиво принял труд митрополита, указав с своей стороны сделать в нем некоторые прибавления. «Честнейший отче! (писал Государь). Письмо ваше, писанное ноября от 27 дня, до нас дошло, купно и с книгами, которые издали вы на противников церкви, к которым надлежит прибавить причину, для чего оные изданы; второе, нравоучение простакам о иконах святых, дабы знали против положения церковного (как в тех же книгах написано) оныя почитать, дабы тем отнять уничижение противником нашим на нас...» 506 . Письмо помечено 17 генваря 1714 года. Оно важно для нас не только в том отношении, что проливает свет на время составления автором «Камня веры», но и потому, что открывает взгляд Петра I на труд митрополита Яворского. В полемике по поводу издания «Камня веры» –заграничной 507 и русской 508 , равно как и у некоторых отечественных писателей 509 , встречается мнение, что император Петр В. неблагослонно относился к сочинению Яворского и не желал видеть его напечатанным. Между тем вышеприведенное письмо царя ясно свидетельствует, что он ничего не имел против «Камня веры» и не желал осуждать его на забвение. Однако, несмотря на это, Стефан Яворский , по-видимому, колебался и медлил печатанием своего сочинения: хотя в сентябре 1714 года граф И.А. Мусин-Пушкин и просил Стефана, чтобы он свою книгу отдал в печать 510 , но мы не видим, чтобы митрополит спешил исполнением просьбы графа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

архимандрит Никодим (Белокуров) Неизданные проповеди местоблюстителя патриаршего престола рязанского митрополита Стефана (Яворского) Источник Из проповедей местоблюстителя Патриаршего престола, митрополита Стефана, до сего времени известны только его слова и беседы, напечатанные в числе 35 в 1804 году 1 , и еще «казанье» на брак неженского полковника, пана Обедовского, писанное Стефаном в 1698 году, в бытность его игуменом Святоникольского пустынного киевского монастыря, и произнесенное в Святотроицкой Батуринской церкви в присутствии Мазепы 2 . Между тем, несомненно, известно, что митрополитом Стефаном проповедей было написано несравненно больше. Еще в первые годы святительства Стефанова св. Димитрий Ростовский писал к нему: «сожаления достойно, аще труды преосвященства вашего залежатся: хотя бы половину изряднейших выбрав на целогодичные праздники и воскресные дни издал преосвященство ваше». В исторических памятниках указываются случаи, по которым Стефан произносил проповеди , каковых однако же нет в собрании его поучений 3 . В жизнеописании Стефана, помещенном при издании его проповедей, сказано, что Стефан, кроме печатаемых поучений, написал многие речи, слова похвальные и панегирики 4 . Мы имели случай приобрести рукопись, содержащую в себе двенадцать обширных торжественных слов этого «высоким учением знаменитого и ревностью по благочестию преславного» пастыря. Одиннадцать из них написаны в первые одиннадцать лет местоблюстительства Стефанова, в период преимущественной его деятельности, – в то время, когда существовали особенно добрые и приязненные отношения между государем и митрополитом Стефаном. Все они состоят в тесной связи с тогдашними государственными событиями. Восемь из них говорены были во время войны со шведами и по поводу этой войны; одно написано в похвалу «всепресветлейшего монарха Петра первого»; одно по случаю измены гетмана Мазепы, одно по случаю войны с Турцией. К ним присовокуплено упомянутое выше «казанье» 1698 года. Десять из них произнесены были в Москве, а одно в С.-Петербурге, и почти все в присутствии государя.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Глава II Содержание «Камня веры» – в его вступительных частях и трактатах: о св. иконах, честном кресте, мощах святых, святейшей Евхаристии, призывании святых, душах святых, «благотворении преставлшымся», преданиях, святейшей литургии, св. постах, благих делах и о наказании еретиков. Заключение. «Камень веры» митрополита Стефана Яворского начинается вступительными отделами, в которых, кроме биографии автора и речи «о вине и случае писания книги», содержится «предисловие к читателю» и «предувещание Православным Христианом». В «предисловии к читателю» м. Стефан Яворский объясняет характер своего сочинения и его наименование, а также говорит о поводе и цели его написания. В св. Писании Господь наш И. Христос называется как камнем веры ( Ис.28:16 ; 1Пет.2:6 ; Пс.117:22 ), так и камнем претыкания и соблазна ( 1Пет.2:7–8 ; Лк.2:24 ). Для верующих во Христа Он был камнем веры и созидания; а для не верующих Иудеев и Еллинов – камнем претыкания и соблазна. Божественное учение И. Христа служило поводом к соблазну и падению также для всех еретиков в христианской церкви, как древних, так и нынешних (стр. 1–7). Это-то неодинаковое значение св. Писания для православных и заблуждающихся в вере обусловливало характер содержания сочинения м. Стефана и его наименование. «Сего ради хотяще заградити уста глаголющих неправду, обоя сия зде тщахомся изъявити, и книгу сию на многия догматы определивше, во всяком догмате две части положихом: В первой убо части писахом о камени веры, и созидания духовного на утверждение православным. Во второй же части явихом камень претыкания, на немже претыкается зловерие, на опасство и сохранное блюдение правоверным, да не и тии о камень соблазна преткнувшеся, падут в ров погибелный душевредного злочестия» (7). Поводом же и побуждением к написанию сочинения послужило уклонение от православия некоторых русских людей, «развращение некиих от нашего православия лишенников» (8). Долг пастыря церкви и страх ответственности пред Богом за свою паству побудили митрополита Стефана к тому, чтобы «сим писанием, заблуждш ые овцы взыскати, изнемогающ ыя подъяти, болящ ыя уврачевати, и сокрушенныя обязати» (9).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010