I. Соборный каменный храм во имя великомученика Никиты с приделом во имя преподобного Никиты столпника. Построен в 1564 году царём Иоанном Грозным в благодарность за рождение и исцеление от болезни сына, царевича Иоанна. В длину с папертью 1 храм имеет 18 сажен м], в алтаре 4 сажени м]; средняя глава на храме в окружности имеет 20 сажен м], а прочие по 11-ти м]. В 1759 году вместо малых древних окон сделаны большие. В этом храме находятся следующие древние иконы: 1) Образ спасителя, благословляющего десницею, а в шуйце держащего евангелие, написан в 1769 году. Весу в ризе серебра около 9 фунтов 686 г]. 2) Образ великомученика Никиты храмовой. Вклад Никиты Ведерницына в 1677 году. 3) Образ преподобного Никиты с чудесами и изображениями обретения в реке Волге вериг и крестов. Письмо на образе XVII столетия. Иконостас сделан в 1759 году; прочие иконы письма XVIII столетия. Стенное писание в храме устроено в 1885 году, письма XII века. 4) У правого клироса рака над мощами преподобного Никиты Столпника. В 1788 году рака обита серебряными досками с 3 сторон, весом в 1 пуд 12 фунтов кг]. Сень над ракой устроена в 1835 году. У раки образ преподобного Никиты с венцом серебряным и финифтью. Значился уже по описи 1701 года. II. Придел во имя преподобного Никиты Столпника. Он помещается с правой стороны алтаря соборной церкви против правого клироса. Древнего в нём только храмовая икона времён XVI столетия, а иконостас новый, устроен в 1865 году. С левой стороны алтаря вверху был другой придел во имя Всех Святых; но он, по неудобству входа в него, был упразднён и назначен для библиотеки и архива. Из других предметов древности в соборной церкви замечательны: 1) Две вышитые шелками и золотом хоругви – дар и труды супруги Грозного Анастасии Романовны. На одной вышит образ Благовещения и Господа Саваофа, святой Троицы и преподобного Никиты. Подпись вокруг шита золотом по зелёному атласу. На другой хоругви – с одной стороны образ пресвятой Богородицы, вышит золотом и серебром по красной камке, а с другой – образ великомученика Никиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Из надписей, которыми в старину изобиловала Преображенская церковь , сохранились не многие. Маляры, при каждом удобном для них случае, нещадно изглаждали их, чтобы дать место, если не фантазии своей, то именам и прозвищам своим. Вот сущность надписей след которых не изглажден еще: 1 . Обновлена подписью сия церковь Боголепного Преображения Господа нашего Иисуса Христа в лето 7071 (1563), при Благочестивом Государе Царе В. Князе Иоанне Васильевиче всея России Самодержце. 2 . Во славу Св. единосущные и нераздельные Троицы Отца и Сына и Св., Духа, повелением Благочестивейшия Великия Государыни Императрицы Екатерины Алексиевны Самодержицы Всероссийской, благословением Святейшего Правительствующего Синода и Преосвященного Самуила Архиепископа Ростовского и Ярославского, иждивением от ее Императорского Величества, всемилостивейше пожалованным при архимандрите Иоиле, в лето 1781-е обновлено в сей Преображения Господня церкви стенное письмо. Надписи сии, представляемые нами здесь с некоторыми сокращениями, желающий может прочесть в столповых клеймах. К сожалению, сим только и должна ограничиться любознательность читателя; ибо все другие старинные надписи давно изглаждены. Так, было некогда начертано на иконостасе, что он построен резным художеством и позлащен во храме Преображения Господня, при державе Благочестивейшего Государя Царя и В. Князя Петра Алексиевича всея России Самодержца, по обещанию стольника и вкладчика Григория Андреевича Племянникова, за здравие свое и супруги своея Марфы Артемьевны и сына своего Петра Григорьевича, при архимандрите Иосифе в лето 7218 (1710). Надпись эта исчезла вместе с иконостасом, который заменен нынешним, с сохранением впрочем, как выше сказано, древних икон, украшавших искони и доныне украшающих собою не только церковь , но и прилегающую к ней Духовскую часовню. III. Церковь Св. Чудотворцев К Преображенской церкви с южной стороны прилегает церковь Св. Благоверных Князей Феодора и чад его Давида и Константина. Церковь эта, строенная Архиепископом Авраамом и им же освященная в 1831 году, заменила собою Чудотворскую и придельную во имя Преподобного Михаила Малой на, которые освящены были в 1612 году, при державе Михаила Феодоровича. Но и они, в свою очередь, не первые на месте сем явились, а созидалися на основаниях гораздо древнейшей Входо-Иерусалимской церкви, заложенной в 1218 году, т. е. лет за восемьдесят до блаженной кончины Преподобного Феодора.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

Иоанна Белоградского. Так, 24-го ноября 1676 г. состоялось распоряжение о том, чтобы живописного дела ученик Иван Мисюков красками написал вновь три деревянных тябла к деисусам и к праздникам и починил деисусы 113 . 25-го июля 1677 г. были снова починены деисусы, праздники, пророки и местные иконы и царские двери и заново покрыты олифой. Починка производилась в набережном иконном тереме, а работали с иконописцем Никифором Бовыкиным кормовые иконописцы меньшей статьи – Артемий Иванов, Никита Антипьев, Кузьма Максимов и Иван Иванов 114 . При новом капитальном возобновлении Верхоспасского собора была возобновлена и церковь св. Иоанна Белоградского. Так, в 1679 г. было куплено 18 фунтов зеленой меди на царские двери и на богородичные образа, что в пророках, и олифа на местные иконы, деисусы, праздники, пророки и на царские двери, и из зеленой меди были сделаны 8 дощечек, на которых были поставлены евангелисты в царские двери, а олифой олифили жалованные иконописцы местные образа, деисусы, праздники, пророки и царские двери, а приказал те иконы олифить и писать Алексей Тимофеевич Лихачев 115 . Жалованный живописец Федор Евтифиев с товарищами писали золотом на северной и южной дверях архидиакона Стефана, архангела Михаила и 12 пророков, а также деисусы, праздники 116 и местные иконы: Пресв. Богородицы, Спасителя, Феодора Стратилата и страсти св. Иоанна Белоградского 117 . Он же с товарищами писал на полотне иконописным письмом апостольские проповеди 118 в числе 24 икон 119 . Иван Безмин писал стену аспидом по черепашному и в том же храме написал 600 дубовых кирпичей черным и зеленым аспидом, и тем кирпичем был выстлан пол церкви для государского пришествия 120 . В 1680 г., под наблюдением Ушакова, производилась новая реставрация в храме, при чем было возобновлено стенное письмо. Московские кормовые иконописцы первой статьи – Исаия Ананьин с товарищами написал по полотну херувимы 121 , а живописец Петр Карпов с товарищами вновь написал на полотнах апостольские проповеди 122 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Под 1449 и 51 годами летописи упоминают о сооружении Святителем Ионою на этом месте каменной церкви во имя Положения ризы Пресвятыя Богородицы во Влахерне; сим храмом увековечена память победы В. К. Василия Темного над Седиахметовыми Татарами в 1451 году, Июля 2, и вместе с тем положено основание Митрополичьему двору, перенесенному сюда с бору около этого времени; ибо Иона Митрополит на своем дворе, пред дверьми Пресвятыя Богородицы 668 , поставил каменную себе палату, а Зосима Брадатый построил три кельи с подклетами. Это были в Московском кремнике одни из первых каменных палат, о коих летописи говорят на ряду с важными государственными и церковными событиями того времени. Спустя 65 лет после сооружения этой Митрополичьей церкви, при