Оркан дал ему свободу и дорого поплатился за то. Когда умер Махмуд в Адрианополе, приближённые советовали Стефану воспользоваться случаем, чтобы завладеть Адрианополем. «Я клялся султану делать всё доброе детям его», отвечал Стефан. По сущности дело было в том, что при разделении власти и её средств между удельными владельцами Сербии деспот Стефан не был столько силён, чтобы счастливо окончить борьбу с наследником Махмуда за полную свободу Сербии. Удельные эти владельцы слишком ревниво отстаивали личные свои выгоды, как это видел Стефан и по опытам своей жизни; давние обычаи, к сожалению, стояли за одно с болезненной организацией Сербии. Стефану и ещё раз пришлось испытать на себе, как трудно бороться с застарелой политической болезнью. По смерти Зетского владетеля Юрия Бакшича († 1420 г.) деспот, опираясь и на родство и особенно на желание усилить крепость Сербии единой властью, два раза осаждал Скадру; но Зетяне удержались при явившемся у них удельном правителе Черневиче 260 . В последние годы свои Стефан страдал ногами. Чувствуя приближение смерти, пригласил он к себе зятя Юрия, патриарха, епископов и великих бояр. В присутствии всех благодарил верных слуг своих и объявил наследником своим Георгия. «Отныне его признавайте государем вашим вместо меня», сказал он. Впрочем, на этот раз Стефан освободился от опасной болезни. Он ещё два раза сражался с Амуратом и заключил с ним мир. В это время, жертвуя Милешевскому монастырю пять сёл, писал он: «молитвами их (святых Сербских) многажды спасень быхь, в мори же и на суши, в ратех и в различных нуждах и нахождении иноплеменных. Даже и окаанную душу мою от врат сьмрьтныхь взвратше» 261 . – Наконец мирно почил он 19-го июля 1427 г. 262 . Сербия горько рыдала о смерти Стефана, чувствуя, что у неё уже не будет столько умного, столько храброго и столько доброго оберегателя покоя её. Современник Стефана, понимая значение Стефана, с одушевлением писал: «и ныне показал Ты, Боже наш, силу Свою между Твоими людьми, не совсем оставив достояние Твоё на расхищение языков.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

