компартимент. Стена между наосом и нартексом была разобрана перед коронацией Стефана Первовенчанного или при реконструкции в кон. XIII - нач. XIV в. В подкупольном пространстве наоса рядом со стенами находились проскинитарии, в к-рых, вероятно, хранились святыни Страстей Христовых и стояли каменные троны короля и архиепископа. Певницы более высокие, чем в Студенице, увеличились и относительно размеров наоса, сблизились с экседрами для хоров, характерными для афонской архитектуры. План собора приблизился к квадрату за счет того, что его пространство в значительной степени слилось с наосом. Одноглавые парекклисионы (купола дважды разрушались и восстанавливались) по обеим сторонам нартекса воспроизводили композицию кафоликонов афонских монастырей Великая Лавра, Ватопед и Иверский. Престолы посвящены небесным покровителям кор. св. Стефана Первовенчанного и св. Саввы Сербского - архидиак. Стефану (южный) и св. Савве Иерусалимскому (северный). Однако гипотеза о том, что парекклисионы задумывались в качестве усыпальниц основателей мон-ря, не находит подтверждений. Алтарное пространство до 1221 г. было разделено на жертвенник и диаконник. Пастофории по сторонам алтарной апсиды (восстановлены после 1987) не входили в первоначальный замысел; их пристройка связана, по всей видимости, с превращением Ж. в кафедральный собор. Детали экстерьера Ж. (формы оконных проемов, ползучие арки) навеяны романским декором Студеницы, за исключением облицовки камнем. Ок. 1230 г. кор. Радослав пристроил к собору обширный 2-этажный экзонартекс с башней-колокольней перед ним. Сооруженный европ. мастерами, он в зап. части был по типу близок к монументальным романским соборам, архитектура которых в свою очередь восходит к каролингской традиции. Нижний этаж экзонартекса разделен 4 столбами на 9 равных ячеек, перекрытых крестовыми сводами. Верхний (не сохр.) имел, по-видимому, продольный полуцилиндрический свод. Колокольня 4-ярусная, квадратная в плане, с молельней св. Саввы на 3-м этаже. Верхняя часть колокольни после 1987 г.

http://pravenc.ru/text/182327.html

местонахождение к-рых неизвестно. В 1566 г. братия Хиландара просила царя ходатайствовать перед османскими властями о перенесении мощей М. из Софии на Афон, но последствия этой просьбы неизвестны. Несмотря на широкую известность М. в России, его почитание здесь не было официально установлено, и службу ему совершали, вероятно, только на хиландарском подворье в Москве. В отличие от святых Симеона и Саввы Сербских и кн. Лазаря М. не был изображен ни на фресках Архангельского собора в Московском Кремле, ни на пелене, вышитой в 1555 г. в мастерской царицы Анастасии Романовны для Хиландара. Возможно, для Руси образ М. в Житии Стефана Дечанского ассоциировался с Дмитрием Георгиевичем Шемякой, ослепившим предка. Изображения М. (за исключением лицевых иконописных подлинников) неизвестны или не идентифицированы, т. к. в иконописных подлинниках (как текстовых, так и лицевых) имена Милутин и Урош не использовались, а М. именуется «Стефаном (кралем) Сербским», поэтому его отождествление основывается на дне памяти ( 2007. С. 89). В Западнорусской Киевской митрополии М. стал известен (помимо уставного упоминания в октябрьской Минее) с сер. XVI в. через Хронограф Западнорусской редакции (ПСРЛ. Т. 22. Ч. 2. С. 182, 186-188), а Жития Стефана Дечанского и Стефана Лазаревича в местную книжность не попали. Пребывание мощей М. в Софии в 1621 г. упоминается в «Палинодии» Захарии (Копыстенского) ( Смирнов. 1936. С. 186): этот полемический трактат рано получил известность в Москве, а со 2-й пол. XVII в. приобрел широкую популярность среди старообрядцев. Иконография Серб. иконография М. 2-й пол. XIII-XVIII в. обширна и состоит из изображений на фресках, иконах и печатях. Заметное место в ней занимают прижизненные и ранние посмертные «портреты» «святого краля». К наиболее ранним относятся изображения на фресках в притворе мон-ря Сопочани (между 1265 и 1268). Здесь М. изображен дважды: как отрок в диадеме - в числе предстоящих в сцене «Смерть кор. Анны Дандоло» (его бабки, жены кор. Стефана Первовенчанного (см.

