Особенно много сделал для собора митрополит Иона Сысоевич. Кроме постройки огромной колокольни с знаменитейшим по всей России звоном, им построено множество митр и других облачений; он также расписал соборный храм альфресковою живописью. Преемник его, митрополит Иоасаф Лазаревич, стал украшать собор в совершенно другом вкусе. Прежний каменный иконостас он заменил резным деревянным с позолотою и такие же иконостасы сделал вокруг четырех каменных столпов; написал новые иконы и пробил для большого света 9 широких окон, чем совершенно обезобразил прежнюю величественную архитектуру храма. В самой внутренности собора, с правой стороны алтаря, вероятно, этим же митрополитом сделана каменная прикладка, значительно сократившая размеры этого алтаря. В прикладке сделана лестница в северо-восточную главу и там устроено нечто вроде палатки; под сводом этой главы, половина которой была закрыта каменным столпом, на уцелевшей половине оказалось прекрасно сохранившееся фресковое изображение апостола; живопись эта, по заявлению художников, относится к XIII веку, т. е. современна постройке собора. В 1730 году, внутренность соборного храма обгорела и архиепископами Георгием Дашковым и Иоакимом в 1731–1735 годах была восстановлена. Вновь построены главы железные, полужёные оловом по решетке; кровля покрыта железом 6 ; сделан новый до сего времени существующий иконостас, а также и в приделе св. Леонтия; в главном же иконостасе многие образа написаны вновь. В 1780 году, архиепископ Самуил (впоследствии митрополит Киевский) возобновил стенное альфресковое письмо в соборе. Эта художественная работа была в 1841–1843 годах замазана крайне неприглядною масляною живописью. В это печальное для собора время, тогдашний отец протоиерей, в течение своего долгого служения, немало потщился к благоукрашению собора в новейшем вкусе, и кроме многих древних кремлевских зданий сломал без надобности прекрасную часовую башню, построенную в 1699 году митрополитом Иоасафом; другие отцы протоиереи и купцы-старосты тоже немало приложили стараний к подобному благоукрашению древнего отечественного памятника.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/v...

Углич. Церковь Илии Пророка. Церковь Троицы Живоначальной, Ильинская церковь /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью " ...Через несколько лет после сравнительно небольших работ в трапезной Корсунской церкви Дмитрий Григорьевич Буренин принимает более масштабный и престижный заказ – выполнение росписей в верхнем Троицком храме Ильинской церкви города Углича. Одна из наиболее значительных местных церквей до 1930-х годов стояла на одноименной площади, прилегавшей к Московской улице. По условию от 2 марта 1853 года со старостой угличским почетным гражданином 1-й гильдии купецким племянником Иваном Аркадиевым Зиминым, с согласия священно- и церковнослужителей и приходских людей следовало «в холодной во имя Святыя и Живоначальныя Троицы церкви их в алтаре и в храме сделать стенное письмо из масляных красок». В текст документа включен реестр, дающий хорошее представление о составе сюжетов и общей композиции: «1) Во святом алтаре над престолом Триипостасное Божество, по краям четырех евангелистов. На южной стене, между окнами за престолом Трех Святителей… За жертвенником – святого апостола Иакова, брата Господня, святого Николая Чудотворца и святого Григория Двоеслова. Вверху арки над завесою – убрус Спасителя, поддерживаемый ангелами. 2) В куполе храма вверху Спасителя благословляющего, а по сторонам в 14 клеймах историю страдания Иисуса Христа и некоторых из обстоятельств жизни прежде страдания Его. 3) В средине, между верхними и нижними окнами в 6 клеймах избранные старостою из Евангелия истории. 4) За клиросами святителей московских Петра, Алексия и Ионы и ростовских чудотворцев Леонтия, Исаии, Игнатия, Иакова и Димитрия. 5) На западной стене Сошествие Святаго Духа на апостолов и в 4-х клеймах также избранные из Евангельских историй. 6) В арке вверху Деисус и по сторонам ярославских чудотворцев Феодора, Давида и Константина и угличских чудотворцев царевича Димитрия, князя Романа, Паисия, Кассиана и Игнатия. 7) В верхних окнах по сторонам написать девять чинов Небесной Иерархии».