Митрополите Геронтии, Псковские мастера построили новую, освященную 1486 года. В опустошительный пожар 1547 года сия церковь сгорела с Митрополичьим двором. При возобновлении ее Макарием Митрополитом устроена Святительская палата, наименованная Макариевскою 669 и Белою, а потом Золотою. В пребывание Поляко-литовцев церковь сия и двор Митрополичий так были разграблены и разорены, что первая оставалась без служения, а в другом нельзя было жить; до возобновления их Патриарх Филарет помещался в келейках на Троицком Богоявленском подворье, откуда уже в 1624 году перешел в свои Государевы новыя кельи; в том же году иконник Назар Истомин писал в Патриаршую домовую церковь Деисус для иконостаса, а котельных дел староста Д. Сверчков починивал паникадила. 670 Через два года, ужасный пожар в Кремле истребил на Патриаршем дворе деревянное строение и самая церковь тогда потерпела повреждение. В 1644 году сделаны в ней некоторые перестройки и поновления: в стенах прибавлены для свету окна, а в главе вновь пробиты. Стенное письмо тогда писали Царские зоографы Сидор Осипов и Иван Борисов. 671 В делах Патриарших 1624 года упоминается при церкви Ризположенской придел во имя Св. Великомученика Георгия. 672 В них она именуется на Государеве Патриаршем дворе и на сенях; когда же она в 1655 году отошла к Государеву двору, тогда причислена к верховым, или стенным церквам, а ныне к ружным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

В 1855 году церковь была передана под Александрийское патриаршее подворье. Никольскую церковь восстановили по проекту архитектора Н. И. Козловского иждивением московских купцов — ктитора церкви Николая Ивановича Каулина и Алексея Гавриловича Шевелкина. Новые иконостасы выполнил резчик В. И. Астафьев и золотарь Дмитрий Иванов, кипарисовые иконы в серебряных окладах, стенное живописное письмо — иконописец Рогожин; утварь работы Фадеева. В 1874 и 1889 гг. церковь была обновлена на средства потомственного почетного гражданина Алексея Дмитриевича Расторгуева; освящения церкви — 6 декабря 1874 г. и 8 июля 1889 г. В 1885 году на средства настоятеля Александрийского патриаршего подворья Архимандрита Геннадия была построена часовня в честь Св. Николая Чудотворца, освящена в феврале 1887 года. Церковь Св. Николая Чудотворца является Объектом культурного наследия, охранный N114. Советский период [ править править код ] Церковь Николая Чудотворца в Подкопаях была закрыта в 1929 году. Внутреннее убранство Были сломаны кресты и главки приделов и главы алтаря. В церкви сначала устроили жилые помещения. Затем, вплоть до 1990 года, территория бывшего подворья находилась в распоряжении завода «Полиэтилен» Управления химической промышленности, разместившего здесь свой инструментальный цех. Интерьеры церкви были уничтожены, настенные росписи — закрашены, объем был разделен на два этажа. К алтарям приделов церкви, к часовне, колокольне и дому причта в разное время были сделаны 1-этажные пристройки. В доме причта располагались конструкторский отдел завода (2-й этаж) и раздевалка рабочих инструментального цеха (1-й этаж). Каменный одноэтажный технический объём был поставлен и в юго-восточном углу церковного владения. Шатровое завершение часовни было утрачено в начале 1970-х годов. Возрождение [ править править код ] Церковь возвращена и вновь освящена 29 сентября в 1991 года. На Никольской церкви восстановлены главы и кресты, разобраны уродливые пристройки советского периода. В приделах восстанавливаются первоначальные росписи, идёт работа над созданием главного иконостаса. На Никольской часовне восстановлен шатёр с главкой, разобрана техническая пристройка с северной стороны.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Никола...

