Прп. Григорий Голутвинский. Фрагмент иконы «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице». кон. XVII в. (СПГИ АХМЗ) Вскоре в Голутвином мон-ре собралось много монахов. Возможно, Г., ориентируясь на Троицкую обитель, решил по совету с братией ввести в Голутвином мон-ре киновию (общежительный устав), хотя прямо об этом в Житии прп. Сергия не говорится. В 90-х гг. XIV - нач. XV в. на великокняжеские средства в обители был построен белокаменный Богоявленский собор, что было еще большой редкостью на Руси (в Троицком мон-ре каменный собор был возведен в 20-х гг. XV в.). По косвенным данным можно полагать, что через неск. лет после основания Старо-Голутвина мон-ря Г. стал выборным коломенским архимандритом, в ведении к-рого (подобно совр. благочинному) находились 4 коломенских мон-ря. Судя по записи в утраченной Троицкой летописи 1-й четв. XV в. (в блоке «коломенских известий»), отразившей раннее летописание Московского княжества, в 1392 г. архим. Григорий был хиротонисан во епископа Коломенского. Есть основания считать этого Григория настоятелем Голутвина мон-ря, др. архим. Григорий в 80-90-х гг. XIV в. по источникам неизвестен. Если в летописи действительно говорится о Г., то он стал 3-м из учеников прп. Сергия, возведенным на епископскую кафедру, причем хиротония его состоялась в год кончины учителя. В 1396 г. Коломенский еп. Григорий присутствовал на хиротонии Ростовского еп. св. Григория . В 1401 г. он участвовал в Соборе в Москве, сведения о к-ром (противоречивого характера) сообщает только Никоновская летопись. Известие о кончине еп. Григория с полной датой было обозначено в Троицкой летописи. Место первоначального захоронения прп. Григория Голутвинского в подклете Богоявленского собора Старо-Голутвина мон-ря. Фотография. 2006 г. Место первоначального захоронения прп. Григория Голутвинского в подклете Богоявленского собора Старо-Голутвина мон-ря. Фотография. 2006 г. Г. был похоронен в юж. части алтаря Богоявленского собора, его захоронение отмечено при раскопках в 1969-1970 гг.

http://pravenc.ru/text/166541.html

В праздник Пятидесятницы Патриарший наместник Московской епархии совершил Литургию и молебен перед мощами св. Георгия Победоносца в Коломне 3 июня 2015 г. 15:28 31 мая 2015 года, в праздник Святой Троицы, Пятидесятницы, Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий посетил кафедральный город Коломну. Утром митрополит Ювеналий совершил Божественную литургию и великую вечерню с коленопреклоненными молитвами в Троицком храме Свято-Троицкого Ново-Голутвина женского монастыря. За Литургией Его Высокопреосвященству сослужили: ректор Коломенской духовной семинарии епископ Зарайский Константин , благочинный церквей Коломенского округа протоиерей Владимир Пахачев, насельники афонского монастыря Ксенофонт иеромонах Иосиф (Панагиотис) и иеромонах Моисей (Иоаннис), благочинный церквей Жуковского округа протоиерей Николай Струков, игумен Богоявленского Старо-Голутвина мужского монастыря Варлаам (Горбунов), игумен Богородице-Рождественского Бобренева мужского монастыря Петр (Дмитриев), а также духовенство Ново-Голутвиной обители. На малом входе митрополит Ювеналий возвел клирика Ново-Голутвина монастыря священника Александра Калину в сан протоиерея, которого он был удостоен Святейшим Патриархом к празднику Пасхи за многолетние пастырские труды во славу Церкви. После сугубой ектении владыка митрополит вознес молитву об Украине. По окончании великой вечерни с коленопреклоненными молитвами митрополит Ювеналий обратился ко всем молящимся в храме с архипастырским словом . Поздравив игумению Ксению и сестер с престольным праздником, на молитвенную память он передал в дар собору икону Святой Живоначальной Троицы. Затем владыка митрополит вручил Патриаршие грамоты клирикам Ново-Голутвина монастыря: протоиерею Владимиру Шалыгину — духовнику Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря, протоиерею Георгию Крылову и протоиерею Александру Калине. Также Патриаршей грамоты были удостоены также игумения Ново-Голутвиной обители Ксения (Зайцева), монахиня Мария (Новоселова) и монахиня Таисия (Стась). Днем Патриарший наместник Московской епархии в сослужении владыки Константина и духовенства района совершил молебен с акафистом великомученику Георгию Победоносцу в Тихвинском храме на Соборной площади Коломны и обратился с архипастырским словом к паломникам и жителям города. Московская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4107955.ht...

