На обратной дороге меня подвозит до города сербское семейство, также совершавшее поездку в монастырь. Отец говорит по-русски, детям легче со мной общаться по-английски. Другие попутчики, с которыми еду до Кралево, тоже неплохо говорят по-русски. Расспрашиваю про косовские монастыри, один из моих спутников даже умудрился побывать в Грачанице, другой – в Высоких Дечанах, что редкость по нынешним временам. КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА Св. Савва стал первым архиепископом Сербской Православной церкви после дарования ей автокефалии в 1219 году. Это обеспечило бурный церковный рост в Сербии, и Жичский монастырь был основан как резиденция сербских архиепископов. Здесь же он помазал на царство своего брата (вошедшего в историю под именем короля Стефана Первовенчанного, а в святцы – как св. прп. Симон), принявшего в конце жизни, как и его отец, великий жупан Стефан Неманя, иночество. Поэтому Жича для сербов может сравниться с такими нашими национальными святынями, как Успенский собор в Кремле. Позднее монастырь немало претерпел от монголов, турок и немцев. Св. Николай Велимирович, также бывший епископом Жичским, сказал в концлагере Дахау, когда узнал о разрушениях в монастыре, на восстановление которого он положил немало сил и труда: «Вся слава монастыря Жича в его страдании за народ и с народом». Последняя бомба упала в 200 метрах от Жичи несколько лет назад во время косовской войны… Разговорился возле церковной лавки с паломником Александром. Он хорошо знает русский, даже поёт мне «Степь да степь кругом…», и я из вежливости подпеваю ему, при этом озираясь – не будет ли нам нагоняя от монахинь за светские песни на монастырском дворе. Рассказывает, что изучал в своё время по-русски нашу классику, читал «Евгения Онегина», «Медного Всадника». «…И «Капитанскую дочку», – добавляет безо всякого акцента проходящая рядом монахиня. Возвращаюсь из Жичи в соседний город Кралево, чтобы ехать в Белград. Жду автобус, и тут вдруг останавливается автомобиль Рено образца 50-х годов, разваливающийся на ходу, из него мне машет рукой трудник Жичского монастыря Любеш, с которым я разговорился, покупая иконы. В рабочие дни он работает в городе инженером-геодезистом, а по выходным помогает монастырю.

http://pravmir.ru/cerbiya-zemnaya-i-nebe...

Архиепископы Печа (1219–1346): Первый Печский патриархат (1346–1463): В 1459 году после падения Сербского государства и аннексии его земель Османской империей Патриархат был упразднён. Второй Печский патриархат (1557–1766): В 1766 году Патриархат был повторно упразднён. Сербские патриархи новейшего времени: Современное состояние [ править править код ] Монастырь Печского Патриархата является одним из важнейших средневековых памятников сербской культуры и искусства. С XIII века он является духовной резиденцией Сербской церкви. Монастырь представляется собой комплекс, состоящий из четырех церквей XIII и XIV веков, объединенных общим нартексом : Совершить виртуальную экскурсию по храму и посмотреть фрески Совершить виртуальную экскурсию по храму и посмотреть фрески Совершить виртуальную экскурсию по храму и посмотреть фрески Совершить виртуальную экскурсию по храму и посмотреть фрески Важные раскопки и консервационные работы проводились и после Второй мировой войны. В этот период обитель стала женским монастырем. Новый дом для паломников, западнее притвора, был построен в 1981 году, после того как в том году албанские эктремисты устроили в монастыре пожар. После войны 1998-1999 года монастырь оказался одним из горстки анклавов, где живут сербы, и важнейшим гуманитарным сербским центром во всей округе. Монастырь владеет подворьем в Будисавцах, близ Клины, где монахини остаются под защитой войск КФОР-а. Смотреть еще: Памятник природы «Шам-дуд» [ править править код ] Всего в пятнадцати метрах от входа в монастырь находится самое древнее охраняемое дерево в Сербии (его возраст превышает 700 лет) «Шам-дуд» или Шелковица чёрная (Morus nigra), которое посадил сербский архиепископ Савва II, сын Стефана Первовенчанного, между 1263 и 1272 годами. По возвращении из Иерусалима Савва II проезжал через провинцию Шам в современной Сирии, откуда он привез саженец и посадил его у ворот Печского монастыря. Под этим деревом Арсений III Чарноевич в 1690 году одержал собор с самыми известными людьми из Косово и Метохии, после чего было решено, что сербский народ начнет великую миграцию в Воеводину.

http://azbyka.ru/palomnik/Печский_патриа...

