Спас Вседержитель. Художник – Богдан Лавриненко С высокого и торжественного настроя, который дает выставка в целом, ненадолго сбила экспозиция, где на баннерах – информация о крупных мастерских с номерами телефонов. Да, художники живут за счет заказов, и нужно, чтоб их было больше, причем не только для художников, но и для развития церковного искусства. Но все-таки в данном контексте это выглядело несколько неуместно. Но это – нюанс. В целом же впечатление от выставки очень хорошее. Потому что организаторам снова удалось создать объемную картину того, что происходит в современном церковном искусстве. Лично мне из увиденного что-то нравится, что-то очень близко не просто в эстетическом смысле, а именно в духовном, что-то категорически не близко ни в каких смыслах… Важно, что выставка дает каждому посетителю увидеть это. Названные выше работы – лишь часть огромной экспозиции. По законам жанра следует делать выводы, чтобы поставить точку. Но лучше поставлю многоточие. Как там говорится в известном советском фильме: «Многоточие… В каких случаях ставится многоточие? Многоточие ставится в конце предложения или целого рассказа, когда он не закончен и многое еще осталось впереди!» А у церковного искусства еще точно многое впереди, поскольку оно настоящее и про Настоящее. Художники будут, опираясь на традицию, продолжать искать, как передать в красках глубину, сложность и красоту христианства. И у них, кто делает это по-настоящему, а не ради того, чтобы создать «необычно», получится (и получается). Ждем следующую выставку. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Ребенка, ушедшего гулять, нашли убитым в стиральной машине В Екатеринбурге кто-то изнасиловал кошку и подкинул ее в подъезд Как сын главной героини " Интердевочки " стал её испытанием Жуткие привычки из СССР, которые портят жизнь сейчас многим Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/opp/2023/11/01/chto_v...

106, 16 «Ты, о, Господи, избавивший Ноя от потопа, и нас также избавь от тех, у которых нет закона, от этого потопа, окружившего нас! Ты, Который в ковчеге спас зверей, животных, птиц и пресмыкающихся, еще и еще более избавь Твой образ, который поклоняется Тебе и служит в чистоте!». 106, 24 И когда она окончила молитву, окружили их вельможи и знатные с намерением вести ее с почетом к царю, чтобы он женился на ней И когда святые увидели, как войско окружило их, оне воздели руки и стали вопить с плачем к небу, прося спасения у Бога Вседержителя, чтобы Он избавил их от соблазна супостата, кричали оне  с плачем, говоря: «не будет у нас, Господи, страсти, не совратит сердец наших преходящее богатство, не будет у нас любви к его издевательству (веселию) из-за сладости пищи, и мы не усумнимся из-за страха, гонения и истязания нас, и если будем мы замучены десятками тысяч, не испугаемся и не променяем вечной жизни и неописуемых благ на эту преходящую, жалкую жизнь. И, поистине, ни глубина, ни высота, ни жестокость, ни мучение, ни побои, ни угроза, ни обещание, ни различные истязания, ни огонь, ни вода, ни меч, ни наслаждение, ни обилие предметов, ни настоящее и ни будущее, ни жизнь, ни смерть, не могут разъединить нас с любовью Господа нашего Иисуса Христа, ибо мы для Него сохранили нашу девственность и чистоту, на Него надеемся и к любви Его вожделеем, чтобы предстали мы перед Ним с благодарностью и хвалою». 108, 14 И когда оне кончили свою молитву, то услышали сильный гром с неба, так что все собравшиеся испугались и пали ниц. И услышали голос с неба говоривший: «будьте сильны и крепки, ибо Я с вами, – Я, Который сохранил вас и в вашей чистоте повлек вас в эту страну, чтобы славилось Мое имя среди этого народа. Радуйтесь и не бойтесь, и поднимитесь в место веселия и ликования, которое Я уготовил вам и всем, любящим Мое имя». И гром продолжался долгий час. Вожди и вельможи, искавшие дев, слышали это и уже попадали с лошадей, кони попирали их и они падали как мертвые. От страха люди избивали друг друга, и кровь их лилась. И которые из них остались, запомнили все, что случилось, и молитвы, которые творили девы, и вот пошли они и сообщили царю.