N A ТОПА ЭТ ПЭА 390 На соборной Успенской церкви, в третьеклассном Староладожском Успенском женском монастыре, на углу стояла деревянная, [в]осьмиугольная колокольня в одну сажень и длиною и шириною. На ней было пять колоколов: большой колокол 16 пудов, второй колокол 4 ½ пуда, остальные три колокола без означения веса. Покрыта колокольня тесом 391 . Колокольня Успенского монастыря в С.-Петербурге построена двухъярусная игуменьей Евпраксией; а потом надстроен на ней третий ярус при игуменье Февронии в 1829 году; каменная о четырех просветах. На ней висят восемь колоколов: первый в 91 пуд 30 фунтов. На нем надпись: «Сей колокол лит в С.-Петербурге на заводе купца Михаила Стуколкина 1858 года августа 25 дня». Он перелит из старых колоколов с добавлением меди. В состав его, вероятно, вошел большой колокол Николаевскаго Староладожскаго монастыря, отданный Успенскому монастырю в 1778 году. Второй колокол – в 40 пудов. На нем надпись: «1791 года февраля 1-го вылит сей колокол в Староладожский Успенский девичий монастырь, весу 40 пудов». Третий колокол – в 25 пуд[ов] 8 фунт[ов]. На нем надпись: «1796 года генваря 20 дня вылит сей колокол в Староладожский Успенский девический монастырь старанием игумении Евпраксии, весу 25 пудов 8 фунтов». Четвертый колокол в 17 пудов. Вес остальных 4 колоколов малых неизвестен 392 . Из колоколов собора во имя Казанской Божией Матери в С.-Петербурге замечательны первые четыре, бывшие на колокольне церкви Рождества Богородицы. Первый большой колокол, называемый праздничным, с изображением Казанской Богоматери, с тремя с трех сторон круглыми вензелями EI PP MΘ, в котором начертаны имена императрицы, цесаревича и цесаревны, при которых колокола вылиты и с надписью: «1796 года месяца сентября сей колокол вылит, в столичном граде святаго Петра, в благополучное царствование благочестивейшей самодержавнейшей великой государыни императрицы Екатерины Вторыя и при наследнике ея благоверном государе цесаревиче и великом князе Павле Петровиче и при супруге его благоверной государыне и великой княгине Марии Феодоровне, к церкви Рождества Пресвятыя Богородицы, что на Невской перспективе. Лил мастер Антип Дмитриев». Меди в колоколе 264 пуда 13 фунтов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Окрестные крестьянки предпочитают обращаться за врачебною помощью к монахиням Успенского монастыря, как для себя, гак и для детей своих. Доступность, ласковое обращение монахинь привлекают к себе простолюдинок. Их доверие монахиням очень велико. – Бывает так: придет женщина – плачет, просит помочь; а монахиня говорить: «у меня ведь лекарства-то нет!» – «Да ты, матушка, хоть водички-то дай», – умоляет женщина. Случаи подобных просьб вынуждают монахинь собирать свои скудные гроши и посылать их в столицу на покупку разных медикаментов, сообразно потребностям. Богослужения, совершаемые в Успенском монастыре по уставу неупустительно, и стройное, благоговейное пение инокинь привлекают в обитель, особенно в праздничные дни, многочисленных богомольцев. Светло-радостным, мирным настроением дарить своих поклонников смиренная Успенская обитель. Настоятельницами Успенского монастыря издавна признавалось необходимым иметь в Петербурге подворье с часовнею или церковью, чтобы таковое служило подспорьем к существованию обители; но это желание осуществляется только теперь. Игумениею Вриенною найден благотворитель, который за недорогую цену согласился уступить монастырю принадлежащую ему часть места (в С.П.Б., угол Петергофского и Нарвского проспектов). Здесь приступлено к постройке часовни, а зачем, – при помощи благодетелей, предположено построить и церковь . Благодарение Богу, не оскудела на Святой Руси и, надеемся, никогда не оскудеет благоговейная и щедродательная любовь к святым храмам и обителям. С сердечною отзывчивостью и радостию всегда внимали добрые русские души призыву принять участие в созидании и украшении св. храмов и св. обителей. Живыми свидетелями и вековечными памятниками тому всегда были и будут во множестве воздвигнутые и поддерживаемые их щедростию по всему лицу земли русской св. храмы и обители, сияющие богатством и великолепием. Позволительно ли, зная эго, усомниться, что русские люди поспешат помочь и староладожской Успенской обители. § IX (Схи-игумения Евпраксия)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Старица Евпраксия не любила, по смирению, разглашать о подвижнических трудах своих. Подробности поступления ее в монашество остались малоизвестными. Из справки С.