В октябре 2020 года было организавано Сообщество студентов из Эфиопии и Эритреи, а также их друзей-петербуржцев. Оно получило название «МахбЭрэ Мариам/ » (Братство, посвящённое Деве Марии). Одна из встреч сообщества состоялась 15 ноября в Феодоровском соборе. Студентка-медик из Эфиопии, сейчас обучающаяся в Санкт-Петербурге, Хылина Беллете выступила с лекцией «Святой Яред — основатель канона эфиопского церковного пения». Организаторами встречи выступили Николай Стеблин-Каменский, африканист и сотрудник музея «Кунсткамера», а также иерей Алексий Волчков. В Петербурге встречи союза будут проходить каждое третье воскресенье месяца. Помимо общей трапезы, каждая встреча «Махбэрэ Мариам» предполагает духовно-просветительский элемент – участники рассказывали друг другу об истории и духовных традициях своих церквей. Также был обговорён формат дальнейших встреч. Немаловажно, что собрания этого братства будут проходить при Феодоровском соборе, также посвящённом Богородице. После лекции участники встречи продолжили общение в более неформальной остановке. Радость от общения перекликалась с небольшим беспокойством. Дело в том, что в настоящее время в Эфиопии идут боевые действия в провинции ТигрАй между войсками правительства и силами «Народного фронта освобождения Тиграй». Участники встречи выразили надежду, что вскоре все споры будут разрешены. Следующая встреча братства состоится 20 декабря. Видеорепортаж: Трансляция встречи: Фоторепортаж — по ссылке http://vk.com/album-119205327_274931258 Поддержать наше начинание можно по этой ссылке — http://sobe.ru/na/vostoksvyshe —————————————- Создание информационных материалов стало возможным благодаря Фонду президентских грантов. Проект «Восток свыше». Изучение и продвижение христианской культуры Востока (20-2-020800)       Written by admin - 25.11.2020 - 1066 Views You Might Also Like Будущие мероприятия Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени. Наши проекты: Новости Проект реализуется на средства Президентского гранта заявки: 17-1-003764).

http://texts.aquaviva.ru/yared/

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Соловецкие новомчч. - житие Собор Соловецких новомученников Евгений (Зернов), митрополит Нижегородский +1937; Александр (Щукин), архиепископ Семипалатинский +1937; Дамиан (Воскресенский), архиепископ Курский +1937; Захария (Лобов), архиепископ Воронежский +1937; Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский +1929; Иувеналий (Масловский), архиепископ Рязанский +1937; Петр (Зверев), архиепископ Воронежский +1929; Прокопий (Титов), архиепископ Херсонский +1937; Серафим (Самойлович), архиепископ Угличский +1937; Амфилохий (Скворцов), епископ Красноярский +1937; Антоний (Панкеев), епископ Белгородский +1937; Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий +1937; Василий (Зеленцов), епископ Прилукский +1930; Дамаскин (Цедрик), епископ Стародубский +1937; Игнатий (Садковский), епископ Скопинский +1938; Иоасаф (Жевахов), епископ Могилевский +1937; Никодим (Кононов), епископ Белгородский +1918; Онисим (Пылаев), епископ Тульский +1937; Александр Сахаров, протоиерей +1927; Владимир Лозина-Лозинский, протоиерей +1937; Владимир Медведюк, протоиерей +1937; Александр Орлов, иерей +1937; Иоанн Стеблин-Каменский, иерей +1930; Николай Правдолюбов, иерей +1941; Николай Восторгов, иерей +1930; Священноисповедники Амвросий (Полянский), епископ Каменец-Подольский +1932; Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский +1962; Виктор (Островидов), епископ Глазовский +1934; Роман Медведь, протоиерей +1937; Сергий Голощапов, протоиерей +1937; Сергий Правдолюбов, протоиерей +1950; Николай Лебедев, иерей +1933; Пётр Чельцов, иерей +1972; Преподобномученики Вениамин (Кононов), архимандрит +1928; Иннокентий (Беда), архимандрит +1928; Никифор (Кучин), иеромонах +1928; Преподобноисповедник Никон (Беляев), иеромонах +1931; Мученики Владимир Правдолюбов +1937; Стефан Наливайко +1945; Анна Лыкошина 1925; Вера Самсонова +1940 Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Соловецкие новомученики " .

