А Манассию от тех же ассириан не спас, но предал поражению, сраму, конечной гибели, – не спас, потому что Манассия не захотел знать истинного Бога, ни соблюдать Его св. закона, а поклонялся идолам и на них лишь уповал: это его и погубило! Теперь настали минуты, когда вспомнил он всё это, помянул добрые и спасительные наставления благочестивого отца своего Езекии: ныне положите на сердца ваша, еже завещати завет с Господом Богом израилевым, и отвратит гнев ярости своея от вас ( 2Пар. 29:10 ); обратитесь ко Господу Богу Авраамлю, и Исаакову, и Иаковлю, – не ожесточите сердец ваших, дадите славу Господу Богу, и отвратит от вас гнев ярости своея, и возвратит в землю сию, зане милостив и щедр Господь Бог наш, и не отвратит лица своего от вас, аще обратимся к Нему ( 2Пар. 30:6, 8–9 ). И точно сбылись слова сии царя благочестивого на самом его сыне… Грешник, но грешник раскаивающийся со всею искренностию, бедный и несчастный, но не ропщущий на свою горькую участь, а признающий её справедливым возмездием за свои грехи и жалеющий о них более, чем о постигшем его несчастии, Манассия взывает, наконец, из глубины души к тому самому Богу, о котором вещал некогда ему и всему народу благочестивый отец его, царь Езекия. «Господи Вседержителю, – вопиет он, – Боже отцев наших, Авраамов, и Исааков, и Иаковль, и семене их праведного! Услыши вопль недостойного их исчадия. Твой нелицеприятный суд постиг меня, беззаконника: я не вижу более величия небес, отчуждён от красот земли по Твоей воле праведной, Сотворивший небо и землю, со всею лепотою их; связан я крепко тяжкими узами по Твоему велению, Связавший море словом повеления Твоего; я заключён в сию ужасную темницу по Твоему глаголу, Заключивший бездну, и запечатствовавший её страшным и славным именем, которого всё боится и трепещет! Так сам я стал живым примером для всего мира, для всех веков и народов, что никто, ни великий и сильный земли, ни владыка и царь, никто не устоит пред величеством славы Твоей, – что нестерпим гнев Твой, которым грозишь Ты грешникам!..

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Но во всех вариантах главное – это Нерукотворный Лик Иисуса Христа. Все версии так или иначе восходят к единому источнику – к Туринской Плащанице, ткани, на которой действительно нерукотворным образом отпечатался не только Лик, но и Тело Господа нашего Иисуса Христа. История плащаницы темна и непонятна; когда-то она была в Иерусалиме, у ближайших учеников Господа, затем, видимо, попадает в Константинополь (есть версии, что ее путь следовал как раз через Эдессу), но во время разгрома Константинополя крестоносцами она исчезает. Вскоре она вновь появляется в Италии, у родственников казненного магистра ордена тамплиеров. Сейчас Плащаница хранится в Турине, где ее исследуют суперсовременными приборами, но ответ, насколько вероятна подлинность этого удивительного куска ткани с уникальным изображением, пока не получен. Но для нас в данном случае важно одно – Плащаница из Турина – прототип или аналог иконографической схемы (и идеи) Нерукотворного Спаса. Наиболее классичной из русских икон данного типа является, без сомнения, «Спас Нерукотворный» XII века, из Новгорода. На светлом фоне изображен Лик в обрамлении крестчатого нимба. Лаконичность и выразительность образа помогает выявить для нас основные элементы этой иконографии: Лик, глаза (преувеличенные, с характерным взглядом), крест на нимбе состоит из девяти линеечек, означающих 9 ангельских чинов, славу Божию, тут же греческие буквы – Сущий. 10 На фоне – буквы славянские, означающие сокращение имени Иисус Христос. Этот набор элементов будет практически всегда сохраняться как ядро иконографии, на это ядро будут наслаиваться другие элементы – плат, надпись молитвы, ангелы, держащие плат, образ св. Вероники и т.д. Вторым наиболее распространенным иконографическим типом является изображение Христа-Пантократора, в русском переводе получившее наименование «Вседержитель», или в более камерном варианте – «Спаситель», а нередко и просто «Спас», Различаются несколько вариантов композиций – изображение фигуры в рост, поясное изображение и сидящий на престоле.

