И все же нельзя сказать, что сербская знать была всецело поражена вирусом измены и в ней отсутствовало жертвенное начало. Свидетельством обратного является Косовская битва. Показателен рассказ византийского историка Дуки о гибели некоего юноши, известного в славянских источниках под именем воевода Милош, в позднейшей традиции – как Милош Обилич: «Некий муж из славных, сербский юноша, мужественный и дерзновенный, как никто другой тогда, как казалось, вырвавшись из фаланги христиан, припадает в середину построения турок как перебежчик. И турки схватили его, сам же он по имени назвал вождя и сказал: “Хочу его видеть и на ухо шепнуть некие слова, чтобы он стал победителем. Ради этого я и стал перебежчиком”. И когда он сказал, ему показывают вождя. А Мурат показал ему рукой подойти к нему. А юноша, устремившись, подойдя к нему ближе, наносит смертельный удар в сердце. А сам был на части изрублен секироносцами и щитоносцами Мурата» . Примечательно, однако, следующее. Во-первых, подвиг происходит под личиной предательства; во-вторых, судя по житию Стефана Лазаревича, поступок Милоша был связан с завистью знати и клеветой на него в измене: «Бывшу же сражению обоимъ полком на мсте, нарицаеммъ Косов, б же нкто благороденъ зло и вренъ сый великому князю Лазорю, именемъ Милошь, емуже завидяще, клеветаху на нь, яко не праве служить ему, той же обртъ подобно время, хотя показати вру и мужество, скоро устремися къ началнику агаряном Амурату, сътворивъ себе яко бжаща от великаго князя Лазаря, ему же разступишася агаряне и путь сотворше. Он же, близ бывъ гордаго началника агаряньска Амурата и ополчився, вонзе мечь въ того сердце и мертва показуеть, ту же и самъ от них убиенъ бысть, чюдный того слуга» . Весьма возможно, что подвиг Милоша не был связан с каким-либо определенным военным планом и не согласован с князем Лазарем, а носил характер протеста против клеветы. Подобное предположение связано с тем, что, по сообщению византийского историка Дуки, переход Милоша был для сербов неожиданностью, а убийство Мурата не переломило хода боя. Вероятно, поступок Милоша мог явиться своеобразной формой юродства – обличения подлинных изменников своей мнимой изменой. Показательно также, что в народной памяти на свет Косовской битвы падает тень предательства: Вук Бранкович, соратник Лазаря по Косовской битве, обвиняется в измене в песне Милица:

http://pravoslavie.ru/62453.html

Тему о кирилло-мефодиевском наследии в глаголических бревиариях A.B. Михайлов продолжил в небольшой статье о кн. Руфь. Изучив текст этой книги из глаголического Омишельского бревиария 1396 г., изданный И. Вайсом, он пришёл к следующим выводам. 1) Кн. Руфь целиком переведена с греческого, её текст не обнаруживает ни малейшего влияния Вульгаты. 2) Текст этой книги был переведён с греческого текста LXX лукиановской редакции. 3) Сравнение глаголического текста кн. Руфь с кириллическим текстом этой книги по спискам вв. показало, что «кирилловский текст Руфи совсем иной, чем глаголический, и во всех отношениях» 75 : перевод сделан с другого греческого оригинала, и сделан по-другому, на что указывает выбор слов. Отношение этих переводов то же, что и паремийных текстов кн. Бытия и кн. пр. Исайи к четьим текстам тех же книг. «Есть, значит, полное основание думать, как правильно заключает и г. Вайс, что глаголический текст Руфи восходит к кирилло-мефодиевской эпохе и принадлежит к литературному наследию свв. Братьев и их ближайших учеников, как и другие тексты св. Писания в паремийном переводе» 76 . 4) Поскольку кн. Руфь не употреблялось в богослужении, то её глаголический текст свидетельствует о том, что в Моравии до кончины Мефодия были переведены и неслужебные библейские книги; вероятнее всего это дело самого Мефодия, как о том сообщает Паннонское житие. 5) Перевод обнаруживает хорошее знание греческого языка и владение славянской речью и не идёт ни в какое сравнение с уродливыми глаголическими переводами с Вульгаты. Перевод «отнюдь не буквален, а, напротив, нередко отступает от буквы подлинника во имя требований и изящества древнеславянского языка» 77 . 6) «Перевод кирилловского текста совершенно независим от глаголического и по всем признакам, лексическим и формальным, мог явиться лишь там, где возникли толковый и четий тексты св. Писания, т. е. в Болгарии» 78 . Исследования А.И. Соболевского о 1-й и 2-й кн. Царств, И.Е. Евсеева о кн. пр. Даниила, Иеремии, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии из Архивского сборника, о кн. Есфирь из Жития Стефана Лазаревича, Р. Нахтигала о кн. малых пророков в глаголических бревиариях, A.B. Михайлова о кн. Руфь, издания И. Вайсом глаголических кн. Руфь, Иова, Иоиля, Осии, Аввакума, Сираха подвели серьёзный текстологический фундамент под историческое свидетельство Паннонского жития о переводе Мефодием 60 библейских книг исполнь. Теперь уже нет оснований сомневаться, как это делал И.В. Ягич, в достоверности этого свидетельства; теперь необходимо, во-первых, продолжить разыскания новых мефодиевских текстов, а во-вторых, продолжить изучение языка этих переводов 79 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istorij...

