Издание: Kormáks saga/Einar Ól. Sveinsson//IF. 1939. B. VIII. Bis. 201–302. Литература: Schier 1970. S. 50; Стеблин-Каменский 1971; Стеблин-Каменский 1979a; Simek, Hermann Pálsson 1987. S. 217; Clover 1993. VII.3.1 XXV Следующей весной начинает конунг Харальд 604 свою поездку в Бьярмаланд 605 с большим войском. [Остановка в пути.] После этого съездили они в Бьярмаланд и обратно, и пришли домой в свою страну 606 . (Перевод Т. Н. Джаксон по IF. VIII. 294–296) VII.4. «Сага об Эгиле Скаллагримссоне» Сага принадлежит к числу ранних саг об исландцах, запись которых относят к 1200–1230 гг. Сохранилась в трех основных редакциях XIV в. и более позднего времени; соотношение редакций до конца не прояснено. Самый полный текст – в рукописи «Möðruvallabk». В последние десятилетия дебатируется мнение о том, что автором «Саги об Эгиле» был Снорри Стурлусон, автор «Круга земного»; по крайней мере, литературные связи между этими двумя произведениями очевидны. «Сага об Эгиле» относится к группе саг о скальдах. Она рассказывает о четырех поколениях рода самого крупного исландского скальда Эгиля Скаллагримссона и охватывает события с конца IX по конец X в. Исследователи склонны видеть в саге достойную доверия биографию Эгиля, чьи стихи, наряду с устной семейной традицией, послужили источником для автора саги. В то же время, исследователи затрудняются признать достоверной предысторию семьи, особенно, эмиграцию из Норвегии по причине вражды с Харальдом Прекрасноволосым. В приводимых фрагментах упоминаются кюльфинги («колбяги»), карелы и другие обитатели Аустрвега («Восточного пути»), поход норвежского конунга Эйрика Кровавая Секира в Бьярмаланд, рассказывается о приключениях Эгиля в земле куршей. Издание: Egils saga Skalla-Grimssonar/Sigurður Nordal//IF. 1933. В. П. Перевод: Сага об Эгиле/Перевод С. С. Масловой-Лашанской (гл. – LVII) и В. В. Кошкина (LVIII – LXXXVII)//Исландские саги/Под общей редакцией О. А. Смирницкой. СПб., 1999. T. I. С. 21–216. Литература: Schier 1970. S. 51; Стеблин-Каменский 1971; Стеблин-Каменский 1979а; Simek, Hermann Pálsson 1987. S. 65–67; Bjarni Einarsson 1993. VII.4.1

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Выдающийся советский ученый, филолог-скандинавист, М. И. Стеблин-Каменский, дает такую современную оценку скальдических стихов как исторического источника: «Исследования историков полностью подтвердили оценку скальдических хвалебных песней как наиболее надежного источника, и даже делались попытки написать древнейшую историю Норвегии, основываясь исключительно на скальдических стихах. Дело в том, что стихи скальдов, крайне своеобразные по форме, не менее своеобразны по отношению в них формы к содержанию: они были всегда продуктом осознанного творчества, но это было творчество, направленное только на форму, а не на содержание, вследствие чего вымысел и был в них невозможен» . Церковные жизнеописания.  Прежде всего, здесь речь идет о Passio et miracula beati Olavi , «Страдание и чудеса святого Олава». Это сказание было написано на латинском языке, по всей видимости,  около 1180 года норвежским архиепископом Эйстэйном Эрлендссоном (Øystein Erlendsson, 1161-1188). Оно является одним из наиболее древних документов. Л. Лангслет характеризует Passio как жизнеописание, в котором «пространно говорится об идеале святости… но очень немного о характере и жизни исторического Олава» . Существуют две версии этого сказания, схожие между собой, ранняя и поздняя. Ранняя редакция является одновременно и более краткой. Более краткая версия была широко распространена и легла в основу скандинавских требников (бревиариев). Саги и хроники. К этой категории относится большинство сохранившихся источников. Упомянем основные из них. Прежде всего, это исландские саги о святом Олаве : Две короткие первоначальные саги, которые содержали повествования о святом конунге, не дошли до нас, но считается, что именно они послужили источником для авторов более поздних саг. Авторы этих саг Сэмунд Сигфуссон (1056-1133) и Ари Торгильссон (1068-1148). Автор Древнейшей Саги об Олаве Святом ( Den eldste saga ) , написанной, вероятно, в конце XII века, неизвестен. Сохранилось только шесть-семь фрагментов этого произведения.

