Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2011-11-12 19:31:19 Владелец: mayabossi Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: dobriy vecher,ikonu mi kupili na rinke antikvariata v ispanii,prodovec skazala chto ona russkaya ikona,a vot kto na ney neizvestno ,net ni kakih nadpisey,budu ochen rada pomoshi. [Добавлено 2011-11-13 09:47:03]: a est li predpologeniya skolko ey moget bit let,ona bila kuplena u odnoy golandki,v ispanii,po ee rasskazam ikona prendlegala ee babushke,kotoraya bila russkoy,esli konechno vse eto pravada [Добавлено 2011-11-13 14:15:31]: a eshe na etoy ikone net ni kakoy nadpisi,a szadi est dava kolishka [Добавлено 2011-11-14 14:49:42]: v obshem strannaya ikona,samoe glavnoe ona seychas u menya t.e na russkoy territorii,a kakuyu cennost i v kakom veke gde ona bila napisana eto ne imeet znacheniya ved pravda,glavnoe imeetsa duhovnaya cennost.prosto ineresno bilo uznat kto na ney no vidimo eto ne tak to prosto.u nas k sogaleniyu sdes ekspertov po russkim ikonam net,a vozmognosti v rossiyu svozit toge net.spasibo bolshoe vsem [Добавлено 2011-11-15 15:04:55]: spasibo bolsho posmotryu,i esli chto uznayu obazatelno otpishu [Добавлено 2011-11-27 09:16:21]: sapsibo bolshoe za vashe opoznanie,no ya dumayu vi oshibaetes,na novuyu ona sovsem ne pohoga,nu a esli i novaya to mne vse ravno.hotelos bi znat kto na ney izobragen Попытки опознаний [ 2011-11-12 23:26:18 ] Tasha : Утверждать не могу, но мне кажется, что это икона Господа " Спас Оплечный " . [ 2011-11-13 06:54:38 ] tol : В общем иконография типична для икон Спаса - и лицо похоже, и сине-красные одежды (возможно, его и рисовали), но отсутствие креста на нимбе и вообще каких-то подписей, отождествляющих изображенного человека со Христом говорит о том, что в принципе (по канонам), это просто икона какого-то святого. Хотя, если не придираться к канонам иконографии, если Вы верите, что это Христос, и молитесь перед этой иконой ко Христу, то наверно для Вас это икона Христа без сомнения... В ином случае, если кто-то скажет, что рисовали, например, Иоанна Предтечу, то возразить опять же на это сложно. Мы видим с левой стороны крепления, значит икона приделывалась к чему-то еще. Вполне возможно, если это икона Иоанна, то она могла быть частью деисуса, выполненого в виде трех соединяемых икон, где слева была икона Богородицы, по центру - Спаса, а справа - вот эта икона. Но это не факт, а лишь мое предположение, которое может быть неверным.

http://pravicon.com/unknown-7

Прп. Никита Мидикийский. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 94) С легализацией христианства тип I. c. приходит в иконографию офиц. гос. религии. По мнению исследователей христ. культуры, «изображение Христа появляется сначала как clipeus, т. е. в той форме, в какой мы могли видеть важнейшие традиционные изображения императора» ( Бельтинг. 2002. С. 130). Известно, что образ Иисуса Христа из Камулианы, традиция поклонения к-рому зафиксирована в VI в., так же как офиц. образ императора, носили в процессиях ( Dobsch ü tz. 1899. S. 41; Бельтинг. 2002. С. 75-76). От этого времени сохранилась икона ап. Петра, в верхней части которой в медальонах, подобно изображениям на античных щитах, помещены образы Иисуса Христа, Богоматери и ап. Иоанна Богослова (VI-VII вв., монастырь вмц. Екатерины на Синае). Форму I. c. унаследовал один из основных типов иконографии Богоматери - Никопея , где Младенец Христос изображен прямолично в медальоне на лоне Пресв. Девы. Уникальным свидетельством существования икон круглой формы в эпоху восстановления иконопочитания являются миниатюры сер. IX в. в Хлудовской Псалтири (ГИМ. Греч. 129д. Л. 3 об., 4, 12, 23 об., 44, 48 об., 51 об., 64, 86, 97 об., 154). Поскольку Хлудовская Псалтирь, как и ряд примыкающих к ней рукописей, представляет собой позднейшую редакцию раннехрист. памятника ( Лазарев. 1986. С. 60), можно предположить, что круглая форма икон в указанной рукописи определена более ранним образцом. С иконами типа I. c. в руках (как правило, оплечный образ Иисуса Христа) изображаются исторические лица - защитники иконопочитания: имп. Феодора (в Минологии Василия II - Vat. gr. 1613. P. 392, 976-1025 гг.); игум. Никита Исповедник, Мидикийский (Ibid. P. 94) - c образом Иисуса Христа по типу «Спас Нерукотворный»; свт. Никифор, патриарх К-польский (в Хлудовской Псалтири, попирающий Иоанна Грамматика (Л. 51 об.), вместе с прп. Феодором Студитом (в Лондонской Псалтири - Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 27v, 1066 г.); прп. Стефан Новый (в Минологии Василия II - P. 210; в Лондонской Псалтири - Fol. 117). Образ круглой формы может рассматриваться не как отдельное иконное изображение, а как знак иконы. После победы над иконоборцами получила распространение иконография «Собор архангелов» («Собор небесных сил бесплотных»), смысловым и композиционным центром к-рой является образ Христа, к-рый архангелы несут «на щите».