Практически полностью был вырублен фруктовый сад. Как памятник истории и культового зодчества Старо-Голутвин монастырь был поставлен на государственный учёт уже в 1924 году. В 1946 году решением исполкома Мособлсовета, а в 1947 году постановлением Совета Министров РСФСР архитектурный комплекс Старо-Голутвина монастыря был взят на государственную охрану и объявлен неприкосновенным историко-художественным наследием национальной культуры и достоянием республики (новый акт об этом был издан в 1960 г). Но в том же 1947 году было решено сломать гульбище Богоявленского собора, т. к. за столько лет без ремонта оно пришло в аварийное состояние - южная стена дала трещину, реставрировать гульбище никто не хотел. Сами " партийные " ломать стены не стали - для этих целей они привезли в монастырь бригаду пленных немцев. Но те побоялись рушить храм. Двое пленных всё же проявили решительность и стали молотом и киркой разрушать стену. Кирпичи стали падать, и вдруг на " смельчаков " обрушился большой кусок стены. Из под завала вынесли их трупы. Остальных пленных удалось заставить ломать гульбище только под страхом расстрела. Таким образом, уникальная галерея с колоннами была разрушена. В 1948 году поступило также предложение снести башни и часть монастырской стены, но отдел по делам архитектуры при исполкоме Мособлсовета дал категорический отказ. В 1960-е годы директор Коломенского завода В. М. Пятов заявил о готовности предприятия на свои средства отреставрировать монастырь и передать его городу под музей. В 1967 году под руководством архитектора М. Б. Чернышева проводятся первые реставрационные работы на Богоявленском соборе: перекрывается железом купол и крыша, над алтарём заменили тёсовую кровлю. В 1968 году по решению Совета Министров РСФСР предполагалось создать в городе историко-архитектурный заповедник. В соответствие с этим власти намеревались отреставрировать большинство памятников Коломны, в том числе и Старо-Голутвин монастырь, где планировалось разместить лечебно-оздоровительную базу завода им. В. Куйбышева. Но эти решения так и остались на бумаге, а вместо реставрации шеф - Коломзавод, наоборот, засыпал монастырь отходами литейного производства. В 1969-70-х гг в Богоявленском соборе проводились археологические раскопки с целью изучения древнего белокаменного храма конца XIV века. Монастырский комплекс был перенаселён " лимитчиками " . Только в 1984 году местным властям удалось отселить жильцов из монастырских зданий в благоустроенные квартиры. Территория опустела; обитель производила впечатление подвергшейся нашествию, была завалена грудами мусора.

http://sobory.ru/article/?object=01135

В феврале 1764 года, согласно Манифесту императрицы Екатерины II, произошла секуляризация церковных земель, а сами монастыри были поделены на 3 класса. Голутвин монастырь лишился абсолютно всех своих богатых наделов (59 сёл) - они все перешли в ведение коллегии экономии Синодального управления. Несмотря на то, что за монастырём оставалось наименование архимандрии и он был отнесён ко 2-му классу (а это сохраняло за монастырём высокий статус, учитывая, что к 1-му относились, например, Лавры), тогдашний настоятель монастыря архимандрит Товия вынужден был, тем не менее, изыскивать иные средства для содержания обители. На положенный монастырю ежегодный оклад в размере 1311 руб 90 коп., в нём могло проживать не более 17 человек братии. И при всём этом монастырь оказался не в самой худшей доле - тогда из 1072-х русских монастырей осталось только 452 - среди них и Голутвин, а остальные были обращены в приходы. Необходимо сказать, что Голутвин монастырь сыграл значительную роль в становлении Коломенской духовной семинарии, располагавшейся на подворье коломенских владык. В 1772 году её ректором стал Голутвинский архимандрит Иакинф (Карпинский), который впервые вводит здесь курс богословия. 14 октября 1775 года Коломну посетила сама императрица Екатерина Великая, гостившая в то время в поместье графа П. Б. Шереметева в селе Мещерино Коломенского уезда. На следующий день, 15 октября она пожелала увидеть Голутвин монастырь. Тогда настоятелем обители был архимандрит Арсений. Он оказал радушный приём высокой гостье. Государыня одна ходила гулять на " стрелку " (слияние рек). Оставшись довольной, она подарила монастырю участок земли, находившийся за южной стеной монастыря. На том месте впоследствии был разбит фруктовый сад. Согласно записям в её дневнике, императрице понравилось трудолюбие местных жителей, но совершенно не понравился старый город, имевший непродуманную разбросанную планировку, - это она и высказала " отцам города " . Прибыв в Петербург, императрица отправила в Коломну своего придворного архитектора - Матвея Фёдоровича Казакова. Он прибыл в город в 1778 году. По его чертежам были построены - архирейское подворье, ограды Брусенского и Бобренева монастырей, храм Вознесения. И, напоследок, в 1780 году, он спроектировал башни, надкладезную часовню над источником преподобного Сергия и ограду для Голутвина монастыря, которую мы и можем видеть сегодня.

