В первые годы правления М. П. осложнилась внешнеполитическая обстановка на Востоке. М. П. состоял в союзе с монг. ханом Хулагу, врагами к-рого были мамлюкский султан Бейбарс I (1260-1277) и хан Золотой Орды Берке (1257-1266). Однако, потерпев поражение от Берке в войне 1264-1265 гг. (на стороне последнего выступил и болг. царь Константин I Тих Асень (1257-1277)), М. П. вынужден был заключить союз с Золотой Ордой и Египтом. После смерти Берке М. П. смог привлечь на свою сторону золотоордынского правителя Ногая, контролировавшего территории на Балканах, в 1272 г. император заключил с ним союз и выдал за него свою незаконнорожденную дочь Евфросинию. М. П. использовал военную помощь Ногая в борьбе с царем Константином I. Тесные отношения Византии с Ордой и Египтом сохранялись на протяжении всего царствования М. П., о чем свидетельствует частый обмен посольствами. Имп. Михаил VIII Палеолог. Роспись юго-вост. столба Архангельского собора Московского Кремля. 1652–1666 гг. Имп. Михаил VIII Палеолог. Роспись юго-вост. столба Архангельского собора Московского Кремля. 1652–1666 гг. Главная опасность для империи исходила от Запада, где вынашивались планы по восстановлению Латинской Романии . Союзником новых крестоносцев могли стать Сербия и Болгария, стремившиеся к расширению своих балканских владений за счет Византии. В этих условиях перед М. П. встала задача недопущения нового столкновения с латинянами, а также возвращения старых визант. территорий, еще остававшихся в руках эпирского деспота и западноевроп. правителей. Пытаясь дипломатическими средствами не допустить вторжения кор. Сицилии Карла Анжуйского, стремившегося к захвату К-поля, М. П. заключил союзы с царем Болгарии, королем Венгрии, золотоордынским ханом, а также заручился поддержкой папы Римского Григория X (1271-1276), вступив с ним в переговоры об объединении Римско-католической и К-польской Православной Церквей, решение о к-ром было принято на Лионском I Соборе . 16 янв. 1275 г. Лионская уния была официально провозглашена в К-поле, однако попытки М.

http://pravenc.ru/text/2563714.html

Богдан вспыхнул, услыхав эти требования, и, схватившись за саблю, сказал: «Если б кто другой, а не вы, мои давние знакомцы и друзья, были ко мне присланы с такими речами, то я бы иначе с ними распорядился. Разве вы не видите моего расположения к Польше, что, поразивши вас теперь на Батоге, я ничего не делаю, тогда как мог бы не только вас вконец разорить, но, пославши многие полки козацкие и татарские, мог бы вас за самый Рим загнать? С татарами мне разойтись нельзя; для комиссии будет время, когда война перестанет; пусть сам король ведет со мною переговоры, а когда и где быть комиссии – это в его королевской воле. Сына в залог послать нельзя: один еще мал, а другой только что женился. Прежде всего пусть король присягнет в ненарушении зборовских условий». Хмельницкий действительно надеялся легко управиться с Польшею, опустошенною моровым поветрием, пожарами, голодом, наводнениями. В декабре 1652 года явился в Москве посол Хмельницкого, войсковой судья Самойла Богданович, с низким челобитьем, чтоб государь умилосердился, велел принять Запорожское Войско под свою высокую руку. Дьяки Посольского приказа спросили Богдановича: «Как тому быть, что гетману и всему Войску Запорожскому быть под царского величества высокою рукою, и как им жить? Там ли, в своих городах, или где в другом месте? О том с ними от гетмана наказано ли подлинно?» Богданович отвечал: «Как гетману и всему Войску Запорожскому быть под царского величества рукою, о том он не ведает, и от гетмана с ним о том ничего не наказано, ведает то гетман, а с ним только наказано царскому величеству бить челом: как прежде царское величество был к гетману и ко всему Войску Запорожскому милостив, так бы и теперь своей государской милости от них не отдалял и неприятелям их, полякам, помощи на них не давал; а, кроме того, ни о чем говорить не наказано». Но 1653 год заставил Богдана переменить мысли, которые он имел в 1652. В начале года лучший полководец польский, Чарнецкий, ворвался в Украйну и сильно опустошил ее; в Польше делалось вооружение; в Молдавии Хмельницкому должно было защищать свата своего Липулу, против которого встали господарь волошский и князь трансильванский Рагоци.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

II. Белоцерковский договор разрушил надежды казаков и окончательно подорвал их уверенность в своих силах. Гетман обратился к Москве и стал просить подданства. Сдержанное московское правительство, вызывавшее даже недовольство своей сдержанностью 1005 , не решилось сразу покончить с таким серьезным вопросом. Оно не объявило войны полякам, однако вошло в положение единоверных. Царь на этот раз, 22 марта 1652 г., как и прежде, объявил гетманским послам, что для православной веры он жалует казаков... Идти им к басурману крымскому хану непригоже. «Если вам от поляков будет утеснение, прибавляли московские дьяки, то гетман и черкасы шли бы в сторону царского величества; а у царского величества в Московском государстве земли Великие, пространные, поселиться им есть где; удобно им поселиться по рр. Донцу, Медведице и другим угожим и пространным местам. Селиться им в порубежных городах не удобно, будет постоянная ссора с литовцами; выдавать выходцев полякам не будут» 1006 . Начались массовые переселения черкас в южные степи Московского государства. Малороссы бросали свои насиженные места, забирали свои пожитки, жгли хаты, ехали, даже бежали на московскую сторону. Переселенцы, как уже известно, очень быстро заселили придонецкую Украину, устроившись в основанных ими городах Острогожске, Сумах, Ахтырке, Лебедине, Харькове и др. Поляки, не ценившие русской дружбы, сами заставили Москву не дорожить миром с ними, особенно когда в России заметили, что казаки начали ссылаться с бусурманским ханом. Единоверие победило все. Начались более решительные сношения Хмельницкого с Алексеем Михайловичем. 12 ноября 1652 года снова пришли гетманские послы во главе с Самуилом Богдановичем и просили царя для православной веры умилосердиться над ними – принять под свою высокую руку и помочь против поляков 1007 . В Москве серьезнее отнеслись к делу. 22 февраля и 14 марта следующего года царь сидел в думе и думал, как быть с малороссами 1008 . Царь и бояре долго думали; пошли переговоры с гетманом и напрасные увещания поляков выполнить статьи Зборовского договора. Наконец 1 октября после собора, на котором были царь, патриарх Никон , м. крутицкий Сильвестр и др. духовные и светские представители, решено: принять Малороссию в подданство Москве и объявить войну Польше. Хмельницкий, пока в Москве думали, метался, не зная к кому пристать – к русским или туркам и успокоился только по приходе московских послов 1009 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Для борьбы с унией стали создаваться школы при монастырях, a также при некоторых церквях. В первой половине XVII века на территории Украины и Белоруссии были образованы православные братства, имевшие целью объединить православных мирян для защиты православной церкви и для организации школьного дела. Особенно выделялись своим значением Луцкое и Могилевское братства в Белоруссии, Львовское – в Галиции, Киевское. Братства также заботились об обучении и устройстве школьных хоров. Таким образом на южных и юго-западных землях в лоне право славной церкви стало вырабатываться многоголосное партесное пение, которое «в готовом виде» и было перенесено на Московскую Русь во второй половине XVII века. В пределах Московской Руси партесному пению покровительство вали царь Алексей Михайлович и патриарх Никон . Последний, еще будучи Митрополитом Новгородским, заинтересовался многоголосным хоровым пением киевлян и ввел у себя в Новгороде трехголосное пение, что немало удивило новгородцев. Это новшество вызвало тогда противодействие у ревнителей церковного порядка. Так патриарх Иосиф (1642–1652), услышав о таком пении, был против него и запретил Никону употреблять его за богослужением. Но вступив на патриарший престол Никон стал еще энергичнее проводить свой взгляды и вкусы, мощно покровительствуя партесному пению, a также – новым роспевам – киевскому болгарскому и греческому. В 1652 г. в Москву по приглашению царя прибыли 11 киевских певчих для обучения москвичей партесному пению. Некоторые из них потом вернулись на родину, на их место приезжали новые певцы, получая места в хоре государевых певчих диаков. Такие вызовы мастеров пения и певцов из Киева продолжались и в последующие годы. Из всего изложенного можно сделать вывод, что появление партесного пения в Московской Руси было обусловлено несколько иными причинами нежели на территории Речи Посполитой, немалое значение здесь имели личные вкусы и предпочтения церковной и государственной властей. Однако несмотря на покровительство многоголосному пению со стороны царя Алексея Михайловича и патриарха Никона , что привело к кардинальным изменениям в богослужебно-певческой системе со стороны высшей церковной иерархии, не было издано какой-либо санкции о допустимости (благословении) партесного пения за богослужением.