В Екатерининском монастыре г. Видное состоялась конференция «Древние монашеские традиции в условиях современности» 16 декабря 2016 г. 12:31 15 декабря 2016 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в Екатерининском монастыре г. Видное состоялась конференция «Древние монашеские традиции в условиях современности». Это уже вторая конференция, проходившая в рамках XIV Московских областных Рождественских образовательных чтений с участием игуменов и игумений подмосковных обителей. Первая под названием «Монастыри Московской епархии в минувшем столетии: расцвет, разорение, возрождение» проходила 15 ноября в Высоцком монастыре г. Серпухова. Благочинный монастырей Московской епархии епископ Серпуховской Роман , открывая встречу в Екатерининском монастыре, напомнил ее участникам слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о том, что возрождение русского монашества зависит от игуменов и игумений нынешних обителей. Игумен Николо-Берлюковской пустыни с. Авдотьино Евмений (Лагутин) подготовил доклад на тему «Древние монашеские традиции в современных условиях», в котором после исторического экскурса во времена развития древнего монашества и описания двух подходов к монашеской жизни в России XV-XVI веков — преподобного Иосифа Волоцкого и преподобного Нила Сорского — перешел к рассказу о Николо-Берлюковской пустыни, где сто лет назад подвизалось 54 насельника (сегодня в монастыре только четыре насельника). Многое уже сделано братией для восстановления обители и еще больше предстоит сделать, но главное, по словам игумена, это не потяреть за внешней деятельностью тот духовный настрой, с которым человек приходит в монастырь. Игумен Богоявленского Старо-Голутвина мужского монастыря г. Коломны Варлаам (Горбунов) в своем выступлении осветил тему «Старо-Голутвин мужской монастырь и его духовные устроители — от преподобного Сергия до преподобномученика Никона», рассказав о молитвенном духе и смирении настоятелей, возглавлявших эту древнюю обитель в разное время, вплоть до ее закрытия богоборцами.

http://patriarchia.ru/db/text/4713997.ht...

Монастырь основала вдова генерал-майора А. А. Тучкова Маргарита Михайловна. Во время русско-шведской войны она сопровождала любимого мужа, жила в палатке, помогала раненым бойцам — была одной из первых российских сестер милосердия. Во время антинаполеоновских кампаний она также была с мужем. Спасо-Бородинский монастырь. Фото Владимира Ештокина После гибели супруга в Бородинском сражении Маргарита Михайловна искала его тело среди десятков тысяч трупов, но найти не смогла. А. А. Тучков был сражен близ Семеновских высот. Маргарита Михайловна решила поставить на этом месте храм. Она продала драгоценности и выкупила несколько десятин земли на поле битвы. Здесь в 1820 году был освещен построенный ее трудами Спасский храм. Главной его святыней стал образ Спаса Нерукотворного, полковая икона Ревельского полка. Шесть лет спустя умер сын Маргариты Михайловны Николай. Она навсегда поселилась в сторожке близ Спасского храма. Вокруг нее за несколько лет образовалась небольшая община вдов и сирот. В 1836 году святитель Филарет Московский благословил безутешную вдову на принятие иночества. А в 1837—1838 годах ее община была преобразована в монастырь. Инокиня Мария, бывшая генеральша, стала его игуменией. 3. Черниговский  мужской скит Сергиева Посада Город Сергиев Посад,  улица Гефсиманские пруды, дом 1 Основан в 1840-х годах. На кладбище Черниговского скита похоронены великие русские писатели и философы — К. Н. Леонтьев (инок Климент) и В. В. Розанов. Судьба скита связана с именами двух больших святых. Святитель Филарет Московский немало способствовал его учреждению. Святой блаженный схимник Филипп стоял у истоков его основания. Черниговский мужской скит Сергиева Посада. Фото APL Черниговский скит — подворье Троице-Сергиевой Лавры — стоит на берегу пруда в трех километрах от монастыря. Скит вырос из серии келий-пещерок. Первым сюда, в Исаковскую рощу, переселился московский юродивый Филиппушка. Одно время он жил при Лавре, а в 1847 году ему разрешили «выкопать погребок» наподобие тех, что копали себе насельники Киево-Печерской Лавры. Так Филиппушка основал Черниговский скит. Его примеру последовали другие монахи — пещеры копали еще в течение пяти лет. Простота и строгость были заповеданы основателями скита. Облачениям, украшению церкви, самой обстановке скита надлежало подражать «нищете» великих святых — преподобных Сергия и Никона Радонежских. Пещерки и скитский святой источник открыты для посещения. 4. Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь

http://foma.ru/svyatyini-podmoskovya.htm...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Екатерининском монастыре г. Видное состоялась конференция «Древние монашеские традиции в условиях современности» 16.12.2016 15 декабря 2016 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в Екатерининском монастыре г. Видное состоялась конференция «Древние монашеские традиции в условиях современности». Это уже вторая конференция, проходившая в рамках XIV Московских областных Рождественских образовательных чтений с участием игуменов и игумений подмосковных обителей. Первая под названием «Монастыри Московской епархии в минувшем столетии: расцвет, разорение, возрождение» проходила 15 ноября в Высоцком монастыре г. Серпухова. Благочинный монастырей Московской епархии епископ Серпуховской Роман, открывая встречу в Екатерининском монастыре, напомнил ее участникам слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о том, что возрождение русского монашества зависит от игуменов и игумений нынешних обителей. Игумен Николо-Берлюковской пустыни с. Авдотьино Евмений (Лагутин) подготовил доклад на тему «Древние монашеские традиции в современных условиях», в котором после исторического экскурса во времена развития древнего монашества и описания двух подходов к монашеской жизни в России XV-XVI веков — преподобного Иосифа Волоцкого и преподобного Нила Сорского — перешел к рассказу о Николо-Берлюковской пустыни, где сто лет назад подвизалось 54 насельника (сегодня в монастыре только четыре насельника). Многое уже сделано братией для восстановления обители и еще больше предстоит сделать, но главное, по словам игумена, это не потяреть за внешней деятельностью тот духовный настрой, с которым человек приходит в монастырь. Игумен Богоявленского Старо-Голутвина мужского монастыря г. Коломны Варлаам (Горбунов) в своем выступлении осветил тему «Старо-Голутвин мужской монастырь и его духовные устроители — от преподобного Сергия до преподобномученика Никона», рассказав о молитвенном духе и смирении настоятелей, возглавлявших эту древнюю обитель в разное время, вплоть до ее закрытия богоборцами.

http://drevo-info.ru/news/21728.html

Arhiva La mnstirea „Sfânta Ecaterina” din or. Vidnoye a avut loc conferina „Tradiiile monahale vechi în condiiile contemporaneitii” 16 decembrie 2016 12:31 15 декабря 2016 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в Екатерининском монастыре г. Видное состоялась конференция «Древние монашеские традиции в условиях современности». Это уже вторая конференция, проходившая в рамках XIV Московских областных Рождественских образовательных чтений с участием игуменов и игумений подмосковных обителей. Первая под названием «Монастыри Московской епархии в минувшем столетии: расцвет, разорение, возрождение» проходила 15 ноября в Высоцком монастыре г. Серпухова. Благочинный монастырей Московской епархии епископ Серпуховской Роман , открывая встречу в Екатерининском монастыре, напомнил ее участникам слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о том, что возрождение русского монашества зависит от игуменов и игумений нынешних обителей. Игумен Николо-Берлюковской пустыни с. Авдотьино Евмений (Лагутин) подготовил доклад на тему «Древние монашеские традиции в современных условиях», в котором после исторического экскурса во времена развития древнего монашества и описания двух подходов к монашеской жизни в России XV-XVI веков — преподобного Иосифа Волоцкого и преподобного Нила Сорского — перешел к рассказу о Николо-Берлюковской пустыни, где сто лет назад подвизалось 54 насельника (сегодня в монастыре только четыре насельника). Многое уже сделано братией для восстановления обители и еще больше предстоит сделать, но главное, по словам игумена, это не потяреть за внешней деятельностью тот духовный настрой, с которым человек приходит в монастырь. Игумен Богоявленского Старо-Голутвина мужского монастыря г. Коломны Варлаам (Горбунов) в своем выступлении осветил тему «Старо-Голутвин мужской монастырь и его духовные устроители — от преподобного Сергия до преподобномученика Никона», рассказав о молитвенном духе и смирении настоятелей, возглавлявших эту древнюю обитель в разное время, вплоть до ее закрытия богоборцами.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4714663...

