В 1589 г. превысочайший престол патриарший стал рядом с царским. «Получилась картина поистине умилительная, когда эти два трона, царский и патриарший, стали рядом в Успенском соборе: престол царя и престол патриарха - перед престолом «Царя царствующих и Вечного первосвященника, прошедшего небеса». Так две власти верховные на земле, поддерживаемые одна другой, стали под сенью единой благодати Вседержителя Христа»(22). Симфония властей в ее русском варианте надолго стала хранительницей благочестия и силы Русского Монарха. Последовавшие вскоре события, связанные со Смутным временем, показали глубокую правоту Царя Феодора. Патриарший престол, остававшийся непоколебимым, в отличие от Царского Трона, на который покушались мятежные самозваны и иноземцы в смутное время, спас Россию. Естественная симфония властей, где одну ее сторону составляет власть Русского Самодержца, а с другой стороны, - не лично патриарх, а, например, Синод, как это было с момента упразднения патриаршего престола Петром 1 в 1721 г. и до восстановления патриаршества в 1917 г., когда первосвятительский трон в Успенском Соборе занял Святейший Патриарх Тихон, так и не была восстановлена. Симфония властей, разрушенная секулярным напором Петровского реформирования верховной власти, до сих пор не воссоздана, и Россия нуждается в ее полной реставрации. Дело в том, что патриаршество важнейшим образом отличается от синодальной практики во взаимодействии со светской властью. В этом кроется ответ на вопрос о том, является ли возможным говорить о симфонии властей в отсутствие первоиерарха. Синод - коллективный орган управления церковными делами. Он не обладает в отличие от Патриарха присущим только ему особым иерархическим авторитетом, который связан «с самим саном, а не с личными только качествами его носителя, которые способны лишь возвеличить или умалить его авторитет»(23). Патриаршество есть исторически возникшее установление церковное, имеющее твердую основу в каноническом и вероучительном предании и вызываемое потребностями развивающейся жизни церковной, но она, конечно, не могла бы сего совершить, если бы для этого не имелось достаточных оснований в ее природе и учении»(24).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

И аще избываем преуспевая во благом жительстве и делах – да не высокомудрствует таковый, рече бо Спас: «Аще не переизбыточествуем, правда ваша паче фарисей и книжник, не выйдите в Царствие Небесное». И всяка правда ваша, аки руб поверженный на гноищи. И сего ради должны есмы всегда и во всем смиряться, и молитв и помощи от иных ища, а не надеяся на себе и на свое. Божественный же Апостол рече: «Многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие» ( Деян.14:22 ). Возлюбленные мне о Господе! Служение наше да будет пред Господом чисто и беспорочно, и истинно да послужим Богови нашему, возлюбившему нас в ближнем нашем – сиречь в человецех, глаголю, щадя и храня кийждо, един другого, и в человецех во всех, аще возможно было бы, да послужим, всякаго приемля и служа брат брату прилежно, любве ради Божественныя, измывая его, врачуя его, возливая на него масло и вино и вся язвы его исцеляя, ниже мерзя и гнушаяся сквернами его из-за пострадавшаго и искупившаго священною Кровию – Господа Иисуса Христа, и Его ради и ты подъемли труд, сострадая сострадавшему с ним Господу Богу Вседержителю. Да не уподобимся и мы, братие и отцы, мимошедшим уязвленнаго, лежащаго при пути, священнику оному, и левиту, но да уподобимся мы оному самарянину, иже от Самарии, и прилежим уязвленному и попечемся о нем, да послужим ему, врачуя и исцеляя его вся язвы – аще и смертоносны суть. Послужим, братия, послужим, любимцы