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На л. 10 на нижнем поле почерком XIX века чернилами: «Библиотеки Новгородского Софийского собора. 1856 г.» На л. 20 та же запись. На листе, наклеенном на внутреннюю сторону нижней крышки переплета чернилами в круге полууставом середины XVII века: «Обиходник келарской старца Матфея Никифорова. Писан во 164-м году». Ниже круга чернилами запись столбцом: 287 – 164=123; 164 – это год написания рукописи – 1655; 287 – вероятно, год поступления рукописи из Кирилло-Белозерского монастыря в Софийско-Новгородскую библиотеку – 1778; а 123 – возраст рукописи. Водяные знаки I. Форзацные листы: «Двуглавый орел» – типа Дианова 1025 (1639) л. П. II. Листы рукописи: 1. «Гербовый щит с перевязью» – типа Дианова 1045 (1646–1654) без литер. 2. «Гербовый щит» – типа Дианова 1045 (1646–1654), но литеры G (?) просматриваются с трудом, вшиты в переплет. 3. «Гербовый щит с перевязью» – типа Дианова 1047 (1646–1654), но литеры G (?) просматриваются с трудом, вшиты в переплет. 4. «Шут с пятью бубенцами» – Дианова 327 (1652). 5. «Шут с семью бубенцами» просматривается с трудом, предположительно – типа Дианова 423 (1652). На некоторых листах филиграни не просматриваются. Филиграни в рукописи чередуются (Кодикологическая таблица). Все филиграни располагаются в хронологических границах до 1655 года. Почерки Рукопись написана скорописью двух почерков, почти все вклеенные листы – вторым почерком (Кодикологическая таблица, графы 6, 7). Первым почерком написаны л. 1–75 и 129–142. Вклеенные листы написаны вторым почерком – л. 11, 13–17, 41–44, 46–47, 58–60. Вторым почерком написаны л. 76–128 и 143–146. Вклеенные листы написаны вторым почерком – л. 80–81, 98–102, 116, 118–119, 121 и первым почерком – л. 82–85, 87. Вторая часть рукописи (л. 147–229) написана полууставом. Заголовки и инициалы киноварные. Чернильный инициал на л. 147 и некоторые киноварные инициалы в этой части рукописи разрисованы. Подытожим вышеизложенное. Между содержанием рукописи, почерками, филигранями и вклеенными листами наблюдается взаимосвязь, она выражается в следующем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Выдвинувшись в первые ряды запорожского войска подвигами в годы войны, он стал вначале полковником Корсунского (1652), а затем Нежинского полков (1652-1655). Большую роль сыграл Золотаренко и в дипломатических вопросах, так как несколько раз ездил с посольствами от Хмельницкого к Алексею Михайловичу, убеждал Москву в необходимости заключения тесного военного союза против поляков. Легендарный украинский гетман доверял Золотаренко еще и потому, что сестра нежинского полковника Анна была женой Б. Хмельницкого. Иван Золотаренко смог остановить наступление польско-литовских войск с территории Белоруссии в 1653 году, когда командовал объединёнными полками запорожцев. После вступления Русского царства в войну против Речи Посполитой Золотаренко был избран наказным (Северским) гетманом и во главе 20-тысячной в составе Нежинского, Стародубского и Черниговского полков выступил на помощь русским войскам в Белоруссию. Белорусы приветствовали запорожцев, всячески им помогали, вступали в их ряды (показачивались), громили имения польско-литовской шляхты. Бегство шляхты приобрело массовый характер - паны с семьями спешно покидали земли Великого княжества Литовского, спасаясь в городах Польской Короны. Благодаря этой поддержке и военному таланту Иван Золотаренко в короткий срок занял юго-восток Белоруссии: Гомель (в замке которого находился сильный гарнизон из немецких и венгерских наёмников и шляхетского ополчения), Рогачёв, Чечерск, Пропойск, Новый Быхов. Смогли устоять только Слуцк и Старый Быхов, в которых были мощные польско-литовские гарнизоны. Оправившись от растерянности после вступления в войну Русского царства, польско-литовская шляхта предприняла контрнаступление, и в этот непростой период именно отряды Золотаренко, проявив воинскую доблесть и мужество, смогли остановить наступавшего врага - вначале выдержали осаду войск гетмана Я. Радзивилла, а затем поддержали осаждённый Могилёв. Когда польское наступление захлебнулось, запорожцы Золотаренко летом 1655 года вместе с русской армией заняли Минск и Вильно - столицу Великого княжества Литовского. Фактически была освобождена вся Белоруссия. Царь Алексей Михайлович пожаловал И. Золотаренко за воинскую доблесть город Глухов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

