Вспоминается очень близкий по изображению древний византийский образ Богоматери, установленный с великой честью и почитанием в соборе святого Марка в Венеции. Богоматерь так же, как и на иконе Знамения, изображена анфас, образ также поясной, только руки Богоматери опущены под спускающимся с плеч небесно-синим мафорием. На груди — образ Младенца Христа, так же анфас, но только оплечный. Лик Богоматери ясен, спокоен, широко открыты большие глаза — образ тихого и спокойного торжества, и называется этот образ NIKOPEIA — “Победительница”. По краям и нимбам Богоматери и Христа образ богато убран крупными драгоценными камнями и окружен клеймами с изображением молящихся святых, отделенными одно от другого вставками из драгоценных камней. Образ несомненно был очень почитаем в Византии и нес с собою, как и образ “Знамение”, победу, откуда и его название. Да, победа нужна нам, особенно, может быть, победа над злом внутри нас, победа насколько неожидаемая, настолько драгоценная. Эта победа приходит не от нас, скорее даже вопреки нам, сохраняющим в тайниках своих неизжитое, непобежденное зло. Зло это гнездится в наших недрах, не уходит ни с ходом времени, ни даже с желанием стать выше его и его победить. Зло остается и укореняется, его не растворяют и переносимые скорби (а скорби — как раз для того, чтобы обнаружить в себе это зло и победить его!), напротив, лютые печали даже как бы закрепляют, цементируют зло, и оно остается тяжелым и неподвижным на дне твоего существа. В минуты искреннего желания победить свое зло человек ощущает, что это невозможно, что своими силами он ничего здесь сделать не может, ведь злое начало стало как будто органичным, неподатливым, укоренившимся. И вдруг, о, чудо! В какой-то момент, который ты даже не можешь отчетливо проследить, что-то стронулось, сдвинулось в глубине твоего существа, страшная глыба подалась с места, и, подавшись, стала уменьшаться, чудесным образом таять и превратилась в ничто, будто и не бывшее никогда! Что случилось? И как случилось это чудо? Как совершилось то, что казалось невозможным? Как стронулся и растаял этот ком зла, о котором ты скорбел, но который ты тем не менее не мог изменить в себе?

http://pravmir.ru/krug-bogorodichnyiy/

И выразительная линия, и плотные густые мазки создают их объемы. Архитектурные формы, представленные на иконе, столь же объемны и вещественны. Разноракурсное изображение фигур и архитектуры пространственно разворачивает сцену, захватывая зрителя ритмом форм. Взгляды всех участников сцены направлены на зрителя. В этой иконе то же впечатление достоверности, что и в иконе «Архангел Михаил». Но цветовое решение иконы «Рождество Богоматери» иное. Здесь все построено на сочетании разбеленных, высветленных красок – голубой, зеленой, красной, причем холодные цвета преобладают. Однако различие в колорите на иконах «Рождество Богоматери» и «Архангел Михаил» не провинциальное – колорит обеих построен не на цветовом контрасте, а на тональной близости цветов: темных, сумрачных в «Архангеле Михаиле» и высветленных, холодных в «Рождестве Богоматери». Правда, в последней иконе красный цвет достаточно самостоятелен, но он приглушен голубоватыми пробелами, художник явно стремится подчинить его холодным цветам. В XIV в. принцип тонального колорита становится характерной особенностью тверской школы. Царские врата XIV в. (Третьяковская галерея) свидетельствуют еще об одной художественной манере в тверской живописи. Их создатели заняты не столько поисками пластической выразительности, сколько решением идеи светоносности изображения. Памятник столичного круга этого времени – маленькая иконка «Богоматерь Петровская» (Третьяковская галерея) отмечена богатством художественной нюансировки, единством пластического, пространственного и цветового решений образа. Согласно преданию, первую икону такого извода написал митрополит Петр. В тверской иконе на киноварном фоне изображена оплечно Богоматерь с Младенцем, их лица и руки сближены, их нимбы слиты. Черты лица Богоматери отличаются конкретностью: припухлые губы, низко опустившиеся веки, складки на лбу от сдвинутых бровей. Пластика лица создана наложением плотных светлых охр на темный санкирь, открытый в местах тени. Сверкающие движки белил и темные четкие описи завершают образование формы.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России. Многие чтимые иконы этого типа не случайно приписывали кисти апостола Луки. К наиболее известным вариантам Одигитрии относятся: " Смоленская " , " Иверская " (Вратарница), " Тихвинская " , " Грузинская " , " Иерусалимская " , " Троеручица " , " Страстная " , " Ченстоховская " , " Кипрская " , " Абалацкая " , " Споручница грешных " и многие другие. Небольшие иконографические различия в деталях связаны с подробностями истории происхождения каждого конкретного образа. Так третья рука у иконы " Троеручица " добавлена св. Иоанном Дамаскиным, когда по его молитве Богородица восстановила отрубленную его руку. Кровоточащая ранка на щеке " Иверской " возвращает нас во времена иконоборчества, когда этот образ был подвергнут нападению отвергающих иконы: от удара копья из иконы истекла кровь, что повергло свидетелей в неописуемый ужас. На иконе Богоматери " Страстная " обычно изображают двух ангелов, летящих к Младенцу с орудиями страстей, тем самым, предвозвещая Его страдания за нас. В результате этого сюжетного поворота несколько изменена поза Младенца Христа - Он изображен в полоборот, смотрящим на ангелов, Его руки держатся за руку Марии. Каждая из таких деталей достойна внимательного рассмотрения, но за неимением в данном случае такой возможности оставим это для уединенного созерцания. Как правило, в " Одигитрии " Богоматерь представлена в поясном изображении, но встречаются и оплечные композиции богородичных икон; к таким относятся " Казанская " , " Петровская " , " Игоревская " . Здесь разрабатывается та же тема, но в некотором сокращенном варианте. Третий тип богородичных икон на Руси получил наименование " Умиление " , что является не совсем точным переводом греческого слова " Елеуса " ( λεουσα ), т.е. " Милостивая " . Этим эпитетом в Византии величали саму Богородицу и многие из Ее икон, но со временем, в русской иконографии, наименование " Умиление " [ 6 ] стали связывать с определенной иконографической схемой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1463...

