Неизвестно, оставался ли Волкан верен католичеству в дальнейшее время своего сидения на великокняжеском престоле, но во всяком случае власть паны кончилась с концом его (Волканова) правления, что было в 1206 или 1207 году, когда он снова должен был уступить место старшему брату Стефану. Это был единственный случай действительного отступления сербов от православия после Стефана Немани. Далее следуют случаи дипломатических притворств или изъявлений сербскими государями только мнимой готовности приступить к союзу с римской церковью. В первый раз к такому притворству было прибегнуто в непродолжительном времени после сейчас изложенного, именно – во второе правление Стефана, когда он вместе с братом своим архиепископом Саввой посылал в Рим за королевским венцом. Об этом уже говорено нами выше. О сношениях с папами при троих первых преемниках Стефана Первовенчанного ничего неизвестно, и опять они возобновились с правления Милутина или Стефана Уроша 2-го. На этот разе начал их сам папа (Hukoлaй IV). В 1288 г. он послал к Милутину двух своих легатов (Францисканских монахов Марина и Киприана) с увещательной грамотой, в которой настоятельно убеждал короля присоединиться к святой римской церкви, вне которой, по его словам, нет спасения (у Райнальда b Annal. Eccles. ап. 1288, n. 29, у Ассемани b Kalendaria V, 45). Мать Милутинова, вдова Уроша 1-го, кралица Елена, происходив из какой-то западной земли, была ревностной католичкой 314 , а поэтому папа писал с своими легатами и к ней, возлагая на нее обязанность употребить все старания к обращению на путь истины своих сыновей, т. е. Милутина и Драгутина (у Paйh.ibid. n. 31, у Acceм. ibid.). Но так как король сербский пока не имел никакой нужды в покровительстве папы и так как, к счастью, на него не имели и в сем отношении никакого влияния убеждения матери, то грамота папы осталась без всякого действия и была оставлена без всякого ответа. В 1220 г. обращался к папе (тому же Николаю IV) с изъявлением своей притворной покорности старший брат Милутина Драгутин, который, вероятно, находился тогда во вражде с первым (cfr Poдocл. стр. 357) и рассчитывал при содействии папы получить против него помощь от венгерского короля. Чтобы сильнее убедить папу в мнимой искренности своего решения присоединиться к римской церкви, он представлял латинским миссионерам дело обращения в христианство патаренов покоренной им части Боснии. Папа тотчас послал было просителю свою грамоту, которою торжественно объявлял, что берет его с его народом под особое покровительство св. седалища. Но или Драгутин увидел, что кроме этих пустых слов, ему более ничего не получить, или успел помириться с братом, – и дело было им брошено после получения этой милостивой для него грамоты (у Райнальда ап. 1291, n. 41 sqq, у Ассемани V, 46).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Одновременно с этим он прилагал много трудов для ускорения строительства и украшения Жичского монастыря. Когда строительство этой обители было завершено, святитель Савва постоянно созывал в монастыре, ставшим его резиденцией, Поместные Соборы, в работе которых принимали участие епископы, протопопы и священники Сербской Православной Церкви. На первом Соборе, святитель Савва выступил с торжественной речью, выразившейся в исповедании Православной Веры. Предстоятель осудил все ереси, и призвал всех участников собора строго соблюдать правила Православной Церкви, доказывая это словом и В Жиче на Вознесение Господне 1221 года он торжественно возложил на правителя Сербии Стефана королевский венец, помазал его святым миром и одел в По этому случаю состоялся Церковно-народный Собор, к участникам которого Сербский Архиепископ Савва обратился с такими словами: «Как я принял первосвятительскую власть и был поставлен во главе Сербской Церкви, так и он (Король Стефан), который по милости Божией управляет вами, должен быть коронован королевским венцом в честь и похвалу Так святитель Савва венчал на Царство своего брата Стефана, который с этого времени стал именоваться Первовенчанным. Коронация Стефана имела большое церковно-государственное значение: она укрепила династию Неманичей, показала огромную роль Сербской Православной Церкви и лично святителя Саввы в деле подъема и укрепления национального и религиозного духа сербского народа. Так любящие братья достойно служили каждый на своем месте Господу и своему родному сербскому народу. Когда же пришло время умирать престарелому королю Стефану Первовенчанному, святитель Савва перед смертью постриг его в монахи с именем Симеона. Прах короля Сербии был положен в Студенецкой Лавре рядом с ракой его отца преподобного Симеона Новым сербским королем стал сын Стефана Первовенчанного Радослав. После десятилетнего пребывания на Родине в качестве Архиепископа Сербского, святитель Савва в 1229 году передал управление Сербской Церковью своему испытанному ученику – наместнику Жичского монастыря архимандриту Арсению, и отправился в паломничество по святым

