Было прочитано синодальное письмо от 19 июля, в котором сообщалось, что, на основании изложенных в нём мотивов, Св. Синод в заседании своём, в г. Софии от 17 июля, одобрил состоявшиеся 14-го того же месяца, под председательством наместника-управляющего Старо-Загорской епархии высокопреосвященного терновского митрополита Климента, выборы канонического митрополита Старо-Загорской епархии и признал получившими на выборах полное большинство голосов преосвященных епископов Мефодия Величского и Анфима Брегальничского достойными Старо-Загорского митрополичьего престола. Вследствие вышеизложенного и на основании 44-го § экзархийского устава, Св. Синод имел собрание в экзархийской церкви, где, после приличествующего молитвословия, в присутствии служащих в экзархии духовных и мирских лиц, избрал преосвященного Мефодия и провозгласил его каноническим митрополитом Старо-Загорской епархии. Относительно всего этого составлен и подписан особый Синодальный протокол 799 . Болгарское население Македонии имеет ныне, как известно, нескольких митрополитов родом болгар, именно в —507— Велесе и Скопии. На бывшую в течение двух лет вакантной болгарскую скоплянскую кафедру в конце прошедшего года избран временно управлявший ею преосвященный епископ Синесий, по происхождению болгарин. Кроме него кандидатами были струмицкий архиерейский наместник архим. Герасим и экзархийский протосинкел архим. Неофит. Чтобы не находиться при выборах и не оказывать так или иначе личного влияния на избирателей, преосвященный Синесий перед выборами удалился в г. Велес. От экзархии был уполномочен руководить выборами высокопреосвященный Авксентий, велесский митрополит. Большинство голосов получил епископ Синесий, который 15 декабря вернулся в Скопию и был с великой радостью и необычайным торжеством встречен своей паствой в кафедральной болгарской церкви Пресв. Богородицы 800 . Г. Воскресенский Писаревский Н.Н. Полтора года в Берлине: (Заметки о религиозной и общественной жизни)//Богословский вестник 1897. Т. 1. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—365— дом и латинское письмо вообще, отбросивши свое слованское письмо. Если бы вместо латинки у нас оставалась кириллица, то старо-слованский (церковный) язык был бы нам ближе, чем русским. Возьмите напр. слова: глава, млеко, град, чело, врата, влас, клас и множество других. Церковно-слованский язык – богатый язык; часто смысл одного ц.-славянского слова может быть выяснен только несколькими словами. Он – в особенности почтенный язык. Прислушайтесь к чтению евангелия на церковно-слованском языке. Найдете ли что-либо подобное в ином языке?» На основании сведений, приведенных нами, чехо-слованскую церковь доктора Ишки можно охарактеризовать следующими немногими словами: Проповедуемая доктором-миссионером Ишкою, викарием старо-католического преосвященного Герцога, чехо-слованская церковь , имеющая ныне горсточку членов в Праге и еще не признанная Австрийским Правительством, не прочно зиждется на дарованном ей старо-католическою церковью Уставе и в собственном смысле стоит особняком от всех более или менее православных церквей. Это «самочинное общество» действительно вызвано глухим ропотом чехов на попрание чуждым народом их народной старо-слованской церкви и всегда таившемся в них желанием возвратить эту насильственно отнятую Кирилло-Мефодьевскую церковь , но к несчастью, подслушанным таким лицом, которое не оказалось способным пожертвовать своею личностью ради народного дела, направить свою деятельность на то, чтобы возвратить народу всё насильно отнятое и отбросить всё неестественно привитое, насилием навязанное, – лицом, которое напротив имеет слабость считать себя призванным, по собственному разумению, опираясь на свой авторитет, организовать религиозно-богослужебный и обрядовый быт чехов. Так как одновременно с обществом миссионера доктора Ишки в Чехах воскресает иное, в собственном смысле православное, тоже «Чехо-Слованское» общество, не имеющее никакого отношения к этому миссионеру, – общество, идущее по прямому пути, уже испытанному и проверенному столетиями в среде большинства слованских на-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Монастырь накануне революционных событий, перевернувших историю России, представлял собой тихую обитель. По-прежнему действовало три храма: летний Богоявленский, зимний Сергиевский и Введенский надвратный. Недалеко от святых ворот у реки стояла часовенка, в которой жил вратарник. Непосредственно у ворот на монастырской территории находилась круглая голубая беседка. От неё к каждому храму тянулись выложенные красным кирпичом дорожки с палисадниками по краям, в которых летом благоухало множество цветов. У алтаря собора Богоявления располагалось кладбище, а ещё восточнее - белокаменный Святой колодец, огромного размера, шестигранный с купольным покрытием и чудесного вкуса водой. Восточнее колокольни возделывался огород. В башнях монастырской ограды были калитки, через которые монахи носили воду для полива. С севера к монастырю незаметно расстраивался Коломзавод, отделённый от стен обители рощей и лугом. С юга монастырской территории располагался большой сад, яблоки из которого отличались огромными размерами и необыкновенным вкусом. В 1917 году Русь Святую поставили на колени враги Православия и это допустили сами русские люди, которые были призваны Богом к охране Православной Державы. Горе и смерть, разруху и унижение принесли России сначала Февральская, затем Октябрьская революции и последующая за ними Гражданская война. Новая власть твёрдо взяла курс на уничтожение Русской Православной Церкви, и, в особенности, монастырей как средоточия духовной жизни... Из книги: " История Богоявленского Старо-Голутвина мужского монастыря " . Коломна, 2014 г. Ликвидация Старо-Голутвина монастыря в 20-е годы ХХ столетия носила постепенный характер. Пока тут был игумен и братия - был и монастырь. Но со временем монастырские помещения начинают отбирать у монашествующих. Поначалу монахов выселили из келий. По воспоминаниям прихожанки Старо-Голутвина монастыря В. С. Шароновой, духовной дочери последнего настоятеля архимандрита Никона (Беляева), " ... они жили в подвалах под зимним храмом.

