Детям старец советовал не иметь компаний и не отлучаться от родителей своих, и пусть характеризуют их другие как необщительных. Советовал ничего не брать от чужого, ни одной конфеты, например, ни освежающего напитка, потому что велика опасность наркотиков, которая губит молодежь. Говорил старец: «От человека, которого не знаю, и антидора не приму, потому что может тебе сказать, что антидор, а на самом деле нет, но вещь от диавола». Из книги «Старец Иаков Эвбейский», Макариев-Решемская обитель, 1998. – Есть такие дети-дички, которые не хотят идти на улицу, играть с ровесниками. Как к этому относиться? – Разве плохо, если ребенок дома занимается делом? Но нужно следить, чтобы эта уединенность не принимала патологических форм – уныния, мечтательности, лености. Чтобы человек не жил в мире иллюзий. – Какими должны быть отношения ребенка с окружающими людьми? – Ребенок учится у родителей. Их уважительное, учтивое, благоговейное отношение к людям и ребенка учит. Распущенность, вольное отношение – тоже. Следует ограждать детей и свой дом от людей лукавых, злых. Сказано ведь, что «с преподобным преподобным будешь, со строптивым развратишься» ( Пс. 17:27 ). Утешение любовью Христовой (Из жизнеописания афонского старца Тихона). Всех старец по чистоте души своей видел хорошими, ибо, по слову Апостола, «для чистого все чисто» ( Тит. 1:15 ). Как-то после исповеди спросил его один игумен: – Отче, скажи мне, кто из братии нашей более чист? – Авва святый, – ответил старец, – все они у вас чистые. Никогда он не укорял ближнего, а старался исцелить его и утешить любовью Христовой. – Тебя, чадо мое, – говорил он отцу Паисию, – Христос полюбил и простил тебе грехи твои, ибо любит Господь кающихся и взыскующих смирения. Очень огорчался старец, когда видел растолстевших юношей, и особенно монахов, ибо полнота совсем не идет носителю ангельской схимы. Как-то посетил его один очень толстый мирянин и признался, что имеет сильную плотскую брань и одержим нечистыми мыслями. – Дитя мое, – сказал ему любящий старец, – если послушаешь меня, грешного, сделаю тебя ангелом! Начни строгий пост с молитвою: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». И вкушай только хлеб и воду. По ночам клади по сто пятьдесят поклонов и читай ежедневно канон Богоматери, главу из Евангелия и житие дневного святого. В субботу и воскресенье можешь вкушать небольшое количество пищи с растительным маслом. И так, проведя сорок дней, исцелишься.

http://azbyka.ru/semya/sovety-nastojatel...

