2. Гостиный дом каменный стоит на восточной стороне лавры расстоянием от неё по примеру в 120 саженях, в нем имеется 9 покоев жилых, при нем особый двухэтажный флигель, кухня, приспешня, палата для поваров, и прочие службы каменные. Построен сей каменный дом в 1777 году, по Именному Ея Императорского Величества Указу, выданному из Государственной Коллегии Экономии суммою. На том месте, где стоит теперь каменный флигель, был прежде большой деревянный гостиный дом на каменном фундаменте, а разобран по причине крайних ветхостей в 1777 году, когда Преосвященным Митрополитом предпринято намерение сделать каменный дом. А новый флигель и службы каменные построены в 1805 и 1806 годах. До пожара гостиный дом был при подошве горы, называемой Красной; он был деревянный и сгорел в 1746 году. 3. На Востоке по Александровской дороге от Лавры, близ двух верст с половиною, есть загородный дом с садом и березовою немалою рощею; при них два большие пруда. Все сие место, которое называется Корбуха, с Южной и Западной сторон до верхнего пруда и с Восточной обнесено каменною оградою, слишком на 650 саженях по нынешний 1808 год, вышиною в 3 аршина с половиною, тщанием Преосвященного Митрополита Платона. Место сие прежде было незнатно: ибо на нем были, на ближней к Лавре стороне, деревянный дом с чердаком и скотский двор; но с 1742 года со времени настоятельства Архимандрита Кирилла, ближняя к Лавре сторона начата приводима быть в порядок; на ней построен дом большой деревянный со службами, а по обе стороны того дома разведены регулярные сады и цветники, и в пристойных местах сделаны беседки, и все место обнесено полисадником; но бывший в Лавре настоятелем Архимандрит Гедеон в 1759 году приказал сделать за прудом на дальней стороне Корбухи (понеже то место гораздо возвышеннее) деревянный дом на каменном фундаменте на 20 саженях, которой и построен был в 1760 году, а со всею внутреннею уборкой к окончанию приведен, так как он ныне есть, в 1762 году уже при Архимандрите Лаврентии; а Преосвященный Митрополит Платон оное место украсил долгими просекам и в рощах, поставив на концах оных беседки и пирамиды. Сие место, во время Высочайших в Лавре присутствий блаженной и вечной памяти достойной Государыни Императрицы Елисаветы Петровны и Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны, всегда посещаемо было их Императорскими Величествами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оная колокольня начата была строиться по повелению блаженной и вечной памяти достойной Государыни Императрицы Анны Иоанновны, но уже по кончине ее в 1741 году и все сие строение производилось Лаврским иждивением, и по большой части Лаврскими мастеровыми людьми, с довольною им за труды платою. А в 1767 году, по состоянии штатов, по Именному Ея Императорского Величества Указу из Коллегии Экономии выдано было на окончание той колокольни 13,843 руб. На купол пошло железа 545 пудов. Меди листовой латунной и прочей 278 пудов. На позолоту купола, золота пошло З4 фунта 78 золотников. За золотник тогда уплачено было по 2 рубля по 80 копеек. А полагая материал и работу по нынешней цене, купол сей будет стоить до сорока тысяч рублей. На оной колокольне: 1) в первом ярусе находилась прежде Лаврской Семинарии библиотека; а ныне она помещена в особо устроенном для Семинарии позади Дворца каменном двухэтажном флигеле. 