http://bogoslov.ru/article/1237046

Знал его Александр Александрович, увы, плохо. Ибо, помимо одновременно подобия мольеровских лицемера и мещанина во дворянстве, Рудченко удивительным образом соединял в себе также и мытаря с фарисеем (многогранная натура, что и говорить). . Едва только появившись в Полтаве, Рудченко вскоре (в 1874 году) вступил в подпольный кружок «Уния». Туда входило порядка 70, по другим данным - 80, «демократически настроенных интеллигентов, студентов и гимназистов старших классов», которые «вели антиправительственную пропаганду в Полтаве й губернии, распространяли произведения Т. Г. Шевченко, А. И. Герцена, Н. И. Чернишевского, Марко Вовчок, революционные открытки, поддерживали связи с народницкими кружками и организациями других городов...». «Под их влиянием, - пишет далее академическое справочное издание, - начались выступления крестьян в Золотоношском, Кобелякском, Костянтантиноградском, Лохвицком, Роменском и других уездах губернии». Стыдливый эвфемизм «выступления» на самом деле означает бунты, почти всегда бессмысленные и зачастую кровавые. Гибли живые люди. Страдала реальная экономика страны. А подстрекатели, безопасно расположившись в казённых кабинетах Присутственных мест, выводили ализариновыми чернилами на веленевой бумаге «прошения» о пожаловании им положенных наград за выслугу лет. Ну, не мерзость ли? Помимо А.Я. Рудченко в тот «кружок» входили Д. А. Лизогуб (расстрелянный в Одессе в 1879 году), Д. П. Пильчиков, Р. А. Стеблин-Каменский, А. А. Волкенштейн и другие. Супруга последнего, Людмила Александровна, ученица и воспитанница отнюдь не всуе упомянутого ранее М. П. Драгоманова, стала соучастницей убийства Харьковского губернатора князя Д. Н. Кропоткина. Была приговорена в 1884 году к лишению всех прав состояния (по рождению была дворянкой), и к смертной казни через повешение. «Высшую меру» ей гуманно заменили ссылкой в каторжные работы на 15 лет. Затем, в 1896 году, срок этого наказания из тех же человеколюбивых соображений сократили на одну треть, с водворением на поселение на острове Сахалине. По ходатайству мужа, А. А. Волкенштейна, последовавшего за женой на этот «край света», террористке (которых «бывших» не бывает), разрешили переехать на жительство во Владивосток. Там она «приняла деятельное участие в организации бунта и революционной пропаганде среди солдат». Сыграла активную роль во Владивостокском восстании 1905-1906 годов, во время которого, когда шла она во главе солдатской демонстрации, её и успокоила окончательно шальная, видимо, пуля. . Это лишь один пример того, как дальше и в какой среде развивался и «довоспитывался» налоговик Афанасий Рудченко, он же подпольщик и литератор Панас Мирный, чудом уцелевший после разгрома «Унии» в 1875 году.

http://ruskline.ru/analitika/2016/05/23/...

