Иконописец почал краски тереть марта с 29-го числа. А к тому стенному письму дано ему красок киноварю, черлени, вохры немецкие, по фунта празелени, голубцу по полфунту, сурику, лазори по фунту (сурику 2 фунта), клею рыбья фунт. Да ему ж Апостолу велено написать в Оружейном же Приказе над большими казенными дверьми в верху на стене бытьи, внизу травы. А к тому стенному письму дано ж ему, Апостолу, красок, черлени, киноварю, зелени, вохры немецкие, голубцу, празелени, лазори, крутику по фунту». 5-го апреля сделана была прибавка к жалованью. Апостолу Юрьеву окольничий и оружейничий Богдан Матвеевич Хитрово и стольник Афанасий Иванович Нестеров приказали ему ж, Апостолу, дать с сего числа по 2 алтына на день, а 18 апреля даны прибавочные деньги и за прошлое время с 6 февраля, и уплачено за воскресные, и за «прогульные» дни (с 7 по 26 марта, когда Юрьев находился в Посольском Приказе) по 2 же алтына на день, «да ему ж, иконописцу, велено дать Государева жалованья в приказе за иконописное и за стенное письмо сукна доброго кармазину четыре аршина» Ободренный Царским вниманием, грек придрался к случаю пожалования ему сукна и не преминул подать Государю новую челобитную – пожаловать ему и на подкладку, так как, пишет Юрьев, «в том твоем Государеве жалованье в сукне мне, холопу твоему, платна сделать и прикладу купить нечем и от мастерства дать нечего». Государь не отказал греку и на этот раз и пожаловал ему «в приказ» три рубля. В сентябре Апостол Юрьев, указав на обстоятельство своего приезда в Москву, а также на то, что все греки, представлявшиеся вместе с Юрьевым Государю, на отпуск в свою землю получили Царское жалованье, – просил Государя пожаловать его «для его «иноземства и выезду и в .. скудости». При удовлетворении этой челобитной руководились тем, кто из приезжих греков сколько получил, Государева жалованье «в приказ». Не замедлила поступить к Царю и другая челобитная того же грека Апостола Юрьева о прибавке ему жалованья, так как «все дорого», чтобы ему «будучи у...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Прочитайте прилагаемое при сем письмо о священнике Малинине, и возвратите. Не знаю, вызваться ли, чтобы преосвященный его прислал. А если придете в лавру, – то, думаю, надобно дать ему пожить, и помолиться, в ожидании, что Бог покажет. Поздравляю вас с прибытием в Москву Государя Императора, Государыни Императрицы, Великого Князя Константина Николаевича и Великой Княжны Александры Николаевны, сего дня в понедельник, после вечерни. Завтра будут в Успенском соборе. Вы спросите, может быть, что же буду я делать в мае? – Не знаю. Теперь видно только, что не без причины с начала апреля указано на май, а не ранее я требован, тогда как требовать спешили. Помолитесь, да устроит Господь все во благое. Мир вам и братии призываю. Апреля 29-го 1835. Письмо 110 Мир от Господа вам, о. наместник, и братии. На письма от 28-го и 30-го ответствую но порядку. Возобновлять стенное писание в Троицком соборе по прежнему, подлинно безопаснее. Новый план удастся ли, трудно быть уверену предварительно. А в возобновлении старого оправдает самая старина. Бог благословит продолжать сие по возможности. Иеродиакона если бы брать у вас: то пришлось бы отнять Савватия. И. и в лавру я не хотел. Но Л. соглашается ехать, и прекращает затруднение. О Вифанском доме я не сказал ничего, видно, потому, что не приметил сего в письме вашем, когда читал оное вновь для ответа. Но о сем решено было еще прошедшею осенью. Исправляйте, как знаете; и выведите из дома больной воздух. Относительно приходящих в лавре на исповедь лиц женского пола, надобно взять за правило, чтоб исповедь была в церквах, а не в келлиях, и требующим из сего исключения сказывать, что сие есть общее правило обители. Сим убавится пищи для языков, подобных языку Г. З. С Онисимом у нас встретилось новое искушение. Эконом принес мне шапку его с золотым гасом и золотым крестом. Я велел шапку оставить; а Онисиму сказать, что ему нельзя более жить у нас. Он говорит, что портные нашили крест и гас или в насмешку, или из хитрости: а портной говорит, что Онисим дважды просил о сем. Портной Михайло человек честный. Странно.