Сам «передовой» пост не имел догматической окраски. Однако из-за того, что армяне не приняли IV Вселенский Собор, византийцы с течением времени пост «араджаворац» стали воспринимать как еретическую особенность. Греческие церковные писатели резко осуждали эту практику поста, в результате чего появилось противоположное предписание — проводить всю седмицу после Недели о мытаре и фарисее как сплошную, не постясь в среду и пятницу. Впервые об этом обычае упоминает Никон Черногорец, писатель XI века. Скорее всего, изначально запрет поститься в среду и пятницу данной седмицы был адресован прежде всего тем христианам, которые жили в Палестине и Малой Азии (поэтому это предписание вошло в Иерусалимский Устав), то есть на территориях, близких к Армении и где жило много армян. Целью этого запрета было стремление решительно отмежеваться от инославных. Вследствие распространения Иерусалимского Устава на всем Востоке и становится практика отмены поста в 3ю седмицу перед Великим постом становится общецерковной. В нашем Типиконе описанная выше историческая причина кратко выражена в следующих словах: « Подобает ведати: яко в сей седмице иномудрствующии содержат пост, глаголемый арцивуриев. Мы же монаси на кийждо день, се же в среду и пяток, вкушаем сыр и яица, в 9й час. Миряне же ядят мясо, развращающе онех веление толикия ереси ». Неделя о блудном сыне Появилась по тем же причинам, что и Неделя о мытаре и фарисее – как закрепление рядового чтения из Евангелия от Луки по причине его соответствия идее приготовления к Великому посту. Неделя о блудном сыне была добавлена в IX веке; некоторые сохранившиеся древнейшие Триоди начинаются с Недели о блудном сыне; точно так же Устав Великой церкви (IX в.) первым днем подвижного круга считает Неделю о блудном сыне, однако при этом именует ее «Неделей пред мясопустом». Это означает, что на ранней стадии эта Неделя еще не имела своего привычного современного названия. Недели мясопустная и сыропустная Появляются уже в VI веке; в это время в предпоследнее воскресенье пред постом заканчивали есть мясную пищу, а, соответственно, последнее воскресенье было днем заговения на молочную пищу. В древней иерусалимской традиции в VII веке эти два дня уже имели особые чтения на литургии, о чем мы узнаем из сохранившегося грузинского перевода Иерусалимского Лекционария. Правда, те иерусалимские чтения отличались от нынешних, ибо современные чтения возникли позднее в рамках константинопольской традиции. Неделя 1я Великого поста — Торжество Православия

http://azbyka.ru/velikiy-post

Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни рыба, грибы, крупы с растительным маслом. Успенский пост 14 августа 27 августа Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве. Понедельник, среда, пятница сухоядение. Вторник, четверг горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом. В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу. Рождественский (Филиппов) пост 28 ноября 6 января В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова. Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем. Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря). Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье пища с маслом. В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом. Сплошные седмицы Седмица неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу. Сплошных седмиц пять: Святки с 7 января по 18 января, Мытаря и фарисея за 2 недели до Великого Поста с 6 февраля по 12 февраля, Сырная (масленица) неделя перед Великим Постом (без мяса) с 20 февраля по 26 февраля,

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2136...

Установлены Святой Церковью в среду и пятницу в течение всего года. Время поста занимают не случайные дни. Пост в среду напоминает нам о предательстве Иудой Господа нашего Иисуса Христа, а в пятницу – о Его Страдании и Распятии. Вспоминая о них, как может христианин не ограничить себя путем воздержания? По словам святителя Афанасия Великого , «человек, разрешающий себе есть скоромное в среду и пяток, так же распинает Господа». Рыба в среду и пятницу разрешается, когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, память апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова, а также в течение всей Пятидесятницы – период от Пасхи до Троицы. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом. Кроме среды и пятницы существуют следующие однодневные строгие посты без рыбы, но в которые разрешается пища с растительным маслом: КРЕЩЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК (навечерие Богоявления) – 18 января, день накануне праздника Крещения Господня. В этот день верующие приготавливают себя для принятия великой святыни – агиасмы – крещенской святой воды, для очищения и освящения ею на предстоящем празднике. По церковному уставу в этот день предписывается употреблять в пищу сочиво или коливо (вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом). Вкушают пищу после литургии, только по принятии освященной воды. УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ – 11 сентября. В этот день установлен пост в память великого постника, пророка Иоанна Крестителя, и убийства его Иродом. ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ – 27 сентября. Этот день напоминает нам о печальном событии на Голгофе, когда «нашего ради спасения» пострадал на Кресте Господь наш Иисус Христос. И потому этот день нужно проводить в молитве и посте. Сплошные седмицы

