По втором стихологе седальна: «Жены ко гробу приидоша». Тоже и у г. Малашкина (стр. 58). Крестовоскресен: «Заченши неопально». Тоже и у г. Малашкина (стр. 60). Глас 2-й Бог Господь, большого болгарского распева. Имеется во всех ирмологах. В ирм. 1652 г. с переменными бемолями и на секунду ниже прочих изданий. Напев тот же, что и в Синод. Обиходе (на л. 40), но иной редакции. Тоже – малого распева; только в ирмологах 1674 и 1709 г. Тропарь: «Егда сониде к смерти (снизшем еси)» – в ирмологах 1652 и 1700 г. Богородичен: «Вся паче смысла» – только в ирм. 1652 г. По первом стихологе седальна: «Благообразный Иосиф». Имеется во всех ирмологах, а равно и в Синод. Обиходе (л. 40) с обыкновенными разностями редакции. Тоже в ирм. Головни (после ирмосов 2-го гласа) и у г. Малашкина, у которого редакция этого напева весьма близка к общеупотребительной ныне (Всен. бд. стр. 60). Крестовоскресен: «Камени гробному запечатлену». Богородичен: «Препрославлена еси Богородице». Тоже и у г. Малашкина (стр. 61). По втором стихологе седальна: «Мироносицам женам». Тоже в ирм. Головни (после ирмосов 2-го гласа) и у г. Малашкина (стр. 63). Крестовоскресен: «Ученик твоих лик». Богородичен: «Законом утаившися». Тоже и у г. Малашкина (стр. 64). Этих последних пяти песнопений нет в ирм. 1700 г., в ирмологе же 1652 г. нет только 1-го и 4-го из них. Глас 3-й Бог Господь, большого болгарского распева; только в ирмологах 1674 и 1709 г. Тоже – иного болгарского же распева. Имеется во всех ирмологах и в Синод. Обиходе (л. 41 об.). Тропарь: «Да веселятся небесная», в ирмологах 1652 и 1700 г. Богородичен: «Тебе (Тя) хоатаицу» – только в ирм. 1652 г. По первом стихологе седальна: «Христос от мертвых воста». Имеется во всех ирмологах, в Синод. Обиходе (л. 40 об.) и у г. Малашкина (стр. 64). Крестовоскресен: «Неизменного Божества». Богородичен: «Небесная любовию веселяхуся». Тоже и у г. Малашкина (стр. 65). По втором стихологе седальна: «Плотию смерть вокуш (смерти вкусивый)». Тоже и у г. Малашкина (стр. 64).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Св. Симеону Столпнику. Слава, гл. 6: «Божественная благодать». Знаменного распева южно-русской редакции, на кварту ниже Синод. изданий этого гласа. То же в ирм. Головни (л. 359). На хвалитех. Слава, гл. 2: «От корене благого». Знаменного распева, на кварту ниже Синод. изданий. И ныне (новому лету), гл. 8: «Иже неизреченною мудростью составивый всяческая». Знаменного распева южнорусской редакции. В ирм. 1652 г. с бемолем на ми, на терцию выше прочих ирмологов, или, что тоже, на секунду ниже Синод. изданий этого гласа. Тоже в ирм. Головни (л. 359). Песнопения Симеону Столпнику имеются только в ирм. 1674 и 1709 г., а песнопения Новому лету – в одном ирм. 1652 г. На Рождество Пресв. Богородицы Стихиры, глас 1-й (на хвалитех): «О дивное чудо, источник жизни». «О дивное чудо, (иже от) из неплодове». «Столп целомудрия». Все эти стихиры знаменного распева, положены на кварту ниже Синод. изданий гласа 1-го и в Син. «Праздниках» не имеются. Первая из них изложена и у г. Малашкина («О дивного чудесе». Стр. 13), но особым самогласным напевом. Слава и ныне, гл. 6: «Сей день Господень» (в ирм. 1652 г. ошибочно написано: «Сей днесь Господень»). Обыкновенного знаменного распева южно-русской редакции, в одной тональности с Синод. Изданиями. В Синод. «Праздниках» (л. 