В 1652 году назаретский митрополит Гавриил писал, что он, прибыв в Константинополь, нашел там большие мятежи не только между бусурманами, но и христианами, ибо турки старую царицу убили и многих начальных людей в доме царском; также и христиане или, вернее сказать, лжехристиане Вселенского патриарха Парфения безбожно смертию казнили, и между митрополитами ненависть друг на друга и обращаются ко властям бусурманским. Он сообщает далее, что бывший родосский митрополит принял магометанство и многие клеветы говорил на христиан и на патриархов Иерусалимского и Вселенского. Посему великое гонение воздвигли турки на патриархов и митрополитов» 479 . В октябрь 1653 года халкидонский митрополит Гавриил прислал грамоту, в которой так начинает свои сообщения о делах патриархии: «О патриархах наших не имеем, что и писать, боюсь и трепещу начать...» В следующем году он пишет: «Державнейший и святейший царю! Писать ли мне о непостоянстве патриаршества нашего? Ничтоже иное здесь, кроме скорби и болтани, как было и в прошлом» 480 . Положение дел в патриархии действительно приняло наконец невозможно позорный характер. Претендентами на Вселенский престол являлись и такие лица, которые не были даже настоящими христианами и, потерпев неудачу в домогательстве патриаршего престола, обращались в мусульманство. Вот случай, рассказанный приконийским митрополитом Иеремиею в грамоте государю, присланной в декабре 1652 года: «Бывшего патриарха Парфения люди искали отмстить кровь Парфения, и пронеслось про то, что родосский митрополит Мелетий в их совете и хочет быть патриархом. Слыша такие речи, патриарх Иоанникий сказал о том прикащикам молдавского и мултянского владетелей, и они искали времени, каким бы образом втайне его умертвить. Тогда Мелетий, не зная, куда от них бежать, обратился к султанову казначею и посулил ему много денег, чтобы посадить его на патриаршество. А тот ему говорил: для чего тебе патриаршество? Завтра тебя отставят и убьют; для чего не обусурманишься и не поживешь, как хочешь? Он же, поганый, имея в себе дьявола, сказал, что он митрополит и дохода ему каждый год из области по две тысячи ефимков, а если обусурманится, что ему учинит султан? Казначей обещал ему сделать его капуджибашею, и митрополит дал ему свое исповедание, что на все готов, да пошел к патриаршим людям и, обманув их, будто сделается патриархом, просил, чтобы ему дали рухляди и деньги патриаршия и серебряные сосуды, но он, окаянный, за два дни до турецкаго Бейрама совершил свое отречение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

26) В Кирилловой Именуемой, печ. в Москве 7152 (1644) г. Апреля в 21 день, при патр. Иосифе, в лист, ц. б. В послесловии, в конце книги. 27) В Евангелии , печ. в Москве 7159 (1651) г. Июля в 4 день, при патр. Иосифе, в лист, ц. б. В послесловии, в конце книги. 28) Триодь Цветная, печ. в Москве 7111–7112 (1603–1604) г. в послесловии, в конце книги Вам же о богодухновенная и богособранная чета православия, елико освящённых и елика причет, паче же и простые прилежно припадающе и молящеся со усердием прощение просяще, вси потрудившиеся, в деле боговдохновенной сей книги, и елика убо аще вникнув обрящете в ней не украшение в словесах, или погрешение в речах, или не удобрение в деле, милостивы будите, молимся, нашего ума грубости и неразумия и прощение согрешением нашим подадите, а не кляните, да и вы обрящете милость в день судный, когда придёт праведный судия Христос бог воздать хотя всем, каждому по делам его. Подобно сему и в следующих книгах: 29) В книге преп. Ефрема Сирина и Льва Дорофея, печ. в Москве 7160 (1652) г. Января в 1 день, при патр. Иосифе, в лист, ц. б. В послесловии, в конце книги. 30) В Евангелии Учительном, печ. в Москве 7160 (1652) г. Июня в 12 день, при патр. Иосифе, в лист, ц. б. В послесловии, в конце книги. 31) Устав или око церковное, печ. в Москве 7115–1615 г., в послесловии, в конце книги: Всем повсюду елико вас святые церкви, пастыри и учители, священноначальники, и священноиноки, и священники, и все благочестивые народы. Молим вас мы грубые и немощные, паче и не наказание, раболепно поклонении до лица земного умилённо сотворяем. Яко хотяще сию святую книгу прочитать, или переписывать. И аще за немощь прегрешений моих, или мне повинующихся делателей недоумением, укратися, или приложися, или отменися. Милостиви нам будите и незазорны ума нашего немощи недоумению сами же сподобльшеся, от богатодавца больших дарований духовных исправляйте, да писание божественное исполнится, яко несть мы довольны еже от себе что добро творити, или мыслити, но довольство наше всё от бога.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vypiski-...