http://azbyka.ru/o-postax-i-trapezax

Церковь палец о палец не ударила, чтобы защитить бывшего помазанника. Синод (особенно после появления при дворе Распутина) испытывал к царю сильную неприязнь и не без злорадства отомстил ему, лишь только представилась возможность. Еще митрополит Филарет Московский писал Николаю I: " Вы поставили Церковь на колени... Следующим будет ваш престол " . Так и случилось. Архиереи мстили, конечно, не только последнему императору, но и вообще царизму в его лице за вековое " синодальное пленение " Церкви. Так выглядит эта история, если взглянуть на нее по-евангельски просто, отбросив " мистику самодержавия " . Измыслив " ересь цареборчества " , нынешние диомидовцы лишь пытаются выразить, как умеют, нечто, что действительно гложет их христианскую совесть. Точно так же в XVII веке староверы шли на костры " за единый аз " , ощущая всем сердцем неправду происходящего в Церкви, но выражая свое чувство столь диким для нашего восприятия образом. Так, прорываясь из глубин молчания, выходят наружу и являются во всем безобразии нераскаянные грехи... Традиция лжи Империя кончилась, но трагедия Русской Церкви только еще начиналась. И начиналась она довольно бодро, под звуки революционных гимнов. 1 мая 1917 года московское духовенство отслужило торжественное богослужение в храме Христа Спасителя, посвященное Дню международной солидарности трудящихся, намереваясь со следующего 1918 года придать Первомаю религиозный характер. Правда, в 1918 году он пришелся на среду Страстной Седмицы (когда на богослужениях вспоминается предательство Иуды), и с " религиозным характером " решили повременить. Большевики, впрочем, свой Первомай отменять и не думали. Наоборот, он шествовал теперь сплошной лавиной... Честь Русской Церкви была спасена в эти кровавые дни служением Патриарха Тихона, едва ли не первого со времен митрополита Филиппа ее предстоятеля, посмевшего поднять голос против тирана. Диомид, впрочем, проклинает и Тихона, сомневаясь в чистоте монархизма последнего. В анафеме 1918 года " нет ни единого слова анафематствования ни большевикам, ни советской власти, ни революции " , утверждает он. Боюсь, правда, Диомид вовсе не читал воззваний Тихона, довольствуясь вольными пересказами Артема Стадника в газете " Дух христианина " . Иначе совесть не позволила бы ему говорить такое. Сам Диомид не поехал даже на Архиерейский Собор, где единственное, что ему угрожало, – обструкция от коллег по корпорации. А вот какие слова бросал Тихон прямо в лицо большевистскому зверю, только еще открывающему свой кровавый пир:

http://religare.ru/2_58953.html

Читайте также — О поминовении усопших: панихида, поминальная молитва, родительские субботы Что можно есть на Троицкой седмице Троицкую седмицу называют «сплошной». Это значит, что на этой неделе допускается не поститься в среду и пятницу. Конечно, это не означает, что православный человек в эти дни должен поддаваться неконтролируемому чревоугодию. Но строгих указаний насчет поста в эти дни нет. В церковном году пять сплошных седмиц. Все их отличает то, что Церковь позволяет не поститься в среду и пятницу. Читайте также — Троица – исполнение всех ожиданий Вот что об этом говорят апостольские постановления: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти». Причащаться на Троицкую седмицу можно, несмотря на то, что в среду и пятницу нет поста. При этом Церковь предписывает ограничивать пост невкушением пищи после полуночи. Считается, что Троицкая седмица помогает собраться с силами для Петрова поста. Что нельзя делать на Троицкую седмицу Троицкую седмицу люди часто путают с неким весенним вариантом Масленицы. Считается, что у праздника языческие корни, его называют «Зеленые святки» и ждут, что сразу после Троицкой седмицы начнется жаркое лето, а весна уступит свои права. Такой подход не имеет ничего общего с истинным церковным смыслом Троицкой недели. Многие украшают свой дом ветками березы в знак прообраза грядущей жизни в Царствие Небесном. Это вполне допускается, если украшающие не вкладывают в это действие магический смысл и не поддаются суевериям. Ведь такой обычай имеет только символическое значение. Можно услышать и о том, как Троицкую седмицу называют «русальной неделей». Как к этому относиться православному человеку? Обряды, связанные с похоронами языческих богов, имеющие эротические элементы, обряды, призывающие плодородие на землю в эти дни, разумеется, не являются частью церковной жизни и христианских традиций. К сожалению, пока не удалось окончательно искоренить языческие традиции и многие часто путают их с православными. Вождение хороводов перед костром в эти дни не входит в число традиций Русской Православной Церкви и относится к языческим обрядам.

