Грек Феодор, отличавшийся красотою, храбростью и умом, был воеводой и градоправителем Гераклеи Понтийской. Став приверженцем новой религии, он ревностно распространял христианство. Феодор подвергся гонениям со стороны царя Ликиния и после жестоких мучений был «усечен мечом» 8 февраля. Позднее, при византийском императоре Иоанне Цимисхии, в конце X века мощи святого перенесли в Константинополь и воздвигли в его честь великолепный храм. Родной город воеводы Евхаит был наименован Феодорополем. Святой Феодор Стратилат проходил по православным святцам как один из покровителей воинов. Пригородная церковь, находившаяся в мастеровой слободе, и сама отличалась от воронежских: помимо 66 десятин земли ей принадлежали две кузницы и каменная лавка. Кстати, и улица, проходившая рядом, называлась Кузнечной. Доходы от промыслов шли на содержание причта, как и проценты с мизерного капитала в четыреста рублей. Вот уж действительно священник сельского прихода своей жизнью оправдывал народную поговорку: «С трудов праведных не наживешь палат каменных». В церковной ограде были погребены протоиерей из Острогожска Андрей Федоров и старец Авраамий, перекрестившийся мусульманин-турок, замечательный своей строго подвижнической жизнью. Их могилы были целы в конце позапрошлого столетия. К северо-востоку от церкви, у развилки дорог на Отрожку и на Усмань, находилось Придаченское кладбище. В 1920-1930-е годы, когда в Воронеже закрылись Чугуновское и Новостроящееся кладбища и еще не действовало Коминтерновское, здесь хоронили всех горожан. В 1940 году на этом кладбище была погребена Христа ради юродивая Феоктиста Михайловна Шульгина, в 1966 году ее прах перезахоронен на Левобережном кладбище. Сохранялся Придаченский погост до 1960-х годов. С началом строительства высотного здания проектного института могилы были снесены, надгробия исчезли, часть территории ушла под котлован, часть под сквер. Из священников Придаченской Рождественской церкви сохранились упоминания об отце Петре, рапортовавшем в 1732 году епархиальному начальству о ветхости храма. Священник Герасим Андреев в 1777 году был благочинным десяти церквей Воронежского уезда. В 1805 году в храме служили два священника - Стефан Архипов и Тимофей Смирнов, диаконом был Стефан Самбикин, были еще два дьячка и два пономаря. В приходе вместе с соседними деревнями числилось 415 домов, 2467 человек. В документах 1830-х годов упоминается весь причт: священник Феодор Чекалин, диакон Иаков Иванов сын Фомин да диакон Михаил Автономов сын Бондаренко.

http://sobory.ru/article/?object=19033

— Судя по Вашим словам, сложно ожидать какой-то нормализации… — Я очень этого жду. Но я не политик и не могу играть в их игры. Впрочем, говорить на эту тему в деталях было непросто, и я перевёл разговор на обсуждение вопроса о будущем православия в Эстонии. Тем более, православных христиан (всех национальностей) сегодня в Эстонии фактически больше, чем лютеран, поскольку многие эстонцы (возможно, ранее считавшие себя лютеранами) говорят о себе как о людях неверующих, атеистах. Не случайно Эстония держит пальму первенства в Евросоюзе по числу неверующих жителей, хотя этим первенством вряд ли можно гордиться. Скорее, такое лидерство огорчительно. — Думаю, что православных эстонцев будет больше, — заверил меня митрополит Стефан. — Через десять лет их будет больше на 45 процентов. В основном к нам приходят люди, которые хотят обрести веру. Из лютеран мало кто обращается, хотя, как мне кажется, лютеране нас не очень любят, мы для них конкуренты. Думаю, что в целом эстонцы находятся под сильным влиянием лютеран. — Вы ведёте какую-то миссионерскую деятельность среди эстонцев? — Наше миссионерство — это, во-первых, устроение наших приходов, обучение священников. Полагаю также, что наша литургия по своей сути имеет миссионерский характер. Если мы хорошо служим и наша духовная жизнь хорошо организована, то люди к нам идут. Но у нас и трудностей немало. Например, не во всех приходах возможны регулярные богослужения. В материальном плане мы бедны, из-за чего не можем порой организовать нужные мероприятия, какие-нибудь семинары. Полагаю, что Церковь всё-таки должна быть богатой. Вообще, все думают, что мы работаем в единой связке с государством, но это не так. Не забывайте, что я из Франции и для меня очень важно, чтобы церковь была отделена от государства. Да, у нас сложились хорошие отношения, но это не значит, что мы существуем потому, что так хочет государство или потому, что мы находимся под его протекторатом. — Я от государства никакой помощи не получал. Наше упование-на Бога, а не на государство, — подчеркнул владыка Стефан в завершение нашей беседы.

http://pravmir.ru/pravoslavie-v-estonii-...