101 Laonicis Chalcocondylae. Alheniensis Historiarum: libri decem. Bonnae., 1843. Lib. III; Никон. л. 3, 245–248. 103 Цароставник см. в: Раич. История разных славенских народов. Ч. 3. Житие Стефана см. в: Записки Императорского Русского географического общества. Том XIII (далее – Записки географического общества. -Ред.). 104 Гласник. Кн. 5. В грамоте Стефана Лазаревича 2 декабря 1405 г., данной Дубровнику, мать Стефана называется почившею Кира Евфросиниею. Запись на Вул- ковском Хиландарском типике: «м. ноеврия 11 день престави се монахи Евфросинии, подружие светаго кнеза Лазаря». В Хиландарских грамотах: «аз благовернаа монахы Евгениа и с Богодарованными сынови моими» (Franz von Miklosich. Monumenta Serbica Spectantia Historiam Serbiae, Bosniae, Ragusii. 246–251 (далее – Miklosich. Monumenta Serbica. – Ред .)). По этим памятникам, кн. Милица пред смертью приняла великую схиму и с тем вместе имя крещения своего, имя Евфросинии; а по кончине супруга была монахиней Евгенией. О монастыре Любостинии см. «Христианское чтение» (1865. Ч. 2). 105 Надпись на монетах его (см.: Записки Императорского русского Археологического общества. Т. 1, 9; Гласник. Кн. 5) 109 «Многа писания переведе от гречьскых писаний, паче инех бывших того» (Safarik. Pamatky drevniho pisemnictvi). 110 «Исписасе книга сиа великому господину Срьблем деспоту Стефану», так сказано в рукописи второй книги «Паноплия догматика» Зигабена у преосвящ. Агафангела (см.: Вятские епархиальные ведомости. 1864. 4). Кроме того, по его распоряжению переведены с греческого на сербский язык беседы Златоуста на Бытие: одна часть иером. Иаковом, другая – свящ. Венедиктом. Во 2-й части на л. 351 записано: «в л. 6934 (1426) в дни благочестиваго и благовернаго и Богом венчаннаго господина всее Срьбскые и Поморскые земле и многих чести Угрьскые и Босньскые земле, мудраго и сладчай- шаго и славнаго деспота Стефаня сие светые и Божественные книгы, шестодневник Иоанна Златоуста , препися поп Венедикт в Св. Горе од грьчьскаго езыка срьбскы, в славу Божию и Пр. Матере Божие Лещаианскые» (Опис. Синод. ркп. 62, стр. 48). У Миклошича надпись на книге: «в дни благовернаго и христолюбиваго господина деспота Стефана – в 24 лето царьства его писасе книга сиа рукою грешнаго еромонаха Иоанна в пустыни Лещианской, господину деспоту самому повелевшу, – тогда течаше лето 6920 (1412)» (Miklosich. Monumenta Serbica. 258).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Присутствие сербских монахов в Палестине и на Синае подтверждается многочисленными сербскими старинными церковными рукописями. Большинство этих рукописей, хранящихся на Востоке, относится к XIV веку. Рукописи встречаются также в XV веке и позднее, вплоть до XVIII века. Связи эти стали еще теснее в период правления царя Лазаря, благодаря исключительно личности самого Лазаря, его особому расположению к святогорскому и палестинско-синайскому монашеству. Связи Сербии с Палестиной и Синаем продолжались и во времена правления княгини Милицы, Стефана Высокого (Лазаревича) и Георгия Бранковича, не прерываясь вплоть до XVIII века. Осуществление этого стремления к близости с Палестиной и Синаем достигает своей вершины с момента прибытия преподобного Григория Синаита и его учеников на Святую Гору и основания монастыря на границе Болгарии с Византией, который со временем стал очагом распространения учения синаитов как в Болгарии, так и в сербских землях, особенно в Моравской Сербии, а затем и дальше, в Румынии и России. Исключительная чуткость царя Лазаря и его последователей к духовным и культурным событиям того времени, относительно благоприятные для духовной и культурной жизни политические условия в Сербии по сравнению с Византией и Болгарией, особенно в конце XIV и первой половине XV века, способствовали тому, что Моравская Сербия в эпоху Лазаревича и Бранковича стала местом объединения самых ярких носителей духовного возрождения того времени на православном Востоке и очагом великих культурных достижений. В основании духовных процессов и событий, отразившихся на всей культуре православных народов XIV−XV веков и позднее, лежит синаитско-святогорское исихасткое движение. Им, его духом и его духовной и идейной устремленностью было вдохновлено не только монашество и духовная жизнь того времени, но и церковная и государственная политика, архитектура и искусство, литература, общественное устройство − одним словом, вся общественная жизнь. В XIV веке начались массовые переселения монашествующих в Сербию, и не только с Афона, но и из других монашеских центров. Это переселение и мудрая политика царя Лазаря и его последователей способствовали тому, что за короткий период появилось множество духовных центров. Первым из них стал монастырь Раваница. За ним последовали другие церкви и монастыри: Лазарица, Введения в Ждреле (Горняк), Йошаница, Нова Павлица, Дренча, Наупара, Любостыня в Алексинце, Сисоевац, Копорин, Велуче, Петковица, Жупаневац и другие. Многие из них уже не были общежительными, как прежде, но возникали пустынножительные поселения, подобно синайским и святогорским скитам. Такое поселение появилось около монастыря Раваница, в районе Любостыни и Мойсиня, а ущелье Ждрела превратилось в малую Фиваиду с центром в монастыре Горняк, где подвизался Григорий Синаит Младший.