Одна – подлинная с подробностями; другая та, которая ходит по России; третья – внесённая в Цароставник и Никонову летопись». Изв. акад. VII, 221. У Бодянского (о Славян. письм., стр. 89 и 43): «житие – благочестивого господина деспота Стефана, списано повелением и понужденыем св. патриарха земле Сербскые кирь Никона» и пр. Биограф говорит: «от святейшего кир Никона, патриарха Сербских и поморских земель, приходившего в Белград (на погребение бл. Стефана), от воеводы военного (к. Георгия) и от других лучших людей получили мы поручение написать житие сего святого деспота; но по неблагоприятным обстоятельствам отложили дело. Спустя четыре года после отшествия сам блаженный явился в сонном видении, грозил наказать за непослушание и велел выполнить обещание. Потому постарался я начертать житие». Раичь (III. 105) не знал, кто был сочинителем жития Стефанова. Но Сербская летопись говорит (Шафарика памятн.2:63): «житие все по реду написует се Константин философом, по мнозе умолени синклит». 249 Гласник V, 94. Об исправлении Дечанской обители грамота у Миклошича 248. 492. В грамоте Стефана Лазаревича 2 дек. 1405, данной Дубровнику, мать Стефана называется почившей кира Евфросинией. Запись на Вулковском Хиландарском типике: «м. ноеврия 11 дьнь престави се монахи Евфросини, подружие светого кнеза Лазаря». В Хиландарских грамотах: «аз благоверная монахы Евгениа и с Богодарованными сынови моими» (Миклошича monum. 246–251). По этим памятникам, кн. Милица перед смертью приняла великую схиму и с тем вместе имя крещения своего, имя Евфросинии; а по кончине супруга была монахиней Евгенией. О мон. Любостинии Хр. чт. 1865 г. 2, 141, 142. 250 Монеты его в Зап. Археол. общ. 1, 367. IX, 176. 177; в Гласнике V, 214. Сл. заметку современника в прим. 22. 254 «Многа писания переведе от Грьчьскых писании, паче инех бывших того». Шафарика Pamatky s. 62. 255 «Исписасе книга сиа великому господину Срьблемь деспоту Стефану», так сказано в рукописи второй книги Паноплии Зигабеновой у преосвящ. Агафангела.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОПОРИН Собор в честь перенесения мощей св. архидиакона Стефана в мон-ре Копорин. 1389–1427 гг. Собор в честь перенесения мощей св. архидиакона Стефана в мон-ре Копорин. 1389–1427 гг. жен. мон-рь в честь перенесения мощей св. архидиак. Стефана Браничевской епархии Сербской Православной Церкви. Находится в одноименном селе возле г. Велика-Плана (Сербия). Задужбина св. серб. деспота Стефана Лазаревича (1389-1427). Изначально был освящен во имя архангелов Гавриила и Михаила. Упоминается в турецких реестрах в 1516 и 1572 гг. Впоследствии был разрушен. Возобновлен лишь в 1880 г. В 1958 г. из мужского был преобразован в женский: в него были переведены 9 монахинь во главе с мон. Саррой (Джукетич) из монастыря Челие. Архитектура каменного храма принадлежит к моравской школе, но имеет нетипичную прямоугольную основу, апсиду неправильной окружной формы, а купол опирается на пилястры. Росписи храма датируются периодом после 1402 г. и на основе композиционных и стилистических особенностей приписываются ученикам мастерской митр. Пелагонийско-Прилепского Иоанна и его брата иером. Макария ( Джурич В. Византийские фрески: Средневек. Сербия, Далмация и слав. Македония. М., 2000. С. 252, 287-288). Иконостас был выполнен в сер. XIX в. иконописцем Димитрием Посниковичем. В монастырский комплекс также входят 3 жилых корпуса (1962, 1977), в т. ч. «Прокин конак» (1997), гостиница для паломников (1969) и 2 трапезные (1966 и 1988). В 1951 г. комплекс был признан памятником архитектуры и взят под защиту государства, в 1979 г. получил статус памятника важного значения. Благодаря реставрационным работам храму был возвращен средневековый вид. В ходе ремонтных работ в 1977 г. в сев.-зап. углу храма под фреской св. Стефана Лазаревича была обнаружена гробница с останками, которые антрополог С. Живанович атрибутировал этому деспоту, хотя ранее считалось, что он похоронен в мон-ре Манасия . В окт. 1989 г. эти мощи были торжественно поставлены в храме К. Но в 2006 г. в храме мон-ря Манасия были обретены останки, к-рые также атрибутировали Стефану Лазаревичу, поэтому вопрос атрибуции останков, найденных в К., остается дискуссионным. Лит.: М. Enuckonuju и мumponoлuje Српске цркве у веку. Београд, 1985. С. 53, 96-97, 129; С. Манастири Cpбuje: Велика илустрована енцикл. Нови Сад, 2002. С. 497-497; Р. Манастир Копорин: 1402-2002. Смедерево, 2002. Н. Радосавлевич Рубрики: Ключевые слова: ГОРНЯК жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Браничевской епархии Сербской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/2057194.html