587 Локрида (Λοκρς ) – область в Средней Греции, зaceлєhhaz племенами локридов. Занимала пространство на северном берегу Эвбейского и Коринфского заливов. – А.М.К. 588 Пелления (Πελλνη ) – Пелопонес. В параллельном месте «Повести временных лет» добавлено географическое paзъzchehue: Пелени же и Полопонисъ (ПСРЛ. Т. 1. Стлб. 3). 590 Этим заканчивается фрагмент, который, начиная с упоминания Мидии, имеет соответствие с «Повестью временных лет». Как и предыдущие, этот рассказ разорван компилятивными вставками, поэтому начало вставки об уделе Иафета повторяется дважды. Кроме того, имеется дополнение, обозначающее пределы народов Иафетовых до Западного океана (Средиземного моря), поэтому Мидия, и без того упоминавшаяся неоднократно в Симовых пределах, трижды локализуется в пределах Иафета. А в остальном Палея соответствует «Хронике» Георгия Амартола. По сравнению с летописью имеются пропуски: в палейном списке не упоминаются дереви, скифы, а также Аркадия, Эпир, Иллирия, Лухтия. Славяне, вставленные в летописный список, Палеей упоминаются в другом месте. 591 Средиземное море, хотя на самом деле Кикладские острова находятся в Эгейском море. Киклады – группа островов, расположенных по кругу от центрального из них – Делоса. – А.М.К. 593 Имеет место неточность славянского перевода, т. к. далее перечисляются не острова, а греческие колонии на побережье Малой Азии или прилегающих к ней островах. Лишь два из них являются одновременно названиями островов и городов: Самос и Хиос. – А.М.К. 594 Не устранённое противоречие: выше Мидия отнесена одновременно к уделам Иафета и Сима. Здесь же Вавилония относится к владениям Иафетидов, хотя прежде она была включена в пределы Симовы. Далее, видимо, ошибка, повторяющаяся в соответствующем месте «Повести временных лет»: Тигр впадает в Чермное (Красное), а не Чёрное (Понтийское) море. Возможно, правда, переносное значение: р. Тигр и продолжение её линии до Понта определяется как граница между семитами и яфетидами. 596 Это мнение древнерусского автора. Вставка о реках предполагает отождествление прикаспийских племён Мидии с семитами. Выше уже отмечалось, что при перечислении народов мидяне отнесены одновременно к семитам и яфетидам. Появление этого противоречия можно отнести на счёт древнерусского Составителя Палеи, который внёс в составленный из разных источников географический экскурс сведения, соответствующие его представлениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Теменос был окружен стеной с чередующимися полуциркульными и прямоугольными экседрами. На окруженный портиками внутренний участок (86 ´ 56 м) входили с востока по лестнице, через тетрапилон. За большим внешним алтарем на подиуме (29×47 м) возвышался храм из эвбейского мрамора - периптер 8 на 12 колонн, с 2 рядами колонн в портике; между колоннами по боковым сторонам храма стояли парные статуи. При имп. Адриане был возведен и один из крупнейших амфитеатров Римской империи (165×140 м), сохранившийся лучше других в И. Он располагался за стеной города, от к-рой осталось неск. башен и главные ворота. Также за стеной располагались самые большие в И. термы (32 тыс. кв. м), занимавшие 4 квартала (инсулы). Плавательный бассейн (длина 21 м) с апсидой на зап. стороне и большим подземным залом был окружен квадратными кабинами и, возможно, сооружениями для гимнастических занятий. С юго-запада к термам примыкала водонапорная башня (Casmellum Aquae; I в. по Р. Х., использовалась до сер. IV в.), вода в нее подавалась по 2 водопроводам (подземному и акведуку) общей длиной 36 км. Еще одни термы эпохи имп. Траяна, также с апсидным плавательным бассейном, но меньшего размера, находились близ юж. стены. На склоне холма раскопаны остатки театра, типологически близкого к театру в Эмерите Августе, с большим бассейном и, согласно надписи, со святилищем богини Исиды. Изучен целый ряд городских домов. «Дом павлинов» (в триклинии сохр. мозаика с изображениями павлинов) на центральной улице имел сложную планировку; помимо мозаик в нем сохранился ларарий, божница домашних языческих божеств-ларов. В «Доме Гиласа» уцелели мозаики с геометрическими мотивами. Один из самых богатых домов - находившийся за городской стеной «Дом с экседрой», возможно коллегиум для юношей. Трехэтажный дом имел квадратный атрий с бассейном сложной формы; пол туалетной комнаты был покрыт черно-белой мозаикой с изображением пигмеев, сражающихся верхом на страусах; триклиний и парадные залы были вымощены разноцветным мрамором (opus sectile); в доме находились открытый (также плавательный) бассейн и комнаты с гипокаустом.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Святитель Филарет Московский Как влияет на наших детей их окружение Маленьких детей родители должны часто причащать, чтобы они освящались, поскольку, к несчастью, они растут в плохой, духовно нездоровой среде. Старец Паисий Святогорец Детям старец советовал не иметь компаний и не отлучаться от родителей своих, и пусть характеризуют их другие как необщительных. Советовал ничего не брать от чужого, ни одной конфеты, например, ни освежающего напитка, потому что велика опасность наркотиков, которая губит молодежь. Говорил старец: «От человека, которого не знаю, и антидора не приму, потому что может тебе сказать, что антидор, а на самом деле нет, но вещь от диавола». Старец Иаков Эвбейский (и о его поучениях) Мир — чрезвычайно мощный инструмент воздействия на души детей. Целенаправленное, развратное влияние средств массовой информации оказывается гораздо более ярким и действенным, чем все наши воспитательные усилия. Протоиерей Владислав Свешников Когда люди, а особенно дети, побывают в церкви, они успокаиваются, становятся умиротвореннее, а вот после некоторых современных кино или видеосеансов, где кровь льется, где двадцать трупов на экране показали, а потом они все это обсуждают, кричат, руками размахивают, возбуждаются. И неудивительно, что потом дерутся, бьют друг друга, потому что у них эти инстинкты выходят наружу, они невольно все виденное повторяют. И вот это невольное копирование — вещь очень серьезная, ведь «с кем поведешься, от того и наберешься». «С преподобным преподобен будешь, с избранным избран будешь, с неповинным неповинен будешь, со строптивым развратишься». И один из аспектов воспитания — это подбор соответствующей атмосферы, соответствующих друзей, товарищей и так далее. Мы очень подбирали общение для наших детей, не пускали туда, куда бы они сами, без нас, пошли, а шли в гости и с собой их брали, туда, где дети есть. Протоиерей Валериан Кречетов Ясно, что никакими разовыми, даже очень горячими, родительскими порывами ничего не добиться, потому что большую часть времени ребенок находится вне поля внимания родителей, даже когда они не работают. Есть домашние дела, другие обязанности, но самое важное — невозможно уследить за мистическим влиянием мира, которое в некоторых случаях проявляется довольно открыто, а в некоторых — гораздо тоньше.