http://azbyka.ru/bogoslovie-ikony

На выставке работ современных художников в Манеже была представлена экспозиция: стенд, увешанный иконами. В приклеенной тут же листовке значилось. " Прекрасный материал для богохульства - Спас Вседержитель, Владимирская Божия Матерь, Спас Нерукотворный... Осквернение иконы в присутствии заказчика- 50 рублей. На глазах у посетителей были разрублены топором около десяти православных икон. " Художественный руководитель " т.н. галереи " Вперед " Тер-Оганьян заявил, что он " сознательно рубил, подписывал, продавал. Это такая форма надругательства " . Против А. Тер-Оганьяна было возбуждено, расследовано и передано в суд уголовное дело, однако подсудимому удалось скрыться заграницу. Ныне он значится в каталоге выставки как гражданин Чехии " . " Сегодня же обществу под видом терпимости к инакомыслию навязывается некая " толерантность " . На деле это оборачивается тем, что маргинальные кощунники и сатанисты публично глумятся в центре Москвы над православными святынями, чувствуя свою полную безнаказанность, а наш народ оказывается фактически лишен возможности защитить от поругания свою веру, свои святыни. Ничего подобного невозможно представить в отношении ислама, буддизма, вообще любой из традиционных религий, не говоря уже об иудаизме.. Это событие как бы бьет в набат. Оно должно стать последней каплей, переполнившей чашу народного терпения. Необходимо мобилизовать все силы, способные оценить, какого масштаба национальная катастрофа происходит на наших глазах. Иначе - конец. Иначе - предательство России, Православия, Христа, за которое не может нам быть прощения " . Обозреватель сайта " Страна.Ru " Мария Свешникова утверждает , что " по одной из версий, организаторами " акта вандализма " были вовсе не несколько " ярых православных христиан " , как представились музейным работникам сами хулиганы " . " Антиправославную выставку в музее Сахарова разгромили ее организаторы " , - говорится в статье " Заказчиками дебоша были сами устроители выставки, о которой до того момента было никому не известно, кроме них самих.

http://pravoslavie.ru/press/obzor28.htm

Песнопение начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на левую и нижнюю. Буквы двух первых направлены внутрь произведения, двух других – наружу. Подкладка из темно-красной камки с мелким черным узором 863 . Входит в комплект с сударем «Агнец Божий» и воздухом «Христос во гробе» (кат. 136, 135). СОХРАННОСТЬ На среднике и на углах кайм в местах утрат шитья виден зеленый атлас. Потертость золотного шитья, небольшая осыпь жемчуга, загрязненность. ИКОНОГРАФИЯ Иконография традиционна для второй половины XVII в. (см. кат. 114, 140). АТРИБУЦИЯ Основанием для атрибуции служат художественные и технологические признаки, те же, что и па других произведениях комплекта. Из той же мастерской вышли и три произведения, принадлежавшие Троице-Сергиевой лавре – сударь «Богоматерь Воплощение», воздух «Христос во гробе» и палица «Спас Вседержитель» 864 . ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Пшеничников 1894. С. 64, ил. 6; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12315. 138. СУДАРЬ АГНЕЦ БОЖИЙ Москва (?), вторая половина XVII в. Камка (XVII в., Италия), тафта (XVII в., Восток), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити; ткачество, шитье. 61х64 Происходит из Архангельского собора Московского Кремля. Поступил из Патриаршей ризницы в 1920 г. 865 Инв. ТК-2550 Кат. На среднике по малиновой камке шит младенец Христос, лежащий на дискосе с фигурным стояном. Ноги Христа чуть согнуты в коленях, руки приподняты, одна с раскрытой ладонью, другая благословляющая. Над ним в перекрещивающихся ромбах – Святой Дух в виде голубя, выше – звездица с розеткой в перекрестье. По сторонам дискоса на облаках стоят два ангела, держащие рипиды с серафимами. Наверху в полуовале неба с облаками и сиянием изобретен поясной Саваоф с распростертыми благословляющими руками. На фоне – шитые пряденым серебром надписи: хс, аггли г(с)дни, саваъ. На обрамленных с двух сторон серебряными полосами каймах по зеленой камке пряденым серебром вязью шит евхаристический канон: приимите и дите//сие есть тло мое еже за вы ломимое во ставление греховъ.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Hic tibi sanctus honor semper laudesque manebunt. Care Deo, ut foveas Damasum, precor, almae Tiburti. Элогия св. Тибурцию Время настало тогда, и священное Матери Сердце Меч занесенный пронзил. И тогда страстотерпец преславный, Душу свою погубив, и презрев повелителя мира, Спас ее. Ныне в раю пребывая в немеркнувшей славе, Ты помолись обо мне, о Дамасе, блаженный Тибурций. Epitaphium papae Damasi quod sibi edidit ipse Qui gradiens pelagi fluctus compressit amaros, Vivere qui praestet morientia semina terrae, Solvere qui potuit Lazaro sua vincula, mortis Post tenebras, fratrem post tertia lumina solis Ad superos iterum Mariae donare sorori, Post cineres Damasum faciet quia surgere credo. Эпитафия папы Дамаса, которую он сочинил сам Тот, Кто на волны вступил горько-соленого моря, Стал Кто подобен весной в земле умирающим зернам, Кто разорвал пелены всепоглощающей смерти, Кто воскресил для сестер, бедных Марии и Марфы, Четверо суток в гробу уже пролежавшего брата, Верую, что воскресит из праха Он и Дамаса. De cognomentis Salvatoris Spes, Vita, Salus, Ratio, Sapientia, Lumen, Judex, Porta, Gigas, Rex, Gemma, Propheta, Sacerdos, Messias, Sabaoth, Rabbi, Sponsas, Mediator, Virga, Columna, Manus, Petra, Filius, Emmanuelque, Vinea, Pastor, Ovis, Pax, Radix, Vitis, Oliva, Fons, Paries, Agnus, Vitulus, Leo, Propitiator, Verbum, Homo, Rete, Lapis, Domus, Omnia, Christus Jesus. Об именах Спасителя Жизнь, Искупление, Разум, Источник, Премудрость, Царь, Вседержитель, Священник, Мессия, Посредник, Равви, Гигант, Саваоф, Основание, Корень, Пастырь, Закон, Проповедник, Жемчужина, Невод, Камень, Надежда, Стена, Просвещение, Слово, Агнец, Колонна, Рука, Виноградарь, Маслина, Сын, Человек, Эммануил, Христос, Избавитель. Св. Сириций (S. Siricius) 15, 22 или г. «У римлян же за Дамасом, который занимал епископский престол в продолжении восемнадцати лет, следовал Сириций...» (Сократ. Церковная история. VII, 9). Римлянин по происхождению, как свидетельствует Liber Pontificalis, он был диаконом при папе Дамасе, будучи посвящен в чтецы и диаконы еще Либерием. Хотя антипапа Урсин еще был жив, избрание Сириция было единодушным, что подтверждено удовлетворением, выраженным по этому поводу императором Валентинианом II (375–392 гг.) в рескрипте от 25 февраля 385 г. 99