Московские священники, взглянув на никоновский СЛУЖ 1655 должны были прийти в ступор от содержания, настолько он отличался от старопечатного. Пагинация (нумерация страниц) вместо фолиации (нумерации листов) была более удобна потому что позволяла быстрее находить нужный раздел. Внешним видом книга совершенно походила на издания, осуществленные ранее в Киеве, Львове и Стрятине. В тексте проскомидии (протесиса) не было молитв приготовительных молитв. Едва умеющие читать священники, а таких было немало, заучивали службу наизусть; для них было сущим наказанием привыкать к новому служебнику Сравнение Херувимской ЗЛАТ СЛУЖ 1652 ЗЛАТ СЛУЖ 1655 Иже херувими тайно образующе, и животворящей Троице трисвятую песть приносяще, всяку ныне житейскую отвержем печаль, яко Царя всех подемлюще, ангельскими невидимо дароносима чинми, аллилуйя. Иже херувими тайно образующе и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение, яко да царя всех подъимем, ангельскими невидимо дориносима чинми, аллилуия, аллилуия, аллилуия. Орфография не играет большой роли, потому что славянская орфография того времени вообще была капризна и вариативна. Херувими → херувимы – доказывает киевское влияние на перевод, который делал украинец Епифаний Славинецкий. Приносяще → припевающее – исправление ошибки в древнем тексте. Трегубая аллилуйя – греческая практика по венецианскому изданию Евхология 1602 г. (далее, ЕВХ 1602) СЛУЖ 1655 является дословным переложение ЕВХ 1602. В новом тексте московского служебника (СЛУЖ 1655) около трети текста составляют исправления по сравнению со СЛУЖ 1652. Наиболее очевидное изменение Вовеки веком (дат. п. мн. ч.) –» Во веки веков (род. п. мн. ч.). Оба варианта имеют за собой опору в рукописной традиции. Сущность реформы: никоновские тексты используют венецианские и украинские издания в качестве парадигмы; новые московские тексты калькируют греческий текст и создают неудобочитаемые обороты на славянском языке; ранние тексты оказываются часто более понятными; там, где русские обычаи расходились с греческими, они исправлялись, либо беспощадно отбрасывались.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rossija-...

Раскольн. О других обществах уже и говорить нечего: они совсем погрязли... но Российская Церковь , хотя лучше их, однако же не та, что была прежде, в старину, до времён Никона патриарха . Правосл. Это всё то же – до 1662 года по Рожд. Христ., ибо Никон патриарх настал с 1652 года. По-твоему, Российская Церковь стала не та, отступила, изменила после 1652 года. Раскольн. Так. Правосл. Российская Церковь после 1652 года стала не та, отступила, изменила... слышу это, но не верю этому, и ты не должен верить, если ты имеешь веру в Господа И. Христа, имеешь ум, не помрачённый невежеством и сердце, не растлённое злобой... ибо разберём в подробности следующее: 1) Российская Церковь после 1652 года стала не та; 2) Российская Церковь после 1652 года отступила, и 3) Российская Церковь после 1652 года изменила. Раскольн. Согласен. Правосл. Скажи, что значит изменить? Раскольн. Разрушить клятвенный обет, кому-либо данный. Правосл. Хорошо; скажи же: Российская Церковь какой клятвенный обет, Христу Спасителю данный, нарушила после 1652 года? Раскольн. Книги изменила. Правосл. Когда Российская Церковь дала Богу такой клятвенный обет, чтобы не изменять книги, и какие именно книги не изменять, и в чём именно не изменять? Раскольн. Тогда, когда Российская Церковь приняла от православных греков «Христову веру; – не изменять те книги, которые были при равноапостольном князе Владимире, – не изменять же в догматах и обрядах, во всех чинах церковных. Правосл. Нынешние исправленные, в Российской Церкви употребляемые книги с какими именно книгами поверять должно, чтобы видеть, нет ли в исправленных книгах измены в догматах, во всех чинах церковных? Раскольн. Со старинными Иосифовскими. Правосл. Св. равноапостольный князь Владимир крестился в 988 году, скончался в 1015, а Иосиф патриарх патриаршествовал с 1642 по 1652 год; почему и сами Иосифовские книги не нужно ли поверить с древними? И эти противу Владимировых книг не разноречат ли? (Иосифовские книги во время Никона патриарха были новые книги, такие т. е., после коих новее не было).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010