http://pravenc.ru/text/2563220.html

В начале XVI столетия явилась Чудотворная Лепавинская икона Богородицы. С 1550 года она была главной святыней Лепавинского монастыря , основанного двумя иноками Царской Лавры Хиландар . А в 1943 году она удивительным образом сохранилась во время немецкой бомбардировки, полностью уничтожившей монастырские постройки. Это одна из немногих икон Богородицы, о которой создано особое повествование под названием «Чудеса Пресвятой Богородицы Лепавинской». Празднование иконе установлено на 15 (28) августа. В храме Пресвятой Богородицы (в Печской Патриархии на Косово и Метохии) на специальном резном позолоченном троне сохраняется чудотворная икона Богородицы Печской, выполненная по образу, написанному апостолом Лукой. Акафист Божией Матери в честь Её иконы написал митрополит Белградский Михаил (1859–1881, 1889–1898) («Радуйся, защитница и спасительница рода сербского крестоносного!»), а авва Иустин (Попович) посвятил Богородице следующую молитву: О преблагословенная и богоблагодатная Матерь, защитница и посредница, Дева Мария, прими усердные моления наши, которые приносим Тебе, и услыши молебные гласы человеков из рода сербского, кто угодил Сыну Твоему и Богу нашему Господу Спасу Иисусу Христу, кто стоит пред Престолом Всевышнего и украшает обители этой Сербской Патриархии и есть слава верных Богу сербов. Это: Савва, Арсений, Савва Второй, Никодим, Ефрем, Даниил, Евстафий, Григорий, Макарий, Максим, Спиридон, Иаков, Иоанникий, Савва Третий, Никон и Кирилл. Милостиво воззри на молитвы Симеона Мироточивого, Стефана Первовенчанного, Владислава, Феоктиста, Милутина, Стефана Дечанского, Уроша Младого, Лазаря великомученика и Владимира; всевосхваляемых цариц, княгинь и деспотисс: Анны, Анастасии, Елены и Ангелины; святых Георгия, Стефана, Максима, Иоанна, Петра Коришского, Иоанникия Девичского, Прохора Пчиньского, Иоанна Рыльского, Гавриила Лесновского, Илариона Осоговского, Илариона Меглинского, Евфимия, Нестора, Василия Захолмского и Петра Цетиньского. Не забудь, Пресвятая, тех, кто служил, и тех, кто сейчас служит в святой обители сей и стоит пред чудотворной иконой Твоей; сохрани святые обители, где денно и нощно молятся смиренные иноки и богобоязненные священники.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/chudotvo...