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Яко Бог милости и щедрот и человеколюбия еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков, аминь. В пятой молитве священник просит Господа принять наши утренние молитвы, «яко кадило пред Тобою», и подать помощь всем бдящим и поющим во славу Божию: Благих Сокровище, Источниче приснотекущий, Отче Святый, Чудотворче, Всесильне и Вседержителю, вси Тебе покланяемся и Тебе молимся, Твоя милости и Твоя щедроты призывающе на помощь и заступление нашего смирения; помяни, Господи, Твоя рабы (молельщики), приими всех нас утренняя моления, яко кадило пред Тобою, и да ни единаго от нас неискусна (непригодна) сотвориши, но вся ны снабди щедротами Твоими. Помяни, Господи, бдящия и поющия во славу Твою и единороднаго Твоего Сына и Бога нашего и Святаго Твоего Духа; буди тем помощник и заступник, приими их мольбы в пренебесный и мысленный Твой жертвенник! Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков, аминь. В шестой молитве содержится благодарение Богу за все Его благодеяния. Священник молится о том, чтобы Бог сподобил нас петь Ему разумно и молиться непрестанно, чтобы помянул Он тех, кто особенно нуждается в Его помощи. Благодарим Тя, Господи, Боже спасений наших, яко вся твориши во благодетельство жизни нашея, да всегда к Тебе взираем Спасу и Благодетелю душ наших, яко препокоил еси нас в мимошедшее нощи число, и воздвигл еси ны от лож наших, и поставил еси в поклонение честнаго имени Твоего. Тем же молим Тя, Господи: даждь нам благодать и силу, да сподобимся пети Тебе разумно и молитися непрестанно, во страсе и трепете свое спасение соделовающе заступлением Христа Твоего. Помяни, Господи, и в нощи к Тебе вопиющия, услыши я, и помилуй, и сокруши под нозе их невидимыя и борительныя враги. Ты бо еси Царь мира и Спас душ наших, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков, аминь. В седьмой молитве, повторяя прошения о том, чтобы Господь принял наши благодарения, священник просит научить нас жить и молиться достойно, дабы сподобиться прощения грехов: Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа, возставивый ны от ложей наших и собравый ны в час молитвы, даждь нам благодать во отверзение уст наших, и приими наша по силе благодарения, и научи ны оправданием Твоим, зане помолитися, якоже подобает, не вемы, аще не Ты, Господи, Святым Твоим Духом наставиши ны.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Большую часть времени мы провели в воздухе. В Антарктиду летели на С130 — транспортно-десантном, с богатой историей: вьетнамские джунгли, «запах напалма по утрам»… Пунта-Аренас — самый южный чилийский «пункт». Много пограничников в знакомой по фотографиям 1973-го (год государственного переворота) форме. Страна небогатая, но опрятная. Стриженные туевые деревья шарообразной и цилиндрической формы, на каждом шагу — памятники, католические храмы, называемые у нас костелами. В абсиде кафедрального собора — мозаика: Спас Вседержитель на фоне айсбергов со стайками пингвинов на них. У сидящего на паперти бомжа звонит мобильник. Торговец в пончо, когда мы подходим к его лотку, щелкает по лбу стоящего на лотке деревянного божка, верхняя часть туловища подпрыгивает, и местный приап демонстрирует нам свою мужскую красу. Слоняемся по городу. Ни в одной книжной лавке не завалялось портрета Пиночета — сплошные Че Гевары. Итальянцы по этой части практичней: на развалах глянцевой макулатуры и сувениров в центре Рима рядом с гламурным Че найдется и фотография улыбающегося Муссолини. Патагония. Так можно назвать книгу стихов. Патос (страсть), гон (оленей? облаков?), агон (состязание), и — огонь, агония… Набегающие на пустынный песчаный пляж волны пролива, среди которого легко представить паруса Магеллана, на горизонте — Огненная Земля. За стеклом городского музея — пожелтевшие снимки индейцев с миссионерами, а по совместительству — археологами, биологами, палеонтологами. Ученое монашество: францисканцы, доминиканцы, бенедиктинцы. Ужинаем. Выжимаем разрезанные надвое зеленые лимоны на «гадов морских», есть которые категорически отказывается игумен Георгий, ссылаясь на библейский запрет. Да, что-то такое было, но где? В книге Левит? Во Второзаконии? Утром микроавтобус везет нас к уже знакомому С130. Его передняя часть напоминает валенок. Думаю об очерке: с чего начать? Справа по курсу — залитый по краю восходом, отбрасывающий глубокую тень небольшой «Боинг» Красноярской авиакомпании, доставляющий в Антарктику туристов: сейчас, в январе, здесь лето, пора отпусков. Не соотечественники ли околачиваются возле него? Подойти, спросить: мужики, куда это меня занесло? Это что, часом не Бирюлево?