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Одновременно с этим он прилагал много трудов для ускорения строительства и украшения Жичского монастыря. Когда строительство этой обители было завершено, святитель Савва постоянно созывал в монастыре, ставшим его резиденцией, Поместные Соборы, в работе которых принимали участие епископы, протопопы и священники Сербской Православной Церкви. На первом Соборе, святитель Савва выступил с торжественной речью, выразившейся в исповедании Православной Веры. Предстоятель осудил все ереси, и призвал всех участников собора строго соблюдать правила Православной Церкви, доказывая это словом и делом. В Жиче на Вознесение Господне 1221 года он торжественно возложил на правителя Сербии Стефана королевский венец, помазал его святым миром и одел в багряницу. По этому случаю состоялся Церковно-народный Собор, к участникам которого Сербский Архиепископ Савва обратился с такими словами: " Как я принял первосвятительскую власть и был поставлен во главе Сербской Церкви, так и он (Король Стефан), который по милости Божией управляет вами, должен быть коронован королевским венцом в честь и похвалу вашу " . Так святитель Савва венчал на Царство своего брата Стефана, который с этого времени стал именоваться Первовенчанным. Коронация Стефана имела большое церковно-государственное значение: она укрепила династию Неманичей, показала огромную роль Сербской Православной Церкви и лично святителя Саввы в деле подъема и укрепления национального и религиозного духа сербского народа. Так любящие братья достойно служили каждый на своем месте Господу и своему родному сербскому народу. Когда же пришло время умирать престарелому королю Стефану Первовенчанному, святитель Савва перед смертью постриг его в монахи с именем Симеона. Прах короля Сербии был положен в Студенецкой Лавре рядом с ракой его отца преподобного Симеона Немани. Новым сербским королем стал сын Стефана Первовенчанного Радослав. После десятилетнего пребывания на Родине в качестве Архиепископа Сербского, святитель Савва в 1229 году передал управление Сербской Церковью своему испытанному ученику - наместнику Жичского монастыря архимандриту Арсению, и отправился в паломничество по святым местам.

http://isihazm.ru/?id=1532

Такие особенности повествования наиболее естественно было бы объяснить тем, что отношения между сербскими правителями и знатью, принадлежавшей к разным конфессиям, отличались взаимной терпимостью, и это должен был учитывать клирик, адресовавший свой труд высокопоставленной верхушке светского общества Зеты. Вывод, полученный на основе косвенных свидетельств литературного памятника, подкрепляет искусствоведческий анализ памятников сербской культуры конца XII в. Успенский собор Студеницкой лавры (1190 г.), в котором покоится гроб объединителя сербских земель и православного святого Стефана Немани, представляет собой типичное для византийского круга крестово-купольное здание, но украшенное скульптурным декором, характерным для романского мира. Евангелие, написанное в конце XII в. для брата Стефана Немани, Мирослава, также украшено изображениями и орнаментом, восходящим к романским образцам . Таким образом, взаимная терпимость создавала благоприятную обстановку для обмена духовными ценностями, созданными культурами с разной конфессиональной ориентацией. Вместе с тем ко 2-й половине XII в. осложнение отношений между конфессиями, по-видимому, стало отражаться на развитии отношений в регионе. Об этом заставляют думать сообщения биографов Стефана Немани о двух крещениях своего героя. Согласно более подробному изложению его сына, Стефана Первовенчанного, в детстве Неманя был окрещен в Зете по латинскому обряду, а затем «сподоби се вьторое крещение приети от рукы светителя и архиерея посреде Срьпскые земли» . Ни Стефан Первовенчанный, ни его брат, другой биограф Немани — святой Савва, не дали никакого объяснения этому факту (Савва Неманич лишь сравнил два крещения Немани с двумя монашескими обетами — пострижением и принятием схимы) . Некоторое объяснение дает свидетельство «Хиландарской летописи» о том, что крещение Немани состоялось на 30-м году его жизни . Изучение биографии создателя Сербского государства привело исследователей к заключению, что повторное крещение Немани имело место в то время, когда он стал самостоятельным правителем, получив земли в управление от византийского императора Мануила . Очевидно, управление православными подданными требовало уже в то время подтверждения своей верности православию от правителя, чья конфессиональная ориентация вызывала сомнения. Возможно, впрочем, что соответствующие требования исходили от византийского двора и не отражали настроений в сербском обществе.