http://pravmir.ru/troickaja-sedmica/

Ибо, éсли Бог áнгелов согрешивших не пощадил, но, связáв узами áдского мрáка, прéдал блюсти на суд для наказáния; и éсли не пощадил пéрвого мира, но в восьми душах сохранил семéйство Нóя, проповéдника прáвды, когдá навёл потóп на мир нечестивых; и éсли городá Содóмские и Гомóррские, осудив на истреблéние, превратил в пéпел, показáв примéр бýдущим нечестивцам, а прáведного Лота, утомлённого обращéнием между людьми неистово разврáтными, избáвил (ибо сей прáведник, живя между ними, ежеднéвно мучился в прáведной душé, видя и слыша делá беззакóнные) – то, конéчно, знáет Госпóдь, как избавлять благочестивых от искушéния, а беззакóнников соблюдáть ко дню судá, для наказáния. ( 2Петр 1:20–2:9 ) Вторник Сплошной седмицы Соборнаго послáния Петрóва чтение Возлюбленные, знáет Госпóдь, как избавлять благочестивых от искушéния, а беззакóнников соблюдáть ко дню судá, для наказáния, а наипáче тех, котóрые идут вслед сквéрных пóхотей плóти, презирáют начáльства, дéрзки, своевóльны и не страшáтся злослóвить высших, тогдá как и áнгелы, превосходя их крéпостью и силою, не произнóсят на них пред Гóсподом укоризненного судá. Они, как бессловéсные живóтные, водимые прирóдою, рождённые на уловлéние и истреблéние, злослóвя то, чегó не понимáют, в растлéнии своём истребятся. Они полýчат возмéздие за беззакóние, ибо они полагáют удовóльствие во вседнéвной рóскоши; срамники и осквернители, они наслаждáются обмáнами своими, пиршествуя с вáми. Глазá у них испóлнены любострáстия и непрестáнного грехá; они прельщáют неутверждённые души; сéрдце их приучено к любостяжáнию: это сыны проклятия. Остáвив прямóй путь, они заблудились, идя по следáм Валаáма, сына Восóрова, котóрый возлюбил мзду непрáведную, но был обличён в своём беззакóнии: бессловéсная ослица, проговорив человéческим гóлосом, остановила безумие прорóка. Это безвóдные истóчники, облакá и мглы, гонимые бурею: им приготóвлен мрак вéчной тьмы. Ибо, произнося надутое пустослóвие, они уловляют в плотские пóхоти и разврáт тех, котóрые едвá отстáли от находящихся в заблуждéнии. Обещáют им свобóду, бýдучи сáми рабы тлéния; ибо, кто кем побеждён, тот тому и раб. Ибо éсли, избéгнув скверн мира чрез познáние Гóспода и Спасителя нáшего Иисýса Христá, опять запутываются в них и побеждáются ими, то послéднее бывáет для таковых хуже пéрвого.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Лýчше бы им не познáть пути прáвды, нéжели, познáв, возвратиться назáд от прéданной им святóй зáповеди. Но с ними случáется по вéрной послóвице: «Пёс возвращáется на свою блевóтину», и: «Вымытая свинья идёт валяться в грязи». ( 2Петр 2:9–22 ) Среда Сплошной седмицы Соборнаго послáния Петрóва чтение Возлюбленные, это ужé вторóе послáние пишу к вам; в них напоминáнием возбуждáю ваш чистый смысл, чтóбы вы пóмнили словá, прéжде речéнные святыми прорóками, и зáповедь Гóспода и Спасителя, прéданную апóстолами вáшими. Прéжде всего знáйте, что в послéдние дни явятся нáглые ругáтели, поступáющие по сóбственным своим пóхотям и говорящие: «Где обетовáние пришéствия Егó?» Ибо с тех пор, как стáли умирáть отцы, от начáла творéния, всё остаётся так же. Думающие так не знáют, что вначáле слóвом Бóжиим небесá и земля состáвлены из воды и водóю: потомý тогдáшний мир погиб, быв потóплен водóю. А нынешние небесá и земля, содержимые тем же Слóвом, сберегáются огню на день судá и погибели нечестивых человéков. Однó тó не должнó быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Гóспода один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не мéдлит Госпóдь исполнéнием обетовáния, как нéкоторые почитáют то медлéнием; но долготерпит нас, не желáя, чтóбы кто погиб, но чтóбы все пришли к покаянию. Придёт же день Госпóдень, как тать нóчью, и тогдá небесá с шумом прейдут, стихии же, разгорéвшись, разрушатся, земля и все делá на ней сгорят. Éсли так всё это разрушится, то какими дóлжно быть в святóй жизни и благочéстии вам, ожидáющим и желáющим пришéствия дня Бóжия, в котóрый воспламенённые небесá разрушатся и разгорéвшиеся стихии растáют? Впрóчем мы, по обетовáнию Егó, ожидáем нóвого нéба и нóвой земли, на котóрых обитáет прáвда. Итак, возлюбленные, ожидáя сегó, потщитесь явиться пред Ним неосквернёнными и непорóчными в мире; и долготерпéние Гóспода нáшего почитáйте спасéнием, как и возлюбленный брат наш Пáвел, по дáнной ему премýдрости, написáл вам, как он говорит об этом и во всех послáниях, в котóрых есть нéчто неудобовразумительное, что невéжды и неутверждённые, к сóбственной своей погибели, превращáют, как и прóчие Писáния.