РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   20 июля (2 августа) Священномученики Иоанн Стеблин-Каменский, Александр Архангельский, Сергий Гортинский, Феодор Яковлев и Георгий Никитин, преподобномученики Тихон (Кречков) и Кирилл (Вязников), мученики Евфимий Гребенщиков и Петр Вязников Священномученик Иоанн родился 26 октября 1887 года в Санкт-Петербурге и происходил из малороссийского духовенства, священников Переяславско-Бориспольской епархии Стеблинских, известных с начала XVIII столетия, получивших впослед­ствии дворянство. Отец его, Георгий Георгиевич Стеблин-Камен­ский, был директором канцелярии Морского министерства, а в последние годы перед революцией – сенатором Правительствую­щего Сената по департаментам гер ольдии и судебному, а также председателем Российского общества морского права. Дед Ивана, Георгий Павлович Стеблин-Каменский, в последние годы своей жизни был виленским губернатором в чине тайного советника. В это время он приобрел имение Биюцишки в Виленском уезде , где и прошло детство Ивана. Здесь, в имении, была погребена его мать, умершая 17 августа 1902 года, – Ольга Александровна, дочь вице-адмирала Александра Павловича Жандра, защитника Севастополя, адъютанта В.А. Корнилова. Ольга Александровна оказала огромное религиозное и нравственное влияние на детей [a] . C детства мальчик чувствовал тепло материнской любви и силу ее благословения. «Ты ведь мой?» – говорила мама, и это было для него самой дорогой лаской. Она умерла, когда Ивану исполни­лось четырнадцать лет. Это было и рано, и вполне достаточно для того доброго влияния, которое она на него оказала. Глядя на нее, лежащую в гробу, и переживая всю глубину потери, он чувствовал, как два совершенно различных понимания совершившегося захватывают целиком все его существо: первое – это острая боль от безвозвратной потери того, что было самым ярким, самым те­плым в золотые дни его детства, и второе – что дальнейшая его жизнь без матери будет свидетельствовать о том, какое движение души она в нем развила. Ему в тот момент казалось, что каждый дурной поступок в его последующей жизни явится оскорблением ее светлой памяти и нарушением безгласного обязательства по отношению к ней.

http://fond.ru/foto/562/Aleksandr/

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иоанн Воронежский (Стеблин -К), сщмч. - житие  Протоиерей Иоанн Георгиевич Стеблин-Каменский родился 26 октября 1887 года в Санкт-Петербурге. Его отец, Георгий Георгиевич, был директором канцелярии морского министерства, а в последние годы перед революцией - сенатором и тайным советником. Он также был председателем Русского общества морского права. Иоанн получил свое первое образование на дому. Ольга Александровна оказала огромное влияние на него и его две сестры, Ольга и Елизавета - они погибли в городе Кашине Тверской области. С детства мальчик почувствовал тепло ее материнской любви и силы ее благословение. Но она умерла рано, когда Иоанну было всего четырнадцать. Глядя на его мать в день ее смерти, он почувствовал, как острая боль в ее потере, и до конца своей жизни без его мать свидетелями движения в душе, что она разработана. Ему казалось тогда, что каждый плохой актом его отныне будет осквернением ее сияющий памяти и нарушение его обязательств по отношению к ней.     После смерти матери Иоанн закончил четыре года в гимназии, и в соответствии с семейной традицией, выбрал, чтобы служить на флоте. Он поступил в Морской кадетский корпус, отделка в 1908 году с титулом моряк охранников. Затем он был назначен на крейсер " Рыцарь " , а с 1908 по 1909 год был в иностранных водах. В 1909 (или 1912) он был повышен в звании мичмана, переданы Первый Балтийский флот и служил на тральщик. С 1909 по 1910 Иоанн Георгиевич был командиром роты на крейсере «Адмирал Макаров». В 1911 году он был награжден серебряной медалью итальянцами для помощи страдающим в 1908 году землетрясения в Сицилии и Калабрии. В июне 1917 года он был уволен с флота по состоянию здоровья.     Летом 1918 года он работал в научной экспедиции изучения отмели Невы. В 1919 году он был мобилизован и до 1921 года служил помощником директора маяков Балтийского флота и в то же время исполнял обязанности читателя в церкви Святой Троицы в Петрограде.

