Святейший Патриарх Кирилл и Сергей Леонидович Кравец ЖМП 6 июнь 2019 /  5 июля 2019 г. 11:48 Сергей Кравец: «Мы делаем энциклопедию силами всего православного мира» Уже больше 20 лет в Москве идет работа над Православной энциклопедией. Запланировано 75 томов, вышло больше половины. Этот издательский проект во многом уникален. Прежде всего тем, что это первый и пока единственный в мире фундаментальный научный труд по двухтысячелетней истории Православия. Из сугубо церковного издания энциклопедия уже давно стала общегуманитарным национальным проектом. О том, как возникла идея ее создания, какие трудности и открытия готовит каждый новый том и чем еще сегодня живет Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал его создатель и руководитель Сергей Кравец.   PDF-bepcuя. — Сергей Леонидович, как вам, человеку со светским образованием, выпускнику факультета журналистики МГУ, доверили делать столь ответственное церковное издание? — К тому времени я уже много лет занимался изданием серьезной церковной литературы вместе с моими коллегами в созданном нами издательстве Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Тогда, в 1997 году, мы уже сделали самое солидное по тем временам церковное и научное издание — «Историю Русской Церкви» в 12-ти томах на основе труда митрополита Мака­рия (Булгакова). И кстати, были единственными, кто сумел объединить вокруг церковного издательского проекта большое количество светских ученых из Академии наук, Московского университета и небольшое сообщество церковных ученых, которое тогда сущест­вовало. ­Когда мы заканчивали макариевскую «Историю», Святейшему Патриарху Алексию II, мне кажется, стало просто жалко, что закончится этот проект и первый в нашей постсоветской истории слаженный коллектив церковных и светских ученых разойдется по своим институтам, факультетам и академиям. Собрать второй раз их будет очень сложно. И тогда в разговоре с ним и возникла эта идея попытаться сделать такую фундаментальную православную энциклопедию, которую уже пытались создать дважды. Но и первый, дореволюционный опыт, и второй опыт, в 70-е годы XX века, оказались не очень удачными. Тогда ни Предстоятель Церкви, ни кто-либо другой не очень представляли себе, какое огромное издание из этого вырастет, насколько оно окажется фундаментальным, и, в общем, даже не очень понимали, что мы будем делать. Патриарх тогда произнес решающую фразу: «Трудно найти более неподходящее время для начала энциклопедии, но другого времени у нас не будет».

http://e-vestnik.ru/db/sergey_kravets_pr...

Святейший Патриарх Кирилл на Валааме ЦВ 13-14 (434-435) июль 2010 /  16 июля 2010 г. Монашеский остров встречает Патриарха 11 июля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Валаам. В ходе визита Святейший Патриарх Кирилл возглавил заседание Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества, освятил часовню в честь Валаамской иконы Божией Матери, в день памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе обители. Святейший Патриарх Кирилл прибыл на остров Валаам 8 июля. На следующий день Предстоятель Русской Православной Церкви посетил храм на Игуменском кладбище обители, где совершил иерейским чином Божественную литургию. В слове после Литургии Святейший Патриарх Кирилл рассказал, как в 1960-е годы участвовал в богослужении в этом храме, пребывавшем тогда в руинах. Богослужение, которое совершил духовный наставник будущего Патриарха приснопамятный митрополит Никодим (Ротов), стало первой Литургией на Валааме после разорения монастыря. «Вспоминаю, как тогда, в ненастный, дождливый, холодный день, в конце Литургии вдруг воссияло солнце, и яркий солнечный луч пронзил этот полуразрушенный храм, — продолжил Предстоятель. — И те, кто присутствовал, — а присутствовали на этой службе всего три человека: сам совершавший Евхаристию митрополит и два его иподиакона — отшедший уже ко Господу архимандрит Климент (Толстихин) и я многогрешный, — увидели в этом Божественном знаке знамение надежды. Так оно и произошло. Великая, назидательная для всех нас история». «Огромная миссия лежит на монашеской братии — рассказывать о том, чем был Валаам, что с ним произошло, и рассказывать о чуде его возрождения. Многие люди в этом рассказе обретут огромную духовную силу, соотнеся то, что произошло с Валаамом, со своей собственной судьбой, и поймут, что даже из самих тяжких обстоятельств всегда есть выход. Господь выводит нас из тени смертной (см.: Пс. 22, 4), когда мы сами того желаем», — сказал Святейший Патриарх.

http://e-vestnik.ru/church/monasheskij_o...