http://azbyka.ru/semya/pravoslavnye-brak...

Один богатый путешественник из Европы прибыл на далёкий остров в Океании. Там он встретился с местным начальником и спросил его: — Я вижу вон там, за пальмами, колокольню с крестом. Значит, вы здесь все христиане, да? — Да, — ответил его собеседник, — ещё с начала прошлого века, когда здесь появились миссионеры, которые и крестили островитян. — Нашли кому верить — миссионерам! — засмеялся гость из Европы. — Эта публика морочит людям головы с целью разбогатеть за их счёт. Библия — занятная книга, но она давно устарела! Современный человек не верит всему этому! Тогда островитянин заметил: — Ты видишь вон тот большой камень? Наши предки разбивали на нём головы тем, кто приплывал к нам на больших кораблях из далёких стран. Видишь рядом остатки печи? Там жарилось человеческое мясо… Как ты думаешь, если бы мы не стали христианами, удалось бы тебе остаться в живых?  Поношения как благословения В далёкие времена христианка попала на необитаемый остров, где сорок лет провела в подвигах поста и молитвы, терпя различные лишения. Наконец к острову пристал корабль, и она вернулась на материк. Придя к одному из великих подвижников, женщина поведала ему про свои отшельнические подвиги. Внимательно выслушав её, старец спросил: — А можешь ли ты принимать поношения от людей, как благословения? — Нет, отче, — смущённо ответила христианка. — Тогда ты ничего не приобрела за все сорок лет своих подвигов, — сделал неутешительный вывод старец.  Правила и любовь В монастыре существовал определённый свод правил. Однако настоятель всегда выступал против тирании закона. — Послушание поддерживает традиции, — говорил он. — Любовь знает, когда их можно нарушить.  Причащение у Иакова Эвбейского Как-то раз один высокообразованный господин захотел причаститься в монастыре, где подвизался знаменитый греческий старец Иаков Эвбейский. Отец Иаков, своим духовным оком воззрев на душу этого человека, понял, что ему не следует причащаться, так как он был обременён многими грехами. Вечером накануне причащения старец в долгой беседе старался вразумить мужчину и расположить его сердце к покаянию. Однако этот труд оказался напрасным.