http://pravenc.ru/text/389473.html

Икона «Спас Оплечный». Вторая половина XI века.      (Окончание. Начало см.: Страна красоты ) Бди, чтобы не утратить благодать. А если ты молод, невинен и, в силу своей невинности, красив, тогда бди, чтобы не утратить красоту своей души и лица. Ты красива, когда молода, и станешь еще красивее, если не будешь краситься, а останешься такой, какой тебя создал Бог. И когда утром помолишься и потом пойдешь на работу, в школу, на фирму, куда угодно ненакрашенная, у тебя уже будет другая красота – твоя собственная красота, твой собственный образ, твое лицо, уникальное и неповторимое, подобного которому нет на целом свете. В то время как грим и непомерное прихорашивание делают тебя такой же, как масса других женщин и девушек, ужасно похожих на тебя. Это я и увидел тем субботним вечером в электричке. Все были одеты одинаково, причесаны одинаково. Но ты ведь так утрачиваешь свою индивидуальность! Это я и хочу тебе сегодня сказать: научись быть красивым (красивой) по-своему. Как, например, у святого Георгия есть свои черты, своя святость, своя красота, и у святой Марины, святой Фотинии тоже есть своя святость, которой нет больше ни у одной святой. Существует и такая красота, которая не позаимствована ни у кого и не скопирована. Стяжи же свою собственную красоту. Ты очень красива, я это хочу тебе сказать, поэтому прояви красоту своей души. И знаешь, как ее проявить? Когда ты предоставляешь Христу смотреть на тебя, стоя перед Христом, когда ты принимаешь сияние Его лика, ты перенимаешь красоту Его лика, которая отражается на твоем лице, и это становится видимо для других. Самое красивое зеркало, в которое ты можешь посмотреться и привести себя в порядок, – это лик Христа Самое красивое зеркало, в которое ты можешь посмотреться и привести себя в порядок, – это лик Христа. Там мы видим наш первообраз, нашу конечную цель. Там, в лике Христовом, мы видим, какими хорошими можем стать; видим, что можем стать подобными Ему. «Преврати, Господи, безобразие лица моего в красоту» – так восхитительно поется в одном тропаре на Страстной седмице . Мы получили от Бога много благодати в день, когда крестились, но потом в нас вошло другое: пороки, лукавство, скверна, и мы изменились и одичали. Но я видел пожилых людей, которые выглядели как дети, видел прекрасные старческие лица, видел бабушку, глаза которой сияли, а лицо светилось. Лицо, которого никогда не касались помада, косметика, маски, а только вода и мыло. Но лицо ее сияло. Оно прекрасно, потому что она молится, потому что она причащается Христа, потому что любит, потому что в жизни много подвизалась, а лицо подвижника всегда делается прекрасным.