Слава Тебе, Показавшему нам Свет!/ Автор - священник Аркадий Северюхин , кандидат богословия, ректор Православного института религиоведения и церковных искусств (С.-Петербург). – С.14-15.   См. также: Эффект Кирлиан: уточнение специалиста . Отзыв на статью «Аура или нимб?» (Фома, 2006, С.12-15)/Автор отзыва – Арсений Хахалин , кандидат биологических наук//Фома. - – июнь 2006. – С.122. – (рубрика « Отклики »).   Телецитата: Сергей Рудов , председатель совета директоров ОАО «Межотраслевой вексельный дом ТЭК», член попечительского совета по восстановлению Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря. Телецитата из передачи «Русский час с журналом “Фома”» на телеканале «Спас» (НТВ+): « Я вообще считаю, что право помогать людям надо еще заслужить …»//Фома. - – март 2006. – С.16. – (рубрика «Телецитата»). Тема номера: Вера и богатство: (на заставке – фото Александра Шурлакова) Миллион на двоих не делится , или почему богатому трудно войти в Царствие Небесное . Исповедь прогоревшего бизнесмена эпохи первоначального накопления капитала/Откровенная беседа с журналистом Владимиром Шпаком; Беседовала Марина Борисова; Коллажи Дмитрия Петрова//Фома. - – март 2006. – С.19-24. – (рубрика « Тема номера: Вера и богатство »). В поисках узких врат . (Подборка мнений и высказываний тех, кто в последние годы стал состоятельным человеком)/Материал подготовили: Марина Борисова, Любовь Кантаржи, Елизавета Киктенко, Денис Маханько//Фома. - –март 2006. – С.25-29. – (рубрика « Тема номера: Вера и богатство »). В подборке представлены: Елена Корзун , генеральный директор ассоциации малых и средних нефтегазодобывающих компаний «Ассонефть», г. Москва. – С.26; Вячеслав Заренков , президент строительного холдинга «Эталон-ЛенСпецСМУ», г. Санкт-Петербург. – С.26; Никита Мишин , член совета директоров ЗАО «Северстальтранс», г. Москва. – С.26-27; Елена Катаева , вице-президент компании «Газпромрегионгаз», г. Москва. – С.27-28; Владимир Калашников , председатель совета директоров Финансово-промышленной группы «Объединенная промышленно-строительная компания», г. Рязань. – С.28;

http://foma.ru/bibliografiya-foma-3-35-m...

Слово Святейшего Патриарха Алексия при вручении архиерейского жезла епископу Троицкому Панкратию 2 июня 2005 г. 16:21 Совершая 2 июня, в день памяти святителя Московского Алексия, всея России Чудотворца, архиерейскую хиротонию архимандрита Панкратия (Жердева), наместника Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального монастыря, во епископа Троицкого, викария Московской епархии, Предстоятель Русской Церкви обратился со Словом при вручении архиерейского жезла новопоставленному Преосвященному владыке: Христос воскресе! Преосвященный епископ Панкратий! Приветствую и с любовью поздравляю тебя с принятием благодати архиерейства. Думаю, ты знаешь о бремени той ответственности, которая ныне на тебя возлагается. Прими свое избрание на епископское служение с глубоким смирением и послушанием, как волю Божию, ибо, как говорит святой апостол «хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере» (1 Тим. 3, 13). Твердо верь в то, что вседетельная благодать Святого Духа через возложение святительских рук укрепит тебя на новое служение Церкви Божией, помогая ходить достойно звания, в которое ты призван (Еф. 4, 1). Чаще вспоминай слова пастырских посланий святого апостола Павла, определяющих нравственное лицо епископа и характер епископского служения: «епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив…, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1, 7-9). В сослужении Богу и людям все делай с любовью, ибо, по словам апостола Павла «если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13, 1-7).