http://sobory.ru/article/?object=01135

Согласно данным, содержащимся в изданных в 1866 г. Е.А.Маловым «Статистических сведениях о крещёных татарах Казанской и некоторых других епархий, в Волжском бассейне», деревни Елышево и Сатлыган-Ключ Мамадышского уезда входили в это время в Ачинский приход (с центром в селе Ачи Лаишевского уезда). Тогда здесь проживали исключительно «старокрещёные татары»: в Елышево - 488 человек (237 мужчин и 251 женщина) и в Сатлыган-Ключе - 127 человек (62 мужчины и 65 женщин). В 1892 г. Е.А.Малов «перепечатал» исправленные «Статистические сведения...» в сборнике своих статей «Миссионерство среди мухаммедан и крещёных татар». При этом из них явствовало, что тогда в Елышевский приход входили: село Елышево (где проживали 20 православных «старокрещен» и 390 «отпадших»), деревни Сатлыган-Ключ (136 православных «старокрещен» и 9 «отпадших»), Сосновый Мыс (4 православных «старокрещен» и 177 «отпадших»), Большие Савруши (714 православных «старокрещен» и 56 «отпадших»), Новая деревня (22 «отпадших») и Чабки Сабы (12 «отпадших»). После объявления «свободы вероисповедания» в Елышево появилась мусульманская мечеть, начавшая действовать в 1907 г., и местная церковь почти полностью опустела, производя на всех весьма печальное впечатление. При этом в различных источниках содержатся весьма неоднозначные сведения о численности обитателей села Елышево и Елышевского прихода, что, вероятно, связано с различными «методиками» их подсчёта. Так, А.Н.Понятов в статье «Некоторые аспекты перехода крещёных татар из православия в ислам в Казанской губернии во второй половине XIX - начале XX вв.», со ссылкой на отчёт о деятельности БСГ за 1906/1907 братский год, пишет, что «в Елышевском приходе уже к 15 февраля 1907 г. числилось всего 8 православных домов: 251 чел[овек] об[оего] пола «отпавших». В ведомости же «О прихожанах...» церкви Во имя Архистратига Божия Михаила села Елышево за 1909 г. значилось, что в Елышевский приход входили: село Елышево (в котором насчитывалось: 2 двора, где проживали 17 «духовных» лиц, 1 двор, где проживали 6 «военных из татар старо-крещ[ёных]», «отпавших в магометанство», 2 двора, где проживали 5 «крестьян из татар старо-крещ[ёных]» «православных» и 1 двор - 4 «отпавших в магометанство») и деревня Сатлыган-Ключ (где насчитывалось: 1 двор, где проживали 5 «военных из татар старо-крещ[ёных]» «православных», 11 дворов, где проживали 53 крестьянина «из татар старо-крещ[ёных]» «православных» и 9 дворов - 45 «отпавших в магометанство»). Всего же в Елышевском приходе числилось 27 дворов, в которых проживали 136 человек, в том числе, 11 дворов, где проживали 57 «отпавших».

http://ruskline.ru/analitika/2012/01/18/...