мои о Господе, да славя, прославим Господа Бога Вседержителя во всех делах наших, радостию, веселием, да послужим Богови в человецех и сим явимся благодарны Ему и благопотребные Его сосуды. И аще тако будемо – благоизволит Всеблагий Бог влияти в сосуды наши благодать Всесвятаго Духа. Рече бо св. Апостол: «Да славится о вас Господь». Но и в душах ваших и телесех ваших прославите Господа. Станем мужественно, станем благоговением и памятию Божиею всегда и во всем противу всех козней диавольских, и страстей плотских душевных, и помыслов суетных и ложных, приносимых нам от диавола, уповающе на Господа Бога нашего, и тако будем с Богом нашим во веки всенеразлучно. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Таким образом, стал Бог-Слово совершенным человеком, не окоротив неизменную природу чуда, превышающего разумение. Мы узнали об этом, впрочем, от веры, а не получили это в результате исследования. И став человеком, Он спасает состраданием ( τ ομ, οιοπαΒε) сродный ему по плоти род, уплатив по долговому обязательству греха тем, что умер за все как Человек, упразднив имущего державу смертную, сиречь дьявола 1716 , будучи Богом, ненавидящим лукавство, и показав бессилие закона тем, что исполнил всякую праведность, а естеству (rj) φσει) возвратил первое благородство ­достоинство. тем, что почтил вочеловечением из земли Им же созданную природу ( φοτιν). Итак, есть один Сын. Поклоняясь единосущной Троице, мы не вносим четвертого числом, но один Сын безначально от Отца рожденный, Им же и вся веки, как мы веруем, возникли, совечная корени ветвь, неистечно от Отца воссиявший, невместимо от Ума исшедший и пребывший Словом. Хотя Он узрился на земле, но от Родителя не отделился. Он восхотел спасти то, что Сам создал, и вправду спас, поселившись во утробу, эту всеобщую дверь естества, которую Своим вселением благословил и рождением запечатал. И своим преестественным рождением Самого Себя Он явил вочеловечившимся вопреки здравому смыслу. Таким образом, не Один – Христос, а другой – Божие Слово (да не будет такого!). Двух Сынов Божественная природа не познала. Единый породил Единородного. Посему здесь нет супружества рождающих, а там – нет двоицы Рождающихся. Во имя Иисус Христово всяко колено преклонится небесных и земных и преисподних 1717 . И если есть другой Христос кроме Бога-Слова, неизбежно этот Христос будет просто человек, даже если он есть «храм Божий» по слову безрассудных 1718 . Если Христос есть просто человек, то как небесные [силы] чтят Его, не по достоинству его естества, и преклоняют колена пред именем низшего? И каким образом нам тогда понимать пророческие гласы, вопиющие: «Бог наш на земли узрися и с человеки поживе» ( 1Тим. 3, 16 )? Ведь он называет видением явление ( φανρωσιν) во плоти и называет пребыванием временное жительство ( πολιτεα) с людьми, во время которого Беззлобный, будучи у всех на виду, показал свое всемогущество как Вседержитель и одновременно будучи таковым, Он остался Самим Собой и тем, кем пожелал, Он стал им ради нас.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

6. Но возвратимся, возлюбленные, к тем словам, на которых мы остановились, и воскликнем: «благословен Грядущий во имя Господне!» Это добрый и благий пастырь грядет положить добровольно душу свою за овец своих. Как звероловы посредством овцы улавливают волков, пожирающих овец, так и Пастыреначальник, предав себя в образе человека духовным и душегубительным волкам, уловляет этих хищников для Адама, некогда уловленного ими. Благословен грядущий во имя Господне! – Бог (грядущий) против диавола, не с открытым могуществом, которого и зрение снести не может, но в немощной плоти, дабы