Открылась выставка о Никольском монастыре Старой Ладоги декабря 2022 В Российской национальной библиотеке 14 декабря открылась выставка " Время собирать камни: к 20-летию возрождения Староладожского Никольского мужского монастыря " . Представлены рукописи, редкие издания, фотографии, рисунки и артефакты из фондов РНБ и монастыря. Особую ценность представляют оригиналы монастырских Синодиков XVI-XIX веков, хранящиеся в отделе рукописей РНБ, а также Переписная оброчная книга первой половины 1500 года с письменным упоминанием о монастыре. Среди редких изданий - краткая биография настоятеля монастыря " Архимандрит Аполлос. Краткий очерк о жизни и деятельности " (СПб, 1900), а также " Историко-статистическое описание заштатного Староладожского Николаевского монастыря " (СПб, 1865), составленное игуменом Иоанном. Дополняют экспозицию предметы церковного обихода XVIII-XX веков, иконы и богослужебная литература XVIII-XIX веков, коллекция нательных крестов из фондов музея при Никольском монастыре. Разделы выставки посвящены жизни монастырской обители в дореволюционное и советское время, а также возрождению в последние десятилетия. Заместитель директора РНБ Станислав Голубцов напомнил, что Никольский монастырь - древнейшая святыня Старой Ладоги, которая считается первой столицей Руси. Основание обители связывают с именем святого Александра Невского. По преданию именно рядом с монастырем похоронены ратники, погибшие в Невской битве и Ледовом побоище. В период смуты монахи испытали тяготы шведской интервенции, обитель подверглась разорению, но была возрождена. В 1927 году монастырь был закрыт. 26 декабря 2002 года Патриарх Алексий II благословил открытие монастыря. Выставка позволяет воочию убедиться в правильности русской пословицы: свято место пусто не бывает, а пустое место святым не назовут. Древняя святыня живет, возрождается и хранит традиции. Наместник монастыря игумен Филарет (Пряшников) отметил, что является 80-м настоятелем обители. " Эта цифра показывает, насколько древний наш монастырь и древняя земля, на которой мы, монахи, совершаем служение. Старая Ладога - это духовно богатая и удивительная земля. Когда-то здесь было семь монастырей и пятнадцать церквей. Осталось только две действующих обители - Успенский женский монастырь и Никольский мужской. Это национальное достояние, отсюда началась Русь. Старая Ладога - духовный форпост Святой Руси. Никольский монастырь возник как обитель воинской доблести и славы. Это не только древний памятник, но и свеча, неугасимая лампада в память о защитниках Отечества. Важно помнить прошлое - подвиги и победы предков. Каждый день в монастыре молятся о воинах, на поле брани жизнь свою положивших " , - сказал отец Филарет.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

В Санкт-Петербурге открылась выставка, посвященная Никольскому мужскому монастырю Старой Ладоги 15 декабря 2022 г. 15:51 14 декабря 2022 года в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге открылась выставка «Время собирать камни: к 20-летию возрождения Староладожского Никольского мужского монастыря». В экспозиции представлены рукописи, редкие издания, фотографии, рисунки и артефакты из фондов РНБ и монастыря. Особую ценность представляют оригиналы монастырских синодиков XVI-XIX веков, хранящиеся в отделе рукописей РНБ, а также Переписная оброчная книга первой половины 1500 года с письменным упоминанием о монастыре. Среди редких изданий — краткая биография настоятеля монастыря «Архимандрит Аполлос. Краткий очерк о жизни и деятельности» (СПб., 1900), а также «Историко-статистическое описание заштатного Староладожского Николаевского монастыря» (СПб., 1865), составленное игуменом Иоанном. Дополняют экспозицию предметы церковного обихода XVIII-XX веков, иконы и богослужебная литература XVIII-XIX веков, коллекция нательных крестов из фондов музея при Никольском монастыре. Разделы выставки посвящены жизни обители в дореволюционное и советское время, а также возрождению монастыря в последние десятилетия. Заместитель директора РНБ Станислав Голубцов напомнил, что Никольский монастырь — древнейшая святыня Старой Ладоги. Основание обители связывают с именем святого Александра Невского. По преданию, именно рядом с монастырем похоронены ратники, погибшие в Невской битве и Ледовом побоище. В период смуты монахи испытали тяготы шведской интервенции, обитель подверглась разорению, однако была возрождена. В 1927 году монастырь был закрыт. 