2) Во второй части имеется колокол, весом 4000 пуд, большой, какой только есть во всей России, а может быть и во всем свете, в действительном употреблении. Он перелит был по Именному Указу Государыни Императрицы Елисаветы Петровны Лаврским иждивением в 1746 году из разбитого же Лаврского колокола, который лит был в 1716 году, весом 3319 пуд с прибавлением покупной в Артиллерийской конторе меди до 681 пуда. Сверх оного имеются еще на этой же колокольне: 1) Колокол, именуемый Годунов, сделанный вкладом бывшего на Российском Престоле Бориса Федоровича Годунова, весом до 1850 пуд 2) Корноухий, весом до 1275 пудов, литый в 1684 году монастырскою казною. 3) Лебедь, весом в 625 пудов, вкладом Конюшего Боярина Бориса Феодоровича Годунова. 4) Переспор; весом в 315 пуд 28 фунтов, лит в 1780 году. Всех колоколов на колокольне 27, а с часовыми 34; на оной же колокольне имеются боевые большие часы и с четвертьми, у коих наружные со всех четырех сторон большие слова и стрелы медные, через огонь золочены; устроены часы в 1784 году. 11. Здание над кладязем, именуемом Успенским, ибо он истекает из угла Успенской Церкви, шириною на трех саженях с аршином, длиною на трех же саженях с аршином, построенное изрядною Готическою архитектурою, и украшенное снаружи разными фигурами и колоннами, из камня резными.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5. Краткое историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры с приложением знатных происшествий, случившихся в оной, составленное в 1781 году наместником лавры иеромонахом Павлом Пономаревым (скончавшимся в 1806 году в сане архиепископа Ярославского), изданное в следующем, 1782 году и потом восемь или более раз переизданное, причем каждый раз было исправляемо и дополняемо соответственно тому, каких перемен и дополнений требовала действительность (первое издание, 1782 года, и второе издание, 1790 года, напечатаны с именем составителя; последующие издания, начиная с третьего, 1796 года, так как были печатаемы уже не составителем, в 1794 году поставленным из архимандрита Новоспасского в епископа Нижегородского, а монастырем, печатались без его, составителя, имени, или безыменно. Первое издание, весьма редкое, напечатано под заглавием «Краткое историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. С присовокуплением происшествий, случившихся в оной. Сочиненное Оной лавры Наместником Иеромонахом Павлом. В Санкт-Петербурге 1782 года». Третье, а безыменное – первое, издание напечатано под заглавием «Краткое историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры с приложением знатных происшествий, случившихся в оной, противу прежнего издания во многом исправленное и открывшимися вновь обстоятельствами дополненное до 1796 года. Москва. В вольной Типографии А. Решетникова. 1796». Последующие известные нам издания относятся к 1801, 1809, 1815, 1818, 1824 и 1829 годам. С издания 1801 года к описанию лавры прибавлено описание и «Спасо-Вифанского училищного монастыря», а два последних издания, 1824 и 1829 годов, еще с «присовокуплением описания Махрищского монастыря» (хотя в действительности «Краткое историческое описание Махрищского монастыря» есть уже в первом издании). На издании 1809 года выставлено, что оно есть «издание третье», и от него ведется счет дальнейших изданий, так что издание 1829 года есть седьмое; это значит, что счет изданий начат с первого безыменного издания, или с первого издания, сделанного самим монастырем после составителя описания. Преосвящ. Филарет в Обзоре литературы (кн. II, § 120) утверждает, что описание печатаемо было до 1837 года, но едва ли он не ошибается и как будто издание 1829 года есть последнее издание.