Мощи святого великомученика Федора Тирона В Белград нас отвозил послушник Бубица на монастырской машине. Благодаря этому нам удалось по дороге посетить еще несколько Фрушкогорских монастырей, к сожалению, сейчас уже полупустых. В Ново-Хоповской обители мы поклонились великой святыне – мощам великомученика Феодора Тирона. Как попало это сокровище в тихий сербский монастырь – выяснить не удалось, но радость этой встречи увеличивалась от того, что был как раз канун праздника этого удивительного «великопостного» святого. Следующим пунктом нашей программы был Милешевский монастырь , ради которого, собственно, я и предпринимал эту поездку. В нем покоятся мощи святого Владислава, короля Сербского. Странно, но его плохо знают в Сербии – а ве Фреска Владислав был внуком Симеона Мироточивого, сыном Стефана Первовенчанного, племянником святителя Саввы – «отцов-основателей» сербской государственности и национальной Церкви. Именно краль Владислав добился того, чтобы перенести на родину из Болгарии мощи почившего там святителя Саввы (который лично венчал царским венцом своего племянника) и сам предшествовал им в радости, подобно пророку Давиду пред Кивотом завета. Мощи величайшего сербского святого краль Владислав положил в построенном им монастыре Милешево – задушбине, где вскоре и сам упокоился. Так и лежали вместе более трехсот лет мощи двух святых родственников, пока турки с варварским глумлением не сожгли останки святого Саввы, стремясь подавить национальный дух сербов. Сейчас на месте этого злодейского пожарища, в Белграде, строится величественный собор святителя Саввы, подобный храму Христа Спасителя в Москве. Собор свят. Саввы в Белграде Милешево сторицей вознаградило нас за тяжести долгой ночной дороги в переполненном автобусе. Мы увидели совсем другую, горную Сербию, настоящие Балканы. Монастырь расположен в удивительно красивом месте – у подножия горы, рядом с бурной речкой. А во дворе важно прогуливались павлины, демонстрируя свое великолепие оторопевшим русским. Мощи св. Владислава Сербского Как правило, в Милешево паломники приезжают по двум причинам: или чтобы увидеть «Белого Ангела» – удивительную фреску, ставшую символом Сербии; или чтобы приложиться к мощам основателя монастыря, святого Владислава. В России многие носят имя этого святого короля, прославившегося особенно своей любовью к нищим, больным и отверженным века сего. Но в Сербии сложилась другая традиция: там у каждой семьи есть свой покровитель (он переходит в роду по мужской линии), праздник которого называется «Крсной Славой» и всегда очень торжественно встречается. Именин же в нашем понимании обычно не отмечают, хотя название для них существует – Имендан. Вообще сербские имена далеко не всегда связаны со святыми – но иногда с церковными праздниками (Вайо, Божко), иногда с пожеланием благополучия (Здравка, Радован, Живан), иногда с семейными традициями. Поэтому не всегда легко объяснить, почему русские порой называют своих детей в честь сербского святого короля Владислава…

