I. Соборный каменный храм во имя великомученика Никиты с приделом во имя преподобного Никиты столпника. Построен в 1564 году царём Иоанном Грозным в благодарность за рождение и исцеление от болезни сына, царевича Иоанна. В длину с папертью 1 храм имеет 18 сажен м], в алтаре 4 сажени м]; средняя глава на храме в окружности имеет 20 сажен м], а прочие по 11-ти м]. В 1759 году вместо малых древних окон сделаны большие. В этом храме находятся следующие древние иконы: 1) Образ спасителя, благословляющего десницею, а в шуйце держащего евангелие, написан в 1769 году. Весу в ризе серебра около 9 фунтов 686 г]. 2) Образ великомученика Никиты храмовой. Вклад Никиты Ведерницына в 1677 году. 3) Образ преподобного Никиты с чудесами и изображениями обретения в реке Волге вериг и крестов. Письмо на образе XVII столетия. Иконостас сделан в 1759 году; прочие иконы письма XVIII столетия. Стенное писание в храме устроено в 1885 году, письма XII века. 4) У правого клироса рака над мощами преподобного Никиты Столпника. В 1788 году рака обита серебряными досками с 3 сторон, весом в 1 пуд 12 фунтов кг]. Сень над ракой устроена в 1835 году. У раки образ преподобного Никиты с венцом серебряным и финифтью. Значился уже по описи 1701 года. II. Придел во имя преподобного Никиты Столпника. Он помещается с правой стороны алтаря соборной церкви против правого клироса. Древнего в нём только храмовая икона времён XVI столетия, а иконостас новый, устроен в 1865 году. С левой стороны алтаря вверху был другой придел во имя Всех Святых; но он, по неудобству входа в него, был упразднён и назначен для библиотеки и архива. Из других предметов древности в соборной церкви замечательны: 1) Две вышитые шелками и золотом хоругви – дар и труды супруги Грозного Анастасии Романовны. На одной вышит образ Благовещения и Господа Саваофа, святой Троицы и преподобного Никиты. Подпись вокруг шита золотом по зелёному атласу. На другой хоругви – с одной стороны образ пресвятой Богородицы, вышит золотом и серебром по красной камке, а с другой – образ великомученика Никиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Ныроб. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты В первой половине XVIII века в Ныробе сформировался каменный архитектурный ансамбль, подобного которому нет во всем крае. Посреди села на возвышении стоят две каменные церкви. Между ними с южной стороны находилась колокольня — главная архитектурная доминанта ансамбля. Она состояла из низкого четверика, высокого восьмигранного столпа и двух восьмериков с главой. Несмотря на крупные пропорции, колокольня не делала тяжеловесным ансамбль, а значительно обогащала его художественный образ. К сожалению, колокольню разобрали в 1934 году. Более ранней в ансамбле является пятиглавая Никольская церковь, построенная в 1704 году и освященная в 1705 году. Архитектура церкви решена в стиле " московского барокко " . Церковь имеет традиционное построение - по одной оси расположены квадратный в плане куб, трапезная, пятигранная апсида. Чуть позднее с запада пристроили крыльцо с висячей гирькой. При реставрации памятника в середине 1950-х годов его убрали, посчитав за деталь, не соответствующую первоначальному облику. Церковь поставлена на бутовый фундамент и опоясана многопрофильным цоколем и поребриком. На южной стороне трапезной находится вход в подклет. Двусветный куб храма увенчан пятиглавием. Первоначально главами выделялись апсида и трапезная. Никольская церковь славилась обилием украшений барочного типа. Весь памятник убран каменной резьбой. Фасады храма украшены наличниками, многорядными карнизами с модульонами, ажурными полукружьями закомар. Немалый интерес представлял интерьер Никольской церкви. В стенах храма, обращенных к алтарю и трапезной, сделаны трехарочные проемы. Пластичность интерьеру придают сомкнутые своды, высокие распалубки окон в алтарной апсиде, трапезной и откосы верхних окон в храме. В трапезной и храме стены были покрыты росписью по известковой затирке. В летописи церкви, на правой стене центральной арки (позже забеленной) при переходе из трапезной в храм, было указано, что " начато сие стенное письмо в 1722 году, а совершися в 1725 году. Писал второй степени живописец Михаил Казаринов " . В Никольской церкви обнаружено и такое явление: на всех четырех сторонах свода имеются углубления в виде восьмиконечных крестов, заполненные деревянными крестами. В стенах храма реставраторы обнаружили ниши с глиняными сосудами, которые улучшали акустику. Помимо архитектуры, храм интересен иконой Святого Христофора с собачьей головой.

