Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ [Олмари Ирьё; Гусев Георгий; фин. Paavali (Olmari)] (28.08. 1914, С.-Петербург - 2.12.1988, Куопио, Финляндия), архиеп. Карельский и всей Финляндии, предстоятель Финляндской Православной Церкви (ФПЦ) (29 авг. 1960 - 15 сент. 1987), церковный писатель, музыкант. Род. в семье коллежского асессора Алвина (Алви) Гусева и Анны (урожд. Водоменская). В 1919 г. семья переехала в Выборг (Финляндия), фамилию изменили на Олмари; мальчика, в крещении Георгия, записали как Ирьё (Yrjö). С 1926 г. учился в Выборгском классическом лицее (обучение велось на фин. языке), после кончины отца (1932) оставил лицей на 5-м году обучения. В 1933 г. поступил на 3-й курс православной ДС в Сортавале. Летние каникулы проводил в Предтеченском скиту Спасо-Преображенского Валаамского мужского монастыря , в Коневском в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре , где исполнял послушание певчего и работал на пекарне. Общение с насельниками и старцами этих мон-рей оказало значительное влияние на дальнейшую жизнь юноши. В 1934-1936 гг. был регентом семинарского хора, в 1935-1936 гг.- зам. регента хора Петропавловского собора Сортавалы. В 1936 г. окончил ДС кандидатом во священники и был призван на военную службу (освободился в звании сержанта). 3 дек. 1937 г. поступил в Валаамский мон-рь, 31 марта 1938 г. принят в послушники (официально оставался в числе братии мон-ря до 6 окт. 1969). 2 окт. того же года настоятель монастыря игум. Харитон (Дунаев) совершил его монашеский постриг с именем Павел: поскольку П. не было 25 лет, необходимых для пострижения по Инструкции для монастырей ФПЦ, по просьбе игум. Харитона было сделано исключение ввиду того, что Валаамский мон-рь нуждался в финоязычном иеромонахе, окормлявшем карельских и фин. паломников. 16 окт. архиеп. Карельский и всей Финляндии Герман (Аав) в храме св. ап. Иоанна Богослова в Сортавале рукоположил П. во диакона; 6 нояб. в храме свт. Николая в Йоэнсуу - во иерея. Особое влияние на духовное становление П. оказали его духовные отцы: иером. Фотий (Яблоков) (иконописец, зав. художественными мастерскими, ризничий Валаамского монастыря) и, после его кончины в 1942 г.,- старец Валаамского мон-ря схиигум. Иоанн (Алексеев; 29 нояб. 2018 по представлению ФПЦ прославлен К-польской Церковью в лике святых). В 1938-1939 гг. П. был преподавателем валаамской монастырской школы, регентом хора финоязычных послушников мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2581925.html

Санкт-Петербург. Церковь Казанской иконы Божией Матери на подворье Валаамского монастыря. Казанская церковь на бывшем подворье Староладожского Успенского женского монастыря Карта и ближайшие объекты Подворье построено в 1904 – 1910 годах по проекту Василия Косякова для Староладожского Успенского женского монастыря Петербургской епархии. Это комплекс зданий, объединяющий пятиглавую церковь (1905 – 1910) в " московском стиле " со звонницей и жилым домом. Тогда же была построена колокольня с часовней в нижнем этаже. В рабочем районе города весьма неожиданным и радостным представляется этот небольшой, удивительно живописный комплекс – с выразительным силуэтом, удачным применением светлого отделочного и лекального кирпича, радомского песчаника и цемента. После революции, в 1919 году монастырское подворье было ликвидировано. Казанская церковь действовала как приходская до октября 1935 года. В закрытом храме располагались швейная фабрика, затем мебельный комбинат. С 1989 года в возвращенных церкви зданиях разместилось подворье Спасо-Преображенского Валаамского мужского монастыря . 2 апреля 1994 года, после проведения реставрационных работ, было совершено освящение Патриархом Всея Руси главного престола церкви. Проект подворья Староладожского Успенского женского монастыря выполнен арх. В. А. Косяковым в 1904 г. и опубликован в журнале «Зодчий» в 1905 г. Место постройки освящено в 1904 г. Закладка храма состоялась 23 июля 1905 г. Освящение престолов состоялось в 1910 г. Комплекс зданий подворья включает : 1. Трехпрестольный храм. Центральный престол посвящен Казанской иконе Божией Матери, Северный – прп. Серафиму Саровскому, южный – свт. Николаю Мирликийскому Чудотворцу. 2. Настоятельский корпус с трапезной на первом этаже и настоятельскими покоями на втором. 3. Келейный корпус двухчастный, в первом этаже западной части – квартира священника. 4. Лавочку. 5. Колокольню. 6. Часовню. Стиль зданий подворья определяют как русско-византийский или как неорусский  (В. А. Черненко). Аналоги, на которые опирался Косяков, относятся скорее к ярославскому зодчеству XVII в. Сходство просматривается в форме и пропорциях пятиглавия, главок часовни и колокольни, в  деталях оформления входов, декоративных элементах, использовании лекального облицовочного кирпича и керамических элементов на фасадах.  Казанский храм – безстолпный, наос вытянут по оси север-юг.  В проектном решении храма применен новаторский прием – пара трехцентровых  поперечных арок покрытия, поставленных вертикально (на короткую ось). Эти арки и следующие их очертаниям своды придают интерьеру неповторимый облик, который не укладывается в рамки какого-либо ретроспективизма. Новым словом в церковной архитектуре того времени являются также огромные окна на северной и южной стенах.  

