Миссионерские заметки епископа Николая 6/18 мая 1882 года (260 страниц) 7/19 сентября 1891 года 6/18 мая 1882. Четверг. Вознесенье. Кагосима. Прибыл на небольшом пароходике «Мейкоомару» в шестом часу вечера. Проводник Давид Онума встретил на шлюпке. Отправились в его квартиру: живет у христианина Ноя Нозаки и платит 6 ен; небольшая комната, где – икона молящегося в Гефсимании Спасителя, в рамке, как картина, пред ею лампадка, впереди – столик с Новым Заветом и молитвенником, – вот и все снабжение молитвенного дома. Пришло несколько братии. Расспросил о Церкви. Церковь здесь одна из самых юных. Проповедь началась в 1878 году. Послан был Иоанн Оно. Потом был Павел Козаки; помощниками у них служили Фома Оно и Давид Онума, который – единственный теперь и заведует здесь проповедию. Христиан здесь ныне: 18 всего; из них 13 крещены до Собора прошлого года; крещены в этом году, только что бывшим здесь предо мною о. Яковом Такая. Один христианин из прежних крещенных умер. Один – в Катехизаторской школе (Фома Танака). Из 17 христиан – 12 мужчин и 5 женщин. Мужчины все взрослые; из женского пола трое взрослых, двое детей, – Из христиан только трое дворян, и те непригодны для проповедничества: Иоанн Такезаки – 55 лет, – занимается огородничеством, Симеон Имаи – 61 года, – торгует, и Иоанн Киноваки – служит при тюрьме, болен чахоткой. Последний родом из Сендая – города недалеко от Кагосима, где также много сизоку, и просит проповедника туда, обещаясь найти слушателей между своии знакомыми. – Домов христианских 11. Сицудзи 1 – Стефан Иваки; советников (ги-юу) по церковным делам 2 и казначей (кин-но адзуке-нуси) 1. Церковных расходов у них до сих пор и не было; масло же на лампу, или свечку покупал иногда катехизатор, иногда кто-то из христиан. Но чтобы собрать денег на Церковь , они с генваря текущего года придумали следующее. Ежемесячно каждый христианин жертвует сумму, какую желает, – есть дающие 50 сен, есть – 25, 10; все деньги по собрании их казначеем отдаются в банк на проценты; и процент-то собственно составляет доход Церкви; вносимый же капитал считается собственностью каждого, и может быть при экстренном случае (хидзео-но коро) взят обратно – как собственность. – До сих пор внесено всего капиталу ен 20; процент 7/[?] в месяц, стало быть у Церкви Кагосимской есть собственных денег: 1 ена 41 2/10 сен. – Вносят, как я видел, по записи очень аккуратно, к 24-му числу ежемесячно; если в семействе несколько христиан, то после хозяина прочим не обязательно вносить, а по желанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

III. Общество вспомоществования приходским бедным при Благовещенской, на Васильевском острове, церкви Столетний юбилей Благовещенкой церкви и память святителя Тихона. – Приготовление к открытию общества. – Устав. – Деятельность общества. Выдача денежных и вещевых пособий. Воспитание бедных девочек. Бесплатные квартиры Н. Я. Воронина. Постройка первого дома. Дешевые квартиры. Старческий приют. Детский приют. Школа. Расширение приюта. Новый дом общества, построенный по завещанию И. А. Тимофеева. Дальнейшее расширение приюта, учение, заработки, возрасты, фонд пособий. Расширение старческого приюта. Даровые обеды. Постройка третьего дома на пожертвования А. А. Беловой и других. Распространение религиозно-нравственных книг в приходе. Приходская библиотека. Борьба с пьянством в приходе. Благотворительность внеприходская. – Материальные средства общества: членские взносы; кружечный сбор; подписные листы; подписные тетради; проценты с капитала; доход от рукодельной; итоги; вещевые пожертвования. – Капиталы общества и имущество. – Главнейшие благотворители. – Расходные статьи и число членов за последний отчетный год. – Юбилей. В то время как отец Гумилевский