Практика говения, возникшая в нашей Церкви в века упадка евхаристического сознания, возводится документом в ранг нормы, которой отводится почетный второй пункт! Конечно, возникшую по понятным причинам практику нельзя отметать вообще, но стоило бы объяснить, что главной подготовкой ко Причастию должна быть вся жизнь христианина, а не определенный период «говения». Эту практику следует оставить для тех, кто причащается редко — раз в год или один раз в течение многодневного поста, но никак не требовать ее от тех, кто причащается каждое воскресенье или раз в две недели. Иначе получается абсурд: тех, кто причащается чаще одного раза в месяц, документ призывает поститься дополнительно один день перед причастием. Учитывая, что евхаристический день — это прежде всего день воскресный, верующих призывают систематически нарушать Апостольское правило, запрещающее пост в субботу! И это при том, что сами священники, причащающиеся за каждой службой, дополнительно не постятся. Не вводится ли тем самым порочная практика двойных стандартов? Мне кажется, было бы лучше изложить требования дополнительного поста в такой редакции: «Для причащающихся один или несколько раз в году достаточно поститься как минимум три дня перед причащением; для причащающихся реже, чем раз в три недели — один день, для причащающихся чаще достаточно соблюдать посты и постные дни, установленные церковным уставом, а также с полуночи воздерживаться от принятия пищи». Дополнительный пост возможен и для тех, кто причащается часто, но он не должен быть обязательным! Совершенно справедливо в документе указывается на неуместность поста и желательность причащения в дни Светлой седмицы. Однако, будучи последовательными, такой же подход стоит применить и к другим сплошным седмицам, особенно к Святкам. Отдельный вопрос — о соотношении исповеди и Причастия. Понятно, что при редком причащении возникшая в Русской Церкви практика обязательной исповеди перед Причастием необходима и не должна быть нарушаема. Однако при частом причащении необходимость исповеди находится в компетенции духовника и самого верующего. Ничего страшного нет в том, что человек будет причащаться каждое воскресенье, а исповедоваться раз в месяц или по мере необходимости, при условии хранения себя от смертных грехов.

http://pravmir.ru/otzyv-na-proekt-dokume...

С этой точки зрения и пост, и гонение, и наше отступничество, и наше раскаяние в равной мере ставят нас лицом к лицу с Крестом, Голгофой, распятием, ибо именно тут, и нигде более, – самая сердцевина и вся уникальность христианской веры. Вот, мы восходим в Иерусалим… Но ведь для огромного большинства тогдашних людей малая горстка учеников, следовавших в страхе и сомнении за их странным Учителем в Иерусалим по полям и холмам Галилеи, оставалась совершенно чуждой. Мир занят был, как и теперь, своей суетой, своими заботами, ему не было никакого дела до Путника, толковавшего о Царстве Божием и утверждавшего, что ради него нужно перевернуть всю жизнь. Когда же этот странный Учитель и его учение оказались поперек пути у всех, препятствуя «нормальному» течению жизни, Его попросту убрали, как ненужную помеху. Но вот оказалось, что «убрать» нельзя! В своей повседнев­ности мы вольно или невольно стремимся забыть трудное и мучи­тельное для нас учение о Царстве Божием, либо выбрасывая его из жизни, либо рефлексируя на него привычкой, ведь привычное не мешает. Но и тут оказывается, что ни привыкнуть, ни забыть нельзя. Вот снова и снова восходим мы в Иерусалим, чтобы стать свидетелями, очевидцами, почти участниками тех событий. Еще несколько дней, и Христос будет плакать у могилы друга Своего Лазаря, и горе всех расставаний, неизбывная печаль человеческой жизни как сплошного раздрания, сплошной разлуки будет плакать в этих слезах. А затем мы услышим тот самый гул, те самые крики, что раздались так давно на улицах ­Иерусалима, когда на один час потрясеся весь град (Мф. 21:10) и воцарился в нем кроткий и милосердный Царь, сидящий на послушном животном, но перед лицом Которого вся слава, вся мощь, вся помпа земных властей померкли навеки. И затем погрузимся в печальную тьму и тишину Страстной седмицы, будем стоять у Креста вместе с Матерью Распятого, слышать насмешки толпы, видеть предательство Пилата, страх учеников, незабываемое торжество злобы, пошлости, трусости и предательства. Как можно ко всему этому привыкнуть? А с другой стороны, как и куда от всего этого уйти ради «производственных достижений» и прыжка на Луну, ради маленькой земной славы и скоротечного земного успеха? И остается стоять у этого Креста, у этого Гроба всю длинную-длинную ночь, ждать первых лучей солнца, а потом снова и снова узнавать, что на этом Кресте, в этой смерти рождалась победа, торжествовала жизнь, нарастала Пасха и с нею та радость, которую никто никогда у нас не отнимет.

http://pravmir.ru/protopresviter-aleksan...

