291 Это, повторяю, и выражает Устав, что «ядим совершенно», «поста (в сей день) не бывает». А не то значат эти выражения, что рыбу можно уже есть и скоромное. 295 В переводе проф. Ловягина. См.: Ловягин Е. Богослужебные каноны на греческом, славянской и русском языках. Кн. 1. СПб., 1856. С. 2. 297 О нем см.: Основы искусства святости. Т. 3. Отдел 3. Гл. 5. § 7. Главные моменты в истории православного монашества. 298 Типикон, 1 января. Впрочем, в Часослове, изданном в Киево-Печерской лавре в 1742 г., есть особое величание и обрезанию. 299 О значении богоявленской воды см.: Замечание: в Требнике (Ч. I. Гл. 22. Последование великого освящения воды) сказано: «и прежде пивше освященную воду, вземлем антидор» (а последний может только натощак вкушаться). Следовательно, и богоявленскую воду, ради ее достоинства, следует пить натощак. Посему если и позволено пить во всякое время для освящения, то будем помнить о своем недостоинстве и соблюдать время и место. 304 Евангелие всегда праздничное, исключая совпадение с Неделей ваий (Вербное воскресение), когда читается Евангелие ваий. 309 Славянское слово «про-исхождение» и значит «пред-, впредь исхожение», «выступление», «вынос» (путаница у нас происходит потому, что мы смешиваем это слово с общеупотребительный русским словом «происхождение» в смысле рода). Так, в Типиконе (Последование в среду вечера на 1-й седмице Великого поста) читаем: «По происхождении (т. е. по выносе.  –  Еп. Варнава) св. Даров, исполняему Ныне силы небесныя..., творим поклоны три, непокровени суще» (последнее к монашеским клобукам относится). 310 У греков принято было (в Константинополе) освящать воду в первое число каждого месяца (исключая 1 января и 1 сентября, когда освящение воды, по Уставу, переносилось соответственно на 6-е и 14-е). См.: Сергий, архиепископ Владимирский. Полный месяцеслов Востока. Т. 2. Владимир, 1901. С. 295. 311 Типикон, 6 августа. У нас в России это должно относиться к яблокам и другим плодам, которые и освящаются в этот день вместо винограда.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Слава – святого. И ныне богородичен воскресен по гласу тропаря святого 107 . Диакон вне алтаря пред образом Христа Спасителя: Премудрость. Лик: Благослови. Священник внутри алтаря: Сый благословлен Христос... Лик: Аминь. Утверди, Боже, благочестивейшего... Священник тихим гласом: Пресвятая Богородице, спаси нас. Лик: Честнейшую херувим.. Священник: Слава тебе, Христе Боже... Лик: Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Священник, отверзши царские двери (Типик., гл. 7) и от святых дверей обратившись лицом на запад к народу (Служеб.; издание Киево-Печ. лавры: «Последование вечерни, полунощницы и утрени», 1884 г., л. 20 на об.), произносить великий отпуст по дню (чит. его в Служебн.). Диакон в это время стоит вне алтаря с правой стороны и держит орарь обычно. Поется многолетие. В издании Киево-Печерской лавры сказано:«По отпусте, диакон затворяет святыя врата, иерей же, в епитрахили исшед пред царския врата, начинает повечерие по обычаю». Но Типикон, имея в виду монастыри, по окончании вечерни предполагает выход из храма и, по еже вечеряти братиям, назначает клепание в малый кампан или ручное било, собрание братий в церковном притворе и чтение в нем повечерия (малого). Примечание. Ни после вечерни накануне воскресного дня, ни после повечерия не полагается лития о усопших (см. Типик., гл. 7). Дополнительные замечания о великой вечерни 108 Вечерню, отправляемую накануне воскресных дней, Типикон называет великою, и это название усвояет как той вечерни, которая накануне воскресенья на всенощном бдении соединяется в один состав с утренею (гл. 2), так и той, которая отправляется отдельно от утрени (гл. 7). То же самое название, т. е. великой, он усвояет вечерни всякий раз, когда говорит о соединении ее в один состав с утренею накануне господских (напр., 6 августа) и богородичных (напр., 21 ноября) праздников и святых, имущих бдение (напр., 29 июня), равно и святых, не имущих, но могущих иметь бдение (см. 8 ноября, 21 декабря, 17, 20 и 25 января, 5 и 20 июля), а иногда и в том случае, когда говорит о вечерни, отправляемой отдельно от утрени накануне дней полиелейных святых (См.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

