Благотворно ли разделение человечества на народы и царства? – Суетный вопрос суемудрия, равняющийся вопросу: благотворно ли творческое разделение земного шара на моря и сушу, на такие-то горы и долины, поля и бесплодные степи, который, по нашему расчету, можно бы раскинуть и с большею пользою для человечества. Суетный вопрос, когда все это разделение как земного шара на его части, так и всего человечества также на его части, проистекло из творческой вседержительной и промыслительной воли Божией. Проистекло из воли Божией, значит, и необходимо и естественно, а в конечных промыслительных целях и благотворно для человека. Самое покорение одних племен другими и образование из них больших царств благотворно же, потому что без сомнения направлено Промыслом, не хотящим смерти грешника, ко благу не только покорителей, но и самих покоренных, Божественное откровение не только показывает нам, что разделение человечества на царства и народы входите в плане божественного домостроительства, но частью проясняет и смысл этого плана. Так когда, посредством плотских союзов в человечестве допотопном, сыны человеческие, потомки Каина, слились с сынами Божиими из избранного потомства Сифова, тогда Боге нашел нужным допотопный человеческий род истребить, как растленный и неспособный к истинно-человеческой духовной жизни. Человечество послепотопное, сосредоточиваемое Нимвродом и преемниками его, первыми в истории властителями, около Вавилона, также быстро стало забывать истинного Бога, и всецело погружаться не только в земные заботы, необходимый для жизни, но и в целые предприятия нелепой гордыня, каково построение до неба Вавилонской башни. Тогда Господь наказал людей, как и спас их от полнейшего, в скученном состоянии, быстрого растления смешением Языков и рассеянием по всем концам мира. Когда средне-азшское человечество, скученное около того же Вавилона, стало и после разсеяшя народов быстро погружаться в язычество и идолопоклонство. Бог, для спасения на земле истинного богопочтения, нашел нужным выделить Авраама и роде его из всего человечества на служение себе, единому истинному Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