http://azbyka.ru/fiction/okean-very-rass...

6. Но возвратимся, возлюбленные, к тем словам, на которых мы остановились, и воскликнем: благословен грядущий во имя Господне! Это добрый и благий пастырь грядет положить добровольно душу свою за овец своих. Как звероловы посредством овцы улавливают волков, пожирающих овец, так и Пастыреначальник, предав себя в образе человека духовным и душегубительным волкам, уловляет этих хищников для Адама, некогда уловленного ими. Благословен грядущий во имя Господне! - Бог (грядущий) против диавола, не с открытым могуществом, которого и зрение снести не может, но в немощной плоти, дабы связать сильного, восстающего на нас. Благословен грядущий во имя Господне! - Царь (грядущий) против мучителя, не с вседержительною силою и премудростью, но с мнимым безумием креста, дабы исторгнуть добычу у змия, мудрого на зло. Благословен грядущий во имя Господне! - это (грядет) истинный против лжеца, Спаситель против губителя, Князь мира против виновника браней, Человеколюбец - против человеконенавистника. Благословен грядущий во имя Господне! - это (грядет) Господь помиловать свое творение. Благословен грядущий во имя Господне! - это (грядет) Господь спасти заблудшего человека, рассеять обольщение, просветить сидящих во тьме, уничтожить заблуждение идолопоклонства, ввести спасительное Богопознание, освятить мир, прекратить нечестие и горе от служения мнимым богам. Благословен грядущий во имя Господне! - един (грядет предать себя) за многих, дабы бедный род человеческий избавить от рук сильнейших, беднаго и нищаго от грабителей его (Пс.34:10). Благословен грядущий во имя Господне! - (Он грядет) возлить вино и елей на попавшагося разбойникам и пренебреженного (Лк.10:30-32). Благословен грядущий во имя Господне! - (Он грядет) спасти нас Самим Собою, как говорит пророк: не ходатай и не ангел, но Сам Господь спас нас (Пс.63:9) Посему мы и благословляем Тебя, Господи, благословенного со Отцем и Святым Духом прежде веков и во веки веков, существовавшего бесплотно прежде веков и доселе, а ныне и на веки с обоготворенною и неизменною и нераздельною Твоею плотию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