http://pravicon.com/info-3414

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИМИР [древнесканд. Ymir - двойное, двуполое существо], Аургельмир, в германо-скандинавской мифологии первый великан, из тела которого был сотворен мир. Упоминается в неск. песнях «Старшей Эдды» (космогонический миф содержится в «Речах Вафтруднира» (21, 28)), в «Младшей Эдде» («Видение Гюльви» 4-7). И. возникает из столкновения изначальных стихий в мировой бездне Гиннунгагап - это были ручьи, вытекавшие из холодной преисподней севера (Нифльхейм), и искры юж. огненного мира ( Муспелльсхейм ), к-рые растопили ядовитый иней преисподней, превратившийся в великана (ётуна) И. и корову Аудумлу. Первозданная корова выкормила И. молоком, из соленых камней она вылизала Бури, предка богов (Бури стал отцом Бора). Сам И. породил мальчика и девочку из подмышек. Ноги его породили сына Трудгельмира - 6-голового предка инеистых великанов. Боги Один и его братья Веле и Ве (сыны Бора) в центре Гиннунгагап убили и расчленили И.: его плоть стала землей, кровь - морем, в котором утонули великаны, кости - горами, череп - небом, волосы - лесом, мозг - тучами; из ресниц И. боги построили стены своей крепости Мидгард («Речи Гримнира» 40). Рождение существ из способного к самооплодотворению андрогина - характерный архаический миф. В германской континентальной традиции андрогином считается Туисто - первопредок 3 народов: ингвеонов, истевонов и гермионов. В индоевроп. традиции родственными И. первосуществами были древнеинд. Яма и авест. Йима. Мифы о творении мира из расчлененного тела гигантского первосущества известны в древнеинд. ( Пуруша ), ближневост. (Тиамат) и др. традициях - вплоть до русской (духовные стихи «Голубиной книги» ). Ист.: Старшая Эдда/Пер.: А. И. Корсун; ред.: М. И. Стеблин-Каменский. М.; Л., 1963. СПб., 2005р. (Лит. памятники); Снорри Стурлусон. Младшая Эдда/Изд. подгот.: О. А. Смирницкая, М. И. Стеблин-Каменский. Л., 1970. СПб., 2005р. (Лит. памятники). В. Я. Петрухин Рубрики: Ключевые слова: ВАЛЬКИРИИ в сканд. мифологии девы-воительницы, подчиняющиеся Одину, к-рые по решению богов приносят победу или поражение в битве