боролся за свою идею возрождения старинных церковных братств, несколько универсального характера, но с главнейшею целью материального благотворения, на Васильевском острове, при Благовещенской церкви, очень практично и без затруднений, учреждено было первое в Петербурге приходское благотворительное общество. Это было время грандиозных и событий, и мыслей. Не так давно вещим звоном пронесся по всему нашему отечеству драгоценный манифест 19 февраля 1861 года; открыты были мощи святителя Тихона Задонского ; только что был отпразднован торжественный юбилей тысячелетия России. И у Благовещенской васильеостровской церкви назревал свои юбилей: столетний, со дня ее освящения поновленным угодником Божиим, святителем Тихоном. Святитель Тихон, как известно, был Новгородским викарием, епископом Кексгольмским и Ладожским. В августе 1762 года св. синод из Петербурга уезжал в Москву на коронацию императрицы Екатерины II, в Петербурге была учреждена синодальная контора, в которую и вызван был из Новгорода, где он проживал епископ Тихон. В это время, 15 сентября, святитель Тихон и освятил первый престол Благовещенской церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Каплуновка. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (старая). /// Объект утрачен Построенная по образцу собора Вознесения Господня (1782-1788) в Софии, церковь в Каплуновке стала " ретранслятором " столичной архитектурной моды и самодостаточным иконографическим прообразом. В облике ряда храмов бывшей Харьковской губернии и сопредельных уездов прослеживается её непосредственное влияние: Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Рождество-Богородичная церковь построена в 1798 г. старанием прихожан; каменная, трехпрестольная. Главный – в честь Рождества Пресвятой Богородицы, с южной стороны – во имя св. Николая, с северной – в честь св. правед. Захария и Елизаветы. Приписная церковь Петро-Павловская построена в 1855 г. Земли усадебной 3 дес., пахотной 33 дес. Прихожан муж. пола 1722 души, жен. пола 1620 душ. Неприкосновенного капитала 315 руб., проценты в пользу церкви. Причта по штату положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. Помещение для причта церковное. Имеются церковно-приходская и земская школы, приходского попечительства нет. В приходе слобода Каплуновка и хутора: Сахновый-Гаркавцев, Чемодановка, Синегубщина, Ивановка, Кудрявый и Большой. Священник Стефан Ильинский, на настоящем месте с 1895 г., состоит законоучителем Каплунского народного училища, блюстителем за преподаванием закона Божия Богодуховского уезда, заведующий церковно-приходской школы. Священник Павел Жуковский, на настоящем месте с 1901 г., состоит законоучителем местной церковно-приходской школы. Диакон Константин Доценко, на настоящем месте с 1899 г., состоит учителем церковно-приходской школы с 1894 по 1899 гг. Псаломщик Василий Фальченко, на настоящем месте с 1897 г. И. д. псаломщика Илья Журило, на настоящем месте с 1902 г. Церковный староста граф Петр Стенбок с 1902 г. " Справочная книга Харьковской епархии " , составил Секретарь Харьковской Духовной Консистории Иван Самойлович. Литография И.М. Варшавчика, Николаевская ул. дом 1904 г. Рождество-Богородичный храм в с. Каплуновке, Богодуховского уезда был основан в 1788 и освящен в 1798 году. Главными его строителями были тогдашний владелец Каплуновки Иеремия Васильевич Перекрестов-Осипов, а по смерти его супруга Елисавета Степановна – урожденная Коновницына, и её отец граф Петр Петрович Коновницын, употреблявшие громадные средства свои на этот храм. Построение его происходило под особым наблюдением Св. Синода, который выдавал от себя книгу для собора подаяний. Ахтырский протоиерей Максим Яновский определен был в попечителя о построении храма.

