Белград. Кафедральный собор Михаила Архангела. Соборная Церковь Карта и ближайшие объекты Соборная церковь является старейшим храмом в Белграде. Её появление связано с правлением короля Стефана Драгутина (1253-1316), когда в 1284 году Белград переходит под власть сербов и король Стефан Драгутин закладывает кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы в крепости. В начале XV века церковь расширяется и обновляется благодаря стараниями правителя, деспота Стефана Лазаревича. Во время турецкого завоевания Белграда в 1521 году, православный храм превращён в мечеть. Церковь на протяжении многих лет неоднократно подвергалась разорениям, но всегда восстанавливалась. Так, в 1728 году, во время правления сербского митрополита Моисея Петровича, на месте старой была построена новая Соборная церковь. В начале XIX века, во время сербских восстаний против турок и восстановления Сербского государства, старая церковь настолько обветшала, что не подлежала реконструкции и князь Милош Обренович (1780-1860) приказал в 1836 году снести её и на этом месте " построить новый, просторный и во всем примерный храм " . Соборный храм был построен по указу сербского князя, а проект был создан архитектором Адамом Фридрихом Кверфельдом, уроженцем сербского города Панчево. Закладка здания состоялась 28 апреля 1837 года, а в 1840 году соборный храм освятили. В 1882 году здесь состоялось помазание на царство короля Милона Обреновича (1854-1901), внучатого племянника первого сербского князя Милоша Обреновича, а в 1904 году здесь был коронован Пётр I Карагеоргиевич (1844-1921) - первый сербский король из династии Карагеоргиевичей. Храм стал усыпальницей нескольких сербских князей - самого храмоздателя Милоша Обреновича, его преемника Михаила Обреновича, святого князя Стефана Штильяновича, а также короля Стефана Ураша и нескольких глав Сербской православной церкви и представителей сербской культуры. Здание было построено в стиле позднего классицизма с элементами барокко (колокольня). Портал здания украшен мозайками с изображениями Пресвятой Богородицы, Святой Троицы, Архангелов Гавриила и Михаила. Интерьер собора богато украшен. Особого внимания заслуживает позолоченный резной иконостас, который вырезал из дерева мастер Димитрий Петрович в 1841 году. Иконы для иконостаса, престол, хоры, а также роспись стен и сводов в стиле классицизма были созданы в 1841-1845 гг. мастером Димитрием Аврамовичем, одним из самых известных сербских художников XIX столетия.

http://sobory.ru/article/?object=18742

судом принимает местами форму сложных догматических прений. Мученичество написано высоким лит. стилем, подчеркиваются знания и начитанность автора. Из-за объема и сложности текста Мученичество Николая Нового не получило распространения и дошло в единственном списке ( Сырку. 1901). Мученичества новомучеников возникали и позднее. Так, в XIX в. были написаны Мученичества Иоанна Тырновского († 1822), Димитрия Сливенского († 1841) и др., для к-рых характерен разговорный язык, но заметно сильное влияние церковнослав. языка. IV. Жития правителей. Особенность болг. Ж. л. в том, что она по примеру византийской и в отличие от сербской и русской не делает акцента на почитании правителей. Жития князей и царей создаются спорадически и почти не распространяются. Не дошедшие до нас Жития равноап. кн. Бориса (Михаила; 907) и царя Петра († 971), вероятнее всего, хранились только в Преславе и погибли при разрушении столицы. Царь Симеон († 927), как и правители династии Асеней (с кон. XII до кон. XIII в.), не был канонизирован. После уничтожения Болгарского гос-ва тырновские агиографы-эмигранты в Сербии, находясь под влиянием местной Ж. л., создали 2 жития серб. правителей. Григорий Цамблак, будучи игум. Дечанской обители, написал Житие кор. Стефана Дечанского, создателя и 1-го настоятеля мон-ря ( Григорий Цамблак. 