http://pravenc.ru/text/389503.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЙОМАРТ Гайомарт [пехл. gayo   mart ; авест. gaya martan - жизнь человеческая, жизнь смертная], в зороастр. мифологии - первый человек, первый смертный, родоначальник человечества; на фарси его называют Каюмарс, в манихействе - Гехмурд. Образ Г. восходит к эпохе индо-иран. общности, ведийское соответствие - Марттанда (букв.- мертворожденный), отождествляемый с Вивасватом (авест. Вивахвант). В Авесте (Яшт 13. 87) говорится: «Мы чтим фраваши Гайа Мартана праведного, который первым услышал думы и заповеди Ахура-Мазды, и из которого [он, Ахура-Мазда] произвел семью арийских народов. Мы чтим и судьбу, и фраваши Заратуштры Спитамы артовского» (Авеста в русских переводах. С. 340). В среднеперсид. традиции, согласно Бундахишну , Г. был создан Ормаздом первым из людей и пребывал в мире первые 3 тыс. лет мирового цикла. Ахриман пытался убить Г., но Ормазд наслал на Г. сон в виде 15-летнего юноши. Когда Г. проснулся, он увидел мир «темным, как ночь» (Бундахишн. 28). В следующий раз Ахриман пытался убить Г., прибегнув к помощи Аствихада и 1 тыс. дэвов. Но Г. прожил еще 30 лет (Бундахишн. 29). Умирая, он испустил семя, из к-рого произошла первая человеческая пара Машйа и Машйане (Бундахишн. 98). Смерть Г. рассматривается как зло и как жертвоприношение во имя появления людей на земле. Г. сказал: «[Теперь], когда пришел Враг, все люди будут из моего семени, и [то] будет хорошо, если они будут совершать добрые дела и благодеяния» (Бундахишн. 29). После смерти Г. оказался по левую руку от Ормазда (Бундахишн. 30). По «Арда Вираз намаг», его бессмертная душа пребывает в раю (Пехлевийская Божественная комедия. С. 104). Когда наступит Воскрешение, первым будет воскрешен Г., и ему будет отдана «половина солнечного света», а затем будут воскрешены Машйа и Машйане и остальные люди (Бундахишн. 66). Ист.: Авеста в рус. переводах (1861-1996)/Сост., общ. ред. И. В. Рака. СПб., 1997; Зороастрийские тексты: Суждения Духа Разума (Дадестан-и меног-и храд). Сотворение. Основы (Бундахишн) и др. тексты/Подгот. О. М. Чунаковой. М., 1997. (Памятники письменности Востока; 114); Пехлевийская Божественная комедия. Книга о прав. Виразе (Арда Вираз намаг) и др. тексты/Введ., транслит. пехлевийских текстов, пер. и коммент. О. В. Чунаковой. М., 2001. Лит.: Рак И. В. Мифы Др. и раннесредневек. Ирана. СПб., 1998; Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи/Пер. с англ. и примеч. И. М. Стеблин-Каменского. СПб., 20034; Чунакова О. М. Пехлевийский словарь зороастр. терминов, мифич. персонажей и мифолог. символов. М., 2004. М. Б. Мейтарчиян Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/161475.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Мученики, исповедники и подвижники Русской Православной Церкви XX столетия Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Игумен Дамаскин (Орловский) Книга 4. Тверь, " Булат " , 2000 - 479 страниц. Тираж 10 000 экз. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия   4 ЯНВАРЬ 10.01 (23.01) Священномученик Анатолий (Грисюк), митрополит Одесский........................  5 25.01 (07.02) Священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский................................ 28 Мученики и исповедники Воронежские: священник Иаков Владимиров и его сын Алексей, архимандрит Димитрий, иеромонахи Нектарий (Иванов) Спиридон, Пимен, Феодорит и Серафим, священник Георгий Снесарев священник Даниил Алферов, его супруга Елавдия и сын Василий, священник Митрофан Девицкий, иеромонах Мелхиседек, священник Петр Струков, диакон Пантелеимон Пациора, архимандрит Нектарий (Венедиктов), священник Николай Шабашев.................. 81 ФЕВРАЛЬ 09.02 (22.02) Блаженная Феоктиста........................ 86 13.02 (26.02) Священномученик Сильвестр (Ольшевский), архиепископ Омский и Павлодарский, и мученик Николай (Цикура)................. 93 АПРЕЛЬ 19.04 (02.05) Священноисповедник Виктор (Островидов), епископ Глазовский, викарий Вятской епархии....................116 19.05 (01.06) Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский и Обоянский............154 Священномученик Антоний (Панкеев), епископ Белгородский, священномученики Митрофан (Вильгельмский), Александр (Ерошов), Михаил (Дейнека), Матфей (Вознесенский), Виктор (Каракулин), Ипполит (Красновский), Николай (Садовский), Василий (Иванов), Николай (Кулаков), Максим (Богданов), Александр (Саульский), Павел (Попов), Павел (Брянцев), мученики Михаил (Вознесенский) и Григорий (Богоявленский).................202 20.07 (02.08) Преподобномученики Тихон (Кречков), Георгий (Пожаров) и Косма (Вязников), священномученики Иоанн (Стеблин-Каменский), Георгий (Никитин), Александр (Архангельский), Сергий (Гортинский) и Феодор (Яковлев), мученики Евфимий (Гребенщиков) и Петр (Вязников)..........................221 АВГУСТ 26.08 (08.09) Священноисповедник Роман (Медведь).........289 СЕНТЯБРЬ 14.09 (27.09) Преподобноисповедник Игнатий (Бирюков).....368 ДЕКАБРЬ 15.12 (28.12) Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский, викарий Московской епархии.................379 24.12 (06.01) Преподобномученик Иннокентий (Беда)........446 Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» © Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом

http://fond.ru/izdaniya-fonda/mucheniki-...