http://sobory.ru/article/?object=52333

Церковь Архангела Михаила в погосте Сижно Погост Сижно находится в 180 верстах от Петербурга и в 45-ти от Гдова, у речки Сиженки, близ проселочной дороги из Луги в Нарву. Церковь построили гг. Хвостовы и Коновницыны. Церковь каменная, из булыжника и плиты, по¬священная сперва чуду Архистратига Михаила (6 сентября – Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех – Б.В.), потом — празднику 8 ноября (Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных – Б.В.). Впоследствии пристроены: теплый придел Рождества Богородицы и холодный — Николая Чудотворца. Антиминс главного алтаря освящен и подписан епископом Венедиктом; антиминс теплого придела освящен Венедиктом и подписан митрополитом Серафимом. Антиминс холодного придела подписан Симоном, архиепископом Пскова и Нарвы 1759 года, мая 4. Иконостас, в 5 ярусов, возобновлен в 1866 году, Михаилом Ивановым Чернышевым. Каменная колокольня, высотою в 9 в сажень, пристроена в 1816 году. План и межевые книги имеются с 1780 года; исповедные с 1805 года, метрические с 1801 года. Причт прежде состоял из священника, диакона, дьячка, пономаря и просвирни. Из прежних священников известны: Симион, Евдоким, Афанасий, Стефан и Иерофей, служивщие в прошлом веке; Федор Филимонов (1795 — 1836), имевший орден Влидимира 4-й степени за усмирение бунта, бывшего в 1826 году, Иоанн Саввин, много сделавший для благолепия церковного. Ныне (в 1885 году - Б.В.) священствует Петр Семенов Фортификантов (рукоположен к храму в 1866 году – Б.В.), студент Новгородской духовной семинарии, бывший учителем в Тихвинском духовном училище. В числе священных предметов замечательны: два Евангелия, в лист (Москва, 1796 и 1688 гг.); иконы: Архангела Михаила, за левым клиросом, Спасителя и Святого Николая — в Никольском приделе. На образах — серебряные ризы, с вызолочен¬ными венцами. Риза на образ Михаила пожертвована полковником Александром Мартыновичем Сычевским, а остальные ризы — бывшим церковным старостою, деревни Выскатки, крестьянином Стефаном Никифоровым. До штатов причт содержался землею, доходами за требы и ругою. Руги собиралось больше 80 четвертей на причт. Петровщина состояла из коровьего масла. С 1843 году причт отнесен к 3-му разряду и получал 460 рублей серебром в год. Ныне священник получает 220 рублей, псаломщик — 70 руб. С получением жалованья сбор руги ограничился семью четвертями в год. Церковной земли 45 десятин. Из них — усадебной 1 десятина 650 саж., пахотной — 22 десятин 2,152 саж., сенокосной — 6 дес. Остальная земля неудобная, под лесом. Церковного до¬хода получается до 800 рублей. Часть его составляют проценты с 971 рублей, положенных на вечное поминовение. При церкви де¬ревянная сторожка. У членов причта свои дома. Церковных денег в бумагах 700 рублей, а наличными — 400 рублей.

http://sobory.ru/article/?object=00114

В очерке Христорождественского Александро-Иосифовского братства уже отмечено, на основании газетных сообщений, об открытии братством бесплатной столовой для бедных. Теперь, на основании отчетов, остается добавить, что новый источник благотворения принес и новый источник доходов, так что за последний отчетный год (1898–1899) по столовой числится в расходе 2,037 рублей, а в приходе (пожертвования) 3,409 рублей. Отпущено было обедов за год 47,371. Трогательно повествование отчета за первые месяцы деятельности столовой. Братство, ожидая крупного расхода, ассигновало по 2,400 рублей на столовую в год. Прошло 5 месяцев, было накормлено 12,575 человек и не только не было ничего истрачено из ассигнованной братством суммы, но она еще выросла на 767 рублей. Председателем совета братства остается Н. А. Резцов. За последние годы прибавилась в приюте для мальчиков стипендия А. И. Баумгартен; в последние годы воспитывалось в приюте три мальчика стипендиатами Ф. Н. фон Гаартман и один Т. С. Полежаевой. В богадельне состояли стипендии, по одной, О. М. Талашенковой, К. И. Менде, О. Н. Петровой и О. Н. фон Гаартман. К