http://pravicon.com/info-2456

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Иоанн Стеблин-Каменский. Фотография. Воронежская тюрьма. 1930 г. Георгиевич Стеблин-Каменский (26.10.1887, С.-Петербург - 2.08.1930, Воронеж), сщмч. (пам. 20 июля, в Соборе С.-Петербургских святых и Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из дворянской семьи, отец был директором канцелярии Морского мин-ва, позднее - сенатором. Первоначальное образование И. получил дома. Обучался 4 года в гимназии в С.-Петербурге, после чего по семейной традиции выбрал флотскую карьеру и поступил в Морской кадетский корпус, к-рый окончил в 1908 г. со званием корабельного гардемарина, был награжден премией им. адмирала Нахимова. Служил на крейсере «Богатырь». Участвовал в заграничных плаваниях, отличился при оказании помощи жертвам землетрясения на Сицилии и в Калабрии, был награжден итальянской серебряной медалью. В 1909 г. переведен в 1-й Балтийский флотский экипаж, назначен в дивизион испытывающихся миноносцев, затем исполнял обязанности ротного командира на крейсере «Адмирал Макаров». В 1912 г. произведен в лейтенанты. Награжден орденами св. Станислава 3-й степени (1914) и св. Анны 3-й степени (1915). В июне 1917 г. уволен в отставку. С мая 1918 г. состоял в комиссариате городского хозяйства Петрограда, проводил работу по обследованию невских отмелей. В дек. 1918 г. мобилизован, служил помощником директора маяков на побережье Финского залива. Одновременно с работой в управлении маяками исполнял должность псаломщика в петроградской Троицкой ц. на Стремянной ул. В марте 1920 г. рукоположен целибатом во диакона. В мае 1921 г. арестован по обвинению в «укрывательстве контрреволюционера», приговорен Петроградской ЧК к 5 годам заключения. Отбывал срок в одной из тюрем Петрограда, освобожден через год и 1 месяц. В июне 1923 г. рукоположен во иерея. Поскольку в то время Троицкий храм находился в руках обновленцев (см. Обновленчество ), служил на квартирах прихожан. 17 авг. того же года добился перехода храма от обновленцев в Патриаршую Церковь, был назначен настоятелем, возведен в сан протоиерея. 24 нояб. власти вновь передали Троицкий храм обновленцам; И. стал служить в греч. храме во имя св. Димитрия Солунского.

http://pravenc.ru/text/469225.html

М.В. Шкаровский Скачать epub pdf Только в 1990-е годы ХХ века, когда пала советская власть и стали частично доступны материалы архивов КГБ-ФСБ, появилась возможность отдать долг памяти тысячам новомучеников и подвижников Русской Православной Церкви ставших жертвами антирелигиозных репрессий. Среди них замет часть составляют представители возникшего в 1927 г. иосифлянского движения, оппозиционного курсу Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия. Это движение получило название по имени руководителя – митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых) и охватило большинство епархий страны. Подавляющее большинство иосифлян погибло в тюрьмах и лагерях. Однако значение их мужественной борьбы за независимость внутренней жизни Русской Церкви от государственного диктата чрезвычайно велико. Она показала всю силу нравственного сопротивления русского народа утвердившемуся деспотическому безбожному режиму, породила целый сонм новомучеников и исповедников. В 1981 г. более 50 иосифлян были канонизированы Русской Православной Церковью за границей (РПЦЗ). В середине 1990-х гг. Московский Патриархат перестал считать иосифлян раскольниками, начались их прославления в лике святых, в том числе таких активных деятелей движения, как епископ Виктор (Островидов), протоиереи Викторин Добронравов, Иоанн Стеблин-Каменский и др. После восстановления канонического общения с РПЦЗ встал вопрос о взаимном признании уже прославленных новомучеников. Однако выяснилось, что недоступные ранее за границей протоколы допросов некоторых иосифлян, в том числе митрополита Иосифа, с их признательными показаниями, не позволяют это сделать. В связи с этим необходимо подробнее остановиться на биографии Владыки. Митрополит Иосиф в миру (Иван Семенович Петровых) принадлежит к тем ключевым фигурам в истории Русской Православной Церкви ХХ века, которые вызывали и вызывают немало споров. С его именем связано возникновение самого сильного церковного движения сопротивления богоборческой политике советских властей и компромиссному курсу соглашений части церковного руководства с правительством. В то же время не вызывает сомнений, что Владыка Иосиф был одним из самых выдающихся архиереев 1920–1930-х гг., горячим молитвенником, опытным иноком, аскетом, крупным богословом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Индивид или образ Божий? Читателю предлагается рецензия священника Александра Задорнова на книгу Арона Гуревича « Индивид и социум на средневековом Западе», которая предлагает читателю почву для размышления о понимании и объяснении феномена человеческой личности. Статья Исследование личности через изучение её ментальности, связь между её внешней обособленностью и внутренним самоутверждением, наконец — конкретные проявления индивидуальности в быту и бытии, — всё это темы, изучение которых принесли автору работы заслуженную читательскую славу и даже уважение коллег. Статьи сборника, вышедшие в рамках известного проекта «Становление Европы» ещё в 1994 году, отредактированные автором десять лет спустя и выпущенные на русском лишь сегодня, тематически гораздо шире заявленной темы. «Архаический индивидуализм» столь любимых Гуревичем исландских саг (без всякого пиетета к Стеблин-Каменскому), детство и смерть в Средневековье (без подавленности авторитетом Арьеса), портреты конкретных персоналий от бл. Августина до Данте и Петрарки (без робости критиковать «даже» Жака Ле Гоффа, например, в вопросе о времени появлении идеи чистилища). Отсутствие боязни «задеть авторитеты» может удивить лишь того, кто действительно считает Гуревича этаким российским «представителем Школы Анналов», лишь копирующим её методы на ином материале. И это в то время, когда у автора ещё при жизни вышел целый том критических по отношению к отцам-основателям методологических работ . Отдавая дань уважения «Новой исторической науке» за её понимание социальной практики как, прежде всего, человеческой деятельности, Гуревич скептически рассматривает попытки видеть успехи этой школы в отрыве от достижений в семиотике, культурологи и исторической поэтике.