26 декабря 2002 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил вновь открыть обитель. Наместник монастыря игумен Филарет (Пряшников) отметил, что является 80-м настоятелем обители. «Эта цифра показывает, насколько древний наш монастырь и древняя земля, на которой мы, монахи, совершаем служение. Старая Ладога — это духовно богатая и удивительная земля. Когда-то здесь было семь монастырей и пятнадцать церквей. Осталось только две действующих обители — Успенский женский монастырь и Никольский мужской. Это национальное достояние, отсюда началась Русь. Старая Ладога — духовный форпост Святой Руси. Никольский монастырь возник как обитель воинской доблести и славы. Это не только древний памятник, но и свеча, неугасимая лампада в память о защитниках Отечества. Важно помнить прошлое — подвиги и победы предков. Каждый день в монастыре молятся о воинах, на поле брани жизнь свою положивших», — сказал отец игумен.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Все это доказывает, что тогда православная вера далеко не всех привела в свое стадо, и что дух ее не вполне еще овладел сознанием обитателей Санкт-Петербургского края.  Кроме соборов и церквей, в нынешней Санкт-Петербургской епархии находились еще монастыри. Знатнейшими из них были: Валаамский, построенный в глубокой древности, и Коневский, основанный преп. Арсением в конце XIV века. Они имеют свои подробные описания. Менее значительными были: 1) Староладожский Успенский монастырь, об основании которого в летописях (1 новгор. стр. 11 и IV новгор. стр. 8, по изд. 1841 г.) говорится: «Сруби Аркад (Аркадий) игумен церковь св. Богородицы – Успение, и состави себе монастырь и бысть крестьянам прибежище, ангелом радость, а дьяволу пагуба». Монастырь этот, бывший мужским, неизвестно в котором году – обращен в женскую обитель; 2) Староладожский Гостинопольский Николаевский монастырь (ныне в Новоладожском уезде), в котором церковь св. Николая Чудотворца, каменная, построена не позже XV века, а сам монастырь, надо полагать, судя по некоторым историческим источникам, существовал уже в веке;  монастырь, об основании которого в летописях (1 новгор. стр. 11 и 3); Георгиевский монастырь также в г. Ладоге; 4) там же Ивановский монастырь; 5) Васильевский монастырь, который стоял близ Старой Ладоги, на правом берегу Волхова, близ Васильевского погоста. В нем был храм св. Василия Кесарийского , от которого усвоено и название монастырю. В 1687 г. патриарх Иоаким приписал его к Зеленецкому монастырю. Монастырь св. Василия закрыт в 1764 году, при учреждении штатов; 6) близ Ладоги же упоминается еще Николаевский Медвецкий монастырь; 7) в городе Гдове, при самом построении его, основан монастырь св. Николая Чудотворца, которому в 1456 году псковские посадники Леонтий Макарьевич и Зиновий Михайлович подарили свои вотчины и вообще благодетельствовали. Имена их доселе возносятся в молитвах по монастырскому синодику, доныне сохранившемуся; 8) в 1470 году, в 12 верстах от Чудского озера, на реке Желчь, в сороковом бору основан      Озерецкий монастырь с церковью покрова Пресвятой Богородицы.  Основателем его и первым игуменом был преподобный Илларион, ученик Ефросина Пустынножителя на Толке реке, близ Псковского озера.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Старая Ладога. Староладожский Успенский девичий монастырь. Домовая церковь Воздвижения Креста Господня. Домовая церковь. Действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:Между 1861 и 1862. Архитектор: А.М. Горностаев Адрес: Ленинградская обл., Волховский р-н, с. Старая Ладога Координаты: 60.001633, 32.295634 Изменить описание Добавить фотографии Место, где жила Е. Ф. Лопухина. Фотография С. М. Прокудина-Горского, 1909 (сохранилась только черно-белая копия одного из цветовых каналов). Сохранившийся деревянный домик стоит на месте, где была келья – место заключения Е. Ф. Лопухиной, первой жены Петра I , Старая Ладога, Волховский район, Ленинградская область " > . Место, где жила Е. Ф. Лопухина. Фотография С. М. Прокудина-Горского, 1909 (сохранилась только черно-белая копия одного из цветовых каналов). Сохранившийся деревянный домик стоит на месте, где была келья – место заключения Е. Ф. Лопухиной, первой жены Петра I Сергей Прохоров ?? Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Крестовоздвиженская церковь была устроена в здании монастырской больницы (1860 – 1862, арх. А.М.Горностаев). В советское время здание было изуродовано. Был уничтожен шатер, завершавший церковь. Внутреннее пространство церкви было разделено на два этажа. Церковь вновь начала действовать в возрожденном монастыре, причем примерно до 2013 года она была здесь единственным действующим храмом. Церковь располагалась на первом этаже разделенного пространства, никакой старой отделки на стенах не было видно. Около 2014 года началась реставрация церкви. К 2015 году восстановлен шатер. Реставрация интерьера продолжается. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Находится на территории Свято-Успенского девичьего монастыря. Домовая церковь построена в 1860-1862 гг. по проекту архитектора А. Горностаева. В советское время была закрыта, использовалась как спортзал. С 2005 г.действует, в церкви хранятся частицы мощей святых. 3 апреля 2012. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=05249