-Петербургской Духовной Консистории (1822 г.) известно, что «Игуменья Евпраксия природою великороссиянка, города Торопца купеческая дочь, девица; российской грамоте училась; в монашество поступила в 1771 году в Староладожском монастыре, а до пострижения жила три года, с 1758 года, в Арзамасской Алексиевской общине, Нижегородской епархии; потом семь лет в Арзамасском же третьеклассном Николаевском девичьем монастыре, да девять дет в Староладожском монастыре, проходя послушания и приспособляя себя к монашеской жизни. В звании настоятельницы находится с 1779 года и никогда до нея не касалось таких дел, которые могли бы опорочить ее поведение; от роду ей 90 лет». Евпраксия, после смерти своих родителей, жила в доме своего дяди, откуда тайно удалилась в Арзамасскую общину. Проводя цветущие годы молодости в этой общине и в Арзамасском монастыре, она несла там различные труды послушания в повиновении и строгом постничестве. Пищу арзамасских постниц составляли одни овощи, часто без масла и без всякой приправы. Юная Евпраксия, привыкшая к городским прихотливым кушаньям, питалась здесь одним ржаным хлебом; она скорбела, когда и этот хлеб употребляла не так умеренно, как бы требовало рвение ее к постничеству. Эту скорбь изливала пред Богом в слезной молитве. Во время жизни в Арзамасском монастыре Евпраксию постигла продолжительная и тяжкая болезнь, приведшая ее в совершенное изнеможение. Она лежала без всякого движения. Признаки жизни обнаруживались лишь слабым дыханием, Окружавшие ее сестры уже ждали скорой кончины Евпраксии. Полуживая, она была оставлена в запертой келлии – сестры ушли к праздничному всенощному бдению. В это время Евпраксии послышалось стройное пение приближающегося издали хора, который пел: «В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила оси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи живота.; и молитвами Твоими»... При пении последних слов этого тропаря: «избавлявши от смерти души наша», болящая увидела ясно, в дверях своей келлии, светоносную икону Успения Божией Матери, которую висели два высоких благолепных мужа, в архидиаконских облачениях и поставили пред ее одром. Видение было очень живо; Евпраксия подумала, что Бог внушил сестрам мысль поднять эту икону и освятить болезненное ее злоключение молебствием; болящая с большим сердечным умилением устремила взор и мысли к изображению Царицы Небесной, которое вдруг оживилось и Сама Изображенная восстала с одра своего на иконе, сошла с нее и простерла десную руку к расслабленной с следующими словами: «Возстань и укрепляйся в силах – ты еще должна послужить Мне много». – Возвратившиеся из церкви сестры удивлены были, увидя Евпраксию совершенно здоровою.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из сравнения веса этих колоколов с весом имеющихся в настоящее время на колокольне Николаевского собора колоколах, ясно видно, что колокола сии, кроме большого колокола, весом 541 п[уд] 14 ф[унтов], и самого малого, весом 1 п[уд], все принадлежат ко второму заказу, т.е. вылиты в 1758 году. Колоколов, отбивающих часы, 9 и следующего веса: 1) 38 пудов] 18 фунтов], 2) 7 пудов] 3 ф[ун-та], 3) 3 38 4) 1 п[уд] 20 ф[унтов], 5) 24 ф[унта], 6) 20 ф[унтов], 7) 18 ф[унтов], 8) 17 ф[унтов] и 9) 17 ф[унтов]. Первые четыре колокола принадлежат к первому заказу, а последние пять приобретены, вероятно, после. Отливка 12 колоколов 2-го заказа окончена еще в январе 1758 г. и 15 февраля они на санях, зимним путем, отправлены были в Петербург, но привезены сюда уже в мае месяце, и при том водою, находившись в дороге около 3 месяцев. Причиною такого долгого провоза было распутье и то обстоятельство, что при спуске с горы на мост, близ Бронницкого яму, под селом Вилы, 11 марта, от