К 60-м годам в том же направлении выступило много учёных в католической Германии. Самый выдающийся из них – …….., мюнхенский профессор. Он известен несколькими большими монографиями, лишь косвенно относящимися к церковной истории: «О состоянии языческого мира пред христианством», «О магометанстве и его отношению к христианству», «об иудействе», «о внутреннем развитии протестанства» и др. Будучи сначала ревностным приверженцем католицизма он написал не очень значительную, но талантливую церковную историю, под заглавием «Kirche und Kirchen», где идеализируется история католицизма. Но Дёллингер не долго удержался в союзе с католицизмом. Когда в 72 году у иезуитов созрела мысль созвать так наз. Ватиканский собор, чтобы провозгласить на нём догмат о папской непогрешимости, тогда одни пошли на сделку, а другие отделились от папизма и образовали так наз. старо-католическую церковь . Этому помогали и политические обстоятельства. В Германской империи, тогда только что созданной, утвердилась политика, неприязненная к папскому двору. Бисмарк хотел отделить германских католиков от папы и поддерживать тех, кто восставал против догмата о папской непогрешимости. Поэтому большая часть от германских католических учёных образовала особую церковь . Во граве её стоял Дёллингер. К нему примкнули: Фридрих, издавший историю Ватиканского собора, Шульте, Рейш, Михелис, экзегет Ланген, историк «Философии отцов церкви» Губер, которому приписывают сочинение «Папа и собор». Прусское правительство дало право собраться старо-католикам и избрать своего епископа. Епископом избран был Рейнкенс. Но конечно наше время вообще неблагоприятно для образования новых церковных формаций. Большая часть католиков не пошла за этими учёными. Да и сама старо-католическая церковь имела успех лишь пока ей покровительствовало прусское правительство. Теперь она потеряла всякое значение. Одни из её последователей стали сближаться с англиканством, другие с православной церковью. Но всё-таки эта старо-католическая церковь замечательна тем, что в неё ушла большая часть католических германских учёных.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Неполный список священнослужителей Христорождественского храма в период с XVII по XIX вв.: Григорий уп. в 1676 г. Иоанн Григорьев род. 5 мая 1700 г. Архип Феодоров уп. в 1783 г. Иоанн Алексиев ум. 26 июня 1799 г. Авраамий Кодратов род. 6 ноября 1799 г. Павел Аликсиев род. в том же году. Иоанн Михеев упом. с 1801-1816; вторично с 1821-1830 гг. Спиридон Иоаннов упом. с 1816-1821 г. Иосиф Борисов Ракитин уп. с июля 1820-48 г. Александр Дмитриев Городков уп. с 22 декабря 1830-1854 г. Иоанн Михайлов Толпин уп. с 21 мая 1848-1871 г. Иоанн Герасимович Доброхотов сост. с 10 февраля 1854 г. Иоанн Павлович Столпов сост. с 12 сентября 1871 г. Дунаев Михаил - диакон села Боршевое Скопинского уезда. Перемещен в село Снежеток Раненбургского уезда. Перемещен в село Старо-Кленское того же уезда. Объявлено одобрение Его Высокопреосвященства, Алексия, Архиепископа Рязанского и Зарайского, за особенно исправное служение. Диакон, состоящий на вакансии псаломщика села Старо-Кленское Раненбургского уезда. Почислен штатным диаконом. Девяткин Димитрий - священник села Старое Кленское Раненбургского уезда. Назначен законоучителем в училище при деревне Змиевка того же уезда. Утвержден в должности законоучителя в Старокленском народном училище (вместо Змиевского). Ракитин Иоанн - дьячок села Старокленское Раненбургского уезда. Перемещен в село Малый Снежеток того же уезда. Столпов Иоанн - диакон села Агибалово Михайловского уезда. Рукоположен во священника к Христорождественской церкви села Старо-Кленское Раненбургского уезда. Утвержден законоучителем в местной сельской школе. Покровский Николай (†1877) - уволенный из Среднего отделения Рязанской Духовной семинарии. Определен на диаконское место к церкви села Старо-Кленское Раненбургского уезда. Перемещен в село Снежеток того же уезда на вакансию псаломщика. 8 (20) мая 1874 года награжден золотой медалью с надписью «за спасение погибавших» на Владимирской ленте за спасение станового пристава Тимирязева от угрожавшей ему опасности быть убитым. Умер (1877, б/н, 15.09).