митр. Московский и Коломенский свт. Филарет (Дроздов) освятил новопостроенный зимний храм во имя прп. Сергия Радонежского. Управление игум. Назария примечательно щедрой благотворительностью (в праздничные дни монастырь кормил до 1 тыс. паломников и нищих), а также чудесным событием: по преданию, 28 июня 1851 г. братия увидела плывший по р. Москве плот, на к-ром находился колокол весом 500 пудов. Сначала решили, что это был дар обители от благотворителя, пожелавшего остаться неизвестным, но местные жители утверждали, что не видели плывущего на плоту колокола. На 5-м ярусе монастырской колокольни для чудесно явленного колокола была устроена дополнительная звонница. Игум. Назарий был похоронен в склепе Богоявленского собора. Среди почитаемых насельников известен затворник схим. Иоанникий (1784 - 10 марта 1851), подвизавшийся в Восточной башне обители и погребенный близ Богоявленского собора. По преданию, схим. Иоанникий спас Коломну от холеры. В 1848 г. в городе разразилась эпидемия, горожане обратились к схимнику за советом. Старец благословил крестный ход из мон-ря по всему городу и избрал днем «всенародного моления с крестным хождением» четверг перед праздником Пятидесятницы (т. н. Семик) - день, к-рый мн. жители Коломны обыкновенно проводили на шумных гульбищах и в питейных домах. «И не в настоящую только годину бедствия,- добавил схимник,- но всякий год торжественно молитесь Богу в этот день, для того испросите разрешение установить крестный ход на вечные времена». По молитвам подвижника и горожан пошел сильнейший дождь с грозой, и эпидемия прекратилась. В знак благодарности граждане Коломны украсили драгоценным окладом (700 р.) икону Успения Пресв. Богородицы в монастырском Богоявленском соборе. Впервые крестный ход был совершен в 1849 г. по благословению митр. Филарета (Дроздова). Святитель составил последование для его проведения. 29 июля 1865 г. по ходатайству почетного гражданина Коломны Д. И. Хлудова самостоятельность Бобренёвой обители была восстановлена. Хлудов пожертвовал ей новые угодья, а земли, принадлежавшие Бобренёву мон-рю до 1764 г., были оставлены за К.

http://pravenc.ru/text/1841786.html

Митрополит Ювеналий возглавил торжества Московской областной епархии по случаю 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского 6 мая 2014 г. 15:33 30 апреля 2014 года в подмосковной Коломне прошли торжества Московской областной епархии по случаю празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Центром праздника стал Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь, который непосредственно связан с именем Игумена земли Русской. Преподобный сам основал эту древнюю обитель в 1385 году, в те дни, когда ходил мирить князей — Димитрия Донского и Олега Рязанского, жестоко враждовавших из-за Коломны. Они, некогда непримиримые противники, благодаря усилиям преподобного Сергия, заключили мир, в возможность которого уже никто не верил, а гордый Олег смирился и признал себя «братом молодшим». Основанный им монастырь преподобный Сергий благословил, поставив игуменом своего ученика — Григория Голутвинского, чьи мощи находятся сейчас в подклете Богоявленского собора под спудом. Там же сохранились остатки белокаменного собора первоначальной постройки, называемые в народе «камушками преподобного». Божественная литургия, которую совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , состоялась в монастырском храме, освященном в честь преподобного Сергия. Его Высокопреосвященству сослужили помимо викарных архиереев — епископов Видновского Тихона и Серпуховского Романа  — игумены мужских монастырей Московской областной епархии. За богослужением молились: епископ Илиан (Востряков) ; епископ Балашихинский Николай ; ректор Коломенской духовной семинарии епископ Зарайский Константин ; а также благочинные всех церковных округов, настоятельницы подмосковных женских монастырей, дети и молодежь из Коломны и других городов, многочисленные верующие. За Литургией пел хор духовенства Московской епархии под управлением священника Сергия Голева. Перед причастием в храме было зачитано Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с 700-летием со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.

http://patriarchia.ru/db/text/3642730.ht...