http://sobory.ru/article/?object=01135

Arhiva De srbtoarea Cincizecimei lociitorul Patriarhal pentru Eparhia Moscovei, aflându-se la Kolomna, a oficiat Liturghia i un Te Deum în faa moatelor sfântului Gheorghe Purttorul de Biruin 3 iunie 2015 15:28 31 мая 2015 года, в праздник Святой Троицы, Пятидесятницы, Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий посетил кафедральный город Коломну. Утром митрополит Ювеналий совершил Божественную литургию и великую вечерню с коленопреклоненными молитвами в Троицком храме Свято-Троицкого Ново-Голутвина женского монастыря. За Литургией Его Высокопреосвященству сослужили: ректор Коломенской духовной семинарии епископ Зарайский Константин , благочинный церквей Коломенского округа протоиерей Владимир Пахачев, насельники афонского монастыря Ксенофонт иеромонах Иосиф (Панагиотис) и иеромонах Моисей (Иоаннис), благочинный церквей Жуковского округа протоиерей Николай Струков, игумен Богоявленского Старо-Голутвина мужского монастыря Варлаам (Горбунов), игумен Богородице-Рождественского Бобренева мужского монастыря Петр (Дмитриев), а также духовенство Ново-Голутвиной обители. На малом входе митрополит Ювеналий возвел клирика Ново-Голутвина монастыря священника Александра Калину в сан протоиерея, которого он был удостоен Святейшим Патриархом к празднику Пасхи за многолетние пастырские труды во славу Церкви. После сугубой ектении владыка митрополит вознес молитву об Украине. По окончании великой вечерни с коленопреклоненными молитвами митрополит Ювеналий обратился ко всем молящимся в храме с архипастырским словом . Поздравив игумению Ксению и сестер с престольным праздником, на молитвенную память он передал в дар собору икону Святой Живоначальной Троицы. Затем владыка митрополит вручил Патриаршие грамоты клирикам Ново-Голутвина монастыря: протоиерею Владимиру Шалыгину — духовнику Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря, протоиерею Георгию Крылову и протоиерею Александру Калине. Также Патриаршей грамоты были удостоены также игумения Ново-Голутвиной обители Ксения (Зайцева), монахиня Мария (Новоселова) и монахиня Таисия (Стась). Днем Патриарший наместник Московской епархии в сослужении владыки Константина и духовенства района совершил молебен с акафистом великомученику Георгию Победоносцу в Тихвинском храме на Соборной площади Коломны и обратился с архипастырским словом к паломникам и жителям города. Московская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/4108100...

В конце XVII - начале XVIII века внешний облик архиерейской резиденции в Коломне изменился. Каменные братский и семинарский корпуса были возведены в конце века при епископе Никите. В 1705 году епископ Антоний построил каменную Троицкую церковь на высоком сводчатом подклете. Нарядный декор этой церкви напоминает формы московского барокко. Превращение архиерейской резиденции в Ново-Голутвин монастырь произошло в 1800 году по инициативе московского митрополита Платона (Левшина). Когда коломенская кафедра переехала в Тулу, бывший дом епископа остался без средств. В то же время была назначена к упразднению одна из древнейших коломенских обителей – Голутвин Богоявленский монастырь, основанный еще в 1385 году учеником Сергия Радонежского преподобным Григорием. В 1800 году митрополит Платон велел перевести братию монастыря из пригорода в самый центр Коломны в пустующие архиерейские палаты бывшей епархиальной резиденции. При этом городской Успенский собор на площади был приписан к новому монастырю. Писатель и историк Н. Д. Иванчин-Писарев отмечал в 1844 году: «Голутвинская обитель едва не упразднилась в нынешнем столетии, оскудев от нерадения некоторых игуменов. Ее даже перевели в середину города, где теперь второй БогоявленскийГолутвин монастырь». Однако старый Голутвин монастырь при слиянии Москвы и Оки закрыт не был. В опустевшую обитель перевели часть братии из Николо-Пешношского монастыря Дмитровского уезда, а в хозяйственном отношении объединили с Бобреневым монастырем, располагавшимся также близ Коломны, но примерно в восьми километрах от Старо-Голутвиной обители. Этот объединенный монастырь, который какое-то время называли Бобренево-Голутвиным, был возрожден трудами пешношского старца Самуила (Колесникова). В первой половине XIX столетия окончательно сложился ансамбль зданий Ново-Голутвина монастыря. В 1820-е годы были построены Сергиевская (ныне Покровская) церковь в стиле неоготики, примыкающая к северному торцу корпуса архиерейских келий, и колокольня с воротами в основании, которая считается одной из лучших построек в стиле ампир в Коломне.