http://sobory.ru/article/?object=38657

И именно эта, вторая по счету, версия Успенского собора дошла до наших дней, правда, изменившись до неузнаваемости. Многочисленные коррективы вносились поэтапно – в несколько приёмов была совершенно видоизменена первоначальная паперть с приделами, позакомарное покрытие сменилось на четырехскатное, а самой нелепой в череде перестроек стала трансформация в 1781 году главы собора (разобрана П. Д. Барановским в 1924 году). В описи Княгинина монастыря 1665 года читаем: ” В монастыре церковь Успения Пресвятой Богородицы каменная, покрыта вновь тесом, и на той церкви глава вновь сделана древяная большая, покрыта по тёсу чешуёю осиновою; алтарь и закомары покрыты тёсом; на той же церкви на стене на южной стране от святых ворот киот древяная покрыта чешуёю же, в киоте писано стенное письмо: образ Успения Пресвятой Богородицы.  У той же церкви два придела, на них главы крыты чешуёю древяною, алтарь и паперти крыты тёсом же ”. Понятное дело, ни осинового лемеха, ни тесовых кровель мы сейчас не увидим – а жаль, было бы очень колоритно. И сразу возникает вопрос – а есть ли сейчас у нас в стране хоть где-нибудь каменные храмы, крыты тёсом и чешуёю древяною ? Согласно архивным описям монастыря, первоначально в XVI веке Успенский собор имел единственный, южный Благовещенский придел, позакомарное покрытие которого вторило нарядному покрытию четверика собора - этот вывод был сделан также в ходе исследований 1958-1960-х годов. Высота придела была чуть ниже высоты южной апсиды. В конце следующего столетия галерея вокруг собора, вероятно, серьёзно пострадав во время одного из пожаров, кардинально перестраивается – верхняя часть придела с живописными закомарами разбирается, его высота уменьшается вдвое, а упростившееся покрытие становится посводным. С севера примерно в это же время симметрично пристраивается Христорождественский придел. На архитектурно-исторический период указывает характерный декор дошедших до наших дней окошек приделов. “Ходовыя паперти” (т. е. галереи) перестраивались еще не раз.

http://sobory.ru/article/?object=01780

Из композиционных особенностей собора отметим сильный сдвиг главы к восточной стороне куба. Барабан возведен не над серединой основного объема, а над центром всего здания, включая апсиды. Этот прием обусловлен стремлением к гармоничности и уравновешенности объемно-композиционного построения; он ведет свое происхождение также от раннемосковских храмов. Восточная пара столбов поставлена близко к межапсидным стенкам, почти сливается с ними, подготавливая во многом позднейший переход к двухстолпию. В результате внешние деления пилястрами северного и южного фасадов не совпадают с внутренними пространственными членениями интерьера столбами, что ведет к декоративности фасадных форм. Успенский собор оказал большое влияние на сложение и развитие местной каменной культовой архитектуры, во многом предопределив разработку ее планировочных и объемно-композиционных форм, а также характер убранства. Одноэтажная сводчатая паперть собора с западной и северной сторон относится к 1595-1596 годам. На наружных стенах паперти хорошо заметны первоначальные широкие арочные проемы, в XVII веке заложенные и превращенные в небольшие окна. Высокий притвор с главой и низким полукруглым тамбуром входа, возведенный в 1791 году, значительно искажает внешний облик собора. О внутреннем убранстве первых двух деревянных храмов Кирилловской обители почти ничего не известно. Скудные летописные источники лишь упоминают о том, что вторая деревянная церковь Успения украшена была «благолепными» иконами. Существует предположение, что из этого храма происходит икона «Богоматерь Одигитрия» московской школы второй четверти XV века. Фигура богоматери трактована в обобщенно-монументальных формах. Строгое, спокойное лицо ее слегка повернуто к младенцу. В верхних углах иконы изображены склонившиеся к Марии ангелы. Внутреннее убранство каменного Успенского собора, известное по различным источникам, было довольно нарядным и богатым. Идеи нестяжателей, очевидно, не оказали существенного влияния на его оформление. Главную «красоту» храма составляли иконы и стенопись. Собор был расписан в 1641 году на вклад царского дьяка Никифора Шипулина. Сохранившаяся на северной стене летопись-надпись донесла имя основного автора фресок: «Подписывали иконное стенное письмо иконописцы Любим Агеев со товарищи». Любим Агеев хорошо известен по росписям Николо-Надеинской церкви в Ярославле и московского Успенского собора. Однако судить о его почерке весьма трудно, так как эти фрески в XVIII-XIX веках были записаны и обновлены, а стенопись собора Кирилло-Белозерского монастыря покрыта в 1838 году грубой масляной живописью. Расчищенные отдельные незначительные фрагменты говорят о том, что в творчестве Любима Агеева были еще необычайно сильны старые монументальные черты.

