II. Представление Правления Моск. Сл.-Гр.-Д. Академии архиеп. Августину. «Поскольку студентов и учеников ныне находится малое только число в Академии, кои содержатся на казенном коште, а прочие все живут в домах своих отцов и сродников в Москве и Моск. еп., также неизвестно Академическому Правлению, сколько могут поместить на казенном коште Троицкая, С.-Вифанская, Перервинская и прочие Семинарии, в ведении Вашего Пр-ва состояния, и чего стоить будет по тамошним местным обстоятельствам, содержание в год на одного человека. Сверх сего ежели по умножившемуся ныне от разорения неприятельского числу бедных учеников, положенной на Моск. Академию суммы, на жалование и содержание студентов и учеников будет недоставать: то не имеют ли оные Семинарии особых капиталов, из коих можно делать пособие? Почему Правление Моск. Академии Вашему Пр-ву представляет: 1-е, не благоугодно ли будет предписать Дух. Консистории, чтоб оная чрез благочинных отобрала показания от всех студентов и учеников Академии, живущих ныне в домах своих отцов и сродников, кто из них может продолжать учение в Академии на собственном коште, кто не может и по каким резонам и, кто пожелает обучаться в прочих Семинариях на своем коште и в какой именно по удобности? каковые показания должны быть засвидетельствованы самими благочинными. 2-е, Потребовать от Троицкой, Спасо-Вифанской, Перервинской и прочих семинарий сведений: сколько можно поместить в оных из Академии, сверх того числа, каковое ныне содержится, студентов и учеников на казенное содержание и сколько потребно в год суммы на каждого, на произвождение пищи, на отопление и освещение покоев (а на одежду, обувь и прочее Акад. Правление предполагает по рассмотрению производить жалованье, о чем по собрании сведений не приминет представить Вашему П-ву), также какие имеются в оных семинариях капиталы, у них ли хранятся или в Сохранной Казне, получаются ли с оных процентные деньги и на что употребляются и все сии сведения прислать в Акад. Правление. Резолюция от 10 февр. 1813: Консистория имеет посему собрать сведения и представить.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После обмена мнениями съезд принял и этот пункт, разработанный комиссией. Съезд также постановил и рекомендовал, чтобы избранные монахи изучали сектантскую и раскольническую литературу с целью противодействия антицерковным движениям. Библиотеки монастырей в связи с поставленной задачей рекомендовали снабдить необходимой литературой . Тем не менее далеко не все современники были согласны с итоговыми постановлениями монашеского съезда 1909 г. Многие обвиняли собрание в однобокости, в несправедливости и избирательности, поскольку к обсуждению не были приглашены представители ученого монашества. Оспаривая принятые решения, критики говорили: 1) многие делегаты съезда несли свои послушания в конкретных монастырях , поэтому не имели права вершить суд над академическими иноками, да еще и без участия последних; 2) ученое монашество на съезде широко представлено не было ; 3) отсутствовали наиболее авторитетные представители академического иночества ; 4) ученые монахи, несмотря на свою малочисленность, выражали несогласие с решениями съезда . Кроме того, интересен тот факт, что представителям академического иночества была отведена роль консультантов. Например, ректор Спасо-Вифанской семинарии архимандрит Гавриил (Чепур) (1874–1933) получил лишь право совещательного голоса . Это обстоятельство свидетельствует о некоторой антипатии к ученым монахам со стороны монастырской братии. Дополнительное тому подтверждение мы находим в итоговых положениях съезда, где присутствует тенденция к противопоставлению одних другим . Тем не менее само содержание решений по данному вопросу говорит о признании важности для настоящего и будущего монашества более активного участия его ученых представителей в жизни обителей. 4. Старчество Рассуждая о необходимости оживить жизнь монастырей и возвратить ее в русло традиции Восточного православного монашества, собравшиеся большие надежды возлагали на старчество. Его наличие участники съезда рассматривали как необходимый элемент для развития иноческой жизни.