http://sedmitza.ru/lib/text/442943/

535 Майков А.А. История сербского языка. Бенедиктинский монастырь на Млете существовал с 1155 г. Daniele Farlati . Illyricum sacrum. 8 vols., Venice, 1751–1819. Vol. VI. 537 Летопись: «сьветом всех венчавает брата своего великаго жупана» (Safarik. Pamatky drevniho pisemnictvi). 538 Акафист Сербляка: «радуйся, прелести славный победителю… радуйся, злых козней иноверия разрушителю». 540 Miklosich. Monumenta Serbica. Жичская грамота издаваема была и прежде (Schaffarik P.J. Serbische Lesekorner oder historisch-kritische Beleuchtung der serbischen Mundart. Pesth, 1833), но не в точном виде. О ней см. в: ИОРЯС. Т. I, VII. 541 В Баварской греческой рукописи (cod. 45) вопросы Стефана, короля Сербского, и ответы Димитрия Хоматина, числом 13. 542 «Ктитор святаго места сего», – так говорит надпись в Сопочанском монастыре на изображении первовенчанного (Записки географического общества. Т. XIII). Грамоты монастырям Студеничскому, Милетскому и Жичскому см. в: Miklosich. Monumenta Serbica. 543 Попов А. Н. Путешествие в Черногорию. СПб., 1847. По летописи, св. Савва в первое путешествие на восток идет «чрез Херцоговину, проповедуя людям путь спасения, даже до Котора» (Гласник. Кн. 5). Еще Неманя «Котор остави, утвердив ин и вознес двор свой в нем, иже е и доселе», говорит первовенчанный. Царь Душан в 1351 г., подтверждая привилегии, данные которянам предками его, ограждает безопасностью «монастырь светаго Георгиа со всем метохиом своим» (Miklosich. Monumenta Serbica). 544 Раич говорил, что св. Савва скорбел о неожиданной смерти брата оттого, что будто Стефан не назначил преемника престола (Раич. История разных славенских народов. Ч. 2). Но первовенчанный еще в Жичской грамоте назвал Родослава «первенцем, Божиею милостию наместником своим». 545 Дометианово житие св. Саввы. По летописи: «в л. 6722 (1224) преставися первовенчанный краль Стефан» (Гласник. Кн. 1). Тело святого Стефана-Симеона сперва положено было в Студенице, близ мощей отца его. Король Урош 3 положил мощи в мон. Сопочанах. По смерти Стефана Лазаревича, при нашествии турок, они сокрыты были в земле. В 1629 г. по явлению св. короля были открыты и потом, разделяя судьбу бедного народа своего, переходили из одного места в другое, пока в 1839 г. не возвратились в Студеницу. Синаксарь Сербляка л. 12. 13; Гласник. Кн. 5; Записки географического общества. Т. XIII.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

557 Изд. у Аврамовича в сербских памятниках, Белград 1840 г. 51. О времени Майков стр. 19, 20, 219. Бенедиктинсий монастырь на Млете существовал с 1155 г. Farlati Illyria VI, 79. 558 См. в Православном Собеседнике отношение римских пап к болгарской церкви, 1865 г. стр. 86–119. 559 Летопись (у Шафарика в Памятниках стр. 69): «сьветом всехь венчаваеть брата своего великого жупана». Дометиан. 560 Акафист Сербляка: «радуйся, прелести славный победителю.... радуйся, злых козней иноверия разрушителю». Сл. янв. 12. пр. 25. 562 Mikloschich Monumenta serbica, Viennae 1858. Жичская грамота издаваема была и прежде (у Шафарика – Lesekörner, Pest 1833), но не в точном виде. О ней в Изв. акад. I, 346; VIÏ 206, 207. 563 В баварской греческой рукописи cod. 45 вопросы Стефана короля сербского и ответы Димитрия Хоматина, числом 13. 