Мудрые, и немудрые. Одни мало запасли масла, другие вообще не запасли. Ночью, когда все уже задремали, раздался клич: «Се Жених грядет!» Это еще одно воспоминание Второго пришествия, воспоминание о том, что мы должны быть очень бдительны, и быть к этому готовы. И евангельское чтение кончается такими замечательными словами: «Через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие» (Мф. 26, 2). Возвратиться к себе Великая Среда посвящается двум событиям. Первое – это совещание Иуды с книжниками, священниками и фарисеями о том, как арестовать Христа, вторая, главная память этого дня – блудница. Произошло поразительное событие! Какая должна быть тоска по чистоте, по Богу, чтобы эта женщина-блудница вдруг раскаялась и пришла к Господу. Ведь мы не знаем, не имеем опыта в этих вещах, но, говорят, что любой грех затягивает человека. Есть клептомания, когда человек не может не воровать. Он просто идет, берет чужое и не может остановиться. Наркоманы не могут остановиться, мы знаем, как это страшно. А ведь и блудницы, говорят, тоже не могут так просто перестать грешить. Мало того, что человек разрушается изнутри, у него как бы выедается его личность. Смотришь — человек более менее симпатичный, а он открывает рот, начинает говорить, а внутри у него ничего нет — все выжжено, уничтожено.И главное, он никак не может к себе возвратиться. И в этот день вдруг блудница, сумевшая покаяться, пришла к Господу с ароматами. Она пошла на рынок, купила драгоценнейшее миро и принесла его Христу. Настоящее Меня всегда смущает, удивляет мысль: кто же мы такие – русские? В той стране, где Господь жил, на рынке можно было купить не разбавленное, настоящее миро, почему у нас всё в обмане? Нигде в Москве вы не купите -какое там миро! – вина настоящего, его нет, всё – подделка. Ладана настоящего нет, только подделки. Ничего подлинного нет, ни за какие деньги. Ну почему мы такие? Почему у нас нельзя купить для Господа нашего Иисуса Христа настоящую вещь? Я несколько лет пытался купить для плащаницы настоящее розовое масло, а его нигде нет, его купить невозможно. Кругом всё – сплошная подделка.

http://pravmir.ru/perezhivaya-pervyie-tr...

Итак вы, возлюбленные, бýдучи предварены о сем, берегитесь, чтóбы вам не увлéчься заблуждéнием беззакóнников и не отпáсть от своегó утверждéния, но возрастáйте в благодáти и познáнии Гóспода нáшего и Спасителя Иисýса Христá. Ему слáва и ныне и в день вéчный. Аминь. ( 2Петр 3:1–18 ) Четверг Сплошной седмицы Соборнаго послáния Иоаннова чтение Возлюбленные, éсли говорим, что не имéем грехá, – обмáнываем самих себя, и истины нет в нас. Éсли исповéдуем грехи нáши, то Он, бýдучи вéрен и прáведен, простит нам грехи нáши и очистит нас от всякой непрáвды. Éсли говорим, что мы не согрешили, то представляем Егó лживым, и слóва Егó нет в нас. Дéти мои! Сиé пишу вам, чтóбы вы не согрешáли; а éсли бы кто согрешил, то мы имéем Ходáтая пред Отцем, Иисýса Христá, Прáведника; Он есть умилостивлéние за грехи нáши, и не тóлько за нáши, но и за грехи всегó мира. А что мы познáли Егó, узнаём из тогó, что соблюдáем Егó зáповеди. Кто говорит: «я познáл Егó», но зáповедей Егó не соблюдáет, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдáет слóво Егó, в том истинно любóвь Бóжия совершилась: из сегó узнаем, что мы в Нём. Кто говорит, что пребывáет в Нём, тот дóлжен поступáть так, как Он поступáл. ( 1Ин 1:8–2:6 ) Пятница Сплошной седмицы Соборнаго послáния Иоаннова чтение Возлюбленные! Пишу вам не нóвую зáповедь, но зáповедь дрéвнюю, котóрую вы имéли от начáла. Зáповедь дрéвняя есть слóво, котóрое вы слышали от начáла. Но притóм и нóвую зáповедь пишу вам, чтó есть истинно и в Нём и в вас: потомý что тьма прохóдит и истинный свет ужé светит. Кто говорит, что он во свéте, а ненавидит брáта своегó, тот ещё во тьме. Кто любит брáта своегó, тот пребывает во свéте, и нет в нём соблáзна. А кто ненавидит брáта своего, тот нахóдится во тьме, и во тьме хóдит, и не знáет, куда идёт, потомý что тьма ослепила ему глазá. Пишу вам, дéти, потомý что прощены вам грехи ради имени Егó. Пишу вам, отцы, потомý что вы познáли Сущего от начáла. Пишу вам, юноши, потомý что вы победили лукáвого. Пишу вам, óтроки, потомý что вы познáли Отцá.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