неосторожности и самоволия ямщиков, у большого колокола (весом в 282 пуда 12 ф[унтов]) учинилось повреждение края, вследствие чего колокола были сняты с саней и положены в удобное и безопасное место, а отсюда отправлены водою на судне уже 17 апреля, и привезены в Петербург 11-го мая 387 . В начале 1778 года с двух сторон было заявлено желание овладеть большим колоколом Николаевского монастыря в Петербурге, и колокол был взят из монастыря. Именно: игуменья Староладожского Успенского женского монастыря Александра Шубина с сестрами и причт с прихожанами Климентовской новоладожской церкви обратились к первосвященному Гавриилу архиепископу Новогородскому и С.-Петербургскому с просьбами об отдаче им большого колокола из Николаевского монастыря. Климентовские прихожане и причт задумали овладеть колоколом на время только, и на известных условиях, дело в том, что, выстроив в 1760 году каменную колокольню, вышиною до колоколов в 11 сажен, и потом окончив в 1764 году постройку каменной Нерукотворного образа церкви с двумя приделами каменными же, – они значительно истощились в средствах, были не в состоянии купить для своей церкви большой колокол и должны были довольствоваться – весьма малым для городской церкви – шестнадцатипудовым колоколом. Поэтому они просили преосвященного Гавриила отдать Климентовской церкви николаевский колокол с тем условием, что этот колокол, в случае надобности, снова будет возвращен в монастырь, или будет уплачена за него, кому будет приказано, надлежащая сумма из церковных денег. Староладожская игуменья просила колокол своему монастырю, не указывая ни на какие сроки и условия владения им.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Приблизилась кончина Евпраксии. Древняя старица Акилина, которую часто видали в ночное время в мантии с жезлом обходящею монастырь, явилась к ней. Поздно вечером постучалась к ней в оконницу и произнесла: “Готовься к исходу — ты скоро соединишься со мной”. Когда Евпраксия посмотрела в окно, древняя старица уже удалялась от ее келлии. Евпраксия вышла за ней, но она исчезла пред ее глазами. Старица простилась с монахинями, просила игуменью положить ее в схиме, тайно ею принятой, и погребсти ее у ног любимой ею старицы Акилины. Приняв святое причастие и проводив св. Дары до дверей, она заперла сени, разостлала на полу рогожку, легла на ней с распятием и свечою в руке, закрыла глаза — и опочила. Это было 23 сентября 1828 г. Она прожила 91 год. Ее тело готовили к погребению три ближайшие монахини; они обливались слезами и не опомнились, как Евпраксия очутилась в их руках в сидячем положении. Она сидела с поникшей головой и с опущенными на колени руками, сияя чистотою изможденного подвигами старческого образа. Ее погребли на пятый день по кончине; тело ее издавало благоухание. Игуменья не исполнила ее просьбы о месте погребения и о схиме. Верная Елпидифора тайно подложила схиму в гроб. О своем посвящении в схиму Евпраксия кратко выразилась однажды этой монахине: “Бог послал мне ангела своего посвятить в схиму”. После нее в запечатанном ларчике нашли вериги и пакет в 250 руб., с подписью. “На погребение и поминовение убогой Евпраксии”. Это был скопленный ею во всю жизнь доход от чтения псалтири. На могиле Евпраксии, за окном главного алтаря Успенской церкви лежит плита с надписью, иссеченною ее рукою задолго до кончины. Большая часть сведений о жизни этой подвижницы сохранилась, благодаря монахине Елпидифоре, которая пользовалась доверием старицы и сопровождала ее иногда на Абрамовщину. В книге “Третьеклассный Староладожский Успенский монастырь” (изд. 1871 г.), по которой составлена настоящая статья, описано несколько явлений и чудес старицы Евпраксии. Так, деревенская расслабленная девочка видела во сне благообразную старицу, худую и небольшого роста, в шапочке, мантии и с жезлом в руках. Она повелела ей свести себя на Абрамовщину, обмыться водою из колодца и отслужить молебен кресту и панихиду по игумении Евпраксии, обещая тогда полное исцеление. Исполнив повеление, девочка совершенно выздоровела.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-podvizh...