http://sobory.ru/article/?object=01134

После тяжёлой болезни, в 1857 году, причастившись и простившись с братией, игумен скончался на 76 году жизни. Похоронен он был в склепе храма Богоявления. Старо-Голутвин монастырь всегда был славен подвижниками, и кроме игуменов Самуила и Назария, со времён их настоятельства в обители осталась память о некоторых из них, к которым можно отнести старца - схимонаха Иоанникия, родом из села Колычёво, что под Коломной. Прожив 10 лет в монастыре, Иона решился испросить благословение настоятеля на отшельничество (чем он занимался ещё в юности) и перешёл в уединённую келью в отдалённой башне. Многих старец утешил, многих ободрил, многих примирил, многих защитил, многих возвратил к благочестивой жизни. Схимонах Иоанникий своим советом спас однажды и целый город Коломну от страшной болезни - холеры в 1848 году. После старца Назария монастырь возглавил духовник монастыря игумен Авраамий, но он оказался, как вспоминали современники, " не вполне искусным в правлении " . Преемника из монастырской братии ему не нашлось и из Пешношского монастыря был прислан строителем более чем семидесятилетний иеромонах Назарий II (1864-1867). В этот период по высочайшему повелению 29 июля 1865 года Бобренев монастырь был отделён от Старо-Голутвина и стал самостоятельной обителью. Вследствии этого Старо-Голутвину монастырю был присвоен уже не второй, а третий класс. Важно было и то обстоятельство, что в 1865 году открылось приходское училище на 50 человек. Позже монастырём управляли: игумены о. Сергий, о. Варлаам, о. Иоасаф, настоятель из оптинских старцев Варсонофий, архимандрит Алексий и последний, перед революцией - архимандрит Амвросий. В 1870-е годы монастырь был самым состоятельным из коломенских обителей. Общее число братии доходило до 80 человек. Монастырь содержал странноприимный дом. К 1916 году монастырь считался благоустроенным, здесь находились несколько старцев-иеромонахов, живущих тут более 50 лет. В посты приходило более 2000 говельщиков. Храмы за богослужением были переполнены рабочими Коломенского завода.

http://sobory.ru/article/?object=01135

по благословению Святейшего Патриарха Пимена (Извекова) . Служба преподобному составлена игум. Старо-Голутвина мон-ря Кириллом в 2001 г. и тогда же утверждена правящим архиереем Московской епархии митр. Ювеналием (Поярковым) (не опубл.). Ист.: Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского и всея России чудотворца. Серг. П., 1853 [литогр. изд. Троицкого списка Жития]; Леонид (Кавелин), архим. Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия и Похвальное ему слово, написанное учеником его Епифанием Премудрым в XV в.//ПДП. 1885. Вып. 58; Тихонравов Н. С. Древние жития прп. Сергия Радонежского. М., 19162. Отд. 1-2; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М., 1950. С. 458; Описание о российских святых. С. 237-239; Клосс Б. М. Избр. тр. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. М., 1998; ПСРЛ. Т. 18. С. 151. Лит.: ИРИ. Т. 3. С. 738; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 137-138; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 152-153; Альтшуллер Б. Л. Бесстолпные храмы XIV в. в Коломне//Сов. Арх. 1977. 4. С. 166; Мазуров А. Б. Средневековая Коломна в XIV - 1-й трети XVI в.: Комплексное исслед. регион. аспектов становления единого рус. гос-ва. М., 2001. С. 196-197, 237-240. Иконография Прп. Григорий Голутвинский. Икона. 2005 г. (старо-Голутвин мон-рь) Прп. Григорий Голутвинский. Икона. 2005 г. (старо-Голутвин мон-рь) Наиболее ранние изображения Г. сохранились в составе миниатюр лицевых рукописей Жития прп. Сергия Радонежского, в частности троицкого списка 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21. Л. 250 об.- 252), посвященных основанию Старо-Голутвина Богоявленского мон-ря («О Голутвинском монастыре»). В 1-м сюжете блгв. кн. Димитрий Донской просит прп. Сергия Радонежского благословить в Коломне «место поставити монастырь во имя святого Богоявления» - за спиной преподобного во главе группы монахов, очевидно, изображен Г. На 2-й миниатюре прп. Сергий благословляет основание обители и постройку церкви, затем дает блгв. князю для создания мон-ря «от ученик своих единого Григория священноинока», к-рый собирает братию и устраивает общежитие.