В субботу Лазареву, Великие Четверток и Субботу, в среду Преполовения Пятидесятницы, в отдание Пасхи, в понедельник Святого Духа, 26 декабря/8 января, 1/14 и 7/20 января отменяются решительно все заупокойные моления даже и на полунощнице, не исключая тех случаев, когда в последние дни Страстной седмицы в монастырях она переносится из храма в келии. Рассуждая строго, в эти дни не должно быть допускаемо в храме никаких заупокойных молений даже и в виде частных треб, так как перечисленные дни по своим священным воспоминаниям, имеющим важнейшее значение в домостроительстве нашего спасения, приравниваются и по исключительному строю служб своих к великим вселенским праздникам. Значение записок «об упокоении» 120 Любимый православными и широко распространенный обычай подачи поминаний имеет значение, конечно, не сам по себе, и даже не потому, будет ли поминание гласное, прочитанное священнослужителем, или почему-либо случайно не будет прочитано совсем 121 . Значение подачи поминаний [состоит] в том, что оно является выражением любви к вписанным в помянник: любви, побуждающей просить священнослужителей и собратий о молитве за них; любви, побуждающей непременно соединять с подачей поминаний милостыню в память поминаемых, приносимую в пользу церкви 122 , священнослужителей 123 и бедных людей; любви, ограничиваемой послушанием Церкви и самым этим ограничением возвышающей и усиливающей свою действенность. Но истинная любовь не может ограничиться только тем, чтобы так или иначе побудить других молиться о наших близких. Любовь не в том, чтобы только подать поминание, заказать молебен или панихиду и самому успокоиться. «Не все на священника возверзем, но сами якоже об общем теле, о Церкви всей тако да печалуем», – говорит Типикон вообще об участии молящихся в богослужении. Также, в частности, должно рассуждать и о молитве за братий наших живых и усопших. Подавшие поминание должны и сами, по возможности одновременно со священнослужителями, молитвенно поминать своих близких и во время проскомидии, и по освящении Святых Даров, и в других случаях гласного или тайного поминовения живых и умерших. При служениях, например, общих панихид, особенно в родительские субботы, священнослужители иногда не имеют физической возможности прочитать хотя бы по разу все поминания и принуждены бывают ограничиваться прочтением лишь нескольких имен в каждом помяннике. Долг самих богомольцев разделить и восполнить труд священнослужителей. Каждый богомолец может во время каждой ектении, во время каждого [заупокойного] возгласа, значит – неоднократно во время панихиды или заупокойной утрени, помянуть своих близких, прочитать свой помянник. Поминовение усопших на домашней молитве 124

http://azbyka.ru/so_svyatymi_upokoj

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 16 января 2024 года 3. Вторник. Предпразднство Богоявления. Прор. Малахии. Мч. Гордия. Служба прор. Малахии и мч. Гордия не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой предпразднства Богоявления. На вечерне кафизма 6-я (если накануне совершалось всенощное бдение – кафизмы нет). На «Господи, воззвах» стихиры на 6: пророка, глас 8-й – 3, и мученика, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 4-й: «О, преславнаго чудесе!..». Входа нет. «Свете Тихий» (по Уставу, читается, а не поется) . Прокимен дня. На стиховне стихиры предпразднства, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 5-й: «На Иорданскую реку…». По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же: «Готовися, Завулоне…». На малом повечерии поем трипеснцы предпразднства (этого дня; см. в Минее, 3 января, на повечерии), глас 2-й и глас 6-й. На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Готовися, Завулоне…» (дважды). «Слава» – тропарь мученика, глас тот же, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же: «Готовися, Завулоне…». Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны предпразднства. Псалом 50-й. Каноны: предпразднства со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), пророка на 4 и мученика на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мученика). По 3-й песни – кондак пророка, глас 4-й, кондак мученика, глас 8-й; седален пророка, глас тот же. «Слава» – седален мученика, глас тот же, «И ныне» – седален предпразднства, глас тот же. Примечание. Типикон умалчивает о кондаке пророка, глас 8-й: «Яко Ангел…», и о кондаке мученика, глас 4-й: «Всею любовию…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 28) эти тексты также отсутствуют. По 6-й песни – кондак («Во струях днесь Иорданских…») и икос