Преображение Господне — картины, иконы и фрески Преображение Господне — один из самый ярких новозаветных сюжетов в церковном и светском искусстве. Как он развивался в течение многих веков? 18 августа, 2016 Преображение Господне — один из самый ярких новозаветных сюжетов в церковном и светском искусстве. Как он развивался в течение многих веков? Преображение Господне — один из самый ярких новозаветных сюжетов в церковном и светском искусстве. Как он развивался в течение многих веков? От автора: У экзамена по истории искусства обычно есть «экстремальная» часть, называется — «угадайка». Преподаватель показывает студенту фотографию того или иного произведения, а тот должен назвать период, стиль, автора, музей, где хранится произведение или город, если это здание. Иногда могут попросить назвать конкретное место картины в музейном зале. Для преподавателя «угадайка» — это прекрасная возможность быстро понять, что же в действительности знает студент. А для студента — это три минуты чистого адреналина в крови. Итак, сыграем в «угадайку»? Я описываю одно произведение — вы угадываете название. В центре мозаики большой круг, внутри которого на голубом с золотыми звездами фоне изображен богато украшенный четырехконечный Крест. В пересечении ветвей Креста — медальон с оплечным изображением Спасителя. Над Крестом по-гречески написано заглавными буквами слово «Ι Χ Θ Υ Σ» — «рыба». Это первые буквы слов фразы «Ιησος Χριστς Θεο Υς Σωτρ» — «Иисус Христос Бога Сын Спаситель»; у подножия Креста помещена надпись «SALUS MUNDI» на латыни это означает «Спаситель мира». Над голубым кругом, среди розовых и голубых облаков изображена десница Бога Отца. По сторонам от Креста, на фоне пейзажа (скорее лесного, так как изображено много деревьев, кустов и птиц) изображены три белых агнца, взирающие на Крест. Прямо под Крестом изображен святой в епископском облачении с воздетыми в молитве руками, или на языке искусствоведения — «в позе оранта». Согласно подписи, это святой Аполлинарий. Справа и слева от фигуры святого находятся белоснежные агнцы (по шесть с каждой стороны), Между агнцами — пышно цветущие белые лилии.

http://pravmir.ru/preobrazhenie-gospodne...