Собор святых Санкт-Петербургской митрополии ноября 2014 Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему ВАРСОНОФИЮ, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Копии: Преосвященнейшему ПАНКРАТИЮ, епископу Троицкому, председателю Синодальной комиссии по канонизации святых, протоиерею Владимиру СИЛОВЬЕВУ, главному редактору Издательства Московской Патриархии Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка! Настоящим сообщаю Вам резолюцию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА, положенную на Вашем рапорте 1-0 104/2368 от 27.10.2014г. относительно Собора святых Санкт-Петербургской митрополии: " 05. XI. 2014г. Преосвященному митрополиту Варсонофию: Утверждается Собор святых Санкт-Петербургской митрополии в следующем составе: Собор святых Санкт-Петербургской митрополии (3-я Неделя по Пятидесятнице) 15.Василий Канделябров, сщмч.: Н.20 18.Владимир Лозина-Лозинский, сщмч.: Д. 13 19.Владимир Пищулин, сщмч.: Ян. 28 21.Григорий Поспелов, сщмч.: Мр. 13 22.Григорий Сербаринов, сщмч.: Д. 26 25.Емилиан Панасевич, сщмч.: Н. 20 28.Иоанн Ковшаров, мч.: Ил. 31 31.Иоанн Сарв, сщмч.: Н. 20 32.Иоанн Стеблин-Каменский, сщмч.: Ил. 20 ЗЗ.Иоанникия (Кожевникова), прмц.: Н. 20 34.Карп Эльб, сщмч.: С. 11 З6.Кирилл (Смирнов) Казанский, митр., сщмч.: Н. 7 39.Макарий Римлянин, Новгородский, прп.: Ян. 19 43.Михаил Чельцов. сщмч.: Д. 26 44.Никита Алмазов, сщмч.: Н. 15 45.Николай (Клементьев) Великоустюжский, архиеп., сщмч.: Д. 18 47.Николай Кулаков, сщмч.: М. 19 48.Николай Кулигин, сщмч.: Окт. 1 50.Николай Покровский, сщмч.: Н. 20 51.Николай Розов, сщмч.: Ф. 20 54.Павел Брянцев, сщмч.: М. 19 55.Петр Скипетров, сщмч.: Ян. 19 57.Серафим (Вавилов), прмч.: Ф. 4 59.Сергий (Шеин), прмч.: Ил. 31 60.Симон (Шлеев) Уфимский, еп., сщмч.: Ав. 5 Первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Воскресенский Савва Поделиться Разделы Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/docs/utverzhden...

Каменский стал приходить не только верующие из Воронежа, но многие крестьяне пришли к нему из сел Центрально-Черноземной области, прося исцелить их от головной боли и т.д. Каменский дал совет всем, кто пришел к нему, и Особенно, как вести себя в нынешних условиях жизни, и какое отношение принять к советской власти. Иногда Каменский лично, но как правило, через монахинь, которые были близки к ним, распространять различные провокационные слухи подрыва советской власти и вкрадчивый антисоветские идеи, в основном среди жителей деревни рабочих (бывший монастырь Девичьем). Когда митрополит Сергий опубликовал свою декларацию о лояльности к советской власти, Каменского и других сосланных священников города Воронежа порвал с Сергием и начали признавать руководством митрополита Иосифа Ленинграда. Они начали распространять слухи о митрополита Сергия, что он дал в советской власти, стал еретиком, красный и т.д. После ареста епископа Алексия Каменский стал епархиальным декан, и по этой причине все руководство " иосифлян " в Центральном регионе Земли Черные перешли в его руки. Так как он является крайне правых элементов среди церковников, Каменский лично и через монахинь ведет активную борьбу против церковников, которые в той или иной мере лояльных к советской власти. Через монахинь Каменский распространяет слухи, что советская власть будет погибнуть в ближайшее время, что и другие государства придут и победить всех верных советской власти. С 16 февраля 1929 Каменский лично в проповеди в церкви сказал в связи с введением предлагаемых книг хлебный паек: «Граждане, нет никаких запасов хлеба, голод угрожает, тот, кто может позволить ему хранить до пищи, все эти предвестники грядущих боях. В результате, монахини и женщины рабочих деревни начали хранить пищу, очереди были сформированы, и паника, что там действительно будет голод, и т.д., и один из рабочих, предоставляя В этой влияние было хранить до муки на 2 рубля 80 за фунт. Смерть бывшего игуменья, совпадающий с моментом закрытия церкви бывшего монастыря Девичьем и удаление креста был использован Каменский разжечь религиозный фанатизм и подстрекательства верующих против Советской власти.

