Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия праздника: «Глубины открыл есть дно…». По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й, кондак преподобного, глас тот же: «Явился еси светило пресветлое…»; седален преподобного, глас 5-й: «Многаго в пощении…». «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 4-й: «Струи освятил еси Иорданския…» (см. в службе прп. Георгия Хозевита). По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 11-й. «Слава, и ныне» – светилен праздника: «Явися Спас…» (см. в службе прп. Георгия Хозевита). «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 8-й – 4, и праздника, глас 2-й – 4 (со славником: «Видеша Тя воды…», и припевами своими; припевы см. в Минее 8 января, в стихирах на стиховне утрени). «Слава» – стихира евангельская 11-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…» . Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…». На 1-м и 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак праздника. На 3-м и 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника . Кондак воскресный. На Литургии блаженны гласа – 6, и праздника, песнь 1-я (обоих канонов) – 4. На входе – «…Воскресый из мертвых…». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь праздника ; кондак воскресный. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак праздника. В храме Богородицы и святого – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь храма; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак праздника. Поется Трисвятое. Прокимен и аллилуиарий – Недели по Богоявлении и праздника . Апостол и Евангелие – Недели по Богоявлении. Задостойник праздника. Причастен – Недели по Богоявлении (праздника): «Явися благодать Божия…», и воскресный: «Хвалите Господа с Небес…». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…». 1 Ср.: Типикон, 20 ноября, Маркова глава; 25 ноября, Маркова глава. О порядке пения служб на повечерии см. 13 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

На Литургии пасхальное начало (как в первый день Пасхи). Антифоны Пасхи и прочее, как в первый день. Входное Пасхи: «В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых». Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости» (см. примечание 6 января). По входе – тропарь Пасхи, глас 5-й: «Христос воскресе из мертвых...» (трижды), тропарь великомученика, глас 4-й: «Яко пленных свободитель...». «Слава» – кондак великомученика, глас тот же: «Возделан от Бога...», «И ныне» – кондак Пасхи, глас 8-й: «Аще и во гроб...». Вместо Трисвятого «Елицы во Христа...». Прокимен и аллилуиарий – дня (понедельника Светлой седмицы) и великомученика. Апостол и Евангелие – дня (понедельника Светлой седмицы) и великомученика. Задостойник Пасхи: «Ангел вопияше...» – «Светися, светися...». Причастен – Пасхи: «Тело Христово...», и великомученика: «В память вечную...». Окончание Литургии – пасхальное. Отпуст пасхальный: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый, Истинный Бог наш...» (с упоминанием имени вмч. Георгия Победоносца). Во всю Пасхальную седмицу после утрени (и 1-го часа) указан в Уставе крестный ход. Примечание. «Подобает ведати, яко творим исхождение днесь вне монастыря, предносяще хоругви. В руках же держаще святое Евангелие, честный Крест, и иконы, Воскресения Христова, и Пречистыя Богородицы. Поем канон Пасхи с Богородичны, на 8, катавасия, ирмос тойже. По 6-й песни, последи Евангелия глаголем: Воскресение Христово: трижды. Таже, стихира: Воскрес Иисус от гроба: трижды. Таже 7-я, 8-я и 9-я песни: и прочее молебна [на Святую Пасху]» (ср.: Типикон, гл. 50, «В понедельник Светлыя седмицы на утрени», «зри»). Во многих храмах крестный ход совершается в конце Литургии с пением канона Пасхи и чтением 11-ти воскресных утренних Евангелий (по очереди) . При совершении крестного хода вокруг храма звон полагается только во время шествия, на время остановок звон прекращается. Если на Пасхальной седмице случится храмовый праздник или местное празднование, то следует совершать службу с полиелеем, как показано в Типиконе под 23 апреля: «Аще ли случится великомученика Георгия во един от дней Светлыя недели», т. е. вечером должна быть одна вечерня без литии, утром – полиелей. Если необходимо совершать накануне таких дней всенощное бдение, то в этом случае следует руководствоваться Марковой главой: «Аще случится Благовещение Пресвятыя Богородицы в понедельник, во вторник или в среду Светлыя недели».