Но, губя жизнь телесную, лишая всего временного, не может изменить в нас, без нашей воли, ни одного святого чувства, ни одной святой мысли. Душа, защитившая себя от греха страхом Божиим, не боится телесных мук. Они не только не делают ей вреда, но увеличивают награду её за верность святой воле Божией. Мученический подвиг св. Романа совершился 19 июля 1270 г. 240 . Древняя летопись, сказав о страдальческой кончине кн. Романа, прибавляет: «возлюбленные князья Русские! не прельщайтесь суетным и маловременным блеском света сего: он пустее паутины, меняется каждый час, как тень, как дым исчезает и весь – сон. Нагими вышли мы из чрева матери, нагими и отойдём отсюда. Не обижайте друг друга, не берите чужого; любите правду, смирение, терпение, любовь и милость. И вы достигнете радости святых, как сей блаженный князь Роман купил страданиями Царство Небесное и с сродником своим Михаилом Всеволодовичем, Черниговским князем, принял от Господа венец нетленный, как пострадавший за христианскую веру» 241 . Назидательный этот совет говорит о том, что память князя Романа чтили в Русской Церкви со времени его кончины. Лик его, по преданию, изображался так на иконах: князь не старых лет с волосами русыми, курчавыми, падающими с ушей тонкой волной, в собольей шубе на плечах, в бархатной поддёвке, правая рука простёрта на молитву, а левая держит город и церковь 242 . В 1812 г., в день памяти св. кн. Романа, одержана была при Клястицах первая победа над Французами. В память сего положено написать образ св. кн. Романа на стене храма Спасителя в Москве. † Преставление блаж. Стефана Лазаревича, деспота Сербского Сперва удалось Вуку Бранковичу достать себе большую половину Сербии. Но умная деспотисса всё мало-по-малу улучшала дела свои и Сербии. На первых порах много надобно было трудиться, чтобы сколько-нибудь поправить разорённый войной край. – К большему горю, явились раздоры: некоторые предлагали вступить в союз с Венгрией и вместе с ней воевать против султана. Мысль эта до того увлекла иных, что составился заговор лишить Стефана прав деспота.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вятские епарх. ведом. 1864 г. 4. Кроме того по его распоряжению в 1426 г. переведены с Греческого на Сербский язык беседы Златоустого на Бытие, – одна часть иером. Иаковом, другая – священником Венедиктом. – Во 2 ч. на л. 351 записано: «в л. 6934 (1526) в дни благочестивого и благоверн. и Богом венчанного господина всее Срьбскые и Поморскые земле и многих чести Угрьскые и Босньскые земле, мудраго и сладчайшаго и славнаго деспота Стефаня сие святые и Божеств. книги, шестодневник Иоан. Златоуста, препися попь Венедикт в св. горе од Грчьскаго езыка Срьбскы, в славу Божию и Пр. Матере Божие Лещианскые». Опис. Синод. ркп. 62, стр. 48. У Миклошича (monum. 258) надпись на книге: «в дни благоверного и христолюбивого господина деспота Стефана – в 24 лето царьства его писасе книга сия рукою грешнаго еромонаха Иоанна в пустыни Лещианской, господину деспоту самому повелевшу, – тогда течаше лето 6920 (1412)». 258 У Аврамовича в описании древностей Сербских на св. Горе 16. У Миклошича monum. 269, у него же другие грамоты Стефана Хиландарю с пожертвованиями 493. 494. 260 Летописи и грамоты у Майкова, стр. 274, у Раича III, 125. Майков ставит в вину деспоту (стр. 282. 