связать сильного, восстающего на нас. «Благословен Грядущий во имя Господне!» – Царь (грядущий) против мучителя, не с вседержительною силою и премудростью, но с мнимым безумием креста, дабы исторгнуть добычу у змия, мудрого на зло. Благословен грядущий во имя Господне! – это (грядет) истинный против лжеца, Спаситель против губителя, Князь мира против виновника браней, Человеколюбец – против человеконенавистника. Благословен грядущий во имя Господне! – это (грядет) Господь помиловать свое творение. Благословен грядущий во имя Господне! – это (грядет) Господь спасти заблудшего человека, рассеять обольщение, просветить сидящих во тьме, уничтожить заблуждение идолопоклонства, ввести спасительное Богопознание, освятить мир, прекратить нечестие и горе от служения мнимым богам. Благословен грядущий во имя Господне! – един (грядет предать себя) за многих, дабы бедный род человеческий избавить от рук сильнейших, «бедного и нищего от грабителей его» ( Пс. 34:10 ). «Благословен Грядущий во имя Господне!» – (Он грядет) возлить вино и елей на попавшагося разбойникам и пренебреженного ( Лк. 10:30–32 ). Благословен грядущий во имя Господне! – (Он грядет) спасти нас Самим Собою, как говорит пророк: «не ходатай и не ангел, но Сам Господь спас нас ( Ис. 63:9 ). Посему мы и благословляем Тебя, Господи, благословенного со Отцем и Святым Духом прежде веков и во веки веков, существовавшего бесплотно прежде веков и доселе, а ныне и на веки с обоготворенною и неизменною и нераздельною Твоею плотию.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

В те дни покинул нашу рать; Утешь в беде нас безпросветной, Пошли нам силу в скорбный час, Надежды прочия все тщетны, Лишь Ты смиришь гнетущих нас. Псалом 108 О Боже! в Тебе моя слава, Свой промысл яви надо мной, Враги угнетают лукавой, Безстыдной меня клеветой, И яд мне их злобного слова Весь день отравляет покой, Вины же, греха никакого Не чувствую я за собой: За доброе сердце, Превечный, За щедрость десницы моей Мне платят враждой безсердечной, — И к правде воззвал я Твоей: Поставь над ним злобных, как демон, Безбожных жестоких судей, Дабы не добился ничем он Управы от этих людей, И все его вопли напрасны Да будут, Господь, пред Тобой, И кончит он век свой ужасно, Займет его место другой. Пусть дети его сиротами Оставшись с несчастной вдовой, Как нищие бродят с сумами, Лишенные кровли родной; Пусть заимодавцы именье Его за долги отберут, И в сердце их пусть сожаленья Сироты его не найдут; Пред Богом всегда преступленья Да будут родителей их, И в этом же пусть поколеньи И память исчезнет об них, — За то, что душой безпощадной Сгубить он того пожелал, Чья жизнь была так безотрадна, Кто сердцем так много страдал. Сам Божье себе осужденье Он дерзко на душу призвал, Небесное благословенье Далеко от ней отогнал, — И сила Господняго гнева Как риза его облечет, Как влага проникнет в глубь чрева И в кости елеем войдет. Вот что от Господней державы Моих ненавистников ждет, Меня же, Создатель, для славы Спаси Своих дивных щедрот! Рой бед и врагов угнетенья Мне в сердце пошли; как тень, я Безпомощней стал саранчи; Все тело мое от пощенья Изсохло, колена дрожат, Но слышу одни я глумленья, Все встретясь с насмешкой глядят. Помощником, Боже, мне буди, Свое милосердье яви, Дабы увидали все люди Величье небесной любви. Пусть сыплют враги мне проклятья, Ты благословенье пошлешь, Разстроишь все их предприятья, Отраду мне в сердце вольешь; Оденешь Ты их срамотою, И песнь я Тебе воспою За то, что могучей рукою Ты спас от них душу мою. Псалом 109 Благоволил Вседержитель небесный Так моему Господину сказать:

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-probato...