Монастырь Милешево был основан святым королем Владиславом между 1234 и 1236 г.г. Владислав был сыном сербского князя Стефана Первовенчанного, который, в свою очередь, был старшим сыном великого жупана (правителя) Рашки Стефана I Немани, основателя сербской средневековой династии Неманичей. Король Владислав был племянником Святого Саввы, первого архиепископа сербского. В 1237 г. Владислав переносит мощи Святителя Саввы из болгарской столицы Тырново в соборный храм в Милешево. Начиная с 13 в., монастырь часто подвергался разорениям и разрушениям. Милешево, пожалуй, больше других сербских монастырей пострадало от турков, которые неоднократно сжигали, грабили и опустошали обитель на протяжении 15-18 вв. В 16 в. монастырь достигает своего наивысшего расцвета. К тому времени он превратился в видный, авторитетный и богатый монастырь с многочисленной монашеской братией. Хорошие доходы сделали возможным развитие здесь культуры и ремесел. В этот период постройки монастыря были либо существенно обновлены, либо отстроены заново. В монастыре существовала монастырская школа. Здесь переписывались и даже печатались церковные книги. Известно, что в монастыре Милешево функционировали две типографии: первая с 1544 по 1545 и вторая в 1557 г. При окончательном захвате османами сербских земель во второй половине 16 в. монастырь был ими сильно разорен, но обитель вскоре была восстановлена. В 18 в. обитель после очередного турецкого разорения полностью опустела. Монастырь был восстановлен лишь в 1863 г. на средства сербского князя Михаила Обреновича. Именно тогда он приобрел свой нынешний вид. Святой Савва Сербский был и остается символом монастыря Милешево, что не могло не отразиться на его внешнем облике и значении. В монастыре всегда почитался культ Святого Саввы. Отсюда слава о сербском святителе распространялась в другие части Сербии. Святого Савву почитали и верили в его целительную силу. В 1237 г. Владислав переносит мощи Святителя Саввы из болгарской столицы Тырново в соборный храм в Милешево. Болгарский царь Иоанн II Асен, тесть и союзник святого короля Владислава, сначала не хотел отдавать мощи первого сербского архиепископа, но ниспосланное свыше ночное видение заставило царя внять просьбе святого короля Владислава. Мощи Святого Саввы были торжественно перенесены и погребены в Милешеве. Но вскоре, по преданию, Святой Савва явился одному из своих учеников и якобы попросил, чтобы тело его лежало открыто в монастырской церкви. Мощи святого были вынуты из гробницы и положены в деревянном ковчеге в монастырском храме, где пролежали до 1594 г., когда были сожжены турками на холме Врачар в Белграде.

http://sobory.ru/article/?object=48574

Таким образом, всей своей сущностью и величайшим нетленным богатством, славными святынями – согласно грамоте св. Стефана, которую до сих пор можно прочесть на стене у входа в храм, в Жиче находились частица Креста Господня, риза и пояс Богородицы, десница и часть честной главы Иоанна Предтечи, многочисленные мощи апостолов, пророков, мучеников, иконы, драгоценные сосуды - Дом Спасов как престол архиепископов и коронационная церковь служил укреплению правой Веры в народе и обеспечивал законность и преемственность последующим хиротониям владык и коронациям государей. В народном эпосе обитель воспета как “седмивратная Жича”, поскольку, начиная со Стефана Первовенчанного, при коронациях первых семи государей каждый раз открывали новые ворота. Всего же в Спасовом доме было венчано на престол сербских королей 19 правителей, последний раз в начале ХХ века. Располагаясь в обширной и плодородной речной долине между Ибром и Западной Моравой, на перекрестке важнейших путей, Жича никогда не была в безопасности от частых военных нападений. По словам знаменитого владыки Жичского Николая (Велимировича), «Жича есть сербская притча», то есть говорить об истории Жичи - то же самое, что говорить об истории народа, и по самому внешнему виду обители можно судить, в каком состоянии находится Сербский народ и держава. Багряный цвет храма, являясь символом монархической власти, одновременно напоминает и о пролитой православными на этих просторах крови. Монастырь подвергался нашествию куманских орд, болгарских правителей Дрмана и Куделина, князя Шишмана, из-за чего приходилось на время переносить архиепископию на жичское подворье - метох в Печ, а затем неоднократно поновлять разоренные фрески, восстанавливать разрушенные стены, заново собирать братию. Во время турецкого ига жизнь монастыря едва теплилась, а все безчисленные святыни были безвозвратно потеряны. Опустевшую неманичскую задушбину в 1804 году обновил основатель королевской династии Карагеоргий, приведя монахов из Студеницы. Но и после этого монастырь подвергался жестоким нападениям. Только начиная с 1855 г. владыке Ужичско-Крушевацкому Иоанникию (Нешковичу) удалось спасти Жичу от полного уничтожения и приступить к возрождению древней запустелой обители.