О богохранимой стране нашей, о граде (городе) сем, (или: о веси сей, селе), всяком граде и стране и верою живущих в них, Господу помолимся. О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся. Т. е. о благоприятной погоде, о хорошем урожае, о мирных, благополучных временах. О плавающих, путешествующих, недугующих (больных), страждущих (страдающих), плененных и о спасении их, Господу помолимся. О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся. Т. е. об избавлении нас от всяких бед в жизни и нужды, а также от приступов гнева, ибо «гнев человека не творит правды Божией» ( Иак. 1:20 ). Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас. Боже, Твоею благодатию. За свои многочисленные грехи мы не заслуживаем милости Божией, но молимся, чтобы Бог спас нас от бед и сохранил нас по Своей благости, даром, незаслуженно. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга и весь живот наш (всю жизнь) Христу Богу предадим. Это уже не прошение, а приглашение надеяться не на свои силы и даже не на свои молитвы, а только на Господа, Которому мы отдаем всю нашу жизнь, помня, что за нас молят сильные наши молитвенники – святые, а особенно наша Владычица, Божья Матерь. Яко (потому что) подобает (принадлежит) Тебе всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Возглас, которым священник заканчивает ектению, прославляя Св. Троицу. Сугубая Ектения После каждого прошения, начиная с третьего, сугубой (т. е. усиленной) ектении поется три раза «Господи, помилуй». Рцем вси, от всея души, и от всего помышления нашего рцем. Т. е. скажем все, от всей души и от всего помышления нашего скажем. Господи Вседержителю, Боже Отец наших, молимтися (молимся Тебе), услыши и помилуй. Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимтися, услыши и помилуй. Еще молимся о господине нашем святейшем патриарсе.... (имя), и о господине нашем преосвященнейшем митрополите, (или архиепископе, или епископе) … (имя), и о всей во Христе братии нашей.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Лазарев, «яркая личность Феофана во многих отношениях определила творческое развитие Рублева. Феофан был тем великим артистом, перед всесильными чарами которого было трудно устоять. Он приобщил Рублева к лучшим монументальным традициям византийской живописи, он обострил его замечательный колористический дар, он научил его новым композиционным приемам, он явился его прямым предшественником в создании классической формы русского иконостаса» 79 . Работа с Феофаном в Благовещенском соборе несомненно обогатила Андрея Рублева, хотя он к этому времени уже был зрелым мастером и приближался к вершинам своих творческих достижений. Рублев по праву занимает место классика древнерусской живописи, ибо он, как точно отметил в свое время Б. И. Пуришев, «с небывалой до того времени силой воплотил в своем творчестве черты национального художественного гения» 80 , с максимальной полнотой, глубиной и ясностью выразил характерные черты древнерусского художественного мышления. Художественный мир Рублева не менее глубок и философичен, чем мир Феофана, но философия Рублева лишена мрачной безысходности и трагизма. Это философия гуманности, добра и красоты, философия всепроникающей гармонии духовного и материального начал, это оптимистическая философия мира одухотворенного, просветленного и преображенного. Искусство Рублева и Дионисия, отмечал Б. В. Михайловский , «весьма далеко от аскетизма, оно наслаждается идеализацией чувственных форм, преображением мира в красоте. Основа этой живописи – уже не столько эстетика возвышенного, как у Феофана и новгородцев XIV века, сколько эстетика прекрасного» 81 . В христианском учении Рублев в отличие от Феофана усмотрел не идею беспощадного наказания грешного человечества, но принципы любви, надежды, всепрощения, милосердия, умиротворения. Его Христос и в «Страшном суде» Успенского собора во Владимире, и в Звенигородском чине – не феофановский грозный Вседержитель и Судия мира, а все понимающий, сострадающий человеку в его слабостях, любящий его и прощающий ему Спас, пришедший на землю и пострадавший ради спасения грешного человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При этом создатель иконографической программы рассматриваемого «Воздуха Марии Тверской» не забывает и об ином, теофаническом, аспекте образа Христа, предстающего во всем величии своей божественной славы. Этот аспект был совершенно прозрачен, когда читались сейчас практически невидимые надписи, вышитые тонким шелком на верхних и нижних каймах рядом с образами ангелов. В свое время Н.А. Маясовой удалось различить слова «…слава ни небе и на земле…» 251 , находящие многочисленные параллели в литургических текстах и как бы вложенные в уста ангелов, прославляющих Вседержителя. Теофаническими по своей природе являются и образы шестикрылых серафимов и херувимов над ликом Христа, которые, согласно текстам ветхозаветных видений, сопровождали явления всемогущего Бога. На это же указывает и ангельское воинство на полях иконной композиции и изображения евангелистов но четырем сторонам света. В данном иконографическом контексте «Спас Нерукотворный» 1389 г. не просто евхаристический символ, но и теофанический образ, сопоставимый по значению со «Спасом в силах», который вскоре займет свое доминирующее место в центре деисусного чина русского высокого иконостаса 252 . Знаменательно, что символическая структура «Воздуха Марии Тверской», сочетающая многосоставность композиции с темой Теофании, находит ясные аналогии в западных антепендиумах и еще более близкие параллели в венецианской Pala d " Oro. К примеру, в обеих программах главный теофанический образ Христа также окружают четыре евангелиста в медальонах, а над головой Христа изображены тетраморфы и ангелы. На уже рассмотренной индитии Великой церкви, посланной в 1261 г. в Рим, над головой Христа «во славе» также показаны Силы небесные. Таким образом, речь идет об укорененном в византийской традиции иконографическом мотиве. При этом основное отличие русской многосоставной иконы состоит в акцентированном литургическом содержании, осмысленном в национально-историческом контексте. Не будет преувеличением сказать, что «Воздух Марии Тверской» 1389 г. – ключевой памятник в истории древнерусского искусства, подготовленный многовековой традицией предалтарных икон и одновременно разрабатывающий иконографические модели будущего.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Это показывает нам и пророк Амос, говоря (Ам. 9:7): Не Израиля ли изведох из земли Египетския и иноплеменники из Каппадокии и Сиряны из Рова (Кира)?   Глава 48 О Моаве тако рече Господь Вседержитель, Бог Израилев (Иер. 48:1). Пророк от Филистимлян обращается к Моавитянам и соседним с ними народам Аравийским, возвещает им поражение в нашествие Вавилонян, и объясняет им словом то, что прежде представлял образно Моавитским послам, которые шли к царю Седекии, сделав себе узы и ярмо и возложив их себе на выю (Иер. 27:23). Причиной же падения Моавитян пророки Иезекииль и Софония представляют их гордость (Иез. 25:7. Соф. 2:8), ибо Моавитяне, по высокомерию сердца своего, превозносились перед народом Божиим, попавшим под тяжкое иго рабства, и ругались над бедствиями, какие терпели Иудеи. Из этого можно заключить, что бедствия, которым подверглись Моавитяне, постигли их уже после того, как оба царя, и Самаринский и Иерусалимский, покорены были Ассириянами и Вавилонянами и лишены царств и свободы: о, люте Нававу, яко погибе, взяся Кариафаим! (Иер. 48:1). Эти два города Моавитские еще в начале войны были взяты и разорены Халдеями. Несть ктому славы в Моаве… о Есевоне , то есть о том пресловутом городе, славой и богатством которого столь гордились Моавитяне. Помыслиша нань злая , и рекоша: приидите и потребим я от язык , то есть пусть не будет в нем жителей, и из-за недостатка обитающих сделается он совершенной пустыней. Так скажут Халдеи, и слово исполнят на деле. Я, Господь, спас Есевон во дни Моисея и не разрушил его, но город этот, который пощадил Моисей, разорят и с землей сравняют Халдеи. Хотя молчя умолкнеши , и не будешь вызывать врагов на брань словами хульными: пойдет за тобою мечь , и поразит тебя (Иер. 48:2). Глас вопля от Оронаима , потому что и он в то же время будет покорен и разграблен (Иер. 48:3). Возвестите вопль малых его (Иер. 48:4) в нашествии Луифа (Алаофа). Здесь пророк пространно и раздельно описывает общий плен народа Моавитского и призывает к плачу, особенно же бедных Моавитян, которых было много между пленными.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Песнь 5. Ирмос: Страха ради Твоего зачатый Господи во чреве пророков, и рожденный на земли Дух спасения, апостольская сердца созидает чиста и в верных правый обновляется: свет бо и мир зане Твоя повеления. Нашедшая сила днесь сия, Дух Благий, Дух премудрости Божия, Дух от Отца исходяй, и Сыном верным нам явлейся подавателен, в нихже вселяется естеством святыни, в нейже зрится. Иный. Ирмос: Решительное очищение грехов, огнедухновенную приимите Духа росу, о чада светообразная церковная: ныне от Сиона бо изыде закон, языкоогнеобразная Духа благодать. Якоже благоволи самовластно, необладанный исходит Дух от Отца, умудряя в языцех апостолы, печатлея живоносное Слово, Отчесильное, сообразное, Егоже Спас рече. Да исцелит убо смыслы от греха, и се устрояше апостолов, Бог Слово всеначальное, пречистый дом, в немже единомощнаго же и ссущественнаго ныне вселяется Духа свет. Песнь 6. Ирмос: Плавающего в молве житейских попечений с кораблем потопляема грехи, и душетленному зверю приметаема, яко Иона Христе, вопию Ти: из смертоносныя глубины возведи мя. От Духа Твоего на плоть всякую, якоже рекл еси, богатно излиял еси, и исполнишася всяческая Твоего ведения Господи, яко из Отца Сын нетленно родился еси, и Дух Нераздельный изыде. Иный. Ирмос: Очищение нам Христе и спасение Владыко, возсиял еси от Девы, да яко пророка от зверя морскаго персей Иону, от тли исхитиши, всего Адама всеродна падшаго. Истинный нам правый во утробах вечно приимшим Дух, да обновиши Отчеисходный, и всесовокупленно, вещества ненавистного палительный скверн, кала же смыслов чистительный, Вседержителю. Желательное достояние апостолом, сионяном чающим Твоего пришествия, познание Дух Отчерожденна Слова, речь жестокую языческих ласкательств скоро показав, огнедохновенно утверждаеши. Кондак, глас 8: Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа. Икос: Скорое и известное даждь утешение рабом Твоим Иисусе, внегда унывати духом нашим, не разлучайся от душ наших в скорбех, не удаляйся от мыслей наших во обстояниих: но присно нас предвари; приближися нам, приближися везде Сый, якоже со апостолы Твоими всегда еси, сице и Тебе желающим соедини Себе Щедре: да совокуплени Тебе поем, и славословим Всесвятаго Духа Твоего.