" Инглиизм " Хиневича, несмотря на всю " славянскую " атрибутику – поминание имен языческих богов, вышиванки, пляски у костра и рассуждения о верховенстве славянских народов – не что иное, как совершенно хаотичная компиляция из сюжетов индийской и скандинавской мифологии, средневековых легенд тамплиеров, сенсационных заметок из журнала " Наука и религия " образца 1980-х гг., каббалы и " Книги Мормона " , из которой Хиневич сплагиатил даже саму легенду о начертанном на табличках из благородного материала священном первоисточнике и даже в точности воспроизвел схему, по которой эти таблички крепились друг к другу. Собственно, откуда взялось само слово " инглинги " ? Инглинги – это династия шведских конунгов, их подробные родословные приводятся в " Саге об Инглингах " Снорри Стурлусона. Классический перевод этой саги, выполненный знаменитым профессором Михаилом Стеблин-Каменским, Хиневич поправил в нужных ему местах (заменил, например, слово " Швеция " на " Скифия " ), и получилось, что инглинги предстали первопредками людей, " несущими первозданный свет в Душах " . Происходит же их имя, оказывается, от слова Инглия – так назывался " первичный Чистый Огонь Богов, из которого все миры проявились " . Инглию излучает Великий Ра-М-Ха (Рамха) – Единый Бог, творец всего сущего. В " Славяно-арийских ведах " Рамха везде величается " Единым " , тем не менее, в инглиистическом пантеоне помимо него присутствуют еще несколько десятков самых разношерстных богов, от Рода, Перуна и Бабы Йоги Златой ноги до Валькирии, Тора и Одина. Предки людей Белой (Святой) расы прилетели на Мидгард (с которым Хиневич отождествляет планету Земля) из созвездия Большой Медведицы во время Третьей Космической войны. Первой их родиной стал палеоконтинент Даария (по-гречески – Гиперборея), располагавшийся в древности на месте Северного Ледовитого океана. Оттуда предки ровно 106797 лет назад (эзотерики обожают точные числа) переселились в Беловодье, т.е. в Омскую область, на будущую родину Хиневича, которая и стала прародиной всех славян и арийцев. Здесь они и пережили и ледниковый период, начавшийся 13 тысяч лет назад после падения на Землю обломков второй луны – Фатты, взорванной посредством ядерного оружия.