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-06/

Писания есть древнейший обычай. 557 Об ектении пред седальнами в Типиконе не упоминается; но на основании общего устава о малой ектении после кафизм, в данном случае она должна быть после 2 рядовой кафизмы с возгласом: Яко благ и человеколюбец...; после же первой, за которой следует седален Триоди, её не может быть. 558 Хотя 2 мр. гл. 30 января, Тишик., л. 167, не содержит в себе указаний на то, что на 9 песни надобно петь положенные 30 января, Тип., л. 165 на об., припевы Богородицы и святителей, тем не менее пение последних (т.-е. святительских припевов нельзя признать неуместным. Что же касается 9 песни трипеснцев, то ее можно петь с припевом: Слава тебе, Боже наш, слава тебе. Ср. 12 мр. гл. 25 марта: „аще случится Благовещение пр. Богородицы в великий понедельник“ (Тип., л. 210). 559 О каноне для повечерия накануне тех дней, на которые перенесена служба Трех святителей, чит. ниже (ч. 2, гл. 31). 561 Если Сретение Господне придется в Сырный пяток, то в среду (накануне четверга) читаются канон и трипеснец пятка. 562 Кроме того, как в этом случае, так и других подобных, на основании указаний 9 гл. Типикона, после 3 и 6 песни на катавасию поется ирмос последнего канона, если в этих песнях нет трипеснца. 563 По 20 гл. Типикона, л. 27 на об., „в предпразднствах“ господских и богородичных праздников пред 9 песнию поется Честнейшая. 564 Так как в тропаре и кондаке предпразднства Сретения упоминается о лице Христа Спасителя и Божией Матери; то они делают излишними тропарь и кондак храма Христова и Богородицы, если их храм. 566 В 5 мр. гл. 1 февр. Тип., л. 170, указаны именно три великие поклона и на вечерни, и на повечерии (накануне среды и пятка Сырной седмицы при предпразднстве Сретения), и на утрени, и на часах (в среду и пяток), т.-е. столько, сколько Типикон, как увидим ниже, назначает в постные дни св. Четыред. накануне праздников и в самые праздники; но не 16, каковое количество на всех означенных службах в среду и пяток Сырной седм. назначила 49 гл. Тип. на тот случай, если в сии дни не будет ни праздника, ни предпразднства, ни попразднства (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

191 Здесь мы снова должны заметить, что указанный порядок есть порядок 2 и 3 гл. Типикона. Но в марковых главах, излагающих порядок воскресной службы совместно со службой отдания, Оглашение Студитово везде поставлено прежде исхождения из храма в притвор (см. 12 сент., л. 53 на об.; 21 сент., л. 65; 31 декабря, л. 142: 14 января, л. 157; 9 февр., л. 181; 23 августа, л. 291), а 13 августа даже ранее отпуста утрени (л. 283 на об.). 193 Подобно этому и в конце 3 часа, когда бывает междучасие, равно как и 6, надобно читать: Владыко Боже Отче вседержителю... на межиучасии же 3 часа: Господи Боже наш… на междучасии 6 часа: Боже и Господи сил... 195 Чтобы великую ектению произносил священник, это предписывается 9 главою Типикона, равно как и изданием Киево-Печ. лавры: «Последов. вечерни...» (см. л. 3). 196 В 48 гл. Типикона сказано, что после праздника Рождества пресвятой Богородицы «кафизма не глаголется на вечерни, труда ради бденного» и что «сице творим и на всяк праздник, егда бывает бдение» (см. под 8 сент. пред марк. гл.); в той же 48 гл. под 15 числ. сентября говорится, что «вечер кафизмы не глаголем,. труда ради бденного». Но, спрашивается, как же понимать следующие места Типикона: в 17 его главе сказано: «Егда прилучится в те дни празднество, в них же глаголется на утрени по 3 кафизмы, и тогда глаголем на утрени две кафизмы, а 3-ю рядовую на вечерни» (л. 25 на об.); и в 48 главе, л. 65: «По отдании праздника честного креста от 21 дне сентемвриа месяца начинаем стихословити на утрени по 3 кафизмы... Аще ли будет великий святый, имеющий полиелей, стихословим на утрени две кафизмы, а на вечерни рядовую 3-ю». Так как всякий святой, имеющий бдение, есть, с тем вместе святой, имеющий полиелей, то не следует ли отсюда, что на вечерни иногда, стихословится кафизма и в том случае, если накануне было бдение? Нет, не следует... Мысль Типикона та, что именно после бдения кафизма на вечерни не глаголется, хотя бы по случаю полиелея на утрени, вместо 3 кафизм, прочитано было 2; но если бдения не- было, хотя бы это случилось накануне бденного празднества (Типикон это допускает: ср. 2 и 7 гл.), то кафизма на вечерни читается, – читается именно 3 рядовая кафизма утрени, если полиелей случился в период времени чтения на утрени 3 кафизм.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры праздника, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Днесь происходит…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды). На отпусте: «…силою Честнаго и Животворящаго Креста…». На часах – тропарь и кондак праздника. На Литургии антифоны изобразительны. Блаженны праздника, песнь 9-я – 8 (со ирмосом 1-го канона). На входе: «…Плотию распныйся…». По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника. Поется Трисвятое. Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника. Апостол и Евангелие – дня. Задостойник праздника. На отпусте: «…силою Честнаго и Животворящаго Креста…». По отпусте Литургии иерей исходит через царские врата с кадилом, в предшествии диакона со свечой, и трижды кадит Крест на аналое; по традиции, лик в это время поет тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак праздника. Затем иерей вземлет Честный Крест на главу и в предшествии диакона со свечой и кадилом царскими вратами вносит Крест в алтарь, полагает на престоле и кадит окрест престола. После закрытия царских врат и завесы Крест благоговейно относится к месту его хранения. Примечание. По отдании праздника Воздвижения, после 21 сентября (и до 20 декабря), на утрене стихословятся три кафизмы; на вечерне – кафизма 18-я. Если случится память святого, имеющего полиелей, на утрене стихословятся две рядовые кафизмы, а на вечерне (вместо 18-й) – третья, рядовая. Чтение Псалтири начинается с воскресенья. См. Типикон, 21 сентября, 1-е «зри». По воскресным дням в период после 21 сентября до 20 декабря на утрене стихословятся две кафизмы, к которым присоединяется полиелей. По воскресным дням в период после 20 декабря до 14 января (отдания праздника Богоявления) полиелей не поется, кроме тех дней, когда случится память великого святого, имеющего полиелей. После 14 января полиелей поется во все воскресенья, до Недели сыропустной включительно (см. Типикон, 21 сентября, 1-е «зри»), кроме Недели о мытаре и фарисее (см. Типикон, гл. 49, «Неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие, притчи мытаря и фарисея», «На утрени…»).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