В продолжение потопа небо повсюду покрыто было сплошными облаками, совершенно закрывавшими свет солнечный, и потому люди целый год не видели радуги. После же потопа никогда не будет столь продолжительного мрака. Будут покрывать небо темные облака, лить сильные дожди, особенно в жарких странах: но это не должно тревожить обитателей земли, они не должны опасаться возобновления всемирного потопа. В радуге они должны видеть успокоительный признак. Она должна напоминать им не только о гневе Божием, как сопутствующая дождю, от которого был потоп, но вместе о милости Божией, как произведение солнечного света, величественное и радующее взоры. – «Дугу Мою». Господь называет радугу Своею, потому что красота ее преимуще­ственно свидетельствует о величии Его, как Художника мира, и невольно располагает зрителя к прославлению Его. «Взгляни на радугу, – говорит сын Сирахов, – и прославь Творца ее. Как она прекрасна в цветном сиянии своем! Своим величественным кругом обнимает она небо; рука Всевышнего распростерла ее» ( Сир 43, 12 – 13 ). «И помяну завет Мой. И узрю ю [радугу], еже помянути завет». Бог, как существо неизменямое и всеведущее, ниче­го не может забывать, следственно и вспоминать Ему не­свойственно. Если же сам Бог говорит о себе: помяну завет, то это человекообразное выражение должно понимать в том смысле, что Бог каждый раз, как явится радуга, будет взирать на нее, как на знамение Своего непреложного обе­тования не опустошать земли всеобщим потопом, и потому люди, имея пред глазами то же знамение, должны почитать себя безопасными для всеобщего потопа. Таким образом радуга есть красноречивый проповедник милосердия и долготерпения Божия, и в этом отношении имеет великое значение в истории домостроительства спасения челове­ческого. Истинный Бог, по слову ап. Павла, «попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносныя» ( Деян 14, 16 – 17 ). Люди не уразумели этого свидетельства и за исключением избранного племени позабыли истинного Бога, своего бла­годетеля, и впали в идолопоклонство и нечестие.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Что же касается практики причащения Святых Христовых Таин в Троицкую сплошную седмицу, то они регулируются документом «Об участии верных в Евхаристии», принятом на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2-3 февраля 2015 года. Там написано следующее: «Особый случай в отношении практики подготовки ко святому причащению составляет Светлая седмица – неделя после праздника Пасхи Христовой. Древняя каноническая норма об обязательном участии всех верных в воскресной Евхаристии в VII веке была распространена и на Божественные литургии всех дней Светлой седмицы: “От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся” (66-е правило Трулльского Собора). Из этого правила ясно следует, что миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы. Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, – следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением. Готовящимся ко причащению в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития». Примерно то же можно сказать и о других сплошных седмицах, включая Троицкую. Будем же радоваться и веселиться, и праздновать день рождения Матери Церкви, и возвеличивать-славословить нашего Утешителя. Будем же с Божьей помощью копить силы на Петров пост, который в этом году начинается с 12 июня и продолжается ровно месяц до 12 июля. Этот пост нестрогий. Можно вкушать рыбу, кроме сред и пятниц. Но главное, конечно, исповедоваться, причащаться Тела и Крови Христовых, посещать богослужения, усилить молитвенное правило, творить добрые дела. Ведь пост – это шажочек, с помощью которого мы приближаемся к Богу.

http://pravoslavie.ru/104100.html

     Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни - рыба, грибы, крупы с растительным маслом. Успенский пост 14 августа - 27 августа      Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели - с 14 по 28 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.      Понедельник, среда, пятница - сухоядение. Вторник, четверг - горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.      В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу. Рождественский (Филиппов) пост 28 ноября - 6 января      В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова.      Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.      Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря).      Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье - пища с маслом.      В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво - вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом. Сплошные седмицы      Седмица - неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.      Сплошных седмиц пять:       Святки - с 7 января до 17 января ,       Мытаря и фарисея - за 2 недели до Великого Поста с 4 февраля по 10 февраля ,