3) стихира эта распета иным, распространенным напевом. В имр. 1652 г. с бемолем на ми и двумя фитами, на секунду ниже прочих ирмологов и совершенно иной редакции. Тоже в ирм. Головни (л. 359 об.), на кварту ниже Син. изданий. На хвалитех (по Празд. Минеи – на великой вечерни первая стихира), слава и ныне, гл. 6: «Денесь, иже на разумних престолех». Обыкновенного знаменного распева, с фитами. В Синод. «Праздниках» (л. 7) и эта стихира распета распространенным видом знаменного распева. В ирмол. 1652 г. с бемолем на ми, на секунду ниже прочих ирмологов и с некоторыми особенностями редакции, напр. первая фита в нем сокращена, предконечная же (над словами: «и ненадежным надежда») изложена пространнее. Стихиры на Рождество Богородицы имеются в ирмологах 1652, 1674 и 1709 г., в ирмологе же 1700 г. все упущены. У г. Малашкина в службе на Рождество Богородицы (стр. 2 и след.) еще изложены: седальны по 1-м и по 2-м стихословии и слава – болгарского распева, на подобен «Удивися Иосиф»; седален по полиелее на подобен «Повеленное тайно» и слава – также болгарского распева; ирмосы: «Грядите людие» – краткого напева с 9-ю песнею («Чужде матерем девство») большого знаменного распева особой редакции. На Воздвижение Честнаго Креста 17

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Крестовоскресен: «Господи, по тридневном Твоем воскресении». Богородичен: «Дивно чудо зачатия». Тоже и у г. Малашкина (стр. 75). По втором стихологе сед.: «Господи мертв наречен». Тоже и г. Малашкина (стр. 76). Крестовоскресен: «Господи, посреде тя осужденных пригвоздиша». Богородичен: «Радуйся святая горо». Тоже и у г. Малашкина (стр. 77). Из этих шести седальных песнопений в ирмологе 1700 г. нет ни одного, в ирмологе же 1652 г. нет только 2-го и 5-го. Глас 6-й Бог Господь. Напев краткий, подобный по мелодии напеву 4-го гласа, но на секунду ниже его. Имеется во всех ирмологах. Тот же напев, иной редакции, изложен и в Синод. Обиходе (л. 42 об.). Тропарь: «Ангельские силы на гробе Твоем» – краткого напева. Имеется только в ирмологах 1652 и 1700 г., из коих в первом изложен на кварту выше. Богородичен: «Иже благословенную нарекий Матерь» – того же напева. Только в ирм. 1652 г. По первом стихол. сед.: «Гробу отверзту», иного, пространного напева. Тоже в Синод. Обиходе (л. 42 об.) и у г. Малашкина (стр. 79), весьма сходной редакции, и в ирм. Головни (л. 33). Крестовоскресен: «Живот во гробе солежаше» (см. еще во гласе 7-м) – того же пространного распева. Богородичен: «Богородице приснодево» – того же распева. Тоже (« Богородице Дево моли Сына») и у г. Малашкина (стр. 79). По втором стихологе седальна: «Господи, предстояще гробу Твоему» – того же распева. Тоже и у г. Малашкина (стр. 80). Крестовоскресен: «Предсказоваше Иона» – того де напева. Богородичен: «Преднаписует Гедеон» – того же напева. Тоже и у г. Малашкина (стр. 81). Из этих шести песнопений в ирмологе 1700 г. имеется только одно: «Господи предстояще гробу»; в ирм. 1652 г. нет седальна по 2-м стихологе и обоих крестовоскресных. Глас 7-й Бог Господь, малого распева. Тоже и в Синод. Обиходе (л.43). Имеется во всех ирмологах. Тропарь: «Разруши (разрушил еси) крестом Своим (Твоим) смерть». Только в ирмол. 1652 и 1700 г. Богородичен: «Яко нашего воскресения сокровище». Только в ирм. 1652 г. По первом стихол. сед.; «Знаменану (запечатану) гробу». Имеется во всех ирмологах, а также и у г. Малашкина (стр. 82) с незначительными разностями редакции.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

