Ни одного лишнего звука, движения, блеска. Полная, вневременная тишина. Цвет ее - медовый. Тих и спокоен собор Иверского монастыря, ибо здесь не исходный пункт, откуда начинаются путешествия, даже если это путешествия по Святой Горе, здесь место, куда сходятся все пути этого мира. Весь день нас качало на небольшом суденышке в неспокойном море под ярким солнцем. А сейчас, когда мы движемся из Иверского монастыря в сторону Карей, по дороге, едва ли заслуживающей этого названия, в полуразвалившемся автобусе, таком дряхлом, что задняя дверь его закрывается на веревочку, один конец которой привязан морским узлом к железному болту, - сейчас минуты пребывания в потаенном мире храма остаются блаженным и уже недостижимым мгновением. В ритме ухабов подкидывает в автобусе человек двадцать пассажиров, большей частью - в черных поношенных и выцветших рясах. Старый автобус, у которого время от времени меняют только мотор и шины, так же, как и сероватый цвет монашеских одежд, выявляют настоящую меру этого света, показывают, как мало, в сущности, требуется человеку, насколько мы ежедневно преувеличиваем свои нужды. Светские путешественники так сильно отличаются от кротких и смиренных старцев, что в этом автобусе они мне кажутся чем-то глубоко неприличным. Хорошо, что мы все хотя бы молчим. Молчание - ключ к святогорской жизни. Великая тайна. Исихазм (молчальничество) - это и правило, одно из самых общепризнанных, поздневизантийского монашества, и путь духовной жизни. Вот келья, где молчал и постился святой Келья без единого окна, стены совершенно голые, из неотесанного грубого камня. Помещение настолько узкое, что раскинутыми в стороны руками можно дотянуться одновременно до противоположных стен. Сегодня здесь только две иконы, больше ничего. Но сколько молчания святого, сколько безмолвия его последователей и учеников вобрал в себя этот камень... Савва Сербский (Неманич, 1169-1237 гг.) - младший сын сербского правителя Стефана, брат Стефана Первовенчанного сербского, в возрасте 17 лет удалился на Афон и, вопреки воле отца, принял там монашество. Возобновил пришедший в разорение Хиландарский монастырь и ввел в нем строгое общежитие. Впоследствии первый архиепископ Сербии, независимый от Константинополя. (Здесь и далее подстрочные примечания принадлежат редакции)

http://isihazm.ru/1/?id=1819

Проходим с ними в монастырскую церковь Пресвятой Богородицы, построенную в конце XII в. Мы рассматриваем уникальные фрески, которые искусствоведы считают лучшими для этого периода развития средневекового искусства во всей Европе, и Ольга не устаёт повторять мне: «Смотри, Андрей, какие ангелы и сколько их!» А над входом в храм – редкий для православной традиции резной барельеф, изображающий Пресвятую Богородицу и двух ангелов. Это не единственный элемент западно-христианского искусства, который мне встретится в Сербии. Древние сербские церкви чем-то напоминают одновременно и суровые романские храмы Италии и Франции, и византийские базилики, а нынешний кафедральный собор Белграда совсем неотличим от европейских барочных храмов. А на Литургии во время преложения Даров в алтаре принято звонить в пронзительный колокольчик, как у католиков. В церкви Пресвятой Богородицы почивают мощи трёх сербских святых: великого жупана (князя) св. Стефана Немани, основателя королевской династии Неманичей, позднее принявшего монашество в Студенице и известного ныне как прп. Симеон мироточивый, св. прп. Симона (короля Стефана Первовенчанного) и св. Анастасии, матери св. Саввы, архиепископа Сербии. Св. Савва занимает особое место в духовной сфере Сербии. Будучи отпрыском великокняжеской династии, он совершал иноческое служение в Студенице (которая благодаря ему становится духовным центром Сербии) и на Афоне, а затем был призван к епископскому служению. Сотрудник монастыря, работающий в церковной лавке, рассказывает мне, что обитель до сих пор живёт по уставу, написанному св. Саввой. Монастырь и сейчас сохраняет своё значение в церковной жизни Сербии, в нём 10 человек братии и 10 послушников, есть и работники-миряне. Говорим с Ольгой о той войне, она мне рассказывает о мощном протесте, который был поднят там, по другую сторону океана, и не только сербами по происхождению, о книге со свидетельствами очевидцев тех событий, которые она собирала. Я снова вынужден извиняться за то, что совершило, а точнее – не совершило наше правительство в той ситуации. Понимаю, что на меня лично сербы не в обиде, да и на Россию, по большому счёту; за неделю, проведённую в Сербии, мне ни разу не случалось слышать упрёки в том, что «Россия нас предала», но отнесём это на счёт незлопамятности сербов, ибо наши власти сербов всё-таки предали.