http://sedmitza.ru/lib/text/438564/

В 1845 году решился наконец совершенно расстаться с миром магистр Краснопевков и 28 сентября был пострижен в Троицко-Сергиевской Лавре в монашество, 30 сентября посвящен в иеродиакона, а 1 октября того же года во иеромонаха. В 1949 году 19–21 декабря назначен ректором Спасо-Вифанской духовной семинарии и настоятелем Московского Златоустовского монастыря, в 1850 году 1 января посвящен в сан архимандрита; 31 декабря того же года назначен быть настоятелем Московского Знаменского монастыря; в 1853 года – ректором Московской духовной семинарии, а в 1854 году – настоятелем Московского Заиконоспасского монастыря. Здесь мы остановимся и не станем говорить о дальнейшем его возвышении до времени, но передадим, что нам известно из рассказов отца Пимена и из писем к нему отца ректора архимандрита Леонида 20 , об их духовном общении и о постепенно возраставшей их дружбе. Весьма жаль, что многие письма утрачены, а иные не поступили в печать по совершенно официальному или совершенно личному их характеру, но и тех, которые мы имеем пред глазами, достаточно, чтобы судить о взаимных отношениях, связывавших в продолжение двух десятилетий этих друг другу искренне преданных друзей. V Отец Пимен был на десять лет старше отца Леонида; щедро наделенный от природы умом проницательным, живым, сметливым и удивительною памятью, сохранявшую в своих запасах однажды прочитанное, виденное и слышанное с изумительными подробностями, он был и опытнее как в монашеской жизни (ибо находился уже более двадцати лет в монастыре), так и в хозяйственных делах и в вещественных потребностях жизни, как человек, уже давно упражнявшийся в них, и в этом были его преимущества перед отцом Леонидом. Но, не получив надлежащего образования, а только приглядываясь и прислушиваясь к обращению и к разговору людей благовоспитанных, он старался усвоить то, что видел и слышал, что по большей части и удавалось ему, и в особенности, когда ему приходилось бывать по-долее в сообществе людей умных и безукоризненного образования, он умел стать в уровень с ними, не делая ни в чем слишком больших погрешностей или ощутительных отступлений; но когда он оставался один, недостаточно следил за собой, тогда прорывались и проглядывались выражения и приемы, с детства и в иной среде им усвоенные и изобличавшие несовершенный еще навык держать себя, как принято людьми вполне благовоспитанными. В этом отношении превосходство было на стороне отца Леонида, и в особенности, когда сделавшись преосвященным и сам уже свыкшись со всеми приемами и требованиями своего высокого сана, он мог свободнее делать свои замечания, и тогда он весьма часто останавливал отца Пимена и оговаривал его, а тот, как человек умный, сознавая справедливость замечания насчет сказанного им неладно или сделанного иначе, чем принято, простодушно извинялся, благодарил, нисколько не оскорбляясь, и никогда уже вторично не впадал в ошибку, однажды ему замеченную.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Писания; они, по достоинству их, уважаются всеми любителями Духовного просвещения. Желательно видеть полное Издание их, которое принесет важную пользу читателям: в них есть мысли и доводы глубокие и оригинальные. – Его же Рассуждение о нравственных причинах неимоверных успехов наших в войне 1812 года, напечатанное в собрании Образцовых Русских Сочинений, по справедливости может назваться образцовым; в нем, между прочим следующие места в высшей степени превосходны: «Участь Государств определяется вечным законом истины, который положен в основание их бытия и который, по мере их утверждения на нем или уклонения от него, изрекает на них суд, приводимый потом в исполнение под всеобъемлющим судоблюстительством Провидения». «Что есть Государство? некоторый участок во всеобщем владычестве Вседержителя, отделенный по наружности, но невидимою властию сопряженный с единством всецелого. И так чем постояннее оно удерживает себя в союзе верховного Правителя Мира, соблюдением Его закона, благочестием и добродетелию, тем точнее входит во всеобщий порядок Его правления; тем несомнительнее покровительствуется Им; тем обильнее приемлет от Него силы к своему сохранению. Оставив Бога, оно может быть на некоторое время оставлено самому себе, по закону долготерпения, или в ожидании его исправления, или в орудие наказания для других, или до исполнения меры его беззакония; но вскоре поражается правосудием, как возмутительная область Божией державы». «Что есть Государство? – великое семейство человеков, которое по умножению своих членов и разделении родов, не могши быть управляемо, как в начале, единым естественным отцом, признает над собою в сем качестве избранного Богом и законом Государя. И так чем искреннее подданные предаются отеческому о них попечению Государя и с сыновнею доверенностию и послушанием исполняют Его волю; чем естественнее Государь и поставляемые им Правители народа, по образу Его представляют собою отцов меньших семейств, украшая власть благотворением, растворяя правду милосердием, простирая призрение мудрости и благости от чертогов до хижин и темниц, тем узы, соединяющие правление с подчинением – неразрывнее, ревность ко благу общему – живее, деятельность – неутомимее, единодушие – неразлучнее, крепость – необоримее и проч.»