http://zavet.ru/kalpost.htm

  Рождественский пост   28 ноября – 6 января 2014       Рождественский (Филиппов) пост . В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова.      Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.      Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря).      Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье – пища с маслом.      В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.     Сплошные седмицы      Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.      Сплошных седмиц пять:       Святки  – с  7 января  по  18 января ,       Мытаря и фарисея  – за 2 недели до Великого Поста с  10 февраля 2014  по  16 февраля ,       Сырная (масленица)  – неделя перед Великим Постом (без мяса) с  24 февраля 2014  по  2 марта ,       Пасхальная (Светлая)  – неделя после Пасхи с  21 апреля  по  27 апреля 2014 ,       Троицкая  – неделя после Троицы с  9 июня  по  15 июня 2014 .     Пост в среду и пятницу      Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, – рыба.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Пост, в данном случае, мог бы выступать своеобразной «компенсацией» неблагочестивого отношения к святыне. Фото: odigitriya.com.ua О частоте Причащения Еще более революционным стало признание права верующих причащаться, да еще и без поста, в течение Светлой седмицы и Святок. «…Миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы. Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, – следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением».   Случаи, когда людям отказывали в причастии в сплошные седмицы по причине того, что «поститься сейчас нельзя, а без поста нельзя причащаться», к сожалению, нередки. Между тем, в документе даже процитировано известное 66 правило Трулльского собора, согласно которому на Светлой седмице верные должны причащаться. Здесь мы плавно подходим к теме «частое причастие». Несколько лет назад из среды, по недоразумению именующейся «консервативной», звучали обвинения в «ереси сверхчастого причащения». Под «сверхчастоту» подходили самые разные режимы: от ежедневного участия в Евхаристии (что, на самом деле, редкость – очень немногим людям удается посещать литургию каждый день) до совсем уж расслабленного причащения раз в две недели. Теперь, по крайней мере, верующим напомнили, что практический ответ на вопрос о частоте причащения для мирян менялся многократно, и как раз на последнем этапе истории Церкви (1931 год) ежевоскресное причащение было объявлено нормой. «В частности, в 1931 году Временный Патриарший Синод в своем постановлении от 13 мая указал: «Пожелание касательно возможного частого причащения православных христиан, а для преуспевающих из них – и ежевоскресного признать приемлемым».

http://pravmir.ru/evharistiya-vsegda-nov...

Так как своего храма у отца Спиридона не было, то и многочисленные чада его по праздничным и воскресным дням посещали окрестные приходы, там же исповедовались у местных священников и причащались. Стояли они всегда тихо, ни с кем за богослужением не разговаривали (разговоры на службе — частое явление не только в Малороссии, но и в других местах), после службы обычно собирались все вместе и неприметно уходили из храма, кто к себе домой, кто к батюшке, если в этот день их ждало какое-то послушание. И вот одна из чад иеромонаха Спиридона вызвала такую бурную реакцию отца Петра! Не знаю, как в других местах необъятной страны обстояли дела, но у нас на святки , на Светлую седмицу и в другие сплошные седмицы, когда пост отменяется, причастников не было совсем. Это сейчас многие рассуждают о частоте причащения мирян , а некоторые и практикуют частое причащение. А тогда у нас было заведено, что прихожане причащаются один раз в малые посты, два раза – Великим постом , ну и на День Ангела . Очень редко кто брал на себя «подвиг» причащения чаще: два раза в обычный пост и три – в Великий. Такие либо вызывали всеобщее уважение  — как подвижники, либо всеобщее же осуждение —  как находящиеся в духовной прелести. Но и они даже не помыслили бы о том, чтобы причащаться на сплошные седмицы. Священники даже не выходили на исповедь в эти дни. И тут такое событие! Я, как молодой и, разумеется, любопытный, выглянул в диаконские врата и увидел Марию, совсем еще не старую женщину лет 60. Как и положено, она была одета в черную кофту и юбку, признаком праздничного настроения был покрывающий ее голову голубой платочек. Она была явно расстроена, хотя и не слишком удивлена произошедшим. А отец Петр продолжал восклицать в алтаре, распекая и отсутствующего отца  в нарушении канонов Церкви, и его малообразованных почитательниц, ничего не понимающих в церковном уставе. Фото: Santi, orthphoto.net А мне стало очень жалко Марию, вероятно, тайную монахиню, праздничное настроение которой было испорчено не столько отказом, сколько нелестной характеристикой в адрес любимого духовника, которую ей, скорее всего, пришлось услышать. Отвечать в защиту своего батюшки Мария не могла. То ли ей было это запрещено, то ли она сама понимала бесплодность возражений, но она молчала, и было видно, что расстройство она пытается погасить усердной молитвой.