2) в волостях записи браков, рождений и смертей ведутся вол[остными] исполкомами и концентрируются они в нотариальном отделе путем получения выписок из вол[остных] исполкомов; нотариальным отделом ведутся также самостоятельно записи в г. Кириллове; 3 и 4) этим же нотариальным отделом частью уже отобраны, а частью отбираются от местных церквей метрические книги; 5) школы из ведения церквей изъяты и преподавание в школах Закона Божия запрещено; 6) монастыри в уезде следующие мужские: 1) Кириллово-Белозерский в г. Кириллове; 2) Нило-Сорский в Ферапонтовской волости и женские: 1) Горицкий и 2) Ферапонтовский (учет их имущества см. п. I) 567 ; 7) в мае с. г. в Ферапонтовском монастыре имело место черносотенное выступление местного священника Иванова 568 , подстрекавшего толпу к избиению членов особой комиссии, приехавшей для описи монастырских ценностей. Священник Иванов по постановлению Чрезвычкома осенью расстрелян; 8) лекции были бы желательны, на большую аудиторию рассчитывать нельзя, местных лекторов нет; 9) к вопросам религии в народе замечается все больший и больший индифферентизм; 10) пока нет. Председатель Секретарь 569 ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 2. Д. 696. Л. 236, 236 об. Подлинник. II.2.87. Доклад эксперта VIII отдела НКЮ РСФСР М.В. Галкина о деятельности местных органов власти по отделению церкви от государства в Новоладожском уезде Петроградской губ. 24 ноября 1918 г. Новгород Уездный город Петроградской губернии Новая Ладога расположен на самом берегу р. Волхов. До последнего времени Новоладожский уезд считался одним из контрреволюционных в губернии. Здесь было 2 восстания – 1 мая и в начале августа месяца. В самом уездном городе 4 церкви: собор, Климентовская церковь и приписные к собору – Александре-Невская (тюремная) и Суворовская. В уезде насчитывается до 65 приходских церквей и, кроме того, 4 монастыря: 2 – в Старой Ладоге: женский Староладожский Успенский с 200 монахинями, Никольский мужской с 15 монахами. Кроме того, в уезде Зеленецкий [монастырь] с 28 монахами и Введенский – с 14 монахами 570 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Собор полностью сохранился. Он имеет длину 18 м, ширину 14 м, а в высоту – более 19 м, он может вместить не один десяток людей. Стены собора расписаны, однако роспись плохо сохранилась. Реставраторы находят обломки фресок не только в самом храме, но и на территории монастыря. Сегодня найдено около 13 тысяч фрагментов стенописи, что составляет почти 35 кв. м. Строителями храма были новгородские мастера, который создали архитектурный шедевр, объединив вокруг себя все постройки Успенского монастыря. История монастыря связана с пребыванием в нем известных в России женщин. В 1718 году сюда из Суздальского Покровского монастыря была переведена монахиня Елена, которая ранее была известна под именем Евдокии Федоровны Лопухиной, ставшей супругой царя Петра. После смерти Петра в 1725 году она была переведена в Шлиссельбургскую крепость. Охранял монахиню военный караул. Доступ в обитель был ограничен, а новые постриги не производились вообще. Монахиня Елена проявила себя с лучшей стороны, снискав уважение и сочувствие. В монастыре сохранились остатки липовой аллеи, которую она высадила. Жила она в небольшой бревенчатой келии на берегу речки Грубицы — в отдалении от основных построек монастыря. От пребывания Лопухиной остался двойной деревянный палисад и икона «Троеручица», которую она пожаловала сестрам, ухаживавшим за ней. По монашескому имени Лопухиной древнюю речку Ладожку стали называть Еленой, набережная стала называться Еленинской, а на посаде появился Еленинский переулок. Следом за ней последовала Евдокия Ганнибал, а уже потом, во время царствования Николая I, родственницы декабристов. Жертвователями женской обители были известный в России меценат Алексей Романович Томилов, усадьба которого примыкала к монастырю с северной стороны, граф Дмитрий Николаевич Шереметьев, жена императора Александра II Мария Александровна, другие именитые люди. До революции в монастыре находились две чудотворные иконы: Успения Божией Матери и великомученицы Варвары. Монастырское кладбище не сохранилось, последние захоронения были снесены при реставрации Успенского собора.