http://pravenc.ru/text/166541.html

Участников крестного хода в монастыре всегда угощали необыкновенно вкусным квасом с чёрным хлебом. Был и ещё один обычай, на третий день после Пасхи, несмотря на наступившую советскую эпоху, голутвинские иеромонахи с иконами и пением ходили в каждый день соседней деревни Бочманово и служили молебны. Старо-Голутвин монастырь был закрыт в 1929 году, когда началась новая волна гонений на церковь. Ещё год в монастырском храме служил приходской священник, но в 1930-м году закрыли и эту церковь. Оставшихся монахов посадили на машины и увезли в Коломенскую тюрьму. Спустя некоторое время, их, после допросов, отвели на станцию Голутвин, посадили в вагоны и ночью отправили в далёкие лагеря. Из закрывшихся храмов были вывезены все ценности, архив, бесследно исчезли чудотворная икона Сергия Радонежского и его посох. Монастырский ансамбль омертвел и зажил совершенно другой жизнью. Теперь её определяли в основном татарские рабочие Коломзавода, для которых окончательно переоборудовали все здания монастыря в 1933 году. С колокольни был сброшен чудесно явившийся колокол, причём, чтобы это осуществить, понадобилось частично выбить стену яруса. При падении, колоколом был повреждён карниз нижележащего яруса колокольни, отчего колокольня дала вторую трещину, а сам колокол разбился от удара об землю. Уцелевший язык этого колокола сейчас хранится в Бобреневом монастыре. Народ шёл к единственной оставшейся святыне в монастыре - святому источнику прп. Сергия. Но власти не могли потерпеть и этого - монастырь официально был закрыт, богослужения прекратились, а чтобы приходящий народ совершенно забыл про монастырь, они сначала засыпали источник, а когда вода всё же смогла пробиться - тогда его забетонировали. В 1941 году в Коломне готовились к обороне от немцев. В монастыре размещался мотострелковый полк, солдаты которого тренировались здесь в стрельбе. В качестве мишеней они использовали купольные кресты, шары в их основаниях, а также фрески Богоявленского собора и Сергиевского храма. Были пробиты бойницы в стенах и башнях монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=01135

Монастырь накануне революционных событий, перевернувших историю России, представлял собой тихую обитель. По-прежнему действовало три храма: летний Богоявленский, зимний Сергиевский и Введенский надвратный. Недалеко от святых ворот у реки стояла часовенка, в которой жил вратарник. Непосредственно у ворот на монастырской территории находилась круглая голубая беседка. От неё к каждому храму тянулись выложенные красным кирпичом дорожки с палисадниками по краям, в которых летом благоухало множество цветов. У алтаря собора Богоявления располагалось кладбище, а ещё восточнее - белокаменный Святой колодец, огромного размера, шестигранный с купольным покрытием и чудесного вкуса водой. Восточнее колокольни возделывался огород. В башнях монастырской ограды были калитки, через которые монахи носили воду для полива. С севера к монастырю незаметно расстраивался Коломзавод, отделённый от стен обители рощей и лугом. С юга монастырской территории располагался большой сад, яблоки из которого отличались огромными размерами и необыкновенным вкусом. В 1917 году Русь Святую поставили на колени враги Православия и это допустили сами русские люди, которые были призваны Богом к охране Православной Державы. Горе и смерть, разруху и унижение принесли России сначала Февральская, затем Октябрьская революции и последующая за ними Гражданская война. Новая власть твёрдо взяла курс на уничтожение Русской Православной Церкви, и, в особенности, монастырей как средоточия духовной жизни... Из книги: " История Богоявленского Старо-Голутвина мужского монастыря " . Коломна, 2014 г. Ликвидация Старо-Голутвина монастыря в 20-е годы ХХ столетия носила постепенный характер. Пока тут был игумен и братия - был и монастырь. Но со временем монастырские помещения начинают отбирать у монашествующих. Поначалу монахов выселили из келий. По воспоминаниям прихожанки Старо-Голутвина монастыря В. С. Шароновой, духовной дочери последнего настоятеля архимандрита Никона (Беляева), " ... они жили в подвалах под зимним храмом.

http://sobory.ru/article/?object=01135

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010