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Января 29, 1866 г. Александрийская телеграмма возвращена ко мне, и при сем прилагается. Из нее видно, что известие посылается уже в третий раз. Не воздвигается ли преграда? Не полезно ли было бы получить ускорительное сведение от консула? Дело Канц. Об. Прокур. 1866 г. II отд. 26. 179. Два письма Митрополита Филарета о возобновлении стенной живописи и позолоты в Большом Успенском соборе в Москве 9 Марта и 14 Мая 1866 г. 30 Декабря 1865 г. Московская Синодальная контора ходатайствовала о разрешении произвести очистку и поновление стенного писания и позолоты в Московском Большом Успенском соборе с сохранением прежних изображений и стиля, объясняя, что все потребные для сего расходы принимают на себя церковный староста собора и его помощник, потомственные почетные граждане Смирновы. Не получая до 9-го Марта желаемого разрешения, Митрополит Филарет писал графу Д. А. Толстому: † Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! Из прилагаемой при сем канцелярской записки изволите усмотреть, что еще 30 Декабря от Синодальной конторы представлено Св. Синоду о разрешении возобновить стенное писание в Успенском соборе. Соборный староста Смирнов, предпринимающий сие на свое иждивение, просит нельзя ли ускорить разрешение, чтобы он мог выгоднее купить материал для лесов и ранее начать дело, чтобы не опоздать оным к храмовому празднику. Благоволите по возможности споспешествовать сему. Призывая Вам благословение Божие, с совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Сиятельства покорнейший слуга Филарет М. Московский . Марта 9, 1866 г. В ответ на это письмо граф Толстой уведомил Преосвященного Филарета, что 19 Февраля 1866 года последовало Высочайшее соизволение на ходатайство Московской Синодальной конторы, о чем и послан ему указ. Вслед за сим Преосвященный Филарет вновь писал Графу Толстому: 180 Конфиденциально. Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! Есть из Петербурга сведение, с признаками достоверности, что 20 или 22 дня сего месяца можно ожидать Высочайшего прибытия в Москву. С Высочайшего разрешения, в Успенском соборе предпринято возобновление стенного иконописания. Дело сие начиналось, и было остановлено, по вероятности, ожиданием Высочайшего прибытия в Москву; но по прекращении ожидания, в соборе, в продолжении времени около двух недель, поставлены леса до самых сводов и начато возобновление.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В сем же году велено было расписать по золоту и серебру разными красками клиросы живописцу Леонтию 123 , а в 1681 году живописец Дорофей Ермолаев расписал красками три ступени, амвон и печь 124 . В последующие годы XVII в. в сей церкви производились лишь незначительные поделки. Как и в главном храме, в Предтечевской церкви, уже в двадцатых годах XVIII в. было немало ветхостей. Так, при осмотре церкви в 1722 г., было найдено, что 4 окна с железными решетками и слюдяными окончинами, вышиною – по пол-3 аршина, а поперек – по 2 арш., двери деревянные, обитые зеленым сукном, пол, выстланный аршинными плитами, и печь ценинная, сырчатая, были ветхи 127 . При новом осмотре церкви в 1730 г., были замечены прежние ветхости увеличившимися и еще новые. Так, сень столярной работы над престолом, с резными украшениями, была настолько ветха, что требовала замены её новою. В алтаре, в двух окнах слюдяные окончины и два вставня также нуждались в полном возобновлении. Печь муравленая в трапезе была ветха, и сквозь своды шла течь. Устроенная над сводами трапезы храма площадка та же, что у Верхоспасского собора, и выложенная лещедью нуждалась в исправлении, а своды – в разборке и новом устройстве. Деревянный косящетый пол в трапезе и окно в свою очередь следовало заменить новым, печь переложить, в двери устроить внутренние замки и, наконец, стены и своды в алтаре выбелить 128 . Во время пожара 1737 г. под железной кровлей истлела деревянная крыша, выгорело одно окно и сгорели два деревянных затвора 129 . После сего, вместо деревянной кровли, была сделана железная 130 . При осмотре храма в 1756 г. архитектором Мичуриным было признано необходимым исправить пол в алтаре, стены и своды выбелить, в трапезе – своды пробрать и починить, наружные стены и прочее местами подмазать и выбелить. Все расходы по ремонту храма были определены в сумме 126 руб. 131 . Прошло 6 лет, и оказались ветхими жертвенник и столбы у сени над престолом, на горнем месте – две иконы, в алтаре – печь, предъалтарный иконостас с иконами местными и других ярусов и царскими дверями, пол в алтаре и трапезе, а в последней еще – и стенное письмо. Из церковной утвари требовалось починить евангелие, кресты, чашу, кадило и ковш, и вновь сделать 2 аналоя и завесу к царским дверям 132 . О каких-либо возобновлениях в пределе в последующее время в XVIII в. не сохранилось сведений. Можно только предполагать, что Салтыкова, благолепно украсившая главный храм, не оставила без внимания и предельный. При нашествии французов, иконостас в храме хотя и уцелел, но оклады с икон были все содраны 133 . В XIX в. некоторые возобновления в Предтечевской церкви были произведены в связи с реставрацией в главном храме 134 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Да в ветреницах в церкви оконницы слюдяныя, писаны красками; у ветрениц затворы железныя. У той же церкви два предела, на них главы крыты чешуею деревянною, (Л. 5) олтари и паперти крыто тесом же. В той же церкви Успения Пречистыя Богородицы стенное письмо, писано на золоте, а в олтаре на красках. В той же церкви Божия милосердия деисусов семнатцеть икон, писаны на красках, в венцах и в ризах прописано золотом. Над деисусы праздников семнатцеть икон, писаны краски, в венцах и в ризах прописано золотом. (Л. 5 об.) Пророков девятнатцеть икон, писаны на красках, в венцах и в ризах прописано золотом. Праотцев девятнатцеть же икон, писаны на красках , венцы на золоте. Царския двери, и сень, и столпцы резные золочены, покрываны красками.   От царских дверей на правой стороне месных икон Образ местной Пречистыя Богородицы Владимерския в киоти, поля обложены сребром басмою с трубами, на чеканное дело зо (Л. 6) лочен. У Пречистыя Богородицы и у Превечного Младенца венцы и корона серебряны золочены чеканные; в венцах и в короне пятнатцеть каменев: два каменя красныя взмазни невелики, да два каменя взмазни жь темно-зеленыя велики, да камень бирюза, в короне два каменя взмазни зеленые, два взмазни лазоревы граненые, камень велик варовик, на короне два достокана лазоревы, третей зеленой, два вареника вишневы; подпись резная на цате чеканной, два камени взмазни зеленые, третей лазорев, на короне деветь жемчюгов больших. У Пречистые ж (Л. 6 об.) Богородицы убрусец жемчюжной‚ у убруса рясочьки жемчюжныя; в убрусе в гнезде репей золот, в репье камешек, по сторонам жемчюги; да ожерелье жемчюжное; да цата большая серебряная золочена резная, а в ней пять репьев серебряных золоченых с каменьем и з жемчюги; да цата большая ж серебряна золочена чеканная ж, а в ней в гнездах три каменя взмазни — два зелены, третей лазорев — две бирюзы зелены, два хрусталя; в средине у тое жь цаты дробница серебряная золочена, на ней Спасов образ. Кругом тое цаты (Л. 7) на проволоке двенатцеть крестов аспидных розных цветом больших и малых, и в том числе у осми крестов по перевитям по четыре жемчюжка, у четырех крестов во главах, и в ручьках, и по перевитям жемчюшки и камешки, а два креста без жемчюгов и без камешков; крест серебрян золочен сканью, тощей, на нем Распятие Господне, во главе Спасов образ.