http://sobory.ru/article/?object=05139

Ношва – лоток, корыто Нудить – принуждать Нужный – трудный; ветхий Нутко – ну Обаче – все-таки Обвечереть – поужинать Обетованный – обещанный Богом; желанный Обнадежие – надежда, уверенность Образ – икона Образцоватый – живописный Обруб – ограждение Обуркаться – свыкнуться Овый – один Огибью – кругом, вокруг Оглашать – обвинять, оговаривать, клеветать Однова – один раз Одр – постель, кровать Оклад (города) – территория, ограниченная крепостными стенами Окротить – здесь: успокоить Он пол – другой берег (реки) Опаска – осторожность, предосторожность Опасно – тщательно, с особым вниманием Опасный – внимательный Оплошно – беззаботно, не опасаясь Опознаваться – знакомиться, вступать в общение Опричь – кроме Опростаться – освободиться Органистов – на много голосов, как орган (пение) Оскудать – обеднеть, обнищать Острог – укрепление Оторопеть – находиться в состоянии страха, замешательства; испугаться Отпуск (отпуст) – заключительное благословение в конце богослужения Отход – общественный туалет Паки – снова, опять Палестина – местность, край Память – записка Панихида (понихида) – церковная служба по умершему Панцырь (пансырь) – защитные доспехи Папежец – католик Паша – титул высших сановников и генералов в старой Турции и Египте Пекнеш (пешкеш) – подарок Пенежник – меняла Пенять – жаловаться Переволока – пространство между реками, через которое перетаскивают суда для дальнейшего плавания или перевозят товары Перещепить – превзойти, перещеголять Перси – груди Петь – уж, же Печать пропускная – проезжая грамота с печатью Печься – заботиться Письмо (стенное) – роспись стен Питка (пипка) – курительная трубка Питропос – наместник Плащаница (плащеница) – полотно, которым обертывали тело умершего Плотный – телесный, плотский; воплощенный Поганый – языческий, иной веры Погода (великая) – ненастье, буря, шторм Поготову – тем более; окончательно, полностью; в полной готовности Подниматься бороною – двигаться вверх беспорядочно Подружил – жена Подсолнечная – земля, вселенная Подъем – подъемные деньги по случаю военного похода