http://sobory.ru/article/?object=00523

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Преображенском соборе Валаамского монастыря 11 июля 2013 г. 18:22 11 июля 2013 года, в день памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в верхнем храме Спасо-Преображенского собора Валаамского ставропигиального мужского монастыря . По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Владыка Панкратий, игумен сей святой обители! Дорогие отцы, братья и сестры! Я хотел бы всех вас сердечно приветствовать с праздником — с днем памяти святых преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, основоположников монашеской жизни на этих дивных островах. Чтобы понять смысл многогранного служения этих подвижников, хорошо бы задуматься лишний раз о словах, которые мы сегодня слышали в рядовом Евангельском чтении от Матфея. Господь, обращаясь к ученикам, говорит: «Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред лицем Отца Своего Небесного, а кто отречется от Меня пред людьми, от того отрекусь и Я пред Отцом Моим Небесным» (см. Мф. 10:32-33). А что такое исповедать Господа Иисуса Христа перед лицом людей? Это означает свидетельствовать о Нем — свидетельствовать о своей вере, о своих убеждениях. Но исповедание — это не просто свидетельство, ведь свидетельствовать мы можем в очень комфортных условиях, когда нас окружают единомышленники, когда мы говорим нечто, что людям нравится, что они воспринимают с воодушевлением, с симпатией, с согласием. В этом нет акта исповедания. Исповедание — это всегда свидетельство перед теми, кто критически относится к этому свидетельству. Исповедание всегда требует мужества, и мы знаем, что в истории Церкви были такие времена, когда открытое свидетельство о Христе, о своей собственной вере влекло за собой гонения, притеснения, а иногда и смерть. К счастью, для нашей страны это время прошло, и сегодня никого за исповедание веры не подвергают ни заключению, ни пыткам, ни смерти.

http://patriarchia.ru/db/text/3093543.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Алеша, Алексей Михайлович, Алексий II 22.06.2006 314 Время на чтение 5 минут Время патриаршего служения Алексия II уже сейчас называют эпохой для Русской Церкви. А он не только Патриарх, но и живой человек - со своей уникальной судьбой, с ее порой драматичными поворотами, с обретениями и потерями, с личными пристрастиями, увлечениями и привычками. " В конце 1930-х годов вместе с родителями я дважды побывал на Валааме - в Спасо-Преображенском мужском монастыре на Ладожском озере. Древняя обитель с ее традициями монашеской жизни, природа северного края произвели на меня, девяти- и десятилетнего мальчика, неизгладимое и до сего дня впечатление. Запомнились встречи с духоносными старцами и насельниками обители, их открытость, доступность для каждого паломника, какая-то особая чуткость - все это поражало. Письма валаамских старцев до сих пор хранятся в моем личном архиве. Во многом посещения Валаамского монастыря и определили мой дальнейший жизненный путь. В зрелом возрасте я впервые посетил Валаамский монастырь только через пятьдесят лет. Сегодня я возглавляю Попечительский Совет по возрождению Спасо-Преображенского Валаамского монастыря " . " Мое детство было самым обыкновенным: забавлялся с домашними животными, в том числе и с Тузиком, играл с младшими сестренками - двоюродной и троюродной, и в детский сад ходил, и в школе учился... Все это было, как и в жизни, наверное, любого нормального ребенка. И картошку окучивал - помогал взрослым на огороде. Летом в лес за грибами бегал - увлечение " тихой охотой " осталось на всю жизнь... Нормальное детство со всеми сопутствующими этому чудесному периоду человеческой жизни атрибутами. А в шесть лет я уже разливал крещенскую воду в храме - это было первым моим церковным послушанием - и твердо знал: стану священником и никем иным " . " Есть в Подмосковье такое местечко - Переделкино. Там в патриаршей резиденции у нас содержатся домашние животные: куры, козы, коровы, собаки, кошки. С ними я отдыхаю и на какое-то время отключаюсь от повседневной текучки. Все наши меньшие братья окружены здесь заботой и лаской. Конечно же, они меня узнают и радуются встрече. Я их иногда кормлю с руки " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