3 . Дамиан Камеи. В семье – жена и мать – 81 год, старуха; был у Дамиана сын, но убит в войне с Сайго; родители, получив за то помощь от Правительства – 100 ен, отдали эти деньги на Церковь за упокой сына (каковые деньги хранятся у о. Якова). Больше содержания от Церкви не имеет для жизни ничего; дом свой. Марк Ооура, находящийся ныне в Катехизаторской школе, в семье не имеет никого ровно. Старший брат его – Лука, один из лучших здешних христиан, ныне переходит на житье в Оосака, – совершенно не зависит от нужд; замечателен он, между прочим, тем, что начал делать восковые свечи для здешней Церкви, – и свечи выходят такие, что нельзя отличить от выписанных из России; воск белит, как и в России; только золотить еще не приноровился. Я просил его продолжать это занятие, чтобы нам не выписывать свечей из России – Марк Ооура болен был с детства. Семейство, находящихся в Семинарии – Григория и Исаии Камея: отец их – Стефан, мать Лукия, сестра – Марина, двенадцати лет, и брат Илия, двух лет. Они сизоку. Стефан Камея, получив деньги за свои фуци, пустился было в торговлю, но подорвался, и теперь у него ничего нет, кроме небольшого остатка денег, которые он отдает на проценты и тем живет. Катехизаторы очень хвалят его как христианина. Семейство Ионы Конгой: отец – Хрисанф, мать – слушающая учение; дети Хрисанфа еще: Фотина одиннадцати лет и Василий девяти лет (одноглазый). Хрисанф очень беден. Содержат его с семейством сын – директора Циугакко в Кагосима. Кроме того, Хрисанф сам состоит учителем здесь в Сёогакко. Иона был отдан кому-то в приемыши, но оттуда его прогнали совсем на днях; из этого можно видеть, что он не беззадорен, что нужно иметь в виду, принимая его в Катехизаторскую школу, если, впрочем, он выдержит должный по правилам экзамен, с одобрением от катехизатора и священника. У сицудзи Акилы Хираи, при посещении его, увидел в лавке для продажи протестантские книги, а православных нет. На вопрос – «Что же православные?» – отвечал, что их требовало из Тоокёо, но там делаются затруднения и замедления, – до сих пор не дождутся книг. Вернувшись в Тоокёо, нужно поговорить с Оогоем и устранить на будущее время такие несообразности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Освящение храма состоялось 11 ноября 1861 г. Стефан Шевкуненко пожертвовал также капитал в 1000 руб. и лес, из которого был построен дом с мезонином и службами для причта. В 1894 г. на средства купца Ивана Ефремова Ружникова был сделан ремонт и заменен иконостас, всего на сумму до 6000 руб. серебром. В храме хранился серебряный потир, пожертвованный стольником князем Семеном Засекиным, а также образ Божией Матери, пожертвованный стольником Хомутовым. В 1714 г. начато строительство холодной церкви с тремя престолами: главным - в честь Рождества Пресвятой Богородицы, придельными с южной стороны - во имя сщмч. Климента, папы Римского, и Петра Александрийского, с северной стороны - Алексия, человека Божия. Престолы были освящены в 1718 г. По церковной грамоте Михаила Феодоровича к Мезенскому соборному храму было приписано немного угодий в разных местах, но по решению Правит. Сената в 1869 г. все они перешли в государственную собственность. Приписная церковь: во имя свт. Николая на лесопильном заводе дворянина Русанова, в 25 верстах от г. Мезени.В 1894 г. казенного жалованья полагалось: диакону 89 руб., псаломщику 62 руб. в год. Кружечных доходов причт получал до 520 руб. в год. Земли во владении причта имелось 22 дес. Дом для помещения причта имелся.В 1888 г. было преподано архипастырское благословение мезенским купцам Ивану, Афанасию и Петру Ружниковым, пожертвовавшим 250 руб. на покупку железа для соборных зданий и 100 руб. на пополнение соборной ризницы.В декабре 1893 г. епархиальным съездом духовенства был освобождён от процентов сборов с капиталов капитал Мезенского собора в 1000 руб., пожертвованный купцом Шевкуненко на ремонт собора. Священники: Герасим 1663 г.; Илия конец XVII в. (в 1702 г. переведен в Архангельский Троицкий собор); Феодор 1710 г.; Феодор Иванов 1745-1759 г.г.; Афанасий Гагарин до 1762 г.; Никифор Наумов до 1766 г.; Иаков Пертов; Василий Манаков до 1776 г. (протоиерей); Стефан Спирихин 1781 г.; Димитрий Павловский до 1784 г.; Иоанн Федоров до 1804 г.; Прокопий Герасимов Киприанов до 1806 г.; Варсонофий Гагарин до 1811 г.; Михаил Новиков до 1813 г.; Иоанн Розов 1808-1811 г.г. (протоиерей); Артемий Постников 1814-1820 г.г. (протоиерей); Каллинник Корытов 1821-1844 г.г. (с 1834 г. протоиерей); Гавриил Попов до 1850 г. (протоиерей); Василий Фирсов 1.7.1852-1870 г.; Петр Ивановский до 1880 г.; Михаил Темнорусов до 1883 г.; Лев Владимиров до 1886 г.; Симеон Кудрявцев до 1891 г.; Авенир Шабунин 1887-1890 г.г.; Алексий Варфоломеев 1890-1893 г.г.; Александр Иаковлев Заостровский 25.7.1893-24.8.1895.Церковный староста: мещанин Никандр Личутин 1887 г.