В ответ на малые дополнительные посты Ориентальных Церквей православным византийцам пришлось сформулировать предельно ясное противовесное решение 11 . Одним из практических средств стала сплошная седмица после Недели о мытаре и фарисее (автор XVI в. Дамаскин Студит именовал ее также «исповедальной» 12 ), другим — Масленица, мясопуст или Сырная седмица. Из истории Сырной седмицы или Масленицы Первое упоминание о мясопустной седмице относится к 546 году: «…В этом году произошло разногласие относительно праздника св. Пасхи. Народ сделал мясопуст 4-го февраля, император же приказал продавать мясо еще одну неделю. Мясоторговцы заготовляли мясо и продавали, но никто его не покупал и не ел. Пасха же была, как повелел император, и таким образом народ пропостился одну неделю лишнюю» 13 . Народ не принял распоряжения императора Юстиниана и не захотел нарушать установленного Цер­ковью канона14. Существует также версия, согласно которой Сырная неделя или мясопуст была установлена императором Ираклием в Сирии 15 — после успешного возвращения из персидского похода при посещении Иерусалима в 629 году 16 — как особое дополнительное покаянное время 17 . В сочинении преподобного Иоанна Дамаскина «О святых постах» (VIII в.) говорится о традиции мясопустной «предпостной» седмицы как дошедшей в устном предании — в это время не вкушали мяса и ничего не вкушали до 9-го часа 18 . Но превращение «предпостной» седмицы в пост, по слову преподобного Иоанна, чрезмерно и не нужно: «Но для законополагающих о восьми седмицах я предположил, что благо не благо, если не добре деется. Хорошо девство, но если ты вступишь в брак, не согрешил. Хорошо не есть во всякий день. Но не ядущий да не судит ядущего. В таковом подобает не законодательствовать, не применять насилие, не принудительно вести вверенную паству, но более убеждением, и кротостью, и словом, осоленным солью, — это и таковым предлагаем» 19 . В начале X века Патриарх Николай Мистик в сочинении «О монашеской жизни» писал о том, что веком ранее его предшественник святой Никифор Константинопольский ввел Сырную седмицу в противовес яковитам, которые всю Масляную неделю вкушали только хлеб и воду 20 . Действительно, в 4-м правиле святителя Никифора сказано, «что подобает поститься монахам в среду Сырной седмицы и в пятницу и после отпуста Литургии Преждеосвященных Даров есть сыр, где бы они ни находились. Это правило опровергает учение Иакова и ересь тетрадитов» 21 .

http://patriarchia.ru/db/text/5782883.ht...

В ответ на малые дополнительные посты Ориентальных Церквей православным византийцам пришлось сформулировать предельно ясное противовесное решение11. Одним из практических средств стала сплошная седмица после Недели о мытаре и фарисее (автор XVI в. Дамаскин Студит именовал ее также «исповедальной»12), другим — Масленица, мясопуст или Сырная седмица. Из истории Сырной седмицы или Масленицы Первое упоминание о мясопустной седмице относится к 546 году: «…В этом году произошло разногласие относительно праздника св. Пасхи. Народ сделал мясопуст 4-го февраля, император же приказал продавать мясо еще одну неделю. Мясоторговцы заготовляли мясо и продавали, но никто его не покупал и не ел. Пасха же была, как повелел император, и таким образом народ пропостился одну неделю лишнюю»13. Народ не принял распоряжения императора Юстиниана и не захотел нарушать установленного Цер­ковью канона14. Существует также версия, согласно которой Сырная неделя или мясопуст была установлена императором Ираклием в Сирии15 — после успешного возвращения из персидского похода при посещении Иерусалима в 629 году16 — как особое дополнительное покаянное время17. В сочинении преподобного Иоанна Дамаскина «О святых постах» (VIII в.) говорится о традиции мясопустной «предпостной» седмицы как дошедшей в устном предании — в это время не вкушали мяса и ничего не вкушали до 9-го часа18. Но превращение «предпостной» седмицы в пост, по слову преподобного Иоанна, чрезмерно и не нужно: «Но для законополагающих о восьми седмицах я предположил, что благо не благо, если не добре деется. Хорошо девство, но если ты вступишь в брак, не согрешил. Хорошо не есть во всякий день. Но не ядущий да не судит ядущего. В таковом подобает не законодательствовать, не применять насилие, не принудительно вести вверенную паству, но более убеждением, и кротостью, и словом, осоленным солью, — это и таковым предлагаем»19. В начале X века Патриарх Николай Мистик в сочинении «О монашеской жизни» писал о том, что веком ранее его предшественник святой Никифор Константинопольский ввел Сырную седмицу в противовес яковитам, которые всю Масляную неделю вкушали только хлеб и воду20. Действительно, в 4-м правиле святителя Никифора сказано, «что подобает поститься монахам в среду Сырной седмицы и в пятницу и после отпуста Литургии Преждеосвященных Даров есть сыр, где бы они ни находились. Это правило опровергает учение Иакова и ересь тетрадитов»21.