http://sobory.ru/article/?object=04522

Над царскими дверями – резная позолоченная сень… Столпы иконостаса по всему местному поясу по обеим сторонам царских врат резные, позлащенные… Иконостас… устроен в 1759 – 1760 гг. при настоятельнице Марфе (опись). В Успенской же церкви на хорах – каменный придел во имя св. Великомученицы Варвары. Глава на приделе обита деревянною чешуею; крест железный. При той же Успенской церкви придел каменный во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. В нем потолок деревянный, оштукатурен и отбелен. На Благовещенской церкви глава обита чешуею; крест на ней деревянный. Иконостас четырехъярусный. В первом ярусе – царские двери с иконами Благовещения и Евангелистов». На соборной Успенской церкви, на углу стояла деревянная, восьмиугольная колокольня в одну сажень и длиною и шириною. На ней было пять колоколов: большой колокол 16 пудов, второй 4½ пуда, остальные три колокола – без означения веса. Покрыта колокольня тесом в 1761 г., крыша была уже ветха…. Служб бывало: ежедневная одна, не ежедневных две. В ведомости 1768 г. игуменья Евфимия доносила 12 сентября, что: «церковь Успенская, с двумя своими приделами, каменная состоит в твердости, только обитые деревянною чешуею главы как на соборной церкви, так и на придельной великомученицы Варвары ветхи. Колокольня деревянная, построенная в 1762 г. особым зданием, вместо обветшавшей деревянной же колокольни, стоявшей на углу Успенской церкви, тверда. Келий в монастыре двенадцать, деревянных, из коих новых три, да в твердости состоящих две, а прочие совсем состоят в ветхости. Ограда в монастыре деревянная и состоит в ветхости». Игуменья Евпраксия привела в надлежащий, приличный дому Божьему вид – монастырскую церковь. Затем в 1781 г. она исходатайствовала из казны 500 руб. на постройку в монастыре келий и заменила ветхие кельи новыми. Эта же игуменья пристроила к Успенской церкви каменную колокольню и увеличила звон, а в 1802 г. устроила при теплой каменной придельной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, вместо обветшавшей деревянной паперти новую каменную.