http://sobory.ru/article/?object=30162

–1934: 1934–: Виталий Максименко –1944: 1944–17(30).07.1954: Адам Филипповский, паки Финляндская 06(19).10.1905–10(23).08.1917: Сергий Страгородский 11(24).08.1917–17(30).01.1918: Серафим Лукьянов, в. у. 17(30).01.1918–1924: Серафим Лукьянов Финляндская (заруб.) 1925–1960: Герман Аав Фрунзенская (обн.) 04(27).04.1926–: Александр (Зосима) Сидоровский 1928–1930: Аристарх Николаевский 1929–1931: Михаил Трубин 02 .1930–09.1930: Арсений Покровский, в. у. (?) Хабаровская 1925–: Трофим Якобчук 21 .03(03.04).1926–12(25).04.1928: Никифор Ефимов Пантелеймон Максунов 1931–1932: Герман Коккель 11(24).08.1933–22.11(05.12).1933: Серафим Трофимов 1933–1946: 17(30).01.1946–27.06(10.07).1947: Венедикт Пляскин Хабаровская (обн.) 15(28).05.1923–28.04(11.05).1926: Владимир Давыдов 1926–1927: Николай Розанов 1927–1928: Николай Минин 1927–1929: Михаил Трубин, в. у. 12 .1929–12.1930: Алексий Микулин 02(15).04.1931–: Николай Минин, паки Хайларская (заруб.) 1934–16(29).09.1946: Димитрий Вознесенский Халтуринская (обн.) 1931–30.04(13.05).1931: Геннадий Марченков Ханькоуская (заруб.) 1920–: Иона Покровский Харбинская (заруб.) 1920–1931: Мефодий Герасимов 1931–24.03(06.04).1946: Мелетий Заборовский 1933(?)–1938: Иоанн Максимович 1946–1948: Нестор Анисимов Харьковская 14(27).05.1914–01(14)05.1917: Антоний Храповицкий 1917–1917: Феодор Лебедев, в. у. 19 .08(01.09).1917–17(30).05.1918: Антоний Храповицкий , паки 17(30).05.1918–1918: Неофит Следников, в. у. 1919–1919: Георгий Ярошевский , в. у. 1919–1921: 1921–1924: Нафанаил Троицкий 18(21).09.1924–1927: Константин Дьяков, в. у. 12(25).11.1927–26.06(09.07).1934: Константин Дьяков 26 .06(09.07).1934–23.10(05.11).1934: Сергий Гришин, в. у. 1934–1935: Анатолий Грисюк , в. у. 05(17).02.1935–07.1936: Иннокентий Летяев 01 .1936–23.03(05.04).1937: Иннокентий Тихонов 20 .05(02.06). 1937–1938: Александр Петровский 1938–1941: 1941–1941: Пантелеимон Рудык 1941–1943: Владимир, (окк.) 1943–01(14).10.1943: Сергий Гришин 1943–1945: 23 .05(05.06).1945–23.09(06.10).1960: Стефан Проценко