http://sobory.ru/article/?object=02952

Под 1449 и 51 годами летописи упоминают о сооружении Святителем Ионою на этом месте каменной церкви во имя Положения ризы Пресвятыя Богородицы во Влахерне; сим храмом увековечена память победы В. К. Василия Темного над Седиахметовыми Татарами в 1451 году, Июля 2, и вместе с тем положено основание Митрополичьему двору, перенесенному сюда с бору около этого времени; ибо Иона Митрополит на своем дворе, пред дверьми Пресвятыя Богородицы 668 , поставил каменную себе палату, а Зосима Брадатый построил три кельи с подклетами. Это были в Московском кремнике одни из первых каменных палат, о коих летописи говорят на ряду с важными государственными и церковными событиями того времени. Спустя 65 лет после сооружения этой Митрополичьей церкви, при Митрополите Геронтии, Псковские мастера построили новую, освященную 1486 года. В опустошительный пожар 1547 года сия церковь сгорела с Митрополичьим двором. При возобновлении ее Макарием Митрополитом устроена Святительская палата, наименованная Макариевскою 669 и Белою, а потом Золотою. В пребывание Поляко-литовцев церковь сия и двор Митрополичий так были разграблены и разорены, что первая оставалась без служения, а в другом нельзя было жить; до возобновления их Патриарх Филарет помещался в келейках на Троицком Богоявленском подворье, откуда уже в 1624 году перешел в свои Государевы новыя кельи; в том же году иконник Назар Истомин писал в Патриаршую домовую церковь Деисус для иконостаса, а котельных дел староста Д. Сверчков починивал паникадила. 670 Через два года, ужасный пожар в Кремле истребил на Патриаршем дворе деревянное строение и самая церковь тогда потерпела повреждение. В 1644 году сделаны в ней некоторые перестройки и поновления: в стенах прибавлены для свету окна, а в главе вновь пробиты. Стенное письмо тогда писали Царские зоографы Сидор Осипов и Иван Борисов. 671 В делах Патриарших 1624 года упоминается при церкви Ризположенской придел во имя Св. Великомученика Георгия. 672 В них она именуется на Государеве Патриаршем дворе и на сенях; когда же она в 1655 году отошла к Государеву двору, тогда причислена к верховым, или стенным церквам, а ныне к ружным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Толга. Введенский Толгский женский монастырь. Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты В 1681-1683 годах на месте разобранного Введенского собора был возведен новый, с приделом святых князей Федора, Давида и Константина. В 1690-1691 храм расписала артель, в составе которой трудились ярославские и костромские мастера Дмитрий Семенов, Василий Иосифов, Федор Федоров, Михаил Андроников, Иоанн Дмитриев, Иоанн Андрианов, Стефан Андрианов, Иоанн Сергеев, Иаков Васильев, Тихон Прохоров, Никифор Дмитриев, Карп Георгиев, Федор Лазарев, Дмитрий Иоаннов, Петр Аверкиев, Леонтий Федоров, Василий Федоров, Симеон Сергеев, Федор Анисимов, Игнатий Григорьев, Сергей Дмитриев, Алексей Петров, Сергей Доментианов, Кондрат Иванов, Иоанн Иларионов, Михаил Евдокимов. Росписи осуществлялись на средства окольничего Василия Федоровича Жирово-Засекина, потомка святого князя Федора. В 1839-1840 годах интерьер Введенского собора был значительно обновлен: сооружен новый пятиярусный иконостас, поправлено стенное письмо «с возможным соблюдением рисунка каждого клейма». Эти и другие работы были выполнены во время управления Толгским монастырем преосвященного Авраама (Шумилина), бывшего архиепископа Ярославского, им за 1837-1844 годы «во всем монастыре не оставлено без