http://pravoslavie.ru/126114.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Спас Златые Власы - описание Икона давно вошла в научный оборот, но не привлекала целенаправленного интереса исследователей. Исключение представляет статья А. И Яковлевой, посвященная непосредственно публикуемому памятнику. Ряд исследователей датируют икону рубежом XII-XIII веков (И. Э. Грабарь, Г. И. Вздорнов), другие - началом XIII столетия (А. И. Анисимов, В. Н. Лазарев, О. В. Зонов, Н. К. Голейзовский, Т. В. Толстая). Все они единодушны, что икона принадлежит домонгольскому периоду. К более поздней эпохе ее отнесли Д. В. Айналов (конец XIII в.), и Н. П. Кондаков (XV в.). издавна находится в Кремлевском Успенском соборе, но неизвестно, как он туда попал. Бытование иконы прослеживается по соборным описям только с начала XVIII века (Описи Успенского собора 1701 и 1771 гг.//РИБ. - СПб., 1876. Т. III, Стб. 435, 515, 687.). В предшествующих описях ее невозможно выделить из многочисленных . Возможно, в более раннее время она находилась в алтаре, а позднее - над входом в жертвенник собора. Сохранность иконы не идеальная: ее исторический путь отмечен чинками, поновлениями, утратами и изменением колорита. относили и к новгородской школе иконописи, и к ростово-суздальской, и к ярославской, и к Средней Руси. В. Н. Лазарев полагал, что икона является Византии (Лазарев В. Н. История византийской живописи. - М., 1947. С. 181.). На полях иконы сохранились фрагменты текста, написанного уставом. На левом поле читается приветствие: ; далее неразборчиво: : : : : На верхнем и правом полях помещено речение Христа из Евангелия от Иоанна (8:12): ( ). Надпись на нижнем поле не читается. Оплечный Спас выписан крупным планом, его плечи почти срезаны полями иконы. За головой Христа помещен крест ярко-зеленого цвета, на котором выписаны драгоценные камни и жемчуга. Нимб отсутствует, что достаточно редкий случай в иконографии Спасителя. Фон иконы первоначально был густого синего цвета. На нем симметрично расположены четыре стилизованных золотых медальона.

http://pravicon.com/info-889

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВСЕВОЛОД (ИОАНН) КОНСТАНТИНОВИЧ Церковь в честь Преображения Господня в Спасо-Преображенском мон-ре в Ярославле. Заложена в 1216 г., перестроена в 1506–1516 гг. Фотография. 2001 г. Церковь в честь Преображения Господня в Спасо-Преображенском мон-ре в Ярославле. Заложена в 1216 г., перестроена в 1506–1516 гг. Фотография. 2001 г. (18.06.1210, Ростов - 4.03.1238, на р. Сить, притоке р. Мологи в Ярославском княжестве), родоначальник 1-й династии ярославских князей, 2-й сын блгв. вел. кн. Константина Всеволодовича и кнг. Агафии Мстиславны, отец блгв. князей Василия Всеволодовича и Константина Всеволодовича . Согласно завещанию вел. кн. Константина, В. К. сразу же после смерти отца (2 февр. 1218) получил Ярославское княжество, по-видимому, ему также досталась территория, находившаяся к северу от Кубенского оз. Опекуном осиротевших сыновей вел. кн. Константина стал блгв. вел. кн. Георгий (Юрий) Всеволодович . После переезда из Владимира В. К. жил в Ярославле во дворце, построенном отцом. Князь восстанавливал город после опустошительного пожара 27 июня 1221 г. 6 авг. 1224 г. в присутствии В. К. Ростовский еп. Кирилл I освятил в ярославском в честь Преображения Господня муж. мон-ре Преображенскую ц., к-рую «заложил благоверныи князь Костянтин, а сверши ю сын его Всеволод» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 447). В сер. XVI в. именно данный факт был включен в краткую биографию В. К., составленную для родословия ярославских князей (РГБ. Ф. 256. Рум. 349. Л. 105). Из Ярославля и его окрестностей происходит ряд шедевров древнерус. живописи, датируемых временем правления В. К.: иконы «Богоматерь Влахернитисса» («Великая Панагия» (ГТГ), «Спас оплечный» (ЯХМ), стоявший над гробницей детей В. К.- блгв. князей Василия и Константина, «Спас» из с. Гавшинка (ГМиАР), а также миниатюры из «Спасского Евангелия» (ЯИХМЗ) ( Смирнова Э. С. Иконы Сев.-Вост. Руси. М., 2004). С сер. 20-х гг. XIII в. В. К. участвовал во всех крупных военных операциях князей Сев.-Вост. Руси: летом 1224 г. по приказу вел. кн. Георгия вместе с дядей блгв. кн. Владимиром (Димитрием) Всеволодовичем В. К. во главе владимиро-суздальской рати ходил в поход на помощь Новгороду, к-рый вел войну в Прибалтике против епископа Риги и крестоносцев, спустя 2 года В. К. вместе с братьями под командованием вел. кн. Георгия был в походе против курского кн. Олега Игоревича, оспаривавшего право на Черниговское княжество у троюродного племянника - блгв. кн. Михаила Всеволодовича , союзника правителей Сев.-Вост. Руси. Благодаря посредничеству киевского кн. Владимира Рюриковича прибывший навстречу войскам митр. Кирилл I в 1226 г. склонил противоборствующие стороны к миру, а вел. кн. Георгий отпустил племянников «кождо их и в свою власть».