564 «Ктитор святаго места сего»,– так говорит надпись в сопочанском мон. на изображении первовенчанного. Зап. Геогр. общ. XIII, 147. Грамоты монастырям: студеничскому, милетскому и жичскому у Миклошича: Monumenta Serbica. Viennae 1858. 565 Попова Путешествие в Черногорию 72, 73. Спб. 1847. По летописи, св. Савва в первое путешествие на восток идёт «чрез Херцеговину, проповедуя людям путь спасения, даже до Котора». Гласник V, 40. Ещё Неманя «Которь остави, утвердивь ин и вьзнесь двор свои вь немь, иже е и доселе»,– говорит первовенчанный. Царь Душан в 1451 г., подтверждая привилегии, данные которянам предками его, ограждает безопасностию «и монастирь светаго Георгиа со всем метохиомь своим».– Miklosch. Monum. serb. 130. 566 Раич IÏ 366, 367 говорил, что св. Савва скорбел о неожиданной смерти брата от того, что будто Стефан не назначил преемника престола. Но первовенчанный ещё в жичской грамоте назвал Родослава «первенцем, Божиею милостию наместником своим». 567 Дометианово житие св. Саввы. По летописи: «в л. 6722 (1224) преставися первовенчанный краль Стефан». Гласник I, 165. 568 Дометиан. Тело святого Стефана-Симона сперва положено было в Студенице, близ мощей отца его. Король Урош 3 положил мощи в м. Сопочанах. По смерти Стефана Лазаревича, при нашествии турок, они сокрыты были в земле. В 1629 г. по явлению св. короля были открыты и потом, разделяя судьбу бедного народа своего, переходили из одного места в другое, пока в 1839 г. не возвратились в Студеницу. Синаксарь Сербляка л. 12, 13. Гласник V, 42–44. Зап. геогр. общ. XIII, 149.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Во время своего церковного владения Сербией папа не учреждал в ней особых латинских епископских кафедр, а поручал ее в заведывание одному из соседних латинских архиереев, именно архиепискому или митрополиту антиварскому 282 . Что касается высшей иерархии православной, то до учреждения Св. Саввой особой архиепископии с несколькими епископиями в Сербии был на всю страну один православный епископ, который имел пребывание в столице фамилии Волкановой – городе Расе. Когда был получен сербами этот единственный епископ 283 , прямых указаний мы пока не имеем: с одной стороны есть некоторые основания предполагать, что не ранее второй половины X, а с другой стороны положительным образом известно, что не позднее начала XI века. Относительно иерархической зависимости этого епископа наши сведения также не вполне достаточны. В правление болгарского царя Самуила (1014 г.), нет сомнения, по причине тогдашней государственной зависимости Сербии от Болгарии, он состоял под властью архиепископа болгарского. После покорения Сербии греками, которое случилось несколько ранее после покорения ими Болгарии, епископ перешел из-под власти архиепископа болгарского под власть патриарха константинопольского (быв подчинен сим последним митрополиту диррахийскому). После завоевания в 1019 г. Болгарии, импер. Василий Болгаробоец предоставил было архиепископу болгарскому право отыскивать в свое владение, вместе с другими отошедшими от него в продолжение войны епархиями, и епархию расскую, но удалось ли это архиепископу, остается неизвестным, – в конце настоящего периода, в правление Стефана Немани и Стефана Первовенчанного, действительно как будто он, а не патриарх константинопольский, был признаваем сербами за своего высшего церковного начальника. II. Сербская архиепископия. 