После этого относить летописное сказание об основании в 1153 году Аркадием монастыря к другому монастырю кроме Аркажского, например, к Ладожскому Успенскому, было бы совершенно произвольно и неосновательно. Наконец, 3) что особенно важно, в третьей Новгородской летописи, под 6664 (1156 г.), прямо говорится, что в 1153 году Аркадий построил монастырь близь Новагорода, а следовательно не в Ладоге. «Сей Аркадий во игуменстве, говорит летописец, заложи церковь каменную Успения Пресвятыя Богородицы, и состави себе монастырь и бысть христианам прибежище от Великого Новагорода три поприща». (Полн. собр. летоп. т. Ill стр. 215). Очевидно, что в 1153 году Аркадий основал не Ладожский Успенский, а Новгородский Аркажский монастырь, находившейся в трех верстах от Новагорода. Начало Староладожского Успенского монастыря кроется, быть может, в такой же глубокой древности, как и начало Новгородского Аркажского монастыря; но летописное сказание об основании в 1153 году монастыря Аркадием отнюдь не снимает завесы неизвестности с начала первого из сих монастырей, потому что вовсе не относится к нему. Составитель описания 1865 года, относя начало Староладожского Успенского монастыря к 1153 году, очевидно, был вовлечен в ошибку тем составлением, в котором находятся в летописи сказания о закладке Ладожской Климентовской церкви св. Нифонтом и о построении церкви во имя Успения Божией Матери и основании монастыря св. Аркадием. Так как в некоторых летописях не указывается место, где основан Аркадием монастырь, а между тем выше ясно говорится об основании Нифонтом Климентовской церкви именно в Ладоге; то составитель описания счел себя в праве искать и основанного Аркадием монастыря в Ладоге. Но против этого можно сказать, что летописцы нередко соединяют в своих записях сказания о событиях, случившихся в разных местностях, без ясного разграничения оных , и не стараются с точностью определять местности и учреждения, хорошо известные их согражданам. Тоже случилось и с сказанием об основании монастыря Аркадием.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В 1611—1617 гг. монастырь был разорён шведами. К смутному времени относят и исчезновение письменных памятников по монастырям Старой Ладоги. После заключения Столбовского мира в 1617 году, старица Акилина собрала оставшихся сестёр и возобновила монастырь. В том же году заново был освящен главный храм монастыря — каменная церковь Успения Пречистой Божией Матери — самый северный из храмов до монгольского периода Древней Руси. Жизнь монастыря в XVIII—XIX вв. В 1718 году в монастырь была сослана первая супруга Петра Первого, Евдокия Фёдоровна Лопухина — последняя русская царица, в иночестве Елена. Она прожила в монастыре до смерти Петра Великого в 1725 году. Обитель известна многими подвижницами, такими как восстановительница монастыря старица Акилина, подвижница благочестия — схиигумения Евпраксия, схимонахиня Мария, известная в миру, как талантливая поэтесса Елизавета Шахова. Монастырь неоднократно посещал протоиерей Иоанн Кронштадтский , который избирал игумений из числа сестёр обители для настоятельства в основанных им новых монастырях. Формирование облика монастыря связано с именами архитекторов: A. M. Горностаева, Н. Н. Никонова, К. И. Бранта. Монастырь был закрыт в 1919 году, постройки переданы детскому дому. Во 2-й пол. ХХ в. занят коррекционной школой. Все здания монастырского комплекса — памятники архитектуры федерального значения, переданы в пользование Санкт-Петербургской епархии в 2004 году. Современное состояние [ править править код ] Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь возобновлён 28 августа 2005 года указом митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, на основании решения Священного Синода Русской Православной Церкви. В этот памятный для обители день в Успение Пресвятой Богородицы, правящий архиерей посетил обитель и огласил постановление Священного Синода об открытии монастыря, возложив на настоятельницу монахиню Ангелину наперсный крест. В сентябре 2011 года монахиня Ангелина была возведена в сан игумении. Ведутся ремонтно-восстановительные работы. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Староладожский...