http://sobory.ru/article/?object=28738

по благословению Святейшего Патриарха Пимена (Извекова) . Служба преподобному составлена игум. Старо-Голутвина мон-ря Кириллом в 2001 г. и тогда же утверждена правящим архиереем Московской епархии митр. Ювеналием (Поярковым) (не опубл.). Ист.: Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского и всея России чудотворца. Серг. П., 1853 [литогр. изд. Троицкого списка Жития]; Леонид (Кавелин), архим. Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия и Похвальное ему слово, написанное учеником его Епифанием Премудрым в XV в.//ПДП. 1885. Вып. 58; Тихонравов Н. С. Древние жития прп. Сергия Радонежского. М., 19162. Отд. 1-2; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М., 1950. С. 458; Описание о российских святых. С. 237-239; Клосс Б. М. Избр. тр. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. М., 1998; ПСРЛ. Т. 18. С. 151. Лит.: ИРИ. Т. 3. С. 738; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 137-138; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 152-153; Альтшуллер Б. Л. Бесстолпные храмы XIV в. в Коломне//Сов. Арх. 1977. 4. С. 166; Мазуров А. Б. Средневековая Коломна в XIV - 1-й трети XVI в.: Комплексное исслед. регион. аспектов становления единого рус. гос-ва. М., 2001. С. 196-197, 237-240. Иконография Прп. Григорий Голутвинский. Икона. 2005 г. (старо-Голутвин мон-рь) Прп. Григорий Голутвинский. Икона. 2005 г. (старо-Голутвин мон-рь) Наиболее ранние изображения Г. сохранились в составе миниатюр лицевых рукописей Жития прп. Сергия Радонежского, в частности троицкого списка 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21. Л. 250 об.- 252), посвященных основанию Старо-Голутвина Богоявленского мон-ря («О Голутвинском монастыре»). В 1-м сюжете блгв. кн. Димитрий Донской просит прп. Сергия Радонежского благословить в Коломне «место поставити монастырь во имя святого Богоявления» - за спиной преподобного во главе группы монахов, очевидно, изображен Г. На 2-й миниатюре прп. Сергий благословляет основание обители и постройку церкви, затем дает блгв. князю для создания мон-ря «от ученик своих единого Григория священноинока», к-рый собирает братию и устраивает общежитие.

http://pravenc.ru/text/166541.html

Василий Васильевич Семенцов , председатель Общества православных педагогов Санкт-Петербургской епархии, кандидат педагогических наук Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 2. Следует только понимать различие между древне-русским, старо-славянским и церковно-славянским языками. Если пояснить кратко, то древне-русский - это разговорный язык наших предков, старо-славянский - литературный язык, пришедший на Русь после принятия христианства, а церковно-славянский - это наиболее совершенная форма старо-славянского - не просто литературный язык, а язык молитвы, общения с Богом. Из всех этих языков ЖИВЫМ в настоящее время является только церковно-славянский, употребляемый в Русской Православной Церкви и некоторых других поместных Церквах. Древне-русский и старо-славянский изучают только специалисты, и эти языки, при всём желании, не могут стать " основой единства народа " . Церковно-славянский же язык, пусть и не все его знают в полной мере, действительно, остаётся ЖИВЫМ для миллионов православных верующих славянских стран (где не перешли на Богослужение на современных языках) и поэтому продолжает быть духовной и культурной основой единства и русского народа, и других славянских наций. Желательно, чтобы люди, пишущие на данные темы, были точнее в формулировках. Иначе и здесь нагромоздятся завалы смысловой путаницы, а противники единства получат удобные аргументы. 1. МОЛИТВЕННОЕ ЕДИНСТВО... Но ведь и современный русский язык пока ещё содержит определённую часть, содержащую и элементы музыкальности, и сакральности... Не говоря уж о доступности и понятности.../Не смотря на всякие там кэшбэки, лайсы и мат-перемат.../. Например. Есть ведь ещё один могучий объединяющий фактор - РЕГУЛЯРНАЯ ОБЩЕНАРОДНАЯ ВЗАИМОМОЛИТВА ПРАВОСЛАВНЫХ... Типа: - " БОЖЕ, невидимо присутствующий здесь и сейчас со всеми нами, СПАСИ И ПОМИЛУЙ НАС, ГРЕШНЫХ, наших родных и близких, живых и ушедших, и всех христиан. СЛАВА ТЕБЕ, БОЖЕ НАШ, СЛАВА ТЕБЕ ЗА " . Это секунды, каждому по силам... Больше обычным людям просто не поднять... И хорошо бы синхронно, скажем в и в 18 ч... Чтоб ВСЕМ ВМЕСТЕ... И в любое время поотдельности...

http://ruskline.ru/news_rl/2021/07/16/dr...