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

На Северо-Западе России катакомбников возглавили епископ Стефан (Бех) и схиепископ Макарий (Васильев), поставленный в 1923 г. архиеп. Андреем (Ухтомским). Владыка Макарий являлся настоятелем Воскресенского монастыря (Макарьевской пустыни) в Новгородской губернии, в определенной степени игравшего роль и авторитетного общероссийского центра ИПХ. В 1925 г. указанные архиереи не признали избрание Патриаршим Местоблюстителем митр. Петра (Полянского) , продолжая свое основное служение тайно. И все же до 1927 г. катакомбных общин было неизмеримо меньше легально действующих приходов Русской Церкви. Значительную часть их составляли враждебно настроенные по отношению к советской власти полусектантские группы верующих. Особенное распространение они получили в Центральном Черноземье. Этому способствовал ряд социально-экономических факторов: особенно высокий процент сельского населения (90,5% в 1927 г.); сильное снижение жизненного уровня и падение урожаев после гражданской войны; глубокие традиции свободы и независимости, связанные с меньшим, чем в большинстве других районов Европейской России, распространением крепостного права; длительное вооруженное сопротивление советской власти местного населения; полный провал агитации обновленцев 668 . В середине 20-х гг. в Центральном Черноземье уже активно действовали группы федоровцев, чердашников, самарян, еноховцев и др. По их представлениям Бог есть дух, способный перевоплощаться в людей. У федоровцев он якобы воплощался в монаха Феодора (Рыбалкина), у чердашников – в Николая Хакилева, у николаевцев – в Николая II, у иоаннитов – в Иоанна Кронштадского, у михайловцев – в Михаила Ершова и т.д. 669 Одной из первых в 1921 г. в Никитовском уезде (ныне Белгородской области) возникла основанная мирянином Поддубным группа «Правильный путь ко спасению». Она была маленькой и насчитывала около 300 человек. Наибольшее распространение в южных районах Центрального Черноземья получило движение федоровцев, созданное к середине 1920-х гг. монахами Ново-Донского монастыря. Его сторонники предсказывали возвращение белых и неизбежное падение советской власти. Монах Феодор также объявлял, что светопреставление и приход «белого воинства во главе с архангелом Михаилом» свершится в новогоднюю ночь 1926 г. В следующем году в связи с проведением переписи населения в различных катакомбных группах вновь возобновились проповеди о конце света. Федоровцы считали, что антихрист пришел в мир в 1917 г., но царствовал только до 1922 г., когда свершилось второе пришествие Христа на землю и началось 1000-летнее царство. Движение было в основном разгромлено в 1928 г., его руководители предстали на судебном процессе. Но полностью оно не исчезло, действуя в подполье до 1970-х гг. В Тамбовской губернии к 1925 г. в Уметском уезде появилась группа во главе с мирянином Ермошкиным, у которой в роли воплощенного Христа выступал младенец – сын руководителя и т.д. 670 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

21 апреля/4 мая 1902. Воскресенье Фомино. Пришли, наконец, деньги из Хозяйственного Управления, за весь прошлый год и за половину настоящего, что из Миссийского Общества. Сколько тревоги пришлось пережить из-за опасения, что прошлогодние потеряны при пересылке! А они просто валялись в Хозяйственном Управлении, или же кто-нибудь там извлекал из них пользу, положив на время на проценты. И тут опять немалое огорчение: сто сорок два рубля Хозяйственное Управление выело для уплаты долгов этого мерзавца Гордия Сиины, сделанных им в Лондоне и Нью-Йорке по дороге сюда, когда он там разыгрывал роль нищего, получив от Синода четыреста рублей на путь. С какой стати терпит убыток Миссия, никогда не имев никакого отношения к этому обманщику во всю его бытность в России? Просто несчастье! Требовать от Хозяйственного Управления возвращения этой суммы? Можно бы, да стыдно за Японию. Требовать от Сиины возмещения? Для успокоения совести сделано, но, без сомнения, скорее от козла получишь молока, чем от него уплаты долга. За Литургией было много христиан, в том числе несколько русских. После Литургии долго говорил с Стефаном Доде, очень озабоченным обращением в Христианство своего старшего брата, ныне отправившегося в Хоккайдо заведывать рыбоводней, где производятся опыты разведения морской рыбы, на островке близ Отару; Стефан уверен, что он, живя там в одиночестве, скоро вдумается в сущность Христианского вероучения и уверует, а тогда и мать сделается христианкой, и весь их дом просветится. Дай Бог! Вечером была всенощная, пропетая причетниками; молились учащиеся. 22 апреля/5 мая 1902. Понедельник Фоминой недели. С семи часов Литургия, потом панихида, кончившаяся в начале одиннадцатого часа, ибо, по обычаю, очень много было поминаний. Потом священники и христиане поминали покойников на кладбище, чему, к сожалению, немало мешал дождь. Чтобы не терять завтра день для занятий, я должен был отправиться сегодня в Иокохаму разменять пришедшие векселя, посему представил служение панихиды священникам, и после Херувимской песни оставил Собор и уехал в Иокохаму. Там спросил размена в трех банках, с которыми Миссия имеет дело, и везде сказали разно; по одному пришлось бы потерять четыреста ен, по другому – девяносто ен; разменял в третьем, самом выгодном. Немножко неловко, спросив размен, промолвить: «thanks! I will see» и уйти, чтобы не возвратиться – да что будем делать! Нужно радеть о пользе Миссии; и всегда так надо делать, нисколько не стесняясь, – для того и имеется дело в разных банках. Рассчитавши что нужно на текущий счет, избыток положил у Мицубиси, где больше других дают процентов в Токио, – часть на три месяца, часть на шесть месяцев; первое на 6,5%, второе на 7%.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