1983). Житие является образцом высокого стиля и абстрактного психологизма, характерного для тырновской Ж. л. Автор в угоду своим взглядам представляет Стефана Дечанского сторонником и защитником исихастов в византийской столице, что является явным анахронизмом. Возвращение зрения ослепленному отцом Стефану связано с покровительством свт. Николая Чудотворца. Особый акцент в Житии сделан на посмертных чудесах св. Стефана: он как покровитель своей обители защищает мон-рь от посягательств светских властей. Житие серб. деспота Стефана Лазаревича написано Константином Костенечским, младшим из последователей свт. Евфимия Тырновского ( Куев, Петков. 1986. С. 314-515; Константин Костенечки.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мон-рь Каленич. Общий вид [серб. жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (первоначальное посвящение точно неизвестно, вероятно, также в честь Пресв. Богородицы) Шумадийской епархии Сербской Православной Церкви. Расположен на р. Каленичская в местности Левач, в т. н. моравских землях - между реками Велика-Морава и Зап. Морава, близ г. Крагуевац (Сербия). Настоятельница - игум. Нектария (Траяноска), в мон-ре 7 монахинь (кон. 2011). Сведений об основании и раннем периоде существования К. до XVIII в. не сохранилось. Исходя из архитектурного облика и стилистических особенностей росписи храма, его основание датируется 1-й четв. XV в. Высочайший уровень мастерства архитекторов и живописцев, строивших и украшавших храм, указывает на богатый аристократический заказ, что позволяет связать основание К. с активным монастырским строительством в моравских землях представителей серб. династии Лазаревичей (кон. XIV- нач. XV в.). Отождествить мон-рь с к.-л. из известных по историческим источникам средневек. обителей в этом регионе не удается. Не исключено, что наименование К., этимология которого не установлена, появилось не ранее XVIII в. Ктиторская композиция. Роспись сев. стены наоса ц. Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря Каленич. 1413–1427 гг. Ктиторская композиция. Роспись сев. стены наоса ц. Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря Каленич. 1413–1427 гг. На частично сохранившейся на сев. стене храма ктиторской композиции изображены блгв. деспот Стефан Лазаревич (с венцом на голове) и «протовидияры» Богдан с супругой Милицей и его брат Петр. Над фигурами Стефана и Петра сохранились первоначальные подписи, а над фигурами Богдана и Милицы поздние подписи, сделанные мон. Герасимом (60-е гг. XVIII в.), к-рый, вероятно, ошибся в интерпретации упраздненного к XVIII в. визант. титула протовестиара, использовавшегося при дворах серб. царя Стефана Душана IV, кн. Лазаря и деспота Стефана Лазаревича (сер. XIV- нач. XV в.). Однако неизвестно, насколько мон. Герасим отразил первоначальный текст. С. Чиркович и Г. Бабич предположили, что на композиции изображен протовестиар Богдан, придворный деспота Стефана, неоднократно упоминающийся в письменных источниках, но к.-л. свидетельств его ктиторской деятельности не сохранилось. На основании расположения фигур в композиции были выдвинуты 2 гипотезы относительно причин появления изображения правителя: для обозначения иерархических отношений между правителем и придворным или как свидетельство о финансовом вкладе или ином участии деспота в возведении обители.