http://pravmir.ru/cerbiya-zemnaya-i-nebe...

35 Неманя Стефан – мирское имя преподобного Симеона Мироточивого († 1200; память 13/26 февраля), Великого жупана, то есть князя Сербского, правившего с 1170 по 1196 год. Основатель Сербского государства и династии Неманичей. Будучи правителем Сербии, объединил б " ольшую часть ее земель и добился признания независимости Сербского государства Византией в 1190 году. Крестившись от латинян, впоследствии принял православие и во время своего правления много потрудился, защищая свой народ от инославного и еретического влияния. Создав и укрепив независимое государство, в 1195 году передал правление своему сыну Стефану Первовенчанному (1195–1224) и последовал за другим сыном – святым Саввой (см. примечание 1) – на Афон, где, подвизаясь в монашеском образе, достиг высокой меры духовного преуспеяния. Последними словами его были: «Всякое дыхание да хвалит Господа!». По преставлении Бог прославил святого Симеона многими чудесами. И до сего дня мощи его источают миро, помазующиеся которым верующие получают исцеление. 36 Стефан Милутин, святой († 1320; память 30 октября/12 ноября), король Сербский Стефан Урош II из династии Неманичей, правивший с 1282 года. Защищая независимость Сербии и православную веру, воевал с Михаилом VIII Палеологом (ок. 1261–1282), Византийским императором, подписавшим в 1274 году так называемую Лионскую унию с католиками и принуждавшим балканские народы и афонское монашество признать власть папы. В 1299 году он успешно завершил войну с Византией и женился на принцессе Симониде, дочери Византийского императора Андроника II Палеолога (1282–1328), в результате чего значительно расширил свои владения. В 1292 году воевал с болгарским вассалом Крымского хана Ногая (? –1300), правителем Видина, во главе болгаро-монгольских войск вторгшимся в Сербию и опустошившим часть ее земель. В этой битве король Милутин одержал победу, но на защиту своего вассала выступил сам хан Ногай. Чтобы избежать прямого столкновения с сильнейшим противником, король решил заключить мир с ханом, который, не удовольствовавшись присягой и подарками, затребовал к себе старшего сына Милутина Стефана (см. примечание 10) в качестве заложника. Таким образом в 1292 году Сербия попала в вассальную зависимость от Ногайского государства. Благочестивый король, будучи усердным и смиренным молитвенником о своем отечестве, возвел более сорока храмов как в Сербии, так и за ее пределами: в Греции, в Болгарии, на Святой Земле и на Афоне. Мощи его, обретенные нетленными, почитаются как имеющие чудотворную силу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Бесценные сокровища включает в себя монастырская риз­ница. Она начала создаваться одно­временно с монастырем и, постоянно пополняемая благочестивыми жертво­вателями — среди них ведущее место принадлежало сербским правителям — превратилась в удивительный по своему содержанию реликварий. Но проходили годы, которые складыва­лись в десятилетия, а те — в столетия, многочисленные пожары наносили непоправимый урон ризнице. Однако больший вред исходил не от неразбор­чивого огня, а от тех, кто сознательно являлся в Студеницу с целью грабежа. Иноки, как могли, спасали свои святы­ни: закапывали, прятали вне стен мо­настыря. К великому сожалению, древ­нейшие предметы ризницы, а равно и рукописные книги из библиотеки, не сохранились. В настоящее время среди предметов, находящихся в Студенице, особо ценными являются выполненная в 1627/1628 году ставротека (реликварий), предназначенная для хранения частицы Честного и Животворящего Креста Древа Господня, и рака для мощей святого Стефана Первовенчанного, изготовленная «рукой грешного Антония» по заказу и на средства мит­рополита Симеона в 1607/1608 году. Великолепные образцы средневеково­го сербского искусства представляют: кадильница игумена Саввы, созданная неизвестным мастером в 1590/1591 го­ду; украшенное миниатюрами руко­писное Четвероевангелие первой по­ловины XVI столетия; Иванова пятихлебница 1630-х годов; шитые покров и плащаница Антония Гераклейского, относящиеся к концу и второй поло­вине XIV века. Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: Манастир Студеница, Брезова 10б, 36343 Сербия Проезд: Монастырь расположен на правом берегу реки Студеницы, в 39 км от города Кралево. До монастыря Студеница можно добраться следующим образом: Из Белграда существуют три варианта маршрута: Белград (шоссе Е75 до Баточины, създ направо к городу Крагуевац) – Крагуевац – Кралево – Ушче – Студеница; Белград ( шоссе Е75 до Малого Пожареваца, създ направо к городу Младеновац) – Малденовац – Топола – Рудник – Горни Милановац – Кралево – Ушче – Студеница;