283), что он не воспользовался усобищами детей Баязета и в соединении с Палеологом и Сигизмундом не выгнал Турок из Европы. Но когда достиг он зрелого возраста, с Венгрией и Византией он был в союзе; доставало ли того, чтобы выгнать Турок из Европы? Нет. Безуспешность Сербии зависела всего более от того, что Сербия страдала раздроблением власти. При такой организации её то родной брат отнимал у Стефана половину Сербии, то Бранковичи или Балшичи воевали с Стефаном, ему едва доставало сил бороться с домашними врагами. Мужеству Стефана, его бескорыстию личному и уму отдавала честь Европа. После того не хочется ли г. Майкову, чтобы Стефан явился в истории Дон-Кихотом? 262 В прологе XV в. под 19 июля: «конць жития временнаго присть благочьстивый и христолюбивый господин Срьблемь и множае деспот Стефан в. л. 6935». Гласник X, 342. Сл. I, 169. Тот же год кончины блаженного деспота в Цароставнике и в летописях (Шафарика памят., стр. 73. 76. Гласник V, 99). То же время (июля 19-го 1427 г.) показано в надписи на каменном памятнике, поставленном на месте смерти его, в кнежине Ясенице (у Миклошпча monum. 294. 295). Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900./Июль. – 332, IV с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Стефана Уроша III (Стефана Дечанского) и деспота Стефана Лазаревича. Начальная часть 1-го Жития в основном посвящена драматическим взаимоотношениям его героя с отцом, а во 2-м М. упоминается в родословце сербской династии Неманичей с определением «Баньский краль». Оба памятника получили распространение в рукописной традиции Московской Руси XVI в. Сведения из них были включены в сокращенном виде в Русский Хронограф, составленный между 1516 и 1522 гг. в Иосифовом Волоколамском мон-ре (ПСРЛ. Т. 22. Ч. 1. С. 395, 403-404), и перешли во все позднейшие редакции памятника XVI - 1-й четв. XVII в. (Там же. Ч. 2. С. 182, 186-188), в Никоновскую летопись, созданную в 1526-1530 гг. в окружении митр. Даниила (ПСРЛ. Т. 10. С. 48, 196-198), и в Лицевой летописный свод посл. четв. XVI в. Не позднее 2-й четв. XVI в. большие извлечения из Жития Стефана Дечанского (в т. ч. повествующие о М.) были включены в состав посмертных чудес свт. Николая Чудотворца, причем и на декабрьскую и на майскую памяти (ВМЧ. Декабрь, дни 6-17. СПб., 1904. Стб. 645-660; Иосиф. Оглавление ВМЧ. Ч. 2. Стб. 155-156). В 70-х гг. XVI в. тексты этих чудес были проиллюстрированы (в т. ч. с изображением М.) в составе лицевого жития свт. Николая (РГБ. Больш. 15), созданного в мастерских Московского Кремля. Начиная с 1640 г. тексты неоднократно издавались Московским Печатным двором в сборнике с Житием, со службами и с чудесами свт. Николая. С посл. четв. XVIII в. (старшее известное издание - Гродно, 1781) книга неск. раз издавалась старообрядцами. В Ярославле в 1644 г. сцены из Жития Стефана Дечанского с изображением М. были включены во фресковый цикл ц. Николы Надеина, а в 1673 г.- ц. Николы Мокрого ( 2007. С. 95-98). От хиландарских посольств сер. XVI в. в Москве было известно, что М. является (наряду со святыми Саввой и Симеоном Сербскими) одним из главных ктиторов этого святогорского монастыря. В 1550 г. хиландарские монахи преподнесли царю Иоанну IV Васильевичу Грозному икону М. и список службы ему ( 1965. С. 93), совр.