http://e-vestnik.ru/church/igumen_dionis...

   Как было упомянуто выше, рассматриваемый экземпляр триоди служил для предварительной справы. Все почти поправки и дополнения в нем писаны руками справщиков — вышеупоминовшегося ученика Е. Славинецкого, монаха Чудова монастыря, Евфимия и Захария Афанасьева. Сплошное исправление текста в нем идет лишь до четвертка 3-ей седмицы, т.е., приблизительно до половины книги, с этого же дня в ней оказываются правлеными лишь паримии и уставные рубрики. Вероятно, исправление остальных частей велось другой группой справщиков: в 1654 г. (триоди стали печатать с 8-го января этого года в число справщиков зачислены были два лица, знающих греческий язык, — ученики ртищевской школы Иван Озеров (с 1-го января) и Арсений грек (с марта), — быть может, указанное разделение и произошло с принятием новых справщиков. С другой стороны, правленый текст в нашем экземпляре триоди далеко не совпадает с печатным текстом никоновской триоди, в последнем замечается много новых исправлений, которые по отдельным службам иногда возрастают до значительного количества: например, в службе сырного четвертка насчитывается в одних лишь песнопениях 17 поправок перевода кроме исправлений в грамматике и орфографии, в песнопениях вторника первой седмицы — 39, в пяток 2-ой седмицы — 9, во вторник 3-ей седм. — 20 и т.д. Ясно, что текст никоновской триоди подвергался, по крайней мере, двойному исправлению. Такой порядок справы, по-видимому, был обычным при новой постановке книжного исправления: монах Евфимий пишет, что при исправлении славянской библии в 1674 — 16 гг. «Новый (Завет) переведеся яко мощно бы, точию начисто не прочтеся и не исправися преводником иеромонахом Епифанием)». Почерки справщиков в нашем экземпляре сменяют друг друга в последовательном порядке в высшей степени неправильно: равномерности в распределении количества работы не замечается никакой, нередко смена почерков происходит в средине паримии, синаксаря и даже песнопения. Большая часть исправлений и притом важнейших частей писана Евфимием: до повечерия понедельника первой седмицы его рука идет даже почти исключительно, почерк Захария встречается здесь в местах 4-х в мелких и кратких поправках.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3472...

По церковно-славянски «седмицей» называется неделя – дни с понедельника по воскресенье. Сплошные седмицы означают отсутствие поста в среду и пятницу. Они установлены Церковью как послабление перед многодневным постом или как отдых после него. Сплошные седмицы следующие: СВЯТКИ – с 7 до 18 января, то есть с Рождества Христова до Крещения. МЫТАРЯ И ФАРИСЕЯ – за две недели до Великого поста. СЫРНАЯ (масленица) – неделя перед Великим постом (разрешаются яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса). ПАСХАЛЬНАЯ (Светлая) – неделя после Пасхи. ТРОИЦКАЯ – неделя после Троицы (перед Петровым постом). Великий пост «Что такое Великий пост? Он есть драгоценный дар нам Спасителя нашего, Который Сам постился сорок дней и ночей, не ел и не пил; дар – поистине драгоценный для всех ищущих спасение, как умертвитель душевных страстей. Словом и примером Своим Господь узаконил его Своим последователям», – говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский . Великий пост – самый главный и строгий среди постов. Начинается он за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорока дней) и Страстной седмицы (недели перед Пасхой). Четыредесятница установлена в подражание Самому Господу Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней, а Страстная седмица – в воспоминание последних дней Его земной жизни, страданий, смерти и погребения. Таким образом, общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей составляет 48 дней. Великому посту предшествуют три недели, в течение которых святая Церковь начинает духовно подготавливаться к нему. Первая подготовительная неделя – «Неделя мытаря и фарисея» – называется «сплошной седмицей», потому что на ней нет поста на трапезе. В воскресенье во время Литургии читается Евангелие «О мытаре и фарисее» ( Лк.18:10-14 ). Этой притчей Церковь научает нас истинному смирению и покаянию, без которых пост будет бесплоден. Начиная с этой недели и до пятой недели Великого поста за всенощным бдением, после чтения Евангелия, поется молитва, которую слушают, преклонив колени: «Покаяния отверзи мне двери…»