http://pravicon.com/info-2456

Пока эта контрреволюционная гнездо существует здесь, в рабочий поселок не будет существовать " .      " Монахини, препятствующие культурному развитию подрастающего поколения и выиграть симпатии жителей не только в стенах монастыря, но и далеко за ее стенами».     8 сентября 1928 г. появилась статья в газете Воронеж, " Коммуна " , призывая к монастырю, чтобы превратиться в рабочих квартирах, а церковь - в клубе. Он призвал к " решающей битве " с контрреволюционными заявлениями монахинь и их лидеров, о. Иоанна.     После ареста епископа Алексия (купить) и смерти протоиерея Александра Палицына в конце 1928 года Владыка Алексий назначен о. Иоанна епархиальный декана, а в марте 1929 года он был фактическим руководителем Воронежской епархии. Статьи в прессе появились атеист требует его ареста. 4 марта заместитель начальника полиции Подкопаев направил «совершенно секретно» сообщение в ОГПУ сказал, что о. Джон проводил агитацию против советской власти.     В пять часов 1 мая 1929 года, когда атеисты пришли сломать крест на куполе церкви, настоятельницей монастыря Девичьем умер. Это совпадение поразило многих в городе. Позже власти обвинили отца. Иоанна, утверждая, что ее смерть наступила в результате гонений на Церковь. Захоронение игуменьи состоялась 4 мая, и после похорон отца. Иоанн благословил всех и посоветовал остальные монахини и прихожане монастыря провести вместе. 6 мая (19) о. Иоанн был арестован, а 21 мая он был допрошен. 4 июля Агент Викторов состоит обвинительное заключение, в котором мы читаем: " Получив руководством монахинь бывшего монастыря Девичьем, [о. Иоанн] Каменский, чтобы стать специально почитаемых " пастор " , получил для себя портрет " старица " Theoctista Михайловна, которая хорошо известна среди истерический элемент, и стали занимать себя в изгнание бесноватого, и другие подобные махинации. Благодаря распространению слухов монахинями, что Каменский был «святой», он начал приобретать большим авторитетом среди истерических элементов и в целом среди antisovietically склонны верующих.