http://pravenc.ru/text/1319955.html

569 Житие св. Стефана Лазаревича: «Стефан первовенчанный роди 4 сына: Родослава, Владислава, Стефана, Предслава; Стефан же наречен бысть Урошь в прадеда своего и сье храпавый краль». Последний назывался ещё Драгославом (Летоп. в Гласнике I, 165. Раич II, 387). Сербский октоих Уварова, писанный при крале Стефане Уроше (Изв. акад. Ï 248, 249) должен быть отнесён ко времени 1237–1270 г. При том же Уроше в 1252 г. переведён был номоканон с полными правилами и толкованиями (Григоровича 182, 183), который потом перешёл в Россию. Об Уроше летоп. в Гласнике V: 49, 50. 573 Аврамовича Памятники 8. О Владимире графе омышском Аппендини Noticie Storico-critice sulla antichita dei Ragusci T. I, 280. 574 В Гласнике VII, 328 указывают церковь св. Стефана в Белом поле, построенную кор. Владиславом. Сл. Зап. геогр. общ. XIII, 314. В 1242 г. кор. Вла­дислав дал земли монастырю св. Николая вранинскому и ещё Богородичному монастырю, что в Быстрице (Miklosch. Monum. 32, 34). 575 Родослав у Раича II, 378–386. Основания для мысли, что Владислав был жив при кор. Уроше I, приводимой Майковым (стр. 223–225) – очень не тверды. По летописи «Владислав, муж во крепости, умирает, не оставив сынов, но токмо две дщеры». Гласник V, 48. Грамоты 1235, 1239 г. у Шафарика в Памят. 2, 12–14. Летопись 2, 51 «богоугодно и благочьстивно поживь».– Самая поздняя грамота Владислава вранинская 6750 (1242) у Миклошича 32. Изгнание Родослава из Сербии надобно относить к январю 1234 г., а февр. 4, 1234 г. написан им из Рагузы протест против брата. Итак, Владислав управлял Сербиею 1234–1242 г. восемь лет. Даниил считает 7 лет от того, что пока Родослав не принял монашества, он ещё назывался королём. 576 Гласник III, 203–206. В грамотах Владислав писался так: «Стефан Владислав с поможию (помощию) Божиовь краль всех рашских земль и диоклитие и далмацие и травуние и захльмие» – Аврамовича Памят. 7. Ц. Алексей Мих. грамотою 1653 г. дозволил Милешеву монастырю чрез 4 года присылать в Россию 4 иноков для сбора подаяния. Грамота в Сев. архиве за 1823 г. ч. 5. стр. 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Это видно из факта переписки Летописи Иоанна Зонары, которую Стефан передал для означенной цели в Хиландарь иеромонаху Тимофею, поручившему это дело в свою очередь Монаху Григорию. 3132 Но отмеченный факт не единственный: в это время трудился для деспота в качестве переписчика еще болгарин Герасим, а через четыре года другой инок Гавриил в том же Хиландаре перевел Толкование Олимпиадора на книгу Иова. Афонскими переписчиками, за недостатком собственных, Стефан пользовался неоднократно и потом. Так, около 1421 г. он вызывал с Афона в Сербию одного монаха, который в Любостинской пустыни переписал по поручению деспота Евангелие, а потом – Су- —594— дей, Левит, Второзаконие, пять книг Моисея и Зонару. По окончании этой работы, Стефан убедил монаха не покидать Сербии и даже построил для него Рождественский монастырь на реке Далша, где собралось скоро до 35 монахов, из которых некоторые были выходцами с Афона. Этим же монахом, по мнению Сырку, 3133 была написана для библиотеки Стефана Лествица Иоанна Климака. За год (1426 г.) до смерти Стефана некий монах Иаков перевел на Святой Горе Шестоднев Иоанна Златоуста . Наконец, в княжение этого же Стефана Лазаревича значение Афона для истории сербской письменности сказалось и косвенным образом, именно чрез болгар. В «Словесах вкратце избранных от книги Константина философа Костенчьскаго» говорится о добрых изводах ресавских. 3134 Ресава – округ или уезд в Сербии, находящийся в северо-восточной части её между реками великою Моравою в Млавою. 3135 Здесь деспот Стефан построил монастырь Раваницу и, поместив в нём монахов «книжных», 3136 поручил им исправление славянского текста Св. Писания и книг богослужебных. О «добрых книжных изводах» этих ресавских монахов и упомянул современник их Константин философ Костеньчьский, вызванный упомянутым деспотом из Болгарии и применивший в сербской письменности принцип Евфимиевского правописания. Трактат Константина «сказание о письменех» положил начало этой литературной школе «ресавского» письма, которая представляла своеобразный компромисс правописания сербских книг с орфографическими приемами Евфимия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пред 1371 г. он переводил еще какие-то другие книги, которые в настоящее время остались неизвестными. 