   Ничто так не говорит сердцу христианина, как Воскресение Христово, и ничто более не заставляет трепетать нашу душу, чем празднование этого события, как бы часто оно ни было. Но возможно иногда и это невозможное - возможно увеличение радости воскресного дня. Это - когда с воскресеньем совпадает какая-либо память, сама достойная столь же или почти столь же торжественного празднования, как воскресение. Дав в 1 и 2 главе устав обычной воскресной службы, Типикон естественно в 3 главе занимается такими исключительными воскресеньями. Он обходит в настоящем месте случаи совпадения с воскресным днем двунадесятых праздников, еще более увеличивающих воскресную радость, по сравнительной редкости таких случаев (даже не ежегодно) и потому, что важнейшие из них вовсе вытесняют воскресную службу. Оставляя регламентацию этих последних случаев до месяцесловной части, Типикон в этой своей части говорит только о совпадениях с воскресным днем памятей великих святых и начинает - в 3 главе - с самых великих святых, которым положено бдение. Таких святых очень немного. Безусловно, без оговорки «аще изволит настоятель», бдение назначено только следующим святым: Иоанну Предтече (24 июня и 29 августа), апостолам Петру и Павлу (29 июня), Иоанну Богослову (26 сентября и 8 мая) и трем святителям (30 января). Но кроме них допускается Типиконом бдение и еще целому ряду святых. Допустимо оно по особым обстоятельствам и всякому святому (в царские дни, местночтимым святым). С другой стороны, и названным самым великим святым «великия ради нужды» может не быть бдения, как может его не быть и в двунадесятый праздник (исключая Рождество Христово и Богоявление). Устав, даваемый в 3 главе Типикона, имеет силу для всякого святого, по какому бы случаю ему ни было бдение, если память его приходится в воскресенье. Он не вполне приложим только к бдению храмового святого, который имеет, впрочем, по сравнению со всяким другим великим святым одно лишь преимущество при соединении с воскресным бдением (свое Евангелие на утрене и стихиру после него).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ничто так не говорит сердцу христианина, как Воскресение Христово, и ничто более не заставляет трепетать нашу душу, чем празднование этого события, как бы часто оно ни было 2840 . Но возможно иногда и это невозможное – возможно увеличение радости воскресного дня. Это – когда с воскресеньем совпадает какая-либо память, сама достойная столь же или почти столь же торжественного празднования, как воскресение. Дав в 1 и 2 главе устав обычной воскресной службы, Типикон естественно в 3 главе занимается такими исключительными воскресеньями. Он обходит в настоящем месте случаи совпадения с воскресным днем двунадесятых праздников, еще более увеличивающих воскресную радость, по сравнительной редкости таких случаев (даже не ежегодно) и потому, что важнейшие из них вовсе вытесняют воскресную службу. Оставляя регламентацию этих последних случаев до месяцесловной части, Типикон в этой своей части говорит только о совпадениях с воскресным днем памятей великих святых и начинает – в 3 главе – с самых великих святых, которым положено бдение. Таких святых очень немного. Безусловно, без оговорки «аще изволит настоятель», бдение назначено только следующим святым: Иоанну Предтече (24 июня и 29 августа), апостолам Петру и Павлу (29 июня), Иоанну Богослову (26 сентября и 8 мая) и трем святителям (30 января). Но кроме них допускается Типиконом бдение и еще целому ряду святых. Допустимо оно по особым обстоятельствам и всякому святому (в царские дни, местночтимым святым). С другой стороны, и названным самым великим святым «великия ради нужды» может не быть бдения, как может его не быть и в двунадесятый праздник (исключая Рождество Христово и Богоявление). Устав, даваемый в 3 главе Типикона, имеет силу для всякого святого, по какому бы случаю ему ни было бдение, если память его приходится в воскресенье. Он не вполне приложим только к бдению храмового святого, который имеет, впрочем, по сравнению со всяким другим великим святым одно лишь преимущество при соединении с воскресным бдением (свое Евангелие на утрене и стихиру после него).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010