http://pravoslavie.ru/68383.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Рака с мощами прп. кнг. Милицы в мон-ре Любостиня (В монашестве Евгения; ок. 1335 - 11.11.1405, мон-рь Любостиня), прп. (пам. 19 июля), серб. кнг. М. происходила из боковой ветви правящей династии Неманичей , была прапраправнучкой вел. жупана Сербии Вукана , старшего сына серб. жупана Стефана Немани (см. Симеон Мироточивый ), правнучкой его сына Димитрия (см. Давид , прп.), младшей дочерью кн. Вратко, вельможи при дворе серб. кор. Стефана Уроша IV (с 1346 царь, см. Стефан IV Душан ). О раннем периоде жизни М. ничего не известно, сведения о ней появляются в источниках (Жития кн. Лазаря и Похвальные слова ему, акты, сказание Григория Цамблака о перенесении мощей прп. Параскевы (Петки) Тырновской в Видин и Сербию, житие деспота Стефана Лазаревича) после 1389 г. В нач. 50-х гг. XIV в. она вышла замуж за придворного Стефана Душана Лазаря , принявшего впосл. титул князя, а после смерти Стефана Уроша V (1371) ставшего крупнейшим правителем на серб. землях и имевшего двор в г. Крушевац. Сначала у М. родились 5 дочерей, затем 3 сына - Стефан (см. Стефан Лазаревич ), Добривой (или Добровой; † во младенчестве) и Вук. В воспитании детей ей помогала дальняя родственница мон. Евфимия , впосл. деспот Стефан называл ее своей 2-й матерью. После гибели супруга в битве на Косовом поле (15 июня 1389) М. стала регентшей при малолетнем сыне Стефане до его 16-летия (1393) и решала внутри- и внешнеполитические вопросы. Вскоре после Косовской битвы к княжескому двору в Крушевац прибыли послы тур. султана Баязида I (1389-1402). Сербия признала зависимость от Османской империи и обязалась выставлять войско для участия в османских военных действиях. Наследник серб. трона Стефан и его брат Вук регулярно посещали двор султана, а их сестра Оливера была отправлена в султанский гарем. М. согласилась на эти требования, выдвинув условия, что ее дочь останется христианкой, а Православная Церковь в Сербии не будет подвергаться гонениям. Оливера стала одной из законных жен султана, имела на него влияние и помогала матери и братьям, а после гибели супруга в 1402 г. вернулась в Сербию. Верность Православию и Сербии сохранила и дочь М. Драгана, когда ее муж Александр, сын болг. (тырновского) царя Иоанна Шишмана, в 1393 г. принял ислам и стал тур. пашой.

http://pravenc.ru/text/2563208.html

Том также содержит биографии Стефана I, Патриарха Константинопольского, сына императора Василия Македонянина, Стефана I, Антиохийского епископа, противника Первого Вселенского Собора, Стефана II Антиохийского, злодейски убитого толпой монофизитов и ряда других глав Православных церквей. Читателю будет интересно ознакомиться с материалами о Папах Римских с именем Стефан, в том числе о Стефане I, о котором писал Евсевий Кесарийский, Стефане II, известном своими посланиями Пипину Короткому, и далее вплоть до Стефана IX, бывшем ранее германским герцогом Фридрихом Лотарингским. Сердца любителей Венгрии согреет подробнейшая статья о святом крестителе этого государства, короле Стефане I (Иштване). Молдаван обрадует повествование о Стефане Великом, создателе национального государства и сподвижнике Влада Цепеша. Особо следует отметить статьи о сербских королях с именем Стефан. Среди них особенно выделяется знаменитый Стефан Душан, провозглашенный императором в Скопье. При нем Сербия достигла максимального расширения своих границ, но быстро дезинтегрировала при его преемнике. В том вошли статьи об отце Душана, короле Стефане Дечанском, названном по имени созданного им монастыря Дечани, последнем выдающемся средневековом правителе Сербии Стефане Лазаревиче, мечтавшем воссоздать Новый Иерусалим в Белграде, ряде представителей династии Неманичей. Сербскую тему продолжает биография выдающегося сербского музыковеда и дирижера Димитрие Стефановича. Том содержит статью о святом покровителе Польши св. Станиславе, епископе Краковском, казненном неправедным королем. Читатели узнают про историю его канонизации и житийные списки. Историков конфессий заинтересует материал о старокатоликах, последователях расколов в период после Первого Ватиканского собора, когда часть католического духовенства ушла из церкви из-за отрицания догмата о непогрешимости папы Римского. Католическую тему продолжает статья о староримском пении, традиции монодийного пения Римской Церкви. География тома также весьма значительна. В нем представлен материал о Старой Ладоге, бывшей долгое время ключевым пунктом трансъевропейских военно-торговых путей. В статье подробно описывается предыстория, освещаются вопросы полиэтничности и скандинавский компонент города. Присутствует также статья о Судане, преимущественно исламском государстве.