http://azbyka.ru/xristianskie-pritchi

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД Прп. Давид Эвбейский. Роспись ц. св. Бессребренников в мон-ре прп. Давида на о-ве Эвбея XVIII в. Прп. Давид Эвбейский. Роспись ц. св. Бессребренников в мон-ре прп. Давида на о-ве Эвбея XVIII в. [греч. αυδ, αβδ ν Εβο] (1519 - ок. 1600), прп. Эвбейский (пам. греч. 1 нояб.), род. в Гардинице (совр. Кипариси) в епархии Локрида в семье благочестивых родителей, иерея Христодула и Феодоры. С 3-летнего возраста он полюбил церковные богослужения и старался часто бывать в храме. В детстве Д. было видение св. Иоанна Предтечи, к-рый побуждал его следовать за ним. Мальчик отправился в посвященную Иоанну Предтече часовню, где пребывал 6 дней и ночей, пока его не нашли родители. В возрасте 15 лет Д. покинул свой дом и стал послушником старца Акакия, вместе с к-рым прожил 5 лет в одном из мон-рей в обл. Магнисия. За особый аскетизм, мудрость, смирение и любовь к ближнему братия стали называть 20-летнего Д. старцем. Затем Д. вместе со своим наставником поселился в монастыре Комнинион близ горы Осса, где был рукоположен во диакона. Они отправились на Афон, а когда Акакий уехал в К-поль, Д. остался жить в Великой Лавре. В К-поле Акакий был поставлен во митрополита Нафпактского и Артского. Он взял Д. в свою епархию и вскоре рукоположил его во иерея. Д. стал игуменом Варнакова Успения Богородицы мон-ря . Во время посещения этой обители К-польским патриархом Иеремией I один из членов его свиты, Эммануил, совершая проскомидию, увидел Д., озаренного божественным светом и стоявшего на воздухе на высоте аршина над землей. Патриарх хотел возвести Д. в сан архиерея, но тот решительно отказался. Претерпев много огорчений от своевольных иноков, Д. был вынужден покинуть эту обитель и поселился на горе Стирион, между Геликоном и Парнасом, где основал небольшой мон-рь. Однажды Д. обвинили в том, что он способствовал побегу неск. рабов-христиан, принадлежавших тур. правителю г. Ливадия. Его избили палками и бросили в темницу. После того как некоторые благочестивые христиане этого города заплатили выкуп, Д. был освобожден. Он не вернулся на гору Стирион, а стал искать место для уединения. Чудесным образом, расстелив свою рясу на воде и сев в нее как в лодку, преподобный переправился через Эвбейский зал.

http://pravenc.ru/text/168478.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДАВИД ЭВБЕЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Давид Эвбейский Икона прп. Давида Эвбейского (фрагмент). Давид стал игуменом Варнакова Успенского монастыря . Во время посещения этой обители Константинопольским патриархом Иеремией I один из членов его свиты, Эммануил, совершая проскомидию, увидел Давида, озаренного божественным светом и стоявшего на воздухе на высоте аршина над землей. Патриарх хотел возвести Давида в сан архиерея, но тот решительно отказался. Претерпев много огорчений от своевольных иноков, Давид был вынужден покинуть эту обитель и поселился на горе Стирион , между Геликоном и Парнасом, где основал небольшой монастырь. Однажды Давида обвинили в том, что он способствовал побегу нескольких рабов-христиан, принадлежавших турецкому правителю г. Ливадия. Его избили палками и бросили в темницу. После того как некоторые благочестивые христиане этого города заплатили выкуп, Давид был освобожден. Он не вернулся на гору Стирион, а стал искать место для уединения. Чудесным образом, расстелив свою рясу на воде и сев в нее как в лодку, преподобный переправился через Эвбейский залив. На острове Эвбея Давид поселился в пещере в горах рядом с разрушенной Преображенской церковью, недалеко от совр. городка Лимни . Вскоре слух о нем распространился в окрестностях, и к нему начали приходить христиане за советом и наставлениями. Те из них, кто стремились к подвижничеству, оставались жить рядом со старцем, и тогда возникла необходимость создания монастыря. Давид позвал мастеров и показал им место, где он желал построить монастырь, - на вершине горы, выше разрушенной церкви. Дав им наказ готовить строительные материалы, он отправился собирать средства среди христиан Греции, находившейся в то время под властью турок, в Дунайские княжества и в Россию . Получив значительные пожертвования и опасаясь быть ограбленным по дороге, он выдолбил в бревне полость, вложил туда драгоценности, закупорил отверстие и, сотворив крестное знамение, бросил бревно в одну из русских рек. По молитве святого бревно принесло к берегам Эвбеи и, вернувшись на остров, Давид благополучно обрел сокровища. Тем временем мастера начали строительство собора рядом с разрушенной церковью, а не на вершине горы, как им указал старец. Они объяснили это отсутствием воды. Взяв с собой мастеров, преподобный поднялся на вершину и, помолившись, ударил посохом о скалу. Из камня тотчас забил источник. Однако прп. Давид разрешил строителям продолжить возведение собора там, где они уже начали. Воду из источника спустя много лет подвели в монастырь.