В 1392 г., видимо, именно 1-й голутвинский игум. Григорий был хиротонисан во епископа Коломенского (до 1405) св. митр. Киприаном . Согласно реконструированному тексту московской митрополичьей Троицкой летописи нач. XV в., Григорий в 1392 г. имел чин архимандрита ( Приселков М. Д. Троицкая летопись. 1950. С. 440). Не исключено, что уже при основании обитель получила статус Коломенской архимандритии, существовавшей по меньшей мере с 1379 г. ( Мазуров. 2001. С. 197; ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 129), т. е. настоятель К. С.-Г. м. считался главой всего монашества Коломны, в его ведении находились 4 коломенских мон-ря. Перенесена архимандрития была, несомненно, по воле вел. князя, вероятно, из Спасского мон-ря ( Мазуров. 2001. С. 243-244; ср., однако, т. зр., согласно к-рой в К. С.-Г. м. архимандритии никогда не было: Давиденко Д. Г. Монастыри-архимандритии в городах Сев.-Вост. и Сев.-Зап. Руси в XIV-XV вв.//Средневек. Русь. М., 2012. Вып. 10. С. 292-295). К 80-м гг. XV в. мон-рь теряет значение архимандритии; в качестве архимандрита коломенского в записях коломенской рукописи Пролога 1481 г. (РНБ. F. I. 311. Л. 290, 563) упоминается настоятель Спасского мон-ря Иннокентий, а в приписке 1473-1480 гг. в пергаменной «Лествице» Иоанна Синайского 1422 г. (РНБ. Погод. 73. Л. 1-3) - голутвинский игумен (не архимандрит) Кассиан (Касьян) ( Мазуров. 2001. С. 392, 396). В кон. XIV - нач. XV в. на великокняжеские средства в К. С.-Г. м. был построен белокаменный Богоявленский собор, «церковь каменная в лепоту зрети всем» ( Клосс. 1998. С. 412; Альтшуллер. 1977. С. 161-167); в юж. части его алтаря в 1405 г. был погребен еп. Григорий (место захоронения выявлено и обследовано при раскопках в 1969-1970). В 40-50-х гг. XV в. (принимая датировку Клосса - ок. 1442) Пахомий Логофет писал о процветании монастыря, в котором «множество братии чюдным изрядным житием... обитель славна в обилье мнозе» ( Клосс. 1998. С. 412). Постепенно К. С.-Г. м. получил земельные владения. Первое свидетельство относится, вероятно, к 1425 г., когда вдова сына боярского Толмача Феодосья дала вкладом с.

http://pravenc.ru/text/1841786.html

В 1929 г. обитель была окончательно закрыта, архим. Никон и монахи отправлены в ссылку. В монастырских помещениях разместили артиллерийские склады, а ок. 1930 г. устроили общежитие для рабочих Коломзавода. В 1947 г. было разрушено гульбище Богоявленского собора, пострадала и монастырская ограда. В 1948 г. отдел по делам архитектуры при исполкоме Мособлсовета не позволил сломать часть башен и монастырской ограды, что способствовало сохранению исторической территории обители. В 60-х гг. XX в. руководство Коломенского тепловозостроительного завода предлагало городским властям отреставрировать монастырские постройки за счет предприятия и разместить в них музей, но эта инициатива поддержки не получила. В 1986 г. комплекс зданий обители был передан центру социальных инициатив (ЦСИ) «Отечество», занимавшемуся работой с подростками. В зданиях конюшенного двора разместился столярный цех, в каретном сарае - кузница, в соборе - склад, в Сергиевской ц.- спортзал. В 1993 г. Коломну и бывш. мон-рь посетил патриарх Алексий II ; начались восстановительные работы в обители, территория к-рой была передана Московской епархии. 18 дек. 1994 г. состоялось офиц. открытие К. С.-Г. м. Первую литургию отслужил митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) . С дек. 1994 г. в мон-ре возобновлены регулярные богослужения. В 1994-2001 гг. игуменом был Кирилл (Федотов), в 2001-2007 гг.- Григорий (Щелкунов). С 2007 г. мон-рь возглавляет Варлаам (Горбунов). В 1995 г. в К. С.-Г. м. переведено Московское епархиальное ДУ, в 1996 г. преобразованное в Коломенскую ДС. В 1998 г. с территории обители были выведены мастерские ЦСИ «Отечество», а в освободившихся помещениях разместились кельи для послушников, склады, столярная мастерская и гараж. В 1996 г. в Сергиевский храм было проведено отопление, что позволило начать богослужения. В том же году митр. Ювеналием была освящена надвратная ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. К 2007 г., к празднованию Дня славянской письменности и культуры, завершились основные работы по восстановлению мон-ря: выполнены реставрационные работы в Богоявленском соборе, к-рый 15 мая был освящен митр.