Вспоминается очень близкий по изображению древний византийский образ Богоматери, установленный с великой честью и почитанием в соборе святого Марка в Венеции. Богоматерь так же, как и на иконе Знамения, изображена анфас, образ также поясной, только руки Богоматери опущены под спускающимся с плеч небесно-синим мафорием. На груди – образ Младенца Христа, так же анфас, но только оплечный. Лик Богоматери ясен, спокоен, широко открыты большие глаза – образ тихого и спокойного торжества, и называется этот образ NIKOPEIA – «Победительница». По краям и нимбам Богоматери и Христа образ богато убран крупными драгоценными камнями и окружен клеймами с изображением молящихся святых, отделенными одно от другого вставками из драгоценных камней. Образ несомненно был очень почитаем в Византии и нес с собою, как и образ «Знамение», победу, откуда и его название. Да, победа нужна нам, особенно, может быть, победа над злом внутри нас, победа насколько неожидаемая, настолько драгоценная. Эта победа приходит не от нас, скорее даже вопреки нам, сохраняющим в тайниках своих неизжитое, непобежденное зло. Зло это гнездится в наших недрах, не уходит ни с ходом времени, ни даже с желанием стать выше его и его победить. Зло остается и укореняется, его не растворяют и переносимые скорби (а скорби – как раз для того, чтобы обнаружить в себе это зло и победить его!), напротив, лютые печали даже как бы закрепляют, цементируют зло, и оно остается тяжелым и неподвижным на дне твоего существа. В минуты искреннего желания победить свое зло человек ощущает, что это невозможно, что своими силами он ничего здесь сделать не может, ведь злое начало стало как будто органичным, неподатливым, укоренившимся. И вдруг, о, чудо! В какой-то момент, который ты даже не можешь отчетливо проследить, что-то стронулось, сдвинулось в глубине твоего существа, страшная глыба подалась с места, и, подавшись, стала уменьшаться, чудесным образом таять и превратилась в ничто, будто и не бывшее никогда! Что случилось? И как случилось это чудо? Как совершилось то, что казалось невозможным? Как стронулся и растаял этот ком зла, о котором ты скорбел, но который ты тем не менее не мог изменить в себе?

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

п. («Бой шаха с рим. имп. Валерианом I», 60-е гг. IV в., Кабинет медалей Национальной б-ки, Париж), зороастрийские божества, символы зороастризма, изображения жреца с барсумом (ритуальным пучком веток) в руке, стоящего перед алтарем огня. В многочисленной среде христиан Ирана эти типичные сюжеты нередко трансформировались в христианские (изображения крестов, сюжеты «Даниил во рву львином» и «Жертвоприношение Авраама», «Вход Господень в Иерусалим», коленопреклоненные перед крестом ангелы с венцом в руках, изображение Богоматери с Младенцем). Так, в изображение царя или героя, сражающегося со львом, добавлялись 2-й лев и кресты (в руках Даниила), что видоизменяло сцену в композицию «Даниил во рву львином». На нек-рых печатях в руке жреца вместо барсума изображен крест, на других - крест помещен на алтаре, заменяя языки пламени; изображение жреца перед алтарем огня с бараном - жертвой храму - за ним, такое же изображение с крестом, к-рое могло быть истолковано как «Жертвоприношение Авраама». В ряде случаев печати с подобными сюжетами снабжались среднеперсид. надписями, среди них встречались зороастрийские теофорные имена и магические формулы (гл. обр. в позднесасанидское время). С араб. завоеванием гос-ва Сасанидов и ближневост. территорий Византийской империи из Г. фактически исчезли фигуративные изображения, широкое распространение получили геммы с каллиграфическими надписями. В Китае эпохи средневековья Г. представлена в основном печатями с каллиграфически тонкими резными текстами; изображения сцен и портретов не встречаются. Раннехристианская Г. Поклонение Кресту. Камея. IV в. (Национальная б-ка, Кабинет медалей. Париж) Поклонение Кресту. Камея. IV в. (Национальная б-ка, Кабинет медалей. Париж) В IV в. появились первые геммы с изображениями, связанными с христ. историей (св. воины-мученики или ангелы по сторонам креста, с оглавым или оплечным образом Христа с крещатым нимбом - над верхней перекладиной; «Даниил во рву львином»; более редкие сюжеты, такие как «Вход Господень в Иерусалим» и др.) и христ.