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В тот период Сербия еще не имела своей церковной организации. Сербы состояли в римской, греческой и охридской юрисдикциях . Относительно иерархической зависимости сербского (Рашского) епископа «наши сведения, —пишет исследователь исторического прошлого Сербии, Болгарии и Румынии профессор Е. Голубинский, — не вполне достаточны. В правление болгарского царя Самуила (1014), нет сомнения в том, что по причине тогдашней государственной зависимости Сербии от Болгарии, он состоял под властью болгарского Архиепископа. После покорения Сербии греками... епископ перешел из-под власти болгарского Архиепископа под власть Патриарха Константинопольского... После завоевания в 1019 году Болгарии император Василий Болгаробойца предоставил было болгарскому Архиепископу право отыскивать в свое владение, вместе с другими отошедшими от него в продолжение войны епархиями, и епархию Рашскую, но удалось ли это Архиепископу, остается неизвестным... В правление Стефана Немани и Стефана Первовенчанного, действительно, как будто он, а не Патриарх Константинопольский, был признаваем сербами за своего высшего церковного начальника» (проф. Е. Голубинский. Краткий очерк истории Православных Церквей Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской. М., 1871. С. 449). В XIII веке папа Римский старается усилить свою власть в Сербии. Но сербский монах святой Савва, брат князя Стефана Первовенчанного, отправился в Никею и осведомил «Никейского» — Константинопольского — Патриарха о тяжелом положении сербского христианства, находившегося под угрозой римского влияния (нужно сказать, что в 1204 году под ударом крестоносцев пала Византийская империя, а в Никее было основано греческое Никейское царство, просуществовавшее до 1261 года, когда снова была восстановлена Византийская империя). «Никейский» Патриарх Мануил I (1215 —1222) учел тяжелое положение христианства в Сербии и в 1219 году рукоположил святого Савву (1219 —1233, 1236) в сан Архиепископа, признав одновременно Сербскую Православную Церковь автокефальной . Примечательно, что святой Савва по своему глубокому смирению стремился уклониться от первосвятительства. Направляясь в Никею, он взял с собой несколько своих учеников в надежде, что кто-нибудь из них будет поставлен на Сербскую кафедру. Но Патриарх Мануил увидел, что достойнейшим кандидатом на этот высокий пост является сам святой Савва, и охотно исполнил просьбу князя Стефана Первовенчанного.

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

1198 г. Савва отправляется в Царьград к византийскому царю Алексею III Ангелу и получает по согласованию с Ватопедом запущенные монастыри, между которыми и монастырь Хиландар. После ускоренных работ по обновлению, уже в июле Симеон переходит из монастыря Ватопед в сербский Хиландар. 1199 г. Савва снова путешествовал в Царьград для того, чтобы царь Алексей III Ангел новой грамотой (хрисовулой) Хиландар поставил под управление Симеона и Саввы, как полностью самоуправляемый и независимый монастырь. Савва воздвиг в Кареи пустынническую келью, предназначенную для монашеского уединения, которую посвятил Савве Иерусалимскому, кого монашеское имя получил. Возле келии воздвиг одну маленькую церковь . Полностью законченно строительство Хиландара. 1200 г. На Святой Горе умер отец Саввы, монах Симеон (13 февраля). 1201 г. Симеон прославлен как святой. 1202 г. Произошла вражда между братьев Саввы: Стефана Первовенчанного – Великого жупана и Вука – Великога князя Дуклинского. Вукан с помощью венгров оттесняет Стефана с престола. 1203 г. В Солуне епископ Николай Ериский из Ерисоса, Михаил Касандрийский и Дмитрий Адрамейский посвящают Савву в архимандрита. Рукоположение совершилось в церкви Святой Софии в Солуне. Стефан Первовенчанный с помощью болгарского царя возвращается к власти. Савва с мощами отца Симеона приходит из Святой Горы в Сербию и мирит поссорившихся братьев Вукана и Стефана в монастыре Студеница у мощей отца. 1207 г. Савва основывает первую сербскую больницу при монастыре Студеница. Ранее он основал больницу при монастыре Хиландар. 1208 г. Савва становится архимандритом монастыря Студеница. Заканчивает написание Студеницкого типикона (устава), приобщая к нему расширенное Житие святого Симеона, заканчивает Службу святому Симеону, начатую еще в 1200 году. 1214 г. Не получилось убедить болгарского династического наследника короля Стреза в том, что он без причины присоединился к врагам Стефана Первовенчанного, и что нужно вернуться к политике опоры на Сербию. После неудачной миссии Савва оставляет Стреза и возвращается в Сербию. Сразу после этого Стреза кто-то из его людей убил.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