http://pravenc.ru/text/155474.html

В Покровский собор на Красной площади в Москве возвращена утерянная 90 лет назад чудотворная икона «Господь Вседержитель» 15 октября 2019 г. 12:38 Икона XVII века «Господь Вседержитель (Спас Москворецкий)», утерянная в 1920-е годы, возвращена на свое историческое место — в собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву  (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве, являющийся действующим храмом и музеем. С 14 октября 2019 года святыня доступна для посетителей и прихожан храма, сообщает  ТАСС . «Только что прошел факт передачи Государственному историческому музею уникальнейшего памятника русской культуры, русского иконописного искусства. Я думаю, что уникального и исторического памятника, потому что он тесным образом связан с историей Москвы, историей нашего государства. Это икона " Господь Вседержитель " — дар, сделанный известным коллекционером Станиславом Николаевым и Игорем Левитиным (помощником Президента РФ. — прим. ред.)», — отметил директор Исторического музея Алексей Левыкин. Чудотворный образ, почитавшийся москвичами, считался утерянным после 1927 года. В 2018 году его обнаружил на антикварном рынке и выкупил коллекционер Станислав Николаев, председатель совета директоров компании «Меркатор Холдинг». «Икона обрела свое место — надеюсь, на долгие годы, а может быть, и века. Икона попала ко мне, как я уже говорил, совершенно случайно. И мы с попечительским советом, которым руководит И.Е. Левитин, приняли решение, получили благословение Патриарха — и таким образом икона пришла сюда, на свое место», — отметил С.Ю. Николаев. По словам дарителя, «чудотворная икона не может быть в частной коллекции… Чудотворная икона не может дарить чудеса одному человеку или одной семье, она должна дарить чудеса всем страждущим». «Я бы хотел от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла поблагодарить Станислава Юрьевича, Игоря Евгеньевича за то, что святыня нашего народа, нашей Церкви возвращена на свое историческое место, и верующие люди имеют сегодня возможность молиться перед этим Спасом Москворецким, который, по преданию, был чудотворным, и от него люди по молитве получали очень много исцелений», — сказал наместник Сретенского ставропигиального монастыря , викарий Патриарха Московского и всея Руси архиепископ Верейский Амвросий на церемонии передачи иконы. Первоначально образ «Спас Москворецкий» размещался недалеко от Покровского собора — в нише Москворецких ворот Китайгородской стены, снесенных в начале XIX века, затем был передан в храм Василия Блаженного. По своей иконографии чудотворный образ Спасителя принадлежит к иконографическому изводу «Москворецкий», для которого характерны оплечное изображение Господа Иисуса Христа с благословляющей десницей и раскрытым Евангелием в левой руке. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5513155.ht...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Что такое «небеса»? 1 мин., 17.04.2015 Александр Лавданский, иконописец, основатель мастерской церковного искусства «Киноварь» В храмовой архитектуре «небесами» называют потолок, свод, потолочные перекрытия. В церковной деревянной архитектуре Русского Севера «небеса» имеют вполне определенный вид и даже функцию. Это деревянные плоские клинья, соединяющиеся в центральном кольце. Их устраивали, создавая подобие купола, как в каменных храмах, с целью визуально увеличить пространство, а также сохранить тепло. К слову сказать, у каждого архитектурного элемента храма есть свое название: небеса, паруса, своды… За каждым закреплено не только функциональное назначение, но и символическое. Купол — это всегда символ неба. Поэтому на «небесах», которые в деревянных храмах были еще и доминирующим цветовым пятном, изображались иконографические сюжеты и сцены, происходящие по христианским догматам на небе. В центре находилась большая круглая доска, где изображался оплечный Спаситель с благословляющим жестом. На клиньях — ангелы, херувимы, серафимы и пророки в полный рост. В Воскресенском соборе города Тутаева находится чудотвор­ная икона Спасителя. Этот огромный, просто гигантских размеров, образ «Всемилостивый Спас Нерукотворный» имеет почти три метра в высоту. Дважды в год верующие идут с этой иконой крестным ходом. Когда-то Спас, написанный, по преданию, b XIV веке св. Дионисием Глушицким, был центральной иконой «небес» старого деревянного храма Бориса и Глеба. Храм сгорел, икона долго кочевала из храма в храм, была даже в Ростове. Но вернулась в Романов-Борисоглебск (Тутаев) и стала чтимой иконой. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/chto-takoe-nebesa.html