http://pravmir.ru/den-svyatoj-troicy-cht...

   2. «Благословен Ты, Господи Вседержитель, Боже отцов наших Авраама, Исаака и Иакова, сотворивший небо, землю и море и все, что в них, установивший покаяние для спасения людей и прощающий их грехи. И Ты принял слезы покаявшегося раба Твоего пророка Давида и даровал ему прощение грехов, Ты принял покаянную молитву и простил грехи исповедывавшегося Тебе Манассии, связанного железными узами, и спас познавшую Твою милость, блудницу Раав, принявшую и обратно с миром отпустившую соглядатаев. Ты и ныне услышь молитву меня, недостойного Твоего раба, и прости все согрешения этих Твоих рабов, прибегающих к Тебе с покаянием, и даруй им сердечное сокрушение о грехах и скорбь о них, могущую очистить их от грехов, которыми они прогневали Тебя, своего Творца. Даруй им Твою благодать, чтобы, побуждаемые и подкрепляемые ею, они вспоминали свои злые дела и искренно, со страхом пред Тобою, исповедывали все их своему духовному отцу, как судии, Тобою поставленному, и, как виновные, каясь и скорбя о грехах, они и сами себя судили в сокрушенном и смиренном сердце. Удостой же их, по Твоему истинному обещанию и по Твоему милосердию, совершенного прощения и разрешения от грехов, через духовника, судию, получившего от Тебя власть, ибо Ты сказал: «что вы разрешите на земле, то будет разрешено на небе». О, Владыка Господи Иисусе Христе Боже наш, прийми Твоих рабов, кающихся в своих сознательных и несознательных, вольных и невольных грехах и желающих исповедывать их по Твоему повелению. Милостиво прийми их, кающихся, и укрепи Твоею силою и благодатью, чтобы впредь не возвращаться им к грехам и к злым и беззаконным делам, в которые они неоднократно впадали; восстанови же Твоих рабов и защити их от всех диавольских козней и от всех сетей врага, чтобы без преткновения послужили они Тебе в святости и правде во все дни своей жизни. Ибо Ты — Бог наш, пришедший в мир призвать к покаянию не праведников, но грешников, и заповедавший до семижды семидесяти раз прощать согрешения впадающих в грех. Ты, Господи, не осудил женщину, взятую в прелюбодеянии и приведенную фарисеями, искушающими Тебя, но милостиво сказал ей: «иди и впредь не греши», так не осуди и этих рабов, но человеколюбиво помилуй их.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3849...

Горсть – пуста, сама – беспомощна… Чем же отблагодарить Мне Того, Кто дал под солнышком Любоваться и любить? Под ветрами лучезарными В звездном кружеве дорог Мне прожить неблагодарною Богу Жизни – не дай Бог. 30 декабря 2008 г. Божий Закон У щедрого – и не убудет. Кто с Богом – тех не побороть. И не захочешь – выйдешь в люди, Когда ведет тебя Господь. Сопротивляться бесполезно: Бегущий славы – к ней бежит… Да царствует Закон Небесный, Что умудряет и живит! Мир наполняется значеньем – И притупляются соблазны. И смысл чужих вероучений Вдруг постигаешь весь и сразу. И чуешь – вечное сокрыто В попутном ветре, встречном ветре Пока не поняты орбиты – Немыслимо понять планеты. Фиалка тоже знает осень, Хоть рождена для первоцвета. А соки изумрудных сосен Сгущаются в созвездья где-то… (из заимствованного) Вездесущий и парящий – Что еще найдется выше ли? – Дух Живой и Говорящий Хочет, чтоб Его услышали. Неотмирный, настоящий, Связанный со всеми душами, Дух Святой, Животворящий Хочет, чтоб Его послушали. Жизнь дающий властью вящей Даже тем, что Бога предали, – Дух Зовущий и Святящий, Хочет, чтоб Его изведали. 2006 г. Снова вспыхнет цветами персик И затеплит слезою очи. Много в мире о жизни версий, Но Твоя лишь правдива, Отче! Ты однажды сказал: – Да будет! – И составилась жизни тайна, Та, которую слепо люди Называют теперь случайной. В явь Твою исхожу из сна я – Слово Сына коснулось слуха! Вижу персик цветущий, знаю Животворную силу Духа. Вседержитель! Повсюду свято Мощь разлита Твоя и милость. …Красотою душа крылата, Где мгновенье остановилось. Когда сума страшней острога – Добра в сердцах не удержать. …Усталая пылит дорога, И редкий дождь, как благодать. Усталая коптит душа – А ей бы Слово, ей бы Слово! Но жизнь настолько хороша, Что забывается Основа… Спас Нерукотворный А мир, как встарь, лежит во зле, Но через беды и невзгоды К Твоим святыням на земле Текут усталые народы. Так дети за руку отца Хватаются, когда им страшно… В святом скорбящие сердца Находят то, что не продажно.

http://azbyka.ru/fiction/sbornik-pravosl...