http://bogoslov.ru/article/6174533

Далее, углубляясь в изучение эпистолярного наследия владыки Германа, отец Аверкий все больше убеждался в удивительном сходстве митрополита Платона и владыки Германа. Памятник митрополиту Московскому Платону - основателю Вифанских монастыря и семинарии Так, исследователь Андрей Андреевич Беляев, когда описывал митрополита Платона, говорил, что основатель Вифании был в первую очередь отцом для своих семинаристов, поэтому он и сумел воспитать таких талантливых проповедников и церковных деятелей – он прививал любовь к знаниям, к просвещению, к монашеству без какого-либо насилия. – И владыка Герман с отеческой заботой относился к своим ученикам! – в доказательство своих слов отец Аверкий зачитывает нам отрывок из письма семинаристов ректору Вифанской семинарии архимандриту Герману: «Только теперь, простившись с Вами, как это всегда бывает, мы во всей полноте, и притом все до единого, искренне поверили в Вашу любовь, не жалеющую себя. Поверьте же, наш отец Ректор, и в искренность нашей постоянной благодарной любви. В наших глазах Вы выросли много выше других наставников: поэтому в своем дальнейшем возрастании мы постоянно будем просить Ваших советов, Ваших молитв» . Прогулка в окрестностях бывшей Вифанской семинарии – В лице владыки Германа я увидел последователя митрополита Платона, воплотителя его идей, за короткое время ему удалось постигнуть «тайну души Платона» – есть такое выражение у Беляева, – потому что владыка Герман сам был сердцем тонок, деликатен, чуток. Если начало семинарии для меня связано с митрополитом Платоном, то ее управление в тяжелые революционные годы и закат эпохи Вифании совпал со временем трудов здесь священномученика Германа, – подводит итог нашей беседе настоятель Спасо-Вифанского монастыря. В Интернете отец Аверкий стал искать дополнительные сведения о священномученике Германе и прочел статью об обнаружении предполагаемого места захоронения владыки Германа в Сыктывкаре, на старом Тентюковском кладбище. – Первый порыв мой был поехать на могилу священномученика, – вспоминает отец Аверкий. – Потому что владыка Герман мне помог как настоятелю, как вифанцу ответить на многие вопросы, а обращаясь к нему с молитвой, мы скоро получаем помощь. У нас идет активное возрождение обители, и мы, ее насельники, на таком подъеме находимся и такой прилив сил ощущаем – и наше состояние, и восстановление обители я связываю с помощью священномученика Германа.

http://pravoslavie.ru/107557.html

В 1852 и 1853 годах митрополит Никанор положил в с.-петербургский опекунский совет по 1000 руб. сер. в пользу бедных, призреваемых духовными попечительствами в епархиях: с.-петербургской, новгородской, калужской, минской и волынской, также на имя монастырей: Спасо-Вифанского и Петербургского Воскресенского женского. На богадельни: Александро-Невскую, что при лавре, и Знаменскую, что в Новгороде, в тоже время, внесено по 500 руб. В 1854 году пожертвовано: 2300 р. на имя правления петербургской семинарии и 2200 р. новгородской для содержания, на проценты с них, в каждой из этих семинарий, по одному ученику из сирот или детей бедных родителей, а для содержания двух бедных воспитанниц в Царскосельском женском училище, в том же году, пожертвовано владыкой 3000 р. на имя духовного учебного управления при свят. Синоде. В декабре 1855 года сдан в канцелярию Александро-Невской лавры пакет с надписью: «распечатать после моей смерти», в нем оказались два билета – по 1000 р. Один предназначался на погребение, а другой в пользу лавры, на вечное поминовение самого святителя и родителей его. Почти в тоже время архипастырь внес в опекунский совет по 500 рублей на имя женских монастырей: староладожского Успенского, новгородского Свято-Духова, Покровского Зверина, Десятинного, Сыркова и Воскресенского Горицкого. На имя совета Императорского Человеколюбивого Общества положено, в тоже время, 2000 руб. с тем, чтобы проценты раздаваемы были ежегодно, пред праздником Св. Пасхи «нуждающимся в дневном пропитании, для которых и малое пособие, благовременно оказанное, может благоприятно быть и возбудить в искренно приемлющих благодарные чувствования к Всевышнему подателю всех благ». В пользу бедных, призреваемых человеколюбивым обществом, бывший главный попечитель его и прежде делал много пожертвований. Кроме того, в распоряжение этого общества он предоставлял деньги, коими благодарили его за труды погребения знатных лиц. По этому поводу он писал к одному лицу, возблагодарившему его, за отпевание жены, 500 рублями: «не сознавая отягощения в деле чистого усердия, я счел священною обязанностью обратить вознаграждение в