http://sobory.ru/article/?object=00124

Игуменья Евпраксия ранее построенную в 1762 г. отдельно от церкви на место прежней деревянной церкви стоявшей колокольни, деревянную колокольню, пристроила к церкви каменную двухъярусную колокольню, а в 1802 г. пристроила к Благовещенской церкви, на место обветшавшей деревянной, каменную паперть. После этих переделок длина и ширина собственно Успенской церкви оставалась неизменною. Но в 1829 г. изменилась вышина колокольни, игуменья Феврония надстроила целый ярус. А в 1831 – 1833 гг. испрошено распространение и в длину, и в ширину, и в высоту Благовещенской церкви игуменьей Февронией, при которой соборная церковь вместе с колокольней получила ту самую форму, которую она и доселе сохраняет. В XVII – XVIII и начале XIX вв. соборная крыша была тесовая, на Успенской церкви и на приделах главы были обиты деревянною чешуею, естественно, что и крыша и главы скоро ветшали и требовали починки, но в 1768 г. игуменьей были исправлены. Но главы и в 1768 г. оставались ветхими, а в конце XVIII в. церковь стояла безглавою. Уже игуменья Евпраксия устроила новые чешуйчатые главы. К 1831 г. и эти крыши обветшали и игуменья Феврония испрашивала разрешения как на поправление Благовещенской церкви, так и на перекрытие на всей церкви вновь, и ассигнования на эти работы 13 509 руб. 65 коп. В 1831 г. вся церковь покрыта листовым железом на сумму, частью высланную преосвященным митрополитом Серафимом, а частью пожертвованную дарителями. В 1844 г. поправлена и отбелена штукатурка на церкви, железная крыша выкрашена масляною зеленою краскою. В 1854 г. крест на главе Успенской церкви, с давнего времени находившийся несколько отклоненным на сторону, весенними ветрами был раскачан до того, что мог обрушиться. Рабочие с трудом и опасностью нашли как яблоко, в которое вставлен крест, так и самую пяту креста совершенно сгнившими. По возможности было увязано и перепутано веревками, но, очевидно, долго держать не могло. Вследствие чего и во избежание пробития самой главы, в итоге падения креста, игуменья Маврикия просила 18 мая 1854 г.

http://sobory.ru/article/?object=00124

В Старой Ладоге открылась выставка, посвященная православному наследию города Старая Ладога. 5 февраля 2008 г. Выставку открыла директор музея-заповедника «Старая Ладога» заслуженный работник культуры Российской Федерации Людмила Губчевская, сообщает " Вода живая " . От лица администрации на торжественной церемонии выступил депутат Законодательного собрания Ленинградской области Виктор Попов. Среди гостей музея в этот день были представители православного духовенства, учителя Староладожской средней школы, сотрудники музея-заповедника, другие представители староладожской интеллигенции. Куратор выставки научный сотрудник музея-заповедника Мария Попова представила экспозицию первым гостям. Помощь в организации выставки оказали музею завод «ВАЗ-СУАЛ» и Никольский Староладожский мужской монастырь. Выставка состоит из двух разделов. Первый раздел носит название «Ладожские монастыри» и рассказывает о семи монашеских обителях Старой Ладоги, существовавших здесь с XVI  века. В этом разделе выставки представлены монастырские предметы быта, древние иконы и макеты монастырей. Второй раздел выставки - собрание икон и предметов мелкой пластики из фондов Староладожского музея-заповедника XIX-XX веков: русские списки образов Богоматери и  наиболее почитаемых русских святых.  Здесь представлены иконы с изображениями первых русских святых - святых князей Бориса и Глеба, а также образы местных святых, например, икона святого Макария Зеленецкого. В этом же разделе выставки представлены имеющиеся в фондах музея разные изводы иконографического изображения Богоматери - Владимирской, Иверской, Смоленской, Казанской. Коллекции церковной утвари и иконописи - важная часть фондов музея-заповедника. Научно-экспозиционная программа деятельности музея включает в себя ежегодное ознакомление посетителей с этими фондами путем проведения как минимум одной выставки на основе этих коллекций. В планах 2008 года также выставка по истории церкви святого Дмитрия Солунского, расположенной в Староладожской крепости и выставка об истории комплекса Староладожского Успенского монастыря в 1970-х годах. «Бурный ХХ век  оставил нам в наследство церковные памятники не только разрушенными войнами и революциями, но и сохранявшимися в течение десятилетий в музейных учреждениях. Сейчас музеи ищут новых путей сосуществования с открывающимися церковными институтами, - отметил в беседе с корреспондентом «Воды живой» заместитель директора музея-заповедника «Старая Ладога» по научной работе, кандидат исторических наук Адриан Селин. - Открывшаяся выставка - это дальнейшее движение к диалогу музея и староладожских церковных учреждений». Выставка «Ладога. Православное наследие» продлится до середины марта 2008 года.   5 февраля 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/25655.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010