3128 – Знаменитый Григории Цамблак был писателем и сербов, для которых он написал: Житие Стефана Дечанского, и Известие о перенесении мощей Параскевы Терновской из Болгарии в Сербию. Таким образом, XIV век был особенно благоприятным временем для развития сербской письменности на Афоне и понятно почему. Ведь в это время Сербия, благодаря завоеваниям Стефана Душана, поднялась на необыкновенную высоту политического могущества. 3129 Внутренняя жизнь её тоже сильно шагнула вперед но пути духовного развития за те 25 лет, когда во главе государства стоял Стефан «милостивый паче меры, кроткий, долготерпеливый, украшенный мужеством и красотою тела», как величает его панегирист, оставивший заметку в одной из рукописей Хиландаря. С другой стороны, Стефан заявил себя щедрым покровителем Афона, богато одарив все его монастыри во время своего посещения в 1347 году. Наплыв сербских монахов на Афон в это время настолько усилился, что Хиландарь не был уже в состоянии вместить всех желающих, почему сербы вынуждены были приобрести другие монастыри (Свято-Павловский, Дохиар. Григориат и др.). Царствование Стефана Душана было самой блестящей эпохой в истории Сербии. По смерти его великое сербское царство распалось, по выражению Кантакузена, – «на тысячу кусков». Но против всякого ожидания значение Афона, как литературного центра для сербской письменности, за это время не только не упало, но, наоборот, оно более усилилось. В самом деле, при всеобщем разорении 3130 —593— страны, Афон, по своей материальной обеспеченности и богатом литературном или книжном запасе, представлял собою единственное место для спокойной и плодотворной книжно-просветительной деятельности в пользу сербской церкви. И действительно, когда деспот Стефан Лазаревич – знаток греческого языка и автор нескольких памятников, 3131 задумал обогатить сербскую литературу новыми переводами, то только на Святой Горе он мог найти способных выполнить эту задачу лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

До последнего времени К. К. приписывался один из переводов толкований Феодорита, еп. Кирского, на Книгу Песнь Песней Соломона ( Куев, Петков. 1986. С. 527-545), однако сейчас можно считать установленным, что он выполнен др. книжником ( Димитрова М. Тълкувания на Песен на Песните в ръкопие 2/24 от Рилската св. обител. София, 2012). К. К. можно атрибутировать перевод «Описания святых мест Иерусалима» (К. К. посетил Св. землю, а в списках перевода уточняется, что они были сделаны с «книг Константина Философа») и космографо-географическую компиляцию, к-рая часто находится в сборниках вместе с др. его произведениями и содержит цитаты из Жития Стефана Лазаревича. Возможно, он составил эту компиляцию из текстов визант. итинерария VI в. ( Ангелов Б. С. Из старата бълг., рус. и сръб. лит-ра. София. 1967. Кн. 2. С. 162-230) или перевел с греческого языка пересказ Михаила Пселла 3 первых глав космографического трактата «Стефанит и Ихнилат» визант. ученого Симеона Сифа ( Giannelli C. Di alcune versioni e rielaborazioni Serbe delle «Solutiones breves quaestionum naturalium» attribuite a Michele Psello//SBiz. 1936. Vol. 5. P. 445-468; Полякова С. В., Феленковская И. В. Анонимный географ. трактат «Полное описание вселенной и народов»//ВВ. 1956. Т. 8. С. 304-305; Н. Buзahmujcku космолошки чланци у слов. преводу позног века//България и Сърбия в контекста на визант. цивилизация: Сб. ст. от бълг.-сръб. симп. София, 2005. С. 393-412). Соч.: Куев К., Петков Г. Събр. съч. на Константин Костенечки: Изслед. и текст. София, 1986; Съчинения: Сказание за буквите. Житие на Стефан Лазаревич/Пер.: А.-М. Тотоманова. София, 1993. Изд.: Муравьев. ЖСвРЦ: Декабрь. 1860. С. 262-314; Попов А. Н. Изборник слав. и рус. сочинений и статей, внесенных в хронографы рус. редакции. М., 1869. С. 92-130; Dani i . Knjiga Konstantina Filosofa o pravopisu//Starine. Zagreb, 1869. Knj. 1. S. 3-47; Шафарик J. Живот деспота Стефана великог кнеза српског//ГСУД. 1870. 28. С. 362-428; В. Константин Философ и живот Стефана деспот српског//Там же. 1875. 42. С. 223-328; он же ( Ягич В.). Рассуждения южнослав. и рус. старины о церковнослав. яз.//Исследования по рус. яз. СПб., 1885/1895. Т. 1. С. 289-1067; Novakovi S. Odlomci srednjevjekovne kosmografije i geografije//Starine. Zagreb, 1884. Knj. 16. S. 41-56; Stanojevi S. Die Biographie Stefan Lazarevits von Konstantin dem Philosophen als Geschichtsquelle//ASPh. 1896. Bd. 18. S. 409-472; Иванов Й. Български старини из Македония. София, 19312. С. 294; Песме над песмама од Теодорита Кирског у преводу Константина Философа//Зборник за славистику. Београд, 1971. 2. С. 85-105; он же. Песма над песмама у преводу или у peдakцuju Константина Философа (Костенечког)//Търновска книжовна школа. София, 1974. Кн. 1. С. 257-261.