http://religare.ru/2_118337.html

Сага рассказывает о плаваниях как скандинавов, так и их восточных соседей через Балтийское море (что, в целом, не противоречит данным о раннем развитии мореплавания в этом регионе) с целью грабежа и о военных столкновениях между ними, дает представление о сезонности плаваний по Аустрвегу «Восточному пути». Восточноевропейская топонимия саги (Эйстланд с областью Адальсюсла, Аустрвег и Аустррики, название Руси Гардарики) – та же, что и во всем комплексе королевских саг. Издание: Snorri Sturluson. Heimskringla/Bjarni Aðalbjarnarson//IF. В. XXVI. 1941. Bls. 9–83. Перевод: Снорри Стурлусон. Круг Земной/А. Я. Гуревич, Ю. К. Кузьменко, О. А. Смирницкая, М. И. Стеблин-Каменский. М., 1980. С. 11–37. Литература: Ciklamini 1975; Simek, Hermann Pálsson 1987. S. 167; Джаксон 1993. С. 44–72. V.1.1 Глава 1 Круг земной, где обитает род человеческий, сильно изрезан заливами. Большие моря вдаются в землю из окружающего [ее] океана. Известно, что море тянется от Нёрвасунда 242 и вплоть до Йорсалаланда 243 . От этого моря отходит на северо-восток длинный залив, который называется Свартахав 244 . Он разделяет трети света. Восточная называется Азией, а западную некоторые называют Европой, а некоторые – Энеей. А к северу от Свартахав простирается Свитьод Великая, или Холодная 245 . Некоторые считают, что Великая Свитьод не меньше Великого Серкланда 246 , некоторые сравнивают ее с Великим Блаландом 247 . Северная часть [Великой] Свитьод не заселена из-за мороза и холода, подобно тому, как южная часть Блаланда пустынна из-за солнечного зноя. В [Великой] Свитьод много больших округов. Там есть и много разных народов, и много языков. Там есть великаны и там есть карлики, там есть черные люди и там есть много удивительных народов. Там есть также поразительно большие звери и драконы. С севера, с гор, лежащих за пределами всех населенных мест, течет через [Великую] Свитьод река, правильное название которой Танаис 248 . Раньше она называлась Танаквислом, или Ванаквислом 249 . Она впадает в Свартахав. [Область] по Ванаквислу звалась тогда Ваналандом, или Ванахеймом. Эта река разделяет трети света 250 . Восточная называется Азией, а западная – Европой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковная реформа 1997 г. не решила споры о статусе Н. Ц. И. и ее взаимоотношениях с государством. В 2008 г. в стране разразился финансово-банковский кризис, к-рый повлек массовые недовольства населения и породил недоверие к органам власти и Церкви. В 2009 г. в Исландии сформировано новое правительство, оно приступило к разработке новой конституции. Для работы над ее проектом из состава рядовых граждан был избран особый орган - Конституционный совет. Проект, подготовленный Конституционным советом, был вынесен на всенародный референдум 20 окт. 2012 г., одним из вопросов к-рого стал вопрос о сохранении в новой конституции положений, затрагивающих статус Церкви. По результатам голосования 51% избирателей высказались в поддержку сохранения в конституции норм, регламентирующих статус Церкви. Такой исход голосования стал неожиданным, т. к. многочисленные опросы общественного мнения, проводимые с нач. 90-х гг. XX в., сообщали о том, что более половины исландцев выступали за полное отделение Церкви от гос-ва. В Исландии с 1940 по 2015 г. уголовным законодательством предусматривалась ответственность за богохульство: любое лицо, которое оскорбляет учение или богослужение религ. сообщества, подлежит наказанию в виде штрафа или тюремного заключения сроком до 3 месяцев. Лишь неск. раз суд выносил обвинительные приговоры по таким делам (последний раз в 1983). В 2015 г. по инициативе Пиратской партии в альтинге принят закон об упразднении ответственности за богохульство. Подобная инициатива стала своеобразной реакцией на террористические атаки на франц. ж. «Шарли Эбдо» в янв. 2015 г. Епископ Исландии выступил в поддержку инициативы, заявив при этом, что любые законодательные нормы, ограничивающие свободу слова, расходятся с современной концепцией прав человека. Лит.: Похлёбкин В. В. Гос. строй Исландии. М., 1967; Стеблин-Каменский М. И. Мир саги: Становление лит-ры. Л., 1984; Religös förändring i Norden: 1930-1980/Ed. G. Gustafsson. Malmö, 1985; Hugason H. The National Church of Iceland//Studia Theologica: Nordic J. of Theology. Oslo, 1990. Vol. 44. N 1. P. 51-63; Karlsson G. Iceland " s 1100 years: The History of Marginal Society. L., 2000; Буайе Р. Средневек. Исландия. М., 2009; Petursson P. Religion and State in Iceland//Nordic J. of Religion and Society. Oslo, 2011. Vol. 24. N 2. P. 189-204; idem. Religion and Politics - The Icelandic Experiment//Temenos. Helsinki, 2014. Vol. 50. N 1. P. 115-135; Байок Дж. Исландия эпохи викингов. М., 2012; Ракитская И. А. Конституционная реформа в Исландии 2012 г.: Предпосылки и последствия//Сев. Европа: Проблемы истории. М., 2015. Вып. 8. С. 52-71; Raczy ski R. State-Church Relations in Iceland//European J. of Science and Theology. Iai, 2016. Vol. 12. N 4. P. 49-62.

