Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 1 января 2024 года 19. Понедельник. Мч. Вонифатия. Аллилуия. Гражданский Новый год. По Уставу, совершается аллилуйная служба (Б) . По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба мч. Вонифатия не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А) . А. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 5-й – 3, и мученика, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «На одре низлежу уныния…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Страшно, и преславно…». По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й . «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Воспитавшейся во храме…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь мученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Воспитавшейся во храме…». Кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и мученика на 4. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Примечание. Типикон умалчивает о кондаке мученика, глас 4-й: «Изыде к приятию…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Декабрь. Киев, 1893. Л. 163) этот кондак также отсутствует. По 6-й песни – кондак мученика, глас 4-й: «Священие непорочное…». На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Обрадованная, ходатайствуй…». По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Яко всех еси творений…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

На часах – тропарь и кондак праздника. На Литургии антифоны праздника. Входный стих праздника: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости» (см. примечание 6 января). По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника. Поется Трисвятое. Прокимен, глас 7-й: «Вознесися на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя»; стих: «Готово сердце мое, Боже…». Апостол – Деян., зач. 1. Аллилуиарий, глас 2-й: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне»; стих: «Вси языцы восплещите руками…». Евангелие – Лк., зач. 114. Задостойник праздника – припев и ирмос 9-й песни канона праздника: «Тя паче ума…» (и до отдания). Причастен праздника: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». Вместо «Видехом Свет Истинный…» в период от Вознесения до отдания его, по традиции, поется тропарь Вознесения. Отпуст праздника (см. на утрене). Примечание. «На трапезе велие утешение братии» (Типикон, гл. 50, «В четверток 6-я седмицы по Пасце…»). Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника, глас 6-й – 6 (первая стихира – дважды), и святителя, глас 3-й 4. «Слава» – святителя, глас тот же: «Молитвами святителя Ермогена…» (см. последнюю стихиру на «Господи, воззвах»), «И ныне» – праздника, глас 6-й: «Недр Отеческих…». Вход. Прокимен дня. Паримии праздника – 3, и святителя – 3. На литии стихиры праздника, глас 1-й и глас 4-й, и святителя, глас 1-й. «Слава» святителя, глас 8-й: «Что тя наречем…», «И ныне» праздника, глас 4-й: «Господи, таинство…». На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Святителю Ермогене…» (см. 1-ю стихиру на стиховне) , «И ныне» – праздника, глас тот же: «Взыде Бог…». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й: «Вознеслся еси во славе…» (трижды) . На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й: «Вознеслся еси во славе…» (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас тот же: «Приспе день светлаго торжества…», «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же: «Вознеслся еси во славе…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

В Церкви этот день – строгого поста, не вкушается мясо, молочные продукты, рыба. Цель однодневного поста в этот день – напомнить о том, к каким страшным последствиям приводит страсть невоздержания. «Не будем мы сообщниками чревоугодия Ирода, — напоминает нам Типикон (церковный устав). — Как можем мы почтить Усекновение Крестителя? Будем есть мясо или другую изысканную пищу? А Креститель жил в безводной и бестравной пустыне — ни хлеба не ел, ни другой еды не имел. Вино пьем? А он не пил ни вина, ни другого питья мирского. Столом и одром его была земля, вкушал он только акриды (стручки рожкового дерева, по другим источникам — род съедобной саранчи) и дикий мед. Вместо чаши — пригоршни воды, текущей из камня. Поэтому проведем этот день в посте и молитве» Но настоящий смысл этого дня и тех трудов, которые берут на себя верующие, часто забывается: в народе распространяются суеверия. Распространены поверья о том, что в день Усекновения главы Предтечи нельзя вкушать пищу круглой формы и использовать рубящие и режущие предметы – эти суеверия,  к сожалению, широко распространенное среди малоцерковных людей, не имеют никакого основания в традициях Церкви, им не следует придавать никакого значения. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 11 сентября, 2021 7 июля, 2021 11 сентября, 2020 8 марта, 2020 6 июня, 2018 19 января, 2018 11 сентября, 2017 11 сентября, 2016 11 сентября, 2016 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/useknovenie-glavy-pred...