http://drevo-info.ru/articles/25905.html

Блаженный старец Иаков (Тсаликис) Эвбейский Продолжаем знакомить читателей с главами из книги английского православного богослова Германа Мидлтона «Драгоценные сосуды Святого Духа: Жизнеописания и духовные советы современных греческих старцев» (Фессалоники, 2003). Блаженный старец Иаков (Тсаликис) Блаженный старец Иаков (Тсаликис) Эвбейский родился 5 ноября 1920 года в Ливиси, в Малой Азии (современная Турция), в семье, в семи поколениях которой были иеромонахи, епископ и святой. При крещении он был наречен именем дедушки по отцовской линии Иакова Тсаликиса. Его благочестивые родители Ставрос и Феодора страдали от притеснений турок, и в начале 1920-х годов семья вместе с другими жителями Ливиси вынуждена была покинуть землю своих предков. Незадолго перед этим Ставрос Тсаликис был схвачен турками и вместе с другими задержанными греками направлен на принудительные работы по строительству города Трапезунд, так что он и не знал, что все жители Ливиси бежали. По благодати Божией со временем семья воссоединилась на острове Эвбея, куда были отправлены беженцы с Ливиси. Об одном из впечатлений той поры, глубоко его ранившем, старец рассказывал позднее: «Хотя я и был тогда еще мал, но я хорошо помню, как по прибытии в порт Пиреи (главный порт Афин) мы в первый раз услышали, как кто-то хулил святыню. И я вскричал: “Что это, зачем мы приехали сюда? Нам лучше вернуться и быть убитыми турками, чем слышать такое!”. В Малой Азии мы никогда не сталкивались с таким грехом». Оглядываясь назад, старец время своего возрастания всегда вспоминал с чувством великой благодарности к родителям, особенно к матери, которая, по его словам, «имела монашескую душу». Она весьма старалась во всем соблюсти скромность и умеренность, так что семья жила «смиренной, аскетической жизнью». Дети воспитывались в любви и уважении к старшим, и перед тем, как подойти к причастию святых Христовых таин, к которому готовились строгим пощением, они целовали руки родителей и других старших в общине. С юных лет маленький Иаков ощущал близость Бога, и, еще не понимая смысла некоторых выражений, всегда удалялся грубых детей, сквернословящих и безобразничающих.