http://pravenc.ru/text/2564784.html

После ареста епископа Алексия (7 марта 1929 ода) и высылки его на Соловки (июнь 1929 года) духовное руководство его паствой осуществляли приходские священники. Одним из самых авторитетных среди них был священник Иоанн Стеблин-Каменский.  Незадолго до ареста епископ Алексий назначил его епархиальным благочинным. Фактически с весны 1929-го он возглавлял Воронежскую епархию. С корабля – в алтарь Отец Иоанн Стеблин-Каменский на фоне воронежского духовенства выглядел человеком нетипичным. В отличие от большинства местных батюшек, он не был выходцем из «поповской» среды. По происхождению он был петербургский аристократ. Отец его, Георгий Георгиевич, был видным чиновником, перед революцией служил сенатором. Дед по отцовской линии, Георгий Павлович, в последние годы жизни был Виленским губернатором. Мать, Ольга Александровна, урожденная Жандра, была дочерью вице-адмирала. До того, как стать священником, Иван Георгиевич был флотским офицером. Он окончил петербургский Морской кадетский корпус, служил на Балтийском флоте, имел награды и ордена (святой Анны III степени и святого Станислава III степени). Троицкая церковь на Стемянной улице в Санкт-Петербурге. Фото Ю.Стальбаум, 1950-е годы (?)_ photoarchive. spb. ru Незадолго до революции, в июне 17-го, он уволился из флота по состоянию здоровья. В годы Гражданской войны жил в Петрограде, служил в береговых ведомствах (в 1919-21 был помощником директора маяков на Балтфлоте). Тогда же принял решение посвятить жизнь Богу, стал нести послушание псаломщика в Свято-Троицком храме на Стремянной улице в Петрограде. Священный сан он принял в то время, когда многие люди в России стремились вообще скрыть свою принадлежность к Церкви — в 1923 году. Отец Иоанн не имел собственной семьи, все время и силы он отдавал прихожанам. Уже в следующем 1924 году он оказался в заключении. Осужден он был по «Делу православных братств» (на допросе отец Иоанн признал, что служил молебны на квартирах у некоторых своих прихожан, после которых имели место чаепития и беседы на религиозные темы). Последовал трехлетний лагерный срок, который отец Иоанн отбывал на Соловках.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-io...

В ноябре 1927-го, по завершении срока, власти не позволили священнику вернуться к своей пастве в Ленинград и отправили его в административную ссылку в Воронеж. Епископ Воронежский Алексий дал ему назначение – в Алексиевский храм бывшего (ликвидированного большевиками) Покровского Девичьего монастыря. «Музыка колоколов — это музыка контрреволюции» Покровский Девичий монастырь был основан в 1623 году по благословению патриарха Филарета (Романова), отца первого царя из династии Романовых. Первоначально обитель располагалась непосредственно рядом с Воронежским острогом, но с началом строительства верфей и флота в Воронеже была перенесена за город, в урочище Терновая поляна. До революции это был целый женский городок, с каменными храмами, жилыми корпусами, налаженным хозяйством… Покровский женский монастырь в Воронеже, начало XX века_bvf.ru Большевики уничтожали его поэтапно. В 1922 году у сестер изъяли большинство монастырских ценностей, включая драгоценный оклад старинной Казанской иконы Божией Матери. Осенью 1924 года в монастыре была закрыта Печерская церковь  — в ней устроили в ней «клуб имени Калинина». Газета «Коммуна» писала: «Войдя в него, не верится, что здесь когда-то была церковь. Вместо икон по стенам висят портреты вождей, а высоко-высоко, под самым куполом, где стоял крест, теперь ярко горит красная пятиконечная звезда…». Жалобы священников и монахинь на имя самого Калинина были безрезультатны… В следующем, 1925 году обитель ждало «уплотнение». На момент прибытия отца Иоанна монастырский комплекс представлял из себя своего рода общежитие. В корпусах обители было устроено 275 квартир, куда вселили представителей пролетариата. Вместе с оставшимися в келиях сестрами в монастыре теперь проживало более 800 человек. Несмотря на это, Алексеевский храм в монастыре продолжал действовать, и по мере закрытия церквей в Воронеже в него стекалось все больше верующих, в том числе последователей арестованного епископа Петра (Зверева). Остатки церковной жизни в стенах обители и заметная концентрация «зверевцев» в монастыре раздражали большевиков. В 1928 году власти приняли решение покончить с «гнездом контрреволюции» и очистить бывший монастырь от «антисоветских элементов» и «зверевщины».

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-io...