http://pravenc.ru/text/165147.html

Leiden; N. Y., 1992; Pohlsander H. A. Helena: Empress and Saint. Chicago, 1995. Е. В. Белякова, А. А. Королёв, Э. П. А. Иконография Самые ранние изображения Е. датируются 1-й четв. IV в. Со времени провозглашения августой ее изображения стали чеканиться на монетах и медалях. Сохранилось неск. медных монет (фоллисов) с оплечным изображением Е. в профиль и с легендой: FL HELENA AVGVSTA (Флавия Елена Августа). Во дворце в Трире найдены изображения Е. с нимбом, трактуемым как знак царственности ( Alf ö ldi. 1959/60. S. 84-89). Нек-рые исследователи считают портретом Е. мраморную статую, также датируемую IV в. (Капитолийские музеи, Рим): царица представлена молодой женщиной, в рост, сидящей на стуле в свободной позе, слегка откинувшись, кистью левой руки она опирается о спинку стула, правая рука - на колене. Спадающие мелкие складки платья, оставляющего открытой шею, подчеркивают формы тела. Волосы лежат небольшими волнами надо лбом, в волосах - царская диадема. Этот идеализированный облик Е. (в период появления первых портретов ей было более 70 лет), повторяясь на монетах, сохраняет вместе с тем индивидуальность: подчеркнуто крупный нос с горбинкой и большие глаза. На монетах она изображена в серьгах и в ожерелье. Равноапостольные Константин и Елена. Роспись ц. св. Бессребреников в Кастории, Греция. Кон. XII в. Равноапостольные Константин и Елена. Роспись ц. св. Бессребреников в Кастории, Греция. Кон. XII в. Образ Е. как христ. святой известен в визант. искусстве с кон. IX в. Она, как правило, изображается в более или менее точно переданном торжественном имп. одеянии - орнате: в платье (столе) с широким драгоценным оплечьем, с украшенными поручами, с расшитой камнями и жемчугом каймой по подолу, с лором и торакием, на голове корона-стемма. На миниатюрах из Слов Григория Назианзина (Paris. gr. 510, 880-886 гг.) Е., юная и прекрасная, представлена неск. раз: в имп. одеянии с широким лором и с горой в руке (Fol. 285), сидящей на троне, в свободном античном платье-хламиде, с короной поверх чепца (Fol.

http://pravenc.ru/text/189737.html

Бегство в Египет. Роспись ц. Санта-Мария-форис-Портас Бегство в Египет. Роспись ц. Санта-Мария-форис-Портас В апсиде и на внутренней (обращенной на запад) поверхности алтарной арки сохранились росписи, получившие широкую известность сразу же после офиц. открытия памятника 7 мая 1944 г. ( Bognetti, Chierici, Capitani D " Arzago. 1948). Однако первые упоминания о существовании в ц. Санта-Мария-форис-Портас древних фресок относятся еще к нач. XIX в. ( Limonta, Bertoni, De Marchi. 2003). Живописный цикл размещен на стенах в 3 регистра. В нижнем ярусе роспись сильно потерта; тем не менее по сохранившимся фрагментам можно реконструировать чередующиеся изображения престолов с лежащими на них Евангелиями (Этимасия) и архитектурно оформленных ниш. Подобные изображения встречаются, напр., в мозаиках сер. V в. в баптистерии Православных в Равенне. В верхней зоне, над окном, помещен медальон с оплечным образом Христа Пантократора. Справа и слева от него, также над окнами, вероятно, располагались медальоны с образами Богоматери и св. Иоанна Предтечи ( Weitzmann. 1951; Lazarev. 1967), все вместе они образовывали Деисус. Сцены из цикла «Детство Христа» ( Capitani D " Arzago. 1948) или, по мнению других авторов, «Боговоплощение» ( Weitzmann. 1951) занимают верхний и средний ярусы росписи. От первоначального развернутого цикла сохранились сцены «Благовещение», «Встреча Марии и Елисаветы» (фрагментарно), «Испытание Марии водой обличения», «Сон Иосифа» и «Бегство в Египет» - в верхнем регистре в апсиде, «Сретение» и «Рождество» - в среднем регистре и «Поклонение волхвов» во 2-м ярусе на алтарной арке. На западной, обращенной в сторону наоса стене алтарной арки, непосредственно над входом в алтарь, представлены в центре - медальон с Этимасией, по сторонам от него - 2 летящих ангела со сферами, увенчанными крестами, и с длинными жезлами в руках. О времени создания росписей исследователи высказали неск. гипотез. В пользу датировки кон. VI - нач. VII в. выступали П. Тоэска ( Toesca. 1951) и А. Романини ( Romanini. 1988); VII в.- Ч. Р. Мори ( Morey. 1952), Г. Де Франкович ( De Francovich. 1955) и Ф. Болонья ( Bologna. 1961); кон. VII - нач. VIII в.- Дж. Боньетти, Ч. Кьеричи, А. де Капитани Д " Арцаго ( Bognetti, Chierici, Capitani D " Arzago. 1948) и В. Н. Лазарев ( Lazarev. 1956/1957); нач. VIII в.- П. Д " Анкона ( D " Ancona. 1949). Среди сторонников поздней датировки: М. Шапиро ( Schapiro. 1952) - 2-й пол. VIII в.; К. Вайцман ( Weitzmann. 1951) - до сер. IX в., Э. Арслан полностью разделял атрибуцию Вайцмана ( Arslan. 1954); А. Грабар ( Grabar. 1954) - VIII - 1-я пол. IX в.; Э. Китцингер ( Kitzinger. 1958) и К. Вессель ( Wessel. 1966) - VIII в.; Ж. Юбер, Ж. Порше и В. Ф. Фольбах ( Hubert, Porcher, Volbach. 1968) - между VIII и нач. IX в. К 1-й пол. IX в. отнес фрески К. Бертелли; он высказал предположение, что заказчиком росписи мог быть Джованни, правитель Милана и К. ( Bertelli. 1988).