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Вот женщина забеременела, думает: давай ребеночка прикончу, у меня уже двое есть, куда третий? А потом и другого прикончу, и еще, и еще. И что, человек убивает детей и надеется за счет этого легче жить? Ну это смешно просто. Нет, будет жить в десять раз тяжелее и с теми двумя намучается в десять раз больше, чем если бы их было двенадцать. Это же совершенно понятно. У каждого из нас есть чувство справедливости: вот всем премию дали по пять рублей, а мне – четыре. Несправедливо. Или кто-то не работает, и ему премию дают, а другой с утра до вечера сидит, ему – ничего, и он сразу возмущается: несправедливо. Правильно, надо всем по справедливости. А теперь подумаем: справедливо ли давать счастье людям, которые убивают собственных детей? Как можно на крови своих детей построить что-то доброе, хорошее? Какая тут будет семья? Какое будет воспитание? Какой будет народ? Так и в революцию: сейчас этих всех перебьем и начнем хорошую жизнь. Перебили, а ничего не получается. И ничего и не получится, потому что строить можно только на добре. Главное в здании – фундамент. Можно очень хороший дом построить, но, если фундамент плохой, он завалится, зимой его выпрет из земли, летом все размоет. А на хорошем фундаменте даже плохонький домик будет стоять. Поэтому хотя государственное здание в России было и не очень хорошее, и много было несправедливостей, нищеты, но фундамент – православная вера – был очень прочный, и стояла империя от Аляски до Финляндии. А потом веру убрали, Бога отменили, стали строить здание на крови, на убийстве огромного числа людей. Построили, вроде на вид хорошо, но чуть тронули – все посыпалось, все разваливается, потому что зло, несправедливость, убийства вошли в каждую семью, в каждый дом. Теперь уже и деточки начинают взрослым мстить, мам, пап, бабушек убивать, скоро на улицу будет страшно выйти от этих деточек. И это естественно, потому что кровь убитых младенцев падает не только на родителей, но и на детей – на всех Каинова печать лежит. Поэтому Господь дальше нам говорит именно об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Вот запели «Кондак акафиста Св. Христовым Страстям». Я не мог удержаться, конечно, чтобы не подпевать, без всякого самохвальства имея основание считать себя и знатоком, и любителем церковного пения. При этом, боясь, что народ не легко справится с такими сложными вещами, как «Волною морскою», – я старался даже петь погромче и послышнее других. И – о, как я был тотчас наказан за свое самомнение! Я знаю наизусть множество песнопений Страстной седмицы и уж никак не мог допустить, чтобы знал менее кого-либо из предстоявших. Каково же было мое разочарование, стыд, позор, посрамление, когда народ дружно и уверенно затянул какой-то для меня совершенно незнакомый кондак, во время которого я со своим «повышенным» голосом вынужден был совершенно замолчать, спасовать, уничтожиться!.. Век не забыть мне этого позора, этого вразумления, урона моему высокоумию, сраженному тем самым нашим простым народом, который так привыкли и любят обвинять в непонимании нашего богослужения и славянского языка, на котором оно совершается… Я был очевидцем и еще гораздо более отраднейшего факта, как наш простой богомолец распевал незнакомые даже мне, церковнику, песнопения – со всею осмысленностью, видимым пониманием и с чувством. Недаром это пение было так трогательно, так возвышало, умиляло, увлекало душу в сладость слезной молитвы!..» 425 От крупиц Евангельских. Беседы инока 426 Начало Голгофы «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение » ( Лк.2:14 ) Так воспели ангелы небесные славное рождение Господа нашего от Пресвятой Девы. А что же люди? Что те, для которых Он родился, которым пришел дать мир и благоволение?.. Они встретили вечно-благословенный день рождения Господа, омрачили свой величайший праздник, праздник всей земли – страшным зверским кровопролитием: «Ирод… послав изби вся дети сущия в Вифлееме и во всех пределах его, от двою лету и нижайше, по времени, еже известно испыта от волхов» ( Мф.2:16 ), – думая вместе с ними погубить и Новорожденного Божественного Младенца… Так Господь еще в младенческой Своей колыбели показал, что дело, для которого Он пришел, есть страдание, и вся земная жизнь Его, от колыбели до гроба, от вертепа Вифлеемского до холма Голгофского, была одним сплошным страданием, подъятым ради нашего спасения. Люди не дали Ему для рождения даже убогой храмины: лишь земля дала Ему для этого холодный вертеп. Люди не дали для Его младенческого покоя даже колыбельки: лишь вертеп, служивший ночлегом для скота, дал Ему для этого свои ясли. Люди не дали Ему покоя и потом грозили погубить Его тотчас по рождении: лишь Египет, страна чуждая, дал Ему убежище и приют. И так через всю Свою жизнь Господь благотворил людям среди постоянных тяжких лишений, озлоблений, гонений и всяких страданий, до последнего ужасного конца на Голгофе…