1219–1845 1. Ряд архиепископов 1) Савва 1-й. Основателем сербской архиепископии и первым сербским архиепископом был младший сын Стефана Немани Св. Савва 284 . В мире он назывался Растькой (что есть, вероятно, сокращенное из Ростислава).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Дополнительный материал, позволяющий понять, как подходили южнославянские политические деятели к церковной унии с Римом, дает Житие Стефана Немани, написанное Стефаном Первовенчанным. Одной из целей создания жития было показать Стефана Первовенчанного как истинного наследника отца, единственного «господина» всех сербских земель . По общему мнению исследователей, оно было завершено в июне 1216 г., т. е. когда были уже обновлены контакты великого жупана с Римом (получению королевской короны в 1217 г. должны были предшествовать более или менее продолжительные переговоры). Некоторые черты новой религиозной ориентации сербского правителя отражены определенным образом в тексте этого памятника. Так, совершенно не случайно Стефан написал о богатых дарах, которые его отец посылал в Рим, в храм «всеславных верховных апостолов» Петра и Павла . Однако в том же самом пассаже он сообщает о дарах, посылавшихся храму Гроба Господня в Иерусалиме, и монастырю Богородицы Эвергетиды в Константинополе, и храму святителя Николая в Бари. Таким образом, подобно авторам житий святого Стефана Венгерского, великий жупан говорит о связях своего отца с разными центрами христианского мира. Среди них Рим занимает особо почетное место, но важно то, что между этими центрами агиограф не видит различий. В рассказе о том, как Стефан Неманя «приложи» к Сербской державе земли Зеты, встречаются резкие выпады против «греков», покоривших эту землю и поставивших там свои грады: Неманя эти грады «испроверьже и раздроуши» и «грьчьское име истребив» , но выпады эти носят чисто политический характер и не свидетельствуют о смене религиозных пристрастий . Напротив, и литературная форма, и содержание жития подчеркивают глубокую привязанность автора к культурным и религиозным традициям византийского мира, в особенности к традициям Святой Горы, где Стефан Неманя и его сын Савва основали сербский монастырь Хиландар. Особый интерес представляет то место жития, где великий жупан говорит о двух крещениях отца. Бегло отметив, что сначала Неманя «изволением Божием сподоби се и латинское приети крещение», о его втором, православном, крещении Стефан Первовенчанный написал более восторженно: он «сподоби се второе крещение приети от роукы светителя и архиерея посреде Срьпьскые земле последьствоуа Владыце своемоу... Христоу». Если его брат Савва Неманич, как отмечалось выше, сравнил два крещения отца с двумя монашескими обетами, то великий жупан использовал другое сравнение: «яко обою сосцу млеко сосал еси, рекше Ветхаго же и Новаго Завета» . Нетрудно усмотреть в этом утверждение превосходства православия над латинством. Неудивительно поэтому, что для первого сербского короля подчинение папе римскому означало лишь смену юрисдикции, а не отказ от сложившихся в византийском культурном круге традиций.