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2014 г. Находится в Народном переулке (бывш. Губернаторский), д. 2а. Первый каменный приходский храм в Ярославле. В XVI в. на этом месте стояла деревянная церковь Благовещения. По преданию, при постройке каменного Благовещенского храма в 1620 г. была обретена икона Николая Чудотворца, которую прибило к берегу Волги как раз у места постройки новой церкви. Образ Николы был перенесен в еще не разобранную деревянную Благовещенскую церковь, где от него последовали чудеса. Поэтому горожане решили строящуюся каменную церковь освятить во имя Николая Чудотворца. Пятиглавый четырехстолпный храм, окруженный с трех сторон открытой двухъярусной галереей-папертью, с восьмигранной шатровой колокольней над ее северо-западным углом был построен в 1620-1621 г.г. на месте деревянной Благовещенской церкви на средства богатого купца, государева гостя Епифания Андреевича («Надеи») Светешникова. Храм двухэтажный, с высоким подклетом под церковью, служившим и складом товаров Е.А. Светешникова, и усыпальницей его рода. Приделов было три: во имя Михаила Малеина (в диаконнике, с южной стороны алтаря), Александра Свирского (с южной стороны паперти) и Благовещенский (с северной стороны), вероятно, в память о существовавшей здесь некогда церкви. Декоративное убранство храма лишено роскоши, пластично и выразительно. Детали убранства - аркатурный пояс, арочки и ширинки - органично слиты со стенами. Архитектурный язык церкви перекликается с современными ей сооружениями Спасского монастыря - Входоиерусалимским храмом и перестроенными тогда Святыми воротами. Храм имеет свободную асимметричную композицию, к центральному объему примыкают, кроме галерей, колокольня, крыльцо, приделы. На колокольне находилось 7 колоколов, «немецкого литья», а также «тоже немецкой работы очень хорошие ходовые часы с боем». В 1830-х г.г. храм был перестроен, в частности, были удалены четыре боковые главы «для облегчения сводов церковных». С 5 июля 1640 г. по 15 октября 1641 г. стены и своды были расписаны артелью из 20 городовых мастеров, присланных Иконописной палатой Московского кремля. В состав артели входили костромич Любим Агеев сын Елепенков, нижегородец Иван Лазарев сын Муравей, ярославец Степан Ефимьев сын Дьяконов, москвичи Иван Никитин, Борис Алексеев, Андрей Мартемьянов, Никифор Ульянов, Федор и Борис Тимофеевы, а также ярославцы Севастьян Дмитриев, Михайла Сидоров, Данила и Федор Ульяновы и костромичи Илья Данилов, Василий, Прокопий и Дмитрий Ильины дети Запокровские, Иван и Иван Ивановы дети Поповы и Матвей Дементьев сын Бородин. В 1695 г. в связи с закладкой галереи стенное письмо на паперти «к старому вновь было приписано».

http://sobory.ru/article/?object=00577

Теперь в здании подворья – новая хозяйка. Так и хочется посетовать: «Эх, Марина Витальевна, Марина Витальевна, и все, кто продал вам это святое место! Неужто вы на этой земле сами по себе – без почвы, без корней, без предков? Ведь если бы они могли встать и посмотреть вам в глаза, и спросить с вас по совести, куда бы побежали вы? В храм бы побежали, в церковь Божию, Марина Витальевна. Так что же вы?.. Остается только пожелать вам дорасти до великодушия купеческой вдовы Марии Ивановны Боровковой, подарившей это здание Леушинскому монастырю, и уж если не затеплить в святом месте очаг иноческой жизни, то хотя бы устроить, пусть и частный, музей Иоанно-Предтечинского Леушинского монастыря. За такое ваше деяние в долгу не останется Тот, Кто обещает и за малое даяние воздать обильно». С такими мыслями в последний раз оглядываюсь на святой уголок, прикровенно живущий своей тайной жизнью под рубищем современности. Если тратишь на грешное силы, Если храм обошел стороной, Ты еще не вернулся в Россию, Ты еще не вернулся домой… В Рыбинске и его окрестностях не раз бывал отец Иоанн Кронштадтский , о чем хочется привести хотя бы одно свидетельство летописца местной церковной жизни того времени. В 1894 году 17 августа батюшка Иоанн сослужил владыке Ионафану, который совершал «освящение и Божественную литургию в храме с. Нижненикульского, Рыбинского уезда, отстоящего от Южской обители в 8 верстах. Прибыв в храм Всемилостивого Спаса Нерукотворенного образа в селе Нижненикульском в 10 часу и облачившись в святительские одежды, Владыка, по прочтении часов и положенной требной молитвы, окропил алтарь и весь храм, ранее освященною водою протоиереем Кронштадтским Иоанном Ильичем Сергиевым. В храме сем как летнем, так и зимнем возобновлено стенное письмо и иконостас, который покрыт масляною краскою бирюзового цвета и золотою художественною резьбой на средства петербургского купца Ивана Ивановича Кулагина, лично пригласившего к сему освящению о. протоиерея Кронштадтского Иоанна Сергиева». После чая и обеда «от купца Кулагина», «архипастырь вместе с о. протоиереем Кронштадтским Иоанном Ильичем Сергиевым, вскоре отправились… в Южскую Дорофееву пустынь на ночлег.

http://azbyka.ru/fiction/uzelki-na-pamya...