http://patriarchia.ru/db/text/20789.html

Статус песчинки бытия «Я в советское время говорил: как можно спиться, когда существует птичий рынок?» 19 декабря, 2014 «Я в советское время говорил: как можно спиться, когда существует птичий рынок?» Этому человеку не привыкать к перемене мест: судьба бросала его из Орла в Москву, из Москвы на Валаам, c Валаама на Коневец, из России то в Болгарию, то в Израиль. Не привыкать и к перемене жизненных «ролей»: от актера до настоятеля крупного монастыря. Год назад архимандрит Исидор (Минаев) был начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме, а сейчас — настоятель храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Ко всем переменам отец Исидор относится совершенно спокойно: ведь человек не просто так избирает монашеский путь, этим он дает согласие подчинять свою жизнь воле Божией. Архимандрит Исидор (Игорь Владимирович Минаев) родился в 1961 году в Орле. Учился в Московском театральном художественно-техническом училище, в Высшем театральном училище им. Б. В. Щукина на актерском факультете. Работал в Омском академическом театре драмы, служил в армии, преподавал актерское мастерство в Щукинском училище, играл в различных московских театрах. В 1991 году стал насельником Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. В 1992 году пострижен в рясофор и рукоположен во иеродиакона, в 1993-м пострижен в мантию с именем Исидор и рукоположен во иеромонаха. Заочно окончил Московскую духовную семинарию. В 2001 году назначен настоятелем Коневского Рождество-Богородичного монастыря, в 2003 году возведен в сан игумена. В 2007 году определен служить в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. В 2008 году назначен настоятелем Свято-Николаевского подворья Русской Православной Церкви в Болгарии. В 2009 году — начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме, ­в том же году возведен в сан архимандрита. В 2013 году освобожден от должности начальника Русской духовной миссии и направлен в клир Санкт-Петербургской епархии. В начале 2014 года назначен настоятелем храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Не получается уединяться

http://pravmir.ru/status-peschinki-byiti...

Схиигумен Серафим (Покровский), начальник скита во имя Всех святых Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря, француз по происхождению, еще в юности избрал путь монашества, став насельником Свято-Предтеченского монастыря в Эссексе (Англия), основанного схиархимандритом Софронием (Сахаровым). В течение двадцати лет он был келейником старца Софрония. Впоследствии отец Серафим принял российское гражданство и вступил в братию валаамской обители. Сегодня мы публикуем одну из бесед схиигумена Серафима, обращенную к братии и посвященную «науке из наук» − таинству монашеского послушания. В каноне Андрея Критского есть такой дивный ирмос: «От нощи утренююща, Человеколюбче, просвети, молюся, и настави и мене на повеления Твоя, и научи мя, Спасе, творити волю Твою» . И действительно, весь вопрос для нас состоит в том, чтобы научиться творить волю Божию. У нас нет другой цели. Но, как показывает опыт, пути к познанию воли Божией в нашем падшем состоянии и помраченном мире весьма сложны. Однако, по словам Василия Великого, Бог показал (и показывает) нам путь ко спасению, открыв нам (Церкви) великое таинство − послушание. Без послушания нет монашества. Это есть та единственная дверь, через которую мы вводимся в сферу воли Божией и в сферу жизни Самого Бога. Поэтому, как говорит Старец Софроний, непослушник − не монах. Послушание для монаха − это суть и сердце всего, основа и смысл всего монашеского дела. Это действительно наука из наук, высочайшая культура, которая как драгоценнейшее сокровище хранится в сокровищнице святоотеческого Предания, и, конечно, прежде всего, в монашеской традиции Святой Горы. И если мы вступили на этот путь, то призваны поучаться этой тайне, действительно, день и ночь. Сам Господь, во всем являясь для нас образом, дал нам образец послушания, как сказано: Послушлив был даже до смерти, смерти же крестной (Флп. 2:8). Также в Евангелии, особенно от Иоанна, столько раз Он повторяет: Я пришел не для того, чтобы творить волю Свою, а для того, чтобы творить волю пославшего Меня Отца (Ин. 6:38). Хотя Христос равносилен, равнославен и равночестен с Отцом, но по любви Он как бы перед Отцом умаляется и говорит: «Отец Мой более Меня есть». У Христа в Его земном служении делу спасения рода человеческого только одна цель − это осуществить волю Отца Небесного.