http://sedmitza.ru/lib/text/10239024/

О красках грецких – вохр и празелени замечено, что их „здесь“ нет, „что преж сего та краска приходила из Царя-града“, и что «без той вохры и без той празелени стенное письмо не крепко». Для определения количества листового золота для золочения стен, внутренняя поверхность последних была измерена, при чем площадь их определилась в 1080 квадратных сажен. Для производства работ преполагалось назначить: ярыжных для ношения воды 8 человек, левкащиков 12, красочных терщиков 15 и иконописцев и знаменьщиков 60. По это число мастеров оказалось недостаточным, и в действительности над возобновлением стенописи в Успенском соборе трудились: более 100 иконописцев, до 30 золотильщиков и олифейщиков, до 35 левкащиков, 12 красочных терщиков и соответственное число плотников, подвящиков, каменьщиков, кузнецов, ярыжных и других рабочих. 10 Ближайший надзор за производством работ в соборе был поручен 9 жильцам и 4 трубникам, которые присутствовали при работах по очереди 11 . Как мастера, так и материалы для работ выписывались лучшие. Так, краски покупались не только в Москве, но „и в иных землях“, известь для левкаса привозилась из Ростова, и т.д. Листовое золото выделывалось из золотых, – «из золотого по 110 листов мерою торгового побольше и петельнее для того, чтобы в письме крепко и впредь вечно 12 »). Из мастеров сусального дела в Успенском соборе в 1642–1643 г. работали: Михалко Андеев, Ивашка Богданов, Богдан конюх; Андрюшка, Богдан, Гришка и Иван Васильевы; Фомка Власьев, стрелец; Нименко Гаврилов, Василий Горбунцев, Микитка Григорьев, Гришка Данилов, Ивашка Дмитриев, Ипат Дорофеев, Тимошка Елизарьев, ярославец; Ивашка Еремеев, Тимошка Жимолосов, ярославец; Гришка Иванов, Максимко Калинин, Федька Захарьев Лопатин, ярославец; Ивашка Максимов, стрелец; Евдоким Максимов, Петрушка Милавин, Якушка Микитин, Осипко Петров; Мишка ярославец; Максимко Родионов, стрелец; Анашка Самойлов, ярославец; Ивашка Якимов, Трофим Фаддеев и одна женщина – вдовая попадья Аксинья. 13 Вновь приготовленные краска или левкас под-вергались сначала испытанию в их достоинстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

При производстве этих работъ внутри храма, в алтаре, под слоями масляной живописи обнаружены были следы древней стенописи собора. Неизвестно, была ли первоначально наружная живопись в Успенском соборе. Сведения о ней мы имеем лишь от в. В 1626 г. иконописцы Назарий Истомин и Леонтий Тимофеев с товарищами писали стенное письмо над алтарем с площади. 2 июня 1626 года „указал Великий Государь святейший патриарх y соборныя церкви Успения Пресвятыя Богородицы за престолом над алтарем писати стенное письмо, и по указу Великаго Государя святейшего патриарха иконописцу Назарью Истомину дано к левкасному делу и к стенному письму на краски и на всякие мелкие расходы 12 рублев.“ Под 27 сентября того же года в расходной же записи Патриаршего приказа читаем: „иконописцу Назарью Истомину корму на 64 дня июля с 25 числа 136 года по 27 сентября 137 г. – 3 р. 28 алт. дано; писал он стенное письмо соборной церкви с площади. 31 В 1642–1643 гг. вместе с внутренними стенами были росписаны и стены снаружи. В 1660 году московские и городовые иконописцы, во главе с Симоном Ушаковым, „починивали стенное письмо на соборной церкви волные стены над алтарями“, – (т. е. наружные стены с восточной стороны) (см. рис. 1) „и над северными дверями, что от патриархова двора“ 32 .(Рис. 2 и 3). Роль Ушакова в этой работе ясно выражена в его челобитной 1663 года, в которой, между разными его работами, упоминаются и занятия его 1660 года: „В прошлом в 168 (1660) году, по указу Великаго Государя и по наряду из Оружейной Палаты, починивали соборную церковь Богородицы Успенского собора стенным письмом, и в то время y починочного дела стенного письма в начале“ (т. е. во главе других иконописцев) „и над мастерами в досмотре знаменщик и иконник Симон Ушаков“... 