6. Но возвратимся, возлюбленные, к тем словам, на которых мы остановились, и воскликнем: благословен грядущий во имя Господне! Это добрый и благий пастырь грядет положить добровольно душу свою за овец своих. Как звероловы посредством овцы улавливают волков, пожирающих овец, так и Пастыреначальник, предав себя в образе человека духовным и душегубительным волкам, уловляет этих хищников для Адама, некогда уловленного ими. Благословен грядущий во имя, Господне! – Бог (грядущий) против диавола, не с открытым могуществом, которого и зрение снести не может, но в немощной плоти, дабы связать сильного, востающего на нас. Благословен грядущий во имя Господне! – Царь (грядущий) против мучителя, не с вседержительною силою и премудростию, но с мнимым безумием креста, дабы исторгнуть добычу у змия, мудрого на зло. Благословен грядущий во имя Господне! – это (грядет) истинный против лжеца, Спаситель против губителя, Князь мира против виновника браней, Человеколюбец – против человеконенавистника. Благословен грядущий во имя Господне! – это (грядет) Господь помиловать свое творение. Благословен грядущий во имя Господне! – это (грядет) Господь спасти заблуждшего человека, разсеять обольщение, просветить седящих во тьме, уничтожить заблуждение идолопоклонства, ввести спасительное Богопознание, освятить мир, прекратить нечестие и горе от служения мнимым богам. Благословен грядущий во имя Господне! – един (грядет предать себя) за многих, дабы бедный род человеческий избавить от рук сильнейших, бедного и нищего от грабителей его ( Псал. 34, 10 ). Благословен грядущий во имя Господне! – (Он грядет) возлить вино и елей на попавшегося разбойникам и пренебреженного ( Лук. 10, 30 – 32 ). Благословен грядущий во имя Господне! – (Он грядет) спасти нас самим Собою, как говорит пророк: не ходатай и не ангел, но сам Господь спас нас ( Псал. 63, 9 ) 112 . Посему мы и благословляем Тебя, Господи, благословенного со Отцем и Святым Духом прежде веков и во веки веков, существовавшего безплотно прежде веков и доселе, а ныне и на веки с обоготворенною и неизменною и нераздельною Твоею плотию.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

Отмечу здесь, что Пушкин путался даже в своей личной генеалогии, но при этом брался вешать ярлыки представителям рода Сабуровых и Годуновых. Пойдем дальше. Помимо сведений о военной службе, нам известны два ярких эпизода из биографии Федора Сабура. Однажды он вместе с товарищем спас жизнь великого князя Дмитрия, получившего прозвание «Донского». Это произошло в 1380 году, во время Куликовской битвы . Перед боем великого князя просили не принимать личного участия в сече, но, тем не менее, он сделал это. Тогда его уговорили, по крайней мере, применить известную хитрость: поменяться одеждой со своим «наперсником» – Михаилом Бренком. Таким образом не только увеличивалась вероятность спасения жизни великого князя Дмитрия, но и были дезориентированы татары. Они нанесли удар по местонахождению «князя» (в костромском полку) и тем самым упустили из виду расположение основных сил русского войска. Михаил Бренок отдал жизнь за Дмитрия: после боя его нашли убитым. Многие костромичи погибли. А сам великий князь был потерян из виду своим войском. Вот как это описывается в Новгородской четвертой летописи (список Дубровского; похожий текст и в «Сказании о Мамаевом побоище»): Федор и Григорей Костромичи наехаша великого князя Дмитрея Ивановича под сеченою березою «Тогда же бе и руси избито множство. И тогда же возрадовашеся радостию ве­ликою благородный храбрый князь Владимер Ондреевич (Храбрый. – М. Е.-Л.) о побежении агарян… И не обретося тогда в собрании сам благородный и великий князь Дмитрей Иванович. И оскорбеся тогда благородный князь Владимер Андреевич и с ним оставши вои его. И повеле князь Владимер искати великого князя в трупия жива или умрша и глаголя: “Аще есто най­дет первоначальника нашему спасению, сей первый будет”. И разидошася полцы па дубравам, и начата искати великого князя. И некто от благородных храбрых воин, костромичи родом, и быша в полку у воеводы Ивана Родивоновича (род Квашниных. – М. Е.-Л.) Феодор Сабур да Григорей Холопищев, наидоша великого князя в дуброве под сеченным древом велми язвена лежаще. Падше, поведаша ему, яко побежени быша агаряне милостию Все­держителя Бога и твоим благородным подвигом… И тогда благородный великий князь Дмитрей Иванович встав и доиде брата своего князя Владимера и все воинство свое здраво, а погании побежении. И возрадовася духом зело, глаголя: “Слава Тебе, Господи Вседержителю, Боже и Творче всяческих, яко сотворил еси нам сие по велице милости Твоей и не попусти врагом нашим в конец одолети за наша согрешения, и помилова нас по велицей Своей милости”» .