170 Список монастырей, в которых жил епископ Игнатий: 1. Александро-Свирский монастырь; 2. Площанская пустынь; 3. Свенский монастырь; 4. Белобережская пустынь; 5. Оптина пустынь; 6. Кирилло-Новоезерский монастырь; 7. Семигородская пустынь; 8. Дионисиево-Глушицкий монастырь; 9. Лопотов монастырь; 10. Троице-Сергиева пустынь; 11. Николо-Бабаевский монастырь. Монастыри С.-Петербургской епархии, которые неоднократно посещал архимандрит Игнатий, исполняя должность благочинного монастырей: 12. Александро-Невская Лавра. 13. Валаамский монастырь. 14. Троице-Зеленецкий монастырь. 15. Рождественско-Коневский монастырь. 16.Введенский Островский монастырь. 17. Николаевский Староладожский монастырь. 18. Богословский Череменецкий монастырь. 19. Успенский Староладожский монастырь. Монастыри других епархий, которые епископ Игнатий посетил в течение своей жизни (в основном сведения об этих посещениях сохранились в письмах епископа Игнатия): 20. Троице-Сергиеву Лавру; 21. Вифанию; 22. Чудов монастырь; 23. Ново-Спасский монастырь; 24. Симонов монастырь; 25. Донской монастырь; 26. Юрьев монастырь в г. Новгороде; 27. Спасо-Бородинский монастырь; 28. Николо-Угрешский монастырь; 29. Черноморскую пустынь; 30. Иоанно-Предтеченский (около Ставрополя); 31. Лебяжинскую пустынь. 172 Слово “монах” происходит от греч. – один монах – человек, живущий уединенно или в одиночестве, проводящий жизнь, отличную от обыкновенной, всем общей жизни, – есть жительство иное . По мнению еп. Игнатия, от этого “иного жития” в русск. яз. и образовалось наименование “ иночества ”. Монах по-русски – “инок”. См. т. 1, стр. 467. 174 Приведя это свидетельство, еп. Игнатий замечает, что из описания Филона не видно, были ли ферапевты христианами, т.к. его писание, как светского писателя, поверхностно, и в его время многие не отличали христианство от иудейства, признавая первое сектою второго (т. 1, стр. 460– 461). 184 Митр. Дмитровским в 1788–1799 г. См. Павел Строев.“Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви”, СПб., 1877, стр. 133

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

567 Речь идет о Кирилло-Белозерском мужском монастыре и Горицком Воскресенском женском монастыре Вологодской епархии; Ферапонтовом Белозерском женском монастыре Новгородской епархии и Новгородской Нило-Сорской мужской пустыни. 568 Речь идет о карательной акции череповецкого отряда красноармейцев, действовавших в г. Кириллове, первой жертвой которого стал будущий священномученик Варсонофий (Лебедев), епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии. Он был расстрелян вместе с игуменией Ферапонтова монастыря Серафимой (Сулимовой), пресвитером монастыря Иоанном Ивановым , с ними были убиты четверо мирян: Николай Бурлаков, Филипп Марышев, Михаил Трубников и Анатолий Барашков. В 2000 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви они были причислены к лику святых (см. подробнее: Стрельникова Е.Р. Ферапонтов монастырь в ликах и лицах. М, 1998). 570 В подразделе речь идет о следующих монастырях: Староладожском Успенском женском, Староладожском Николаевском мужском, Троицком Зеленецком мужском, Введенском Островском мужском С.-Петербургской епархии. 571 Русский музей императора Александра III (Русский музей). Открыт 7 марта 1898 г. как первый в России музей национального искусства. Располагается в Санкт-Петербурге, в здании Михайловского дворца. 573 Новоладожская церковь великомученика Георгия Победоносца (Суворовская церковь). В 1764 г., во время квартирования Суздальского полка под командованием А.В. Суворова в г. Новой Ладоге, была построена деревянная церковь святых апостолов Петра и Павла. В 1802 г. церковь была обновлена и переосвящена в честь Георгия Победоносца. В 1857–1861 гг. к церкви были пристроены каменная трапезная и колокольня. Церковь была закрыта в 1924 г. Ныне не действует. 574 В разделе речь идет о церквях в честь великомученика Георгия Победоносца, Дмитрия Солунского, Рождества Иоанна Предтечи, соборе свт. Николая Чудотворца в г. Новая Ладога. 575 Северная область (Северная коммуна. Союз коммун Северной области) – одно из областных объединений Советов в составе РСФСР. Включала территории губерний: Петроградской, Псковской, Новгородской, Олонецкой, Вологодской и Архангельской; с июня 1918 г. в составе Северной области созданы Северо-Двинская и Череповецкая губернии. Центр – Петроград. Руководящий орган – ЦИК, который образовал областной Совет комиссаров (СК): председатель – Г.