33 . Все росписи 34 о выдаче жалования иконописцам за это стенное письмо подписаиы Ушаковым. В реставрации участвовали иконописцы всех трех статей – первой статьи – Иван Феофилактов, Федот Самойлов, Осип Володимеров и Гурий Никитин, второй – Федор Кондратьев, Лука Афанасьев, Козьма Костянтинов, Тимофей Яковлев, Михайло Тихонов и Афанасий Фомин , третьей: Леонтий Давыдов, Яков Федоров, Новгородцы: Григорий Андреев, Лука Фомин, Иван Петров, Козьма Федоров, Михайло Никитин, Иван Семенов, Иван Артемьев, Борис Елисеев, Филат Исаков, Гаврила Васильев, Калина Иванов, Афанасий Иванов, Аникей Костянтинов, Федор Иванов и Иван Васильев, псковичи: Осип Гурьев, Иван Антоньев, Симон Опоченин, Федор Ермолин, Сомен Козмин, Осип Максимов, Никита Ермолин, Иван Антонов, Гаврила Васильев, Моисей Савельев и Борис Андреянов 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

На картинах избрания на царство Михаила Феодоровича внутренней стенописи Успенскаго собора не представлено. Что жо касается до столбов, находящихся по средине храма и украшенных изображениями мучеников, то они на указанных картинах являются лишь расписанными аспидом под мрамор), без всяких изображений на них. Реставрация стенописи (а равно и окон на стенах, „что в киотах“) производима была в 1625 году иконописцами Федором Савиным и Третьяком Гавриловым с товарищами (10 человек 7 ). 19 мая 1642 года царь Михаил Феодорович „указал на Москве, в большой соборной Апостольской церкви Успения Богородицы, и в приделах и в олтарех стенным письмом подписати все на ново по золоту и учинити тому смету, что к тому всему церковному строению надобно всяких запасов: левкасу, листового золота, красок и подвязного всякого лесу, и тесу, и лубья, гвоздья и всяких запасов, какие к тому стенному письму надобны, чтобы ни за чем то стенное письмо не стало, и в колько месяц то стенное письмо и колькими иконописцы мочно подписати, и во что то стенное письмо со всякими запасы и с кормовыми деньгами, что дать иконописцам, и знаменьщиком, и левкащиком и каменьщиком, и подвящику и ярыжком Государева жалованья поденного корму. А писати стенное письмо указал государь своим государевым московским жалованным и кормовым и городовым иконописцом. A ведати то соборное строение указал государь своему государеву боярину князю Борису Александровичу Репнину“ (начальнику Оружейнаго и Серебреного приказов), „да дьяку“ (тех же приказов) «Степану Уготцкому. Да во 151-м году марта с 8 числа указал государь быть у того же соборного дела, с боярином с князем Б.А. Репниным в товарищах стольнику Григорию Гавриловичу Пушкину, да дьяку Степану же» 8 ). В составленной, по этому указу, сметной росписи подробно указано потребное для работ количество разного рода материалов – красок (бакану, лазори, голубцу и т. д.), пшеницы для клея, посуды, щетины, перьев и других предметов для изготовления кистей, бумаги, свечей и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

В 1680 г. иконописец-травщик Василий Романов с товарищами росписывал разными травами. В Успенском соборе, внутри, в ризнице – своды, стены и окно в том же году московские кормовые иконописцы – 1-ой статьи: Исай Ананьин, Иван Степанов, Илья Филлиппов, Петр Федоров, Филипп Павлов, 2-ой статьи: Федор Кузьмин, Иван Васильев, Никита Антипьев, Автомон Иванов, Кузьма Григорьев, 3-ей статьи: Данил Максимов, Иван Васильев, Кирилл Обросимов „с товарищами“ в количестве 6 человеке, Иван Никитин с четырьмя „товарищами“, Михаил Федоров, Федор Васильев, Полиевкт Ильин, Матвей Иванов „писали y соборные церкви Пресвятые Богородицы y западных дверей стенное письмо“. – Работники Васька Яковлев „с товарищами“ в числе трех человек „носили воду и обмывали стены и пол“. – Рабочие же „чистили y соборные церкви Успения Пресвятые Богородиды всякой сор и подвязи изнутри выносили вон, которые подвязи подвязаны были для починки стенного письма“. („Моск. Отд. Общ. Арх. М. И. Дв. Оп. 34, 960, лл. 687 об. – 690). 