Практически полностью был вырублен фруктовый сад. Как памятник истории и культового зодчества Старо-Голутвин монастырь был поставлен на государственный учёт уже в 1924 году. В 1946 году решением исполкома Мособлсовета, а в 1947 году постановлением Совета Министров РСФСР архитектурный комплекс Старо-Голутвина монастыря был взят на государственную охрану и объявлен неприкосновенным историко-художественным наследием национальной культуры и достоянием республики (новый акт об этом был издан в 1960 г). Но в том же 1947 году было решено сломать гульбище Богоявленского собора, т. к. за столько лет без ремонта оно пришло в аварийное состояние - южная стена дала трещину, реставрировать гульбище никто не хотел. Сами " партийные " ломать стены не стали - для этих целей они привезли в монастырь бригаду пленных немцев. Но те побоялись рушить храм. Двое пленных всё же проявили решительность и стали молотом и киркой разрушать стену. Кирпичи стали падать, и вдруг на " смельчаков " обрушился большой кусок стены. Из под завала вынесли их трупы. Остальных пленных удалось заставить ломать гульбище только под страхом расстрела. Таким образом, уникальная галерея с колоннами была разрушена. В 1948 году поступило также предложение снести башни и часть монастырской стены, но отдел по делам архитектуры при исполкоме Мособлсовета дал категорический отказ. В 1960-е годы директор Коломенского завода В. М. Пятов заявил о готовности предприятия на свои средства отреставрировать монастырь и передать его городу под музей. В 1967 году под руководством архитектора М. Б. Чернышева проводятся первые реставрационные работы на Богоявленском соборе: перекрывается железом купол и крыша, над алтарём заменили тёсовую кровлю. В 1968 году по решению Совета Министров РСФСР предполагалось создать в городе историко-архитектурный заповедник. В соответствие с этим власти намеревались отреставрировать большинство памятников Коломны, в том числе и Старо-Голутвин монастырь, где планировалось разместить лечебно-оздоровительную базу завода им. В. Куйбышева. Но эти решения так и остались на бумаге, а вместо реставрации шеф - Коломзавод, наоборот, засыпал монастырь отходами литейного производства. В 1969-70-х гг в Богоявленском соборе проводились археологические раскопки с целью изучения древнего белокаменного храма конца XIV века. Монастырский комплекс был перенаселён " лимитчиками " . Только в 1984 году местным властям удалось отселить жильцов из монастырских зданий в благоустроенные квартиры. Территория опустела; обитель производила впечатление подвергшейся нашествию, была завалена грудами мусора.

http://sobory.ru/article/?object=01135

В 2001 г. Подворье было включено КГИОПом г. Санкт-Петербурга в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность». В 2002 году группой православных верующих Санкт-Петербурга, при поддержке афонских монахов, была перестроена сторожка Старо-Афонского подворья (литера В) в часовню св. ап. Андрея Первозванного. Открытие часовни состоялось 3 июня 2003 года. Сам комплекс зданий подворья был включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения на основании распоряжения комитета по государственному контролю использованию и охране памятников истории и культуры в октябре 2009 года. Основные события связанные с воссозданием Старо-Афонского подворья начались в 2016 году. Администрацией города Санкт-Петербурга было принято решение о возвращении здания церкви Санкт-Петербургской Епархии. Что в свою очередь дало возможность начать постепенное возрождение храма и приходской жизни. Владыка митрополит Варсонофий благословил вернуть бывшему Старо-Афонскому подворью статус Архиерейского подворья, с закреплением подчинения Санкт-Петербургской Епархии РПЦ МП. Определенный таким образом статус Архиерейского подворья стал единственно возможным путем реставрации некогда практически утраченного исторического памятника в полном комплексе из трех зданий. Старо-Афонское подворье Свято-Андреевского Скита получило шанс вернуться к нам в своем прежнем виде, прекрасной драгоценной жемчужиной нашей Северной Пальмиры. Конечно, путь ведущий к Небу полон препятствий, искушений и козней врага рода человеческого. Реставрация, как и строительство, дело не быстрое, нелегкое, непростое и затратное. Однако те, кто дерзают идти этим трудным путем – достойны награды! Торопитесь делать добрые дела. Первая Литургия в открывшемся храме Благовещения Пресвятой Богородицы состоялась 26 октября 2016 года, в день памяти Иверской иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Благовеще...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010