предпразднства, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Юлианский год начинается с 1 марта. Это – древнейшее начало года. Год, начинающийся 1 марта текущего года и заканчивающийся 28 (29) февраля следующего, будем называть МАРТОВСКИМ годом. Именно относительно марта составлены названия некоторых месяцев (с лат.): сентябрь – «седьмой», октябрь – «восьмой», ноябрь – «девятый», декабрь – «десятый». Добавочный день в високосные годы приходится на конец года – 29 февраля. Для нас это важно, так как это обстоятельство очень важно для всей календарной системы. Если бы добавочный день прибавлялся где-то в середине года (как сейчас получается по новому стилю), то система определения седмичных дней была бы нарушена. Поэтому сразу определимся: все без исключения даты, о которых у нас пойдёт речь, будут указаны по старому стилю и для мартовского года . Итак, началом года считаем 1 марта, и поэтому предшествующие дни января и февраля относятся к предыдущему году, хотя по гражданскому календарю мы привыкли к тому, что год начинается с января. Основная задача, которую приходится решать при использовании календаря, это определение седмичного дня по данной дате любого года. Иначе говоря, нам дана некоторая дата. Нам нужно определить её седмичный день (воскресенье, понедельник, вторник, и т. д.). Рассмотрим, как эта задача решается в юлианском календаре. Так как юлианский календарь стал календарём церковным, то описанный ниже метод нашёл своё применение в богослужебных книгах, неотделимых от годичного богослужебного круга – таких как Псалтирь Следованная, Типикон, Служебник. Дореволюционные издания этих книг содержали месяцеслов, где каждому дню поставлена в соответствие так называемая ВРУЦЕЛЕТНАЯ БУКВА, и таблицы Зрячей Пасхалии, по которым, кроме пасхального круга праздников, можно было определить так называемое ВРУЦЕЛЕТО для каждого года, с помощью которого по вруцелетным буквам определяются седмичные дни. Способ этот является церковным преданием, большею частию утерянным для современных поколений, и его возрождение было бы весьма желательным. С этой целью в Приложении (см. Приложение 1) мы привели православный месяцеслов с вруцелетными буквами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тайм-менеджмент Семейный тайм-менеджмент: калибровка Как научиться " все успевать " в нашем разогнавшемся до космических скоростей мире? Как быть любящим и преуспевающим родителем и при этом не потерять любви и романтики в отношениях со своей половинкой? Об этом - в новой книге Екатерины Бурмистровой " Семейный тайм-менеджмент " . Родители большого города — что делать с гневом на детей? (+Видео) Как влияют ритмы жизни большого города на нашу раздражительность, на наш гнев? Можно ли везде успеть с маленьким ребенком и сохранить спокойствие? Стоит ли везде успевать? Грозит ли нам нервное истощение? Об этом — в лекции семейного психолога Екатерины Бурмистровой. 5 простых вещей, которые сделают год более счастливым Все мы любим давать себе обещания под Новый год. Похудеть на 10 килограмм. Каждый месяц читать по новой книге. Никогда больше не напиваться. Перестать пить колу. Больше не есть шоколад. Не бояться поспорить с начальником. Каждый день ходить в спортзал. Иногда поражение настигает вас уже 2 января... Почему мы откладываем «на потом»? (+ВИДЕО) Вы общаетесь в соцсетях, когда надо мыть полы? Включаете телевизор вместо того, чтобы закончить статью? Текучка не дает вам приступить к годовому отчету? Вы — прокрастинатор! Этим скрежещущим словом обозначают неспособность человека завершить запланированные дела. Как лечь спать вовремя: 7 советов Если вы хотите больше спать, но вам трудно заставить себя выключить свет, попробуйте эти способы. [Видео] Куда уходит время? Человек видит себя перегруженным и постоянно занятым, это род маски средневекового театра – личины, в которую хочется уйти: я занят. Я не успеваю с детьми общаться так, как должен, не потому что мне себя жалко и мне хочется отдохнуть дома, а потому что столько работаю, что не могу этого делать. Я не Цезарь, чего вы от меня хотите? Типикон и тайм-менеджмент При нехватке времени помогает тайм-менеджмент — искусство управления временем, которое позволяет не просто больше успевать, главное — получать от этого радость. Об этом «НС» рассказал основатель российского тайм-менеджерского сообщества Глеб АРХАНГЕЛЬСКИЙ Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/tag/tajm-menedzhment/p...