И это говорится не в отвержение бумажного делопроизводства, без которого обойтись нельзя, но в защиту живой пастырской работы от мертвящего формализма и бумажного столпотворения и его пустого шума, и звона... В деятельности духовенства канцелярщина и формализм развились в высшей степени. Не отстаёт в этом отношении и миссия. У нас, в Алтайской миссии, в прежнее время старались всячески оградить миссию от влияния консистории и её бумажного перепроизводства. Так, например, известно, что Преосвященный Тобольский Афанасий запретил своей консистории непосредственно сноситься с основателем Алтайской миссии архимандритом Макарием. Канцелярская работа в миссии при первых начальниках велась только в центральном стане, – для того, чтобы миссионеры могли беспрепятственнее отдаваться делам своего служения. В настоящее время совсем не то. Нас как бы спешат окунуть во все подробности, во все частности и тонкости бумажного делоразведения. О всяком пустяке нужно писать формально: иногда велят об одном и том же деле одному и тому же лицу, писать, по два рапорта зараз... Разные поборы, взносы, проценты и вычеты из церковных и собственных малых средств миссионеров на различные нужды епархии, с придумыванием подобных же взносов и своих местных – всё это отягощает миссионеров не менее, чем епархиальное духовенство. Вообще, сокращение канцелярского бумажного делопроизводства в миссии крайне необходимо. Свящ. Стефан Борисов. Вышли из печати: Издания Крещёно-Татарского Скита. 1.      Таинственное толкование на литургию –Блаженнейшего Симеона, Митрополита Солунского. Цена 10 коп. 2.      Шесть выпусков Училища Благочестия . Цена книжки 10 коп. В книжке от 60 до 80 страниц нравоучительных рассказов из житий святых. Это издание необходимо для крещёно-татарских приходов. 85 Криптохристианство (также крипто-христианство, криптохристиане, подпольное или тайное христианство; греч. κρυπτς – «тайный», «укрытый») – христиане подвергались дискриминации и периодич. гонениям, насильственной исламизации в Османской империи. Этот субэтнос носил наименования: « ставриоты » (от дер. Ставри в санджаке Гюмюшхане), «клосты» (κλωστο – обращающиеся), «месо-месо» (μσο μσο – половина на половину), спафиоты (Албания), «кромиоты» (κρωμιτες; от топонима Кромни (Кром; в горнорудном районе к югу от Трабзона). Во 2-й пол. XIX в. местные криптохристиане стали открыто возвращаться в христианство, но в годы первой мировой войны подверглись новой принудительной исламизации и тюркизации. – прим. эл. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Собственной земли церковнослужители не имели и пользовались от крестьян ругой и доходами. Вольная, зависящая от усердия прихожан, руга собирается причтом взамке самовольно захваченной и владимой крестьянами деревни Окулова церковной земли. В сем (1917) г. руги собрано: а) ржи 48 пудов, ячменя 42 пуда и овса 30 пудов всего на сумму 223 руб. 20 коп.; б) осенью льна собрано 4 пуда 120 ф. на сумму 144 руб.; в) получено процентов с билетов вечного вклада 79 руб. Земли сенокосной и пахотной, находящейся в бесспорном владении причта, всего 127 десят. 905 1/2 квад. сажени. На церковной усадебной земле располагались дома для церковно- и священнослужителей деревянные, построенные на средства приходского попечительства, на церковные суммы в разное время. Кроме этого, церкви принадлежали: каменный одноэтажный дом, занимаемый земским училищем, 15 деревянных лавок, деревянный амбар для хранения церковного хлеба и надворные постройки у членов причта. В приходе насчитывалось 29 деревень с 515 дворами, 1434 душами мужского и 1612 душами женского пола, из которых духовных лиц – 4 м., 7 ж., остальные крестьяне. Приходское попечительство сей церкви существует с 1870 г. С 1917 г. председателем попечительства состоит местный священник Виктор Усов и членами – прихожане в числе 9 человек: Василий Белозеров, Василий Лопатин, Илья Логиновский, Стефан Звездочетов, Евгений Пономарев, Феоктисий Абрамовский, Тихон Нагаев, Афанасий Сычев, Клеоник Белозеров и Александр Зайков. При церкви имеется библиотека, в которой книг для чтения 715 томов. 180 мальчиков и 61 девочка обучались в 3-х начальных земских училищах: 1. при селе, открытом в 1842 году; 2. Тиньковское в 4-х верстах от церкви, открывшееся в 1909 г.; 3. Мельничногорское в 5-ти верстах от церкви, открывшееся в 1913 г. Церковно-приходская школа (1886 г.) с начала учебного 1917–1918 года передана, согласно распоряжению начальства, в ведение земства. Все три земские училища содержатся также на средства Никольского земства. Законоучительские обязанности исполняют: в земском училище при селе местный священник Виктор Усов, в Тиньковском – диакон Яхреньгской Николаевской церкви Александр Полиевктов, а в Мельничногорском – местные учительницы Клавдия Коковина и Анна Головина.