17 ). В 1681 г. живописного письма ученик Антон и Савелий Яковлев росписывали железные затворы и оконничные пяльцы 18 . В 1682 году в виду того, что стенопись Успенского собора во время пожара закоптела и почернела от дыма, она была, по указу Царей Петра и Иоанна и Царевны Софии Алексеевичей, отчищена и промыта, при чем на промывку пошло 50 ведер старого пива 19 . В 1683 г. кормовой иконописец Федор Лавров „подрядился написать“ в Успенском соборе „стенное письмо в 9 окошках, которые прибавлены вновь, против прежнего-ж, тех-же святых, которые в тех окошках преж сего были написаны, и таким же письмом и красками, да на запод по стене и на иных стенах, где письмо попортилосъ и худо, починить против прежнего и таким же письмом и красками против прежнего-ж 20 . В 1684 г. в Усп. соборе стенное письмо чищено и мыто пивом на сводах, стенах и столбах 21 . В 1684–1685 гг. кормовые иконописцы Оружейной Палаты Дмитрий Михайлов и Алексей Федоров писали стенное письмо в соборе в алтаре „в 9 повоприбавочных окошках противо прежнего, святых, кои где были написаны, добрым письмом соими красками и везде“ золотили «красным золотом» 22 . В 1685 г. иконописец церкви Знамения Пр. Богородиды, что в Китае на дворе боярина князя Юрия Михайловича Одоевского, дьякон Матвей Алексеев писал для постановления в Успенском соборе „в олтаре образ Богородицы, сидещи на престоле со святители, что на горнем месте“ 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Ушаковым же были написаны в 1676 г. на 8 медных кругах два деисуса, образа Спасителя, Божией Матери, Иоанна Предтечи, Феодора Стратилата и преподобного Сергия Радонежского. Один из деисусов был поставлен против государева золотого крыльца, а образа преподобного Сергия и великомученика Феодора Стратилата в пещерах от того же крыльца, а другой деисус в церкви, с правой стороны от входа с красного крыльца 374 . Другие иконописцы – левкасили и оклеивали клеем 8 деревянных образов, а на них писаны пророки, да две доски круглых с изображениями Спаса Нерукотворенного и Знамения Пресвятой Богородицы, да две больших доски с изображениями ангелов к жертвеннику 375 , причем иконы – распятия, пророков и апостолов к жертвеннику были написаны также Ушаковым с товарищами 376 . Живописец же Феодор Матвеев золотом, серебром и красками расцветил у разных святых – в трапезе, ризы 377 , а иконописец Иван Филатов написал красным и зеленым аспидом с лица от грановитой палаты стенное письмо 378 . В то же время был позолочен деревянный резной жертвенник с дверьми, да около жертвенника ангелы с рипидами вышиною 3 аршина 2 вершка, шириною 1,5 аршина 379 . Само освящение возобновленного храма состоялось 23 декабря 1677 г. при участии самого патриарха Иоакима 380 . Но прошло лишь три года после возобновления церкви, как последовало повеление царя о новом внутреннем возобновлении письма в соборе. Велено было вместо прежнего стенного письма написать новое и в трапезе притчу мытаря и фарисея написать стенным письмом, тогда как раньше она была написана на полотне. В стенописной работе принимали участие жалованные иконописцы Степан Резанец, Симон Ушаков, Иван Левонтьев, 2 московских кормовых иконописца, 2 патриарших, 4 костромских, 4 ярославских, 3 псковских, 6 вологодских и 7 великоустюжских 381 . В частности иконописцы первой статьи Семен Павлов с товарищами другой статьи – починивали с лица стенное письмо 382 , Федор Евтихиев грецкими губами и ветошками стирал стену и вновь писал на ней страшный суд 383 и в алтаре, около Господа Саваофа в силах – гулфарабил 384 ; каменных дел каменщики – Илюшка Кузьмин с товарищами левкасили стену у Спасской церкви в 6 пещерах от Большого Успенского собора, а потому левкасу писали иконописцы св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010