После усопших прихожан и благотворителей храма (обители) вспоминаются ныне здравствующие и все их нужды, как то жизнь, мир (т.е. душевный покой, примирение), здравие, спасение, посещение Божие, т.е. проявление Его милости, благости, Его благосклонность, милостивное внимание, и не только прощение, но и полное оставление грехов. Наконец, приносится прошение за всех плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем , т.е. тех, кто приносит пользу (плодоносящий), украсителях (добродеющих; «добрый» значит «красивый»), труждающихся , т.е. усердно служащих, подвизающихся (трудитися), поющих, предстоящих , т.е. стоящих здесь в храме, присутствующих людях, ожидающих от Тебя великия и богатыя милости , т.е. сострадании и милосердия. Продолжение следует… Использованы словари О.А. Седаковой «Церковнославяно-русские паронимы: Материалы к словарю» (М., 2005 г.); прот.Г. Дьяченко «Полный церковно-славянский словарь» (М., 2004 г.); И.И. Срезневского «Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам» (т.1. А-К, Спб.,1893г; т.2. Л-П, Спб, 1902 г.; т.3. Р-Я, Спб., 1912 г.) а также «Толковый типикон» М.А. Скабаллановича. Читайте также: Враг подкрался незаметно… Приидите, припадем… Гони правду! Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 27 января, 2020 28 мая, 2014 16 апреля, 2014 15 апреля, 2014 18 марта, 2014 4 июля, 2013 30 апреля, 2013 25 марта, 2013 28 февраля, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/trudnye-mesta-bogosluz...

Сличи 7 и 9 сент., 20 нояб., а также Типик., гл. 15, и Окт., л. 96. Вход не полагается. Правда, он указан 7 января и 26 декабр., но в эти числа назначен великий прокимен и ради предшествовавших господских праздников положена великая вечерня. Так же. Прокимен дня. О стихирах на стиховне особых указаний для святых, имеющих славословие и случающихся в субботние дни, ни в Типиконе, ни в Октоихе нет. Типик., гл. 15. Так же. В седмичные дни назначаются стихиры святого из Минеи. Напр., 23 октября. Слава – святого. И ныне, богородичен по гласу Славы. (В субб. дни – из числа славников, имеющих надпись «В пяток вечера»). Сличи Типик., гл. 15, и Окт., л. 96. Праздника. Слава – святого. И ныне – праздника. См., напр., 7 янв. По трисвятом – Тропарь святого. Слава, и ныне, богородичен 1-й, или воскресный, настоящего гласа. Типик., 52 гл., л. 386. Тропарь святого. Слава, и ныне – праздника. Типикон, 52 гл., л. 387. После вечерни – малое повечерие. Утром – полунощница и утреня. Так же. На утрени. После Бог Господь, поемого во глас тропаря – Тропарь святого 2-жды. Слава, и ныне, богородичен воскресный. Примеч. Глас не указан; но несомненно, надобно петь настоящего гласа, как при святом, имеющем полиелей или бдение. Типик., 52 гл., л. 386. Тропарь праздника 2-жды. Слава, тропарь святого. И ныне – праздника. Типик., 5 гл., л. 387. Стихословится 10 кафизма. Типик., гл. 12; Окт., л. 88 на об. и л. 386. Так же. По стихословии малая ектения. О седальнах после стихословия и малой ектении для святых, имеюших славословие и случившихся в субботние дни, особых указаний нет ни в Типиконе, ни к Октоихе. Там же. Так же. В седмичные дни назначаются: Седальны святого 2-жды. Слава, и ныне, богородичен из Минеи. См., напр.. 23 октяб. Слич. Тип., гл. 15, и Окт., л. 96. В седмичные дни назначаются: Седален праздника. Слава, и ныне, тот же седален. См., напр., 7 янв. Чтение. Стихословятся непорочны, т.е. 17 кафизма. Во время непорочнов священник кадит. После непорочнов малая ектения. Так же. После малой ектении в седмичные дни назначены: Седален святого 2-жды. Слава, и ныне, богородичен из Минеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Когда возник обычай заменять стихи библейских песней на каноне другими припевами, можно судить по тому, что в памятниках XVI в. уже указываются и эти припевы. Так, например, в нек. уставах XVI в. для рождественского канона указывается припев «Слава, Господи, рождеству Твоему», для крещенского – «…крещению Твоему» 2530 . В одном уставе XVII в. есть §§ «О запевах во охтаи в седмицы, как в каноне говорить» и «Указ о запевах в канонех святым» 2531 . Неудивительно, что и у старообрядцев они приняты. В «Кратком практическом уставе» старообр. еп. Арсения указываются