   6. Но возвратимся, возлюбленные, к тем словам, на которых мы остановились, и воскликнем: «благословен Грядущий во имя Господне!» Это добрый и благий пастырь грядет положить добровольно душу свою за овец своих. Как звероловы посредством овцы улавливают волков, пожирающих овец, так и Пастыреначальник, предав себя в образе человека духовным и душегубительным волкам, уловляет этих хищников для Адама, некогда уловленного ими. Благословен грядущий во имя Господне! — Бог (грядущий) против диавола, не с открытым могуществом, которого и зрение снести не может, но в немощной плоти, дабы связать сильного, восстающего на нас. «Благословен Грядущий во имя Господне!» — Царь (грядущий) против мучителя, не с вседержительною силою и премудростью, но с мнимым безумием креста, дабы исторгнуть добычу у змия, мудрого на зло. Благословен грядущий во имя Господне! — это (грядет) истинный против лжеца, Спаситель против губителя, Князь мира против виновника браней, Человеколюбец — против человеконенавистника. Благословен грядущий во имя Господне! — это (грядет) Господь помиловать свое творение. Благословен грядущий во имя Господне! — это (грядет) Господь спасти заблудшего человека, рассеять обольщение, просветить сидящих во тьме, уничтожить заблуждение идолопоклонства, ввести спасительное Богопознание, освятить мир, прекратить нечестие и горе от служения мнимым богам. Благословен грядущий во имя Господне! — един (грядет предать себя) за многих, дабы бедный род человеческий избавить от рук сильнейших, «бедного и нищего от грабителей его» (Пс. 34:10). «Благословен Грядущий во имя Господне!» — (Он грядет) возлить вино и елей на попавшагося разбойникам и пренебреженного (Лк. 10:30—32). Благословен грядущий во имя Господне! — (Он грядет) спасти нас Самим Собою, как говорит пророк: «не ходатай и не ангел, но Сам Господь спас нас (Ис. 63:9). Посему мы и благословляем Тебя, Господи, благословенного со Отцем и Святым Духом прежде веков и во веки веков, существовавшего бесплотно прежде веков и доселе, а ныне и на веки с обоготворенною и неизменною и нераздельною Твоею плотию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3660...

Но возвратимся, возлюбленные, к тем словам, на которых мы остановились, и воскликнем: благословен грядущий во имя Господне! Это добрый и благий пастырь грядет положить добровольно душу свою за овец своих. Как звероловы посредством овцы улавливают волков, пожирающих овец, так и Пастыреначальник, предав себя в образе человека духовным и душегубительным волкам, уловляют этих хищников для Адама, некогда уловленного ими. Благословен грядущий во имя Господне! – Бог (грядущий) против диавола, не с открытым могуществом, которого и зрение снести не может, но в немощной плоти, дабы связать сильного, восстающего на нас. Благословен грядущий во имя Господне! – Царь (грядущий) против мучителя, не с вседержительною силою и премудростью, но с мнимым безумием креста, дабы исторгнуть добычу у змии, мудрого на зло. Благословен грядущий во имя Господне! – это (грядет) Истинный против лжеца, Спаситель против губителя, Князь мира против виновника браней, Человеколюбец – против человеконенавистника. Благословен грядущий во имя Господне! – это (грядет), Господь помиловать Свое творение. Благословен грядущий во имя Господне! – это (грядет) Господь спасти заблудшего человека, рассеять обольщение, просветить седящих во тьме, уничтожить заблуждение идолопоклонства, ввести спасительное Богопознание, освятить мир, прекратить нечестие и горе от служения мнимым богам. Благословен грядущий во имя Господне! – един (грядет предать Себя) за многих, дабы бедный род человеческий избавить от рук сильнейших, беднаго и нищаго от грабителей его ( Псал. 34:10 ). Благословен грядущий во имя Господне! – (Он грядет) возлить вино и елей на попавшагося разбойникам и пренебреженного ( Лук. 10:30–32 ). Благословен грядущий во имя Господне! – (Он грядет) спасти нас самим Собою, как говорит Пророк: не ходатай и не ангел, но Сам Господь спас нас ( Ис. 63:9 ). Посему мы и благословляем Тебя Господи, благословенного со Отцем и Святым Духом прежде веков и во веки веков, существовавшего бесплотно прежде веков и доселе, а ныне и на веки с обоготворенною и неизменною и нераздельною Твоею плотью.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010