Праздник Сретения Господня принадлежит к числу двунадесятых праздников, но двунадесятых не Господних, а Богородичных. Ибо, если праздник Сретения Господня случится в неделю (воскресение), то служба воскресная не отменяется для службы праздника Сретения, а поется с ней вместе (Типикон, 2 февраля, аще в недели), как бывает в двунадесятые Богородичные праздники. Праздник Сретения и называется иногда праздником Сретения Пресвятой Богородицы. Праздник Сретения имеет день предпразднества и семь дней попразднества (по 9 февраля), если не сократит сего времени Великий пост , ко времени которого он может случиться иногда. В этом случае празднуется Сретение столько дней, сколько остается до поста. Если предпразднество случится в субботу мясопустную, а праздник – в неделю мясопустную, то предпразднество празднуется не накануне праздника, не в субботу мясопустную, когда совершается служба за усопших, а предпразднество бывает в пяток мясопустный (Типикон, последование 1 февраля, аще в суб. мясоп.). Если праздник Сретения случится: 1) в неделю блудного или в понедельник или во вторник на мясопустной седмице, то праздник отдается в пяток той же недели; 2) если праздник Сретения случится в среду, четверток, пяток, субботу перед неделей мясопустною, – отдание празднуется во вторник на сырной седмице; 3) если случится в неделю мясопустную, в понедельник сырной седмицы, – отдание празднуется в четверток; 4) если случится во вторник или среду на сырной седмице, – отдание бывает в сырную субботу; 5) если случится в четверток, пяток или субботу сырной седмицы, – отдание в неделю сыропустную; 6) если Сретение случится в неделю сыропустную, то праздник празднуется один день (Типикон, последование 8 февраля. Указ о празднике Сретения Господня) 83 . На литургии: 1) антифоны изобразительны с блаженными, на малом входе – входной стих, после чего поется тропарь и кондак праздника; 2) задостойник; 3) после служб положен особый отпуст (см. Службник). Если праздник Сретения случится в недели (воскресения) мытаря и фарисея, блудного сына, мясопустную, сыропустную, то на утрени после Евангелия празднику, после пения «Воскресение Христово видевше...» и 50-го псалма не положено пения «Покаяния отверзи ми двери...», а следует стихира праздника. Но положенное в эти недели пение «На реках Вавилонских...» не отменяется (Типикон, 2 февраля, аще в неделю). В праздник Сретения в неделю (воскресение) обыкновенно произносится отпуст воскресный, подобно тому, как тогда и вместо припевов Сретения, по 9-й песни канона поется «Честнейшая». Песнопения воскресные предшествуют песнопениям Сретения (Типикон). На утрени катавасия «Сушу глубородительную землю...» (поется начиная со дня по отдании Богоявления, с 15 января, до отдания Сретения – 9 февраля (Типикон, гл. 19). С отдания Сретения до 1 августа поется (кроме недель Четыредесятницы и Пятидесятницы) катавасия «Отверзу уста моя...» (там же).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Два или несколько произведений, принадлежащих памяти святого, празднуемого не один раз в год, распределяются между всеми этими днями; так, память св. Афанасия Великого 18 января имеет чтением похвальное слово Афанасию Григория Богослова , а 2 мая – житие 731 ; память св. Феодора Тирона 16 февраля имеет чтением житие его, а в субботу 1 седмицы великого поста похвальное слово Григория Нисского и слово о чуде св. Нектария; при совпадении минейной памяти с триодной житие вытесняет собою похвальное слово Григория Нисского 732 . В трех случаях – 11 ноября (житие св. Феодора Студита 733 . 1 января (надгробное слово Григория Богослова св. Василию Великому ) 734 и 1 августа 735 (слово Иосифа о Маккавеях) одно из произведений переносится на агрипнию ближайшей последующей недели или же еще и предшествующей. Такое перенесение, предотвращающее чрезмерное удлинение утрени, имеет целью своевременное окончание ее в определенное время утра. Для той же цели Типикон употребляет и другой прием: чтобы утреня не окончилась ранее положенного момента утра, Типикон в некоторые праздники указывает дополнительно особые произведения, специально на случай «если еще рано – ε στ ταχ, если есть время – ε χει ρα»; таковы: видения Даниила на каноне недели праотцев 736 , слово Златоуста по 6 п. канона Рождества Христова – Что это (Τ τοτο) 737 , 20-е слово толкования на ев. Матфея по 6 п. канона недели Сыропустной 738 , 66 слово толкования на св. Иоанна по 6 п. канона недели Ваий 739 . В первый день Пасхи для этой цели вставляются особые чтения ио 5 и 8 п.п. и на каноне панихиды 740 . Сюда же нужно отнести чтения на полиелеях праздников, в которые самый полиелей, а следовательно и чтение на нем указаны при том же условии – ε χει ρα, именно, 25 декабря (слово Григория Богослова – Паки Иисус (Πλιν’ ‘Ιησος) 741 и 15 августа 742 . Сюда же наконец следует отнести и слово Златоуста на младенцев – по 6 п. канона 29 декабря: по 3 п. в этот день указывается читать слово Григория Нисского на младенцев в два или в один прием, смотря по времени (ες στσεις δο ες μαν πρς τν ραν) 743 , но, если это слово читать в два приема, то второй должен падать уже на 6 п.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