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

«Ныне благословенная Богом Россия познай твое величие и не воздремли, сохраняя основание, на котором оно воздвигнуто! и проч.» Столь знаменитый познаниями своими и усердием ко благу Церкви и Отечества, Митрополит Филарет, как и Платон, известен и в Англии, где некоторые поучительные Слова его переведены и напечатаны в Лондонском Журнале, под названием: Русский Проповедник. – Об этих Словах известные Английские Рецензенты отзываются с большою похвалою, а Проповедь, говоренную в Великую Пятницу в Невской Лавре, когда он был еще Ректором Духовной Академии, называют они образцовою и указывают особенно на следующие места в ней: «Чего теперь ожидаете, вы слушатели, от Служителей Слова? Нет более Слова». «Слово, собезначальное Отцу и Духу, рожденное для нашего спасения, начало всякого слова живого и действенного ( Евр. 4:12 ) умолкло, скончалось, погребено и запечатано. Дабы вразумительнее сказать человекам пути живота, ( Пс. 15:11 ) Слово сие оставило Небеса и облеклося плотию: но человеки не восхотели внимать Слову; растерзали плоть Его, и се взят от земли живот Его, ( Ис. 53:8 ). Кто же теперь даст нам Слово жизни и спасения?» «Поспешим исповедать тайну Слова, которое долженствует обезоружить гонителей Его и которое возвращает Его душам, готовым принять оное. Слово Божие не связуется смертию. Как устное слово человеческое не совсем умирает в ту минуту, когда престает звук его, но паче восприемлет тогда новую силу, и прошед чрез чувства вселяется в умах и сердцах слышавших: так и ипостасное Слово Божие, Сын Божий, в Своем спасительном вочеловечении, умирая плотию, в то же время исполняет всяческое ( Еф. 4:10 ) Своим духом и силою. По сему то, когда Иисус Христос изнемогает и умолкает на Кресте, тогда и небо и земля дают Ему глас свой, и умершие проповедуют воскресение Распятого и самые камни вопиют о Нем. И померче солнце и завеса церковная раздрася ( Лк. 23:45 ) и земля потрясеся, и камение распадеся и телеса усопшах Святых восташа ( Мф. 27:51–52 ). «Христиане! Воплощенное Слово умолкает токмо для того, чтобы сильнее и действеннее глаголать к нам; сокрывается для того, чтобы внутреннее вселиться в нас ( Ин. 1:14 ), умирает, чтобы даровать нам Свое наследие. Будучи собраны Церковию беседовать с умершим Иисусом, слышите живое Слово ( Евр. 4:12 ) умершего, слышите данное от Него вам завещание: Аз завещаю вам, яко же завеща Мне Отец Мой Царство ( Лк. 22:29 ) и проч.»

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Прошу мне возвратить переданные мною Вам мои заметки, писанные карандашом по поводу Вашей диссертации. Вам преданный неизменно Р. П.А. Горский. 14. Окт. 1874 г. II. Первый магистерский диспут в Московской духовной академии 3094 Новым уставом академии изменены условия приобретения магистерской степени воспитанниками академии. По прежнему порядку требовалось для означенной цели только письменное сочинение, по новому уставу требуется печатное, которое, кроме того, должно быть публично защищено. 15 октября, в актовый зал Московской духовной академии, в присутствии наставников, студентов и местной —398— Публики, происходил первый, со времени введения нового устава академии магистерский диспут. Соискателем степени являлся Н.Ф. Каптерев , приват-доцент по древней гражданской истории. Диссертация, представленная Н.