Исповедуя, о. Серафим не давал епитимий, не делал строгих выговоров, не назначал особых молитвенных правил или постов, но умел дать почувствовать человеку его ценность в глазах Божиих, как-то донести до него Божию любовь, весть о Божей любви к нему лично. И в этом человек находил силы для жизни, для перемен. Борьба с осуждением Спас Вседержитель. Фреска под куполом храма в Ракитном, выполненная арх. Зиноном (Теодором). Фото с сайта pravlife.org      Всей душой отец Серафим избегал греха осуждения и старался оградить от него своих духовных чад. Когда ему начинали рассказывать о нанесенном ущербе, обиде или оскорблении со стороны другого человека, старец просил молиться за обижающего. Однажды представители советской власти, которых раздражало то, что в село Ракитное приезжает к отцу Серафиму много людей, приказали правящему епископу изменить сложившуюся ситуацию. Архиерей прибыл на приход с инспекцией и обратился к духовным чадам старца: «Что вы сюда ездите? Какую вы тут святыню нашли? Святыни есть повсюду!» Многих эти слова огорчили. За трапезой один из духовных чад отца Серафима хотел осудить архиерея, указать на его неправоту. Но как только он собрался произнести задуманное, батюшка его опережал словами: «Какой у нас хороший архиерей». За время обеда батюшкин защитник еще несколько раз пробовал «осудить» архиерея, но каждый раз батюшка ласково его предупреждал. А через некоторое время строгий владыка познакомился с отцом Серафимом поближе, исповедовался у него, и с тех пор стал его покровителем. Когда общение с кем-либо теряло духовный смысл, батюшка часто выключался из разговора. К нему приезжал священник, служивший «в верхах» и начинал рассказывать о «мелочах архиерейской жизни». Батюшка вставал из-за стола и уходил к себе в келью. Тогда священник приходил в келью батюшки и наклонившись над его ухом, продолжал свои рассказы, а о. Серафим засыпал. Кротость батюшки была просто ошеломляющей. Был случай, когда строители, ремонтирующие храм в Ракитном, выпили в свой обеденный перерыв, захмелели и высказались в адрес проходившего мимо отца Серафима непочтительно. Свидетели этой сцены замерли. Но старец, неожиданно для всех, по очереди подошел к каждому рабочему, обхватывая его лицо руками, и целовал в обе щеки. Рабочие так изумились, что протрезвели, и немедленно отправились работать.

http://pravoslavie.ru/112377.html

— Вот, доктор, — сказала тетя, указывая на икону Спасителя. — Он спас нашу мамочку. Мы были в таком горе и верили только в Божию помощь. Мы молились за маму, — сказала маленькая Катя, — вот Бог и исцелил ее. Скажите, доктор, всем больным, чтобы они молились Богу. Ведь вы верите, доктор, что Бог исцелил нашу маму? — Верно, детки, верно. Это первый случай за всю мою работу. Я советую вам заказать в храме благодарственную службу Богу за спасение умирающей больной. Только один Бог мог вырвать вашу мамочку из когтей смерти. С этими словами доктор ушел, радостный и удивленный. А мамочка скоро совсем поправилась, и детки ее здоровы и счастливы. Вот что может горячая молитва и твердая вера в Господа нашего Иисуса Христа. Веруйте же все несомненно в Господа, живите благочестиво, кайтесь искренне, исправляйте жизнь свою, просите у Господа с несомненною верою доброго и полезного — и получите. Аминь II, 362]. Рисуем любое из сотворенных чудес Господа (большинство детей нарисовало о последнем рассказе — чуде исцеления по молитве Господу). Молодцы. Давайте закончим урок. Повторяйте за мной, все встали: Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Господи, благодарим Тебя за добрый урок. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного! (с крестным знамением). Урок 9. Избрание учеников Господом (чудесный улов) Во имя Отца, и Сына и Святого Духа. Аминь. Господи, благослови нас на добрый урок. Верую во Единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечевшегося. Итак, дети, великие чудеса творил наш Господь Иисус Христос. Давайте вспомним те, о которых вы слышали на прошлом уроке: чудо хождения Господа по воде; чудесное насыщение народа пятью хлебами и двумя рыбками; чудо о слепом, который увидел впервые в жизни свет, людей, птичек — как он радовался! Закройте ладошками глаза — темно, ничего не видно, вот так страдал слепой, а теперь Господь вернул ему зрение — откройте глазки — вот как прекрасно! Попрыгайте, ручками помашите — вот как радовался слепой исцеленный Господом нашим Иисусом Христом.

http://azbyka.ru/deti/15-urokov-po-tradi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010