Основатели Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, преподобные Сергий и Герман, согласно церковному преданию, были греческими священноиноками, пришедшими в Х веке во владения Великого Новгорода вместе с первыми православными миссионерами. Исторические сведения об основателях Валаамского монастыря скудны. Не раз во времена вражеских нашествий (XII, XVII века) монастырь переживал опустошение, на долгие десятилетия прерывалось здесь иноческое служение. Во времена нашествий уничтожались церковные памятники, монастырские святыни, не раз были сожжены и разграблены богатейшие монастырские библиотека и хранилище рукописей. Утрачено и житие преподобных Сергия и Германа Валаамских. Свидетельством иноческого подвига Преподобных стали церковное предание и древние летописные памятники. Смысл иноческого жития прпп. Сергия и Германа состоял в просвещении светом Христовой веры языческих карельских племен, в утверждении православия на Севере Руси, в основании монашеской обители, которая стала оплотом православия в ранние века христианского просвещения. Об этом свидетельствуют древние жития преподобного Авраамия Ростовского, в которых повествуется о его пребывании на Валааме, о существовании здесь православного монастыря в Х веке. Древние новгородские летописи сообщают об обретении мощей преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163-1164 годах. Возможно, именно тогда состоялось местное прославление основателей Валаамского монастыря и было положено начало церковному почитанию преподобных Сергия и Германа. Напоминание об утраченном житии Преподобных встречается в многочисленных списках " Валаамской беседы " - памятника церковной публицистики XVI-XVII веков. Зачало " Беседы " , несомненно, является отрывком из сентябрьских Миней, где повествуется о перенесении мощей преподобных Сергия и Германа ( " Карельских чудотворцев " ) из Новгорода в монастырь " Всемилостивого Спаса " - по " утишении военной опасности " , по-видимому, в 1182 г., что подтверждается новгородскими летописными источниками. Чрезвычайно широкое распространение " Валаамской беседы " , известной во множестве списков XVI, XVII, XVIII веков, свидетельствует о высоком духовном авторитете основателей Валаамского монастыря, так как именно их духовными устами изложена позиция " нестяжателей " в известной церковной полемике XVI века.

http://pravicon.com/info-3351

Святейший Патриарх Кирилл возглавил заседание Попечительского совета по восстановлению Валаамского монастыря Код плеера Livejournal Liveinternet 16 сентября 2009 г. 22:31 16 сентября 2009 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил заседание Попечительского Совета по восстановлению Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря . В заседании приняли участие: епископ Троицкий Панкратий , председатель правления Попечительского совета, наместник Валаамского монастыря; М.В. Баглай, председатель Конституционного суда Российской Федерации с 1997 по 2003 год; О.М. Бударгин, и.о. председателя правления ОАО «ФСК ЕЭС»; А.С. Галушка, президент Российской коллегии оценщиков, председатель комитета по недвижимости Российского земельного союза; И.В. Зюзин, генеральный директор, председатель совета директоров ОАО «Мечел»; С.Л. Катанандов, глава Республики Карелия; И.И. Клебанов, полномочный представитель Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе; А.В. Круглов, заместитель председателя правления ОАО «Газпром»;  Л.К. Слиска , заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ; А.П. Торшин , первый заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ; В.И. Якунин , председатель Попечительского совета Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы, президент ОАО «РЖД», и другие официальные лица, общественные деятели, представители деловых кругов. Открывая заседание, Предстоятель Русской Православной Церкви приветствовал членов Попечительского совета и поблагодарил всех, кто посетил сегодняшнее заседание. Во вступительном слове Святейший Патриарх, в частности, сказал: «Нам надлежит провести сегодня очередное заседание Совета. Я в первый раз имею честь присутствовать на таком заседании. Хотел бы сказать, что недавно я посещал Валаамскую обитель и имел возможность познакомиться с тем огромным объемом работы, который был выполнен. Я был действительно тронут той большой поддержкой, которую, в том числе, и члены Попечительского совета оказывают в восстановлении этой святой обители».

http://patriarchia.ru/db/text/744065.htm...