В работе заседания приняли участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии ; епископ Троицкий Панкратий , председатель Правления Попечительского совета, игумен Спасо-Преображенского Валаамского монастыря; А.Н. Ананьев, председатель Совета компании «Техносервис» АС; Е.В. Андреев, советник председателя Совета Федерации РФ, представитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ С.М. Миронова ; О.Ю. Атьков, председатель комиссии ОАО «РЖД» по рассмотрению обращений и предложений религиозным организациям, гражданам; представитель президента ОАО «РЖД» В.И. Якунина ; М.В. Барков, вице-президент ОАО «АК «Транснефть»; представитель президента ОАО «АК «Транснефть» Н.П. Токарева; Б.Б. Вишневский, советник Генерального директора ОАО «Северсталь»; представитель генерального директора ОАО «Северсталь» А.А. Мордашова; А.А. Германович, заместитель генерального директора ОАО «Северсталь»; С.Л. Катанандов, глава Республики Карелия; В.И. Кожин, управляющий делами Президента РФ; А.А. Козицын, генеральный директор Уральской Горно-Металлургической компании; Н.Г. Коренев, заместитель председателя правления АБ «Газпромбанк»; представитель председателя правления АБ «Газпромбанк» А.И. Акимова; А.И. Котелкин, учредитель НФ «Связь Поколений», председатель благотворительного общества «Друзья Валаама»; А.В. Куимов, председатель Совета директоров компании «Тесис»; Д.В. Лебедев, президент компании «Базис инвестмент компани»; К.Ю. Лёвин, президент компании «Ренессанс Управление Инвестициями»; Г.С. Полтавченко , полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе; Е.М. Примаков, президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации; С.Ю. Рудов, президент ОАО «ВД ТЭК» (Вексельный Дом Топливно-Энергетического комплекса); Д.В. Саблин, депутат Государственной Думы РФ; В.Н. Степанов, советник председателя Совета МПА Стран СНГ; Н.С. Федотова, заместитель генерального директора по экономике и финансам ООО «Межрегионгаз»; И.С. Юров, председатель правления Инвестиционного банка «ТРАСТ»; В.И. Якунин, председатель попечительского совета Фонда святого всехвального апостола Андрея Первозванного и Центра Национальной Славы, президент ОАО «РЖД», а также члены правления Попечительского совета.

http://patriarchia.ru/db/text/412340.htm...