http://pravenc.ru/text/1681311.html

Икона Умиление (оплечный вариант) - обсуждение в форуме Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Икона Умиление (оплечный вариант) - обсуждение в форуме Эта страничка относится к разделу Икона Пресвятой Богородицы Умиление (оплечный вариант) Обсуждений этой иконы в нашем форуме не найдено. Для создания новой темы зайдите в форум " Обсуждение икон, опубликованных на сайте " и создайте тему, начинающуюся со строки " [icon-748] " (в квадратных скобках без кавычек). Внимание!!! Строго запрещается соединять темы форума с этим сайтом вышеуказанным образом, если они попадают в одну из следующих категорий: - Сообщения, связанные с куплей, продажей, оценкой икон, либо иные какие сообщения, нацеленные на получение личной выгоды. - Сообщения, явной или скрытой целью которых является реклама сайтов или какого-то товара. - Сообщения, распространяющие сомнительную неправославную/раскольническую информацию об иконе. Подобные темы будут удаляться без предупреждения вместе с учетными записями наглых пользователей. Если Вы не уверены, что Ваше сообщение в форуме полезно не только Вам, лучше не соединяйте его с этим сайтом указанным образом, но просто создайте тему с обычным заголовком (без квадратных скобок и номера иконы). Примеры тем, которые полезно соединить с сайтом: вопросы об истории иконы, спорные и противоречивые факты; исправление ошибок, замеченных в опубликованном на сайте житии и обновление устаревшей информации; обсуждение различий в иконографии, каноничность иконы и особенности написания, различия в написании; иные подобные темы. В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Умиление (оплечный вариант) " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/icon-748-forum

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Умиление (оплечный вариант) " Описания иконы Оплечный вариант иконы Умиление (Елеуса) Источник: PRAVICON.COM Формально, это просто иконы Умиление, обрезанные по разным причинам. Эти иконы выделены в отдельный раздел, поскольку их часто путают с похожей Корсунской иконой, имеющей свои особенности. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Определена на сайте музея как «Богоматерь Корсунская» (в действительности не соответствует иконографии Корсунской иконы). Период создания: Первая половина XVIII века Материал, техника: дерево, левкас, темпера Размер: 41,4x35,0 см Место создания: — Номер в Госкаталоге: 9573693 Номер по КП (ГИК): ЦМиАР КП-2200 Инвентарный номер: 1658-I Местонахождение: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры " Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Ру[...] Файл 35406.jpg:   Размер: 648x767, 0.5 MPix, 327 Kb. Дата: 2021-01-18, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (42) , (0) . Описание: Икона определена на сайте музея как «Богоматерь Корсунская» (не соответсвует иконографии Корсунской иконы). XVI – XIX век. Материал, техника: дерево, левкас, темпера. 22,3x19,5 см. Местонахождение: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры " Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева " Файл 35417.jpg:   Размер: 707x800, 0.57 MPix, 301 Kb. Дата: 2021-02-18, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (37) , (0) . Описание: " Рис. 406. Икона Божией Матери типа " Умиление " (перевод погрудный). Примеч. 1 к стр. 186: Подлинник в Третьяковской галерее в Москве. С. 188: Некоторые иконы оглавного перевода (наприм. рис. 406) относятся к значительной для русских икон древности и никак не могут быть вынесены за XVI век. " (Историческое значение итало-греческой иконописи, изображения богоматери в произведениях итало-греческих иконописцев и их влияние на композиции некоторых православных русских икон/Н.П. Лихачев. - Санкт-Пете[...] Файл 35418.jpg:   Размер: 855x985, 0.84 MPix, 369 Kb. Дата: 2021-02-18, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (31) , (0) .

http://pravicon.com/icon-748

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010