http://sedmitza.ru/lib/text/442946/

Иди со мною, говорил св. Георгий магометанину, я покажу тебе краля Милютина, лежащего в этом городе – Софии; он почивает как уснувший и как цветок издает благоухание70). Блаженный Милютин был младший сын короля Стефана Уроша I и внук первовенчанного71). Старший брат его Драгутин не долго управлял всею Сербиею (1270-1275 г.). Сломав себе ногу, он отяготился в душе тем, что для него отец удален был с престола и добровольно предоставил престол Сербии брату своему Милютину, а сам поселился в Среме72). Драгутин, мало виновный в печальной участи отца, действовал так не только по голосу нежной своей совести, но и по убеждениям сербского народа, весьма строгого чтителя заповеди Божией: чти отца твоего и матерь твою. Вот что пишет серб биограф блаж. Стефана деспота: «уважение сербов к родителям так велико, что   70) Страдание св. Георгия – в Летоп. археогр. коммисии. 71) По известию Гласника XI, 39 в сербской ркп. «Житие богоносного Стефана, правещаго скиптры кралевства въсее сьрбскые земли» Милютина. Это житие, с заменою сербских выражений славянскими, напечатано в Сербляке. – Оно писано не раньше 1360 г. и потому не без ошибок. См. прим. 58. 62. и декаб. 20 прим. 26. 72) Летопись (Гласн. V, 49-58) выставляет управление Драгутина в прекрасном виде. Об отношениях сына к отцу говорит так: венгерский король Владислав выдавал дочь свою за Драгутина с тем, чтобы отец вслед за братом передал управление сыну Драгутину и условие было принято Урошем. Когда же Урош не выполнял условия и думал передать престол Милютину, то венгерский король начал войну, войско его вынудило Уроша удалиться на границу Сербии, а сербское перешло к Драгутину. Время смерти Уроша в летописи – 1270 г. Гласник XI, 146. V, 59. На монетах Драгутин в таком виде: первом. Стефан передает Драгутину Стефану хоругвь с звездою на конце; король без венца, в мантии. Гласник III, 212-214. ни один сын, хотя бы и в своем доме, не смеет вкушать пищу вместе с отцем своим, а стоит у стола как слуга. Это можно видеть как у богатых, так и у бедных, не исключая крайней нищеты.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Кроме того есть и другие древние монастыри, но они в запустении, или в развалинах, напр. Чернорецкий, Кореииский, св. Марка, Гричаницкий, Девичский, Чернорецкий основан преп. Иоанникием, современником сербского десуота Юрия Бранковича (1427– 1456 г.). Здесь 70 лет подвизался преп. Иоанникий. Хранится еще церковь в утесе, и пещера, где он молился. В церкви стоит рака с мощами юноши Петра Коришского, подвизавшагося в царствование Душана в горах близ Призрена. В этом монастыре один только монах, и богослужение совершается только в великие праздники 141 . Кориииский основан на месте подвигов юноши Петра, почивающего в Чернорецком монастыре. Селом же Кориша владеют арнауты 142 . Марков основан двумя братьями, призренскими купцами, но разорен турками: здесь одна церковь с 3 или 4 монахами 143 . Гричаницкий, основанный (1322 г.) Стефаном Урошем III, назначен был для кафедры епископа липлянского 144 . Здесь некогда почивало тело св. князя Лазаря, перенесенное отсюда в монастырь раваницу на фрушской горе. Теперь гречаницкий монастырь до того беден, что священник совершает в нем службу в холщевом облачении 145 . Диьвичскиии монастырь св. Иоанникия, близ бедного города Вучитрна, построен сербским деспотом Юрием Бранковичем (1427– 1456 г.) на том месте, где больная дочь его, девина, исцелена была преп. Иоанникием, которого н мощи здесь почивают. Тут игумен со двумя иноками 146 . Святые сербской церкви Сербскою церковию причислены к лику святых многие цари и святители сербские. Из царей сербы благоговейно чтут память князя Владимира-Иоанна (у 1015 г.), Стефана, в монашестве Симеона, Немани (у 1200 г.), Стефана Первовенчанного (+ 1224 г.), Драгутина (у 1316 г.), Мил утина (у 1320 г ) , мать их Елену (у 1306 г.), Стефана Дечанского (у 1336 г.), сына его Уроша Гу 1337 г.), Лазаря (у 1389 г.) и некоторых других. Св. князь Владимир-Иоанн был сын Петрислава. Дед его Хвалимир отдал Петриславу, старшему сыну во владение Зету (Черногорию), второму Хвалимир Иребинье и Хльвну, а младшему Мирославу– Подгорье (Захлумье).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010