http://pravenc.ru/text/2563220.html

Из книги: Трифунович Лазар " Югославия. Памятники искусства от древности до наших дней " . - Белград, издательство " Югославская книга " , 1989 Многие значимые события и духовные движения в сербской истории, связанные с формированием и развитием Соборной Церкви. Сквозь время веков она была построена, разрушена и восстановлена вновь. Существование собора обобщает и хранит многовековую историю православной христианской традиции нашего древнего города и людей. Соборная церковь является старейшим храмом в Белграде. Его генезис связан с правления короля Драгутина, когда в 1284 г. Белград переходит под власть сербов и король Драгутин закладывает кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы в крепости Белграда. Дальнейшее развитие этой святыни Сербии начинается в начале 15 века, во время правления деспота Стефана Лазаревича, когда Белград стал столицей сербского государства, а соборная церковь, которую деспот Стефан обновляет и расширяет, становится митрополией Белграда, Сербии и всех сербских земель. После смерти деспота Стефана Лазаревича, в 1427 г. во время венгерских властей, соборная церковь продолжала свою миссию в гораздо более сложных условиях. Во время Турецкого завоевания Белграда 1521 г. сербский народ изгнан из крепости в Белграде и сослан в Константинополь, а церковь была превращена в мечеть. В наступившем длительном вооруженном трехвековом конфликте между турками и Австрийской империй за господство в Сербии и Белграде, сербская святыня была неоднократно разграблена и разрушена, но всегда восстанавливалась. Таким образом, в 1728 г., во время сербского митрополита Моисея Петровича, на месте старой была построена новая соборная церковь. В начале девятнадцатого века, во время сербских восстаний против турок и Воскресения сербского государства, старая церковь настолько обветшала, что было невозможно ее восстановить и принц Милош Обренович приказал в 1836 г., снести ее и на этом месте " построить новый, просторный и во всем примерный храм " . Новая соборная церковь строилась в период с 1837 по 1840 гг. в соответствии с проектом польского архитектора Адама Фридриха Кверфельда, уроженца Ганновера. В 1882 г. здесь состоялось помазание на царство короля Милана Обреновича, а в 1904 г. здесь был коронован Пётр I. После восстановления в Сербии Патриаршества в соборе прошла интронизация Патриарха Димитрия.