http://sedmitza.ru/text/10172875.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФИМИЯ (в миру Елена, в схиме Евпраксия; ок. 1348 - ок. 1405), мон., серб. гос. деятель, церковная писательница и вышивальщица. Близкая родственница серб. царской семьи: ее отец Воихна был двоюродным братом царя Стефана Душана , имел придворный титул кесаря (полученный от Душана или от Уроша), управлял областью с центром в г. Драма в Вост. Македонии. Монашеское имя матери Е. также Евфимия. Е. была хорошо образованна, знала греч. язык, обладала лит. способностями и художественным вкусом. Не позднее 1367 г. она вышла замуж за серб. деспота Иоанна Углешу (см. ст. Мрнявчевичи ). Единственный их ребенок, сын Углеша, умер в детстве (между 1368 и 1371?) и был похоронен в афонском мон-ре Хиландар в гробнице деда по матери. В память о сыне, могилу к-рого она не могла посетить, Е. написала молитву-эпитафию, исполненную любви и скорби. Текст молитвы был вырезан на внешних сторонах серебряной с золотом иконы-складня, украшенной драгоценными камнями и жемчугом, к-рой Серрский митрополит благословил ее сына при крещении. Складень был вложен в Хиландар, в ризнице к-рого хранится в наст. время (см.: Θησαυρο το Αϒου Ορος. Θεσσαλονκη, 1997. Σ. 349-351. Ν 9.25; Манастир Хиландар/Приред. Г. Београд, 1998. С. 340). Вместе с мужем Е. делала вклады в мон-ри, прежде всего афонские (см.: Д. Св. Гора под српском (1345-1371). Београд, 1990. С. 129, 132-133, 153-154, 175). В 1370/71 г., вероятно по заказу Е. («деспотицы Елены»), была переписана Псалтирь, о чем известно из копии тайнописной записи писца, сохранившейся на Сараевском списке Кормчей серб. редакции ( 1942. С. 16-19, 79-87; ср.: Троицки С. Како треба издати Светосавску Kpмчujy: (Номоканон са тумаченьима)//ССКА, 1952. Т. 102. С. 51-59). После гибели мужа в сент. 1371 г. в битве с тур. войском на р. Марица Е. приняла постриг и переселилась из г. Серры, занятого византийцами, в Крушевац, ко двору кн. Лазаря , т. к. была родственницей его жены Милицы . В 1389 г. кн. Лазарь погиб в битве с турками на Косовом поле, и Е. стала главной советницей княгини-вдовы, к-рая до 1393 г. была регентшей при малолетних сыновьях. Константин Костенечский , живший в 1-й четв. XV в. при дворе деспота Стефана Лазаревича , писал о Е.: «Сия убо в многыих глаголаниих же и вещех мудрейшия сущи, юже приснопомнимая (Милица.- Авт.) якоже стльп некый и помощь вьменяаше» ( В. Константин Философ и Живот Стефана деспота српскога//ГСУД. 1875. 42. С. 267). Не исключено, что Е. участвовала в переговорах с султаном Баязидом в 1389 г. о заключении мира. При дворе она играла заметную роль и после совершеннолетия (ок. 1393) кн. Стефана (с 1402 деспот). Е. и принявшая монашество кнг. Милица вместе жили сначала в мон-ре Жупаневац, затем в мон-ре Любостиня .