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Единственным свидетельством более-менее благополучной судьбы К. после тур. завоевания этих территорий (после 1425) и до нач. XVIII в. может служить замечательная сохранность памятника, т. к. ни археологические раскопки, ни предметы церковной утвари из ризницы (большая их часть XIX в.) не дают информации об истории обители в эти столетия. Внутренний двор мон-ря Каленич Внутренний двор мон-ря Каленич Впервые составить летопись К. в сер. XIX в. пытались игумены Иоанникий (Нешкович ; 1845-1849, впосл. епископ Ужицко-Крушевацкий) и Феофил (Миюшкович; 1849-1859), которые на основании предания и, возможно, к.-л. иных документов пришли к выводу, что монашеская жизнь в К. после непродолжительного перерыва возродилась в 1-й пол. XVIII в. благодаря вхождению этих земель в состав Австрии и приходу монахов из мон-ря Морача . Впервые К. упоминается в письменных источниках в 1736 г. В сер. XVIII в. как насельник обители в источниках назван постриженик мон-ря Морача иером. Афанасий, вложивший в К. изданные в Москве в 1758 г. Минеи. В это же время в монастыре был проведен ремонт и была сделана надпись мон. Герасима под ктиторской композицией. В 1766 г., согласно надписи на юж. стене нартекса, были отремонтированы храм и братские корпуса (конаки). Размер владений К. в XVIII в. определить сложно, но с 1-й пол. этого столетия монастырь активно возвращал и приумножал свою собственность. Так, подворьями (метохами) К. были мон-ри Каменац, Орашье, Ивкович и Йошаница (до 1854). В 1788 г. мон-рь подожгли турки, поэтому братия недолго проживала в мон-ре Хопово. Церковь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря Каленич. 1-я четв. XV в. Церковь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря Каленич. 1-я четв. XV в. 28 дек. 1815 г. из Срема в К. были перенесены мощи св. блгв. Стефана Первовенчанного (см. Симон монах ), и до 1839 г. (возвращение реликвии в мон-рь Студеница) обитель была центром почитания этого святого. После Второго серб. освободительного восстания монастырь при поддержке серб. правительства стал крупным просветительским центром.