http://sobory.ru/article/?object=12661

  В октябре 1941 г., когда епископат Российской Церкви состоял из 4 архиереев и возможность соборного избрания преемника казалась нереальной, Блаженнейший и решил составить завещание о преемстве, как этов свое время сделали Святейший патриарх Тихон, а затем Местоблюститель митрополит Петр (Полянский). Вопрос о преемнике патриарха Сергия был давно известен его ближайшему окружению, а архиепископ Григорий узнал о существовании завещания Блаженнейшего во время своей поездки в Ульяновск на хиротонию. Он писал: «20 октября г.]. Днем заходил на квартиру о. А. П. Смирнова, где остановился Алексий Рязанский. Он заболел (грудная жаба). Завтракали. Много высказывались по поводу меня, выражали какие-то надежды, даже говорили о возможности каких-то перемен в завещании Блаженнейшего в связи с появлением меня в числе архиереев. Проскальзывает мысль о неудовлетворенности м[ итрополитом] Николаем Ярушевичем. Мои воспоминания всех интересуют и у многих раскрываются глаза на иные события и иных лиц… 27 октября. Вечером беседовал с о. Колчицким. Он рассказал что когда Блаженнейший был болен в Москве, он вызывал м[ итрополита] Алексия Симанского и сделал завещание о передаче власти ему, м[итрополиту] Алексию Во время пути с Блаженнейшим находились м[итрополит] Николай и арх[иепископ] Сергий Гришин и очень беспокоились, когда Сергий заболел. Говорили об епископате: плохо, никого выдающегося и вообще, и для замены местоблюстительски. Лучше других – Алексий Симанский, но и тому нужен какой-то помощник в вопросах глубоких (канонических, по сношениям с Церквами за границей и по управлению загран[ичными] церквами и епископатом). Из тех, что были при мне здесь, умнее других Алексий Палицын, но и тот не глубок и не широк; Стефан Проценко наивен, с лукавством, мелок… Алексий Сергеев " за бутылку вина все может сделать " , выразился Колчицкий» 3 ноября 1942 г. на обратном пути из Ульяновска в Саратов архиепископ вспоминал свои беседы с Блаженнейшим и рассказы бывшего там духовенства, в том числе о заграничных архиерееях , и записал в дневнике: «Таково положение в нашей Патриархии. Во всяком случае, надо желать, чтобы Блаженнейший еще пожил возможно долее, чтобы нынешнее положение нашей Церкви получило б ольшую усточивось и упрочилось: без него может быть труднее, п[отому] ч[то] заменить его вполне, по-видимому, сейчас, из наличного епископата некем» .

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010