«Для нас удивительно, с каким тщанием старообрядцы старались сохранить древнерусские памятники, - говорила Зотова. - Буквально за день до открытия выставки в музей пришел коллекционер и передал нам образ XVI века – «Благовещенье». Это спилок со старообрядческой реставрации. Он был сохранен в семье, правда, мы до сих пор занимаемся его атрибуцией. Еще не выяснено, из какой области он происходит – Владимирской или Нижегородской». На выставке представлен целый комплекс памятников Поморья XVIII-XIX вв. Это и поморская икона – прп. Александр Ошевенский начала XIX века, и рукописные книги и медно-литая пластика. «Книжная традиция, традиция медного литья получила свое продолжение уже в Москве. Именно поэтому мы представляем здесь памятники общины Преображенского кладбища, - говорит Зотова. - Медно-литая пластики из коллекции Михаила Чуванова. Иконы из мастерской Марии Соколовой. Моя мечта была единственный раз собрать все вместе из ее мастерской, которая появилась в 1880 году и работала до начала века. В 80-х года XIX века мастерская Соколовой начала работать с серебром, что мы демонстрируем на выставке, наряду с латунными иконами, украшенными разноцветными эмалями. Здесь же находятся работы мастера Егора Ивановича Закаткина, состоявшего на фабрике купцов Гучковых. Его резьба по дереву, по кости, по металлу удивительна. Весь свой накопленный научный опыт и потенциал я попыталась донести до зрителя здесь и сейчас музейным языком, – призналась Елена Зотова». Все представленные иконы уникальны. Некоторые – из редких коллекций, или принадлежат почти неизвестным школам - сызранской, невьянской, гуслицкой. Есть иконы крупнейших когда-то старообрядческих храмов, например, из Успенского собора на Апухтинке, храма Тверской общины, моленных в Коломенском. Представлены на выставке и редкие образы. Куратор особое внимание уделила иконе Спас Оплечный XX века, исполненной в тонкой живописной манере. Икона принадлежит коллекции Е.С. Егорова. «Есть вещи, которые останавливают сразу. Эта икона из Государственного исторического музея  демонстрирует нам широту, разнообразие старообрядческих коллекций, - пояснила куратор выставки. - В первом разделе экспозиции есть древние памятники из собрания Егорова. Спас Оплечный также принадлежит Егорову. Но эта поздняя икона - свидетельство не только разнообразия коллекции, но и широты собирательского интереса».