«Не ктому возбраняеми». Во всех ирмологах – киевского распева, но совершенно с характером старого знаменного, как и в Синод. Октоихе (л. 104). Тот же подобен, того же распева и в ирм. Головни (л. 33) и сверх того еще: «Жизнь во гробе возлежаще», болгарского распева (срв. Синод. Обих., л. 43). Глас 8-й «О преславное чудо» (О преславного чудесе). Напев киевского распева, почти буквально сходный с изложенным в Синод. Октоихе (л 118 об.). Имеется во всех ирмологах, а также и в ирм. Головни (лю 33 об.). «Что вас наречем святии». Напев киевского распева, почти буквально сходный с изложенным в Синод. Октоихе (л. 1190. Имеется во всех юго-западных ирмологах, а также и в ирм. Головни (л. 34). У г. Малашкина это – единственный подобен в 8-м гласе; изложен так же киевским распевом, но с разностями в подписи текста и в делениях на колена. «Господи, аще и на судищи (судилищу) предста». Того же знаменного распева, который изложен в Синодальн. Октоихе (л. 118 об.), несколько иной редакции. Имеется только в ирмологах 1652, 1674 и 1709 г. «Мученицы Господни» – видоизменение знаменного распева. Имеется только в ирмологах 1652, 1674 и 1709 годов. «Возлег на перси Иисусови» (Ев Иоанну), болгарского распева. Имеется только в ирмологах 1652, 1700 г. и у Головни (л. 34 об.); при чем в ирм. 1652 г. по местам с бемолем на фа, очевидно, для большей ясности лада. «Премудрости на перси возлег» – болгарского распева. Имеется только в ирмологах 1652, 1674 и 1709 г. В ирм. Головни вместо этого подобна изложен: «Воскресл еси из мертвых» (л. 35), болгарского распева (Срв. Син. Обих., л. 43 об.). IV. Бог Господь, тропари, седальны и иные песнопения церковного осьмогласия 1) Бог Господь восьми гласов, киевского напева. Напевы те же, которые мы видим в прокимнах киевского распева, изложенных в ирмологах 1674 и 1709 г., а равно и а Синод. Обиходе, но несколько иной редакции. Напевы гласов 5-го и 8-го особенно близки к Обиходным. Напевы эти неизвестны в других песнопениях и имеются только в ирмологах 1674 и 1709 г., без тропарей, седальных или других каких-либо песнопений. У г. Малашкина изложены и другие краткие напевы «Бог Господь», киевского распева (Всенощ. бд. стр.55), подобные напевам «троичных и богородичных стихов» (Срв. Его же, стр. 43).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Кондак Богородице: «Взбранный Воеводе победительная» с припевами: «Радуйся невесто» и «аллилуйя». Два неизвестных напева, имеющиеся только в ирмол. 1700, 1674 и 1709 г. В ирм. Головни (л. 315) изложены те же два напева, один под именем киевского, другой – болгарского напева. У г. Малашкина (ор. 50) изложены два пространные напева припевов. Затем песнопение «О всепетая Мати» – видоизмененного обычного напева, и наконец, «Взбранной воеводе» (ор. 50, стр. 9), неизвестного напева. Кондак Иисусу: «Возбранный воеводо и Госполи», с припевом: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Только в ирм. 1709 г. В шестую неделю вел. поста На Вехание Господне (т.е. в неделю Вайи или цветоносную). Стихира, гл. 6: «Днесь благодать Святого Духа нас собра» – болгарского распева. Напев тот же, что и в песнопении «Царю небесный» в ирм. 1700 г. (стр. 431). Имеется в ирмол. 