http://pravoslavie.ru/39973.html

1227 г. Умирает Стефан Первовенчанный. Но при смерти Савва успел его постричь в монахи. После торжественных похорон в Студенице, через некоторое время, его мощи перенес в Жичу. На престол восходит Радослав, сын Стефана Первовенчанного. 1229 г. Савва отправился на Святую землю. Посетил Иерусалим, встретился с патриархом Афансием. Поднялся на Голгофу. Был в Вифлееме, где для церкви Рождества Христова оставил значительное пожертвование. Возвращается в Иерусалим. Посетил Сион. Посетил Иверский монастырь, где служил на месте Честного древа. Обошел дом и церковь пророка Захарии. Побывал в доме родителей Богородицы и церкви Святого Михаила. Отправляется в Гефсиманию, и на гробе Богородицы совершил службу. Отправился на Елионскую гору и там служил. Посетил Галилею и Вифанию. Постелил уединенное место, где Христос постился 40 дней. Отбыл в Иордан. Вернулся в Иерусалим, отбыл в лавру Святого Саввы Освященного, где посетил Иверский монастырь и русский монастырь Святого Михаила. Обошел все монастыри возле Содомского моря. Вернулся в лавру Святого Саввы Иерусалимского. Посетил лавру Святого Евфимия. Прошел Вифлеемскую и Иорданскую пустыни и всю Палестину. Отправился в Назарет, откуда посетил Гору Фавор. Из Назарета пришел в Акон и побывал в монастыре Святого Николая. Оправившись в Анатолию, установил контакт с византийским царем Иоанном Ватацем. Возвращается на Святую Гору и посещает Карею и протат, свое отшельническую келью, монастырь Ватопед и некоторое время остается в Хиландаре. Продолжает путь в Солунь, где поклонился гробу Святого Димитрия, а потом встречается с царем Феодором (тестем короля Радослава). Из Солуня возвращается в Сербию, где был встречен с великими почестями. В течение всех путешествий выхлопотал еще одно важное решение для Сербской церкви. Встретившись с царем Иоанном Ватацем в присутствии царицы, престолонаследника Феодора и патриарха Германа, по причине вторжения турок, получает согласие от патриарха, что будущие сербские епископы будут сами себе выбирать архиепископа, и они сами будут его посвящать.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

1233 г. На престоле сменяется король Радослав, на его место приходит младший брат Владислав (сыновья Стефана Первовенчанного). И хотя не одобрял бунт Владислава, Савва его все же короновал. В Жиче на Соборе церковных и мирских вельмож, Савва передает архиепископский трон молодому монаху Арсению Сремцу. 1234 г. Савва снова путешествует на Святую землю, и чтобы посетить Египет и Малую Азию. Тогда он пишет Письмо студеницкому игумену Спиридону – это первое сохраненное частное письмо святителя. За время путешествия на Святую землю: Из Будвы (с Яза) кораблем отправляется в Брендизи. Из Италии путешествует кораблем в Палестину, в Акон, где поселился в монастыре Святого Георгия. Через Касерию отправляется в Иерусалим, где пожил в монастыре Святого Иоанна Богослова. Отправляется в лавру Святого Саввы Освященного и посещает церковь Христова Воскресения (встречается с патриархом Афанасием, с которым сдружился при первом посещении Иерусалима). Отправляется в Александрию, где посетил патриарха. Возвращается в Иерусалим. Через Иорданскую пустыню уходит в Великий Вавилон (Каир), где был необычайно хорошо принят султаном. Отправляется в Великий Египет, где получает проводника до Синайской Горы (Моисеевой горы). В Синае его принимает тамошний епископ, а в церкви Святой Богородицы, где иереи всегда служат босыми, служил и Савва босым. Поднялся на верх Синайской горы, где Бог дал Моисею десять заповедей. Из Синая возвращается в Иерусалим, где попрощался с патриархом, священством и монашеством. Отправился поклониться гробу Святого Симеона Богоприимца. Путешествует в Антиохию и встречается с патриархом. Кораблем отправляется в Антиохию и встречается с патриархом. Кораблем отправляется в Анатолию, через Византию и Царьград. В Царьграде посещает Евергетидский монастырь, а потом монастырь Святого Андрея. Заканчивает путешествие в Болгарии. И данное путешествие использовал, чтобы помимо духовных целей, выполнить еще одну миссию. Болгарскому царю Ивану Асеню он принес важный акт о согласии иерусалимского, александрийского и антиохийского патриархов на провозглашение болгарской патриархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