внимания ни одного здания, ни одной вещи, нуждавшихся в какой-либо ремонтировке или поправке». В 1628 году царь Михаил Федорович пожертвовал 100 рублей на «каменное колокольное строение», но деньги эти были использованы на литье колокола. Надпись на нем гласила: «Вылит Пресвятой Богородицы Толгского монастыря казенными деньгами при державе Государя царя и Великого князя Михаила Федоровича, при игумене Серапионе с братиею, а в нем весу 100 пудов, а цена 500 рублев, лета 7140 В 1678 году колокол разбился и был перелит в Голландии с повторением прежней надписи и добавлением новой на латыни:»Евергард Сплинтер слил меня в Кнелизе». В 1677 году набор колоколов Толгского монастыря пополнился новым благовестником, отлитым «по обещанию окольничего князя Никиты Яковлевича Львова на его деньги; дано на него тысячу рублев при игумене Гордиане, а весу всем колоколе 200 пудов. Лил сей колокол мастер Федор Моторин [отец Ивана Моторина, отлившего знаменитый царь-колокол]». Сооружение колокольни завершилось к 1685 году, четвертый ярус был надстроен в 1825 году.

http://sobory.ru/article/?object=05720

Церкви во имя Воскресения Христова и Воздвижения Честного Креста Господня в Большом Кремлевском дворце в Москве Источник Ныне существующая в Большом Кремлевском Дворце церковь в честь Словущего Христова Воскресения была устроена при царе Феодоре Алексеевиче на месте бывшей церкви во имя св. преподобномученицы Евдокии. Этот же храм, «что у Государыни Царицы на сенех», был устроен в 1627 г., без сомнения, в честь ангела второй супруги царя Михаила Феодоровича, царицы Евдокии Лукьяновны 1 . Посему представление сей церкви на рисунках, изображающих венчание на царство царя Михаила Феодоровича, пятиглавой, хотя и соответствует действительности, но страдает явным анахронизмом, так как в 1613 году Евдокиинского храма еще не было. О реставрациях, происходивших в храме до времени царя Феодора Алексеевича, сохранилось мало сведений. В чем состояло первое возобновление церкви в 1654 году, даже совершенно неизвестно, хотя оно, несомненно, было, так как в сем году, было совершено освящение ее, вероятно, малое 2 . В 1660 г. Ушаков с товарищами писал в Евдокиинской церкви царские двери 3 , а московский кормовой иконописец Тимофей Чертенок золотил киоты 4 . В сем же году двери и ставни в окнах были обиты красным сукном 5 . В 1664 году кормовой иконописец Иван Владимиров с товарищами расписывал в церкви травы 6 , а Симон Ушаков с другими написал образа: Спасителя, Богоматери, И. Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, двенадцати апостолов и 17 икон господских праздников 7 и стенное письмо 8 . В 1673 и 1674 гг. Симон Ушаков с другими иконописцами чистил, олифил и вновь починивал иконы, которые были снесены из церкви преподобной Евдокии 9 , а иконописец Иван Филатьев реставрировал деревянный аналой 10 и, наконец, в 1677 г. к празднику Пасхи были вновь обелены стены в церкви, причем левкасные работы производили Ивашка да Матюшка Афанасьевы 11 . Как домовый храм, Евдокиинская церковь была часто посещаема запросто царями и царицами. Особенно же часто посещала ее царица Евдокия Лукьяновна, в честь ангела которой церковь была устроена.