1652 и 1700 г 14 . Тоже и в ирм. Головни (л. 312 об.). Кондак, гл. 6: «На престоле на небеси». Краткий неизвестный напев в две мелодические строки с особой заключительной строкой. Только в ирм. 1652 г. На хвалитех, слава и ныне, гл. 6: «Прежде шестый день (шести дней) пасхи». Знаменного распева, но напев иной, чем изложенный в кн. «Праздники» Синод. издания (л. 111 об.), с бемолем на нижнем си со слов: «последуйте ему». Имеется в ирмол. 1652, 1674 и 1709 г. Канон на Вехание Господне, гл. 4: «Явишася источницы бездны»; распет с тропарями знаменным распевом, на кварту ниже Синод. издания этого гласа. – Только в ирм. 1652 г. В ирм. Головни (л. 318) тропари: «Из уст младенец» распеты также знаменным распевом, ирмосы же изложены наряду в отд. Ирмосов 4-го гласа. У г. Малашкина (ор. 48, стр. 6) те же ирмосы с неукоторыми тропарями распеты также знаменным распевом. Тот же канон, гл. 4, болгарского распева, так же с тропарями. Напев весело торжественный, неизвестный у других песнопений4 состоит из даух повторяющихся строк и третьей заключительной, и мелодическим движением напоминает походный марш 15 . Только в ирм. 1709 г. Трипеснец, по болгарску: пп. 3, 8 и 9: «Спасе во огни Авраамские дети» и проч., с тропарями. Заимствован из того же канона; того же напева, но на кварту ниже. – Только в ирм. 1652 г. Тоже в ирм. Головни (л. 318). На Благовещенье

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Сафа почему-то не пользуется этим сильным аргументом.]    Для справок читателей помещаем здесь список патриархов от времени смерти Иеремии II (1595) до конца правления Самуила (1774): Матфей II (1595); Гавриил I (1596); Феофан 1 (1596—1597); Мелетий, патриарх Александрийский, местоблюститель (1597—1599); Матфей II, вторично (1599—1602); Неофит II (1602—1603); Рафаил II (1603—1607); Неофит II, вторично (1607—1612); Кирилл I (1612); Тимофей II (1612—1621); Кирилл I, вторично (1621—1623); Григорий IV (1623); Анфим (1623); Кирилл I, во второй, третий и четвертый раз (1623—1630— 1634); Кирилл II (1634); Афанасий III (1634); Кирилл I, в пятый раз (1634—1635); Кирилл II, вторично (1635—1636); Неофит III (1636—1637); Кирилл I, в шестой раз (1637—1638); Кирилл II, в третий раз (1638—1639); Парфений I (1639—1644); Пар- фений II (1644—1645); Иоанникий II (1646—1648); Парфений II, вторично (1648— 1651); Иоанникий II, вторично (1651—1652); Кирилл III (1652); Афанасий III, вторично (1652); Паисий I (1652—1653); Иоанникий II, в третий раз (1653—1654); Паисий I, вторично (1654—1655); Иоанникий II, в четвертый раз (1655—1656); Парфений III (1656—1657); Гавриил II (1657); Парфений IV (1657—1662); Дионисий Ш (1662—1665); Парфений IV, вторично (1665—1667); Клим (1667); Мефодий III (1668—1671); Парфений IV, в третий раз (1671); Дионисий IV (1671—1673); Герасим II (1673—1675); Парфений IV, в четвертый раз (1675—1676); Дионисий IV, вторично (1676—1679); Афанасий IV (1679); Иаков (1679—1683); Дионисий IV, в третий раз (1683—1684); Парфений IV, в пятый раз (1684—1685); Иаков, вторично (1685—1686); Дионисий IV, в четвертый раз (1686—1687); Иаков, в третий раз (1687—1688); Каллиник II (1688); Неофит IV (1688—1689); Каллиник II, вторично (1689—1693); Дионисий IV, в пятый раз (1694); Каллиник II, в третий раз (1694— 1702); Гавриил III (1702—1707); Неофит V (1707); Киприан (1708—1709); Афанасий V (1709—1711); Кирилл IV (1711—1713); Киприан, вторично (1713—1714); Косьма III (1714—1716); Иеремия III (1716—1726); Каллиник III (1726); Паисий II (1726—1733); Иеремия III (1733); Серафим I (1733—1734); Неофит VI (1734—1740); Паисий II, вторично (1740—1743); Неофит VI, вторично (1743—1744); Паисий II, в третий раз (1744—1748); Кирилл V (1748—1751); Паисий II, в четвертый раз (1751 — 1752); Кирилл V, вторично (1752—1757); Каллиник IV (1757); Серафим II (1757—1761); Иоанникий III (1761—1763); Самуил I (1763—1768); Мелетий II (1768—1769); Феодосии II (1769—1773); Самуил I, вторично (1773—1774)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

70–71 об.). 73 О времени переезда своего в Москву рассказывает сам Аввакум в своем «Житии». Он передает, что поселился здесь по возвращении с протопопского места из Юрьевца-Повольского. Когда же это было? Аввакум говорит, что возвращение Никона из поездки в Соловки за мощами св. Филиппа состоялось уже в бытность его, Аввакума, в Москве (V, 17): значит он прибыл туда ранее 9 июля 1652 года. Но, с другой стороны, Аввакум ничего не говорит о смерти патриарха Иосифа, умершего 15 апреля 1652 года (– 16): очевидно, смерть и погребение патриарха последовали еще в то время, когда Аввакум не успел «прибрести к Москве». Это соображение вполне подтверждается и документальными данными, из которых видно, что Аввакум прибыл в Москву в 160 – 1652 году и уже после смерти п. Иосифа (Хр. Чт. 1891, I, 150–51, прим. 4, ст. прот. П. Ф. Николаевского). В виду этого не могут быть приняты другие соображения (Н. Ф. Каптерев. « Патриарх Никон », стр. 45. М. 1887). Аввакум поселился в Москве уже в сане протопопа. «Государь велел в протопопы поставить его в Юрьевец-Повольский». А так как в Юрьеве-Повольском Аввакум «пожил только восемь недель» (V, 16), то надо думать, что и протопопство он получил не ранее, как в начале 1652 года. 74 Раскольнический библиограф Павел Любопытный в своей истории раскола «Хронологическое ядро староверческой церкви» делает запись об этом послании под 1669 годом и утверждает, что вопросы были предложены Аввакуму «москвитянином». Может быть он имел под руками такой список послания, в котором была обозначена дата послания, равно и то, куда оно было послано? Ркп. Публ. библ. F. I. 485. 75 Ркп. библ. А. Хлудова, д. к. 149 (Мат. для ист. раск. т. VIII, стр. VIII). Ркп. Казан. Акад. 1989 (Н. И. Ивановский. Крит. разб. учен. неприемл. свящ. старообр. (Каз. 1883), стр. 68, пр. 1). Ркп. Румянц. муз. 2548, XIX в., согласная со списком Хлудова 257. 76 Так и в ркп. Публ. библ. О. I. 339, л. 307. Из этого списка оказывается, что в печатном издании есть значительный пропуск, – именно после слов: «а до тово никто с ним не смел говорить» (V, 201), – но для нас этот пропуск не имеет значения.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