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Еже о вашем пребывании к нам ведомо чинити. Того есмь зело желатель, Дабы еси был во благих пребыватель. Стихи двоестрочни о книзе сей, образу Спасову благодарни и Богородице молебни, от черленых 158 слов имущи разум некаков Иисус руце имеет возвышени, Сим бо врази мои низложени. Христос имеет руце распростерти, Сего бо ради злыя ми мысли стерти. Спас мой матере своея прошения внят И крестителя своего моление прият. Владыко мой милость свою на мне излия, Благодать бо в мя Пресвятаго Духа влия. Господь мой человеколюбием си мя возвесели, Мысли бо благи в сердце мое всели. Бог мой благих своих мя преисполни, Смысл бо мой буй добрых наполни. Вседержитель рукама си благословляет, Начати ми дело сие повелевает. Рождьшая его и Креститель руце молебне простирают И тако мя сим к делу сему вооружают. Владычица премудрости, вразуми мя, И ты, единородный Сыне, просвети мя. Богородице, подаждь ми разум начати, И ты, Христе Боже, смысл скончати. Присно Богомати, к тебе прибегаю И помощь твою призываю. Дево пресвятая, способствуй ми, грешному, И сотвори мя коснутися делу внешному. Марие, Христа Бога Мати, о тебе хощу начати И сие повеление царево написати, Вразуми мя, госпоже Царице, скончати. Аминь. Стихи Кресту Господню похвални двоестрочни Крест – упование благое благочестивым, Крест – победа велия злочестивым. Крест – царю нашему на враги его победа велия, Крест – святому его семени исполнения веселия. Крест – православному их царствию утвержение, Крест – благочестивей полате и воем их огражение. Крест – на ляхов и мусулман победитель, Крест – всем еретиком прогонитель. Креста силою и действом дело сие начася, Креста божественным дарованием скончася. Аминь. Ини стихи Всечестному и Животворящему Кресту Господню изяснители, благодарни, молебни, двоестрочни же по акристихи, еже есть краегранеси Словословлю тя, Кресте пресвятый, Лобызаю тя, Кресте пречестный. О тебе бо православнии царие царствуют, Земнии владетели властвуют, И архиереи слово истинный исправляют, Патриарси и епископи престоли украшают.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На концах омофора – по три широких полосы с жемчужным узором гирлянд из веток, стянутых жгутами, с зашитыми мелким жемчугом фоном вокруг. Узор окружен золотной «веревочкой». Внизу каждого конца омофора по пятнадцати жемчужных ворворок с длинными кистями из золотных нитей. По длинным сторонам омофора и на фоне между изображениями пришито несколько серебряных пуговиц и петель. Подкладка омофора из камки кирпичного цвета. СОХРАННОСТЬ И РЕСТАВРАЦИЯ Согласно описи Патриаршей ризницы 1686 г.» 1675 г. па омофоре «патриарх Иоаким приказал старую материю заменить новой, оставив без переделки лишь «Христовы страсти, Спасов образ и наконечники». В Описи Патриаршей ризницы 1720 г. фоном уже значится «объярь серебряная». К этому же времени относится подкладка. Шелковое шитье местами имеет утраты, золотное – потертости, есть выпады жемчуга и потертость тканей. ИКОНОГРАФИЯ Сравнительно редким является изображение на омофоре Христа Еммануила, стоящего «в славе» на крылатых колесах, обычно здесь – Спас Вседержитель. Иконография этой сцены восходит к иллюстрации кондака Акафиста Богоматери («Всякое естество Ангельское удивися великому Твоего воплощения делу...») 602 . Заслуживает внимания иконография «Снятия со креста», где изображено пять святых жен. Изображение Страстного цикла характерно для омофоров, хотя на них вышивают праздники, Софию Премудрость Божию и другие изображения 603 . АТРИБУЦИЯ Основанием для атрибуции являются указания описей Патриаршей ризницы на принадлежность омофора патриарху Иову, не противоречащие общему стилю произведения, схожему с датированной шапкой этого патриарха (кат. 64). ВЫСТАВКИ 1923 Москва; 1989–1990 Москва, 19; 1999 Москва. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Патриаршей ризницы 1876. С. 7; Опись Патриаршей ризницы 1904. С. 278; Опись Патриаршей ризницы 1910. С. 40, 6; Выставка шитья допетровского времени 1923, л. 75–77; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12086. 66. ENUTPAXIЛЬ СВЯТИТЕЛИ Москва, мастерская царицы Ирины Федоровны (?), середина – вторая половина XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