http://azbyka.ru/o-postax-i-trapezax

«Пост, – говорится в одной древней книге, – делает человека умеренным, трезвым, стыдливым, молчаливым, целомудренным. Пост укрощает похоти, умеряет страсти, умножает святые желания, уничтожая порочные; все внутри нас в порядок приводит; развращенные помыслы отдаляет, знание насаждает, огнь похоти погашает, мысль тихим спокойствием исполняет и всегда от бури пороков защищает» («Нетленная пища», с. 235). Через подобающе исполненный пост мы приобщаемся Божественного света и любви, «сладости жизни во Христе Господе и Спасителе нашем» 71 . Понятие о Триоди Постной Службы Великого поста, а также подготовительных к нему Недель (начиная с Недели мытаря н фарисея и кончая Великой Субботой), т.е. периода, составляющего в обшей сложности 70 дней, помещены в богослужебной книге, называемой Триодью Постной. Свое название «Триодь» (по-гречески – «Триодион», т.е. трипеснец – от слов: «трио» – три и «оди» – песнь) получила оттого, что в ней больше всего содержится трипеснцев. Своим распространением в употреблении Триодь, как указывает синаксарий в Неделю о мытаре в фарисее, обязана св. Косме Маиумскому (VIII в.), современнику св. Иоанна Дамаскина . Впрочем, многие трипеснцы принадлежат более ранним песнотворцам, например, св. Андрею Критскому , которому принадлежат трипеснцы на повечериях Недели ваий, Понедельника, Вторника, Среды и Пятницы Страстной седмицы, а также великий канон, читаемый на первой и пятой Неделе Великого поста. В IX веке преподобные Иосиф и Феодор Студиты собрали все, что до них было писано, привели в надлежащий порядок, присоединили много своих стихир и канонов, и таким образом образовалась Триодь, заключавшая в себе около 160 служб – больших и малых. В XIV веке Триодь Постная была дополнена синаксариями, составленными Никифором Каллистом. Подготовительные Недели Великого поста Четыредесятницу предваряют четыре подготовительные Недели, а именно: о мытаре и фарисее (без седмицы), о блудном сыне (с седмицей), мясопустная, сыропустная (сырная). В продолжение подготовительных Недель Церковь приучает верующих к подвигу поста постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы она восстанавливает пост в среду и пятницу, затем возводит христиан на высшую ступень подготовительного воздержания запрещением вкушать мясную пищу и позволением употреблять лишь сырную.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Содержание Триоди состоит в кратком воспоминании благодеяний Божиих, явленных в сотворении и спасении мира. Она представляет, что человек, Богом созданный для блаженства, завистию змия нарушил заповедь Божию, данную для научения его послушанию и преданности воле Божией, в чем заключается наше блаженство, и утратил свое блаженство. Отверженный Богом, грешник водим был диаволом. По неизреченной любви к падшему человеку, Сын Божий снисшел на землю, сделался человеком и открыл ему Своим учением и примером новый путь к блаженству в вере в Бога, в смирении, посте, самоотвержении и других добродетелях и подвигах. Спаситель пострадал, умер, воскрес и вознесся на небо. По вознесении Своем ниспослал Он Духа Святого на Своих учеников и Апостолов. Руководимые Духом Божиим, они проповедали миру Спасителя Сыном Божиим и Богом совершенным, и от всех концов земли призвали членов в царство благодати и славы 210 . Таким образом содержание Триоди вкратце объемлет времена от сотворения мира до искупления его ходатайством Сына Божия. По неделям Четыредесятницы, заключающимся в Триоди, она разделяется на Великопостную и Цветную. Посему недели и в продолжение года можно разделить на три проследования, – на недели 1) Великопостной Триоди, 2) Цветной и 3) на недели вне Триоди. Недели Великопостной Триоди Как Господь по крещении Своем удалился в пустыню и там в уединении, посте и молитве провел 40 дней, так Православная Церковь вскоре после праздника Крещения своим Богослужением начинает приготовлять нас к подвигам великого поста, со времени проследования Великопостной Триоди. Триодь Великопостная содержит седмицы от недели Мытаря и Фарисея до Пасхи, и начинается постоянно за 70 дней до этого великого и светлого праздника. Но как для празднования Пасхи положены 35 дней, в которые она попеременно бывает, то и начало Великопостной Триоди, завися от времени празднования Пасхи, бываетъ между числами 11 января и 15 февраля. Сверх недель великого поста Триодь великопостная заключает в себе и четыре предшествующие