апостолов Петра и Павла, куда, уже по смерти Саввы, и перенес кафедру и положил там полученную из Тернова раку с главами св. мучеников Евстратия, Авксентия, Мардария, Евгения и Ореста. Последние три года жизни своей был сильно болен и провел их на покое, посвятив вместо себя (1263) Савву; скончался 28 окт. 1266 года в основанной им обители, где и мощи его. Церковь сербская чтит память св. Арсения 28 октября 4 . 3) Св. Савва 2-й, сын Стефана Первовенчанного и племянник первосвятителя сербского, в мире Предслав, еще в молодости принял монашество, странствовал в Иерусалим и подвизался на Афоне. В сане архиепископа не долго управлял церковью и скончался 12 февр. 1268. Память его чтится 30 августа; мощи в Печской обители 5 . 4) Даниил 1-й, «некоторые ради вины, приключшияся ему, изменен бысть престола святительска; прочее время поживе честно и преставися». Так замечено об нем в «Гласнике» на 1854 г.; управлял он весьма не долго, потому что в 1269 году уже архиепископствовал. 5) Иоанникий, бывший игумен студеницкий, ученик св. Саввы 2-го. Когда Стефан Урош был лишен престола (1270) недовольными вельможами, признавшими сына его Драгутина, и удалился в Захлумье на жительство, то и сей преосвященный, из любви к изгнаннику, оставил престол и пошел с ним вместе; скончался скоро после Уроша в стране Пилотской (1271). 6) Св. Евстафий, родом из будимльского округа, в юности пострижен зетским епископом Неофитом в монастыре св. Михаила архистратига, странствовал по св. местам, игуменствовал в Хилендаре и наконец был епискомом зетским; по смерти Иоанникия вызван на архиепископию. Проразумев час отшествия своего, он собрал окрестных епископов и клириков, приобщился св. Таин, отдал всем последнее целование и скончался со словами: «ведый коегождо кончину жития, Боже богов и Господи господей! в руце Твои предаю дх мой». он 4 января 1279, и похоронен, согласно собственному желанию, в Жичипском монастыре. 7) Иаков, седьмой архиепископ, известен только по имени; скончался 3 Февраля в 1285 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