В Типиконе есть несколько таких мест, где при двух особых апостолах и при двух особых евангелиях назначаются третьи рядовые. Пример см. в уставе о субботах пред Воздвижением и пред Рожд. Христ., если они придутся в такие числа, в которые у святого есть свой апостол и свое евангелие (Тип., л. 51, 8сент., 1-е зри, и л. 123 на об.. 18 дек., зри, и также о субботе Сыропустной и о субботе 1 седм. св. Четыред., если случится Обретение главы Предтечи (мр. гл. 24 февр. 6-я, Тип., л. 189 на об., и 9-я, л. 190 на об.). Еще более таких мест, где при двух особых апостолах и двух особых евангелиях, если и не упоминается о рядовых, то не содержится и запрещения делать эти чтения. Примеры см. в указаниях Типик. о 12 числе сентября – дне отдания Рождества Богородицы, если случится в субботу пред Воздвижением (л. 51, пред 9 сент.), 11 ноября – дне памяти двух святых, из которых каждый имеет свой апостол и свое евангелие (л. 94 на об.), 25 ноября – дне отдания Введения во храм пр. Богородицы (л. 109), 29 декабря, если случится в субботу по Рожд. Христ. (л. 138 на об., мр. гл. 20 декабря, 5-е зри), 7 января, если случится в субботу по Просвещении (л. 152, янв. 7, зри 4-е), и т.д. Возннкает вопрос: каким же правилом руководствоваться в тех случаях, когда Типикон, определенно назначая два особых апостола и два особых евангелия, умалчивает, однако, о рядовых. Правило это содержится в седмичном последовании 1 августа (Тип., л. 274 на об.), где, назначив два апостола и два евангелия, Креста и святых того дня, Типикон замечает: «ряд же вычитаем напредь, или под зачало». Это означает то, что в этом случае и других подобных рядовые чтения надобно или переносить на предыдущее время, или исполнять в тот же день под зачало. 4) Неделя Праотцев. В росписании назначено одно и то же евангелие и для недели Праотцев, в которую оно всегда неотменно и читается, и для нед. 28 по Пятид., в которую оно читается только в том случае, если обе эти недели совпадут. А так в нед. Праотцев положено читать лишь одно евангелие (из разряда рядовых), то понятно, что при несовпадениии рядовое евангелие той недели, на которую пала неделя Праотцев, положим, 26, в эту неделю уже отменяется; равным образом и на 28 неделе в этом случае читается евангелие, хотя и «рядовое», но не 28 недели, а иное, «кое прилучится иныя недели» (Тип., 11 дек., л.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Святки Двенадцать дней после праздника Рождества Христова (с 25 декабря по 6 января (ст.ст.) обыкновенно называются святками, т.е. святыми днями, потому что эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления. Празднование их распространилось на все дни, промежуточные от 25 декабря по 6-е января, и чрез то составляющее как бы один день праздника. Эти дни называются СВЯТЫМИ ВЕЧЕРАМИ, потому что христиане, по древнему обычаю, свои дневные занятия прекращали вечером, может быть, в воспоминание событий Рождества и Крещения Спасителя, бывших в ночное или вечернее время (срав. И.Златоуста, 37-я беседа из Крещения, 2). Церковь с древних времен начала святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова. Упоминания об этом уже имеются в беседах св. Ефрема Сирина , св. Амвросия Медиоланского , св. Григория Нисского . Древнее двенадцатидневное празднование «Святок» подтверждается уставом преп.Саввы Освященного († 532 г.), изложенным по древнему чиноположению. Согласно этому уставу, в дни святок: «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келиях», и возбранено совершать Таинство Брака (см.Типикон, послед 26 дек.). Таким образом, в дни Святок до навечерия Крещения, то есть до 4 января включительно, поста не бывает ни в среду, ни в пятницу. Дни Святок древние христиане проводили с особым благоговением, уделяя из своих средств на милостыню бедным, как бы в умножение света духовного, именем которого называются добрые дела ( Мф.5,16 ) (4, с.45). Читать далее Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова/Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Таким образом, при разделенности христианских исповеданий и само слово Божественного Учителя христианами не слышится одновременно и в одинаковой последовательности. Скабалланович. Толковый «Типикон». Вып. III, стр. 22. Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте. Восплещите руками все народы, воскликните Богу гласом радости. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу. Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. Булгаков. «Наст. кн»., стр. 896. «Толковый Типикон». Вып. III, стр. 24. Адвент — предрождественское время, период поста, к которому приурочены многочисленные обряды и обычаи. Адвент начинается в воскресенье, ближайшее к дню святого Андрея Первозванного (30 ноября – 13 декабря н.с.). О происхождении Адвента ничего не известно, но уже в 380 собор в Сарагосе учредил подобный период покаянного приготовления к Рождеству. С конца 6 в. в период Адвента не совершаются бракосочетания. Адвент включает, как правило, 4 воскресенья, т.е. 3 полные недели с добавлением от 1 до 6 дней в зависимости от того, на какой день приходится Рождество. 25 декабря (7 января н.с.)— завершение поста и наступление Рождества. «Толковый Типикон». Вып. III, стр. 25-28. потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Булгаков. «Наст. кн»., стр. 896, прим. 63. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел. Булгаков «Наст. кн»., стр. 900, прим. 70. Скабалланович. " Толковый Типикон " . Вып. III, стр. 30.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010