http://pravoslavie.ru/99003.html

Честно нести монашеский крест Люди приходят в монастырь не из-за любви к комфорту или средствам массовой информации, а как раз наоборот. 15 декабря, 2014 Люди приходят в монастырь не из-за любви к комфорту или средствам массовой информации, а как раз наоборот. «Огромная миссия лежит на монашеской братии — рассказывать о том, чем был Валаам, что с ним произошло, и рассказывать о чуде его возрождения. Многие люди в этом рассказе обретут огромную духовную силу, соотнеся то, что произошло с Валаамом, со своей собственной судьбой, и поймут, что даже из самих тяжких обстоятельств всегда есть выход. Господь выводит нас из тени смертной (см. Пс. 22, 4), когда мы сами того желаем». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 13 декабря 2014 года Валаамский монастырь отмечает 25-летие возрождения. Своими воспоминаниями о начале новой жизни обители с журналом «Монастырский вестник» поделился игумен Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, епископ Троицкий Панкратий.   — Владыка, расскажите, пожалуйста, как начиналось Ваше послушание на Валааме? Помните ли Вы свое первое впечатление от обители? — Начнем издалека. Вы, наверное, знаете, что я выходец из Троице-Сергиевой лавры. Постриг принимал у преподобного Сергия Радонежского. В Лавре нес различные послушания: трудился в издательском отделе, был экономом. А в 1992 году в составе одной делегации попал на Афон. И хотя я пробыл на Святой Горе очень недолго, Афон  буквально «захватил» меня. Это было еще до всех тех грандиозных восстановительных работ, которые начались на Афоне гораздо позже. Можно даже сказать, что я еще застал старый Афон; здания были в очень плохом состоянии и действительно нуждались в реставрации, их, конечно же, необходимо было восстанавливать. Но сама атмосфера вековой традиции, традиции молитвы создавалась здесь веками – и все было живым. И мне очень захотелось остаться на Афоне. По возвращении я подал соответствующий рапорт, покойный ныне Патриарх Алексий II (с Его Святейшеством мы были знакомы по служению в Лавре) вроде бы даже и не возражал.

http://pravmir.ru/chestno-nesti-monashes...