http://pravenc.ru/text/1319955.html

Когда Сербии начала грозить опасность от венгерско-латинского союза, Савва ободрил великого жупана Стефана Первовенчанного и напутствовал так, что тот отправился к неприятелям и отклонил опасность. 1217 г. Папский легат посылает корону Великому жупану Стефану Первовенчанному, с которой он должен был короноваться как римо-католический король. Этого коронования не произошло. Савва, недовольный расширением римско-католического влияния, возвращается на Святую Гору. 1219 г. Путешествует в Никею, где византийский царь Феодор Ласкарис с согласия никейского патриарха Мануила Сарантела провозглашает Савву за Первого сербского архиепископа и этим дает статус автокефалии (самостоятельности) Сербской церкви. Савва становится архиепископом всех сербских и приморских земель. Хиротонисание состоялось в церкви Святой Софии в Никеи. Отправляется в Солунь, где посоветовался с Солунским митрополитом, от которого позаимствовал Номоканон – Законник, который представляет собрание церковных законов. В этом материале речь шла о ряде византийских церковных законах, которые послужили Святому Савве для организации архиепископии. 1220 г. Заканчивает работу над Номоканоном. С этим документом Сербия получила кодекс твердого правового порядка и становится правовым государством. Приступает к организации Сербской церкви. Выполнил деление земли на епархии, затем епархии поделил на протопопии, а протопопии на церковные общины. Самых лучших из своих учеников поставил епископами. Каждому епископу дал по одной аутентичной копии всех необходимых церковных книг. Первое местопребывание епископии было в монастыре Жича. Реорганизацией церкви оставил нетронутой католическую церковь в Сербии, как и первую Барскую католическую архиепископию. В тот же год, на день Вознесения Господня – Спасовдан, Савва собирает собор в Жиче. В тот же день возведен первый сербский Архиепископ – святитель Савва и коронован сербский король Стефан Первовенчанный. На следующий день Савва привел основные принципы православного христианства (Жическая беседа Святого Саввы о правой вере).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

Мы здесь. Мы молимся со святыми: Арсением и Даниилом Вторым, Саввой Третьим... Патриархом Макарием Соколовичем, и они молятся за всех нас. Запахло благовониями... Игумена Харитина сидит слева, у иконостаса. Её лицо источает строгость, мудрость и осторожность. И немного страданий... Сестры Арсения, Никодима, Ирина, Нина, Юстина, Мелания, Текла, Мардария, Марина, Катарина, Анастасия, Мелания, Теодора, сестра Мардария, которая работает в магазине, послушницы Драгица, Теодора и Слободанка поют с игуменией Харитиной... Сестра Арсения подводит пожилую монахиню Феклу к резному глубокому монашескому стулу из тёмно-коричневого дерева. Глаза Арсении детские, чистые и невинные. Сидят старшие сестры, стоят младшие. На богослужение приходят даже самые старые монахини, идущие из последних сил. Все монахини Печской Патриархии посетили Святую Землю, и многие, за исключением поездки в Иерусалим, не покидали монастырских ворот более 30 лет. Здесь ещё пожилая Митра, послушница, которая работает на кухне. Простая женщина с грубым видом и движениями, острым языком и добрым сердцем. Справа от алтаря находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы Печка Красница, написанная св. апостолом Лукой. Святой Савва Сербский получил её в дар на Святой Земле в XII веке. Икона украшена золотом и драгоценными камнями. Согласно традиции, св. Князь Владимир Равноапостольный крестил этой иконой Русь в Киеве, на берегу Днепра. Есть какие-то чудесные связи, небесные и земные, между русским и сербским народом. Они зародились в далёком 988 году. Тогда только Небо объединило нас. Навсегда. Иконы Божией Матери охраняют патриарший престол, вырезанный из золота. Сербский патриарх Макарий Соколович впервые сидел здесь в 1575 году. Все в церкви покрыто голубым плюшем, знаком императорского величества. Роскошные фрески, старые, купающиеся в таинственной синеве... Молитва и фрески, и каменные века, и святые говорят о древности... Слева от роскошного иконостаса покоится св. Савва Третий. Ковчег и мрамор покрыты голубым плюшем, расшиты серебром (золотом и серебром). Здесь также св. Савва Второй, младший сын святого короля Стефана Первовенчанного и королевы Анны Дондоло. Слева от главной двери находится большой мраморный саркофаг, где почивает св. Данило Второй, архиепископ Сербии с 1324 по 1337 год, писатель. На саркофаге его икона и горящая серебряная лампада из синего стекла.