http://pravmir.ru/prichastnica/

И это мы очень хорошо видим на примере документа о подготовке верных к причащению. Лично для меня этот документ важен как раз потому, что, повторюсь, позволяет легализовать те практики, которые с точки зрения некоторых крайних ревнителей дореволюционного уклада Церковной жизни воспринимались как что-то ненормальное и неправильное. Например, следующий факт: во время Светлой седмицы и Святок верные могут чаще приступать к Святому Причащению, и не с той подготовкой, которая традиционно предполагалась для них в другие дни – несколько дней поста, вычитывание трех канонов с акафистом, обязательное посещение богослужения не только утром, но и вечером, и так далее. В документе зафиксирована практика, которая дает возможность верным чадам Церкви совершенно легально не соблюдать пост перед причащением в дни сплошных седмиц. Мера подготовительного поста, подготовки в целом может быть различной, человеку дается возможность согласовывать со своим духовником эту меру и не чувствовать себя при этом так, что ты что-то делаешь неправильно. Но самое главное в этом документе — не столько эти внешние формальные моменты, сколько то, что практически половина текстов посвящена историческому обзору, рассказу о том, какие были практики подготовки и как мы пришли к той практике, которая у нас была самой распространенной в советский период; с чем связано то, что сейчас стали причащаться гораздо чаще и все-таки готовятся несколько по-другому, нежели это происходило в дореволюционной России. Смысл документа не в том, чтобы ввести что-то новое, а в том, чтобы еще раз напомнить всем верным, для чего существует Евхаристия, для чего мы причащаемся, как часто это должно происходить в жизни любого верующего христианина. К сожалению, из-за нехватки времени не получилось обозначить тему о том, каким образом будет этот документ транслирован до всех  приходов. С другой стороны, мне кажется, это уже вопрос не Межсоборного присутствия. Его надо адресовать Управлению делами Патриархии для того, чтобы на разных уровнях информация о документе была донесена до правящих архиереев, настоятелей, приходских священников: у них должно быть четкое понимание, для чего существует этот документ, что он на самом деле регламентирует, что он позволяет и что он не позволяет делать.

http://pravmir.ru/mezhsobornaya-diskussi...

Я не хочу сказать, и не хотел бы, чтобы вы думали, будто я пренебрежительно отношусь к богослужению. Но меня глубоко ранит, например, когда я вижу и переживаю все время, из года в год, как трагические, реально трагические события Страстной седмицы превращаются в удивительно прекрасные богослужения, которые затмевают остроту событий. Если говорить образно, слишком часто Голгофский Крест делается классическим распятием. В каком-то отношении в этом есть правда, то есть распятие нам должно показать, что это не только сплошной ужас убийства человека, но что Тот, Кто был распят, был Сын Божий, и что, умирая плотью, Он был бессмертен Своим Божеством. Но, тем не менее, очень многое затмевается. Я пришел к вере через Евангелие, а не через Церковь; меня задело в самом начале то реальное, что было, и иногда мне больно, что так это «красиво». Ходят с плащаницей, поют «Благообразный Иосиф»… Это дивно, и это доходит до души – и вместе с тем мы не видим, что несут убитого Христа. Этот момент, мне кажется, плох для людей развитых, культурных, но он еще гораздо хуже для людей простых, которые не могут как бы обратиться к истоку. Такой человек просто не понимает, что поют, он слышит только мелодию, уносится этой мелодией в какое-то благочестиво-молитвенное настроение, но за этой мелодией, за непонятными словами, за торжественным шествием теряется очень много суровой реальности того, что происходило и остается реальностью по сей день. Вот это меня тревожит. У себя в приходе я уже сорок лет стараюсь именно как бы очистить наше богослужение от всего, что мешает видеть. Мы поем те же мелодии, совершаем те же ходы, мы читаем те же молитвы; и за каждой службой я говорю проповедь того рода, которую вы упоминали. Она не обличительна – в том смысле, что я никого не обличал, я себя обличал. Я никогда не говорю проповедь тем, кто передо мной стоит, я говорю то, как сам переживаю – с ужасом или с радостью – сказанное в Евангелии на данную тему. Поэтому это наше общее покаяние. Говорить о том, что крещением святого князя Владимира или крещением Руси открылся путь Христу на нашу Родину – справедливо, что Родина наша ответила дивным образом: сонмом святых – верно. Но есть еще другое: при всем этом миллионы отпали в какой-то момент, а до этого миллионы были членами Церкви только чисто формально, по необходимости или самотеком, потому что «все так делают». И нам есть в чем каяться в этом смысле.

http://pravmir.ru/mitropolit-antoniy-sur...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010