Ярославль. Храмовый комплекс Воздвиженского прихода. Крестовоздвиженский приход Храмовый комплекс. Не действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Россия, Ярославская область, г. Ярославль, ул. Кооперативная, д. 2 Координаты: 57.63529, 39.88589 Изменить описание объекта Храмы комплекса: Карта и ближайшие объекты Воздвиженский приход (холодный храм Воздвижения Креста Господня и теплая церковь в честь Космы и Дамиана) находится на углу улицы Кооперативной (бывш. Железная улица) и Флотского спуска (бывш. Воздвиженская улица). Поначалу церкви были деревянными, но в 1675-1722 гг. были отстроены в камне. Строительство холодного пятиглавого каменного храма было начато в 1675 г., главный его престол во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня освящен в 1688 г. В южной части алтаря помещался придел Казанской иконы Божией Матери, освященный 27 июля 1690 г. Храм был расписан фресковой живописью в 1734-1735 гг., на средства его прихожан купцов Викулиных, артелью ярославских художников во главе с Алексеем Ивановым Сопляковым. Росписи лишь частично сохранились под побелкой. В 1860–1865 гг. в Крестовоздвиженском храме были произведены масштабные ремонтно-восстановительные работы – были обновлены стенописи и иконы, позолочены иконостасы в главном алтаре и в Казанском приделе, устроена паперть с западной стороны храма. Ремонт производился на средства купцов Крохоняткиных и Константиновых. В 1722 г. с южной стороны от летнего храма сооружена теплая одноглавая церковь с трапезной во имя Святых Бессребреников Космы и Дамиана. В южной части алтаря ее был устроен придел во имя преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского. Зимний храм Воздвиженского прихода выстроен в традициях XVII столетия и представляет собой так называемый тип «кораблём», с небольшим четвериком, вытянутым по оси север-юг и перекрытым сомкнутым сводом, пониженной трёхчастной апсидой с востока и обширной трапезной с запада. Единственная главка стояла на двух перекрещивающихся арках. Цоколь здания полностью ушёл под землю, карниз трапезной и апсиды выполнен выпусками кирпича, в нижней его части применён поребрик. Существующие прямоугольные окна растёсаны. Храм расписан в конце XVIII в. Дмитрием Иконниковым. В 1803 г. Яковом Сопегиным устроены новые изразцовые печи. В 1842 г. резчик Иван Алексеев соорудил новый иконостас. В 1843 г. ярославским мещанином Федором Ивановым Телегиным на деньги купцов Крохоняткиных церковь и алтарь были украшены стенной живописью. В 1869 году стенное письмо было поновлено и заново вызолочен иконостас.

http://sobory.ru/article/?object=36197

Представление препод. Сергия и перенесение мощей его в храм (табл. LIII). Из числа старинных икон Сергиевской церкви отметим икону Пресв. Богородицы «Умиление» XVII в. и икону св. Царевича Димитрия в басменном окладе. Троицкая церковь 1650 г. (табл. LIV) – одна из самых красивых и типичных церквей Костромы XVII в., снаружи богато украшена превосходными изразцами, теперь уже закрашенными. Местная икона св. Троицы, несомненно, очень древняя, с деяниями; но она покрыта массивной чеканной ризой. Икона Фёдоровской Богоматери в деяниях XVII в.; очень хорошего письма; икона Св. Николая Чуд. в деяниях также XVII в.; Неопалимая Купина того же времени (на клиросе); очень хорошая большая икона Сошествия, Св. Духа с космосом XVII в., местного, по-видимому, изготовления. В правом приделе – икона Тихвинской Богоматери XVII в. в басменном окладе и Фёдоровской, а на запрестольном кресте редкое, хотя и не очень древнее, изображение, Св. Василия «иже в Херсоне епископствовавый» (муч. IV в.). 