http://pravoslavie.ru/58026.html

По бокам головы – по одной такой же звезде и пять – на скосе. СОХРАННОСТЬ И РЕСТАВРАЦИЯ Имеются утраты шитья в лике, бороде и волосах (виден первоначальный синий фон). Вторичный фон (алая тафта) также сохранился фрагментарно. В Описи Оружейной палаты 1687 г. отмечено, что изображение «вшито в алую тафту, поизмарано и поизбилось»; в описях вв. оно значится как «ветхое» и в 1861 г. «для предохранения от дальнейшего разрушения знамя наклеено на тюль» 757 . В 1975–1976 гг. реставратором Музеев Московского Кремля Н.П. Ярмолович лицевая сторона знамени с фрагментами древнего фона была заключена в двойной тонированный газ. ИКОНОГРАФИЯ Изображение Спаса Нерукотворного 758 на русских знаменах традиционно и известно в нескольких иконографических вариантах 759 . В шитье Спас Нерукотворный изображается не только на знаменах и хоругвях, но и на каймах пелен в центре Деисусной композиции, где он заменяет Спаса Вседержителя. Самое раннее известное нам изображение Спаса Нерукотворного в русском шитье – воздух 1389 г. с подписью вкладчицы великой княгини Марии Александровны, жены Симеона Гордого, где этот образ представлен в центре полнофигурного Деисуса 760 . АТРИБУЦИЯ Основанием для атрибуции служит исследование Л. Яковлева «Русские старинные знамена», где он ссылается на описи Оружейной палаты вв. и утверждает, что именно это знамя было «построено в Шатерном Приказе» в мае 1653 г. «по приказу боярина Бориса Ивановича Морозова по образу знамени, которое снес сверху Казенного Приказа дьяк Григорий Понкратьев; знамя то было тафтяное лазоревое, на нем шит «Спасов образ да херувими»... Оно сопровождало Государя в его Государских походах под Смоленск, под Вильно и под Ригу. По возвращении в Москву, знамя это бывало в строю перед Государем во время его Государских походов, для смотра ратных людей его государева полка, как о том значится в Описи 1664 года». В Шатерной казне над знаменем работали и знаменщики, и словописцы, и шатерные мастера, кроившие полотнище и укреплявшие его на древке, и мастерицы, вышивавшие шелками лик Спаса.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Если ты испытал скорбь от горькой боли сокрушенного сердца, то действительно твоя душа, благодаря Господу Вседержителю, вкусила чувство Его сладчайшего Царства. Если понуждением молитвы ты погубил свое сердце, то спас свою душу, приобретя рай. Если ты дал кровь своего сердца, то получил в душе своей Святой Дух. Если ты, молясь сердцем, вспотел от утеснения, то помянул пот Христов, который при Его молитве был подобен каплям крови и падал на землю. Если ты сокрушил молитвой свое сердце, то вознес рог души своей, сокрушив рога денницы. Если от понуждения молитвы твоей грудью овладел сухой кашель, то закашлялся и сатана, утесненный твоим утеснением. Если от безмерного понуждения сердечной молитвы сорвался твой голос, то душа твоя запела небесную, непостижимую и сладчайшую песнь. Если по причине сердечного сокрушения у тебя пропал голос, неожиданно ты услышал пение Ангелов, сладостно воспевающих своего Создателя Иисуса. Если ты помолился Христу из глубины своего сердца, то сатана, будучи не в силах слушать тебя, заткнул свои уши. Если ты воздохнул из глубины себя, то сатана от страха потерял рассудок. Если ты возопил к Богу против своего врага, то приготовил ужасный гром для льстивого сатаны. Если в твоем сердце пропало сокрушение, то плоть восстала на душу. Если же ты сокрушил молитвой свое сердце, то душа противостала плоти. Если ты сокрушил сердце свое молитвой, то душа твоя прогневалась на диавола, закрывшись для греха. Увидев сокрушенное сердце, денница тотчас устрашился, потому что от этого поколебалась его сила. Если твое сердце сокрушилось молитвой, то порадовался о твоей душе Дух Господень и огорчилось воинство денницы. Как только ты сокрушил молитвой свое сердце, тут же зажглась в нем теплота добродетели и, как следствие, желание Господа. Сокрушая, сокруши, о смиренный, молитвой свое сердце, чтобы Духом Господним обновилась твоя утроба. И дух прав обнови во утробе моей , говорит Пророк Сокрушая, сокруши и смири молитвой, о возлюбленный, свое вознесшееся сердце, чтобы душа твоя была возлюблена твоим Создателем Иисусом, Который поистине кроток и смирен сердцем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2394...