http://pravoslavie.ru/399.html

– Это часть наследия того героического поколения реставраторов, которые (порой в ситуации, когда их деятельность была полузапрещенной) не просто сохраняли наследие древнерусского искусства, но и осмысляли его, делали доступным и понятным для других людей. Адольф Николаевич не ограничивался лишь технологическими поисками в своей работе. Предметом его интереса стали различные иконографические поиски в произведениях, которые он копировал. Постепенно, шаг за шагом, Адольф Николаевич пришел к идее, что в иконе существуют внутренние законы, появившиеся еще с древних времен. Например, существовал определенный порядок нанесения красок, который имеет и глубокий богословский смысл, ведь в иконе нужно показать мир невидимый, нездешний. Это тот опыт, который выстраивается на протяжении многих веков церковной истории. Итак, сначала фон. Он может быть золотым, серебряным, цветным. Поверх такого фона накладывается рисунок, намечается композиция. Потом он начинает уточнятся. Здесь имеет значение всё, в том числе – символика цвета… Это сейчас мы много знаем обо всем этом, в том числе как раз благодаря деятельности Овчинникова, а тогда, в СССР, раскрытие и тщательное изучение икон стало подлинным откровением для жителей Советского Союза. Спас (оплечный). Первая половина – середина XVI века (?), с позднейшими поновлениями. ГТГ Он пришел к идее, что в иконе существуют внутренние законы, появившиеся еще с древних времен Еще одна икона, на которую стоит обратить внимание на выставке, – Спас (оплечный) (XVI в.?) из собрания Третьяковской галереи. В ее исследовании участвовал Адольф Николаевич Овчинников, но и сейчас исследования этого образа продолжаются. Причем при подготовке к этой выставке удалось выявить еще очень интересные сведения, которые сейчас обобщаются и осмысляются учеными Третьяковской галереи, среди которых – Елена Саенкова, куратор выставки, заведующая отделом древнерусского искусства Третьяковской галереи. Так что впереди – новые открытия. Икона «Архангел Михаил – грозных сил воевода» рубежа XVI–XVII вв.

http://pravoslavie.ru/158246.html

В конхе апсиды помещена Богоматерь «Платитера», ниже в 4 ряда расположены погрудные образы пророков, «Причащение апостолов», «Свыше пророцы Тя предвозвестиша» и «Служба св. отцов». В композиции «Свыше пророцы Тя предвозвестиша» Богоматерь с Младенцем на лоне не восседает, как обычно, на троне, а помещена в медальон в виде огненного диска с 7 языками пламени, к-рый исходит из сосуда, стоящего на престоле вместе с кадильницей и ковшом для вина. С каждой стороны медальон с Богоматерью фланкируют 6 пророков, стоящих под арками. На фронтоне апсидной арки изображено «Гостеприимство Авраама» («Св. Троица»), на вост. стене по сторонам апсиды - ростовые фигуры первомч. Стефана, свт. Кирилла Александрийского, сщмч. Дионисия Ареопагита и ап. от 70 Филиппа, на своде вимы - сцены двунадесятых праздников и Богородичного цикла, над конхой жертвенника - Спас Еммануил, стоящий по пояс в потире, в конхе жертвенника - «Спас во гробе», ниже - Богоматерь и ап. Иоанн Богослов (под ними диптихи с именами для поминания); на сев. стене алтаря вертикальными рядами - погрудные изображения святых, сцены «Страшного Суда», прп. Андрей Критский и видение свт. Петра Александрийского, под ними - святые в рост и Мелхиседек; на своде жертвенника под арками - поясные изображения мучеников-юношей; в конхе диаконника - «Христос Великий Архиерей», ниже - свт. Григорий Палама, свт. Марк Эфесский и прп. Алипий Столпник, над конхой - св. Иоанн Предтеча; на юж. стене алтаря вертикальными рядами - погрудные образы святых, сцены «Страшного Суда», священномученики Елевферий и Ферапонт, под ними - прор. Даниил и 3 отрока Вавилонских; на своде диаконника под аркой - поясные изображения мучеников-средовеков. В куполе представлен Христос Пантократор (вокруг «Небесная литургия»), в барабане - пророки в рост и оплечные образы святых, в парусах - евангелисты с символами, на сев. своде - чудеса Христа, в люнете свода справа и слева от окна - «Исцеление расслабленного» и «Преполовение Пятидесятницы», ниже - композиция «О Тебе радуется», под ней - прп. Иоанн Дамаскин; на юж. своде - чудеса Христа, в люнете свода - «Неопалимая Купина» и «Жертвоприношение Авраама», ниже - «Собор всех святых»; на зап. своде - сцены Страстного цикла, в люнете свода - «Распятие», ниже - «Иосиф Аримафейский перед Пилатом», «Снятие с креста», «Оплакивание», под этими сценами - погрудные изображения мч. Нестора, нмч. Иоанна Нового из Янины и ктиторская надпись, на своде юго-зап. компартимента - Христос «Великого Совета Ангел» и сцены жития ветхозаветного патриарха Иосифа, на своде сев.-зап. компартимента - Спас Еммануил и притча о блудном сыне в 4 сценах.

http://pravenc.ru/text/1319917.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010