http://bogoslov.ru/article/731055

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова Часть VIII. Пряди об исландцах «Пряди» – это короткие рассказы, вплетенные в ткань повествования, а, именно, рассказы об исландцах, включенные в саги о норвежских конунгах. В них неизменно прославляются находчивость и храбрость простых исландцев, способных противостоять могущественным государям (см.: Гуревич 2004). VIII.1. «Вторая прядь о Халльдоре Сноррасоне» Прядь («Halldrs þáttr Snorrasonar hin siðari») была написана в начале XIII в. и сохранилась в составе «Саги о Магнусе Добром и Харальде Суровом Правителе» в «Гнилой коже», а также в «Хульде» и «Хроккинскинне». В ней рассказывается о событиях, имевших место в 1049–1051 гг. Герой пряди, Халльдор Сноррасон, – представитель знатного исландского рода. О нем рассказывается, в частности, в «Саге о Ньяле». Прядь содержит упоминание Гардарики, где Халльдор побывал, согласно сагам, вместе с Харальдом Суровым Правителем. Издание: Fornmanna sögur eptir gömlum handritum. Kaupmannahöfh, 1831. В. VI. Перевод: О Халльдоре, сыне Снорри/Перевод М. И. Стеблин-Каменского//Исландские саги/Под общей редакцией О. А. Смирницкой. СПб., 1999. T. II. С. 516–526. Литература: Simek, Hermann Pálsson 1987. S. 142; Исландские саги 1999. T. II. С. 556–557; Гуревич 2004. VIII.1.1 Халльдор Сноррасон был в Миклагарде с конунгом Харальдом, как уже рассказано раньше 645 , и приехал с ним в Норег с востока из Гардарики 646 . Конунг оказывал ему тогда большие почести. Халльдор оставался ту зиму у конунга в Каупанге. (Перевод Т. Н. Джаксон по Fms. VI. 237–238) VIII.2. «Прядь о Торлейве Ярловом Скальде» Прядь («Þorleifs þáttr jarlsskálds») сохранилась в «Большой саге об Олаве Трюггвасоне» в исландской рукописи конца XIV в. «Книга с Плоского Острова», а также в нескольких бумажных списках XVII в. На том основании, что цитируемый здесь отрывок нида (хулительного стиха) известен и из более ранних источников, исследователи заключают, что рассказ о Торлейве сложился в XII или в начале XIII в. Не исключено, что дошедшая до нас версия пряди – результат более поздней ее переработки, о чем могут свидетельствовать присутствующие в ней сказочные мотивы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Санкт-Петербург, 23 марта.  Очередная встреча клуба «Абиссиния на Неве» прошла 21 марта в просветительском центре Феодоровского собора в Санкт-Петербурге. Беседа прошла по теме «Пища и традиция поста в Русской и Эфиопской Православных Церквях». Участниками клуба являются петербуржцы и выходцы из Эфиопии и Эритреи, в основном, студенты. Мероприятия клуба «Абиссиния на Неве» — это часть проекта «Восток свыше», посвященного изучению христианских культур Востока. Официальное название клуба «Махбэрэ Мариам», что в переводе с амхарского значит «Братство, посвященное Деве Марии». В эфиопском обществе существует традиция собираться в братства и проводить встречи поочередно у каждого участника группы. Клуб был организован при Феодоровском соборе в сентябре 2020 года. Студент магистратуры ИТМО Мулят Тигабу рассказал, что в Эфиопии очень строго соблюдают Великий пост. В этот период закрыты все мясные магазины, кроме мусульманских. Существует традиция полностью отказываться от пищи (кроме воды) в последние три дня Страстной седмицы. Мулят Тигабу и другие гости из Эфиопии сказали, что их родители и сейчас следуют этой традиции. В течение всего поста не разрешено употребление продуктов животного происхождения, в том числе рыбы. В традиции Эфиопской Церкви нет послаблений на этот счёт. Кроме того, в Эфиопии не едят свинину ни в какое время года, следуя заповедям Ветхого завета. Николай Стеблин-Каменский, эфиопист, сотрудник Отдела этнографии Африки музея Кунсткамера, рассказал, что главным блюдом в русской кухне был и остается хлеб. Он играет важную роль в символизме народной культуры. Именно хлеб является «героем» многих поговорок, пословиц, значимой деталью в народных сказках. В эфиопской традиции первостепенным блюдом является «инжера». В молитве «Отче наш» на амхарском языке произносится «инжеру дай нам на сей день», вместо «хлеб наш насущный». Кроме того, Николай Стеблин-Каменский рассказал о блюдах русской кухни, нагруженных ритуальной символикой. Например, блины принято есть не только на масленицу, но и во время поминок.