благотворение нуждающимся в пище и одеянии, в том убеждении, что не одна молитва, приносимая за усопших, с верою и надеждою на милосердие Божие, но и милостыня, подаваемая в память усопших, приносит им отраду и утешение за гробом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Архимандрит же снем со главы шапку отдает диакону, и стоит без шапки. По чтении же святаго Евангелия приемлет Архимандрит у диакона шапку и возлагает на главу свою, и сходит с горнего места, и станет пред святым престолом. И служащие священницы и диаконы по своим местам около престола станут. И тогда к Архимандриту диакон святое Евангелие приносит. Архимандрит же прекрестився целует святое Евангелие, и благословив диакона рукою, и повелевает иному диакону и к прочим служащим священником понести святое Евангелие целовати; и потом совершает божественную Литургию в шапки. И егда приспеет Херувимская песнь; и тогда Архимандрит шапку с себя снимает, и оттоле служит откровенною главою: И несет шапку его диакон на великой выход, пред кандилом за рипидами, и егда принесет диакон шапку его к царским дверям и несет ее в Олтарь и стоит с нею. Архимандрит же став в царских дверех откровенною главою, и приемлет от диакона кандило, и покадив святая и приемлет у диакона с главы дискос, да поставляет на божественный престол. И потом Архимандрит покадив святый потир приемлет у священника, да поставляет на божественный же престол; и паки прием кандило Архимандрит кадит всех служащих священников входящих во святый Олтарь. И егда принесут священники святый воздух, Архимандрит же покадив святый воздух отдает кандило, и приемлет священники святый воздух на главах, и покрывает Святая на божественном престоле, и потом Архимандрит священницы прощение творят. И по Верую во единаго Бога , и по взятии святаго воздуха от Святая. И тогда Архимандрит повелевает двема диаконом с рипидами стояти и брегут Святая и стоят со страхом, и осеняют до причастия. Архимандрит же божественную службу всю совершает откровенною главою, и причащается телу и крови Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. По причастии же тела и крови Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа раздает Христово тело служащим иереям и диаконом. И потом причащает Архимандрит сам перваго старейшаго священника, и повелевает ему к горнему месту отступити и тамо всех служащих священников и диаконов повелевает ему причащати, по причастии же и по вкушении святыя доры большия и меньшия, и по вкушении святыя просфоры, и по умовении уст, и по умовении рук, приемлет Архимандрит кандило, и покадив Святая, повелевает диакону в царских дверех страшити и потом, диакон поставляет Святая на престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Московская духовная семинария: Список выпускников 1871–1880 гг. Скачать epub pdf После реформы церковной школы в 1814 г. на территории Московской епархии функционировали параллельно две семинарии. Вифанская семинария собирала в свои стены воспитанников из северо-западного сегмента Московской губернии – от Вереи до Сергиева Посада. Что касается столицы, то сюда преимущественно поступали из Заиконопасского, Донского, Перервинского,Спасо-Андроньевского, Высоко-Петровского и Коломенского училищ – дети духовенства Москвы, а также Богородского, Бронницкого, Коломенского, Серпуховского и Подольского уездов. Московская семинария была крупнее Вифанской, что и отражалось на числе ее выпускников за все время существования (1814–1818 гг.). Ее городской статус повлиял также на социальный состав учеников, хотя в 1870-х гг. вкрапления иносословных выходцев оставались еще незначительными по сравнению с более поздним периодом. В основном это были дети служащих синодальной типографии, а также мещан (впрочем, вышедших в свою очередь из псаломщиков и дьячков). Также по сравнению с Вифанией можно отметить незначительную группу учеников, получивших начальное образование на дому, минуя училища. Про них писалось в документах как о поступивших «с домашним образованием», «после домашнего приготовления» или коротко «экстерном». Список выпускников Московской духовной семинарии 1871–1880 гг. приведен по аналогии с уже опубликованным на страницах «Вестника церковной истории» списком выпускников Вифанской духовной семинарии 1 . Отличие состоит в том, что названия церквей и населенных пунктов здесь приводятся в том виде, в каком они фигурируют в семинарских документах. Это привносит определенный колорит того времени, не искажая основной сути и может быть интересно тем, кто занимается историей топонимов. В том случае, когда название звучит слишком непривычно для современного человека, в сносках