Ф. Каптеревым , заглавляется: Светские архиерейские чиновники в древней Руси. (Москва 1874 года, 236 стр.) Когда все собрались в актовой зале академии, прочтено было краткое curricum uitae, из которого оказалось, что диспутант первоначально обучался в Саввинском Звенигородском училище, откуда поступил в Спасо-Вифанскую семинарию, и по окончании курса в оной со степенью 1-го разряда, поступил в Московскую духовную академию. Здесь, по преобразовании академии по новому уставу, он, г. Каптерев, избрал для своих специальных занятий историческое отделение академических наук. При окончании академического курса, г. Каптерев утверждён был в степени кандидата, и по выдержании им магистерского экзамена, советом академии оставлен в качестве приват-доцента при академии по древней гражданской истории, с обязательством представить магистерскую диссертацию, которую он и представил в совете академии в нынешнем году. Затем диспутант произнёс речь, в которой выяснил значение и важность своей диссертации. Он говорил, что его диссертация имеет предмет слишком специальный, а потому, по-видимому, малоинтересный и живой. Выбор такого специального предмета диспутант объяснял настоящим состоянием русской церковно-исторической науки, которая, по недостатку разработки материалов, не допускает пока философского обобщения фактов церковно-исторической жизни, а требует добросовестного, специального изучения подробностей. Переходя к вопросу о важности избранного предмета, диспутант выяснил, что предмет его диссертации, не смотря на свою специальность, проливает новый свет на некоторые важнейшие и общие вопросы нашей церковной истории. Так как светское архиерейское чиновничество есть чисто русское явление, – тогда как епархиальное управление и церковное устройство вообще должны бы быть, по-видимому, образованы в России по византийскому образцу, – то исследование данного вопроса имеет

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3) Для сего и для большего выразумения темных мест, надобно сводить места параллельные. Ибо сие весьма облегчит понятие: поскольку очень не редко, что в одном месте сказано темно, или кратко; в другом тоже, но уже ясно и пространно. 4) He забывать при толковании, чтоб выводить и нравоучения, прямо оттуду следующие, например: из оставления Авраамом отечества своего и рода, отречение самого себя. Из приношения сына в жертву, величайший пример веры и любви к Богу. Из Хамова посмеяния, почтение к родителям. Из странноприимства Авраамова, гостеприимство и щедролюбие, и прочее подобное. 5) Пророков толкуя, надобно показывать, когда их пророчества исполнились, и при каковых обстоятельствах, на пример: славное пророчество Даниилово о горе, наполнившей всю землю, и o камне от нее без рук отсеченном, и его семьдесят седмин. 6) Где места Священного Писания найдутся, из коих одно, кажется, другому противоречит, те объяснять и соглашать, с помощью на то изданных гармоний. 7) Где найдутся места, из коих и которые выводили превратные толкования, и что подавало случай к расколам и ересям, надобно тех мест прямый и истинный смысл показать, и опровергнуть мнения и доводы еретиков и раскольников. При чем исторически, хотя кратко, сказать о тех ересях и расколах, от кого начались, когда, каким образом происходили, и как кончились. 8) Где найдутся такие места, на которые мудрование человеческое может делать и которые возражения, таковые возражения не скрывать, но их решить ясным и удовлетворительным образом. 9) Да и самым студентам велеть таковые сомнительные возражения не скрывать, но объявлять: а учителя долг есть, таковые возражения удовлетворительно решить. И сии три последние пункты составят некоторым образом так называемое Богословие полемическое. И для того диспуты Богословские не в ином чем состоять должны, как в предложении от учителей возражающих тех мест из Священного Писания, кои темны, и кои разным толкованиям подвержены, и в тезисах только объявлять какие книги ветхаго и новаго завета к любопрению назначаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Только что насаждена, только что начала возникать, и уже приносишь довольно вкусные плоды. Не сомневаюсь, что со временем ты представишь умственные опыты в большем виде и еще приятнее, о чем пламенно молю Бога. 1802 Нояб. 18. Перерва. ––––––– Cum in deserto Bethaniae vagabundus, et senectute gravis et maestus deambularem; ecce mulcedine novae musae erigor, ejusque voluptate captus rejuvenescere mihi videor. Gratias itaque tibi, musa refero! et opto, ut meam senectutem sustineas, eaque me premi non sinas. Plato M. Mosquensis. 