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Женщина может предпочитать жизнь наслаждения жизни долга и труда. Необязательно быть профессиональной проституткой, что сегодня преподносится как самая престижная профессия, и как будто бы, по опросу молодежи, именно такой выбор делает новое поколение. Она может просто предпочитать жизнь, полную развлечений, многоскорбной жизни воспитания своих детей, несения креста семьи или несения креста одинокой жизни, посвященной Господу. Можно истратить много времени на приобретение того, что кажется значительным. Но с годами жизнь выносит суд всем ложным ценностям, и человек все более понимает, что он находится у разбитого корыта. Господь говорит нам сегодня, что за одно мгновение можно погубить вечность. Весь наш путь будет сплошной цепью ошибок и потерь самого важного, если мы не научимся смотреть на все происходящее глазами Христа. Если не научимся оценивать свою жизнь и свою смерть в свете Его Креста. И Господь предупреждает, что означает этот Крест. Крест — красота Церкви, в нем — вся небесная мудрость жизни. Но прежде чем это нам откроется, мы должны принять Крест как отвержение, как ужас, как страдание, как смерть. Когда диавол уводит за собой людей от Христа, он скрывает худшее, что последует за этим. Христос же не так. О всех бедах и опасностях в служении Ему Он говорит заранее, и не боится, что мы узнаем худшее и устрашимся следовать за Ним. Потому что жизнь нетленная, которую Он нам предлагает, — безмерно более велика, чем скорби служения Ему. Мы не должны страшиться потерять жизнь за дело Христово. Кто хочет жизнь свою спасти, отвергаясь Христа или предавая заповеди Его, верность Церкви, тот погубит свою жизнь. Погубит все надежды на жизнь, которую Господь приобрел для него такою дорогою ценою. Но кто жизнь свою погубит, когда невозможно сохранить ее, не отрекаясь от Христа, — он спасет ее, он все приобретет. Он Господа приобретет и все приобретет, потому что все принадлежит Господу, и все хочет Господь дать человеку. Мы должны страшиться погубить наши души. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, отрекшись от Христа, а душе своей повредит?

http://pravoslavie.ru/3733.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010