приведены более понятные наименования. В список также не перенесены явные огрехи, которые скорее вызывали сомнение в грамотности семинарских писарей, чем походили на оттенки ушедшей эпохи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По этой резолюции семинарское Правление чрез академическое за разрешением вопроса об иноепархиальных учениках и вопроса о содержании бедных воспитанников семинарии обратилось к комиссии духовных училищ. До решения этих вопросов высшим начальством ученики с большим неудобством должны были проживать в занятых ими по приезде в Вифанию помещениях и многие без всяких средств к содержанию. В таком неблагоустроенном положении была Вифанская семинария, когда ей пришлось воспитывать на началах нового образования многочисленных учеников разных школ старого образования. А. Беляев 2 Явились учиться в Академию воспитанники, приискавшие в длинную вакацию места в епархиальном ведомстве. Так ученик поэзии Иван Комаров, определенный в дьячки к Евиловской церкви, оставил дьячество, чтобы снова учиться в Академии. Дела С.-Г.-Л. Акад. 3 Дом этот построен был м. Платоном для своей племянницы Нестеровой и по его резолюции должен быть куплен семинарией после его кончины за 1000 рублей. 7 Представление Москов. Сем. Правления Академическому 7 ноября 1814 года. Дела Москов. Дух. Акад. 9 В январе 1814 г. Правление Академии докладывало преосвящ. Августину, что на содержание в Вифанской семинарии на будущее время ста человек не будет доставать 2447 р. 65 к. Дела Москов. Слав.-грек.-лат. Акад., 34, 1814 г. 10 Неофит (Никифор) Докучаев был воспитанником лаврской семинарии и в ней учителем с 1802 по 1804 г. В 1804 г. переведен в Вифанскую семинарию учителем риторики, 1810 г. пострижен в монашество и 1812 году назначен префектом Лаврской семинарии. 1814 г. 6 января определен ректором Вифанской семинарии. 11 Макарий (Михаил) Горяннов из воспитанников Вифанской семинарии. В 1812 г. определен в ней учителем риторики, в 1813 поступил в монашество с именем Мелетия, а при посвящении во иеродиакона переименован в Макария. С 19 января 1814 г. занимал должность префекта в семинарии. 14 13 Октября Академическое Правление постановило для учеников низших классов лаврской семинарии, из которых одни по сиротству, другие по бедности отцов своих не имеют совершенно способа к своему содержанию нанять квартиры в Посаде, сумму же для уплаты за оные употребить ту, которую Правление долженствовало выдавать бывшему префекту иеромонаху Вениамину за принятые от него вещи и съестные припасы.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Услужливый же и благодарный моему отцу наставник ревностно исполнял его просьбу». Но не розги заставили маленького Алешу Ключарева учиться; не они содействовали его развитию, а внимание его наставников. Вот что он рассказывал об этом далее. «В низшем классе духовного училища я стоял в разрядном списке 102-м из 120 учеников в классе, следовательно, был очень слабым учеником, и, когда приехала комиссия вербовать в военную службу неуспевающих учеников духовного училища, я остановился у ворот училища и горько плакал из боязни, что и меня, как неуспевающего, ожидает участь быть завербованным в солдаты; но меня успокоили, разъяснив, что я по возрасту еще не могу подлежать этой мере. И во втором полугодии я уже был 40-м, а к концу года 3-м учеником. С тех пор я не понижался в разрядном списке и затем стал вторым учеником. Мои способности постепенно развивались. Наставники, приняв во внимание мои горькие рыдания у ворот училища и сказавшееся в этих рыданиях признание себя слабейшим учеником, отнеслись ко мне внимательнее, и я скоро поправился. Вот что значит внимание педагогов, своевременно обращенное на ученика!» (Юж. Кр. 7183). Варшавский протоиерей Михаил Васильевич Семеновский, ученик того же самого Переславского училища, хорошо знавший лично Алешу Ключарева, в письме ко мне от 30-го Октября 1901 г. также свидетельствует что А. Ключарев окончил курс Переславского духовного училища, по разрядному списку вторым учеником. Теперь о. Иосифу Ключареву предстояла забота об определении своего сына в семинарию. Владимирская семинария тогда не пользовалась особою популярностью: в ней не было хороших учителей, а жизнь семинаристов была обставлена чрезвычайно скудно; гораздо выше в глазах духовенства даже Владимирской епархии стояла тогда Спасо-Вифанская семинария, основанная в трех верстах от Троице-Сергиевой лавры знаменитым московским митрополитом Платоном II Левшиным. «Могучий дух Платона, приведший в цветущее состояние древние рассадники духовного образования – Славяно- Греко-Латинскую Академию и Троицкую лаврскую семинарию, – говорит А.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