Куплено сукон братцких у казны 19 концов, а в них мерою 477 аршин, денег дано 8 рублев 24 алтыны пол 3 деньги. Да сукон мирских 4 концы, а в них мерою 42 аршины 2 чети, денег дано 25 алтын 4 деньги. Куплено полотно 21 аршин, денег дано 8 алтын 2 деньги. Куплено 20 овчин деланых и неделаных, дано 19 алтын з деньгою. Дано дворовым людям трем человеком за шубы к обменам Ваське Нестерку, Грише Озадцкому, Папке Мегорцу 15 алтын 2 деньги. Пояску 205 сажен да черни, дано 7м алтын 2 деньги. И всего в декабре в росходе денег 149 рублев 29 алтын пол 3 деньги. Месяц генварь, росход деньгам. Белозерской иконник Гриша Горбун писал 2 образа больших местных в придел в церьков князя Владимера образ Спас Вседержитель на престоле у него 2 ангела у главы, да образ великого князя Владимера, да на тои же цке святых страстотерпцов Бориса и Глеба во облаце Живоночяльная Тройца, дано от письма и за краски и за золото 5 рублев. Даваны деньги слугам нежаловалним и дворовым людям за рожественские рубахи. Статья по 5 алтын по 2 деньги: Ивану Вересовому, Кеме Молодому, да ему ж другие успенские, Гаврилу Ерославцу, Василью Тебенкову, Шестунке Сиземцу, диячку Ивашку Чернушке, Роману Колкатцкому, Ивану Козляйнову, Михаилу Горскому, Михаилу Куликовскому, Бушмарину Вилгощьскому, диячку Ондрюшке Прокудину, Семейке Огородному, Ивану Кемъскому, Стефану Володимерцу, Семену Ершу, Ждану Кулебякину, Третьяку Глухому, Василью Озередцкому, Степану Володимерцу за успенские, Титу Наугородцу, Михаилу Ухтомскому, Юшку Волотцкому, Кручине Омельянову. И всего 24 человеки, денег дано 4 рубли. Статья по пол 5 алтына: Ивану Сиземцу, Грише Озадцкому, Ивану Дмитровцу, Макуте Ворбозомскому, Дружине Колкатцкому, Трене Ворону, Ивашку Дудке, Ивану Пружининцу, Третьяку Вородавскому, Попку Котелному, Гордею Бочкарю, Федору Саннику, Третьяку Толстому, Титку Ферапонтовскому, Созонке Уломцу, Проне Павловскому, Тютрюму Крохинцу, Ларе Наугородцу, Устину Вологжанину, Шумилу Кишуле, Богдану Толстому, Роману Вогнемскому, Ивану Огородному, Кургану Наугородцу, Офоньке Белозерцу, Василью Кучюгу, Проне Сопле, Ефиму Крохинцу, Троше Власову, Гаврилу Ферапонтовскому, Юшку Сабурову, Богдану Бозинскому, Первуше Сороярскому, Ермушке Уломцу, Самутке Шелоху, Семеике Зауломскому, Шабалде Волотцкому, Онанье Тереботунцу, Ивану Усу, Томилу Углечянину, Ивану Крохину, Филе Бородавскому, Леве Лоскому, Ворыпаю Наугородцу, Пане Пряжину, Мокею мельнику, Василью Ферапонтовскому, Томилку Корюкаевскому, Михаилу Кеме, Ивану Щуке, Онанье Санниковскому, Колмаку Колкатцкому, Тюле Наугородцу, Леве Романовскому, Завьялку Игуменку конскому мастеру Якуньке Дмитровцу, Леве мельнику, 4 м коровником да пятои коровнице, Коурю Тереботунцу, Фетьке Попадеике.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010