http://sobory.ru/article/?object=18742

Вук принимал участие в Косовской битве (15 июня 1389) на стороне тестя, боевые действия развернулись в его владениях. После поражения сербов Вук, сохранивший войско и сильные крепости, на основании родства с кн. Лазарем претендовал на верховную власть в Сербии в обход прямого наследника - малолетнего Стефана Лазаревича . Возможно, эта ситуация послужила основой возникновения легенды об измене Вука на Косовом поле, отраженной в серб. эпосе. В 1392 г. султан Баязид I взял Скопье и Вук был вынужден признать вассальную зависимость. В 1396 г. пала Приштина и все земли Вука стали подконтрольны туркам. Поход против Баязида, организованный герм. имп. и венг. кор. Сигизмундом, закончился поражением христиан в битве при Никополе (25 сент. 1396). Вук попал в руки турок и оставался пленником до самой смерти. Султан конфисковал его земли, но позже (между 1398-1402) вернул их сыновьям Вука. Крепость Смедерево. 1482–1430 гг. Крепость Смедерево. 1482–1430 гг. Старший сын Вука Григорий (Гргур) († 1408), участвовавший вместе с братом Георгием как тур. вассал в сражении Баязида с Тамерланом при Анкире (совр. Анкара) 28 июля 1402 г., был взят в плен, затем отпущен за огромный выкуп, внесенный братом, и принял иноческий постриг с именем Герасим. Григорием Вуковичем вместе с братьями и матерью Марией Хиландарскому мон-рю было подарено с. Ораховац (грамота 1399-1408), а мон-рю св. Павла - с. Патеи (ок. 1403). По свидетельству «Родослова Рувараца» 1563-1564 гг. (см. ст. Родословы сербские ), от мощей Герасима совершались чудеса. 3-й (младший) сын Вука Лазарь († 1410) пал жертвой междоусобной борьбы сыновей Баязида Сулеймана и Мусы. Он был казнен по приказу последнего вместе со своим дядей Вуком Лазаревичем за переход на сторону брата-соперника. 2-й сын Вука Георгий (Гюрг, Джурадж) († 1456) использовал временное ослабление османского натиска после поражения турок при Анкире для укрепления своего княжества. В 1402 г. он пытался с помощью султана Сулеймана отнять власть у серб. деспота Стефана Лазаревича, но потерпел поражение у Грачаницы.

http://pravenc.ru/text/153337.html

Продуманная и мудрая политика сербских правителей, стремившихся к сохранению мира и улучшению положения Сербии даже в самых безвыходных ситуациях, а также мужество и желание народа отстоять свою независимость привело к тому, что Сербия в XIV — начале XV века стала одним из духовных центров православного мира. Князю Лазарю удалось создать государство с довольно большой территорией по реке Мораве, с сильными союзниками в лице зятьев: Вука Бранковича, Георгия Страцилировича, Балшича, Николы Горпька и Ивана Шишмана. Князь сумел занять по отношению к Патриарху и Собору место, которое некогда принадлежало королю всей Сербии. В 1373 г. он вместе с Григорием Балшичем созвал Собор для выборов Патриарха, позже он участвовал в разбирательствах различных дел, связанных с церковными вопросами, и заботился о выполнении решений суда, то есть всячески поддерживал Церковь. Позиции князя Лазаря значительно укрепились после смерти его сильнейшего соседа, короля Венгрии Людовика I (1382 г.), и разрушения его системы власти. Постепенно государство Лазаря становится одним из самых сильных православных государств на Балканах и продолжает им оставаться вплоть до трагического исхода битвы на Косовом поле, которая принесла сербам тяжелую духовную тревогу и подавленность, ухудшила положение Сербии. На некоторое время Поморавье даже утратило самостоятельность. Моравское государство уменьшилось в своих размерах. В трудном положении оказались наследники князя Лазаря — вдова Милица и малолетние сыновья Стефан и Вук. Под давлением венгерского короля Сигизмунда и собственных бояр они вынуждены были согласиться на вассалитет по отношению к туркам. Впоследствии Стефан Лазаревич вернул независимость своему государству, а также был призван императором Uoahhoм VII в Константинополь в качестве соправителя. Стефан Лазаревич заключил договор о женитьбе на сестре императора и получил титул деспота — самый высокий после императора[ 9 ]. В Сербии в это время установился относительный мир. Эта передышка способствовала возрождению сербского государства, и именно в это время строятся самые крупные монастыри в деспотии Стефана — Каленич и Ресава.

http://pravmir.ru/rastsvet-tserkovnogo-i...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010