неприкосновенному капиталу прибавились суммы: П. Е. Демидовой 5,800 рублей, А. И. Баумгартен 2,000, О. Н. фон Гаартман 1,500, Е. В. Кесареева 200, А. Г. Небольсина и В. В. Комарова по 100. Кроме того, в тексте очерка надо читать не А. Н., а Л. Н. Петровой (13,000 рублей). Совет состоял из 23 лиц в 1898–1899 году, членов считалось 357. Пособий денежных выдано бедным, по 555 просьбам, 801 рубль и постоянных пособий выдается 410 рублей. Мужчин в числе просителей, получавших пособия, было менее восьми процентов. Более крупные суммы пожертвованы в последние годы: Н. А. Рездовым – 2,225 рублей, О. Н. фон Гаартман и А. Г. Небольсиным по 500, графиней Н. А. Стенбок-Фермор 300, В. Г. Васильевым и С. А. Резцовым по 200, А. Н. Каретниковой, И. П. Ромашевым, П. Д. Бычковым, А. А. Алексеевым , Ж. И. Игнатьевым, Б. П. и Н. И. Вульфсон и двумя неизвестными по 100 рублей. В. Г. Васильев купил для девочек 40 пальто на 600 рублей, Н. Н. Каретников, умерший недавно, ежегодно давал на дачу детям по 500 рублей, А. А. Ветошкина внесла на своих стипендиатов 400 рублей. Братство выражало в своих последних отчетах благодарность кандидату духовной академии В. П. Рождественскому за безмездное преподавание закона Божия в приюте и своему секретарю А. И. Яковлеву, заведующему столовой и своей деятельностью весьма много способствующему процветанию братства. В последний отчетный год было на приходе 22,724 рубля, в том числе членских взносов 1,767, кружечного сбора 1,707, процентов с капитала 2,395, дохода с недвижимости (валового) 10,555 и вещевых пожертвований на 1,880. Капитала у общества на 1 марта 1899 г. было 60,344 рубля и долгу числилось 8,262 рубля.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Устав Общества вспоможения бедным в приходе морского Богоявленского Николаевского собора утвержден министром внутренних дел 28 сентября 1870 года, а открыто общество 21 ноября 1870 года. В первый же год своей деятельности общество, кроме оказания помощи бедным выдачей денежных пособий, нашло возможным учредить приют для бесприютных детей. Приют был открыт 15 мая 1871 года, для 15 детей. За первые три года своего существования общество получала ежегодно членских взносов около 2,500 рублей и кружечного сбора около 1,700 рублей. Детский приют, в котором число вакансий постепенно увеличивалось, поглощал около 3,000 рублей. Таким образом, у общества получался ежегодный остаток уже от двух постоянных, определившихся источников дохода свыше тысячи рублей, – остаток, значительно увеличиваемый так называемыми единовременными пожертвованиями и процентами на возраставший капитал общества. В третий год общество решило к приему членских взносов и пожертвований и кружечному церковному сбору присоединить еще новый источник поступлений в пользу общества: сбор по рассылаемым по домам на имя домовладельцев подписным листам. Разосланные листы принесли обществу в тот же год 1,745 рублей. Тогда общество, увидев в сборе по подписным листам новый постоянный источник дохода, открыло, 22 октя бря 1873 года, приют для престар е лых женщин, или богад е льню, на первое время для 15 лиц. Пом е щение нан ято было в церковном дом е за 600 рублей в год. Товарищ председателя сов е та общества С. Д. Башмаков, по зав е щанию своей супруги Варвары, внес 600 рублей на обзаведение богад е льни и начал ежегодный взнос в пользу общества по 600 рублей на содержан ие пяти стипендий в богад е льн е и пяти в д е тском приют е , в память умершей. Благодарный сов е т постановил совершать ежегодно о щедрой зав е щательниц е заупокойную литургию и панихиду в день ее кончины, 12 ноября. К учрежденным на средства общества пятнадцати вакансиям в богад е льн е , сверх пяти стипендий Башмаковой, в первый же год прибавилось еще дв е стипендии на частные средства, а потом это число увеличилось. Точно также вырастал и д е тский приют: там к двадцати стипендиям общества и пят и Башмаковой было присоединено в 1876 году, наприм е р, 11 частных стипендий.