http://pravenc.ru/text/2057086.html

Женский монастырь Копорин Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Копорин (серб. Манастир Копорин) — женский монастырь XV века, расположенный близ города Велика Плана и тесно связанный с сербским правителем Стефаном Лазаревичем, который считается его основателем. Содержание История [ править править код ] Монастырь Копорин основан деспотом сербским Стефаном Лазаревичем , сыном кня­зя Ла­за­ря Серб­ско­го , который погиб в битве на Косовом поле. После смерти князя Лазаря страной управляла его жена Милица , мать Стефана. Когда сын повзрослел, то признал верховную власть турецкого султана и принял участие во многих сражениях, в том числе в битве при Ангоре. После этого сражения Стефан получил титул деспота, который был одним из наиболее почитаемых. Стефан Лазаревич приказал построить монастырь Копорин в знак благодарности за выживание в битве при Ангоре. Главная церковь монастырского комплекса посвящена святому первомученику Стефану. Предполагается, что она была построена в 1415 году. У монастыря довольно богатая и сложная история. В один из периодов он был даже убежищем. Монастырь несколько раз разрушался и сыграл важную роль в восстаниях 1788 года (Кочина Краина) и 1804 года (первое сербское восстание), предоставив убежище повстанцам, поэтому турки сожгли его. Реставрация монастыря началась впервые в 1830 году, однако из-за нестабильности на Балканах восстановление монастыря было приостановлено. С 1958 года монастырь стал женским. С 1951 года монастырь находится под охраной государства, а с 1979 года признан памятником культуры Сербии исключительного значения. После признания статуса святыни, монастырь был отреставрирован. В семидесятых годах прошлого века в Копоринском монастыре были обнаружены мощи деспота Стефана Лазаревича, что стало сенсацией, потому что до этого считалось, что он был похоронен в монастыре Манасия . Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Могила с мощами была обнаружена под портретом основателя монастыря деспота Стефана Лазаревича. С тех пор и по сегодняшний день мощи открываются для поклонения дважды в год 1 и 15 августа.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

535 Майков А.А. История сербского языка. Бенедиктинский монастырь на Млете существовал с 1155 г. Daniele Farlati . Illyricum sacrum. 8 vols., Venice, 1751–1819. Vol. VI. 537 Летопись: «сьветом всех венчавает брата своего великаго жупана» (Safarik. Pamatky drevniho pisemnictvi). 538 Акафист Сербляка: «радуйся, прелести славный победителю… радуйся, злых козней иноверия разрушителю». 540 Miklosich. Monumenta Serbica. Жичская грамота издаваема была и прежде (Schaffarik P.J. Serbische Lesekorner oder historisch-kritische Beleuchtung der serbischen Mundart. Pesth, 1833), но не в точном виде. О ней см. в: ИОРЯС. Т. I, VII. 541 В Баварской греческой рукописи (cod. 45) вопросы Стефана, короля Сербского, и ответы Димитрия Хоматина, числом 13. 542 «Ктитор святаго места сего», – так говорит надпись в Сопочанском монастыре на изображении первовенчанного (Записки географического общества. Т. XIII). Грамоты монастырям Студеничскому, Милетскому и Жичскому см. в: Miklosich. Monumenta Serbica. 