http://pravenc.ru/text/187809.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ ЛЕВООКИЙ [серб. Данило (Данилац) Левооки] (не позднее 70-х гг. XIV в.- не ранее 20-х гг. XV в.), серб. летописец, книгописец (возможно, нотарий). Судя по прозвищу, имел заметный физический недостаток (был крив на правый глаз), затруднявший его работу. Д. Л. составил или продолжил до нач. XV в. летописные заметки (частично известны по более ранним спискам; см.: Записи. 3. С. 68, 70-72), содержащие даты смерти серб. правителей от Стефана Немани (св. Симеон Мироточивый ) до св. кн. Лазаря , архиепископов и патриархов от свт. Саввы I до Саввы V и представителей династии Бранковичей . Заметки помещены как дополнение к Уставу церковному Иерусалимскому («Данильцев типик»), переписанному Д. Л. в 1416 г. (Белград. НБС. 649. Л. 193 об.- 194 об.; изд. см.: Записи. 3. С. 70-72, 5014-5026; он же. Стари српски родослови и летописи. Београд; Сремски Карловци, 1927. С. 111, 170-181; М. , Л. Опис рукописа Народне Библиотеке Cpбuje. Београд, 1986. 1. С. 349). Его рукой написано полностью или частично не менее 12 бумажных кодексов: 1) Минея праздничная на февр.-авг., 80-90-х гг. XIV в. (Печ. Б-ка Патриархата. 41); 2-4) Пролог стишной в 3 т., 1394 г., для мон-ря Дечаны по заказу его экклисиарха (позже игумен) Варлаама (Мон-рь Високи Дечани. 52-54); 5) Патерик, ок. 1394 г., для той же обители по заказу игум. Варлаама, кн. Стефана Лазаревича, его брата Вука и матери мон. Евгении (Там же. 96); 6) Поучения аввы Дорофея, 1390-1400 гг. (Там же. 79. Л. 1-196); 7) Стружский список Законника царя Стефана Душана, ок. 1394 г. (РГБ. Григор. 29/М. 1732. Л. 1-4 об., 12 об.- 13); 8) Сборник аскетический с главами Кормчей серб. редакции и посланием Тырновского патриарха Евфимия Киприану мниху, ок. 1400 г. (Chil. 477; описание см.: Д. Каталог рукописа ман-ра Хиландара. Београд, 1978. С. 182); 9) Патерики алфавитный и скитский с дополнениями, 1-я четв. XV в. (Там же. 428; описание - Там же. С. 165); 10) Сборник аскетический, 1-я треть XV в.

http://pravenc.ru/text/171302.html

Полковник Раевский послужил русскому писателю Льву Толстому прототипом главного героя, графа Вронского, в его произведении «Анна Каренина». Адрес: Адровац, Сербия Проезд: Горни Адровац – поселок в муниципалитете Алексинац в Сербии. Горни Адровац находится примерно в 40 км от Ниша и в 200 км от Белграда. От ж/д станции в Адроваце до храма в Горни Адровац 5-6 км. Подробнее... Церковь святого Стефана Лазаревича (Деспотовац) [ править править код ] Церковь, посвященная святому праведному деспоту Стефану Лазаревичу построена в Деспотоваце в 2004 году. 27 ноября 2004 храм был освящен епископом Браничевским Игнатием. Строительство началось в мае 1998 года, когда был заложен и освящен фундамент новой церкви. Средства на строительство храма выделила семья Аврамамович из Деспотоваца. Проект храма разработан архитекторами Драганом Михайловичем из Ягодины и Йосифом Димичем из Свилайнца, строительством руководил Милинко Миланович из Крагуеваца. Адрес: LAMELA 5, Деспота Стефана 35213, Деспотовац, Сербия Проезд: Из Белграда в Деспотовац ежедневно отправляются автобусы, время в дороге – 2,5 часа. Подробнее... Церковь святого мученика Трифона (Кличевац) [ править править код ] Храм святого мученика Трифона был построен в 1830 году, и, чуть позже, в 1837 году, возведен дом причта, а на церковной башне установлены часы. Строительство совершилось благодаря усилиям и вкладу местных жителей. Иконы для иконостаса работы Арсения Якшича датируются 1820 годом, считается, что они были перенесены сюда из старой церкви. 13 икон выполнены темперой на доске, они сохранились и хранятся в храме до сих пор. Современный иконостас с 27 иконами работы неизвестного автора не имеют большой художественной ценности. Адрес: Klievac, Сербия Проезд: Кличевац расположен в муниципалитете Пожаревац Сербии, примерно в 80 километрах к юго-востоку от Белграда. Подробнее... Церковь Лазарица (Крушевац) [ править править код ] Храм был возведён между 1377 и 1380 годами князем Лазарем Хребеляновичем как придворная церковь в недавно построенном городе Крушеваце в честь рождения своего первого своего сына, деспота Стефана, наследника престола.

http://azbyka.ru/palomnik/Сербия_(храмы)