В неделю вторую поста. На хвалитех, слава, гл. 6-й: «Во темне греховней ходящи» – знаменного распева, с бемолем на ми и фитами, на секунду ниже Синод. изданий этого гласа. – Только в ирм. 1652 г. В неделю Крестопоклонную. На стиховне, Слава, гл. 4: «Пособивый Господи кроткому Давиду» – знаменного распева с бемолем на ми и фитой, на секунду ниже Синод. изданий этого гласа. Только в ирм. 1652 г. В ирм. Головни (л. 363) имеется еще стихира 40 мученикам, с перечнем их имен: «В песнопениях восхвалим» – во глас 6 знаменного распева, в обыкновенной тональности гласа. А у г. Малашкина (ор. 48, стр. 3) ирмосы во глас 1: «Божественнейший прообрази» – сокращение знаменного распева 13 . Служба преждеосвященная «Да ся исправит (исправится) молитва моя» – киевского распева. Имеется во всех ирмологах. Напев почти буквально сходен с изложенными в Синод. Обиходе (л. 179 об.). Тоде в ирм. Головни (л. 310 об.), но здесь имеется тоже песнопение и греческого распева (л. 311), который ошибочно назван «знаменным» и изложен почему-то на секунду ниже Синод. Обихода (см. Син. Обих. л. 169 об.). У г. Малашкина тоже песнопение греческого распева (ор. 44, стр.12), с обычными разностями редакции; хоровое же «Да исправится» распето бесцветным речитативом. Ектенья – того же знаменного распева. Который изложен и в Синод. Обиходе (л. 171 об.). Имеется в ирмол. 1652, 1674 и 1709 г. Тоже в ирм. Головни (л. 312) и у г. Малашкина (ор. 44, стр. 9). Ныне силы небесные – того же киевского распева, который изложен в Синод. Обиходе (л. 171 об.). Имеется во всех ирмологах. Напев этот есть не что иное, как особая редакция знаменного распева того же песнопения (Срв. Син. Обих. (л. 167 об.), на кварту ниже, а в ирм. 1652 г. с бемолем на ре и на терцию ниже. «Аллилуйя», здесь изложено пространнее, так же, как «аллилуйя» по стихе: «Вкусите и видите». Срв. Синод. Обих. (лл. 168–169). В некоторых южнорусских ирмологах замечательно повторение слова: «бу-будем». Тоже в ирм. Головни (л. 312) в одной тональности с Син. Обиходом (л. 171 об.). У г. Малашкина (ор. 44, стр. 9) тот же напев, но изложен пространнее, с повторениями слов, и ближе к знаменному распеву (срв. Син. Обих. л. 167 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Милосердый государь царь и великий князь Алексй Михайлович всеа Русии, пожалуй меня, богомолца своего, вели, государь, на т суды прибавить гребцов другую тритцать человк, чтоб за гребцами мне, богомолцу твоему, в дороге мотчания нигд не было. Рис. 10. Челобитная новгородского митрополита Никона царю Алексею Михайловичу об увеличении количества гребцов (до 6 апреля 1652 г). РГАДА, ф. 153, оп. 1, д. 20, ч. 33, л. 1. Рис. 11. Оборотная сторона столбца челобитной новгородского митрополита Никона царю Алексею Михайловичу об увеличении количества гребцов (до 6 апреля 1652 г.) с пометами о распоряжении государя, об адресате и дате доставки документа. РГАДА, ф. 153, оп. 1, д. 20, ч. 33, л. 1об. 5 . Челобитная новгородского митрополита Никона царю (после 27 марта) Время челобитной установлено по дате, указанной в тексте. Текст изл. по ркп. РНБ, ОСРК, F. I.337, л. 10–11об.: Лобачёв 2003, 353–354 (датир. после 27 марта 1652 г) Севастьянова 2004, 318–320. (л. 6об.) Государю царю и великому князю Алексю Михайловичу всея Росии! Богомолецъ твой 1513 , государевъ, Никонъ, митрополитъ Новгородский и Великолуцский, Бога молю и челомъ бью. В нынешнем, государь 1514 160 (1652)-м году марта в 27–й день, приехав на Вологду, приходилъ ко мн, богомольцу твоему, и сказывалъ, что онъ по твоему, государеву, цареву и великого князя Алекся Михайловича всея России, указу посланъ на Новую землю для сыску серебреные руды. И я, богомолцъ твой, слыша отъ него, Романа, о такомъ великомъ дле твое, царское, взыскание, о твоемъ, царском, многолтномъ здравии соборне и келйне Бога молю 1515 , чтобъ всякого добра датель Господь теб, великому государю 1516 , в пространство твоего преславнаго царьствия далъ то великое дло совершено видеть. А въ прошлыхъ, государь, годхъ, какъ я, богомолецъ твой, игуменомъ в Кожеозерскомъ и, будучи, государь, в томъ монастыр, слышалъ отъ старцовъ, которые в Кожеозерскомъ монастыре 1517 живутъ пострижены 1518 лтъ по пятидесять и по шестидесять 1519 и больше, есть, де, государь, въ Каргопольскомъ уезде//(л. 7) меж волостки 1520 Шуйка и межъ волостки 1521 Кушъ реки отъ моря сухимъ путем в гору верстъ з дватцать зовома гора Золотуха. И в той, де, государь, гор напередъ сего блаженныя памяти великомъ государе царе и великомъ княз Феодоре Ивановиче 1522 всея длано золото. А здлано, де, государь, тово золота было фунтовъ з десять и больши. А длали то золото из руды нмцы, а копали руду тою 1523 из горы Золотухи сошные люди. А сошныхъ, де 1524 , людй от тово мста, гд длана золотая руда, збирали 1525 въ Каргопольскомъ узде верстъ за сто, и за двсти, и за триста, и больше. И здланы, государь, были под тою Золотою горою заводы болшие, острожок и анбары, и избы многие, и дровъ было изготовлено, и в т анбары и руда кладна.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

В субботу 8-ю. Слава и ныне, гл. 7: «Утешителя имущи ко Отцу». Стихира распета знаменным распевом, с бемолем на ми; на секунду ниже Син. изданий этого гласа. Это и последующие за ним песнопения в субботу 8-ю изложены только в ирм. 1652 г. На утрени, гл. 4: «Егда Духа Твоего послал еси». Знаменного распева, как и в Синод. «Праздниках» (л. 129), также с фитой, но с бемолем на ми, на секунду ниже и с незначительными разностями редакции. Слава и ныне, глас 8: «Языцы иногда размесишася». Того же знаменного распева, который изложен в Синод. «Праздниках» (л. 131), но с бемолем на ми, на секунду ниже и с незначительными разностями редакции. В неделю Пятидесятницы (или 8-ю) Все нижеследующие четыре песнопения Пятидесятницы распеты во всех четырех ирмологах, и только в ирм. 1652 г. нет славника «Царю небесный» На Господи воззвах, Слава и ныне, гл. 8-й: «Прийдите людие, трисоставному (триипостасному) Божеству поклонемся». По ирмологу 1709 г. стихира эта «напеву болгарского». Редакция ирмолога 1700 г. более мелодична и художественна, чем редакция прочих ирмологов. Кадый отдел этого песнопения начинается большой или даже киноварной буквой. Тоже и в ирм. Головни (л. 347) с исправленным текстом и таким же делением, как в ирм. 1700 г. На Преображение Господне Слава, гл. 6: «Преобразуя воскресение Твое». Конец: «Зрящи себе славима Господа», а в ирм. 1652 г.: «Зрящи на себе слави Господа». Знаменного распева, но с мелодией, упрощенной сравнительно с Синод. «Праздниками» (л. 142), в которых песнопение это распето пространным распевом. Имеется во всех ирмологах, а равно в ирм. Головни (л. 353) и у г. Малашкина (стр. 74). Следующие песнопения, на Преображение, изложены только в ирмологе 1652 г.: На литии, Слава, гл. 5: «Придите возыдем (Приидите, взыдем) на гору Господню». Того же знаменного распева, который изложен в «Праздниках» Синод. издания (л. 144), близкой редакции и с такими же фитами. И ныне, глас той же: «Закону и пророкам тя, Христе, творца». Знаменного распева, весьма близкой редакции к изложенной в «Праздниках» (л. 144 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010