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне архиерейский дом с присовокуплением жития святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина Ярославских чудотворцев Источник I. Очерк обители На левом берегу Котрости, близ впадения ее в Волгу, высятся каменные стены и башни, блещут кресты и главы церквей. Это древний Спасо-Преображенский монастырь, нынешний Архиерейский Дом 1 . История его связуется с историею края. Еще град Ярославль младенчествовал, а в Спасовом уже курился фимиам, возносились мольбы. Ко Спасу притекали князья и народ. Пред образом Спаса давали обеты, слезы радостей и горя изливались пред Ним. При бедствиях народных искали все спасения под благодатию Всемилостивого Спаса, под сению обители Его. А в начале XIII века в нем было уже училище. Лаврентьевская летопись, говоря о деяниях Великого князя Константина Всеволодовича, прозванного, за любовь его к просвещению, мудрым, замечает, что он, при посредстве духовника своего, Игумена Ярославского Петровского монастыря Пахомия 2 , основал в Спасо-Преображенском монастыре первое на севере училище. Бывши первым по времени, училище это было таковым и по учебным пособиям, ибо Державный Основатель его завещал ему драгоценное собрание книг, в числе которых находилось более тысячи кодексов Греческих 3 . Сверх сего, Князь наделил училище и волостями; оставалось расти вертограду и укореняться. На беду, задумали пересадить его на новую почву, в Ростов. Это случилось в 1214 году, по вступлении помянутого Пахомия на кафедру Ростовскую. Тут прозябало оно, но не долго – всего 14 лет. Пожар, в 1227 году, истребил, к общей жалости, здания училища и его библиотеку 4 . Другой памятник священный, воздвигнутый в Спасском монастыре Константином, составляют две церкви. Одна из них – Преображенская заложена в 1216 году; другая Входо-Иерусалимская в 1218-м 5 . О церкви Преображенской известно, что она достраивалась сыном Константина Всеволодом и освящена Кириллом I-м, епископом Ростовским, 1-го Августа 1224 года 6 . Три с половиною столетия существовал храм сей, сохраняя во всех частях первобытный свой видь, затем в 1516 году обновлен он, а можно думать, что и распространен. Но в чем бы ни заключались возобновления сии, только основания храма доднесь остались не тронутыми. За это ручается совершенное сходство кладки и самых материалов с теми, какие усматриваются в Ростовском соборе, строенном, как известно, в одно время с церковию Преображенскою и одним и тем же Державным Князем. Должно полагать, что и самое стенное письмо Преображенской церкви, хотя многократно подновляемо было, но делалось это с мудрою осмотрительностию и с глубоким уважением к священной старине. Чтоб убедиться в этом, стоит только внимательно приглядеться к типам ликов, начертанных в паперти и в самой церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

Калуга. Церковь Николая Чудотворца при Николаевской мужской гимназии. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Храм в честь святителя Николая Чудотворца при Николаевской мужской гимназии (ул. Ленина, 83). Николаевская мужская гимназия шла открыта в 1804 г., будучи преобразована из Главного народного училища. Гимназия помещалась в трехэтажном здании, выстроенном Калужским дворянством. На ее содержание и на ремонт дома, а также на библиотеку казной ежегодно выделялось 6150 руб., а приказом общественного призрения — 3350 руб. Здание гимназии многократно перестраивалось и расширялось, особенно 1900—1902 гг. В это же время был сооружен гимназический храм, освященный 6 декабря 1903 г. В честь святителя Николая. В нем хранилась икона Воскресения Христова с частицей Гроба Господня, высланная в дар гимназии Патриархом Дамианом Иерусалимским по просьбе губернатора Офросимова. Сейчас в этом здании размещается один из учебных корпусов Калужского государственного педагогического