—358— молитву эту произносит священник, ибо епископы наши почему-то уже не крестят и не творят оглашенных; но необходимо припомнить, что в древности как то, так и другое совершалось преимущественно епископами, от которых и получали рукоположение делаемые оглашенными. В постановлениях Апостольских молитва «во еже сотворити оглашенного», сопутствуемая рукоположением его, приведена только в некотором сокращении. «Возлагающий же на него (т. е. на оглашенного) руку пусть молится Богу, владыке всего, благодаря за творение, за ниспослание Сына Своего, единородного Христа, чтобы спас человека, простил нечестия и грехи, очистил от всякой скверны плоти и духа, и чтобы освятил человека по благоволению благости своей, открыл и дал разуметь волю свою, просветил очи сердца его к познанию чудных дел своих и открыл ему суд правды, чтобы возненавидел он всякий путь неправды и ходил по пути истины, дабы сподобиться ему бани паки бытия, в усыновление о Христе, чтобы соединившись со Христом подобием смерти Его в надежде славного общения, умер он для греха и жил для Бога по уму, слову и деятельности и включен был в книгу живых» (Апост. Пост. VII, 39). В литургии же Постановлений Апостольских мы имеем молитву, заключающую ряд молений об оглашенных и в некоторых списках, по свидетельству Котелерия, имеющую обозначение: Κεφ. Σ. χειροθσια τν κατηχουμνων, т. e. в главе «рукоположение оглашенных». Приводим эту молитву, самый характер которой свидетельствует, по некоторым особенностям о том, что она сопровождается возложением рук. По содержанию своему она представляет сокращение вышеуказанной, хотя и сохраняет все основные её моменты. «Боже вседержителю, нерожденный и неприступный, единый истинный Боже, Боже и Отче Христа Твоего, единородного Сына Твоего, Боже Утешителя и всяческих. Господи, иже Христом ученики поставивый учители к научению благочестия. Сам и ныне призри на рабы Твоя оглашенные в евангелии Христа Твоего и даждь им сердце ново и дух прав, обнови во утробех их, во еже знати и творити волю Твою в сердце полне и душе хотящей; сподоби их святого освящения и соедини их святой

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Согласно «Апостольским постановлениям», крещение должно предваряться длительным оглашением, в ходе которого готовящийся к крещению должен быть «наставлен в ведении о Нерожденном, в познании о Сыне Единородном, в убеждении о Святом Духе». Оглашение должно включать полный курс истории Ветхого Завета: «Пусть узнает, почему создан мир и почему человек поставлен гражданином мира. Пусть изучит природу свою и узнает, какова она. Пусть узнает, как Бог наказал злых водою и огнем... Пусть узнает также, как промышляющий Бог не отвратился от рода человеческого, но во все времена призывал его от заблуждения и суетности к познанию истины». Когда курс оглашения закончен, епископ или священник возлагает на оглашенного руку и молится о том, чтобы Бог спас его и очистил от всякой скверны плоти и духа, дабы сподобиться ему «бани пакибытия». После этого оглашенному предлагается курс новозаветной истории – «учение о вочеловечении Господа и о Его страдании, воскресении из мертвых и вознесении» 78 . Таким образом, огласительный курс делится на две части: ветхозаветную и новозаветную, разделенные молитвой епископа с возложением рук на оглашенного. По окончании обеих частей огласительного курса крещаемый должен вслух сказать: «Отрекаюсь от сатаны, и дел его, и гордыни его, и служения его, и ангелов его, и измышлений его, и всех, кто под ним» 79 . Затем крещаемый сочетается со Христом, произнося краткий Символ веры , начинающийся словами: «И сочетаюсь со Христом, и верую, и погружаюсь во Единого Нерожденного, Единого истинного Бога Вседержителя, Отца Христа, Творца и Создателя всего, из Которого всё; и в Господа Иисуса Христа, Единородного Сына Его, Первородного всей твари...» 80 По содержанию этот Символ веры напоминает известный нам Никео-Цареградский. После произнесения Символа веры крещаемый «приходит к помазанию елеем». Елей же «благословляется первосвященником во оставление грехов и в предуготовление крещения». Далее совершается освящение воды: священник читает молитву, по содержанию сходную с евхаристической анафорой и содержащую благодарение за всю историю домостроительства спасения человека. Благословение воды совершается произнесением слов: «Призри с небес и освяти воду сию; дай же благодать и силу, чтобы погружающийся, по заповеди Христа Твоего, Ему сораспялся и соумер, и спогребся, и совостал в усыновление, которое в Нем, умер для греха, ожил же для правды» 81 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Господи и Владыко живота моего! дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! (поклон). Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему (поклон). Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь (поклон). (Господи! жизнь моя в Твоей власти. Не дай мне духа праздности, беспечности, властолюбия и пустословия (поклон). Но одушеви меня духом целомудрия, смирения, терпения и любви (поклон). О, Господи, Царь мой! дай мне видеть собственные грехи, а другого не осуждать, потому что Ты благословен в вечные веки. Аминь. (поклон). Когда священник произносит эту молитву, то каждый молящийся непременно должен стать прямо и думать, что стоит пред Самим Богом, Который выслушивает твою молитву. Когда священник кончит первую часть молитвы, т.е. когда скажет: Господи и Владыко живота моего! дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! – все должны сделать великий поклон (поклониться в землю). Затем, встав, нужно стоять также, как и прежде, и с глубочайшим вниманием выслушать вторую часть молитвы: Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему! Когда священник кончит эту часть, опять нужно поклониться в землю. Точно также нужно выслушать и третью часть и снова поклониться до земли. Потом, встав, нужно положить 12-ть малых поклонов и вместе с каждым поклоном произносить тихо краткую молитву: «Боже, милостив буди ми, грешному». После этого священник снова нераздельно произносит в слух всего народа всю молитву св. Ефрема. Когда священник кончит ее, нужно поклониться в землю. Далее, человек, как-бы сознавая всю свою виновность пред Богом, потому что все, о чем он просил сейчас Господа в молитве св. Ефрема, остается у него, как у какого нибудь непослушного раба, не выполненным, поэтому он в следующей молитве, всецело предавая себя воле Божией, просит Господа, чтобы Он ими-же только ведает судьбами, спас недостойного Своего раба. Эта молитва по-русски читается так: «Господи, Боже-Отец, Вседержитель! Господи, Сын единородный, Иисусе Христе, и Святый Дух, единое Божество и единое Могущество, помилуй меня грешного и какими знаешь путями спаси меня, недостойного раба Твоего; потому что благословен Ты в вечные веки. Аминь». Этою молитвою и заканчивается третий час.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Песнь 9 Ирмос: Вижу необычайное и чудное таинство: пещеру – небом; Деву – престолом херувимским; ясли-вместилищем, где возлежит невместимый Христос Бог; Его мы, воспевая, величаем. 1. Волхвы, видя необычайное течение необыкновенной, новой, недавно явившейся, блиставшей больше небесных светил звезды, уразумели, что Христос Царь родился на земле в Вифлееме для нашего спасения. 2. Когда волхвы говорили: Где новорожденный Младенец Царь, звезда Которого явилась; мы пришли поклониться Ему; тогда безумный богопротивник Ирод смутился и в бешенстве устремился убить Христа. 3. Ирод выведывал время появления звезды, путеводимые которой волхвы в Вифлееме поклоняются с дарами Христу; ею же они, будучи отведены в отечество, оставили посмеянным жестокого детоубийцу. Ирмосы второго канона, гл.1. Песнь 1: Владыка в древности чудесно спас народ, осушив влажные морские волны; а родившись добровольно от Девы, Он пролагает нам легкопроходимый путь к небу; Его, по существу равного Отцу и человекам, мы прославляем. Песнь 3: Внемли песнопениям рабов Твоих, Благодетель, и смири надменную гордость врага, а певцов вознеси, Всевидящий, превыше греха, непоколебимо утвердив их, Благой, на основании веры. Песнь 4: Пророк Аввакум в древности предвозвещает в песнопении восстановление человеческого рода, удостоившись таинственно видеть его прообраз, ибо новорожденный Младенец – Слово произошел от горы – Девы для восстановления людей. Песнь 5: К нам ныне, по пробуждении от ночи дел мрачного заблуждения, воспевающим песнь Тебе, Христе, как Благодетелю, приди и даруй очищение и благонадежный путь, по которому проходя мы достигнем славы. Песнь 6: Иона, находясь в глубинах моря, молил Бога придти и утишить бурю: а я, уязвленный стрелою мучителя, умоляю, Христе, Тебя, истребителя зла, приди скорей ко мне, беспечному. Песнь 7: Юноши, объятые любовью к Вседержителю, презрели богохульство страшно озлобленного безбожника царя, и сильный пламень покорился им, взывающим к Владыке: «Благословен Ты во веки». Песнь 8: Ветхозаветные юноши, неопально объятые огнем, прообразуют утробу Отроковицы, сверхъестественно рождающую без утраты девства; одна же чудодействующая благодать, совершая то и другое, возбуждает людей к пению.