Скачать epub pdf Основатели обители, преподобные Сергий и Герман I. Исторические сведения о преподобных Основатели Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, преподобные Сергий и Герман, согласно церковному преданию, были греческими священноиноками, пришедшими в X веке во владения Великого Новгорода вместе с первыми православными миссионерами. Исторические сведения об основателях Валаамского монастыря скудны. Не раз во времена вражеских нашествий (XII, XVII века) монастырь переживал опустошение, на долгие десятилетия прерывалось здесь иноческое служение. Во времена нашествий уничтожались церковные памятники, монастырские святыни, не раз были сожжены и разграблены богатейшие монастырские библиотека и хранилище рукописей. Утрачено и житие преподобных Сергия и Германа Валаамских. В XVI веке уже были утрачены многие исторические документы, об этом свидетельствует древний синодик Валаамского монастыря, после разорения обители в 1611 году хранившийся в Староладожском Васильевском монастыре. Этот синодик является единственным историческим документом, написанным на Валааме, в котором отражено подлинное знание о первоначальниках обители. В синодике в списке игуменов упоминаются преподобные Сергий и Герман 1 . Свидетельством иноческого подвига Преподобных стали церковное предание и древние летописные памятники. Смысл иноческого жития преподобных Сергия и Германа состоял в просвещении светом Христовой веры языческих карельских племен, в утверждении Православия на Севере Руси, в основании монашеской обители, которая стала оплотом Православия в ранние века христианского просвещения. Древние новгородские летописи сообщают об обретении мощей преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163–1164 годах. «В лето 1163. О архиепископе Иоанне. Поставиша Великому Новуграду архиепископа Иоанна Перваго, а преж были епископы. Того же лета обретены быша мощи и перенесены преподобных отец наших Сергия и Германа Валамских, Новгородских чудотворцев при архиепископе Новгородском Иоанне...» 2 . Именно тогда состоялось местное прославление основателей Валаамского монастыря и было положено начало церковному почитанию преподобных Сергия и Германа, в пределах Новгородской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56     Предисловие Впервые публикуемые письма святителя Игнатия (Брянчанинова) к настоятелю Спасо-Преображенского Валаамского монастыря игумену Дамаскину имеют несомненную духовную и историческую ценность. Они принадлежат перу выдающегося иерарха Русской Православной Церкви: богослова, аскета, духовного писателя. Эти письма свидетельствуют о его внутренней жизни. Они, как писал историограф Валаамской обители иеромонах Иувиан (Красноперов, 1880–1957), «…открывают нам интимную сторону его души, его дорогое сердце, его чуткость и бережное отношение к душевной чистоте, его глубокую веру в Божественный Промысл и религиозное начало, как главные факторы жизненных отношений, его благодушное перенесение всех жизненных скорбей, угнетений и клеветы» 1 . За тканью письменных свидетельств прослеживаются события, повлиявшие на историю Православия в Финляндии и на Кавказе. В них открываются малоизвестные факты промыслительного участия святителя Игнатия в судьбах Валаамской обители. Эти письма полезны нам не только как источник духовных назиданий и ценных биографических подробностей, но и как образец высокой эпистолярной культуры. Взаимоотношения святителя Игнатия и игумена Дамаскина представляют существенную страницу в истории русского монашества XIX века. Игумен Дамаскин (Кононов, 1795–1881), корреспондент святителя Игнатия, управлял Валаамским Спасо-Преображенским мужским первоклассным монастырем с 1839 по 1881 годы. Подробное жизнеописание подвижника, впервые опубликованное в 1892 году в Санкт-Петербурге, в последнее время переиздавалось дважды: Духоносный пастырь Валаама. Жизнеописание и поучения игумена Дамаскина Валаамского (1795–1881). М., 2001.; Настоятель Валаамского монастыря игумен Дамаскин. Валаамский Патерик. М., 2001. История монашества на Валааме имеет свою особую хронологию. Есть древность, освященная именами апостола Андрея Первозванного и преподобных основателей монастыря Сергия и Германа; есть «золотой век» расцвета, когда валаамскими иноками были будущие преподобные – Александр Свирский , Арсений Коневский, Савватий Соловецкий; есть трагическое столетие шведского владычества; есть период возрождения, строительства крепкого монастырского «фундамента» игуменом Назарием; есть эпоха Дамаскина, эпоха становления «Северного Афона» России…