университета, а в помещении храма находится актовый зал. Из книги «Земля Калужская –земля Святая» В семинарском здании в нижнем этаже, находился Никольский собор. Он устроен в 1831 г. из часовни на сумму 1 тыс. руб., пожертвованную унт. -офицером Мякошиным, и на собранные в Калуге на сооружение 424 руб. Храм был возобновлен в 1901 г., причем прежнее стенное письмо уничтожено и заменено новым. Икон в храме очень много. На южной его стороне заставлено стенное изображение византийского стиля Перенесение мощей св. Николая в Бар - град. На этой стороне обращает внимание копия Репинской картины Избавление св. Николаем от рук палача невинноосужденных.Главною святынею собора является икона св. Николая чудотворца, к которой население прибегало во время общественных бедствий. Св. Николай изображен в большом поясном размере; вверху же на иконе написана копия Калужской Казанской иконы Божией Матери, а по сторонам ее свв. Сергий Радонежский и Пафнутий Боровский на правой стороне, а на левой свв. Тихон и Лаврентий Калужские. По преданию, эта икона сооружена иждивением Калужского общества и стояла прежде среди торгово-промышленных заведений, находившихся на восточной стороне Калуги, на посаде, точнее там, где были ранее кузницы, около Ильинской церкви. В собор она поступила после пожара, так как торгово-промышленные заведения были перенесены на другое место. Другим чтимым образом храма является икона Каплуновской Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=04228

Углич. Церковь Илии Пророка. Церковь Троицы Живоначальной, Ильинская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты " ...Через несколько лет после сравнительно небольших работ в трапезной Корсунской церкви Дмитрий Григорьевич Буренин принимает более масштабный и престижный заказ – выполнение росписей в верхнем Троицком храме Ильинской церкви города Углича. Одна из наиболее значительных местных церквей до 1930-х годов стояла на одноименной площади, прилегавшей к Московской улице. По условию от 2 марта 1853 года со старостой угличским почетным гражданином 1-й гильдии купецким племянником Иваном Аркадиевым Зиминым, с согласия священно- и церковнослужителей и приходских людей следовало «в холодной во имя Святыя и Живоначальныя Троицы церкви их в алтаре и в храме сделать стенное письмо из масляных красок». В текст документа включен реестр, дающий хорошее представление о составе сюжетов и общей композиции: «1) Во святом алтаре над престолом Триипостасное Божество, по краям четырех евангелистов. На южной стене, между окнами за престолом Трех Святителей… За жертвенником – святого апостола Иакова, брата Господня, святого Николая Чудотворца и святого Григория Двоеслова. Вверху арки над завесою – убрус Спасителя, поддерживаемый ангелами. 2) В куполе храма вверху Спасителя благословляющего, а по сторонам в 14 клеймах историю страдания Иисуса Христа и некоторых из обстоятельств жизни прежде страдания Его. 3) В средине, между верхними и нижними окнами в 6 клеймах избранные старостою из Евангелия истории. 4) За клиросами святителей московских Петра, Алексия и Ионы и ростовских чудотворцев Леонтия, Исаии, Игнатия, Иакова и Димитрия. 5) На западной стене Сошествие Святаго Духа на апостолов и в 4-х клеймах также избранные из Евангельских историй. 6) В арке вверху Деисус и по сторонам ярославских чудотворцев Феодора, Давида и Константина и угличских чудотворцев царевича Димитрия, князя Романа, Паисия, Кассиана и Игнатия. 7) В верхних окнах по сторонам написать девять чинов Небесной Иерархии».