37 Стефан Дечанский, мученик († ок. 1336; память 11/24 ноября), король Сербский Стефан Урош III, правивший с 1321 года, правнук короля Стефана Первовенчанного (1195–1224), брата святителя Саввы (см. примечание 1), сын короля Стефана Уроша II Милутина (см. примечание 9), отец короля Сербского Стефана Уроша IV Душана Сильного (1331–1355). С 1292 года по 1300 был заложником в плену у Крымского хана Ногая (? –1300). Вернувшись в Сербию, вступил в брак с дочерью Болгарского царя Смилеца (1292–1298) и получил в управление область Зету. По наущению мачехи Симониды, желавшей посадить на престол своего сына Константина, Стефан был ослеплен и выслан вместе с двумя малолетними сыновьями в Цареград на заточение. Но явившийся ему святитель Николай утешил его: «Не бойся: вот очи твои, на длани моей, и в свое время верну их тебе». Пять лет святой вел строжайшую подвижническую жизнь в затворе в монастыре Пантократор, терпением и благодушием превосходя других насельников обители. И снова явился ему святитель Николай: «Вот, пришел я исполнить обещание», – и Стефан чудесно прозрел. Всего провел он в ссылке семь лет, после чего ему позволено было вернуться на родину. Он получил в управление Будимлянскую область в Зете, а сына его Стефана оставил при себе король Милутин. Через три года, в 1320, Милутин скончался, и Стефан Урош III вступил на сербский престол. Даром его, принесенным от благодарного сердца Господу, явился монастырь Высокие Дечаны (строительство которого начал он, а закончил его сын – Стефан Урош IV Душан Сильный), прекраснейший памятник византийской архитектуры и ярчайшее свидетельство сербского благочестия. Святой король принял мученическую кончину: был задушен заговорщиками в замке Звечан. Чудотворные и благоуханные мощи его покоятся в монастыре Дечаны. 38 Стефан Урош, Кроткий, мученик († 1367 (или 1371); память 2/15 декабря), король Сербский Стефан Урош V, правивший с 1355 года, сын короля Сербского Стефана Уроша IV Душана Сильного (1331–1355). Молодой правитель Стефан не смог удержать в повиновении большую державу своего отца. Некоторые из влиятельных сербских вельмож, в том числе Вукашин и Углеше Мрнявчевичи, не желали ему покоряться, и империя Стефана Душана Сильного начала распадаться. Благочестивый и мягкий, Стефан не пожелал укротить враждовавших вельмож силой. Был убит заговорщиками в возрасте тридцати одного года. Чудотворные его мощи были положены в монастыре Язка на Фрушской горе, но в 1942 году были перенесены в Белград, где покоятся в кафедральном соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Д. был 2-м ктитором мон-ря Дечаны , обновил притвор в мон-ре Жича. В Елашнице построил ц. св. Михаила и церковный двор, в Лизице обновил ц. св. Саввы. Похоронен в Пече, в сев.-зап. углу ц. Богородицы Одигитрии, в нише в мраморном саркофаге. Житие Д., написанное одним из его учеников, не содержит свидетельств о его почитании и встречается в рукописной традиции лишь в составе написанного Д. сборника. Единственное указание на возможное почитание Д. относится к 1643 г., когда посланец Сербского патриарха Паисия (Яневаца) , печский архим. Кентерион, во время поездки в Москву за «милостыней» поднес царю Михаилу Феодоровичу миро от мощей Д. ( М. Документа, koju се тичу односа српске цркве и Pycuje у XVII в.//ССКА. 1903. 39. С. 280). До кон. XX в. неизвестны церкви с посвящением Д. Служба Д., принадлежащая митр. Сербскому Михаилу (Йовановичу) , была опубликована в белградском изд-ве Сербляка (1860) под 20 дек. Д. написал древнейшую часть сб. «Жития королей и архиепископов сербских» (позднее было дополнено др. авторами), к-рую составили Жития королей Стефана Уроша I, Стефана Драгутина, Милутина (Стефана Уроша II), кор. Елены, архиепископов Арсения I , Иоанникия I и Евстафия I. Этот цикл, созданный между 1317 (Житие кор. св. Елены) и 1324 (Житие кор. св. Милутина) гг., является важнейшим источником по истории династии Неманичей и Сербской Церкви сер. XIII - 1-й четв. XIV в. и, как считает М. Кашанин, продолжает традицию кор. св. Стефана Первовенчанного ( Кашанин. 1975. С. 223). В агиографическом творчестве Д. сочетаются черты сурового святогорского аскета и придворного книжника, он не дает негативных характеристик своим героям, часто прибегает к умолчаниям, особенно в вопросах, связанных с легитимностью смены верховного правителя или Главы Церкви, как в случае с архиеп. Сербским Даниилом I . В Житиях (напр., кор. св. Елены и кор. св. Милутина) нет традиц. последовательного изложения биографий святых, описывается значительное число отдельных эпизодов, являющихся, по мнению автора, наиболее характерными и ключевыми для образа человека. Центральной фигурой агиографического цикла является кор. Милутин, представленный в окружении родственников (отца, матери, брата) и архиепископов-современников, прежде всего как могущественный правитель, принадлежащий к св. династии, и талантливый полководец.