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Патриарх Кирилл: Современная цивилизация переводит фокус человеческого внимания на второстепенное 12 июля, 2016. Новостная служба Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря 12 июля. ПРАВМИР. Накануне, в день памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в верхнем храме Спасо-Преображенского собора Валаамского ставропигиального мужского монастыря. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом. Глубокоуважаемый Владимир Владимирович! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Владыка наместник! Дорогие отцы, братья и сестры! Всегда с особым чувством посещаю Валаамскую обитель и вместе с вами молюсь в день памяти святых преподобных Сергия и Германа Валаамских. Мы вспоминаем их удивительный жизненный подвиг. Мы поражаемся их силе. Мы недоумеваем, как можно было жить без всякой поддержки, опираясь только на собственные силы, на берегах этого холодного озера и зимой, и летом, и в самую страшную непогоду. Сюда никто не привозил ни пищи, ни медикаментов, многие вообще не знали, что здесь появились монахи, — а они жили! Конечно, много сил уходило на то, чтобы просто не погибнуть в таких условиях, но ведь не физическое выживание было главной задачей для монахов. Главным были молитва и духовная жизнь, и святые угодники Сергий и Герман не только не погибли в суровых условиях Валаамского архипелага, но и заложили основу сильной монашеской традиции в этих местах. Очень часто мы сталкиваемся с трудностями, которые кажутся нам непреодолимыми. Мы забываем о Боге, о вере, о самых главных вопросах бытия, без размышления над которыми не может состояться человек в полном смысле слова. Мы прилагаем все силы, чтобы обеспечить материальные условия для жизни, а уж если, упаси Бог, кто-то приболеет, всё бросается на помощь организму. Но святые Сергий и Герман вообще об этом не думали, живя в невероятно тяжелых условиях.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-sovrem...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Москве состоится конференция «Прославление и почитание святых» 03.01.2023 2040 Время на чтение 3 минуты Фото: Из интернет-источников 26 января 2023 г. в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя, в рамках XXXI Международных Рождественских образовательных чтений, начнет свою работу направление «Жизнь Церкви и святоотеческое наследие», организованное Синодальной комиссией по канонизации святых, сообщает пресс-служба Музея Андрея Рублева. Центральным мероприятием направления станет конференция « Прославление и почитание святых», работу которой возглавит епископ Троицкий Панкратий, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, Председатель Синодальной комиссии по канонизации святых, наместник Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря. Куратором конференции станет протоиерей Владимир Воробьев, профессор, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых. Программа конференции: 1. Епископ Троицкий Панкратий, Председатель Синодальной комиссии по канонизации святых, наместник Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря. Вступительное слово. 2. Звягин Виктор Николаевич, д. мед. н., профессор ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Минздрава России. «Исследование монастырских и церковных захоронений с целью идентификации личности». 3. Протоиерей Александр Рычков, председатель Комиссии по канонизации святых Тверской и Кашинской епархии; Иванов Павел Сергеевич, кандидат философских наук, журналист, краевед. «Судьбы возвращённых мощей. К 75-летию возвращения мощей святой благоверной Анны Кашинской и преподобного Нила Столобенского». 4. Ульянов Олег Германович, д. ист. н., профессор, академик РАХ и РАЕ, заслуженный деятель науки. «Возлюбленный ученик преподобного Сергия: к 650-летию преставления преподобного Андроника (+1373)». 5. Иерей Сергий Папин, руководитель отдела по канонизации святых и историко-архивной комиссии Россошанской епархии, Воронежской митрополии. «Материалы к жизнеописанию протоиерея Николая Касьяновича Сильченкова».

http://ruskline.ru/anonsy/2023/01/03/v_m...

Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 21 октября 2016 года постановил причислить к лику святых для местного почитания в Волгоградской митрополии игумению Арсению (Себрякову), настоятельницу Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря (†21июля/3 августа 1905 г.). С рапортом относительно поступившего ходатайства архиерейского совета Волгоградской митрополии о канонизации игумении Арсении обратился Преосвященный епископ Троицкий Панкратий, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых, наместник Свято-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря. Мысль о канонизации самой, пожалуй, известной настоятельницы в истории Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря, основанного на берегу Дона в XVII веке, возникла у действующей игумении – Георгии (Боровик), которая возглавила обитель в Серафимовическом районе Волгоградской области более десяти лет назад. Сведения о чудесах и исцелениях собирали за период новейшей истории монастыря, примерно с 2002 года – так легче было получить необходимые документальные свидетельства. – Одни от радости сами нам сообщали о чудесных избавлениях от болезней, других мы просили писать о таких случаях по электронной почте, – рассказывает сестра обители, матушка Онуфрия. – Потом мы связывались с людьми, которые согласились с нами работать. Это ведь настоящий труд: надо отложить свои дела и ходить по врачам, собирать справки, подтверждающие факт выздоровления. Слава Богу, чудесных случаев исцеления, которые мы смогли подтвердить документально, набралось в достаточном количестве. Епархиальная комиссия Волгоградской митрополии исследовала около 150 рассказов о помощи игумении Арсении. Самым частыми были свидетельства об исцелении женщин от бесплодия – 65 случаев. Анна Себрякова родилась 3 июля 1833 года в семье состоятельного помещика Донской области. Знак того, что девочку ожидает особый путь, был явлен в ее раннем возрасте. Как-то раз родители взяли трехлетнюю дочку на богомолье в Воронеж. Во время посещения правящего архиерея архиепископа Антония (Смирницкого), почитаемого за строгость, высокую духовность и прозорливость, маленькая Анна поклонилась святителю в ноги. Архиепископ благословил девочку и предрек ее изумленным родителям: «Эта будет великая жена».

http://pravoslavie.ru/98466.html

Мурсула. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Германовский скит. Церковь Александра Невского. Карта и ближайшие объекты Каменная Александро-Невская церковь в Германовском скиту Валаамского монастыря была заложена 22 Сентября 1901г. и строилась по проекту арх. Николая Дмитриевича Прокофьева. Ее торжественное освящение 25 Июля 1904г. совершил архиепископ Финляндский и Выборгский Николай(Налимов). К настоящему времени церковь сохранилась в аварийном состоянии. Старую фотографию этого храма можно найти в небольшом альбоме под названием " Альбомъ видовъ Валаамскаго Спасо-Преображенскаго монастыря и его скитовъ " , Одесса, 1911, 6 июля 2018 года началось восстановление храма святого благоверного великого князя Александра Невского Германовского скита на острове Сюскюансаари – последнего порушенного храма Старого Валаама, сообщает Синодальный отдел по монастырям и монашеству. Данный храм был передан Спасо-Преображенскому Валаамскому ставропигиальному мужскому монастырю в весьма плачевном состоянии. На Старом Валааме было 13 скитов. Сегодня возобновлена монашеская жизнь в одиннадцати скитах: Никольском, в скиту во имя Всех святых, Предтеченском, Сергиевском, Ильинском, Святоостровском, Смоленском, Гефсиманском, Воскресенском, Коневском, Свято-Владимирском. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ведутся работы по возведению еще трех скитов: восстанавливается исторический скит во имя преподобного Авраамия Ростовского, Казанский скит, скит во имя преподобного Серафима Саровского на Парфирьевском острове. В летописи монастыря за 1878 год сохранилось описание отдаленных островов, на которых располагались Германовский и Сергиевский скиты: «Местность превосходна и величественна: удивительной красоты гигантские каменные горы высотою саженей в 30. Отвесною стеною, как бы непобедимые крепости, они стоят в линию одна против другой. Поверхность их зеленеется лесами и разными растениями. У подножья гор красиво расстилаются зеленые поля и луга и разнородные леса; между тем, нередко встречаются и озерки, наполненные разной рыбой, и на поверхности этих озерков встречаются во множестве утки и гагары».