543 Попов А. Н. Путешествие в Черногорию. СПб., 1847. По летописи, св. Савва в первое путешествие на восток идет «чрез Херцоговину, проповедуя людям путь спасения, даже до Котора» (Гласник. Кн. 5). Еще Неманя «Котор остави, утвердив ин и вознес двор свой в нем, иже е и доселе», говорит первовенчанный. Царь Душан в 1351 г., подтверждая привилегии, данные которянам предками его, ограждает безопасностью «монастырь светаго Георгиа со всем метохиом своим» (Miklosich. Monumenta Serbica). 544 Раич говорил, что св. Савва скорбел о неожиданной смерти брата оттого, что будто Стефан не назначил преемника престола (Раич. История разных славенских народов. Ч. 2). Но первовенчанный еще в Жичской грамоте назвал Родослава «первенцем, Божиею милостию наместником своим». 545 Дометианово житие св. Саввы. По летописи: «в л. 6722 (1224) преставися первовенчанный краль Стефан» (Гласник. Кн. 1). Тело святого Стефана-Симеона сперва положено было в Студенице, близ мощей отца его. Король Урош 3 положил мощи в мон. Сопочанах. По смерти Стефана Лазаревича, при нашествии турок, они сокрыты были в земле. В 1629 г. по явлению св. короля были открыты и потом, разделяя судьбу бедного народа своего, переходили из одного места в другое, пока в 1839 г. не возвратились в Студеницу. Синаксарь Сербляка л. 12. 13; Гласник. Кн. 5; Записки географического общества. Т. XIII.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Печать кн. Лазаря. Аверс. 1379–1380 гг. [Серб. Лазар] (ок. 1329 - 15.06.1389), мч. (пам. серб. 15 июня), серб. кн., основатель 2-й (после Неманичей) серб. правящей династии, один из самых чтимых серб. святых. Л. происходил из неродовитой семьи землевладельцев, к-рая возвысилась в правление кор. Стефана Уроша IV Душана (с 1346 царь). О предках Л., исключая отца, ничего не известно, родовое прозвище Хребелянович зафиксировано лишь поздними (не ранее рубежа XVI и XVII вв.) источниками. Встречающиеся в поздних (XVI-XVIII вв.) родословах сербских указания, что Л. был незаконным сыном кор. Стефана Душана «от некой княгини» (Родослов Руварца) или что его отец был женат на дочери кор. Стефана Уроша II Милутина и визант. принцессы Симониды (Троношский родослов XVIII в.; этот династический брак был бездетным), не заслуживают внимания, т. к. отражают стремление безымянных книжников посмертно легитимизировать занятие князем-мучеником серб. престола, на к-рый он не имел прав, не будучи отпрыском предшествующей династии. Отец Л., Прибец, имел невысокий придворный чин логофета (правителя канцелярии), позднее был повышен до «слуги» (или чашника) и «великого слуги». Его земельные владения (вероятно, родовые), размеры и границы к-рых неизвестны, располагались в районе г. Ново-Брдо, их центром был г. Прилепец (не сохр.). Сведения о Л. до 70-х гг. XIV в., когда он стал самостоятельным правителем, крайне скудны, что отчасти объясняется состоянием источников сер.- 3-й четв. XIV в. Он поступил на придворную службу еще во время правления царя Душана, чему способствовало положение отца. Тогда же, судя по возрасту дочерей, Л. женился на Милице (в монашестве Евгения), дальней родственнице (5-юродной сестре) царя Душана, прапраправнучке старшего сына св. Симеона Сербского вел. кн. Вукана . В браке у них было 5 дочерей и 3 сына: Стефан (впосл. деспот; см. ст. Стефан Лазаревич ), Вук и Добровой (ум.

http://pravenc.ru/text/2462521.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010