http://pravenc.ru/text/171272.html

Известный Успенский храм монастыря Студеница построен из белого мрамора, его архитектура довольно специфическая, так как сочетает два стиля - романский и византийский. Позднее из этого сочетания появляется характерный для Сербии рашский стиль архитектуры, который был распространён в средние века. Монастырь прославился своими фресками, которые датируются 13 и 14 веками. В середине 16 века фрески реставрируют, но уже в начале 17 века из-за землетрясения и пожара они снова пострадали. В 1846 году фрески монастыря обновили. С 1951 года вновь начались реставрационные работы, во время которых слой штукатурки с новыми фресками был снят, а старые фрески до сих пор восстанавливают реставраторы. Тогда же была обнаружена и надпись об основателе монастыря, которую оставил святой Савва: ПРЕСВЕТИ ХРАМ ПРЕЧИСТЕ ВЛАДИЧИЦЕ НАШЕ БОГОРОДИЦЕ САЗДАН БИ ВЕЛЕСЛАВНИМ … ВЕЛИКИМ ЖУПАНОМ И СВАТОМ ЦАРА ГРЧКОГ КИР АЛЕКСЕ – СТЕФАНОМ ПРИМИО ОБРАЗ (КАО) СИМЕОН МОНАХ … (А ЗАВРШЕН – НАСЛИКАН – БИ ТРУДОМ ВЕЛИКОГ ЖУПАНА … СТЕФАНА … И) ВЕЛИКОГ КНЕЗА ВУКАНА ГОДИНЕ 6717. (то 1209.), ИНДИКТА 12. И МЕНЕ САМ ТУ РАДИО ПОМЕНИТЕ САВУ ГРЕШНОГА.“ что в переводе значит: " Этот пресвятой храм Пречистой Владычицы нашей Богородицы создан был славным великим жупаном и сватом царя греческого Кир Алексе - Стефаном Неманей, который принял ангельский образ как Симеон монах, а завершен - расписан фресками - был трудом великого жупана Стефана и великого князя Вукана года 6717 (то есть 1209), индикта 12, и меня, который здесь работал, помяните Савву грешного. " Современное состояние [ править править код ] Монастырь принадлежит Жичской епархии Сербской православной церкви и является мужским монастырем. Храмы [ править править код ] Святыни [ править править код ] Главный монастырский храм построен как семейная усыпальница. С правой стороны в наосе находится гробница с мощами ктитора и родоначальника Неманичей, святого Симеона . Перед алтарной преградой с правой стороны расположен киот с мощами святого Стефана Первовенчанного (монаха Симеона) , а слева находятся мощи святой Анастасии Сербской , матери святого Саввы .