47 Там же 4 иконы XVII в.; вставленные в большой деревянный крест и на столпе икона Свв. Ярославских чудотворцев, князей – Фёдора, Давида и Константина. Церковь Иоанна Богослова (на каткиной горе, 1686 г). Иконостас резной XVIII в.; иконы в нем того же времени; хорошие царские врата; на них резные горельефные изображения сошествия Св. Духа на апостолов (с Богоматерью в середине): резьба исполнена в широком размашистом стиле. Икона Иоанна Богослова XVII в. Потир, дискос и звездица оловянные конца XVIII в. Братина красной меди XVII в. и красномедное ведерко XVIII в. Резное изображение И. Христа в темнице западного стиля XVIII в. Церковь Христорождественская 1685 г. Икона Параскевы пятницы с деяниями, в русской обстановке (архитектура), очень хорошая XVII в. Икона св. Геннадия Любимоградского, не древняя (XVIII – XIX), но прекрасного письма. Господь Вседержитель в басменном окладе XVII в. Икона Варвары великомученицы XVIII в. и Екатерины великомуч. в деяниях. Икона Иоанна Предтечи (табл. LVII), с поновлеными деяниями, с подписью: «1714 писал костромитин Василии Никитин». В. Никитин – известный иконописец. Он неоднократно, начиная с 1659 г. был вызываем в Москву для работ: чинил древки для знамен; исполнял «шатерное дело» в приказе большого дворца, откуда и «сбежал с товарищами»; расписывал церковь Феодора Стратилата на Троицком Богоявленском монастыре; писал стенное письмо в комнате у государя; вместе с Симоном Ушаковым писал образа в церковь Нерукотворнного Спасова образа, что у великого Государя вверху на сенях; починивал иконы в церковь Сретения, что у великого Государя на сенях; 48 в 1685 г. участвовал в росписи Ипатьевского собора вместе с Гурием Никитиным. В росписи иконописцев Оружейной палаты Василий Никитин отнесен к третьей статье.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

" ...В 1848 году артелью Д.Г. Буренина создаются росписи в Корсунской церкви – в помещении трапезной. По контракту от 2 июля 1848 года с церковным старостой угличским 3-й гильдии купцом Петром Михайловым Кошкиным «с разрешения епархиального архиерея преосвященнейшего Евгения, в теплой Макарьевской церкви сделать живописное стенное письмо следующих клейм: а) В самом верху – О Тебе радуется всякая тварь, а ниже оного уборку; б) В святом алтаре против престола – моление Спасителя о чаше; в) На задних простенках… церкви вверху – убрус Спасителя, а ниже притчу о мытаре и фарисее; г) Взади в трапезе – Духа Святаго в воздухе». Помимо росписей выполнить семь икон для нового иконостаса трапезной: «на трех по два лика апостольских, а на прочих четырех – Воскресение Лазаря, уверение Фомы, Коронование Божией Матери и Триипостасное Божество». Кроме того, «поновить двенадцать икон старых, вычистивши их, снявши черноту и покрывши лаком». Уточнялся ряд других важных вопросов: «Живопись должна быть сделана лучшими художниками и лучшим образом, употребляя все краски масляные. Равно и иконы должны быть написаны по представленной им для образца иконе. Рамы оконные и простенки зашпатлевать и выкрасить белой краской, равно и связи железные. Работу кончить к 1-му числу октября сего года. И весь материал употреблять мне Буренину свой собственный на свой кочт». Вопрос оплаты, выдерживания сроков и качества определялся следующим образом: «За всю сию работу получить мне Буренину двести восемьдесят пять рублей семьдесят пять копеек серебром, из коих сто рублей серебром получить по окончании всей работы, а прочую сумму в течение работы. А ежели же я не окончу работы к назначенному сроку или не удовлетворю желанию как старосты, так и прихожан, т.е. по освидетельствовании кем следует художество мое будет низкого достоинства, то вправе заставить меня поправить». В случае кончины подрядчика право окончания работы предоставлялось его сыну – Павлу Дмитриеву... " По материалам статьи Е.А. Лиуконена " Династия живописцев Бурениных "

http://sobory.ru/article/?object=02887

Строили ее Псковские мастера 14 , и 31 августа 1486 г. она была освящена 15 . Эта церковь существует и поныне. Возобновленная после пожара 1547 г. митрополитом Макарием церковь не мало пострадала в польское разорение вместе с митрополичьим двором и притом настолько значительно, что патриарх Филарет мог перейти в свое помещение, отстроенное около сей церкви, только в 1624 г. В сем же году патриарх позаботился о благоукрашении своей крестовой церкви и заложил при ней особый предел в честь св. великомученика, Георгия Победоносца. На средства патриаршей казны иконописец Федор Васильев разными красками расписал в сем пределе тябла, а Назар Истомин – местный образ велико- муч. Георгия, к