Е. Зиновьев; комиссары – М.С. Урицкий, А.Л. Шейнман, А.В. Луначарский, Н.Н. Крестинский и др. Печатный орган – «Северная Коммуна». Северная область упразднена в феврале 1919 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Также хочу обратиться к читающим эти строки. Если у кого-то появится желание стать нашими друзьями, помогать нам в воссоздании порушенных святынь - приезжайте в гости! Мы всегда будем рады видеть вас у себя! А вы в стенах древнего монастыря сможете помолиться, исповедоваться, причаститься и почувствовать умиротворение, которое так необходимо современному человеку, зачастую измотанному шумом и суетой. К слову, на данном этапе у нас " набирает обороты " , приобретает определенные формы, как мы его назвали, тур выходного дня. Люди с удовольствием едут сюда на несколько дней, останавливаются в нашей монастырской гостинице. Разумеется, соблюдая при этом все санитарно-эпидемиологические нормы. Мы их знакомим с Никольским монастырем и приглашаем посетить Староладожский Свято-Успенский девич ий монастырь , тоже один из древнейших монастырей северо-запада России. Водим паломников и в Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник, включающий более 130 объектов культурного наследия: памятники археологии, архитектуры, истории, монументальной живописи. - На Сахалине вы занимались церковной историей этого далекого края Отечества, потом защитили кандидатскую диссертацию в общецерковной докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия, и вам была присуждена степень кандидата теологии. А в древнем монастыре Старой Ладоги есть намерения продолжить исторические изыскания или в связи с огромной нагрузкой такой возможности не предвидится? - Когда ты однажды был погружен в исследовательский процесс, ты уже не можешь остановиться. Постепенно хочется что-то открывать! Неизвестное и неизведанное, что порой преподносят исторические документы. Если говорить об острове Сахалин, то опыт служения там духовенства уникален: он опирался на пройденный путь православных подвижников Сибири и Дальнего Востока. Однако исследователи не предпринимали попытки дать оценку деятельности духовенства Сахалина во второй половине XIX - начале ХХ веков. Тема мне показалась актуальной, я ею вплотную занялся.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Также хочу обратиться к читающим эти строки. Если у кого-то появится желание стать нашими друзьями, помогать нам в воссоздании порушенных святынь – приезжайте в гости! Мы всегда будем рады видеть вас у себя! А вы в стенах древнего монастыря сможете помолиться, поисповедоваться, причаститься и почувствовать умиротворение, которое так необходимо современному человеку, зачастую измотанному шумом и суетой. К слову, на данном этапе у нас «набирает обороты», приобретает определенные формы, как мы его назвали, тур выходного дня. Люди с удовольствием едут сюда на несколько дней, останавливаются в нашей монастырской гостинице. Разумеется, соблюдая при этом все санитарно-эпидемиологические нормы. Мы их знакомим с Никольским монастырем и приглашаем посетить Староладожский Свято-Успенский девичьий монастырь, тоже один из древнейших монастырей северо-запада России. Водим паломников и в Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник, включающий более 130 объектов культурного наследия: памятники археологии, архитектуры, истории, монументальной живописи. Отец Филарет, на Сахалине Вы занимались церковной историей этого далекого края Отечества, потом защитили кандидатскую диссертацию в общецерковной докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия, и Вам была присуждена степень кандидата теологии. А в древнем монастыре Старой Ладоги есть намерения продолжить свои исторические изыскания или в связи с огромной нагрузкой такой возможности не предвидится? Вы знаете, когда ты однажды был погружен в исследовательский процесс, ты уже не можешь остановиться. Постепенно хочется что-то открывать! Неизвестное и неизведанное, что порой преподносят исторические документы. Если говорить об острове Сахалин, то опыт служения там духовенства уникален: он опирался на пройденный путь православных подвижников Сибири и Дальнего Востока. Однако исследователи не предпринимали попытки дать оценку деятельности духовенства Сахалина во второй половине XIX – начале ХХ веков. Тема мне показалась актуальной, я ею вплотную занялся.

http://ruskline.ru/opp/2021/02/03/izbrav...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010