Закрыть itemscope itemtype="" > И вновь звонят колокола 24.08.2005 360 Приятно осознавать, что страна наша, несмотря на сложное материальное положение большинства населения, постепенно возвращается к нравственным истокам. ПРЕКРАСНЫЙ подарок получили все православные христиане на один из самых значительных праздников - Преображение Господне, которое отмечается 19 августа. Именно в этот день Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил верхний храм Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря (на фото 1). Он был и остается главным храмом Валаамского монастыря, но в годы советской власти в нем разместили школу юнг. Молоденьких моряков заставляли швабрами стирать драгоценные фрески со стен собора. И, как вспоминают иноки, многие годы спустя один из вандалов вернулся с покаянием в стены монастыря с лицом, изуродованным взрывом так же, как некогда он изуродовал шваброй лик одного из святых. Валаам возвращает разрушенное НО ВСЕ горькие и тяжелые минуты для храма в прошлом. Как сказал Алексий II после Божественной литургии: " Сегодня собору возвращен благолепный вид, возрождены росписи, которые украшали храм " . А накануне - 18 августа - предстоятель Русской православной церкви освятил колокол, отлитый в честь святого апостола Андрея Первозванного. При совершении чина освящения Святейший Патриарх отметил, что " воссоздание уничтоженного в 50-е годы колокола стало возможным при неоценимой помощи и деятельном участии В. Якунина, президента ОАО " Российские железные дороги " . Была отмечена и деятельность Патриаршего Попечительского совета, в который входят Г. Полтавченко, М. Баглай, Е. Примаков, братья А. и Д. Ананьевы, С. Катанандов и др. Казани подарили мечеть и икону НЕДЕЛЮ назад в ходе своего визита в Калужскую епархию предстоятель РПЦ совершил чин Великого освящения Казанского собора Свято-Амвросиевской женской пустыни, отмечавшей в эти дни 15-летие возрождения монашеской жизни. И уже на следующий день - 14 августа - прибыв в Свято-Введенскую Оптину пустынь, освятил фундамент строящегося на территории обители храма в честь Преображения Господня.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Молитвенник за Россию Документ из архивов Валаамского монастыря Монах Иувиан (Красноперов) Источник: Журнал " Покров "      2 января Русская Православная Церковь вспоминает святого праведного Иоанна Кронштадтского. Еще при жизни его называли святым батюшкой, тысячи и десятки тысяч богомольцев стремились к нему со всей России. 53 года молился праведник в Андреевском соборе Кронштадта, где, не в силах исповедовать всех желающих, ввел знаменитую общую исповедь. Сила ее была настолько велика, что даже люди, попавшие в храм случайно, ради любопытства, выходили оттуда верующими. Предлагаем отрывок из воспоминаний очевидца событий, архивариуса Валаамского Спасо-Преображенского монастыря монаха Иувиана (Красноперова). 10 августа 1899 г. – величайший день в моей жизни, день исполнения заветных моих желаний и многолетних неудержимых стремлений: в этот достопамятный и незабвенный для меня день Господь сподобил наконец великой милости впервые видеть праведника и молитвенника земли Русской отца Иоанна Кронштадтского и получить затем его святое благословение и совет к избранию рода жизни. …Глубоким утром этого дня с трепетавшим от восторга и нетерпеливого ожидания сердцем направился я в Успенскую церковь городской думы. Последняя была еще закрыта, но большая толпа народа уже стояла пред церковными дверями. В пять часов утра церковь открыли, и толпа стремительно хлынула в храм. Народною волною меня вынесло к самой солее, против царских врат, где у решетки мне пришлось остаться на все время службы, откуда прекрасно все было видно и слышно. Утреню совершал один из приезжих священников, но канон вышел читать на клирос сам батюшка отец Иоанн. Худощавый, среднего роста, с чудными голубыми глазами, с выражением великой любви на лице, он казался явившимся из страны света и правды, милости, любви и добра. Тем из нас, которые доселе ни разу не видали отца Иоанна, не нужно было говорить, что это был именно он, ибо из тысячи священников он был узнаваем по своему вдохновенному виду, по этим лучезарным глазам, по этому ясному выражению лица, горевшему огнем внутреннего чувства, на котором отражалась его детски чистая душа.

http://pravoslavie.ru/118356.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Афонский иеромонах Савватий (Севостьянов)«Пути Святой Горы. От Афона до Валаама»     Афонский иеромонах Савватий (Севостьянов)«Пути Святой Горы. От Афона до Валаама»   В выставочном зале Сестрорецка – курортного города на побережье Финского залива, вблизи Санкт-Петербурга – до 21 ноября 2016 года будет открыта выставка фоторабот иеромонаха Валаамского монастыря  Савватия (Севостьянова)  «Пути Святой Горы. От Афона до Валаама». В экспозиции более ста пятидесяти фотографий. Выставка организована по благословению епископа Троицкого Панкратия, игумена Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря. Она приурочена к 1000-летию присутствия русского монашества на Святой горе Афон и посвящена памяти многих поколений иноков братских обителей. Иеромонах Савватий, в миру Сергей Севостьянов, увлекался фотографией с детства, но выбрал для себя другое поприще: закончил географический факультет МГУ. С фотокамерой Сергей объездил полстраны. Любовь к фотографии, как говорит сам иеромонах, и подтолкнула его к Богу. В 1995 году в одной из поездок на его пути встретился известный старец, и беседа со святым человеком заставила Сергея изменить свою жизнь. А фотография из увлечения стала его монашеским послушанием. На Валаам Сергей не готовился – собирался в Соловецкий монастырь, где его ждали. Неожиданно старец, к которому он пришел за благословением, произнес: «Валаам». Мог ли знать будущий инок, что сто пятьдесят лет назад Валаамский монастырь был одним из первых мест в России, где по достоинству оценили фотоискусство, и одна из первых фотомастерских в России появилась именно здесь? Все снимки отца Савватия сделаны форматными камерами на огромных штативах,  многие аппараты он собрал из разных деталей, найденных в подвалах монастыря, а снимает на серебряных пластинах, как это делали сто-сто пятьдесят лет назад. Фотографии, в основном, монохромные. Именно такие, считает монах, создают особую атмосферу, заставляют сосредоточиться на изображении. Сегодня эти снимки можно встретить в музеях России и Франции, хранятся они и в Международном музее фотографии города Рочестера в США.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2421