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Стефан (Проценко Стефан Максимович), митр.Харьковский и Богодуховский Родился 2/15 августа 1889 года в с.Палеевка Сумской области. Окончил Агрономический институт. Несколько лет был преподавателем. В 1918 году окончил три курса Киевской духовной академии. В 1922 году окончил Нежинский историко-филологический институт и 5 марта того же года рукоположен во священника-целибата и назначен настоятелем к Свято-Троицкой церкви села Носовки, Черниговской области. Вскоре был пострижен в монашество и 24 ноября 1922 года возведен в сан архимандрита, оставлен настоятелем той же церкви. 26 августа 1926 года хиротонисан во епископа Козелецкого, вик.Черниговской епархии. На Украине в начале 20-х годов шла борьба против самосвятства и обновленчества. Нужны были большое можество, глубокая вера и искренняя любовь к Православной Церкви, чтобы принять на себя в эти годы бремя архипастырского служения. Он нес его безропотно более тридцати лет. С 28 октября 1932 года – епископ Черниговский и Козелецкий. С августа месяца 1936 года по 1942 год епархией не управлял. С 1942 года – епископ Уфимский. 10 ноября 1942 года возведен в сан архиепископа. Участвовал в постановлении Собора 8 сентября 1943 года об избрании Патриарха Сергия и об отлучении от Церкви священнослужителей и лишения их сана за измену и переход к Гитлеру. С 25 авг.1944 г. – архиепископ Полтавский и Кременчугский. В 1945 году награжден крестом на клобук. С 5 июня 1945 года – архиепископ Харьковский и Богодуховский. В 1947 году награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» С 8 по 18 июля 1948 года был участником церковного торжества в Москве по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. Соучаствовал в совещаниях патриархов и представителей автокефальных Православных Церквей по предложенным Московской Патриархией вопросам: а) Ватикан и Православная Церковь ; б) Экуменическое движение и Православная Церковь ; в) Об англиканской церковной иерархии; г) О церковном календаре. 12/25 февраля 1959 года возведен в сан митрополита Харьковского и Богодуховского.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Змиёв. Церковь Николая Чудотворца в селе Замостье. Николаевская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:не позже 1793. Год утраты:Не установлен. Адрес: Украина, Харьковская область, Чугуевский район, г. Змиёв, Замостье Координаты: 49.692072, 36.356127 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты С. Замостье, Николаевская церк., постр. в 1793 г. на средства прихож.; деревян., однопрест. От Харьк. в 36 в. Ближ. почт.-телегр. конт. в г. Змиеве в 1 в. Земли усадеб. ½ д., пахотн. 43 дес. Прихож. м. п. 1591, ж. п. 1584 д. Неприкосн. капит. 7535 руб., из него на 820 руб. процен. пользуется причт, остальными церковь. Причта по штату полож.: священ., диак. и псалом. Жалов. священ. 141 р. 12 к., псалом. 35 р. 28 к., диак. жалов. нет. Причт помещается в церк. домах, псалом. в наемн. при ежегодн. пособии от церкви в 36 р. Церк.-приход. шк., земск. учил. Попечит. есть. Село Чужумовка 2 в. и дер. Левковка 4 в. Священ. Стефан Крыжановский 50 л. Из низш. отд. семинар. Псалом. с 1874 г., диак. с 1879 г., священ. с 1885 г., на настоящ. месте с 1899 г. Проход. должн. законоуч. и завед. церк.-приход. шк. и законоуч. земск. учил. Последн. нагр. скуфья в 1896 г. Диак. Николай Гораин 40 л. Из 2-го кл. духов. учил. Псалом. с 1888 г., диак. с 1891 г., на настоящем месте с 1902 г. Проход. долж. учит. церк.-прих. шк. И. д. псалом. Симеон Краснопольский 20 л. Увол. из 2-го кл. духовн. учил., на настоящ. месте с 1903 г. Церк. стар. крест. Яков Майборода с 1899 г. Награжд. похв. лист. в 1902 г. Источник: " Справочная книга для Харьковской епархии " 1904 года Построена мастером лиманской школы в 1793 г. Одноверхая. Крещатая. Центральный участок в плане – восьмигранник, близкий к квадрату (четырехгранник с отсеченными углами), к которому прирублены 4 меньших рукава-шестигранника (четырехгранники с отсеченными наружными углами).