1804 Novembri 19 die. T. e. когда бродил я по пустыне Вифанской и гулял грустный и отягченный старостию, – вдруг ободряюсь прелестию новой музы, и плененный ея приятностию, повидимому, начинаю юнеть. Благодарю же тебя, муза, и желаю, чтоб ты поддерживала мою старость, и не позволяла ей обременять меня. Платон Mump. Московский 1804 г. Ноября 19 дня.   Gratae sunt mihi gratulationes studentium, et satis video, non in cassum operam et sumptus pro seminario Bethaniensi pono, – sed parcite senectuti meae. Breviora offerte: nam longitudine gratulationum oneror. – Vena vestra iuvenilis abunde quidem fluit, sed ei exhavriendae vires seniles non sufficiunt. 1806. Decembr. 2 Т. е. Приятны для меня поздравления учащихся, вижу, что не всуе употребляю труд и издержки на Вифанскую Семинарию; но пощадите мою старость. Представляйте поменьше, ибо я утомляюсь длиннотою гратуляций. Юная сила ваша бьет ключем; но у старика недостает сил его исчерпать. Ex horrida Eremo, ex incultis sylvis, en prodiit novum spectaculum! flores odoriferi et fructus suaves. Haec metamorphosi est Illius, Qui dicit tenebris, ut fiat lux et facta est lux. P. M. M. 1809. Novemb. 22 die. Bethania. T. e. вот какое новое зрелище открылось из суровой пустыни, из лесов диких! Благовонные цветы и сладкие плоды. Так преобразил Рекший тме: да будет свет и бысть свет. Чтоб сообщить читателям понятие о поздравительных стихотворениях того времени, представим некоторые из них. Юпитеров суд. Какие зрю огни эфирны В превыспренних горят странах, – На горизонте звуки лирны – Сияет больший свет в мирах! . . . He солнцы ль новыя родились Или стихии пременились, Нарушив Творческий устав? Разлились хлябии палящи, Вихрь огненный превосходящи,

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Помяни, человеколюбче Владыко, и всех православных Христиан в надежде воскресения и во уповании на милосердие Твое скончавшихся. Упокой их идеже присещает свет лица Твоего. Сподоби Боже и нам проходящим многотрудное течение жизни сея во объятиях Твоих обрести себе упокоение, получити мзду верных строителей Твоих и сопричтенным быти блаженному лику духов праведных, от века преставльшихся. 6. Инструкция Платона трапезующей братии. В трапезе братской хранится инструкция, написанная Платоном: она содержит следующие правила трапезного порядка: 1) Быть всем монашествующим и послушникам всегда в трапезе за обедом. 2) Ежели кто не придет за трапезу, тому пищи, ни в трапезе, ни в кухне, ничего не давать; и в келью ничего не отпускать. 3) Ho ежели кто болен, или по воле Настоятеля, а не по своей, занят должностию, которая ему препятствует притти в трапезу, таковому дать пищу, но не отпуская в келью, а в кухне. 4) Больному отпускать в келью пищу; и ту не всю, какая за трапезою поставляется; но сколько больному почитается нужным; и что притом признается быть больному здоровым, а не вредным. 5) Во весь год быть обеду, кроме двух дней великаго поста, первой недели: понедельника и вторника; и страстной, недели пяти дней: понедельника, вторника, среды, пятка и субботы. 6) В сии 7 дней, кто пожелает, может дано быть по уломку хлеба и квасу: и то в трапезе. 7) Ужину никогда не быть и никак ничего, ниже даже хлеба и квасу в келью никому никогда не отпускать. 8) А ежели кто по немощи пожелает ужинать, тот по вечерни может притти в кухню; и ему дать хлеба и другой пищи, какая от обеда останется. 9) Также и пить кто пожелает, тому приходить в кухню всегда невозбранно, и чтоб квас всегда был готов. 10) В кельи содержать воду для омовения, и коли пожелает для питья. 11) В кельи у монаха ничего не должно быть, кроже одежды, которая вся будет казенная; да книг для моления и чтения; да орудия или инструмента для какого нибудь рукоделия, в коем кто упражняется. 12) В трапезе никому ничего не говорить, а сидеть в молчании.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010