http://sobory.ru/article/?object=38657

Церковь Константина и Елены Существовала ли эта церковь при В. К. Димитрие Донском, летописи ничего не говорят; но при нем были уже Константиноеленские ворота Кремля, вероятно, получившие свое название от церкви. В 1470 году летопись упоминает о пожаре на Подоле близь церкви Константина и Елены от двора Богдана Носова. 804 Неизвестно также, после пожаров, не возобновила, В. К. Елена Глинская, сию церковь в честь своего ангела. В делах придворного Архива 1630 года значится: « церковь Царя Константина, что в Кремле городе у стены;» 805 потом она называется, по своему местоположению, что под горою, а переулок, бывший близ нее, Цареконстантиновским. Церковь сия, прежде, вероятно, деревянная, вместе с Кремлем испытывала бедствия частых в нем пожаров. Дела придворного Архива показывают, что в 1651 году Боярин Илья Данилович Милославский строил сию церковь каменную, которую потом возобновила в 1692 году Царица Наталия Кириловна и Царевич Алексей Петрович. С того времени сохранила сия церковь свой прежний тип и мало потерпела от позднейших переделок и поновлений; к ней пристроена довольно обширная трапеза с восьмигранною колокольней. В 1756 году, в ней возобновлены иконостас, стенное и иконное письмо, исправлены ветхости под смотреньем Князя Д. Ухтомского. 806 Разграбленная неприятелями в 1812 году, она долго служила пристанищем для разоренных церковнослужителям и сторожам. Самый храм составляет квадратное здание, построенное из тяжеловесного кирпича; по углам его выдаются лопатки; окна с теремками вверху, в два света; с южной и северной стороны вхожия крыльца; а с западной над входом или притвором колокольни под всею церковью обширные подвалы, прежде служившие помещением для церковнослужителей и сторожей. Глава над нею на глухом подглавии, осененная четвероконечным крестом с полумесяцем при подножии. Другая малая глава над трапезою означает придельный храм. Внутренность церкви стилем соответствует внешности; свод ее стрельчатый; в стенах голосники. Иконостас старинный в пять поясов с витыми столбиками, коими разделяются иконы Греческого письма, конца XVII века. Возобновленный храм сей в 1837 году, Сентября 22 освящен Митрополитом Филаретом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Ярославль. Храмовый комплекс Воздвиженского прихода. Крестовоздвиженский приход Храмовый комплекс. Не действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Россия, Ярославская область, г. Ярославль, ул. Кооперативная, д. 2 Координаты: 57.63529, 39.88589 Изменить описание объекта Храмы комплекса: Карта и ближайшие объекты Воздвиженский приход (холодный храм Воздвижения Креста Господня и теплая церковь в честь Космы и Дамиана) находится на углу улицы Кооперативной (бывш. Железная улица) и Флотского спуска (бывш. Воздвиженская улица). Поначалу церкви были деревянными, но в 1675-1722 гг. были отстроены в камне. Строительство холодного пятиглавого каменного храма было начато в 1675 г., главный его престол во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня освящен в 1688 г. В южной части алтаря помещался придел Казанской иконы Божией Матери, освященный 27 июля 1690 г. Храм был расписан фресковой живописью в 1734-1735 гг., на средства его прихожан купцов Викулиных, артелью ярославских художников во главе с Алексеем Ивановым Сопляковым. Росписи лишь частично сохранились под побелкой. В 1860–1865 гг. в Крестовоздвиженском храме были произведены масштабные ремонтно-восстановительные работы – были обновлены стенописи и иконы, позолочены иконостасы в главном алтаре и в Казанском приделе, устроена паперть с западной стороны храма. Ремонт производился на средства купцов Крохоняткиных и Константиновых. В 1722 г. с южной стороны от летнего храма сооружена теплая одноглавая церковь с трапезной во имя Святых Бессребреников Космы и Дамиана. В южной части алтаря ее был устроен придел во имя преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского. Зимний храм Воздвиженского прихода выстроен в традициях XVII столетия и представляет собой так называемый тип «кораблём», с небольшим четвериком, вытянутым по оси север-юг и перекрытым сомкнутым сводом, пониженной трёхчастной апсидой с востока и обширной трапезной с запада. Единственная главка стояла на двух перекрещивающихся арках. Цоколь здания полностью ушёл под землю, карниз трапезной и апсиды выполнен выпусками кирпича, в нижней его части применён поребрик. Существующие прямоугольные окна растёсаны. Храм расписан в конце XVIII в. Дмитрием Иконниковым. В 1803 г. Яковом Сопегиным устроены новые изразцовые печи. В 1842 г. резчик Иван Алексеев соорудил новый иконостас. В 1843 г. ярославским мещанином Федором Ивановым Телегиным на деньги купцов Крохоняткиных церковь и алтарь были украшены стенной живописью. В 1869 году стенное письмо было поновлено и заново вызолочен иконостас.

http://sobory.ru/article/?object=36197

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010