http://sobory.ru/article/?object=59182

Писаревка. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:не позже 1755. Год утраты:Не установлен. Адрес: Украина, Сумская область, Сумской район, с. Писаревка Координаты: 51.08017, 34.814481 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:любым общественным транспортом, который следует через Писаревку или в Писаревку, выходить на остановке " Писаревка " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью С. Писаревка, Покровская церк., постр. в 1755 г. старан. помещик. Андрея Савича, а в 1894 г. обновлена на счет потомств. почетн. граж. Николая и жены его Марии Лещинских; камен., однопрестольн. От г. Харьк. в 170 в. Ближ. почт.-телегр. конт. в г. Сумах в 20 в. Земли усадеб. 1¼ д., пах. 33 д. Прихож. м. п. 1661, ж. п. 1589. Неприкосновен. капит. 300 р., процентами пользуется причт. Причта по шт. полож.: свящ. диак. и псалом. Жалов. священ. 127 р. 40 к., диак. жалов. нет. Свящ. и псалом. помещаются в церк. домах, диак. в наемн., при пособии от церкви 60 р. в год. Церк.-приход. шк. и два земск. учил. Приход. попечит. нет. Хутор Хринуль, он же Корчаковка, в 5 в. и дер. Новая Сечь в 6 в. Свящ. Александр Павловский 42 л. Оконч. семин. по 2 разр. Свящ. и на настоящ. месте с 1885 г. Проход. должн. законоуч. и завед. церк.-приход. шк. и законоуч. земск. учил. Последн. нагр. скуфья в 1894 г. Диак. Иоанн Тюков 29 л. Из 2 кл. семин. Псалом. с 1895 г., диак. и на настоящ. месте с 1899 г. Проходит должн. учит. церк.-приход. шк. Псалом. Стефан Бородаевский 53 л. Оконч. приход. учил. Псалом. с 1865 г., на настоящ. месте с 1882 г. Церк. стар. крест. Андрей Беловодский с 1892 г. Источник: " Справочная книга для Харьковской епархии " 1904 года Писаревка на реке Алешенке, в 22 верстах от города Сум. В ревизской сказке 1732 года сказано, что «черкасы деревни Писаровки», поселены «тому лет 70», следовательно в 1662 году. В отчинное владение земли на реке Алешенке пожалованы были писарю Сумского полка Андрею Мартынову царскою грамотою от 3 октября 1688 года. Это была награда полковому писарю за службы его царям Алексею Михайловичу и Феодору Алексеевичу.

http://sobory.ru/article/?object=59135

Часть 1: Ковчег спасения Часть 2: Опекунша В сложной мозаике человеческой жизни бывают очень незначительные по времени встречи с людьми Духа, решающим образом меняющие всю ее картину. В судьбах семейства Малышевых и их опекунши монахини Марины (Изотовой) таких встреч и людей много. Познакомимся с двумя из них, имевшими прямое отношение к постригу матушки Марины и последующим событиям: архимандритом Серафимом (Проценко) и схимонахиней Таисией (Коржавиной). Карта Вырицы. Отмечены места, где жили два Вырицких Серафима Второй Вырицкий Серафим О том, что вырицких Серафимов было два, повествует краеведческий труд И.В. Попова . Биографическая хроника иеросхимонаха Серафима (Муравьева) теперь общеизвестна. А об архимандрите Серафиме (Проценко; 28.12.1874 – 29.12.1960) можно прочитать в материалах ПСТГУ и в Синодике Псковской миссии . В Синодике дата рождения указана с вопросительным знаком: «род. в 1874 (1869 (?))». Отец Иоанн Кронштадтский посоветовал молодому солдату принять монашество Архимандрит Серафим (Проценко Стефан Владимирович) родился в 1874 (1869 (?)) году в с. Карповка Славянской волости Изюмского уезда Харьковской губернии в крестьянской семье. Окончил церковно-приходскую школу. Помогал родителям по хозяйству. Во время службы в Санкт-Петербурге рядовым лейб-гвардии Семеновского полка он неоднократно посещал Кронштадт, встречался с отцом Иоанном Кронштадтским, по совету которого ушел в монастырь. Подвизался (1895–1917) в Сяндемской и Никифоровской пустынях, позже в Кирилло-Челмогорском мужском монастыре Олонецкой епархии. Пострижен в мантию с именем Серафим, рукоположен во иеромонаха. Этот монастырь, основанный в 1316 году преподобным Кириллом Челмогорским, пострижеником Новгородского Антониева монастыря , расположен в пяти верстах от Каргополя, близ Челмозера; на протяжении многих столетий обитель была паломническим центром Каргополья благодаря многочисленным чудесам от мощей преподобного Кирилла. Нуждаясь в средствах, монастырь в 1912 году устроил в Петрограде часовню на Обводном канале, 65, а затем подворье в доме 40 по Боровой улице, которое с 1917 по 1923 год по благословению митрополита Петроградского Вениамина открывал и строил отец Серафим. В 1918 году была освящена часовня во имя преподобного Кирилла Челмогорского и священномученика Ермогена. Домовая церковь находилась на углу нижнего этажа и пользовалась популярностью. В 1919 году храм стал приходским. В 1919–1924 годах отец Серафим был настоятелем храма, возведен в сан игумена, а затем архимандрита.

http://pravoslavie.ru/117332.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010