http://texts.aquaviva.ru/post/

Священномученик Иоанн Стеблин-Каменский: «Я часто себя чувствовал «золушкой» в золотой карете» На момент гибели ему было 42 года. Худощавый, слабого здоровья человек, с кротким выражением лица. Кто бы мог подумать, что когда-то он носил не рясу, а офицерский мундир, что ходил в заграничные походы на военных кораблях? 2 августа, 2013 На момент гибели ему было 42 года. Худощавый, слабого здоровья человек, с кротким выражением лица. Кто бы мог подумать, что когда-то он носил не рясу, а офицерский мундир, что ходил в заграничные походы на военных кораблях? 2 августа (20 июля ст.ст.) Русская Православная Церковь чтит память священномученика Иоанна Стеблин-Каменского. Потомственный петербургский аристократ, морской офицер, он принял священный сан в годы гонений, в 1923 году. Спустя семь лет, в 1930-м, он был расстрелян. «Слабый человек, несущий высокое служение» Протоиерей Иоанн Стеблин-Каменский. Ленинград, тюрьма ОГПУ, 1924 год На момент гибели ему было 42 года. Худощавый, слабого здоровья человек, с кротким выражением лица. Кто бы мог подумать, что когда-то он носил не рясу, а офицерский мундир, что ходил в заграничные походы на военных кораблях? В разговорах с паствой он не только не допускал высокомерия и начальственного тона, но постоянно подчеркивал свое недостоинство. Словно бы рассматривал собственный священный сан как своеобразный «аванс», данный ему Господом. «Меня же… прошу простить и поминать в молитвах своих не как служителя Христова, каким я вам представляюсь, а как слабого человека, несущего высокое служение, на каждом шагу спотыкающегося и нуждающегося в постоянной помощи», — писал он во время первого своего заключения на Соловках прихожанам в Ленинград. Отец Иоанн, Иван Георгиевич Стеблин-Каменский, успел прослужить священником всего семь лет. В последний год перед гибелью он был епархиальным благочинным в Воронежской епархии, был одним из самых авторитетных священнослужителей в округе, но, кажется, стеснялся того уважения, которым был окружен. «В Воронеже вообще меня ценили не по заслугам. Я часто себя чувствовал «золушкой» в золотой карете», — писал он незадолго до смерти, в 1930 году, своему прихожанину из Соловецкого концлагеря.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-io...