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/12/...

Николая. 11) Белградская – при церкви Богоматери, и 12) Моравская, в селе Моравце, при церкви св. Ахиллия. Без сомнения, не все из этих епархий основаны Саввою; некоторые, напр. расская, браничевская и диоклейская существовали и прежде, – но и эти последние получили от него определеннейшее устройство. В 1228 году, по смерти Стефана Первовенчанного, св. Савва венчал на царство старшего сына его Радослава и отправлялся для посещения св. мест Афона и Палестины; в обители св. Саввы Освященного получил он в дар жезл его, хранимый и доселе на Афоне, как завещано святителем. По возвращении, прошел еще раз всю сербскую землю, утверждая святую веру, и заводя в ней то, что хорошего видел в чужих странах. Когда же недовольные вельможи изгнали Радослава и предоставили престол брату его Владиславу, то святитель убедил изгнанника и убедил его постричься в Студеницкой обители, а Владислава венчал на царство (1230 года). Наконец и сам решился отказаться от управления, объявил волю свою епископам и королю, посвятил вместо себя екклисиарха Арсения (1285 г.) и предпринял вторичный путь для посещения св. мест. Был в Иерусалиме, Египте, провел на Синае весь великий пост и, возвратясь в Иерусалим, странствовал в Антиохию, в монастырь св. Симеона Дивногорца и в Армению; отсюда прибыл в Болгарию к родственнику своему, королю Асеню. Здесь заболел и, предвидя близкий конец, отправил собранные святыни в Сербию, скончался в 1237 году, 12 января, в болгарской столице Тернове и положен в храме сорока мучеников. Но чрез полгода Владислав перенес нетленные мощи его в Сербию, в монастырь Милешевский – в пяти верстах от в нын. Герцеговине. В 1595 г. великий визирь Синан-паша разграбил монастырь, а мощи приказал несть до Белграда и там сжечь, на страх сербам 3 . 2) Арсений 1-й, родом из сремской области, в юности принял монашество и св. Саввою определен екклисиархом к монастыре Жича; первосвятитель поручил ему избрать более удобное место для архиеп. кафедры и Арсений избрал Печь. Здесь еще при жизни Саввы и в сане игумена Жичинского монастыря, он занялся постройкою и устройством монастыря св.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Теперь относительно формы Поместного Собора. То, что мы знаем про Апостольский Собор 51 года, говорит о том, что это не был Собор одних только апостолов, но собрание, по сути, всех верующих. Хотя ведущая роль на этом Соборе действительно принадлежала святым апостолам. Что касается Доникейских Соборов, в частности, в Карфагене, то мы знаем, что на них пресвитеры и диаконы не только присутствовали, но и имели на них известный голос. В Никейскую эпоху роль священства и мирян с одной стороны резко уменьшается, епископат занимает первенство и получает первенствующий голос, но появляется и новая сторона, а именно, император, который сам созывал Собор, сам или через своих представителей его направлял. Император в известном смысле являл голос верующего народа. Про это забывать не следует. Императорское присутствие на Вселенских и Поместных Соборах уравновешивало отсутствие мирян. Не стоит забывать о такой специфической форме, которая была в жизни отдельных Поместных Церквей, Вселенской Церкви, как церковно-народные Соборы. Ими прославилась Сербия, в частности, стоит вспомнить хотя бы знаменитый Собор 1220 года, именно, церковно-народный, когда святитель Савва Сербский был не только интронизирован, но и венчал своего брата Стефана Первовенчанного королевской короной. На этом Соборе не только утверждались дела церковные, но и дела государственные. Показательна та беседа о правой вере, которую произнес святой Савва на этом Соборе, когда он призывал своих чад хранить правую веру и заповеди Христовы, провозгласив: «Храня и соблюдая заповеди Христовы, мы не умрем вовек». Стоит также вспомнить, что и в ситуации отсутствия Императора, во время туркократии Соборы Константинопольского Патриархата также носили церковно-народный характер. В настоящее время в Болгарии тоже существует форма церковно-народных Соборов. В связи с наличием такого опыта, я считаю, что такая форма как Поместный Собор весьма полезна. Стоит выразить сожаление, что в последние десятилетия Поместные Соборы созывались чрезвычайно редко. Возникает опасение того, что Поместный Собор может стать поводом для церковных нестроений, для смут, для ненужных споров. Я не думаю, что нам надо бояться своего собственного церковного народа, потому что Церковь наша должна быть народной. Другое дело, что подобные опасности могут действительно быть, но их легко устранить, благодаря тщательной подготовительной работе, разумному и репрезентативному подбору делегатов. Кстати, последний Поместный Собор показал, что это вполне реально и осуществимо. Он прошел не только тихо, но и организованно.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/02/14/di...