Когда все было кончено, приступлено было к внутреннему обновлению собора, к позолоте иконостаса, к реставрации икон, к стенному писанию и т. п. Вся эта работа произведена была в 1873 – 75 гг. Реставрацию икон взялся было произвести иконописец Петр Абрамович Пыпин, но реставрация ему не удалась, и он вновь написал все иконы на прежних досках и по прежним рисункам. Он же производил и стенное писание. 22 июня 1875 г. холодный Владимирский собор был освящен высокопресвящ. Антонием, архиепископом казанским и свияжским. Престол в холодном Владимирском соборе один, во имя Владимирской Божией Матери. Кругом престола устроено каменное широкое возвышение на одну ступень от пола, горнее место каменное на две ступени. Иконостас вышиной в 6 ярусов, а шириной в 9 икон (с царскими вратами); весь иконостас вызолочен, без красок или полей. По правую сторону царских врат икона Господа Вседержителя, по левую – икона Владимирской Божией Матери; обе иконы в серебряных вызолоченных ризах с венцами. В венце у Божией Матери и на плече – камни дорогие. Ризы эти работы Антонова 1847 г. – жертва прихожан Вериных… Все иконы в иконостасе поновлены в 1873 – 74 гг. иконописцем Петром Абрамовичем Пыпиным. За правым клиросом в киоте икона св. Николая с серебряным венцом. Киот и сама икона устроены старанием и средствами казанского купца Александра Михайловича Студенцова. За левым клиросом киот с иконою ветхозаветной Троицы – жертва казанского купца Павла Федоровича Трефилова. Близ клиросов поставлены первые металлические хоругви – жертва казанского купца Максима Егоровича Окулова. По середине Владимирского собора подвешено большое бронзовое литое и вызолоченное паникадило в три яруса, на 36 свечей, заплачено 2050 руб. Перед местными иконами 6 подсвечников больших, с прозолотой и подвесками, каждый по 125 руб., 4 подсвечника преданалойных и спускное паникадило малое в 50 руб. – все это жертва прихожанина казанского купца Сергея Евсеевича Александрова. На аналогии полагается икона Владимирской Божией Матери местная, из теплой Рождественской церкви. На лето она переносится в холодный Владимирский собор. Письмо иконы живописное, хорошее греческое. Оклад иконы и венец Божией Матери серебряные вызолоченные, а риза жемчужная с разными дорогими камнями. Все украшения на иконе Владимирской Богоматери оцениваются в 3048 руб. 60 коп. Особую заботу об устройстве драгоценной ризы проявил церковный староста Михаил Никифорович Жеребков…