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Слава: Пребезначальная, собезначальная, единочестная Троице,/Отче Вседержителю, и Сыне, и Душе Святый,/Единице Святая триипостасная,/сущия от Адама спасай, верно Тя воспевающия. Слава: Предвечная, равно безначальная,/единая честью Троица:/Отче Вседержитель, Сын, и Дух Святой,/Единица Святая в трех Ипостасях!/Тех, кто от Адама спасай,/с верою Тебя воспевающих. И ныне, Богородичен: Пречистое чрево Твое освяти Чистая,/плоть из него приемый/Пребожественный, в Троице покланяемый,/из Отца Слово, и с Духом Бог. И ныне, Богородичен: Непорочное чрево Твое, Чистая,/освятил плоть из него Принявший – Пребожественный,/в Троице принимающий поклонение:/Бог-Слово, рожденный от Отца/и с Духом единосущный. Песнь 6. Ирмос: Отвергл мя еси во глубины сердца морскаго,/и спасл еси мя Спасе от работы смертныя,/и разрешил еси узы беззаконий моих. Песнь 6 Ирмос: Ты отринул меня в глубины, в сердце моря,/и спас меня, Спаситель, от рабства смерти,/и развязал узы беззаконий моих. Вопросил еси: где есть? вся ведый,/прослезился же еси Спасе, яко Человек естеством,/воздвигл мя еси мертва повелением Твоим. Вопросил Ты, где я, все зная;/прослезился же обо мне, Спаситель,/как человек по естеству;/– и воздвиг меня, мертвого, повелением Твоим! Возгласил мя еси Спасе, из ада преисподняго,/вопиет Лазарь к Тебе разрушителю ада,/и воздвигл мя еси мертва повелением Твоим. “Призвал Ты меня, Спаситель,/из ада глубочайшего”,/– взывает Лазарь к Тебе, разрушителю ада,/– “и воздвиг меня, мертвого,/повелением Твоим!” Одеял мя еси Спасе, в бренное тело,/и вдохнул ми еси жизнь,/и видех свет Твой,/и воздвигл мя еси мертва повелением Твоим. Одел Ты меня, Спаситель,/в бренное тело,/и вдохнул в меня жизнь,/и увидел я свет Твой,/и мертвого Ты воздвиг меня/повелением Твоим. Одушил еси Ты, бездыханный образ плоти моея Спасе,/стягнул мя еси костьми и жилами,/и воздвигл мя еси мертва повелением Твоим. Одушевил Ты, Спаситель,/бездыханный образ плоти моей,/скрепил меня костями и жилами,/и воздвиг меня, мертвого,/повелением Твоим.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/subbota-s...

…Бог, (грядущий) против диавола, не с открытым могуществом, которого и зрение снести не может, но в немощной плоти, дабы связать сильного, восстающего на нас… …Царь, (грядущий) против мучителя, не с вседержительною силою и премудростию, но с мнимым безумием Креста, дабы исторгнуть добычу у змия, мудрого на зло. …Это (грядет) Истинный против лжеца, Спаситель против губителя, Князь мира ( Ис. 9:6 ) против виновника браней, Человеколюбец – против человеконенавистника. …Это (грядет) Господь помиловать Свое творение… СПАСТИ заблудшего человека, рассеять обольщение… уничтожить заблуждение идолопоклонства, ввести спасительное богопознание, освятить мир, прекратить нечестие и горе от служения мнимым богам… Един… за многих… (Грядет) СПАСТИ НАС САМИМ СОБОЮ, как говорит пророк: не ходатай, и не ангел, но Сам Господь спас нас ( Ис. 63:9 ). Посему мы и благословляем Тебя, Господи!.. …А фарисеи составили против Него заговор. Все это совершилось для того, чтобы АГНЕЦ и Сын Божий, Который взял на Себя грехи мира ( Ин. 1:29 ), добровольно пострадал для нашего спасения; чтобы Он обращен был как бы в предмет купли; и покупатели положили тридцать сребреников за Того, Кто Животворящею Своею КРОВИЮ ИСКУПИЛ МИР, и чтобы Пасха наша, Христос, был заклан за нас ( 1Кор. 5:7 ); дабы те, которые окропляются драгоценною Его кровию и которых уста, как верхи дверей, запечатлеваются ею (в причащении), могли избегать стрел губителя; и дабы пострадавший плотию Христос, по тридневном ВОСКРЕСЕНИИ принял от всех тварей, вместе с Отцем и Святым Духом, равночестное и равномерное поклонение». «…Многие… встретили Его с финиковыми ветвями в руках, в доказательство победы Его над народом израильским; потому что пальмовые ветви, обыкновенно преподносили победителям. …Осанна в вышних! – пел встречавший Господа народ. Так как пришествие Господа и Его воплощение спасительно не только на земле для людей, но и на небе для ангелов, – потому что через спасение людей восполняется число ангелов, которое умалилось отпадением диавола, – то, произнося слова осанна в вышних, они говорили: «спаси и нас, о Ты, составляющий спасение на небесах!»

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010