http://pravenc.ru/text/1841786.html

Федосьинское (вклад упом. в правой грамоте 1497/98 г.- АСЭИ. Т. 2. 414. С. 445; Ивина Л. И. Крупная вотчина Северо-Вост. Руси кон. XIV - 1-й пол. XVI в. Л., 1979. С. 54). В 1472 г. удельный дмитровский кн. Юрий Васильевич в духовной грамоте дал «Богоявлению на Голутвино» коломенские сёла Рожек и Маливку, «с луги и с лесы, и с перевесии, и с ловищи, со всем с тем, как было при моеи бабе великой княгине (вел. кнг. Софии Витовтовне.- Э. П. Р.). А что серебра в тех селцех на людех, ино того серебра половина Богоявлению, а другаа половина тем хрестианом, на коих то серебро» (ДДГ. 68. С. 223). Под тем же годом в Ермолинской летописи упоминается монастырский двор в Москве на посаде, сгоревший 20 июля (ПСРЛ. Т. 23. С. 160). Позднее здесь существовала Голутвинская или Голутвина слобода (в Замоскворечье, в районе ул. Якиманки, ныне 1-й, 2, 3, 4-й Голутвинские переулки). В 1504 г. по духовной грамоте вел. кн. Иоанн III Васильевич завещал младшему сыну Андрею Ивановичу «на Москве за рекою слободку Колычевскую да монастырь Рожество Пречистые на Голутвине» (ДДГ. 89. С. 358). В 1687-1692 г. на месте мон-ря была возведена ц. во имя свт. Николая Чудотворца «в Голутвине». В 1577/78 г. К. С.-Г. м. принадлежали 49 селений, по вотчинным владениям это был крупнейший мон-рь Коломенского у. ( Кузнецов. 1993. С. 54). К нач. XVII в. он являлся первым по значению и богатству коломенским мон-рем. После московского Земского собора 1613 г., избравшего на царство Михаила Феодоровича Романова, от жителей Коломны («Коломны города в посадцьких и в уездьных людей место») в мае того же года утвержденную грамоту подписал игум. Авраамий (СГГД. 1813. Ч. 1. 203. С. 641). В 1697 г. за критику царя Петра I Алексеевича в К. С.-Г. м. был сослан настоятель московского Андреевского мон-ря Авраамий, «поновивший» в Голутвине на свои средства Богоявленский собор. В 1707 г. в К. С.-Г. м. по указу царя Петра I была учреждена архимандрития. Настоятелями в XVIII в. были архимандриты Иоасаф (1708-1724), Виктор (1724-1728), к-рый в 1727 г.

http://pravenc.ru/text/1841786.html

Ювеналием, а также в Сергиевской ц., в колокольне с Введенской ц., в настоятельском и др. корпусах. Зап. и вост. братские корпуса также были отреставрированы и использовались для нужд Коломенской ДС. В окт. 2012 г. здания вост. братского, зап. гостиничного корпусов и ряд др. построек переданы Коломенской семинарией в ведение обители. Учебное заведение было переведено в новый комплекс зданий Коломенской ДС с домовой ц. во имя Трех святителей, располагающийся на территории бывш. монастырского сада. Монастырь имеет подворья: Троицкий и Сергиевский храмы - в с. Саввине Егорьевского р-на Московской обл.; Троицкий и св. Иоанна Предтечи - в пос. Удельная Раменского р-на Московской обл. В Богоявленском соборе находятся мощи священноисп. Феодосия (Ганицкого), еп. Коломенского († 3 мая 1937), которые 6 мая 2006 г. были обретены и перенесены в К. С.-Г. м. В храме прп. Сергия Радонежского находятся 4 ковчега с частицами мощей св. Иоанна Предтечи, апостолов Андрея Первозванного, Матфея и Иакова, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца, вмч. Георгия Победоносца и др. Во Введенском надвратном храме хранятся частицы мощей святителей Филарета (Дроздова), Игнатия (Брянчанинова), Луки (Войно-Ясенецкого) и др., а также частицы от гробов преподобномучениц вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары, блж. Матроны Московской. Э. П. Р. Архитектурный ансамбль и церковное убранство В окрестностях мон-ря, близ устья р. Москвы, совр. археологические изыскания выявили следы человеческой деятельности различных эпох, начиная с мезолита ( Мазуров, Высоцкий. 2002). Архитектурные сооружения появились с момента основания мон-ря, в определении даты к-рого есть расхождения. Нек-рые исследователи считают важным посвящение основного престола мон-ря празднику Богоявления (6 янв. ст. ст.) и рассматривают это как дополнительный аргумент для отнесения основания обители и закладки Богоявленского собора к кон. 1385 - нач. 1386 г. ( Мазуров. 2001. С. 238; Аверьянов К. А. Сергий Радонежский: Личность и эпоха.

http://pravenc.ru/text/1841786.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010