http://sobory.ru/article/?object=51410

Церковь Константина и Елены Существовала ли эта церковь при В. К. Димитрие Донском, летописи ничего не говорят; но при нем были уже Константиноеленские ворота Кремля, вероятно, получившие свое название от церкви. В 1470 году летопись упоминает о пожаре на Подоле близь церкви Константина и Елены от двора Богдана Носова. 804 Неизвестно также, после пожаров, не возобновила, В. К. Елена Глинская, сию церковь в честь своего ангела. В делах придворного Архива 1630 года значится: « церковь Царя Константина, что в Кремле городе у стены;» 805 потом она называется, по своему местоположению, что под горою, а переулок, бывший близ нее, Цареконстантиновским. Церковь сия, прежде, вероятно, деревянная, вместе с Кремлем испытывала бедствия частых в нем пожаров. Дела придворного Архива показывают, что в 1651 году Боярин Илья Данилович Милославский строил сию церковь каменную, которую потом возобновила в 1692 году Царица Наталия Кириловна и Царевич Алексей Петрович. С того времени сохранила сия церковь свой прежний тип и мало потерпела от позднейших переделок и поновлений; к ней пристроена довольно обширная трапеза с восьмигранною колокольней. В 1756 году, в ней возобновлены иконостас, стенное и иконное письмо, исправлены ветхости под смотреньем Князя Д. Ухтомского. 806 Разграбленная неприятелями в 1812 году, она долго служила пристанищем для разоренных церковнослужителям и сторожам. Самый храм составляет квадратное здание, построенное из тяжеловесного кирпича; по углам его выдаются лопатки; окна с теремками вверху, в два света; с южной и северной стороны вхожия крыльца; а с западной над входом или притвором колокольни под всею церковью обширные подвалы, прежде служившие помещением для церковнослужителей и сторожей. Глава над нею на глухом подглавии, осененная четвероконечным крестом с полумесяцем при подножии. Другая малая глава над трапезою означает придельный храм. Внутренность церкви стилем соответствует внешности; свод ее стрельчатый; в стенах голосники. Иконостас старинный в пять поясов с витыми столбиками, коими разделяются иконы Греческого письма, конца XVII века. Возобновленный храм сей в 1837 году, Сентября 22 освящен Митрополитом Филаретом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

С того времени до половины XVIII века, внешность и внутренность здания этого неоднократно возобновлялись: по изгнании Поляков из Москвы, где они оставили глубокие следы разрушения и искажения памятников церковного и гражданского зодчества, в тройственное царствование Иоанна, Петра и Софии, особенно в царствование Елисаветы Петровны. По осмотру известного в то время Архитектора Ивана Мичурина, в 1759 году, найдены в ограде монастыря ветхости, иконное и стенное письмо в соборе и церквах потускнелым и местами повредившимся. По смете, на починку каменного и деревянного строения и на возобновление иконописи и стенописи требовалось 24,326 р. 93 к. Указом Св. Синода повелено было употребить на первый раз из остаточных сумм 5883 р. 93 ¼ к., сверх того, 23 р. за проданную ветхую жесть 40 . При этой починке, вероятно, кровля на соборе переделана, окна пробиты шире и перемычки их сделаны прямыми, так что первые представляя прямоугольные отверстия, похожие на окна обыкновенного дома, не соответствуют стилю храма. Подобное искажение зданий нередко допускалось под предлогом увеличения в них освещения. Между тем, как древние зодчие делали в церквах окна под самыми пятами сводов, следственно над головами предстоящих; от этого освещение, входившее сверху во внутренность, разобщало зрение их с предметами вне святилища, которое внизу и в средине освещалось лампадами, паникадилами и свечами. Такой таинственный полусвет в древних храмах способствовал сосредоточивать внимание к молитве. Очевидно, что новый архитектор, при возобновлении этого собора, не понимал различия храмового зодчества от гражданского 41 и не знал соответствия частей целому в древних памятниках первого. Этот собор, складенный из крупного тяжеловесного кирпича с частыми связями из железа, составляет прямоугольник длиною 12, а шириною 9 сажен. На толстых его стенах с северной и южной стороны широкие лопатки с раскреповкою, образуют по четыре арки, а на восточной и западной по три арки в виде нишей. В междуэтажии, на месте образа, идет пояс из валиков и платиков. Над тремя только арками возведены пять глав, из коих средняя величиною своей превышает остальные четыре; она обита вызолоченною жестью, а прочия четыре железом, окрашенным в голубую краску и увенчаны четвероконечными крестами с полумесяцами, при подножии. Прежде главы сии, как показывает старинный чертеж монастыря, были все вызолочены. Четвертая арка, не увенчанная главою, нарушает симметрию здания и от того он кажется однобоким. К восточной его части примыкают три полукружия для главного алтаря и два для двух придельных, соединенных с ходового крытою папертью вокруг собора. Над расширенными пятью окнами в полукружиях остались еще сандрики прежних, состоящее из легких арочек, соединенных одна с другою. В цоколе пять пролетов с деревянными затворами ведут в усыпальницу под алтарями; через них то, в 1812 году, проведены были неприятелями мины для взорвания собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010