Эти две даты – 1219 и 1221 гг. – наиважнейшие в истории Сербии. Почти одновременно были созданы сербская национальная Церковь и сербское национальное государство как единый народный организм в целокупности души и тела. Отсюда начинается одновременный расцвет двух «ветвей власти» – духовной и монархической -, их единство, взаимность и долговечность. Жича явилась воплощением этой симфонии властей. В то переломное время, когда утверждалась самодержавная власть в духе христианской веры в сакральность династии и государей как Божиих наместников, ответственных за спасение владомых, устанавливается почитание основателя династии Неманичей преп. Симеона Мироточивого и первовенчанного государя Стефана, чьи задушбины становятся местами собраний народа и существеннейшей опорой его единства. И над всеми ними царствует жичский Спасов дом, названный «Великая церковь», или «Мати многим церквам», место поставления первосвятителей и венчания на престол самодержцев. О нем с восхищением писали летописцы, дивясь его сколь внешней лепоте, столь и богатому внутреннему содержанию: в день коронации Стефан «несказанною радостию радовашеся, не ради венца царства и многоценной багряницы, но ради великого множества народа, явльшагося от всех стран да видят церкву его како вельми красна есть». Последующими благоукрасителями храма явились святитель Савва III, при котором трудами солунских зографов были обновлены пострадавшие от болгарских нашествий росписи, и св. благоверный король Милутин, чьи сорок задушбин до сих пор украшают просторы Балкан, Святую Землю и Царьград. Наделенный исключительными привилегиями монастырь Жича владел огромными имениями, приносившими ему обильные доходы. Природа, среди которой располагается обитель, не только прекрасна, но и плодородна, отсюда и название: Жича означает богатая житом. Тому лишним доказательством служит житная яма, обнаруженная недавно в ходе археологических раскопок у внешней паперти, что можно связать с великими праздниками и днями, когда совершается панихида, поскольку жито, вероятно, использовалось для колива и хлебов освящения, раздаваемых народу. К слову сказать, столь обширная внешняя паперть требовалась для совершения богослужебных обрядов и придворных церемоний – в числе коих Великое освящение воды на Богоявление, когда износилась частица хранимого в Жиче Животворящего Креста, празднование мучеников и святых, чьи мощи сохранялись в ризнице, ради поклонения им и для некоторых обрядов до и после коронования монархов.

http://pravoslavie.ru/39973.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010