В Июле, с утверждения Коммиссии Дух. учил. производил обозрение С.-Петербургской Семинарии по учебной части. 1814 г., Августа 13-го, от Коммиссии Дух. учил. наименован Доктором правосл. Богословия. 27-го удостоен Высочайшаго рескрипта, с изъявлением Монаршаго внимания за успешное окончание перваго Академическаго курса, отличные труды и способность к образованию юношества. И по сим же обстоятельствам, вследствие представления Коммиссии Дух. учил., награжден пожизненным пансионом по 1500 р. в год. 30-го, по Именному Высочайшему указу, назначен Членом Комм. Дух. училищ, быв еще и прежде призыван в ея заседания по делам, пред открытием округа Московскаго и пред преобразованием Семинарий округа С.-Петербургскаго. 1815 г., в Июне и Июле, по поручению Комм. Дух. училищ, обозрел Моск. Академию и семь Семинарий: Новгородскую, Тверскую, Владимирскую, Ярославскую, Костромскую, Спасо-Вифанскую и Московскую, а также и находящияся при них и на пути между ними некоторыя уездныя и приходския училища. 1816 г., в Марте, по указу Свят. Синода, определен Настоятелем Моск. Ставропигиальнаго Новоспасскаго монастыря, с оставлением при Академии. Апреля 8-го Высочайшим рескриптом, за успешное обозрение С.-Петербургскаго и Московскаго округов и за ревностное служение по части образования духовнаго юношества, изъявлена ему совершенная признательность, и в ознаменование Монаршаго благоволения Всемилостивейше пожалован Панагиею. Июня 2-го Высочайше назначен был членом Комитета о решении того, каким образом должны производиться в Финляндских судебных местах дела о людях духовнаго звания Грекороссийскаго исповедания. Июля 16-го Высочайше утвержден членом Совета Императорскаго Человеколюбиваго Общества. 1817 г., Марта 3-го, назначен членом Высочайше учрежденнаго Строительнаго Комитета при С.-Петербургской Дух. Академии. Апреля 7-го членом Главнаго Правления училищ. В Июле произвел обозрение С.-Петербургской Семинарии по всем ея частям. Июля 23-го, вследствие представления Амвросия Митрополита Новгородскаго, Именным Высочайшим указом, данным Свят. Синоду, Всемилостивейше повелено быть ему Викарием С.-Петербургской Епархии с саном Епископа Ревельскаго и с оставлением за ним должности Ректора Академии и управления Новоспасским монастырем.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Шеховцев имел пять сыновей и двух дочерей. Двое из его сыновей, Всеволод и Александр, в 1900-х годах находились в числе взрослых певчих Синодального хора. Еще один сын, Виктор, был диаконом в московской церкви Успения на Могильцах; другой, Онисифор, обучался в Спасо-Вифанской духовной академии. Колоритная фигура Шеховцева неоднократно появляется на страницах разных мемуаров о Москве последних десятилетий XX века. В частности, о нем пишет В. А. Гиляровский в своих очерках «Москва и москвичи», в том числе в рассказе об открытии Елисеевского гастрономического магазина на Тверской: «Ровно в полдень, в назначенный час открытия, двери магазина отворились, и у входа появился громадный швейцар. Начали съезжаться гости, сверкая орденами и лентами, военное начальство, штатские генералы в белых штанах и плюмажных треуголках, духовенство в дорогих лиловых рясах. Все явились сюда с какого-то официального богослужения в Успенском соборе. Архиерея Парфения встретил Синодальный хор в своих красных, с откидными рукавами камзолах, выстроившийся около икон и церковнослужителей с ризами для духовенства. Зал гудел, как муравейник. Готовились к молебну. Кончился молебен. Начался завтрак. Из духовенства завтракать остались только архиерей, местный старик-священник и протодьякон – бас необычайный. Ему предстояло закончить завтрак провозглашением Многолетия. Не замолк еще стук ножа о тарелку, которым оратор требовал внимания, как по зале раздалось рыканье льва: это откашлялся протодьякон, пробуя голос. Как гора, поднялся он, и загудела по зале его октава, от которой закачались хрустальные висюльки на канделябрах. – Многолетие дому сему! Здравие и благоденствие! А когда дошел до «многая лета», даже страшно стало». (Гиляровский В. А. Москва и москвичи. М., 1979, с. 232–233.) Передаваемые мемуаристом слухи об усиленном употреблении Шеховцевым вина не лишены оснований. В своих «Воспоминаниях» Смоленский приводит случай, когда за всенощной под Воздвижение в 1890 году «совершенно пьяный громадина-протодиакон А. 3. Шаховцев упал на левом клиросе, идя говорить ектению, и передавил запищавших под ним моих дискантов и альтов» (Смоленский С. В. Воспоминания, т. П, л. 248).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010