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

В последние годы жизни Стефан принял монашество и правил вместе со старшим сыном от 1-го брака с Евдокией, дочерью визант. имп. Алексея III Ангела Комнина , Стефаном Радославом (1192 - после 1235), к-рый в 1228 г. стал 1-м серб. королем, коронованным своим дядей, архиеп. Сербским Саввой. Будучи сыном гречанки и зятем эпирского императора (в 1224-1230) Феодора Ангела Комнина Дуки , Радослав ориентировался на политику тестя и даже по церковным вопросам обращался к архиеп. Охридскому Димитрию II Хоматиану . После поражения тестя в битве с болгарами при Клокотнице (1230) Радослав утратил поддержку серб. вельмож и в кон. 1233 или нач. 1234 г. был свергнут с престола младшим братом, Стефаном св. Владиславом (ок. 1200 - между 1264 и 1281). Бежав из Сербии, в 1234 г. Радослав вернулся в надежде возвратить престол, но потом принял монашеский постриг с именем Иоанн в мон-ре Студеница , где скончался, так и не оставив потомства. Авторитет Владислава, женившегося на дочери болг. царя Иоанна II Асеня († в 1241), ослаб, вероятно, также по причине утраты поддержки тестя. В результате он был свергнут младшим братом, Стефаном Урошем I (20-е гг. XIII в.- 1277), сыном Стефана Первовенчанного от 2-го брака с Анной Дандоло, внучкой венецианского дожа Энрико Дандоло. Но Стефан Урош дал Владиславу в удел часть владений в Зете с сохранением королевского титула. Стефан Урош I присоединил обл. Захумье (юж. часть совр. Боснии и Герцеговины), на недолгое время занял города Скопье и Прилеп в обл. Македония . В период его правления ослабло влияние Вукановичей, получили развитие горное дело и торговля, при нем Сербское гос-во окрепло в экономическом и во внешнеполитическом плане. В 1276 г. в результате военного столкновения со старшим сыном, Стефаном Драгутином (нач. 50-х гг. XIII в.- 1316; см. Феоктист , прп.), воспользовавшимся поддержкой тестя, венг. кор. Стефана (Иштвана) Уроша V, Урош I был вынужден отречься от престола и принял монашеский постриг с именем Симон. Драгутин разделил страну на 3 части: одной управлял сам, 2-ю дал в удел матери, св. Елене Анжуйской , 3-ю - младшему брату, блгв. Милутину (ок. 1254-1321). При Драгутине Сербская Церковь отказалась признать Лионскую унию (1274). В 1282 г. Драгутин лишился возможности управлять государством, поэтому Собор передал власть Милутину (коронован как Стефан Урош II), при этом предполагалось, что его наследником станет сын старшего брата, Владислав (ок. 1270 - после 1326).

http://pravenc.ru/text/2564902.html

В Синайском монастыре Савва провел весь Великий пост , всякую субботу восходил на верх горы с пением и молитвами, совершал там вечерню, а на другой день раннюю литургию, после чего опять сходил в монастырь к братии. Совершив это путешествие, он опять вернулся в Иерусалим, а отсюда отправился в Антиохию. Там его с любовию ожидал Патриарх и имел с ним поучительную беседу; отсюда он посетил монастырь Симеона Дивногорца, а после, пройдя сквозь Армянскую и Турецкую земли, сел на корабль, который отправлялся в Константинополь, и отсюда направился в столицу Болгарии Тернов к своему приятелю Болгарскому царю Асеню. Здесь, разболевшись и чувствуя приближение смерти, св. Савва позвал своих учеников и, раздав им святыню и церковные вещи, которые он приобрел во время своего путешествия, завещал отнести одну часть в сербскую архиепископию, а другую в монастырь Студеницу; написал послание, в коем преподал мир и благословение Кралю Владиславу и, своему преемнику архиепископу Арсению. Давши остаток приобретенных вещей Болгарскому Патриарху Иоакиму, святитель спокойно ожидал смертного часа. В полночь под воскресный день св. Савва, причастившись Св. Таин, сказал: «Слава Богу за все!», и, благодаря Бога, предал дух свой в руце Его 1237 года на 67 году от рождения. 1 Савва II, третий архиепископ сербский, брат Краля Сербского Стефана Уроша I, сын Стефана Первовенчанного по примеру своего дяди, св. Саввы I, также посетил святые места, бывши еще простым монахом, о чем в Родослове архиепископа Даниила пишется так: «Возлюби паче уединенное житие, нежели царство мipa сего, тем бывает монах, иде же и во Иерусалим на посещение святых местъ, и многое время там препроводи, таже возвратися, живяше во св. Афонской Горе» 2 . Сербские святители путешествовали, как известно, не одни; их сопровождало несколько ибранных иноков, и по их следам стали чаще и чаще посещать святые места иноки сербских монастырей, число которых было не мало, как показывают многочисленные развалины этих монастырей в областях нынешней и преимущественно, так называемой, Старой Сербии.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010