В Белград нас отвозил послушник Бубица на монастырской машине. Благодаря этому нам удалось по дороге посетить еще несколько Фрушкогорских монастырей, к сожалению, сейчас уже полупустых. В Ново-Хоповской обители мы поклонились великой святыне – мощам великомученика Феодора Тирона . Как попало это сокровище в тихий сербский монастырь – выяснить не удалось, но радость этой встречи увеличивалась от того, что был как раз канун праздника этого удивительного «великопостного» святого. Фреска Следующим пунктом нашей программы был Милешевский монастырь , ради которого, собственно, я и предпринимал эту поездку. В нем покоятся мощи святого Владислава, короля Сербского. Странно, но его плохо знают в Сербии – а ведь Владислав был внуком Симеона Мироточивого , сыном Стефана Первовенчанного , племянником святителя Саввы – «отцов-основателей» сербской государственности и национальной Церкви. Именно краль Владислав добился того, чтобы перенести на родину из Болгарии мощи почившего там святителя Саввы (который лично венчал царским венцом своего племянника) и сам предшествовал им в радости, подобно пророку Давиду пред Кивотом завета. Мощи величайшего сербского святого краль Владислав положил в построенном им монастыре Милешево – задушбине, где вскоре и сам упокоился. Так и лежали вместе более трехсот лет мощи двух святых родственников, пока турки с варварским глумлением не сожгли останки святого Саввы, стремясь подавить национальный дух сербов. Сейчас на месте этого злодейского пожарища, в Белграде, строится величественный собор святителя Саввы, подобный храму Христа Спасителя в Москве. Собор свят. Саввы в Белграде Милешево сторицей вознаградило нас за тяжести долгой ночной дороги в переполненном автобусе. Мы увидели совсем другую, горную Сербию, настоящие Балканы. Монастырь расположен в удивительно красивом месте – у подножия горы, рядом с бурной речкой. А во дворе важно прогуливались павлины, демонстрируя свое великолепие оторопевшим русским. Мощи св. Владислава Сербского Как правило, в Милешево паломники приезжают по двум причинам: или чтобы увидеть «Белого Ангела» – удивительную фреску, ставшую символом Сербии; или чтобы приложиться к мощам основателя монастыря, святого Владислава. В России многие носят имя этого святого короля, прославившегося особенно своей любовью к нищим, больным и отверженным века сего. Но в Сербии сложилась другая традиция: там у каждой семьи есть свой покровитель (он переходит в роду по мужской линии), праздник которого называется « Крсной Славой » и всегда очень торжественно встречается. Именин же в нашем понимании обычно не отмечают, хотя название для них существует – Имендан. Вообще сербские имена далеко не всегда связаны со святыми – но иногда с церковными праздниками (Вайо, Божко), иногда с пожеланием благополучия (Здравка, Радован, Живан), иногда с семейными традициями. Поэтому не всегда легко объяснить, почему русские порой называют своих детей в честь сербского святого короля Владислава… Милешево

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/serbija-...

В нем покоятся мощи святого Владислава, короля Сербского. Странно, но его плохо знают в Сербии — а ведь святой Владислав был внуком Симеона Мироточивого, сыном Стефана Первовенчанного, племянником святителя Саввы — “от­цов-осно­ва­телей” сербской государственности и национальной Церкви. Именно краль Владислав добился того, чтобы перенести на родину из Болгарии мощи почившего там святителя Саввы (кото­рый лично венчал царским венцом своего племянника) и сам предшествовал им в радости, подобно пророку Давиду пред Кивотом завета. Мощи величайшего сербского святого краль Владислав положил в построенном им монастыре Милешева — задушбине (месте упокоения, где молятся о душе почившего), где вскоре и сам упокоился. Так и лежали вместе более трехсот лет мощи двух святых родственников, пока турки с варварским глумлением не сожгли останки святого Саввы, стремясь подавить национальный дух сербов. Сейчас на месте этого злодейского пожарища в Белграде строится величественный собор святителя Саввы, подобный храму Христа Спасителя в Москве. Милешева сторицей вознаградила нас за тяжести долгой ночной дороги в переполненном автобусе. Мы увидели совсем другую, горную Сербию, настоящие Балканы. Монастырь расположен в удивительно красивом месте — у подножия горы, рядом с бурной речкой. А во дворе важно прогуливались павлины, демонстрируя свое великолепие оторопевшим русским. Как правило, в Милешеве паломники приезжают по двум причинам: или чтобы увидеть “Белого Ангела” — удивительную фреску, ставшую символом Сербии; или чтобы приложиться к мощам основателя монастыря, святого Владислава. В России многие носят имя этого святого короля, прославившегося особенно своей любовью к нищим, больным и отверженным века сего. Но в Сербии сложилась другая традиция: там у каждой семьи есть свой покровитель (он переходит в роду по мужской линии), праздник которого называется Красной Славой и всегда очень торжественно встречается. Именин же в нашем понимании обычно не отмечают, хотя название для них существует — Имендан.

http://pravmir.ru/serbiya-monasheskaya/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010