http://pravicon.com/info-2456

Александр остался благочинным храмов Бобровского района. В апреле 1930 года в Соловецкий концлагерь поступило распоряжение арестовать священника Иоанна Стеблин-Каменского и эпатировать его в Воронежскую тюрьму. Тогда же в Воронеже были арестованы протоиерей Александр Архангельский, священники Сергий Гортинский, Федор Яковлев и Георгий Никитин, архимандрит Тихон (Кречков), иеромонах Кирилл (Вязников) и миряне Ефимий Гребенщиков и Петр Вязников, которые затем проходили по одному делу – по обвинению в участии контрреволюционной организации. 28 июля 1930 года Коллегия   ОГПУ приговорила их к расстрелу. Вечером 2 августа сотрудники госбезапасности расстреляли всех этих девятерых невинных людей и закопали их тела в общей могиле. Реклама: С.41.   Говорят, что :   Говорят, что //Фома. - – август  2018. -  С.42-43. – (раздел « Вера », рубрика « Говорят, что »). Ответы  на следующие суждения и вопросы: Говорят, что бывают вещие сны от Бога, а бывают – от дьявола. На самом деле. Ил.: Фрагмент картины. - С.42; Почему в Церкви не знают, когда наступит конец света ? Потому что.  Ил.: Ангел сворачивает небо в свиток. Фреска Кирилловской церкви в Киеве. XII в. -  С.42; Нас спрашивают: грех ли выйти замуж по расчету ? Отвечаем. Фото Валентины Чупахиной. - С.43.   Ответ священника: Зачем мы молимся за мертвых? /  Спрашивает Максим , Калининград; Отвечает протоиерей Антоний Волков , настоятель храма в честь иконы Божия Матери «Казанская» в селе Богородское Воскресенского района Нижегородской области. Фото Санкт-Петербургской Духовной академии//Фома. - – август  2018. – С.43. – (раздел « Вера », рубрика « Ответ священника »).     ЛЮДИ (раздел). – С.44-66.   Священник Александр Гончаров . Три истории на грани смерти, рассказанные священником из онкодиспансера . [Священник Александр Гончаров – настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в Витебской больнице]. Подготовил Кирилл Баглай . Фото Юлии Маковейчук//Фома. - – август 2018. – С.44-47. – (раздел « Люди »). Вошли три эссе: История первая. Неслучайная встреча. – С.45; История вторая. Случай в реанимации. – С.46; История третья. Крещение и опухоль. – С.47.   Елена Куршук . « Аврора » верит. Что мы не знали о самом известном крейсере России. [О церковной жизни на крейсере «Аврора» до революции и в наши дни]. Фото Глеба Ильинского, Станислава Марченко, документальные фото 1903,1904,1905,1924,1987 гг.//Фома. - – август 2018. – С.48-57. – (раздел « Люди »).   У вас будет ребенок: Совместный проект:  журнал «Фома»,  рубрика «У вас будет ребенок» телепрограммы «Когда все дома» (канал «Россия 1»), Главное управление образования и науки Российской Федерации.   Найти ребенка по видеопаспорту. Авторы идеи - Тимур и Елена Кизяковы. Видеопаспорта детей можно посмотреть по адресу http://videopassport.ru//Фома. - – август 2018. – С.58-59. – (раздел « Люди », рубрика « У вас будет ребенок »). Вошли следующие материалы:

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8-184-...

Иосифлянское движение с самого начала приобрело политическую антиправительственную окраску, выйдя за чисто религиозные рамки. Не без оснований некоторые исследователи считают, что «ядро идеологии иосифлянского раскола – отрицательное отношение к отечественной советской действительности, а церковно-канонические мотивы лишь внешняя оболочка» 594 . В трагические годы великого перелома движение имело немалую оппозиционную властям социальную базу. Очевидцы вспоминали: «В церкви Воскресения-на-Крови тогда было очень много народу... Сюда хлынула масса раскулаченных... Сюда приходили все обиженные и недовольные. Митрополит Иосиф невольно стал для них знаменем» 595 . Не случайно одним из основных требований всех «непоминающих» было отстаивание постановления Всероссийского Поместного Собора от 15 августа 1918 г. о свободе политической деятельности членов Церкви. И государственные органы, по свидетельству архивных документов, расценивали именно иосифлян как своих главных противников среди всех религиозных течений и конфессий. Наиболее активных участников движения из среды мирян можно условно разделить на 3 категории: представители ученой интеллигенции, которые по своим религиозным взглядам не могли идти на сделку с совестью; фанатично верующие люди – блаженные, юродивые, странники, провидцы и т. п.; представители социальных слоев, недовольных новым строем; именно они придавали движению политическую окраску. В иосифлянском же духовенстве имелось особенно много людей идейных, отличавшихся нравственной чистотой, широко в нем было представлено монашество. Не зря еп. Мануил (Лемешевский) в своей проповеди 29 апреля 1928 г. в Ленинградском Троицком соборе выражал свою скорбь по поводу их отделения: «Отпали, откололись наилучшие пастыри, которые своей непорочностью в борьбе с обновленчеством стояли много выше других» 596 . Конечно, и в иосифлянском духовенстве, объединявшем противников политики митр. Сергия и советской власти, имелись самые разнообразные течения. Некоторые из самых стойких иосифлян отличались либеральными взглядами – прот. Иоанн Стеблин-Каменский, другие были убежденными монархистами – еп. Варлаам (Лазаренко). Причем монархическая тенденция постепенно усиливалась. Логика ожесточенной борьбы доводила до крайности. Неслучайно многие верующие называли собор Воскресения Христова в Ленинграде «белым храмом», в противоположность «красным» церквам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010