Православие в Финляндии: «Господь спасает при любых обстоятельствах» Хорошо ли живется православным в Финляндии, почему опасно быть богатым и здоровым, и как уходят из Церкви в два клика? 28 ноября, 2014 Хорошо ли живется православным в Финляндии, почему опасно быть богатым и здоровым, и как уходят из Церкви в два клика? 30 ноября 1939 года началась Советско-финская или, как её еще называют, Зимняя война. Во время боевых действий православные, спасаясь от наступления большевиков, уходили вглубь территории Финляндии. Там они строили новые храмы и монастыри. Накануне 85-летия со дня начала Зимней войны мы бедуем с архимандритом Сергием (Райаполви), настоятелем Спасо-Преображенского Ново-Валаамского монастыря. – Отец Сергий, как появилась эта обитель в Финляндии? – В течение четырех месяцев – с декабря 1939-го по март 1940-го, в период страшной для обеих наших стран войны шла эвакуация монашествующих из Валаамского монастыря вглубь Финляндии, которой не грозила опасность подпасть под власть большевиков. Большая часть беженцев покинула Валаам в феврале, по льду Ладожского озера. Зима тогда была ужасно холодной, и лед на Ладоге, слава Богу, смог выдержать беженцев: они покидали монастырь на грузовиках финской армии, помогавшей последним жителям старого монастыря. Финская армия помогала в эвакуации монастыря: монашествующих, огромного архива, многих икон, других ценностей, которым грозило полное уничтожение, как мы знаем на примере обителей разоренной России. Например, только в православной Карелии, которая после войны оказалась под властью безбожников, было уничтожено более 90% храмов, среди которых были жемчужины каменного и деревянного зодчества. По решению правительства в Финляндии были построены десятки церквей: ведь большинство беженцев из Карелии были православными. Таким образом, храмы появились и в других частях Финляндии. Раньше были храмы в больших городах – в Хельсинки, Вазе, Тампере, Турку, и построены они были в имперское время, но в провинции православных церквей практически не было.

http://pravmir.ru/pravoslavie-v-finlyand...

Фото: flickr.com/mpda Валаам. Записки начинающего паломника Работница паломнической службы, оформлявшая наши документы, охотно рассказывала, какие испытания нас ожидают на острове. «Жить будете в строительных вагончиках по восемь человек, – говорила она тоном, не допускающим возражений. – Мужчины и женщины отдельно. Туалет на улице, душа нет. Там очень холодно, берите теплые вещи. 12 июля, 2010 Работница паломнической службы, оформлявшая наши документы, охотно рассказывала, какие испытания нас ожидают на острове. «Жить будете в строительных вагончиках по восемь человек, – говорила она тоном, не допускающим возражений. – Мужчины и женщины отдельно. Туалет на улице, душа нет. Там очень холодно, берите теплые вещи. Фото: flickr.com/mpda 11 июля и 24 сентября – дни памяти святых преподобных Сергия и Германа Валаамских Чудотворцев, основателей Валаамского монастыря . Как нас пугали в Москве Путешествие на Валаам началось с посещения Московского подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Работница паломнической службы, оформлявшая наши документы, охотно рассказывала, какие испытания нас ожидают на острове. «Жить будете в строительных вагончиках по восемь человек, – говорила она тоном, не допускающим возражений. – Мужчины и женщины отдельно. Туалет на улице, душа нет. Там очень холодно, берите теплые вещи. Постельное белье тоже надо везти с собой. Связь там плохая, «Билайн» вообще не ловит. Каждый день будут послушания. Ну что еще…» – она задумалась. «А змеи там есть? – решила подсказать я. – Я очень змей не люблю». «Змеи? Да, конечно, змеи там есть. Очень много. Ну что, поедете?». «Конечно!». Я до сих пор удивляюсь, как я так запросто согласилась жить в строительном вагончике без удобств, да еще в близком соседстве со змеями. Но, к моему счастью, на деле все оказалось не так страшно, скорее даже наоборот. Рассуждения будущих трудников Пока в Приозерске наша группа ожидала прибытия «Метеора», который должен был доставить нас на остров, мы разговорились между собой.

http://pravmir.ru/valaam-zapiski/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010