Слова его оказались в чем-то пророческими. «Золотая карета» и в самом деле вскоре рассыпалась. Вместо нее отец Иоанн оказался в арестантской машине ОГПУ. 2 августа его вместе с другими десятью мучениками вывезли в окрестности Воронежа и расстреляли. «Коммунисты – антихристы» 2 августа 1930 года под Воронежем было расстреляно одиннадцать православных священнослужителей и мирян. Из них десять человек сегодня причислены к лику новомучеников и исповедников Российских: архимандрит Тихон (Кречков), протоиереи Иоанн Стеблин-Каменский и Александр Архангельский, иеромонахи Косма (Вязников) и Георгий (Пожаров), священники Сергий Гортинский, Феодор Яковлев, Георгий Никитин, миряне Ефим Гребенщиков и Петр Вязников. Как это ни удивительно, но совершенное злодеяние было не просто актом ненависти большевиков к Богу и Церкви. На рубеже 1920-х-30-х годов для советского режима подобные коллективные расстрелы были одной из форм самосохранения. За всем происходящим стояла не просто злая воля, но конкретный политический рассчет. Репрессии против Церкви этого периода в СССР были тесно связаны с принудительной коллективизацией на селе. Крестьянское сопротивление коллективизации вылилось в крупнейшее со времен Гражданской войны выступление против советской власти. В 1929 году в официальных документах зафиксировано более 1300 антисоветских бунтов на селе, в 1930 году – уже более 13 000. Участниками  выступлений стали около 2 млн человек (см. Виола Л. Крестьянский бунт в эпоху Сталина: Коллективизация и культура крестьянского сопротивления. М., 2010). Чекисты искали виновных, и зачастую находили их среди «монархистов-церковников» (главным образом из числа так называемых «непоминающих»). В том, что сельских священников и приходских активистов обвиняли в агитации против колхозов, было не только самодурство советских начальников, но и конкретное социологическое наблюдение. Лозунги вроде «Коммунисты  – антихристы!» и в самом деле имели широкое хождение. Хотя связь между верой в Бога и отказом вступать в колхозы и не была однозначной, но де-факто сохранение церковных институтов на селе препятствовало коллективизации. Православные приходы вплоть до 1928-1929 гг оставались активными центрами самоорганизации деревенского населения.  Они ослабляли политическую и административную власть коммунистов над деревней и тем самым тормозили колхозное строительство.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-io...

Первоначальное образование Иван получил дома под наблю­дением матери, а затем поступил в 3-ю Санкт-Петербургскую гимназию. Сразу после смерти матери его перевели из четверто­го класса гимназии в младший общий класс Морского кадетского корпуса, который он окончил в 1908 году, получив премию имени адмирала Нахимова. Выпускникам Морского корпуса присваивалось звание корабельного гардемарина, и они направлялись на флот для прохождения в течение года практики, после которой сдавались экзамены и они производились в мичманы. В 1908 году Иван Стеблин-Каменский получил назначение на крейсер «Богатырь» и в 1908–1909 годах находился в заграничном плавании. Когда корабли русского флота в декабре 1908 года нахо­дились примерно в 60 милях от Мессинского пролива, между Си­цилией и Калабрией, там произошло землетрясение, одно из самых больших в новейшей истории, от которого в особенности постра­дали города Мессина и Реджио. Русский гардемаринский отряд, узнав о бедствии, тут же направился к этим городам для оказания помощи. Русские офицеры, гардемарины и матросы работали, спа­сая людей, без передышки. Многие из них, спасая людей из-под завалов обрушившихся зданий, сами получили ранения и даже по­гибли. Командир крейсера «Адмирал Макаров» капитан 1-го ранга Владимир Федорович Пономарев, спасая людей, заразился тифом и был в течение двух месяцев почти при смерти. Он исцелился только после отслуженного у гроба протоиерея Иоанна Кроштадтского молебна. При этом русским морякам с оружием в руках зача­стую приходилось отгонять мародеров, включая местных военных. Впоследствии в Мессине поставили памятник с надписью: «Русским морякам, героям милосердия и самопожертвования». Император Hukoлaй II по возвращении отряда на родину сказал его начальнику контр-адмиралу В.И. Литвинову: «Вы со своими моряками в несколько дней сделали больше, чем мои дипломаты за все мое царствование». Впоследствии, если государь узнавал, что представившийся ему офицер из Морского корпуса принад­лежит к выпуску 1908 года, он говорил: «Вы моего, Мессинского, выпуска». В 1911 году русские моряки, в том числе и Иван Стеб­лин-Каменский, были награждены правительством Италии сере­бряными медалями за оказание помощи пострадавшим во время землетрясения в Сицилии и Калабрии.

http://fond.ru/foto/562/Aleksandr/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010