http://pravoslavie.ru/41353.html

Отец Иаков молится коленопреклоненно во время Божественной Литургии      Начиная с возраста пятидесяти пяти лет и далее попущением Божиим помимо прочих испытаний, отец Иаков претерпел и множество серьезных болезней. Так приснопамятный старец говорил: «получил Денница разрешение поражать мое тело». Это открыл и бес через одну из одержимых, поведав и о болезнях, от которых страдал старец, и о которых знал только он один. И старец продолжал говорить: «Меня ни один человек не видел обнаженным, кроме моей матери, когда я был ребенком, но попущением Божиим меня осматривали врачи и медбратья, и неоднократно оперировали меня. Я сделался зрелищем для ангелов и человеков». Нередко, конечно, было так, что по его молитвам приходили святые, как то преподобный Давид, святой Иоанн Русский, святые Бессребренники, святая Параскева и помогали ему в болезнях, даруя здравие и исцеление. Игумен Иаков (Цаликис) (в центре с посохом и крестом) с братией монастыря преподобного Давида Эвбейского    Последнее испытание, которому подверглось его здоровье и приведшее в конце концов старца в иную жизнь, была болезнь сердца, вызванная пережитым им искушением. Духовные дарования старца Отец Иаков с епитрахилью, посохом и кадилом преподобного Давида Эвбейского, 1976 Приснопамятный старец Иаков преподобнически прожил в монастыре святого Давида приблизительно сорок лет, а тридцать два года до того «евангельски» жил в миру. Он работал Господу, от юности и до старости сохранив то же неослабное желание подвига. Он подражал преподобному Давиду и шел по его следам. Его аскетические подвиги не уступали подвигам многих древних преподобных, о которых говорится в Отечниках, а духовные и чувственные нападения сатаны на него, разнообразные искушения, испытания и злострадания, были такими же, с которыми сталкивались многие богоносные отцы. Но по мере возрастания его испытаний, болезней и страданий Бог давал ему редкие духовные дарования, такие, как прозорливость и предсказание будущего, рассуждения и утешения, и тем больше было божественных видений и знамений, которые совершались по его молитве, и тем больше был исходивший от него свет.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=45&iid=276...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ЭВБЕЙСКИЙ [греч. Ιωννης Εβοας] (1-я пол. VIII в.), визант. писатель, проповедник, агиограф. О жизни И. Э. почти ничего не известно. В Слове об убиенных царем Иродом Вифлеемских младенцах он напоминает, что прошло 742 года, как был отдан этот приказ (PG. 96. Col. 1504), т. е. составление этого Слова можно отнести к 40-м гг. VIII в. В колофонах рукописей, содержащих Слова И. Э., его называют монахом и пресвитером либо епископом. В последнем случае неясно, какую кафедру он занимал, поскольку на о-ве Эвбея в то время было неск. епископских кафедр. Высказывалась гипотеза, что И. Э. был епископом г. Эврия в Ст. Эпире ( D ö lger. 1950; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 502-503). В Эврии известны 2 епископа с именем Иоанн, однако 1-й жил во 2-й пол. VI в., а 2-й - в нач. VII в. Также предполагали, что титул «епископ» является ошибкой переписчика, подгонявшего заглавие проповедей под некий единый стандарт ( Stiernon. 1974). Сочинения И. Э. в рукописной традиции часто приписываются его современнику прп. Иоанну Дамаскину и реже - свт. Иоанну Златоусту ( Aldama J. A., de. Repertorium pseudochrysostomicum. P., 1965. N 385). И. Э.- автор Похвальных слов святым (энкомиев) и проповедей (гомилий) на церковные праздники. Корпус его сочинений невелик. Ему принадлежат проповеди на праздник Зачатия Пресв. Богородицы (наиболее древняя известная проповедь на это празднество), о воскресении Лазаря, о страстях прмц. Параскевы. Энкомий св. вмц. Анастасии, а также Слово на Рождество Христово, часто встречающиеся в рукописях под именем И. Э., судя по стилю, принадлежат прп. Иоанну Дамаскину. Произведения И. Э. написаны без богословских отступлений, простым языком, близким к разговорному языку его времени; в их основе лежит стремление автора к составлению произведений для назидания. В гомилии о Вифлеемских младенцах есть традиционные для визант. лит-ры полемические выпады против иудеев. В тексте о страстях прмц. Параскевы отсутствуют хронологические указания; рассказ И. Э. лишен исторической конкретики, его события происходят в некоем вневременном измерении. В гомилии на Зачатие Пресв. Богородицы некоторые католические исследователи усматривают присутствие учения о непорочном зачатии Девы Марии ( Jugie. 1952). Впрочем, в основе сочинения И. Э. лежит традиционный для этого сюжета апокрифический текст из «Первоевангелия Иакова», и И. Э. не вносит к.-л. новаций в его толкование.

http://pravenc.ru/text/471562.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010