Святейший Синод, коему императрица поручила сформировать миссию, посчитал, что природные и климатические условия острова Валаам очень похожи на аляскинские, поэтому именно насельники Валаамского Спасо-Преображенского монастыря , имеющие к тому же навык хождения на лодках по большой воде, наиболее подходят для этой цели. В 1794 году группа монашествующих с Валаама прибыла на Аляску. Следующий год для нас по этой причине тоже является памятным: исполнится 220 лет со времени прибытия миссии в Америку, и, возможно, этому событию будет уделено больше общественного внимания, чем было оказано нынешней дате. В первую очередь, миссия была ориентирована на духовное окормление русских людей. Но предусматривалось и просвещение местного населения, тем более что к тому времени опыт проповеднического служения на просторах Сибири и Дальнего Востока у наших миссионеров уже имелся. Поэтому-то и отправлены были не просто один священник с псаломщиком, а целый миссионерский стан. Контактируя с местным населением, русские люди видели: да, туземцы в массе своей весьма добродушны; да, эти люди способны воспринять Благую весть. Организаторы миссии хорошо осознавали, что принявший Крещение местный житель становился понятнее и ближе русским поселенцам. Достаточно скоро между руководством Российско-Американской компании и сотрудниками миссии отношения испортились. Стал очевидным диссонанс между тем, что проповедуют монахи, и тем, как ведут себя русские промысловики. Российско-Американская компания туда прибыла с конкретной практической целью — получать доходы за счет ловли как можно большего количества морской выдры. Поскольку справиться с этим у русских так же успешно, как у местных жителей, не получалось, шла эксплуатация алеутов, порой жестокими методами. Породнившиеся духовно с местным населением, наши монахи стали выступать его защитниками. Начались откровенные конфликты между ними и администрацией компании. Взаимное неудовольствие нарастало, и через какое-то время, когда компания была готова избавиться от монашествующих, стали возникать проблемы с их содержанием.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3153932...

Начала работу новая версия официальной интернет-страницы Спасо-Преображенского Валаамского монастыря 24 апреля, 2012. Новостная служба На страницах сайта, выходящего на русском и английском языках, посетители смогут ознакомиться с новостями монастыря, прочитать проповеди насельников, посмотреть фотоработы профессиональных фотографов и монашествующих, отражающих разные, зачастую скрытые от стороннего взора эпизоды монастырской жизни. 24 апреля. ПРАВМИР.  Сегодня, по благословению Преосвященного Панкратия, епископа Троицкого, игумена Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, начала работу новая версия официального интернет-сайта обители. На страницах сайта, выходящего на русском и английском языках, посетители смогут ознакомиться с новостями монастыря, прочитать проповеди насельников, посмотреть фотоработы профессиональных фотографов и монашествующих, отражающих разные, зачастую скрытые от стороннего взора эпизоды монастырской жизни. В разделе «Наследие» опубликованы воспоминания паломников XIX-XX вв. и другие редкие тексты, рассказывающие о прошлом Валаамской обители и ее подвижниках. Читатель также найдет здесь научные исследования, рассказывающие о сложных страницах монастырской истории XX века и процессе возрождения монашеской жизни.  Желающие имеют возможность поделиться своими впечатлениями от посещения обители или задать интересующие их вопросы. На сайте также размещена подробная контактная информация для паломников. Поддержка работы сайта, перевод страниц на иностранные языки осуществляется трудами насельников и прихожан обители.  Сайт Спасо-Преображенского Валаамского монастыря доступен для посещения по адресу: http://valaam.ru/ Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024

http://pravmir.ru/nachala-rabotu-novaya-...

Хор Валаамского монастыря спел для российских летчиков в Сирии «Катюшу» и «День Победы» 22 января, 2016. Новостная служба Для участников хора командование провело экскурсии по объектам авиабазы 22 января ПРАВМИР. Хор Валаамского Спасо-Преображенского мужского монастыря выступил на российской авиабазе «Хмеймим» в Сирии. На концерте присутствовало более 300 военнослужащих. Хор выступил в столовой, которая была переоборудована в концертный зал со всей необходимой звуковой аппаратурой, сообщил агентству « Интерфакс»  пресс-секретарь монастыря Михаил Шишков. По его словам, летчики с большим эмоциональным подъемом слушали песни «Эх, дороги», «Тальяночка», «Катюша», «Жди меня», «Я люблю тебя Россия». «А во время исполнения песни «День Победы» зал встал и, аплодируя, пел вместе с хором», — рассказал пресс-секретарь. Перед началом концерта состоялся праздничный молебен, который совершил военный священник Илья Азарин совместно с валаамским хором. Для участников хора командование провело экскурсии по объектам авиабазы. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 30 апреля, 2008 14 декабря, 2014 9 июня, 2016 10 января, 2014 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024.

http://pravmir.ru/hor-valaamskogo-monast...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010