которому в 1628 г. плотником Осипом Ивановым был сделан киотец. Кроме сего, над престолом было сшито из красно-лазоревой крашенины небо, чтобы «волос и пыль не пала», были куплены напрестольные одежды, церковные сосуды и блюдце. Патриархом же были пожертвованы два евангелия, из коих одно было с серебряно-золочеными изображениями евангелистов, весом 19 золоти. В 1626 г. предел был освящен, но в том же году весь Ризположенский храм значительно пострадал от случившегося в Кремле пожара, почему потребовалось возобновление его. По приказанию патриарха и на средства его казны, в 1627 г. Назаром Истоминым были написаны иконы св. Троицы, мерою цка в высоту 2 арш. без 2 вер., а в ширину 1 аршин без вершка, на красном золоте, Пресв. Богородицы с предвечным Младенцем, святителей Петра и Ионы и два небольших образа препод. Михаила Малеина и преподобномученицы Евдокии, имена которых носили царь Михаил Феодорович и царица Евдокия Лукьяновна. Тот же иконописец в 1628 г. написал в Ризположенскую церковь образ св. пророка Илии, к которому сусального дела мастером Киприаном Флоровым был сделан киот в казенном олове, а пушечного приказа мастером Тимофеем Утником – железный луженый шендал. Иконописец, же Леонтий Остафьев написал иконы Спасителя и св. Иоанна Богослова, Сидор Осипов, Иван Борисов и Семен Абрамов – стенное письмо, сусального дела мастер Ипат Васильев позолотил большой крест, а котельных дел староста Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

В начале XVIII в. Ризположенская церковь представляется уже в довольно запущенном виде. При осмотре ее в 1722 г. было найдено, что окна в числе 12 в самом храме и 4 – в главе, вышиною по 3 арш., а поперек до полуаршина, требовали починки, железные решетки были ветхи, а четырех окончин и совсем не было. Чрез лещедную крышу храма и сквозь своды шла течь, стенное письмо, писанное золотом и красками, было вётхо. Также 4 ветхи были три железных двери и пол дубовый. Примыкавшее же к церкви крыльцо от грановитой палаты с перилами, длиною 5 арш. и поперек – 3 аршина, выстланное каменными лещедьми и ступенным камнем, требовало починки. Теплая трапеза подле церкви, что к патриаршему крыльцу, длиною 5 саженей без аршина и поперек – 4 арш., имела над собою и в себе ветхие своды и 7 окон, вышиною по пол-2 аршина и шириною по 1 аршину. Из сей трапезы вело к Успенскому собору каменное крыльцо, длиною пол – 3 сажени и поперек – пол-3 аршина. У крыльца и у паперти было 4 деревянных двери, а на крыльце окно с железною решеткою, но без окончин. Из той же трапезы всхожая каменная лестница вела к Екатериненской церкви. Длина ее была пол-3 сажени, а поперек – пол-3 аршина. Выстлана была она каменными лещедми и ступенным камнем – и по своей ветхости нуждалась в починке. Бывшие же у лестницы 3 окна с железными решетками не имели ни вставней, ни окончин 27 . Осмотр церкви, к сожалению, не вызвал исправления указанных ветхостей и потому новое обследование храма в 1730 г. не только подтвердило существование прежних ветхостей, но выяснило уже новые. Как оказалось, стенное письмо в алтаре и церкви настолько обветшало, что во многих местах осыпалось: сквозь своды в алтаре, церкви и трапезе шла течь, вследствие ветхости лещедной крыши. Требовалось также сделать вновь свод над трапезою и при том ниже для того, чтобы с кровли трапезы не шла течь чрез окна в алтарь Екатериненской церкви, а самые своды, чрез которые проникала течь, подмазать и стенное письмо поновить. Ветки были также большие слюденые окончины в алтаре, а в трех окнах их и совсем не было. В трапезе, под деревянным дощатым полом, каменный свод провалился, а в 6-ти окнах не было окончин, при чем архитектор нашел нужным, чтобы два окна были закладены кирпичом и замазаны. В палатке при трапезе пол сгнил, окна дверные, дверь и в окне вставень были также ветхи. Около же церкви, с правой стороны, что от грановитой палаты, каменное крыльцо отсело и опустилось, а угол трапезы от той же палаты и под церковью столпы и под трапезою, что с левой стороны, стены и своды сгнили и требовали исправления 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010