546 Житие св. Стефана Лазаревича: «Стефан первовенчанный роди 4 сына: Родослава, Владислава, Стефана, Предслава; Стефан же наречен бысть Урошь в прадеда своего и сье храпавый краль». Последний назывался еще Драгославом (Летопись в Гласнике (Кн. 1); Раич. История разных славенских народов. Ч. 2). Сербский октоих Уварова, писанный при крале Стефане Уроше (ИОРЯС. Т. I), должен быть отнесен ко времени 1237–1270 гг. При том же Уроше в 1252 г. переведен был Номоканон с полными правилами и толкованиями (Григорович В. Очерк путешествия), который потом перешел в Россию. Об Уроше летопись в Гласнике (Кн. 5). 549 О Владимире, графе Омышском, см.: Francesco Maria Appendini. Notizie istorico- critiche sulle antichita, storia e letteratura de Raguseï in 2 t. Ragusa, 1802. Т. I. 550 В Гласнике (Кн. 7) указывают церковь св. Стефана в Белом поле, построенную королем Владиславом (см.: Записки географического общества. Т. XIII). В 1242 г. король Владислав дал земли монастырю св. Николая Вранинскому и еще Богородичному монастырю, что в Быстрице (Miklosich. Monumenta Serbica). 551 Родослав у Раича (Раич. История разных славенских народов. Ч. 2). Основания для мысли, что Владислав был жив при короле Уроше I, приводимые Майковым (Майков А.А. История сербского языка), очень не тверды. По летописи «Владислав, муж во крепости, умирает, не оставив сынов, но токмо две дщеры» (Гласник. Кн. 5). Изгнание Родослава из Сербии надобно относить к январю 1234 г., а февраля 4-го 1234 г. написан им из Рагузы протест против брата. Итак, Владислав управлял Сер- биею в 1234–1242 гг., восемь лет. Даниил считает 7 лет оттого, что пока Родослав не принял монашества, он назывался еще королем. 552 Гласник. Кн. 3. В грамотах Владислав писался так: «Стефан Владислав с по- мокию (помощью) Божиовь краль всех Рашских земель и Диоклитие и Далмацие и Травуние и Захльмие». Царь Алексей Михайлович грамотою 1653 г. дозволил Милешеву монастырю чрез 4 года присылать в Россию 4 иноков для сбора подаянии (см. грамоту в: Северный архив. 1823. Ч. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

местонахождение к-рых неизвестно. В 1566 г. братия Хиландара просила царя ходатайствовать перед османскими властями о перенесении мощей М. из Софии на Афон, но последствия этой просьбы неизвестны. Несмотря на широкую известность М. в России, его почитание здесь не было официально установлено, и службу ему совершали, вероятно, только на хиландарском подворье в Москве. В отличие от святых Симеона и Саввы Сербских и кн. Лазаря М. не был изображен ни на фресках Архангельского собора в Московском Кремле, ни на пелене, вышитой в 1555 г. в мастерской царицы Анастасии Романовны для Хиландара. Возможно, для Руси образ М. в Житии Стефана Дечанского ассоциировался с Дмитрием Георгиевичем Шемякой, ослепившим предка. Изображения М. (за исключением лицевых иконописных подлинников) неизвестны или не идентифицированы, т. к. в иконописных подлинниках (как текстовых, так и лицевых) имена Милутин и Урош не использовались, а М. именуется «Стефаном (кралем) Сербским», поэтому его отождествление основывается на дне памяти ( 2007. С. 89). В Западнорусской Киевской митрополии М. стал известен (помимо уставного упоминания в октябрьской Минее) с сер. XVI в. через Хронограф Западнорусской редакции (ПСРЛ. Т. 22. Ч. 2. С. 182, 186-188), а Жития Стефана Дечанского и Стефана Лазаревича в местную книжность не попали. Пребывание мощей М. в Софии в 1621 г. упоминается в «Палинодии» Захарии (Копыстенского) ( Смирнов. 1936. С. 186): этот полемический трактат рано получил известность в Москве, а со 2-й пол. XVII в. приобрел широкую популярность среди старообрядцев. Иконография Серб. иконография М. 2-й пол. XIII-XVIII в. обширна и состоит из изображений на фресках, иконах и печатях. Заметное место в ней занимают прижизненные и ранние посмертные «портреты» «святого краля». К наиболее ранним относятся изображения на фресках в притворе мон-ря Сопочани (между 1265 и 1268). Здесь М. изображен дважды: как отрок в диадеме - в числе предстоящих в сцене «Смерть кор. Анны Дандоло» (его бабки, жены кор. Стефана Первовенчанного (см.

http://pravenc.ru/text/2563220.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010