Памяти ученого: иранисты не рождаются каждый день Почему уход Ивана Стеблина-Каменского — невосполнимая потеря 11 мая, 2018 Почему уход Ивана Стеблина-Каменского — невосполнимая потеря Об ушедшем из жизни Иване Михайловиче Стеблине-Каменском, выдающемся ученом-иранисте, специалисте по иранским языкам и культуре народов Памира вспоминает его коллега, российский лингвист, филолог, академик Николай Николаевич Казанский. Иван Михайлович Стеблин-Каменский Иван Михайлович Стеблин-Каменский (1945-2018). Окончил кафедру иранской филологии Восточного факультета Ленинградского (Санкт-Петербургского) государственного университета по специальности «иранская филология». Участвовал в археологических и этнолингвистических экспедициях в Таджикистане, на Памире, в Туркмении, в Туве, на Южном Урале, в Синьцзяне, в Киргизии и в Иране, работал учителем русского языка в сельской школе на Памире. Был научным сотрудником Института восточных рукописей РАН, в 1995-2005 годах — деканом Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета. С 2005 года был главным научным сотрудником Института лингвистических исследований РАН. Академик РАН. Иван Михайлович Стеблин-Каменский — крупнейший специалист в области описания и истории иранских языков, этимологии, фольклора, религии и этнографии народов Памира и других иранских народов. Он автор более 200 работ, среди которых около 15 монографий, в том числе уникальный «Этимологический словарь ваханского языка». Работы Ивана Михайловича посвящены лексике, исторической грамматике и этимологии иранских языков и диалектов. Ему принадлежат переводы «Авесты» — священной книги зороастрийцев, а также поэтических произведений Омара Хайяма и Хафиза. Лингвист, филолог, академик Николай Казанский Иранистика исчезает на глазах — в этом ужас Николай Казанский Для Петербурга смерть Ивана Михайловича Стеблина-Каменского – это совершенно невосполнимая потеря, потому что это последний иранист, который занимался едва ли не всеми иранскими языками. Ученик, в первую очередь, Михаила Николаевича Боголюбова, который возглавлял факультет восточных языков в течение 35 лет, он получил правильную подготовку для работы с древними рукописями еще в студенческие годы.

http://pravmir.ru/steblin-kamenskiy/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Священномученик Иоанн Стеблин-Каменский. Где и как надо искать помощи в тяжелую минуту. Опубликовано: 20 мая 2023             Из письма священномученика Иоанна Стеблин-Каменского из Соловецкого концлагеря. «За время моей разлуки с вами для меня приобрели новый смысл слова: „всегда, ныне и присно и во веки веков“. Кроме понятия бесконечного времени, которое они обнимают, в них слышится мне теперь еще и вера во всеблагой Промысл Божий, вера в неизменяемость постоянной любви Бога к нам, слышится готовность прославлять имя Его не только в храме, не только в дни благополучия, но всегда и при всех обстоятельствах спокойно и даже в скорби радостно отдаваться Его святой воле, лишь бы Он благоволил принять нашу скорбь как службу Любви, хотя она и является чаще всего последствием нашей греховности. „Молитву пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя“. Если „крестом прииде радость всему миру“, то нести крест – значит нести радость. Сердце человека, унывающего под тяготою житейских переживаний, озаряется радостью, когда он познает, какую он несет ношу. Вот почему, мне кажется, вера Христова, ничего не изменявшая в материальном и общественном положении самых первых своих адептов и вызывавшая в дальнейшем свирепые на них гонения, всегда с радостью воспринималась всеми чистыми сердцем. Если христианин в скорби впадает в уныние, это значит, что он по греховности своей отступил от Господа и утратил живую веру в благопотребность крестоношения, в силу крестной любви. Человек, не укрепленный верою, тоже до такой степени боится всякой житейской неприятности, что во избежание ее пускается часто на дела, осуждаемые его собственной совестью. Дорогие мои, я пишу это для тех, кто ослабевает в скорби, чтобы в обновлении веры через покаяние и приобщение Святых Таин они получали утешение. Нет нам скорби без радостной возможности принести ее к престолу Любви. Но так как всякий грех есть отступление от Истины, и путь греховный все дальше нас от нее отводит, то в погрешившем человеке искажается верное стремление к радостному очищению, и чем больше он согрешает, тем ему труднее даже верить в действительность всем всегда открытой возможности получить утешение и духовное укрепление через покаяние. Я хотел бы, чтобы все, кто мне близок, знали, где и как надо искать помощи в тяжелую минуту скорбного уныния, потому что и сам я всегда к этому спасительному средству прибегаю.

http://fond.ru/slovo-novomuchenikov/843-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010