ему недели, назначенные Церковию для приготовления нас к подвигам св. Четыредесятницы – священными воспоминаниями, руководствующими к истинному покаянию, и постепенным водворением пощения, которое после сплошной или первой приготовительной к великому посту седмицы, на следующей начинается двумя постными днями, и увеличивается на неделе сырной или мясопустной 211 . Из приготовительных недель первая, т. е. неделя мытаря и фарисея, принадлежит кругу Триоди только воскресным днем, а прочие дни ее стоят вне Триоди: ибо она начинается и оканчивается воскресным днем. Следовательно полных приготовительных к Четыредесятнице седмиц три, и, по словам Симеона, епископа Солунского, установлены в честь Св. Троицы 212 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Если же говорить о нарушении канонов, то по факту большая часть из них в буквальном смысле неприменима к современной церковной жизни. В том числе не соблюдаются некоторые правила и в отношении постов. Скажем, в то время, как правила говорят о постах по средам и пятницам, Типикон формально нарушает их, устанавливая в некоторые периоды сплошные седмицы! Так, согласно 49 главе Типикона, а вовсе не канонам, неделя мытаря и фарисея является сплошной. А помните причину? Данный обычай невоздержания появился в противовес арцивуриеву посту в ходе полемики греков с армянами с целью отвратить от ереси «треклятых армян». И хотя Николай Грамматик полагал, что сплошной эта неделя должна быть не вообще для всех, а лишь для тех, кто прежде держался ереси арцивуриевой, однако, мы с вами, не зная даже о цели данного канонического нарушения с радостью нарушаем канон о среде и пятнице и ничуть об этом не беспокоимся. А вот чтобы сделать сплошными дни Цветной Триоди, хотя этого прямо требует смысл этих дней, или сократить длительность Рождественского или Петрова постов требуется прямо-таки Вселенский Собор! А ведь ни один Вселенский Собор даже не устанавливал эти посты, чтобы была необходимость отменять эти установления!! И вообще, КАНОНЫ относительно поста говорят лишь О ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЕ, так что формально нет никаких канонических препятствий для того, чтобы изменять длительность других многодневных постов или добавлять посты новые! Причем, не только Поместные, но даже Домашние Церкви сами для себя могут это делать беспрепятственно!! — На каком основании? — спросите вы. А на том, что телесное воздержание само по себе не является добродетелью, исполнение которой требуется заповедью. Следовательно, и отсутствие его не является грехом, в котором есть необходимость каяться. Мы же с вами (на 74 занятии) подробно обсудили, что телесный пост в нравственном отношении является делом нейтральным, так сказать, «средним» между добродетелью и грехом. Это всего лишь инструмент, получающий свое значение не от обладания им, а от его применения. И сущность его не в соблюдении его, а в совершении определенной работы с помощью его. И таких инструментальных дел у нас не мало. К ним, например, относятся «брак, специальность (форма труда), богатство, уединение, бдение, чтение» и т.п.

http://azbyka.ru/video/84-post-domashnej...

     Понедельник, среда, пятница – сухоядение. Вторник, четверг – горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.      В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу. Рождественский пост 28 ноября – 6 января 2014      Рождественский (Филиппов) пост. В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова.      Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.      Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря).      Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье – пища с маслом.      В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом. Сплошные седмицы       Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.      Сплошных седмиц пять:      Святки – с 7 января по 18 января,      Мытаря и фарисея – за 2 недели до Великого Поста с 10 февраля 2014 по 16 февраля,      Сырная (масленица) – неделя перед Великим Постом (без мяса) с 24 февраля 2014 по 2 марта,      Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи с 21 апреля по 27 апреля 2014,      Троицкая – неделя после Троицы с 9 июня по 15 июня 2014. Пост в среду и пятницу      Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, – рыба.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2391...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010