http://sobory.ru/article/?object=02289

А. Рогозянский Скачать epub pdf Игумен Гавриил и расцвет Валаама Об истории Свято-Преображенского Валаамского монастыря написано много. Большое внимание уделено валаамскому старчеству, а также периоду с 30-х годов XIX века. Напомним, что в тот момент стараниями архимандрита Игнатия (Брянчанинова) , тогдашнего настоятеля Свято-Троицкой пустыни в Стрельне, под Санкт-Петербургом, и по совместительству инспектора Валаама, а также назначенного по его представлению настоятелем островной обители игумена Дамаскина удалось преодолеть нестроения и возродить пошатнувшийся было порядок и строгий молитвенный дух братии. Однако в тени остается другой интересный отрезок истории Валаамского монастыря: с 1891 по 1903 год. Именно в эти двенадцать лет Валаамский монастырь совершил быстрый скачок вперед, без преувеличения, приобретя значение главного монастыря России. На Северном Афоне возвели несколько новых скитов, мастерские, больницу, гостиницы для богомольцев, был отделан и расписан главный, Спасо-Преображенский собор. Валаамский монастырь получил великолепные подворья в Москве и Петербурге. Число братии возросло с 500 до 1300 человек! Все эти удивительные перемены тесно связаны с именем тогдашнего настоятеля Валаама игумена Гавриила (Гаврилова). Будущий настоятель был исконным воспитанником Валаама. Придя на остров еще в 1866 году совсем молодым человеком, отец Гавриил застал монастырь в пору духовного расцвета и умиротворения, когда в полной мере проявились плоды многоопытного и благодатного управления игумена Дамаскина. Восходя по ступеням монастырской иерархии и долгое время занимаясь хозяйством обители, отец Гавриил в то же время глубоко проникся духом традиции местного старчества и в этом, несомненно, был учеником и продолжателем своего славного предшественника. Когда 20 января 1891 года скончался настоятель игумен Ионафан и на его место пришел отец Гавриил, он был уже крепким и опытным внутренним делателем и руководителем, умевшим не только блюсти заповеданный по уставам порядок, но и творчески применять его к обстоятельствам времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Епископ Панкратий: Если плохой монастырь — разбегайтесь! Наместник Валаамского монастыря об «Исповеди бывшей послушницы» 10 октября, 2016 Наместник Валаамского монастыря об «Исповеди бывшей послушницы» «Ты взрослый самостоятельный человек, у тебя есть голова на плечах, которая предназначена не для того, чтобы носить на ней клобук или скуфейку. Она для того, чтобы думать. Вот и подумай! Зачем ты это делаешь? Я считаю, что человек должен принимать решения и отвечать сам за себя». Епископ Троицкий Панкратий, наместник Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, о том, можно ли отбирать паспорт у монаха, что делать, если в обители все плохо, и как должен относиться игумен к братии. “Правмир” предлагает первую часть беседы. Продолжение следует. «Порядочный человек мог бы не называть имен» — Владыка, вы читали “Исповедь бывшей послушницы”? — Я – нет, и не хочу. Всегда в таких мемуарах какие-то обида, огорчение, даже ропот, может быть. То есть, ничего хорошего у них не прочитаешь все равно. Конечно, нельзя говорить, что только эти люди виноваты, может, действительно, какие-то трудные моменты жизни, но когда это все выносится в интернет во всех подробностях, с упоминанием всех имен, то… — Как быть тогда? Лучше молчать? — Как? Господи, помилуй. Тут целью явно была не исповедь, хотя она так и называется. Это была, я так предполагаю, попытка предупредить людей — трудниц, трудников, послушников, послушниц, — что их могут ждать вот такие неожиданные обстоятельства. Конечно, это можно было сделать в более деликатной форме. — Как именно? — Человек столкнулся с какой-то несправедливостью, с чем-то, что он считает неправильным, неуместным в Церкви. Тем, что, может быть, как-то повредит кому-то в будущем. Можно же сделать это хотя бы без упоминаний имен. А сейчас это напоминает, извините, какой-то донос. Причем всему свету — такой всемирный донос. Это же неправильно, понимаете? Непорядочно просто. Я понимаю, что человек пострадал, столкнулся с какой-то несправедливостью, еще с чем-то – не знаю, но писать «я был в этом монастыре, там такая-то сестра, такая-то игуменья», называть по именам, это непорядочно.

http://pravmir.ru/episkop-pankratiy-esli...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010