припевы со следующими отличиями от выше рекомендованных: «Слава Господи воскресению Твоему», «Слава Господи Кресту Твоему и воскресению», «Пресв. Госпоже Богородице, спаси нас», «Слава Господи Кресту Твоему Честному» (Воздв. и 3 Нед. поста), «Слава Господи вознесению, преображению, рождеству, Богоявлению, сретению Твоему» (в попразднства этот или «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»), Ангелу-хранителю: «Ангеле Христов (или † Хранителю мой) святый, спаси мя грешнаго раба Твоего», «Св. вел. Иоанне Предтече Господень моли…» (7 января, 29 августа и на обретения: † «Крестителю»); в припевах свв. допускается наименование двух и трех; при двух употребляется и двойств. число, но рекомендуется множ. число; «Свв. славнии верховнии апостоли Петре и Павле м…», «Св. славный апостоле и евангелисте Иоанне Богослове м…»; можно пророку «† славный»; «св. великомучениче», «преподобный отче», «св. благоверный» или «страстотерпче княже» 2532 . При Арсении Суханове на Востоке воскресный припев был: «Слава св. воскресению, Господи» или «Слава, Господи, воскресению Твоему» 2533 . Ирмос и тропари Более, чем библейские песни, значительную по объему часть канона составляют присоединяемые к стихам их песнопения позднейшего составления, в которых различаются два вида: ирмос и тропари канона. Ирмос ( ειρμς – связь, ряд), как показывает самое название его, положение во главе тропарей и обычное содержание, служит связью между библейскими песнями, не имеющими отношения к празднуемому событию, и тропарями, посвященными исключительно последнему. Достигает этого ирмос тем, что он открывает аналогию между воспеваемым в библейской песни событием и празднуемым, перифразирует песнь сообразно с этим, т. е. воспевает известную память приспособительно к содержанию библейской песни, по возможности ее словами. Вместе с тем, он служит образцом и по напеву, и по ритмическому строению для тропарей: в тропаре должно быть столько же строф и такой же длины и столько же музыкальных строк, как в ирмосе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

И если канонические правила не запрещают священнику брать в руки ножницы (Правила Трулльского Собора 21-е, 42-е), то их и не надо бояться. Что же касается подробностей, какой длины должны быть волосы, то это вопрос уже второстепенный. В общем, я за длинные волосы, но не непомерно длинные. А «венец»? «Венец» никогда прямо не предписывался, и воскрешать традиции надо с разбором 26 . Письма об исправлении богослужебных текстов и качестве отдельных молитвословий и чинопоследований Из письма епископу Афанасию от 6 декабря 1959 года 27 У греков действительно много новых молитвословий. Но этому не всегда нужно особенно радоваться, и не всегда приходится скорбеть о том, что эти молитвословий не вошли в наши книги. Передо мной хорошо изданный μερολγιον (τς κκλησας τς λλδος το τоυς 1959). В нем много новых тропарей, величаний в честь святых для Литургии (перед «И даждь нам, Владыко!» (так в оригинале. – Ред.)) и целых служб, например, Марку Ефесскому , Фотию Константинопольскому . Пышные похвалы и вместе с тем какая-то бессочность, как в тех службах, что мы пытались исправлять. Едва ли есть какая-то реальная польза от перегрузки Миней подобными службами. Мне кажется, в богослужении надо культивировать самое ценное: Октоих, Триодь и то из Миней, что там самое важное, самое несомненное. А Минею общую, пожалуй, лучше было бы вообще изъять: разве можно прославлять по общей Минее? Епископу Афанасию от 25 января 1962 года 28 Ваше Преосвященство, высокочтимый и дорогой Владыко! Из письма, которое несколько дней тому назад я послал Нине Сергеевне, Вы, вероятно, знаете о моем плеврите. Чувствую себя пока очень неуверенно. Температура то приближается к нормальной, то опять поднимается до 37 с делениями. На уроки все же хожу, так как это в одном помещении. Здесь многие сейчас болеют гриппом. Указание Типикона о чтениях на вечерне под Рождество в два «непостных» дня и мне представлялось странным. И я согласен с тем, что Вы пишете о желательности исправления этой «ошибки». Непонятно мне только, как эта ошибка могла закрасться в Типикон и каков ее источник 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010